Доклад Теория «Трех штилей» Ломоносова (описание для детей)
Доклады
- Доклады
- Культура
- Теория Трех штилей Ломоносова
Данное учение используется древнеримскими, средневековыми и новыми европейскими литераторами, различающими с точки зрения риторики и поэзии несколько стилей: низкий, средний и высокий. При этом различными литературоведами предпринимаются попытки реформирования и введения норм в литературный язык.
Ломоносов разрабатывает теорию трех стилей непосредственно для русского языка и русского литературоведения, представляющую собой жанровую иерархию. До разработки ломоносовского учения в русской литературе отмечается использование смеси многочисленных языковых элементов как в лексическом употреблении, так и в грамматическом.
В письменной и устной форме употребляются исконно русские выражения, церковнославянские слова, в основном устаревшие, а также словосочетания, заимствованные в иностранных языках в период петровского правления и проведения реформ.
Кроме того, русский язык того периода времени находится под влиянием различным направлений с использованием не только очевидно устаревших слов, относящихся к церковнославянизмам, но и сочетанием просторечий и вульгаризмов с величавыми старыми выражениями.
Ломоносов в своей теории устанавливает три стиля, зависящие от темы, предмета изложения, жанровой направленности и стилистики (пристойность материи). По ломоносовской теории высокий стиль употребляется при высокой материи, а низкий – при низкой материи. Каждая жанровая направленность предполагает использование только одного стиля, при этом любые отклонения запрещаются.
Высокий стиль используется при написании героических поэм, од, трагедий. Употребляемые в произведениях высокого стиля словосочетания должны отличаться соответствием тематики и понятийностью.
Ломоносов предусматривает употребление в данном стиле общеславянских слов и понятных церковнославянизмов.Средний стиль применяется при создании театральных произведений, стихотворных дружеских писем, сатир, элегий, эклогов, прозы. Условие написания данных произведений является пристойность, отсутствие пафосных выражение и непонятных словосочетаний с осторожным использованием церковнославянизмов. Низкий стиль используется при написании комедий, увеселительных эпиграмм, песен, басен. Ломоносов допускает создание данных произведений с использованием простонародного языка, но в отсутствии грубости и непростойности.
Жанровая иерархия является особенно актуальной в эпоху классицизма, поскольку сочетание различных жанров не допускается и считается проявлением дурного тона.
Смысловое значение теории Ломоносова заключается в отсутствии перегрузки письменной и разговорной речи русского народа, являющейся ключевой частью русской литературы, старославянизмами и иностранными словами, представляющими собой дикие и странные выражения и нелепости.
Собственное учение автор подтверждает своим творчеством, ровным, цветущим и живописным, с точки зрения Пушкина А.С., языком.
Значение ломоносовской теории заключается в определении путей преодоления устаревшего двуязычия при переходе русской культуры на новый уровень. Ломоносов представляет собой первого и важнейшего реформатора русского языка, который осуществил исключение из употребления лишних церковнославянизмов и пустых заимствованных выражений, а также обусловил возможность дальнейшего развития русского языка и литературы.
Картинка к сообщению Теория Трех штилей Ломоносова
Популярные сегодня темы
- Жанна д’Арк
Как известно, практически вся человеческая история является историей войн. Поэтому не удивительно узнавать о таких феноменах как столетняя война (название немного условное, но эта война дейст
- Народные сказки
Людям начинают читать и рассказывать сказки практически с пеленок. Это, как правило, добрые и веселые книги. В этих сказках закладывается принцип: добро, несмотря ни на что, должно победить з
- Рыбки Гуппи
Рыбки гуппи – неприхотливые живородящие рыбы. Они очень красивы. В естественной среде обитают в Америке в закрытых водоёмах с пресной или солоноватой водой, а также в устьях рек либо лагун.
- Города Золотого кольца России
Многие могут считать Золотое кольцо России каким-то древним содружеством городов или чем-то подобным, но на самом деле этот феномен является сугубо туристическим. Относительно недавно в 1965
- Программа Word
Сейчас в это сложно поверить, однако первая версия Microsoft Word была создана в далеком 1983-м году. Естественно, она существенно отличалась от того варианта текстового редактора, который
- Творчество художника Василия Поленова
Василий Дмитриевич Поленов — известный отечественный художник. Он появился на свет в Санкт-Петербурге, в обеспеченной семье, имел возможность обучаться. У всех детей в семействе Поленовых раз
Разделы
- Животные
- Растения
- Птицы
- Насекомые
- Рыбы
- Биология
- География
- Разные
- Люди
- История
- Окружающий мир
- Физкультура
- Астрономия
- Экология
- Физика
- Экономика
- Праздники
- Культура
- Математика
- Музыка
- Информатика
Теория «Трех штилей» Ломоносова кратко
- Энциклопедия
- Литература
- Теория «Трех штилей» Ломоносова
М.В.Ломоносов, «первый русский университет» (по словам А.С.Пушкина), в 1758 году предложил разделить русский язык на три «штиля». В этом была особая необходимость. Преобладающие в речи простонародные слова не подходили для записей в письменной форме, а церковнославянский письменный язык совсем не понимало необразованное население. Обилие польских и западноевопейских слов в речи и вовсе делало русский язык недоступным для всеобщего понимания. Таким образом, русский язык не имел четкой структуры и стилевой принадлежности. Поэтому Ломоносов предложил разделить тексты согласно его теории «трех штилей».
Высокий стиль
Реформатор словесности предложил относить к высокому «штилю» торжественные тексты, которые изобиловали помпезными, сложными речевыми оборотами, включали старославянизизмы и общеупотребительные слова. Здесь разрешалось использование заимствованных слов. Таким стилем рекомендовалось писать хвалебные песни – оды, речь оратора, героические поэмы и трагедии. Стиль применялся знатью и царскими особами, так как только образованный человек мог понять тексты высокого «штиля».
Средний стиль
Средний «штиль» содержал интегрированные понятия высокого и низкого стиля. Применяемая лексика имела нейтральную характеристику. Она могла содержать часть общеупотребительных слов, часть заимствованных, часть церковнославянских. Использовался для написания сатирических произведений, дружеских эпиграмм, элегий и драм. Стоит отметить, что к данному «штилю» относится наибольшая группа текстов литературы.
Низкий стиль
«Штиль», относящийся в низкому, подразумевал довольно простой язык, преимущественно русскую лексику, понятную каждому. Широкое применение нашли диалектизмы и просторечные слова. Тексты содержали описание быта, разговоров. Его использовали для написания комедий, песен, писем.
Стоит отметить, что у теории Ломоносова были оппоненты, которые считали, что такое разделение только утяжелит русский язык. Кроме того, оставалась группа слов, не входящих в установленные рамки (например, не используемые в речи старославянизмы). Однако впоследствии и они признали преимущества теории: посредством разделения языка на «штили» в нем появилась упорядоченность, конкретность, адресность, что помогло использовать его наиболее активно и без боязни, что окружающие не поймут обращенную к ним речь. В дальнейшем, на основании данной теории, в русском литературном языке появились функциональные стили.
Подробнее
Ломоносов Михаил Васильевич – известный гениальнейший учёный 18 века в России. Это универсальный человек, который, кажется, умел всё. Он был историком, естествоиспытателем, физиком, химиком. Помимо того, что он знал множество наук, во все он вложил что-то новое, сделал открытие. Не обошёл стороной Ломоносов и литературу с русским языком, он придумал деление произведений на три вида – высокий, низкий и средний.
Низкий стиль – самый простой вид повествования. Включает в себя слова обычных людей, просторечия и диалектизмы. Писали этим «штилем» о бытовых вещах, совершенно обыденных для человека. «Комедийный» произведения также было принято писать низким «штилем». Среди них комедии, басни и песни. Для написания эпиграмм тоже использовался этот стиль, потому что они лишь высмеивали какое-либо лицо, и ничего в них торжественного и восторженного не было, чтобы отнести к высокому «штилю».
Высокий стиль, как уже говорилось выше, является величавым. Использовали его, когда писали хвалебные поэмы, оды.
Рассуждения о высоких материях и восхваления какого-либо лица, чаще всего императора («ода на день восшествия Елисаветы на престол» Ломоносова – яркий тому пример) – это не всё, где можно было применять этот «штиль». Помимо них, им повествовалось об исторических событиях, о чём-то легендарном и героическом. Это стиль трагедии, все они написаны именно высоким стилем. Ораторы также писали свои пламенные речи именно таким «штилем».Помимо двух противоположных стилей в теории Ломоносова есть ещё один, менее «радикальный» — средний. Являясь таковым, он вобрал в себя слова обоих вышеперечисленных стилей. В нём присутствовала как народная разговорная речь, так и церковные слова. Именно их сочетание, взятое из разных, противоположных друг другу направлений и позволяет сказать, что средний «штиль» — самый богатый и распространённый. Говоря о церковнославянских словах стоит отметить, что использовать их было необходимо очень аккуратно, так, чтобы они не потеряли своего значения, своей духовности.
Подытожив, отметим, несколько отличительных признаков всех трёх «штилей». Для высокого характерна возвышенность, торжественность. В нём присутствуют русские и церковнославянские слова. Используется этот стиль для написания од, хвалебных писем, трагедий и героических произведений.