Достоевский когда умер: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя

родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя

Портрет Достоевского художник Василий Перов – тогда автору знаменитых романов был 51 год. Фото: wikipedia

Жизнь писателя Федора Достоевского, сложная, наполненная потерями, метаниями, сама по себе – как роман. Не случайно она так привлекает кинематографистов. Первый художественный фильм о писателе «Мертвый дом» в 1932 году снял Василий Федоров, главную роль исполнил Николай Хмелев. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко – сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли. Итак, главное из биографии Федора Достоевского.

Родители Федора Достоевского: сын священника

Федор Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье разночинцев в Москве. Его отец Михаил Андреевич, потомок униатского священника, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна – дочь купца третьей гильдии.

«Я происходил из семейства русского и благочестивого», – позже скажет Федор Михайлович.

Родители Достоевского – Михаил Андреевич и Мария Фёдоровна. Фото: wikipedia

В семье бытовал патриархальный уклад, дети (у Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских было 7 детей) воспитывались в послушании и набожности. По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Вместе с тем это была дружная, радушная и гостеприимная семья, отнюдь не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни.

Маленьким Достоевским читали на ночь сказки народов мира, на семейных вечерах – произведения Карамзина, Державина, Пушкина.

На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В летнюю пору ездили на прогулку в Марьину рощу. В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи.

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского (1847). Фото: wikipedia

Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее. Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями.

Первые романы Достоевского: реакция критиков

По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика.

Достоевский Фёдор Михайлович. Фото: globallookpress

Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег. Федор Михайлович разорвал отношения с членами кружка.

Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Среди них Достоевский обрел подлинных друзей, которые помогли ему пережить душевную травму после обрушившегося на него шквала критики за роман «Двойник» и глубочайшего разочарования в Белинском и его единомышленниках.

Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Фото: wikipedia

Как Достоевский избежал смертной казни

А в 1847 году он увлекся воззрениями русского мыслителя и общественного деятеля, социалиста Михаила Петрашевского. Участие в его кружке чуть было не стоило Достоевскому жизни. В апреле 1849 года писателя вместе с другими петрашевцами арестовали за «вольнодумство» и заключили в Петропавловскую крепость.

Спустя восемь месяцев Достоевский был приговорен к смертной казни. 22 декабря 1849 года его вывели на расстрел, но в последний момент сообщили о помиловании и замене высшей меры наказания на каторжные работы. Писателя сослали в Сибирь. Свои воспоминания о пяти годах острога он позже отразит в повести «Записки из Мертвого дома».

Новгородская область Старая Русса. Дом-музей Достоевского. Фото: Михаил Фролов

После заключения Достоевский служил рядовыми в 7-м Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, через год был произведен в унтер-офицеры, а еще через год, в 1856-м – помилован по указу вступившего на трон императора Александра II. Хотя под негласным надзором полиции находился аж до 1875 года.

Новгородская область. Старая Русса. Интерьер, мебель в доме-музее Достоевского. Фото: Михаил Фролов

Мария Исаева: первая жена Достоевского

Со своей будущей женой Марией Дмитриевной Федор Михайлович познакомился в Семипалатинске, когда та еще была замужем за чиновником Александром Исаевым, сильно пьющим человеком. 28-летняя Мария привлекла писателя своей красотой, утонченностью, страстностью натуры, пылким и добрым сердцем. Между ними вспыхнули чувства, но молодая женщина не готова была уйти из семьи, сохраняя верность мужу, пусть опустившемуся и жалкому.

Мария Дмитриевна Достоевская. Фото: wikipedia

Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились в 1857-м, через два года после того, как умер ее муж (они проживут вместе семь лет, но их брак не будет счастливым). В том же году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано первое после заключения и опалы произведение Достоевского – рассказ «Маленький герой».

В 1859 году писатель с женой и ее сыном от первого брака вернулся в Петербург. Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха».

Аполлинария Суслова: болезненные отношения

Аполлинария Суслова (1867). Фото: wikipedia

В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе. И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах. Тогда же знакомится с «инфернальной» эмансипированной девушкой Аполлинарией Сусловой, с которых их свяжут сложные, болезненные отношения. Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок». Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми.

Анна Сниткина: вторая жена Достоевского

Сниткина-Достоевская Анна Григорьевна. Фото: wikipedia

В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

В 1867 году Федор Михайлович женился во второй раз – на своей стенографистке Анне Сниткиной, ставшей его верной помощницей и соратницей и родившей ему четверых детей. Благодаря Анне Григорьевне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет.

Смерть и похороны Достоевского: умер в 59 лет

Фотография Федора Достоевского, сделанная Лоренковичем в 1878 году в Старой Руссе. Фото: Евгения Гусева

Зимой 1881 года здоровье писателя сильно ухудшилось – дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 28 января 1881-го писатель скончался в возрасте 59 лет.

Почтить память Достоевского собрались тысячи петербуржцев – ценители его творчества. Уже в первые часы после его смерти люди стали приходить на квартиру, где стоял гроб с телом писателя – попрощаться. Знаменитый русский художник Иван Крамской написал посмертный портрет писателя «Ф.И. Достоевский на смертном одре».

Посмертный портрет И. Н. Крамского «Ф. М. Достоевский на смертном одре». Фото: wikipedia

Похороны великого литератора и философа состоялись 1 февраля 1881 года. Среди тех, кто пришел проводить его в последний путь, были знаменитые писатели, журналисты, общественные деятели, студенты-словесники. Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра. Гроб несли на руках.

Федора Михайловича похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна – именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ».

Дети Федора Достоевского

В браке с Марией Исаевой общих детей не было. Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа – Павла Исаева. Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание. Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей. Их первенец– девочка София умерла, не прожив и года.

Портрет Достоевского, его жены и детей. Фото: Михаил Фролов

Вторая дочь Любовь Достоевская (род. в 1869 году) стала мемуаристкой и писательницей, но не снискала славы, оказавшись посредственным литератором. В 1913 году эмигрировала из России. Умерла в 1926 году в Италии от лейкоза. Замужем Любовь Михайловна никогда не была, детей у нее не было.

Названный в честь отца Федор Достоевский-младший (род. в 1871 году) по его стопам не пошел, став конезаводчиком. Хотя писал недурные стихи. У Федора Федоровича было трое детей, но двое умерли в раннем возрасте. Единственным продолжателем рода Достоевских стал младший сын Андрей. Федор Федорович скончался в Москве в 1922 году.

Младший сын Федора Михайловича Достоевского Алексей (род. в 1875 году) умер трех лет от роду от эпилепсии, передавшейся по наследству от отца. Потомки писателя по линии внука Андрея до сих пор живут в Санкт-Петербурге. Прапраправнука, который еще ходит в детский сад, зовут Федор Достоевский.

Могила писателя Достоевского в Александро-Невской Лавре, на Тихвинском кладбище. Фото: Тимур Ханов

Творческое наследие писателя

Достоевский препарировал в своих произведениях сложную, противоречивую человеческую натуру, раскрывая ее сокровенные тайны, порой темные и страшные, ее метания в поисках истины и Бога, природу ее греха в самом что ни на есть христианском смысле этого слова.

Да, писатель был глубоко верующим. И через призму Евангелия рассматривал человека – образ Божий, которого Создатель сотворил добрым, чистым и прекрасным, но после грехопадения глубоко исказившийся. В его сердце вошло злое начало, и с тех пор в нем, как говорит герой Достоевского Дмитрий Карамазов, «дьявол с Богом борются».

Рукописи Достоевского. Фото: Софья Сандурская

По твердому убеждению писателя, спасение души, нравственное возрождение человека возможно только через раскаяние и смирение. Ведь и Федор Михайлович пережил труднейшую борьбу с самим собой, прежде чем принять Христа в свое сердце, как он сам сказал, «через большое горнило сомнений моя осанна прошла».

Творчество Достоевского до сих пор находит отклик не только у русского читателя, оно будоражит умы глубоко мыслящих людей во всем мире. Произведения писателя экранизируют в Европе, Америке, Японии, Индии.

Похороны Достоевского: как они проходили и почему удивили даже не читавших его простолюдинов

Приблизительное время чтения: 8 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. Более чем десятитысячная толпа собралась для того чтобы проводить в последний путь одного человека. Учебные заведения прерывали занятия, жители высыпали на улицы и часами пробивались к месту прощания — весь Невский проспект был заполнен людьми, которые в слезах шли за гробом.

Ровно 140 лет назад, 9 февраля 1881 года, умер Фёдор Достоевский.

О его последних днях и о том, как похороны писателя стали, по слову очевидца, «масштабнейшим событием» в столице империи — в статье «Фомы».

Роковая болезнь

Последние 9 лет своей жизни Достоевский страдал заболеванием дыхательных путей. Один из наборщиков петербургских типографий, где издавались произведения автора «Преступления и наказания», вспоминал, как виделся с писателем незадолго до его смерти. Обсуждали издание «Дневника писателя», но его автор принял наборщика лежа в постели. На вопрос посетителя «Что же с вами случилось, Фёдор Михайлович?» он ответил: «У меня кровь из горла идёт; доктор говорит, что у меня где-то внутри жилка порвалась и из неё-то течёт кровь… уж две рюмки, говорят, вытекло».

Смертельный исход болезни случился от разрыва лёгочной артерии. В ночь с 6-го на 7-е февраля у писателя снова пошла кровь, однако он посчитал, что на такое происшествие не стоит обращать внимания. На следующий день он чувствовал себя сравнительно хорошо и хлопотал о том, чтобы его «Дневник писателя» вышел в свет 12 февраля, а также просил свою жену Анну Григорьевну озвучить корректуры и исправить текст там, где это требуется.

9 февраля снова пошла кровь, и Достоевский очень ослабел. Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге. Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Достоевский сказал: «Ты слышишь — „не удерживай“, — значит я умру». Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным.

Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её»

Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда (…) Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её».

«Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне»

Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть… Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит».

Ф.М. Достоевский на смертном одре. Рисунок И.Н. Крамского, 1881

«Никогда ещё не бывало на Руси таких похорон»

Утром во всех газетах появилась информация о смерти Достоевского, в дом которого устремилось множество людей, чтобы присутствовать на панихиде и похоронах. Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну.

Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед!» — раздались голоса; венки поднялись, толпа заколыхалась, и через две-три минуты процессия тронулась. На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы».

Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев, 1881

Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц.

«Погода была прекрасная: 1 или 2° тепла, точно по заказу для проводов Федора Михайловича»

Некоторым участникам похоронной процессии запомнилось, что в день похорон Достоевского была хорошая тёплая погода, не было ветра и сырости (на другой же день ударили морозы и поднялся сильный холодный ветер). Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества.

Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод:

— Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель.

— Стало быть, так!

Листок с факсимиле Ф.М. Достоевского, раздававшийся участникам траурной процессии

Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день.

«Вы — шестая вдова Достоевского, требующая, чтобы её пропустили!»

Гроб с Достоевским был установлен в церкви Сошествия Святого Духа: люди преклоняли колени и молились до самого вечера. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение.

Уже рано утром такое огромное количество людей заполнило Александро-Невскую лавру, что постоянно прибывающий поток пришлось контролировать полиции. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь:

— Больше не пропускают! — заявил он строго.

— Как это не пропускают? — спросила удивлённо моя мать. — Я вдова Достоевского и меня ждут в церкви, чтобы начать отпевание.

— Вы — шестая вдова Достоевского, требующая, чтобы её пропустили. Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! — ответил в ярости полицейский.

На могиле Достоевского, 1881

К счастью, мать и дочь провели в церковь ожидающие их друзья. Любовь Фёдоровна писала: «Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы (…) Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была благоговейная…» Затем гроб с телом писателя был перенесён на Тихвинское кладбищеСейчас место, где похоронен Достоевский, называется Некрополем мастеров искусств. — А.З.. Анна Григорьевна Достоевская сохранила в памяти, как уже после погребения над открытой могилой произносились речи и читалось множество стихотворений, посвящённых памяти её умершего мужа. Гроб был накрыт принесёнными венками практически до верхней части склепа. От других венков публика отрывала и уносила с собой цветки и листочки на память о любимом писателе…

***

12 февраля (31 января по старому стилю), как и желал сам Фёдор Михайлович, вышел в свет его «Дневник писателя». В этот же день он был весь распродан. На следующий день появилось его второе издание: с траурной рамкой вокруг первой страницы.

Источники, которые использовались при подготовке статьи:

  • Л. Сараскина «Достоевский»,
  • Ю. Селезнев «Достоевский»,
  • Л. Гроссман «Достоевский» (серия ЖЗЛ),
  • «Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников»,
  • А. Павленко «Лекции о Достоевском»,
  • «Достоевский и время»,
  • И. Волгин «Ничей современник. Четыре круга Достоевского»,
  • материалы портала «Мир Достоевского» и сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».

Два века Достоевского — Институт межвузовских исследований

Перейти к содержимому

27 декабря 2021 г. Кристофер Сэндфорд

Это примечание редактора появляется в осеннем выпуске 2021 года Modern Age . Чтобы подписаться на журнал, нажмите здесь.

 

Вскоре после рассвета субботнего утра 22 декабря 1849 года двадцативосьмилетний Федор Достоевский стоял на черных драпированных эшафотах, возведенных на буровой площадке на Семеновской площади в его родном Санкт-Петербурге и готовы умереть перед расстрельной командой. Был холодный, пасмурный русский зимний день, хлопья снега падали к ногам осужденного. Существуют противоречивые сведения о том, как он подошел к месту казни. Некоторые наблюдатели утверждают, что он шел спокойными размеренными шагами; другие, что он был охвачен «мистическим ужасом» и, казалось, едва понимал, что с ним происходит. Достоевский был привязан к столбу между двумя другими мужчинами, библейской троицей, которую он наверняка узнал бы, и еще девять заключенных ожидали своей очереди. Все двенадцать были осуждены за то, что председательствующий суд назвал «заговором идей» с целью подрыва царского режима. На промерзшей земле за эшафотом стоял ряд телег, нагруженных двенадцатью пустыми гробами.

Раздалась равномерная барабанная дробь, затем на платформу вышел офицер в черной форме и начал зачитывать смертные приговоры. Слова вырывались порывистыми рывками в холодном утреннем воздухе. Достоевский и другие осужденные молчали. Им не завязывали глаза, и они были одеты только в легкую летнюю одежду.

«После тщательного рассмотрения Военный суд пришел к выводу, что все обвиняемые виновны по обвинению в большей или меньшей степени в заговоре с целью свержения существующих законов и естественного порядка Отечества и поэтому приговорены к высшая мера наказания».

Была еще одна задержка, так как к каждому из двенадцати мужчин обращались индивидуально. К этому времени собралась толпа из нескольких сотен любопытных горожан, молча наблюдавших за зрелищем. Снег начал падать сильнее.

«Бывший инженер-лейтенант Достоевский, — продолжал офицер, — за участие в преступных планах, за распространение частного письма, содержащего необдуманные высказывания против православной церкви и высших властей, и за попытку распространения подрывной работы с помощи литографии — выносится смертный приговор».

Священник в черной мантии поднялся на эшафот и предстал перед костром перед первыми тремя заключенными. Он процитировал Римлянам 6: «Возмездие за грех — смерть». Тем не менее, признавая свои грехи, осужденные все еще могли надеяться унаследовать вечную жизнь. Все трое связанных мужчин молча целовали крест священника, когда он был предложен им.

Еще барабанная дробь. Не менее сорока восьми солдат, выстроившись в три ряда по шестнадцать человек, шаркая ногами, заняли позиции перед эшафотом, взводя винтовки. Их командир поднял меч, давая им сигнал прицелиться. И в этот самый момент, когда осужденные мучительно зависли между жизнью и смертью, из-за угла выехала карета и выехала на мощеную площадь, чиновник в форме лихорадочно размахивал белой тряпкой из окна. Расстрельная команда удерживала свою позицию, когда из кареты выпрыгнул широкогрудый мужчина в военной тесьме и побежал к председательствующему офицеру с запечатанным конвертом.

В нем была записка с известием о том, что приговоренные по милостивому приказу царя отсрочены. Вместо этого их просто отправят в ссылку. Позже выяснилось, что весь эпизод на Семеновской площади был театром ужасов. Имитация казни на самом деле была частью мужского наказания. Один из трех человек, которые были привязаны к столбу в то утро, навсегда сошел с ума. Об одном больше не было слышно. Третий продолжал писать Преступление и наказание .

Этот отвратительный фарс на плацу, однако, еще не был концом испытаний Достоевского, потому что следующие четыре года он провел в ссылке на каторжных работах в лагере для военнопленных в Сибири. Позже он так описывал условия жизни: «Летом невыносимая теснота; зимой нестерпимый холод. Все полы были гнилые. Грязь толщиной в дюйм… Мы были набиты, как селедки в бочке. Не было места, чтобы развернуться. Мы вели себя как свиньи».

Не нужно спускаться в заросли шиповника психиатрии, чтобы заключить, что глубокое знакомство Достоевского с круговоротом человеческих страданий и благодати должно было стать главным источником его романов. В результате они могут показаться нам слегка мрачными. Подающий надежды художник, увидевший зрелище истощенных тел и деградации, не обладает теми же инстинктами, что и тот, кто вскормлен продукцией Уолта Диснея. Но опять же, книги Достоевского не из тех книг, которые находят какое-то особое достоинство в том, чтобы разделить скуку и меланхолию собственной жизни автора. Он признает центральную истину, заключающуюся в том, что искусство должно вырывать нас из унылой повседневности, а не уткнуться в нее лицом.

Разного рода преступления явно являются темой или навязчивой идеей канона Достоевского. Но что больше всего выделяет его из простого писателя ужасов того времени, так это его способность выявлять моральные сложности каждого случая и даже иногда отождествлять себя с преступником, что, несомненно, является еще одним прямым следствием его понимания своих сокамерников в Сибири. О разбойнике Орлове, например, Достоевский писал: «Это был преступник, каких немного, хладнокровно убивавший стариков и детей, — человек страшной силы воли и гордого сознания своей силы». Однако Орлов вовсе не утратил своей человечности, он был «полным триумфом над плотью. Видно было, что власть человека безгранична, что он презирал всякую муку и ничего на свете не боялся».

Короче говоря, что бы ни говорили о других его нравственных ценностях, Орлов был человеком необычайного самообладания, а не просто карикатурой на предубеждения общества о зле, и Достоевский отмечает, что он был «поражен его странной надменностью. Он смотрел на все сверху вниз с невероятным пренебрежением, хотя и не пытался сохранять свое высокомерие. Это было как-то естественно».

Так что да, Достоевский по-прежнему имеет значение. Его лучшие книги — это язвительное исследование человеческого духа под принуждением. Они также противны, жестоки, ироничны, пикантны, а временами язвительно смешны. Возможно, в анналах литературы нет более противоречивого автора. Философ Владимир Соловьев основывал свою богословскую концепцию «богочеловечества» на таких романах, как Преступление и наказание , а Франц Кафка видел в них ключ к пониманию низшего поведения человека. Сейчас, быть может, более чем когда-либо, в наше унизительное время, Достоевский важен именно тем, что он шлифует обыденную, а иногда и грязную жизнь обывателей в столь убедительную прозу, в самом деле, в поэзию, благодаря своему повествовательному дару и искусству переводчика. .

В своих лучших проявлениях Достоевский сочетает, казалось бы, непринужденный репортажный стиль с оттенком готического сюрреализма. Как будто Агате Кристи каким-то образом пришлось сотрудничать с Жан-Полем Сартром. Или, возможно, даже эта литературная смесь может не совсем соответствовать уникальному знакомству русского человека с падшей природой человека. Однажды в Сибири, пожаловавшись на тюремную еду, Достоевский получил пятьдесят ударов плетью и месяц пролежал в больнице. Вскоре после этого у него начались сильные припадки, и его сокамерники привязывали его к койке, пока он корчился в агонии, что послужило началом повторяющихся эпилептических припадков, которые писатель находил одновременно чрезвычайно болезненными и морально возвышающими. «Бог есть! Бог есть!» он иногда кричал в то время как в муках конвульсии. Позднее Достоевский называл эпилепсию своей «святой болезнью» и говорил о ней: «В эти минуты я испытывал радость, немыслимую при обычных обстоятельствах и непонятную большинству людей. Я чувствовал, что нахожусь в полной гармонии с собой и со всем миром, и это чувство было настолько ярким и сильным, что за несколько секунд этого экстаза можно было отдать десять лет — да даже всю жизнь».

Возможно, это не ваш стандартный современный романист, чьи персонажи стали рупорами политических мнений или чьи бесконечные посты в социальных сетях отличаются банальностью выражения, безжалостной саморекламой и отсутствием запретов. Есть размышления на темы вины и искупления у Достоевского, выходящие за рамки почти любого другого летописца человеческого состояния за последние две тысячи лет. Как сказал не иначе как Эрнест Хемингуэй: «В Достоевском были вещи невероятные, которым не верилось, но были и такие истинные, что они изменяли вас, когда вы их читали; слабость и сумасшествие, злобу и святость и безумие азартных игр можно было познать так же, как вы знали местность и дороги в Тургеневе».

Т.С. Элиот назвал « Братьев Карамазовых » 1879 года «первой и лучшей богословской драмой своего века, [и] равной всему, что произвела русская литература». Это, как можно предположить, могло вызвать возражение у автора « Анны Карениной» 1877 года , но комплимент, безусловно, не далек от истины. Для Достоевского роман был своего рода расширенным мысленным экспериментом, способом проверки идеи на реальность. В Преступление и Наказание , Раскольников никогда сознательно не решается убить старуху; вместо этого все это разворачивается в своего рода состоянии ужасного сна, как будто убийца просто наблюдает за тем, как он совершает действие, и бесстрастно записывает свои ощущения.

Окончательным продолжением этой идеи романа как нравственного испытания является, вероятно, Идиот , который Достоевский написал и издал частями, не предугадывая заранее, как будет развиваться сюжет, своего рода литературный акт только на канате. должны браться самые искусные исполнители. Опять же, центральная тема заключается в том, что греховное состояние ума должно быть осуждено так же, как и греховное действие. И все же Достоевский признает возможность искупления самых низменных персонажей. Можно ли вообще видеть в романном князе Мышкине этакую ​​фигуру Христа, человека, который буквально подставляет другую щеку, притягивает к себе маленьких детей и находит в сердце своем принять морально запятнанную Настасью Филипповну? Не может быть совершенно случайным, что после его смерти Достоевский, как оказалось, подчеркнул отрывок из своей Библии короля Иакова, касающийся истории грешницы: «Посему говорю тебе: прощаются грехи ее многие; ибо она любила много; а кому мало прощается, тот же мало любит».

***

Достоевский родился в Москве 11 ноября 1821 года, что ставит его на несколько лет раньше Толстого и на несколько лет позже таких, как Тургенев и Пушкин, в пантеон русской литературы девятнадцатого века. Второй из восьми детей, будущий автор Одержимых , происходил из обедневшей духовной семьи. Его отец, Михаил, был глубоко верующим армейским врачом низшего ранга, любил выпить и умер в возрасте 49 лет., возможно, убит крепостными, работавшими на его небольшом участке земли; его мать Мария мучительно скончалась от туберкулеза, когда ее сыну было пятнадцать. Как следствие, подростка отправили в военную академию, но, похоже, он не отличился в военной форме. Как признавался его друг и сокурсник Константин Трутовский, «во всем институте не было студента с меньшей военной выправкой, чем Ф.М. Достоевский. Он двигался неуклюже и рывками; одежда неловко висела на нем; и его ранец, кивер и винтовка были похожи на какие-то кандалы, которые он был вынужден носить».

Худощавый, невысокий, с бледным лицом даже в летние месяцы, будущий многолетний мученик эпилепсии и других болезней, он запомнился своим мрачным выражением лица, напором речи и острыми сигаретами, которые он скручивал и курил на промышленных предприятиях. количества. Владимир Соловьев однажды сказал о лице Достоевского, что оно напоминает ему старовера, только что вышедшего из одиночного заключения, отмеченного «редкой духовной жизнью».

В 1843 году Достоевский устроился на работу подмастерьем инженера и поселился в доме друга семьи по имени Ризенкампф, который позже вспоминал о нем с тревогой. «Мысли рождались в его голове, как брызги из водоворота… Его блестящий природный дар декламации грозил вырваться из оков его художественной самодисциплины. Его хриплый голос становился кричащим, у него шла пена изо рта, он жестикулировал, кричал и плевался».

Первый роман Достоевского, Бедные люди , вышел в свет в 1845 году. Вскоре он писал очерки и рассказы в своего рода творческом безумии, но ни один из них не был так успешен, как его дебют. Любовный роман пошел наперекосяк, что привело к очевидной попытке самоубийства. Потерпев новые неудачи, Достоевский оказался в маленьком утопически-социалистическом петербургском литературном кружке, сплоченной группе, которая, по крайней мере, помогла ему выжить, но со временем привела к ужасной пантомиме Семеновского сквера.

Вернувшись из ссылки, он впервые женился и от этого был еще более несчастен. Его жена умерла в 1864 году, и вскоре он взял в качестве преемницы своего секретаря, который был на двадцать пять лет моложе его. У них было четверо детей, трое из которых дожили до совершеннолетия.

Другие характерные факты жизни Достоевского заключаются в том, что он был хроническим и ужасно неумелым любителем рулетки — возможно, его привлекало что-то в мазохизме, присущим азартным играм, — и он оставался поглощенным до горького конца мыслью о том, что он никогда не утвердил свою репутацию. Между семейными трагедиями, денежными проблемами и эпилепсией было довольно много горя, с которым нужно было справиться. Он был странной птицей и, в конечном счете, кажется, вероятно, одинокой.

«Он говорил мало, — писал один наблюдатель о поведении Достоевского в петербургском салоне, который он посещал в последние годы своей жизни, — но выражение его бледного, нервного лица говорило всем, что он тщательно обдумывал каждую одно предложение».

Биограф Достоевского Гейр Кьецаа так отмечал его поведение в этих случаях:

Как собеседник Достоевский мог быть угрюмым и совершенно непредсказуемым. Большей частью он сидел один и довольствовался недоверчивым наблюдением за другими гостями краем глаза. Потом вдруг он начинал волноваться из-за пустяков. Одно слово, которое его не устраивало, вызывало поток оскорблений. «Какого черта ты сидишь здесь и говоришь об этом? Почему мы должны слушать такую ​​чепуху?» Гости застыли бы от ужаса, когда он взорвался таким образом. Что, если у него вот-вот случится приступ эпилепсии, который испортит день?

Конечно, удовольствие от книги мало что гарантирует, когда дело касается автора, а такие книги, как « Идиот» 1868 года — самое личное из крупных произведений Достоевского — несут на себе все признаки того, что они были написаны человеком, испытывавшим затруднения в общении с приличным обществом. Его искупительное качество остается в его неустанном исследовании, не менее личном, чем литературном, конфликта между интеллектом и верой, между источником зла и искупительной силой христианства. Как заметил Достоевский в своей сибирской ссылке: «Я верю, что нет ничего более прекрасного, глубокого, сочувствующего, разумного, смелого и совершенного, чем Христос. С ревнивой любовью я говорю себе, что не только не найти равного ему, но и что его не существует. И более того, если кто-нибудь принесет мне доказательство того, что Христос вне истины, то я предпочту остаться со Христом, чем с истиной».

В этом, несомненно, и заключается суть неизменной привлекательности Достоевского. Его лучшие романы посвящены тому, что он называл «широтой». «Здесь дьявол борется с Богом, а поле битвы — сердце человеческое», — говорит он в «Братьях Карамазовых» . Сюжеты Достоевского полны скандалов, заговоров, романов, самоубийств и других кризисов. Они так же пропитаны смертью, как и книги Стивена Кинга, что, возможно, неудивительно для автора, чья близость к казни оставалась главным событием в его жизни. И все же все рассказы о падшей природе человека и его способности ко злу объединены великодушием Достоевского: несмотря ни на что, он был сострадательным человеком, чьи интонации были каденциями писателя, искренне верившего в добро.

Серьезный и глубоко сдержанный — за исключением случайных проигрышей денег в рулетку — у великого писателя было мало друзей, но он глубоко любил по крайней мере трех женщин одновременно. Он также питал глубокую любовь к России-матушке и обращался с немногими иностранными персонажами в своих книгах как с цифрами: немцы были флегматичны, итальянцы шумны и так далее. Музыка волновала его, и он особенно любил своего почти современника Петра Чайковского, который, кажется, был односторонним. Чайковский писал своему брату Модесту в 1881 году: «Я читаю Карамазовы и очень хочу поскорее закончить. [Достоевский] писатель гениальный, но антипатичный. Чем больше я читаю, тем больше он давит на меня».

Как говорит Чайковский, сюжеты Достоевского связаны с «бесконечной драмой», что, казалось бы, делает его еще более подходящим для нашего века постоянного экзистенциального кризиса. Некая падающая с неба истерия, дорогая сердцам наших современных политических правителей, проходит как сквозная линия к его книгам. Разница, конечно, в том, что он заквашивает риторику щедрой порцией самоуничижительного понимания как своих персонажей, так и их создателя.

Достоевский почти всю жизнь вел дневник. Все авторы в той или иной степени одержимы собой, и исход может быть летальным. У читателя может быть свой собственный кандидат, когда дело доходит до самых вопиющих из многих доступных примеров современной тенденции к эмоционально рвотным мемуарам. Однако в 1873 году Достоевский опубликовал первую серию научно-популярных комментариев и полухудожественных эссе, которые в итоге вошли в двухтомный «Дневник писателя» . В отличие от большинства подобных сборников, это представляло собой искреннюю попытку автора наладить контакт со своими читателями, которые, в свою очередь, предоставили материал для свежих статей. В произведении «Окружающая среда» Достоевский обратился к центральной теме своей жизни и творчества, к проблеме преступления и его последствий, а также нашей коллективной ответственности за действия других.

Если учесть, что мы сами иногда даже хуже преступника, то тем самым признаем и свою половинчатую вину в его преступлении. Если бы мы были лучше, то и он был бы лучше и не стоял бы сейчас здесь перед нами. … А бежать от собственной жалости и извинять всех, чтобы не страдать самим, — ведь это слишком легко. Делая это, мы медленно и верно приходим к выводу, что преступлений нет вообще, а во всем виновата окружающая среда. В конце концов мы доходим до того, что считаем преступление даже долгом, благородным протестом против своей судьбы. «Поскольку общество устроено таким гнусным образом, то вырваться из него можно только с ножом в руке». Так гласит учение о среде, в противоположность христианству, которое, вполне признавая давление среды и провозглашая милосердие к грешнику, все же возлагает на личность нравственный долг борьбы со своими обстоятельствами и отмечает точку, где среда заканчивается и начинается долг.

Эти строки или какая-нибудь сокращенная версия должны быть выгравированы на камне на стене каждого здания суда в Соединенных Штатах сегодня.

В другом месте Достоевский зафиксировал свой центральный взгляд на человеческую природу, не лишенный некоторой степени авторского тщеславия, когда написал в своей тетради:

Я горжусь тем, что я первый описал истинного представителя русского большинства, первый показал уродливую и трагическую сторону своей души… Я единственный, кто изобразил трагедию подполья, трагедию, происходящую от страдания, от осознания того, что существует нечто лучшее, чего нельзя достичь, и не в последнюю очередь из убеждения этих людей в том, что все люди одинаковы, так что не стоит уравновешивать друг друга.

Опять же, может показаться, что есть что-то универсальное в отражении, предназначенном только для глаз автора. Многие статьи журнала «Дневник » и посмертно изданные записные книжки проникнуты истинным отчаянием Достоевского перед человеческим состоянием, сдерживаемым лишь его верой в искупительную силу веры. Как и Толстой, он возвышал простого, богобоязненного крестьянина выше самого умственно изощренного материалиста. Читатель однажды спросил у Достоевского в его последние годы, не стал ли он в свете своей собственной борьбы агностиком. «Нет, я деист, философский деист!» он немедленно ответил. «Люди просто не поняли меня. … Я просто хотел показать, что без христианства жить нельзя».

В июне 1880 года элита интеллектуальной жизни России собралась в Москве на открытие памятника А. С. Пушкину. Это был первый в городе праздник культуры, а не оружия или политики, и сама статуя была воздвигнута по общественной инициативе и на государственные средства. Мероприятие длилось три дня и включало в себя речи, банкеты, церковную службу, литературные и музыкальные представления и общую атмосферу, которая, кажется, была чем-то средним между благоговейным народным поминовением и затяжным водочным запоем.

Достоевский был главным оратором, и его замечания, интерполирующие его собственные мысли с мыслями воображаемой партии, как если бы они спорили, в какой-то мере возвели его в ранг новоявленного пророка.

 «Правда, что наша земля бедна», — заметил Достоевский,

Но по ней когда-то ходил Иисус Христос, благословляя на ходу. Почему же тогда мы не можем выносить в себе Его последние слова? Подавляющее большинство доходит лишь до либеральной игры с оттенком социализма. Что произойдет, если человека еще не начали тревожить, а другой человек уже наткнулся на запертую дверь и яростно бил в нее головой? Та же участь ожидает и всех людей в свою очередь, если они не пойдут спасительным путем смиренного общения с народом.

«Решение вопроса уже нашептано в соответствии с верой и справедливостью народа», — продолжал Достоевский. «Это чтобы смирить себя, гордый человек, и прежде всего сломить свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего трудись на родной земле. Это решение согласно мудрости и справедливости людей. Истина не вне тебя, но в тебе самом. Если ты победишь и покоришь себя, тогда ты будешь свободен и начнешь великое дело и освободишь других».

К концу выступления Россия стала символом реализации видения Достоевским всеобщего братства.

 — О, народы Европы знают, как они нам дороги, — заключил он,

И со временем я верю, что мы — не мы, конечно, а будущие дети наши — все без исключения поймем, что Быть истинным русским, значит, действительно, стремиться примирить наконец противоречия Европы, найти разрешение европейской тоски в нашей общечеловеческой и всесоединяющей русской душе, включить в свою душу братской любовью всех наших братьев. Наконец, может быть, Россия произнесет последнее Слово великой всеобщей гармонии, последнего братского общения всех народов по закону евангельского Христова!

Очевидно, что это было чем-то далеким от стандартных замечаний, ожидаемых при открытии статуи, и в результате, похоже, вспыхнуло что-то вроде столпотворения, похожего на рок-концерт. Как сказал потом дочери Достоевского даже российский государственный обвинитель Анатолий Кони, не отличавшийся полетом риторической фантазии: «Сидя и слушая вашего отца, мы совершенно увлеклись. Как будто стены в зрительном зале заменил гигантский костер. Если бы твой отец указал на этот костер и сказал: «А теперь бросимся в огонь и умрем, чтобы спасти Россию!», мы бы все как один пошли за ним, счастливые и довольные тем, что можем умереть за Отечество».

Сам Достоевский скромно вспоминал: «Когда в конце своей речи я призвал ко всеобщему примирению людей, публика совсем впала в истерику. Люди рыдали и плакали и обнимали друг друга, торжественно обещая стать лучше, и не ненавидеть, а любить друг друга. Вызовы на занавес длились полчаса».

Федор Достоевский умер через восемь месяцев, 9 февраля 1881 года, дома в Петербурге. Он тяжело страдал в последние двадцать четыре часа своей жизни. Его последними записанными словами были просьба, чтобы его жена прочитала из Евангелия от Матфея, в отрывке, в котором Иисус приходит к Иоанну для крещения с замечанием: «Пусть теперь будет так, ибо так подобает нам». чтобы исполнить всякую правду». После этого Достоевский просто добавил: «Позвольте. Не сдерживай меня».

Кристофер Сэндфорд — автор последней книги «Человек, который хотел быть Шерлоком: приключения Артура Конан Дойля в реальной жизни» .


Подписаться на

Modern Age

Основанная в 1957 году великим Расселом Кирком, Modern Age является форумом для стимулирующих дебатов и обсуждения наиболее важных идей, волнующих консерваторов всех мастей. Она играет жизненно важную роль в эти спорные и запутанные времена, применяя вневременные принципы к особым условиям и кризисам нашего века — к тому, что Кирк в первом выпуске назвал «великими моральными, социальными, политическими, экономическими и литературными вопросами современности». час.»

Подписаться на Modern Age »

Вернуться на главную страницу

Ваше время в колледже слишком важно, чтобы получить поверхностное образование, в котором закрыты точки зрения и закрыты строгие дискуссии.

Исследуйте интеллектуальный консерватизм
Присоединяйтесь к динамичному сообществу студентов и ученых
Защитите свои принципы

Присоединяйтесь к сообществу ISI. Членство бесплатное.

Вам также может понравиться

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л. Бин

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л. Бин

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвуйте, чтобы возродить корни Америки

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Фёдор Достоевский (Достоевский) | Биография

Не удалось загрузить Flash-ролик.



DVD-диски с Достоевским

Знали ли вы в раннем возрасте , что жизнь Достоевского была сохранена в последнюю секунду перед расстрелом? Подробнее о его биографии. ..

Дизайн: Маяк
Copyright 2023
Все права защищены.

Не удалось загрузить Flash-ролик.


«Жизнь в нас самих, а не во внешнем, — пишет Федор Достоевский в письме к брату от 22 декабря 1849 г. впадать в депрессию и не колебаться — вот что такое жизнь, в этом ее задача». ( Братья Карамазовы , перевод Пивера и Волохонского, xii)

Этот отрывок был написан сразу же после того, как Достоевский пережил травматический опыт, который царь Николай I приказал нескольким узникам, приговоренным к смертной казни за причастность к революционной деятельности, — инсценировка казни на Семёновской площади, инсценировка настолько до ужаса правдоподобная, что она вызвала умопомешательство в одном из заключенных. сокамерники автора. ( Братья Карамазовы , перевод Гарнетта, х) Цитата свидетельствует о силе характера Достоевского; его жизнь предстояла трудная — живя в крайней нищете, он беспомощно наблюдал, как многие из самых близких ему людей умирали от недугов бедняков. Это также обнажает существенный недостаток, общий для некоторых из его персонажей и трагических героев — из-за отчаяния и слабости перед тяжестью несчастья они колеблются и совершают варварские действия, которые делают их неспособными действовать в контексте человечества. Это и у Баклушкина и у Шишкова из Дом мертвецов , а также с Раскольниковым в Преступление и наказание .

Однако трудные факты жизни Достоевского, вероятно, лежат в основе большинства, если не всех его работ. Родившийся 11 ноября 1821 года в Москве, он большую часть своего детства прожил вдали от своей хрупкой матери и назойливого отца. (Хингли, 20 лет) В эти годы становления он тесно сблизился со своим старшим братом Михаилом. Они проводили много часов, читая Пушкина при скудном свете свечи в уютном загородном доме своей семьи. Однако когда они были подростками, и Федор, и Михаил были зачислены в разные школы-интернаты, а Федор поступил в инженерную школу в Санкт-Петербурге. Возможно, что столкновение с жестким графиком инженерной школы (которая служила рекрутским резервом для российской бюрократии) помогло Достоевскому увериться, что его уделом было письменное слово; даже когда он изучал ремесло правительства, он оттачивал свое писательское мастерство, делая наброски того, что станет его первым романом «Бедные люди». В 1846 году он был опубликован и вызвал горячий отклик критиков. Что-то вроде литературного деятеля, в возрасте двадцати пяти лет Достоевский начал посещать дискуссионную группу, которая привела к его заключению и, в конечном итоге, к инсценировке казни, которая побудила его написать вышеупомянутое письмо своему брату.

Его приговор был смягчен до четырех лет лишения свободы и четырех лет службы в армии. Его тюремный опыт, а также его жизнь после тюрьмы среди городской бедноты России послужили ярким фоном для большей части его более поздних работ. Освобожденный из заключения и службы к 1858 году, он начал четырнадцатилетний период яростного письма, в течение которого опубликовал много значительных текстов. Среди них: Дом мертвецов (1862 г.), Записки из подполья (1864 г.), Преступление и наказание (1866), Идиот (1868) и Дьяволы (1871).

В этот период жизнь Достоевского переживала потрясения, так как он потерял и первую жену, и брата. 15 февраля 1867 года он женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая вела его дела до самой его смерти в 1881 году. За два месяца до смерти Достоевский завершил эпилог к ​​роману «Братья Карамазовы » (1880), который был опубликован серийно. в Русский Связной . Его похороны собрали тысячи горожан, так как Россия оплакивала смерть значительного литературного героя.

(Биография написана Полсом Тутонги, бывшим учеником класса русской литературы Тома Бейера в колледже Миддлбери)


Избранные книги


Crime and Punishment
by Fyodor Dostoevsky
$9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *