«Домострой. Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято» — отзыв от Apsny
Не-е-е, надо читать первоисточники, надо обязательно! Многое переоценивается и становится на свои места. С школьных времён понятие «домострой», а то ещё — «домостроевщина», — являлось для меня (как и для большинства советских людей, наверное) символом кондовой отсталости, мракобесия, мужской тирании и рабского женского прозябания. Многое, что вбивалось тогда в наши несчастные головушки, полагалось принимать на веру просто так — без знакомства с текстами. И теперь, найдя наконец-то в инете сей опус протопопа Сильвестра, созданный аж в ХУ1 веке, я предвкушала, потирая руки, как сама лично прочту о «страшном угнетении женщин на Руси в средние века», поужасаюсь и посочувствую. Название, тоже вот, мутное какое-то… «быт богоугодно, жизнь свято…» — так в монастыре бывает, наверное.
И как же, друзья мои, я обломалась! Сперва пыталась искать «жареное» с помощью оглавления, не нашла — начала читать внимательно. Вместо старорусского переложения «Суад» я обнаружила совершенно замечательную вещь — трактат, предписывающий людям, как им жить, чтобы в семье был мир и покой, в доме порядок и достаток, а в душе и на совести — чистота и свет. Я цитировала, не останавливаясь — не мешал ни архаичный язык, ни устаревшие слова:
…Вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай…
Надо сказать, что выглядит сие писание несколько утопически, хоть и расписано все досконально и тщательно — увы, несовершенен человек, слаб и грешен. Трудно ему быть таким идеальным, каким мечтает его видеть Сильвестр. Но что можно возразить против этого:
…Вот только ничего б не входило в дом твой ни насилием, ни грабежом, ни воровством, ни какой-то корыстью, ни наветом, ни неправедным судом, ни корчемным доходом. Если от этих бед сбережешься, будет дом твой благословен отныне и вовеки.
Или этого:
Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист,..устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено – в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти.
Не спорю — кое-что в книге выглядит сейчас курьёзным, вроде запрещения играть в шахматы, охотиться с собаками или общаться с иудеями. Многое ушло в небытие: кто ж сейчас столько молиться будет, сколько там предписано, описание свадебного обряда, занимающее четверть текста, интересно только с историко-этнографической точки зрения, а перечисление кушаний (кстати, вовсе не праздничных) способно довести современного гурмана до нервных колик… Но то главное, ради чего она вообще написана — на мой взгляд, должно остаться неизменным во веки веков. И может, потому, что мы забыли об этом, у нас только разводов, несчастных семей и детей? Вот еще цитата.
Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда.
Да, кстати: а как же унетение женщин-то, нашлось ли наконец? Честно сказать, я в замешательстве. Основная мысль о том, как относиться к жене, выражена так:
Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением…
Вот ещё про жену:
Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.
Ну а плохое-то, хоть чего-нибудь? Судите сами (я искала очень тщательно):
Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж.
Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться.
А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений.
А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом;.. но если жена науке такой, наставлению не последует и того всего не исполняет ,..и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии.
И очень хорошо я поняла, почему эта книга так не нравилась идеологам октябрьского переворота и их последователям! Не из-за женщин вовсе угнетённых. А из-за того, что в центре её — самостоятельный, хозяйственный, добродетельный человек, и его крепкий, обустроенный дом — полная чаша. Дом, который крепость. Всё это было ненавистно приспешникам большевизма, особенно сельским, представляющим собой, как правило,
квинтэссенцию лени, безделья, воровства и распущенности.
Итак, слово «домострой» реабилитировано, а книгу — в любимые!
Домострой | это… Что такое Домострой?
Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII века
- Статья о произведении Ксенофонта «Домострой» называется Домострой (Ксенофонт).
Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой»[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.[2][3]
Содержание
|
История
По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.[4] Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.
Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.[2][3][4]
В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. [2][3] Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».[4]
Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.
В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.
Структура
В сильвестровской версии «Домострой»[5] состоит из предисловия, 63 глав и «Послание и наказание ото отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям:
- О строении духовном (Как веровати)
- О строении мирском (Как царя чтити)
- Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
- Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
- Кулинарная группа
- Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).
Значение
Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка.[4]
Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.
В культуре
- А. П. Чехов в 1886 году написал короткий рассказ «Мой Домострой», в котором описал свой обычный день по мотивам «Домостроя».
См. также
- Этика
- Домострой (Ксенофонт)
Примечания
- ↑ Комментарий Митрополита Иоанна (Снычева)
- ↑ 1 2 3 О русском пьянстве, лени и жестокости (lib.rus.ec/b/119281/read)
- ↑ 1 2 3 Домострой
- ↑ 1 2 3 4 Статья Домострой в Онлайн Энциклопедии Кругосвет
- ↑ Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия «Литературные памятники».) Издание подготовили В. В. Колесов, В. В. Рождественская
Литература
- Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия «Литературные памятники».)
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. Париж, 1985 год.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж 1955 год.
- Бердяев Н. А. Русская идея.
- Т. В. Чумакова. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001, с. 132—146
Ссылки
- Домострой, Сильвестровская редакция в электронной библиотеке Исторических ресурсов МГУ им. Ломоносова (Зеркало с комментариями Митрополита Иоанна (Снычева))
- Домострой — Энциклопедия «Кругосвет»
- «Домострой». Полный текст. Сильвестровская редакция
Домострой, главы 35-49 | Блоги курсов профессора Куоллса
Домострой четко определяет роль каждого человека в домашнем хозяйстве. Очень ясно о том, как нужно себя вести и как действовать в различных ситуациях. В главе 35 основное внимание уделяется тому, как должны вести себя слуги, выполняя поручения. Предполагается, что они очень консервативны и следуют всем данным инструкциям. Им говорят ни в коем случае не сплетничать и с величайшим уважением относиться к тому, к кому их посылают. Это включает в себя не кашлять, не чихать и не проявлять никакого интереса к имуществу домохозяйства. Для женщин «Домострой» также предлагает очень консервативный образ жизни. Им ни в коем случае нельзя есть и пить без ведома мужа, иметь в доме посторонних людей без ведома мужа, нельзя пить никакой алкоголь, кроме светлого пива или кваса. Это, конечно, также означает, что ни одна женщина никогда не должна пить алкоголь до состояния опьянения. Роль мужчины в первую очередь сосредоточена на поддержании порядка вещей и соблюдении установленных правил. В нем говорится, что если человек не устроит свой дом так, как показано, «он будет уничтожен отныне и навсегда. Его дом также будет разрушен».
Все правила Домостроя следуют одному и тому же религиозному направлению. Все сказанное несет в себе силу Божью, что может означать, что за этим следили либо очень внимательно, либо, возможно, очень снисходительно. Некоторые из заявленных ролей кажутся почти невозможными для выполнения, например, им не разрешается выполнять обычные телесные функции, такие как кашель или чихание перед мастером. Как и многие коды, написанные ранее, его содержание очень религиозно искажено. Если бы христианство было широко распространено в то время, то эти тексты могли бы быть очень достоверными. Однако без сильной центральной власти, которая бы строго следила за соблюдением этих правил, мне трудно поверить, что большинство людей могли бы следовать такому строгому и контекстуальному кодексу.
В главах 37 и 38 обсуждается правильный уход за одеждой и порядок в доме. Одежда должна храниться аккуратно и без пятен. Автор «Домостроя» очень тщательно подбирает подходящую одежду для различных случаев: работу следует выполнять в старой одежде, а в церковь и на улицу следует надевать самую лучшую одежду. Глава 38, озаглавленная «Как содержать {посуду в хорошем порядке и} расставить домашнюю утварь». {Как содержать комнаты} в чистоте и порядке. {Как домохозяйка должна наказывать своих слуг, как ее муж должен присматривать за ней, наказывать ее и спасать ее со страхом} описывает надлежащие способы поддержания кухни, приготовления и сохранения еды и уборки в доме. Автор делает акцент на организации и чистых гигиенических практиках (особенно при обращении/хранении пищи) и говорит, что вход в организованное пространство «все равно что вход в рай» (143).
Глава 38 также затрагивает вопрос обеспечения организации и содержания «Рая». Жены должны быть наказаны избиением, но также должны быть прощены за свои проступки. Дети и слуги должны быть наказаны таким же образом, и никто никогда не должен быть наказан из-за гнева или ненависти. В главе 39 говорится, что неспособность правильно учить и принуждать госпожу, слуг и детей приведет к суду от Бога. С другой стороны, хозяин, который мог учить других членов семьи и содержать организованный дом, получал милость от Бога.
Домострой уделяет особое внимание чистоте и порядку в доме. Решение автора использовать Божий суд в качестве наказания подчеркивает религиозность того времени. Такое наказание не имело бы никакого значения для общества, которое не было набожным. Внимание к чистоте также является показателем того, что люди не были грязными и негигиеничными, а скорее то, что красиво одеваться и поддерживать чистоту и порядок в доме было предметом гордости. Иерархический характер общества особенно хорошо виден в раздаче наказаний: хозяин несет ответственность за обучение и воспитание своей жены, детей и слуг.
Главы 40, 48 и 49 в основном рассказывают о роли управителя в домашнем хозяйстве. Стюард управляет кухней и всем, что включает в себя, от планирования еды до обеспечения чистоты по утрам. Мастер поручает им эту задачу, чтобы мастер мог заниматься другими делами. Часть работы состоит в том, чтобы убедиться, что в доме достаточно продуктов питания, и принять меры, чтобы купить еще, если они заканчиваются. Включены советы относительно того, кому следует доверять при покупке и как даже попытаться заработать немного денег на избыточных запасах. Они также должны ходить по кухне каждое утро, чтобы убедиться, что все на своих местах и в хорошем состоянии. После того, как муж и жена обсудят, какие блюда они хотят, стюарды должны убедиться, что они получат то, что хотят. Он должен купить и раздать поварам и пекарям нужные ингредиенты, а затем убедиться, что еда приготовлена должным образом. После этого он отвечает за то, чтобы разобраться с остатками и следить за тем, чтобы все было убрано.
Должность стюарда не слишком отличается от должности, которую вы можете встретить в наше время в большом доме. Сейчас и, по-видимому, тогда это были вещи, которые могла бы иметь довольно богатая семья. Чтобы иметь своих собственных пекарей, поваров и других обслуживающих людей, за которыми вам нужен кто-то, кто присматривал бы за ними, было бы много людей. Правила и инструкции довольно строги в отношении того, как они должны действовать, что имеет смысл из-за суммы денег, с которой они будут обращаться, и возможностей для их кражи. Интересно, что мужчина должен посоветоваться со своей женой, прежде чем определить, какой будет еда на день, но в этом есть смысл. Еда — стереотипно женская работа, и она не дает ей быть недовольной тем, что она ест. В целом эти правила очень похожи на описание современной работы, которая интересна тексту старше 500 лет.
Домострой, или «Распоряжение о домашнем хозяйстве» на английском языке, возможно, очень похож на многие, казалось бы, основные «кодексы поведения», особенно когда речь идет о собственности. Например, люди в России XV века ценили гарантии так же, как и современное общество. Что касается слуг и их обращения с артефактами, Домострой ставит мишень на спину упомянутого слуги, следя за тем, чтобы слуга — если доставляет товары — брал на себя ответственность за каждый шаг на этом пути. В «Домострое» также изложены нормы поведения людей в качестве гостей в чужих домах, нормы, которым, возможно, должны следовать все, независимо от культуры человека. Некоторые из этих правил включают в себя запрет на бесцельное блуждание и сбор предметов без разрешения.
Аналогичным образом, Домострой утверждает, что гости всегда должны приносить подарки своим хозяевам. Хозяева также обязаны следить за тем, чтобы их запасы (еда, питье, коммунальные услуги и т. д.) всегда были полными (в Домострое прямо говорится, что «разумное хозяйство должно содержать все, что будет использоваться в доме в течение этого года») (152). . Одним из элементов поведения в Домострое, который является спорной формой поведения (если не считать религию), является то, как должны вести себя женщины. Главы 35-49 Домостроя гласят, что женщины не должны пить — никогда. Это также возлагает (возможно) слишком большую ответственность на мужа в отношении того, что женщина может и не может есть. В Домострое говорится, что жены должны спрашивать своих мужей о том, что им можно и что нельзя есть. Кодекс также выступает за самодостаточность, обучая своих читателей, как готовить, выращивать и сохранять запасы для потребления в течение года.
Твитнуть это сообщение
Домострой | The Recipes Project
Early Modern, Family and Household, Food and Drink, Posts, Series: Translation
claregriffin 3 комментария
Кэролайн Паунси
Русская капуста/Щи (Щи)(Wiki Images)
Есть русская пословица, хорошо известная среди историков дореволюционных лет и особенно крестьянства: «Щи и каша — наша еда ». На русском звучит лучше, где рифмуется: Щи да каша, пища наша. Но и на том, и на другом языке оно передает основную правду о русской жизни — может быть, и сегодня, но уж точно в прошлом, когда ассортимент продуктов был гораздо уже и нищета шире, чем сейчас. Великие блюда русской кухни, котлеты по-киевски и бефстроганов, являются не только относительно недавними изобретениями, но и творениями, разработанными для элиты 19-го века. Такие продукты никогда не входили в рацион большинства людей.
Так что и забавно, и немного грустно обращаться к Домострой, книга о домашнем хозяйстве XVI века (название означает, буквально, Домоустройство или Домоуправление ), и читаем в ней предписанные обеды для прислуги:
«Как каждодневную пищу слуги получают ржаной хлеб, щи, и тонкая каша с ветчиной. Иногда у них может быть густая каша с салом. Это то, что большинство людей дают своим слугам на обед, хотя они варьируют меню в зависимости от того, какое мясо есть в наличии. По воскресеньям и праздничным дням слуги иногда получают обороты [
пирожки — пирожки с начинкой из смеси мяса или овощей, вареных зерен и яиц], желе, оладьи или другая подобная пища. На ужин едят щи и молоко или кашу».
Мясной/овощной оборот (Пирожки)
(Wiki Images)
Эти рецепты были на мясные дни. Во многие постные дни, усеянные православным календарем, продолжали появляться щи и каша, причем не с мясом, а с рыбой или овощами, «иногда с бульоном, горохом или супом из репы». Подходящими считались также рыбный суп, гороховая каша, соленья и овсянка. В обычные дни, застолье или пост, слуги пили «второсортное пиво», которое по воскресеньям и праздникам повышалось до эля. Те, кто служил за столом вместе с детьми и бедными родственниками, чувствовали себя лучше, поскольку им разрешалось делиться остатками гораздо более изысканных блюд, подаваемых хозяину и хозяйке дома.
С современной точки зрения все это звучит довольно мрачно и строго. Легко себе представить, глядя на очередную тарелку щей, сваренных зимой из квашеной капусты, и тихо ворча — как это делает моя героиня Насан в «Золотая рысь », — что если ее разрезать, то внутри она окажется зеленой и кудрявой. . (Насан — татарка, да еще ханская дочь, привыкшая к несколько иной пище.)
Но настоящий вопрос историки должны задать по поводу инструкций в Домострой — следил ли за ними кто-нибудь. Домашняя прислуга в России XVI века почти без исключения была полноправными потомственными рабами; простое принятие должности домашней прислуги приравнивалось в глазах закона к продаже самого себя. Рабство функционировало как своего рода социальное обеспечение, и те, кто покупал домашнюю прислугу, неявно брали на себя ответственность за их содержание.