Доктор Фаустус. Краткое содержание романа Манна
Рассказ ведётся от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьёй.
Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.
Реклама
В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живёт в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря на блестящие успехи в учёбе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом и не по годам любит одиночество.
В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.
По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле, куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так, преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном присутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществе сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.
Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.
Реклама
Он увлечённо сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».
В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижёра Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослых дочерей — Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.
Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоём с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной и новаторской.
Реклама
Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной им «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идёт отсчёт времени, и через двадцать четыре года сатана призовёт его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.
Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.
Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.
Реклама
Инеса Родде тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Её сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже принимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно приближается.
Весной 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счёты с жизнью, выпивая яд.
Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблён. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плач доктора Фаустуса».
Реклама
Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках умирает. Врачи оказываются бессильны.
Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряжённой творческой активности: он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырёх лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребёнку) приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.
Реклама
Леверкюн начинает было играть на рояле своё творение, но вдруг падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трёх месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребёнком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.
Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.
Пересказала С. Б. Володина. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.
Краткое содержание Томас Манн Доктор Фаустус за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Манн Томас
- Доктор Фаустус
С самых первых страниц романа предстает повествование Серенуса Цейтблома. Он рассказывает нам о своем друге композиторе Андриане Леверкюне.
Его приятель был младше его на 2 года. Воспитание он получил, проживая с родителями. Кроме Андриана в семье было еще двое ребятишек. Семейство характеризовалось своей порядочностью и уважением друг к другу. Мальчик еще в раннем возрасте увлекался науками, и поэтому его отдали на обучение в гимназию. Он очень любил пребывать в уединении, хотя и успешно успевал по всем предметам. Его дядя был хозяином небольшого магазинчика музыкальных инструментов, и Андриану нравилось посещать это место, так как уже в 14 лет он начал интересоваться музыкой. По совету своего родственника он обучается первым азам музыкальной грамоты у Венделя Кречмаря. И хотя музыкант сильно заикался, он все равно преподавал студентам предмет по теории происхождения музыки.
Когда Андриан закончил учебу, то он поступает в университет небольшого городка Галле. Там то, он и знакомится с Цейтбломом. Преподаватель, наблюдая за студентом, отметил для себя, что Леверкюн был довольно-таки необыкновенным юношей, и сильно отличался от своих ровесников.
Молодой человек уезжает в Лейпциг вместе с Кречмарем, и продолжает изучать философские науки. Но его тяготят эти науки. Он больше всего тянется к музыке. Однажды юноша попадает в дом терпимости, и его заинтересовывает одна девушка с очень красивыми глазами. Он даже едет за ней в Братиславу, но она говорит ему, что больна тяжелым венерическим заболеванием и может заразить его. Однако, Андриан вступает с ней в интимные отношения и подхватывает сифилис. Возвратившись к месту учебы, он начинает лечение.
Но врач, лечивший студента, умирает. Леверкюн и не думает освободиться от этой болезни. Он начинает творить песни на стихи известного в то время поэта Брентано.Вскоре Кречмар становится главным дирижером в Любекском театре, а Андриан уезжает в Мюнхен, где арендует комнату у вдовы сенатора. Почти каждый день он собирал талантливые и творческие натуры, среди которых был гениальный музыкант Рудольф Швердтфегер. Он умолял написать Андриана произведение к сольному выступлению на скрипке. Но, Леверкюн отбывает в Италию с поэтом Шильдкнапом, где он работает над созданием оперы по пьесе Шекспира. Здесь же он встречает Цейтблома, который находит его труд великолепным.
Через два года Андриан селится в небольшом поместье недалеко от Мюнхена. Прогуливаясь по окрестности, он подмечает, что эти места схожи с имением, где прошло его детство.
Когда композитор закончил работу над оперой, то он вновь приступил к созданию вокальных пьес. Однако, его произведения не были понятны слушателям, но исполнялись в филармониях.
Через некоторое время к нему привозят в гости маленького племянника Непомука. Андриан так сильно полюбил мальчика, что это для него были самые радостные дни в его жизни. К великому огорчению, ребенок уходит в мир иной от тяжелой болезни.
Наконец, Леверкюн заканчивает свою кантату и приглашает всех своих знакомых оценить ее. Однако, когда все прослушали само произведение, где Андриан считает все его замыслы и поступки промыслам сатаны, и выставляет виновником всех случившихся бед, слушатели уходят в недоумении и шоке. После этого, сколько бы раз не начинал он играть кантату, постоянно находился в безумии. Пролечившись, некоторое время в больнице, мать забирает его домой и начинает ухаживать сама. Вскоре Андриан умирает.
Роман учит нас жить полной жизнью, а не замыкаться в себе, добиваясь определенной цели. Иначе одиночества не избежать, а это хуже всего, особенно в зрелом возрасте.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Манн Томас. Все произведения
- Будденброки
- Волшебная гора
- Доктор Фаустус
- Иосиф и его братья
- Смерть в Венеции
- Тонио Крёгер
- Тристан
Доктор Фаустус. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Чехов Предложение
Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова — Ломов Иван Васильевич. Герой — здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу — помещику Степану Степановичу Чубукову.
- Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет
Все начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт.
- Краткое содержание сказки Чуковского Телефон
Сюжет в этом произведении развивается быстро. И практически каждую минуту появляются новые герои, у каждого из которых имеются свои просьбы и они уверены, что автор сможет их решить.
- Краткое содержание Стивенсон Остров сокровищ
В книге рассказывается о поиске пиратского сокровища капитана Флинта. Рассказ начинается с трактира «Адмирал Бенбоу», находящегося чуть дальше от Бристоля. В трактир заходит пожилой мужчина по имени Билли Бонс
- Краткое содержание басни Зеркало и обезьяна Крылова
Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво.
Doctor Faustus: Full Play Summary
Доктор Фауст, уважаемый немецкий ученый, становится неудовлетворенным ограничениями традиционных форм знания — логики, медицины, права и религии — и решает, что он хочет научиться практиковать магию. Его друзья Вальдес и Корнелиус обучают его черным искусствам, и он начинает свою новую карьеру мага, вызывая Мефастофилиса, дьявола. Несмотря на предупреждения Мефастофилиса об ужасах ада, Фауст велит дьяволу вернуться к своему хозяину Люциферу с предложением души Фауста в обмен на двадцать четыре года службы у Мефастофилиса. Между тем, Вагнер, слуга Фауста, приобрел некоторые магические способности и использует их, чтобы заставить клоуна по имени Робин служить ему.
Мефастофилис возвращается к Фаусту со словами, что Люцифер принял предложение Фауста. Фауст испытывает некоторые опасения и задается вопросом, должен ли он покаяться и спасти свою душу; в конце концов, однако, он соглашается на сделку, подписывая ее своей кровью. Как только он это делает, на его руке появляются слова «Homo fuge», что на латыни означает «О, человек, лети». Фауст снова передумал, но Мефастофилис одаривает его богатыми дарами и дает ему книгу заклинаний для изучения. Позже Мефастофель отвечает на все его вопросы о природе мира, отказываясь отвечать только тогда, когда Фауст спрашивает его, кто создал вселенную. Этот отказ вызывает у Фауста еще один приступ опасений, но Мефастофилис и Люцифер приводят олицетворения семи смертных грехов, чтобы прыгать перед Фаустом, и он достаточно впечатлен, чтобы развеять свои сомнения.
Вооружившись новыми способностями и сопровождаемый Мефастофилисом, Фауст отправляется в путешествие. Он отправляется ко двору папы в Риме, становится невидимым и проделывает серию трюков. Он срывает банкет папы, крадя еду и надирая папе уши. После этого инцидента он путешествует по дворам Европы, и его слава распространяется по мере его продвижения. В конце концов, его приглашают ко двору немецкого императора Карла V (врага папы), который просит Фауста позволить ему увидеть Александра Великого, знаменитого македонского царя и завоевателя четвертого века до нашей эры. Фауст вызывает в воображении образ Александра, и Карл производит соответствующее впечатление. Рыцарь насмехается над способностями Фауста, и Фауст наказывает его, заставляя рога расти из его головы. В ярости рыцарь клянется отомстить.
Между тем, Робин, клоун Вагнера, самостоятельно научился магии и вместе со своим товарищем-конюхом Рэйфом переживает ряд комических злоключений. В какой-то момент ему удается призвать Мефастофилиса, который угрожает превратить Робина и Рейфа в животных (или, возможно, даже превращает их; текст не ясен), чтобы наказать их за глупость.
Затем Фауст продолжает свое путешествие, по пути подшучивая над конюхом. Фауст продает ему лошадь, которая превращается в кучу соломы, когда ее спускают в реку. В конце концов, Фауста приглашают ко двору герцога Ванхольта, где он совершает различные подвиги. Там появляется скакун вместе с Робином, человеком по имени Дик (Рэйф в тексте А) и многими другими, которые стали жертвами обмана Фауста. Но Фауст накладывает на них чары и отправляет в путь, на потеху герцогу и герцогине.
По мере того как двадцать четыре года его сделки с Люцифером подходят к концу, Фауст начинает бояться неминуемой смерти. Он заставляет Мефастофилиса вызвать Елену Троянскую, известную красавицу из древнего мира, и использует ее присутствие, чтобы произвести впечатление на группу ученых. Старик призывает Фауста покаяться, но Фауст прогоняет его. Фауст снова вызывает Елену и восторженно восклицает о ее красоте. Но времени становится все меньше. Фауст рассказывает ученым о своем договоре, и они ужасаются и полны решимости молиться за него. В последнюю ночь перед истечением двадцати четырех лет Фауста одолевают страх и угрызения совести. Он умоляет о пощаде, но уже слишком поздно. В полночь появляется сонм дьяволов и уносит его душу в ад. Утром ученые находят конечности Фауста и решают устроить ему похороны.
Доктор Фауст: Список персонажей | SparkNotes
Фауст
Главный герой. Фауст — блестящий ученый шестнадцатого века из Виттенберга, Германия, чье стремление к знаниям, богатству и мирской власти заставляет его платить самую высокую цену — свою душу — Люциферу в обмен на сверхъестественные силы. Первоначальное трагическое величие Фауста приуменьшается тем фактом, что он никогда не кажется полностью уверенным в решении лишиться своей души и постоянно колеблется, каяться или нет. Его амбиции замечательны и поначалу удивительны, но в конечном итоге ему не хватает определенной внутренней силы. Он не может всем сердцем принять свой темный путь, но и не желает признать свою ошибку.
Прочитайте подробный анализ Фауста.
Мефастофилис
Дьявол, которого Фауст вызывает во время своих первых магических экспериментов. Мотивы Мефастофилиса неоднозначны: с одной стороны, его часто выражаемая цель — поймать душу Фауста и унести ее в ад; с другой стороны, он активно пытается отговорить Фауста от заключения сделки с Люцифером, предупреждая его об ужасах ада. Мефастофель в конечном счете столь же трагическая фигура, как и Фауст, с его трогательными, полными сожаления рассказами о том, что дьяволы потеряли в своей вечной разлуке с Богом, и с его неоднократными размышлениями о боли, которая приходит с проклятием.
Прочтите подробный анализ Мефастофилиса.
Хор
Персонаж, который стоит вне истории, обеспечивая повествование и комментарии. Хор был обычным явлением в греческой трагедии.
Прочитайте подробный анализ Хора.
Старик
Загадочная фигура, появляющаяся в финальной сцене. Старик призывает Фауста покаяться и просить у Бога милости. Он как бы заменяет добрых и злых ангелов, которые в первой сцене пытаются повлиять на поведение Фауста.
Добрый ангел
Дух, призывающий Фауста покаяться в договоре с Люцифером и вернуться к Богу. Наряду со старцем и злым ангелом добрый ангел во многих отношениях представляет собой совесть и разделенную волю Фауста между добром и злом.
Прочитайте подробный анализ Доброго Ангела.
Плохой ангел
Дух, который служит аналогом доброго ангела и дает Фаусту причины не каяться в грехах против Бога. Злой ангел представляет собой злую половину совести Фауста.
Прочтите подробный анализ «Плохого ангела».
Люцифер
Принц дьяволов, правитель ада и хозяин Мефастофилиса.
Прочитайте подробный анализ Люцифера.
Вагнер
Слуга Фауста. Вагнер использует книги своего мастера, чтобы научиться вызывать дьяволов и творить магию.
Клоун
Клоун, который становится слугой Вагнера. Выходки клоуна создают комическое облегчение; он смешной персонаж, и его абсурдное поведение изначально контрастирует с величием Фауста. Однако по ходу пьесы поведение Фауста начинает напоминать поведение клоуна.
Робин
Конюх или трактирщик, который, как и клоун, создает комический контраст Фаусту. Робин и его друг Рэйф изучают некоторые основы колдовства, демонстрируя, что даже самый необразованный человек может обладать навыками магии. Марлоу включает Робина и Рэйфа, чтобы проиллюстрировать деградацию Фауста, когда он подчиняется простым уловкам, подобным их.
Рейф
Конюх и друг Робина. Рэйф появляется как Дик (друг Робина и клоун) в B-текстовых изданиях «Доктора Фауста».
Вальдес и Корнелиус
Два друга Фауста, оба маги, обучающие его искусству черной магии.
Конюх
Торговец лошадьми, покупающий у Фауста лошадь, которая исчезает после того, как конюх сгоняет ее в воду, побуждая его мстить.
Ученые
Коллеги Фауста из Виттенбергского университета. Верные Фаусту, ученые появляются в начале и в конце пьесы, чтобы выразить тревогу по поводу поворота в учебе Фауста, поразиться его достижениям, а затем выслушать его мучительное признание в заключении договора с Люцифером.
Папа Римский
Глава Римско-католической церкви и влиятельная политическая фигура в Европе времен Фауста. Папа служит одновременно источником развлечения для протестантской аудитории пьесы и символом религиозной веры, отвергнутой Фаустом.
Император Карл V
Самый могущественный монарх Европы, чей двор посещает Фауст.
Рыцарь
Немецкий дворянин при императорском дворе. Рыцарь скептически относится к силе Фауста, и Фауст заставляет рога расти из его головы, чтобы преподать ему урок.