Доклад теория трех штилей ломоносова: Доклад Теория «Трех штилей» Ломоносова (описание для детей)

Доклад Теория «Трех штилей» Ломоносова (описание для детей)

Доклады

  • Доклады
  • Культура
  • Теория Трех штилей Ломоносова

Данное учение используется древнеримскими, средневековыми и новыми европейскими литераторами, различающими с точки зрения риторики и поэзии несколько стилей: низкий, средний и высокий. При этом различными литературоведами предпринимаются попытки реформирования и введения норм в литературный язык.

Ломоносов разрабатывает теорию трех стилей непосредственно для русского языка и русского литературоведения, представляющую собой жанровую иерархию. До разработки ломоносовского учения в русской литературе отмечается использование смеси многочисленных языковых элементов как в лексическом употреблении, так и в грамматическом.

В письменной и устной форме употребляются исконно русские выражения,  церковнославянские слова, в основном устаревшие, а также словосочетания, заимствованные в иностранных языках в период петровского правления и проведения реформ.

Соответственно, язык отличается пестротой и имеет тяжеловесную синтаксическую конструкцию, что обуславливает невозможность в полной мере выражать растущие потребности культуры и науки.

Кроме того, русский язык того периода времени находится под влиянием различным направлений с использованием не только очевидно устаревших слов, относящихся к церковнославянизмам, но и сочетанием просторечий и вульгаризмов с величавыми старыми выражениями.

Ломоносов в своей теории устанавливает три стиля, зависящие от темы, предмета изложения, жанровой направленности и стилистики (пристойность материи). По ломоносовской теории высокий стиль употребляется при высокой материи, а низкий – при низкой материи. Каждая жанровая направленность предполагает использование только одного стиля, при этом любые отклонения запрещаются.

Высокий стиль используется при написании героических поэм, од, трагедий. Употребляемые в произведениях высокого стиля словосочетания должны отличаться соответствием тематики и понятийностью.

Ломоносов предусматривает употребление в данном стиле общеславянских слов и понятных церковнославянизмов.

Средний стиль применяется при создании театральных произведений, стихотворных дружеских писем, сатир, элегий, эклогов, прозы. Условие написания данных произведений является пристойность, отсутствие пафосных выражение и непонятных словосочетаний с осторожным использованием церковнославянизмов. Низкий стиль используется при написании комедий, увеселительных эпиграмм, песен, басен. Ломоносов допускает создание данных произведений с использованием простонародного языка, но в отсутствии грубости и непростойности.

Жанровая иерархия является особенно актуальной в эпоху классицизма, поскольку сочетание различных жанров не допускается и считается проявлением дурного тона.

Смысловое значение теории Ломоносова заключается в отсутствии перегрузки письменной и разговорной речи русского народа, являющейся ключевой частью русской литературы,  старославянизмами и иностранными словами, представляющими собой дикие и странные выражения и нелепости.

Собственное учение автор подтверждает своим творчеством, ровным, цветущим и живописным, с точки зрения Пушкина А.С., языком.

Значение ломоносовской теории заключается в определении путей преодоления устаревшего двуязычия при переходе русской культуры на новый уровень. Ломоносов представляет собой первого и важнейшего реформатора русского языка, который осуществил исключение из употребления лишних церковнославянизмов и пустых заимствованных выражений, а также обусловил возможность дальнейшего развития русского языка и литературы.

Картинка к сообщению Теория Трех штилей Ломоносова

Популярные сегодня темы

  • Жанна д’Арк

    Как известно, практически вся человеческая история является историей войн. Поэтому не удивительно узнавать о таких феноменах как столетняя война (название немного условное, но эта война дейст

  • Народные сказки

    Людям начинают читать и рассказывать сказки практически с пеленок. Это, как правило, добрые и веселые книги. В этих сказках закладывается принцип: добро, несмотря ни на что, должно победить з

  • Рыбки Гуппи

    Рыбки гуппи – неприхотливые живородящие рыбы. Они очень красивы. В естественной среде обитают в Америке в закрытых водоёмах с пресной или солоноватой водой, а также в устьях рек либо лагун.

  • Города Золотого кольца России

    Многие могут считать Золотое кольцо России каким-то древним содружеством городов или чем-то подобным, но на самом деле этот феномен является сугубо туристическим. Относительно недавно в 1965

  • Программа Word

    Сейчас в это сложно поверить, однако первая версия Microsoft Word была создана в далеком 1983-м году. Естественно, она существенно отличалась от того варианта текстового редактора, который

  • Творчество художника Василия Поленова

    Василий Дмитриевич Поленов — известный отечественный художник. Он появился на свет в Санкт-Петербурге, в обеспеченной семье, имел возможность обучаться. У всех детей в семействе Поленовых раз

Разделы

  • Животные
  • Растения
  • Птицы
  • Насекомые
  • Рыбы
  • Биология
  • География
  • Разные
  • Люди
  • История
  • Окружающий мир
  • Физкультура
  • Астрономия
  • Экология
  • Физика
  • Экономика
  • Праздники
  • Культура
  • Математика
  • Музыка
  • Информатика

Теория «Трех штилей» Ломоносова кратко

  1. Энциклопедия
  2. Литература
  3. Теория «Трех штилей» Ломоносова

М.В.Ломоносов, «первый русский университет» (по словам А.С.Пушкина), в 1758 году предложил разделить русский язык на три «штиля». В этом была особая необходимость. Преобладающие в речи простонародные слова не подходили для записей в письменной форме, а церковнославянский письменный язык совсем не понимало необразованное население. Обилие польских и западноевопейских слов в речи и вовсе делало русский язык недоступным для всеобщего понимания. Таким образом, русский язык не имел четкой структуры и стилевой принадлежности. Поэтому Ломоносов предложил разделить тексты согласно его теории «трех штилей».

Высокий стиль

Реформатор словесности предложил относить к высокому «штилю» торжественные тексты, которые изобиловали помпезными, сложными речевыми оборотами, включали старославянизизмы и общеупотребительные слова. Здесь разрешалось использование заимствованных слов. Таким стилем рекомендовалось писать хвалебные песни – оды, речь оратора, героические поэмы и трагедии. Стиль применялся знатью и царскими особами, так как только образованный человек мог понять тексты высокого «штиля».  

Средний стиль

Средний «штиль» содержал интегрированные понятия высокого и низкого стиля. Применяемая лексика имела нейтральную характеристику. Она могла содержать часть общеупотребительных слов, часть заимствованных, часть церковнославянских. Использовался для написания сатирических произведений, дружеских эпиграмм, элегий и драм.  Стоит отметить, что к данному «штилю» относится наибольшая группа текстов литературы.

Низкий стиль

«Штиль», относящийся в низкому, подразумевал довольно простой язык, преимущественно русскую лексику, понятную каждому. Широкое применение нашли диалектизмы и просторечные слова. Тексты содержали описание быта, разговоров. Его использовали для написания комедий, песен, писем.

Стоит отметить, что у теории Ломоносова были оппоненты, которые считали, что такое разделение только утяжелит русский язык. Кроме того, оставалась группа слов, не входящих в установленные рамки (например, не используемые в речи старославянизмы). Однако впоследствии и они признали преимущества теории: посредством разделения языка на «штили» в нем появилась упорядоченность, конкретность, адресность, что помогло использовать его наиболее активно и без боязни, что окружающие не поймут обращенную к ним речь. В дальнейшем, на основании данной теории, в русском литературном языке появились функциональные стили.

Подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич – известный гениальнейший учёный 18 века в России. Это универсальный человек, который, кажется, умел всё. Он был историком, естествоиспытателем, физиком, химиком. Помимо того, что он знал множество наук, во все он вложил что-то новое, сделал открытие. Не обошёл стороной Ломоносов и литературу с русским языком, он придумал деление произведений на три вида – высокий, низкий и средний.

Низкий стиль – самый простой вид повествования. Включает в себя слова обычных людей, просторечия и диалектизмы. Писали этим «штилем» о бытовых вещах, совершенно обыденных для человека. «Комедийный» произведения также было принято писать низким «штилем». Среди них комедии, басни и песни. Для написания эпиграмм тоже использовался этот стиль, потому что они лишь высмеивали какое-либо лицо, и ничего в них торжественного и восторженного не было, чтобы отнести к высокому «штилю».

Высокий стиль, как уже говорилось выше, является величавым. Использовали его, когда писали хвалебные поэмы, оды.

Рассуждения о высоких материях и восхваления какого-либо лица, чаще всего императора («ода на день восшествия Елисаветы на престол» Ломоносова – яркий тому пример) – это не всё, где можно было применять этот «штиль». Помимо них, им повествовалось об исторических событиях, о чём-то легендарном и героическом. Это стиль трагедии, все они написаны именно высоким стилем. Ораторы также писали свои пламенные речи именно таким «штилем».

Помимо двух противоположных стилей в теории Ломоносова есть ещё один, менее «радикальный» — средний. Являясь таковым, он вобрал в себя слова обоих вышеперечисленных стилей. В нём присутствовала как народная разговорная речь, так и церковные слова. Именно их сочетание, взятое из разных, противоположных друг другу направлений и позволяет сказать, что средний «штиль» — самый богатый и распространённый. Говоря о церковнославянских словах стоит отметить, что использовать их было необходимо очень аккуратно, так, чтобы они не потеряли своего значения, своей духовности.

Помимо них, в средний стиль входили и книжные слова. Однако, это не стиль, с помощью которого рекомендовалось писать научные работы, это стиль, которым можно было поучать и воспитывать. Именно просветительская деятельность отличает этот стиль от других, им писали и говорили о политике, о культуре и нравственных вопросах. Сюда же можно отнести и слова, несущие эмоциональный окрас, способные передать настроение и состояние человека. Эмоциональное произведение – элегия также как раз-таки относится к среднему стилю. Также им писались драмы, дружеские послания, эклоги (рассказы о пастушьей жизни) и сатирические произведения, которые, в отличие от эпиграмм, несли более жестокий, обличающий и общественно-важный оттенок.

Подытожив, отметим, несколько отличительных признаков всех трёх «штилей». Для высокого характерна возвышенность, торжественность. В нём присутствуют русские и церковнославянские слова. Используется этот стиль для написания од, хвалебных писем, трагедий и героических произведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *