Бог Перун — презентация, доклад, проект
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Бог Перун. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» Бог Перун
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Бог Перун
Слайд 2
Описание слайда:
Перун Более 40000 тысяч лет назад из Урай-Земли в Чертоге Орла на Сварожьем Круге в третий раз посетил Мидгард-Землю Бог Перун. Бог-Покровитель всех войнов и многих Родов Расы Великой.
Слайд 3
Описание слайда:
Жена Перуна — Дива-Додола В небесном мире — Правь. повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии — Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря.
После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна.Слайд 4
Описание слайда:
Дочь Бога Перуна Девана У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей. Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных. Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью.
Слайд 5
Описание слайда:
Перун Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
Слайд 6
Описание слайда:
Перун Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перуна представляют в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома.
Слайд 7
Описание слайда:
О Перуне Перун — это прежде всего бог грозы (грома.) В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда – первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово «перун» означает «гром», «удар грома». Если молния зажигала какую –то постройку, то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!» (у словаков: «Перунова стрела в тебя!»).
Слайд 8
Описание слайда:
Перун Перун был вооружён палицей, луком со стрелами (молнии – это стрелы которые метал Перун),топором.
Слайд 9
Описание слайда:
Тотем Перуна В древних поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища — целый комплекс сооружений. В стороне от жилья и княжеского двора, где–нибудь на холме, на возвышенном месте, на берегу реки, устраивалось капище – жертвенник. В них поддерживался священный огонь, и отблески его падали на окружавших капище идолов – изваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла.
Слайд 10
Описание слайда:
Тотем Перуна
Слайд 11
Описание слайда:
Перун Топор считался одним из главных символов бога.
Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна. Днем Перуна считался день 20 Июля. Перуновым деревом почитали дуб – символ могучей силы. Перуновым животным – быка, или тура, как самого сильного из близких к человеку животных.Tags Бог Перун
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна
Автор: Суровегина Екатерина Сергеевна
Рубрика: История
Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.
Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04
Статья просмотрена: 160 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 8 (pdf)
Библиографическое описание:Суровегина, Е. С. К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна / Е. С. Суровегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 819-822. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23853/ (дата обращения: 07.02.2023).
В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в
XX и XXI века.Ключевые слова: восточные славяне, Перун, функциональная характеристика.
Цель данной работы заключается в обзоре и систематизации историографических данных посвящённых набору функциональных характеристик одного из самых загадочных божеств восточнославянского пантеона — Перуна. Наибольшего распространения набор гипотез, выдвигаемых научным сообществом при характеристике рассматриваемого божества, получил в XX и XXI веках.
Проведённый анализ показал распространение в исследовательской среде XX-XXI вв. следующих концептов связанных c образом бога Перуна:
- Исходя из содержащихся в «Повести временных лет» клятв, где дружинники вместе с оружием, клялись именем Перуна (Клятва 907 г.: «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир» [1, с. 24]), многие авторы склонны делать вывод, о том, что Перун славянский бог войны или, что воинская функция для него является первостепенной. Такой точки зрения придерживаются исследователи этнолингвистики В. В. Иванов и В. Н. Топоров, выводя военный функционал Перуна из индоевропейской традиции. Так с начала героической эпохи расселения индоевропейцев (конец III тыс. до н. э.), в социальной структуре племен, возрастает роль военной функции, что и выдвигает бога грозы на первый план. Соответственно, напрашивается вполне закономерный вывод, о том, что в период складывания Древнерусского государства и большой военной активности первых киевских князей, Перун наделяется военной функцией. В. В. Иванов и В.Н Топоров, проводят параллель и с арийским богом Индрой, повелителем битв и мужей, считая, что всем «громовикам» свойственен патронат над военной дружиной и лично её вождём.
Свидетельства в пользу военной функции славянского громовержца можно найти и в иностранных нарративных источниках. Так, византийский писатель Прокопий Кесарийский собрав информацию о славянах, проживающих к северу от дунайской границы Византийской империи, и находящихся в состоянии повышенной военной активности, сделал естественный вывод, что в их мировоззрении «громовик»-воитель (
Однако воинскую функцию Перуна ставят под сомнение представители от современного язычества Д. А. Гаврилов (волхв Иггельд) и С. Э. Ермаков считая, что одного только упоминания оружия рядом с именем Перуна в текстах договоров с Византией для исключительно воинского функционала не достаточно. Кроме известного имени Перуна, в тексте присутствует и имя некоего Велеса. Академик Б. А. Рыбаков, выдвинул предложение о том, что при заключении договора присутствовали как воины, клявшиеся оружием и Перуном так и купцы, скреплявшие свою клятву именем бога Велеса. Но тогда возникает вопрос, а на чем же клялись купцы? Упоминания об этом в текстах договоров нет. Соответственно Гаврилов Д. А. и Ермаков С. Э. делают вывод о том, что «оружие — предмет непосредственно к Перуну не относящийся» [3, с. 191]. Авторы обращают внимание и на то, что в текстах сравнительно поздней Новгородской 4-й и Патриаршей летописях вообще отсутствует упоминание о Перуне, что лишний раз доказывает отсутствие связи между оружием и Громовержцем.
- С приходом на киевский престол княжеского дома Игоревичей, происходит утверждение Перуна в качестве основного, главного божества в новом пантеоне Владимира. Так как изначально культ Перуна, был княжеским культом Игоревичей, можно выделить еще одну функциональную характеристику исследуемого божества, а именно «покровительственную». Божественный патронат над княжеским домом и его дружиной, несшей в себе военный характер, напрямую пересекается и с военной функцией громовержца. Так Е. В. Аничков в работе «Язычество и Древняя Русь», констатировал, что культ Перуна изначально был дружинно-княжеским культом киевских Игоревичей [4, с. 319]. Ученый развивает эту мысль, основываясь на фразе, взятой из фрагмента «Повести временных лет» повествующей о локации кумиров и, в частности, идола Перуна «за теремным двором». Аничков подчёркивает, что верховного положения в пантеоне Перун достиг тогда, когда произошло абсолютное утверждение князя и дружины в роли верховной политической власти, и Владимир объявил свой военно-дружинный культ общим культом: «Под горой, внизу, стоял Волос, бог всей Руси, выше его значительнее, уже тогда для всей Руси, на холме, стал возвышаться и был теперь издалека виден Перун, окруженный сонмом других богов» [4, с. 320].
Б. А. Рыбаков соглашается с мнением Е. В. Аничкова в том, что Перун «бог княжеско-дружинных социальных верхов, прямо связанных с рождением государственности» [5, с. 66]. Великокняжеский характер культа Перуна, согласно версии Рыбакова, подчеркивался еще и тем, что его святилище было установлено не только в столице, но и на северной границе Руси во втором стольном городе — Новгороде.
К покровительственной функции склоняется и Д.А Гаврилов, с поправкой на то, что Перун является покровителем лишь одного князя в том смысле: «что князю надо править (в том числе и карать за непослушание холопов, данников и прочих с применением воинской силы)» [3, с. 197].
В противовес предыдущим исследователям, Ю. В. Кривошеев утверждает, что «нет оснований его (Перуна) военное предназначение связывать только с княжеской дружиной, тем более как феодальным институтом» [6, с. 7]. Известно, что восточные славяне были воинственным народом и в военных действиях учувствовала не только княжеская дружина, но и все мужское население, а основной боевой единицей выступали волостные общинные ополчения. Таким образом, и простой общинник и представитель социальной верхушки усматривали в Перуне ««создателя молний», бога-воителя, «владыку всего»» [6, с. 7].
- Ф. С. Капица в работе «Тайны славянских богов», высказывает диаметрально противоположное предположение, называя Перуна «основным богом земледельческого культа, олицетворением грома и молнии…, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов» [7, с. 87]. Вместе с ним сторонником данной точки зрения является Н. М. Гальковский. Исследователь отмечает, что в современной речи слово «перун» не используется, а вот слово «переть» можно услышать довольно часто в различных значениях. Так «переть» значит: 1) надвигаться, медленно лезть, напирать; 2) грубо обладать, оплодотворять, спаривать, оттуда пара — двое, пар — теплота; 3) от глагола преть происходит слово пар — испарение; 4) словом «пареня» иногда называют поле, на которое вывезен навоз; 5) глагол «парить» означает подвергать одновременно теплу и влаге [8, с. 20–21]. Принимая во внимание все выше изложенное, Гальковский приходит к выводу: «в Перуне олицетворялась быстро надвигающаяся туча, несущая дождь и оплодотворяющая землю» [8, с. 21].
В. Н. Путилов, так же разделяет точку зрения Н. М. Гальковского о том, что Перун — это бог грозы. В последней, древний человек видел животворящий источник, который оплодотворял землю, поэтому исследователь и признает данную функцию громовержца главной. О Перуне как «о божестве, посылающем летние дожди, подателе земных урожаев, покровителе земледелия» [9, с. 16] говорит, и Я. Е. Боровский в книге «Мифологический мир древних киевлян».
Принимая во внимание вышеизложенное, следует констатировать, что «земледельческая функция» может, является, наряду с «военной» и «покровительственной» одной из ипостасей славянского громовержца.
- Анализируя сохранившиеся суеверия, пословицы и поговорки о Перуне («Перуном спалило», «Чтоб тебя Перун убил», «Перунова стрела в тебя» [10, с. 113–114; 11, с. 13]), С. А. Токарев не соглашается с мнением авторов, считавших культ славянского громовержца официальным, княжеским культом, оставшимся чуждым для народа, так как, по его мнению «было бы странно, если бы древний славянин-земледелец оставлял без внимания летние грозы и дожди, от которых зависела судьба его урожая и всего его хозяйства, если бы они не отражались в его сознании суеверными представлениями…» [10, с. 113–114]. Таким образом, автор рассматривает культ громовержца как общенародный.
Н. М. Гальковский в книге «Борьба христианства с остатками язычества» весьма доказательно демонстрирует, что Перун был «…божеством не аристократии, а простонародья» [8, с. 23]. Ссылаясь на «Слово Св. Георгия», где «сообщается, что Перуну долго еще молились по украинам, т. е. когда уже в городах язычество было совершенно оставлено и забыто. Долгую помять о Перуне подтверждает и Христолюбец» [8, с. 23].
Ф. С. Капица так же разделяет мнение, о том, что культ Перуна был общенародным, распространенным на всей территории проживания славян. Исследователь подчёркивает тот факт, что в «Повести временных лет» летописец отметил, что Перун «есть мног», иначе говоря, «Перунов на земле много» [7, с. 88].
- Обращаясь к образу Перуна в «Славянских древностях» Л. Нидерле развивает концепцию о том, что славянский громовержец являлся не локальным божеством, и был распространен не только у восточных славян, но и у южных, западных и полабских. «О его существовании у южных славян свидетельствует ряд топонимических наименований на Балканском полуострове, название цветка «Перуника», сообщение VII в. «Об оракуле Пырине», а также термин «перун» в переводе Иоанны Малалы X века, где он соответствует термину dia» (На западе имя Перуна удержалось в местных польских именах, а также в словацких поговорках. С культом Перуна можно связать и два древних известия о палабских славянах. В Коренице, городе поморских славян, поклонялись богу Porenutius, очевидно Перуновицу, а славяне на нижней Эльбе называли четверг perundan, то есть Перунов день [7, с. 277]).
- Д. А. Гаврилов и А. Е. Наговицын (волхв Велемудр) к основному списку функционала исследуемого божества добавляют еще одну, заключающуюся в том, что Перун является богом-судьей. В качестве подтверждения судебно-покровительственной функции авторы обращаются к свидетельству Константина Багрянородного «положили (они) оружие свое и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи. Эту же функцию они находят и в индоевропейской мифологии, где еще ведические арии наделяли Индру правом судьи. Вместе с тем, данное предположение язычников нельзя назвать новым, так как о судебной функции Перуна еще в начале XIX века писал Г. А. Глинка «… он был ужасное громомечущее божество: а потому в смысле нравственном беззаконных казнитель и изтребитель» [12, с. 26].
Таким образом, все реконструированные исследователями функциональные характеристики славянского громовержца можно разделить на шесть разных групп.
Первая группа исследователей приписывает Перуну воинскую функцию, основываясь на текстах договоров руссов с Византией. Следующая группа называет культ Перуна дружинно-княжеским покровительственным культом киевских Игоревичей. Третья, показывает славянского громовержца основным богом земледельческого культа, подателем летних гроз и животворящего дождя. В соответствии с четвертой группой функциональных характеристик, данный культ считается общенародным, а не принадлежащим только славянской аристократии. Эта функция основывается на сохранившимся до наших дней фольклорном материале. Еще одна точка зрения состоит в том, что культ громовержца был характерен не только для восточных славян, но и для славянского мира в целом, о чем свидетельствует ряд топонимических названий. Последняя наделяет Перуна судебной функцией, проводя параллель с индоевропейской мифологией.
Литература:
1. Повесть временных лет. Перевод Лихачева Д. С., Творогова О. С. СПб: ВИТА НОВА, 2012.
2. Прокопий Кесарийский. Война с готами. Пер. с греч. С. П. Кондраьева. М.: «Наука», 1950.
3. Гаврилов Д. А., Ермаков С. Е. Древние боги славян. М.: Вече, 2011.
4. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 1914.
5. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
6. Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.
7. Капица Ф. «Тайны славянских богов. М.: РИПОЛ классик, 2007.
8. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916.
9. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян». — Киев: «Наукова думка», 1982
10. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX– начала XX века. — М.: «ЛИБРОКОМ», 2012.
11. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. — СПб, «Азбука», 2000.
12. Глинка Г. А. Древняя религия славян. — Митава: тип. И. Ф. Штефенгагена и сына, 1804.
Основные термины (генерируются автоматически): Перун, славянский громовержец, культ Перуна, том, бог, военная функция, имя Перуна, славянин, воинская функция, земледельческий культ.
Ключевые слова
восточные славяне, Перун, функциональная характеристикавосточные славяне, Перун, функциональная характеристика
Похожие статьи
Мифологические воззрения древних
славянНа высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка
Культурное сравнение русско-
славянского и китайского язычестваНапример, Перун — главнейший бог славянского пантеона, бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов.
Природные стихии в персидской и русской мифологиях
По представлениям древних славян, Перун обитал на небе и повелевал небесным огнем.
Многое в культе славян заимствовано у восточных соседних кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни.
О
культе бога войны и его роли в жизни скифовГоворя о культе бога войны, можно сказать, что его культ прослеживался лишь на уровне ритуала, что это лишь
Функция Гойтосира как лучника объясняется его покровительством над охотниками.
К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна.
Практика воспитания подрастающего поколения у восточных
славянСамые древние языческие боги у славян не имели имён, за исключением Рода (мужское начало) и Рожаниц (женское начало, дающее жизнь всему живому).
Это были 7 основные богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и…
12 первых русских дипломатов: об
именах русских послов 911 годаКлючевые слова: Русь, Рюрик, варяги, Калининград, Византия, славяне, комент.
Тогда окажется, что Карлы есть обозначение военных руководителей, воевод.
Ибо не будет «высшее» сословие подражать «низшему» в религиозных культах, если даже в малом (в…
Представления восточных
славян о домовых духахДемонологические поверья восточных славян сохранились до нашего времени и в какой-то степени продолжают
Эти имена указывают на то, что домовой — олицетворение дома.
Образ кикиморы, а значит и мары, возможно восходит к культу богини Макоши (Мокоши).
Некоторые аспекты духовных верований у восточных
славян…Со временем произошли изменения в образах существ, в их значении, в именах.
В.И. Ленин писал: «Мы должны бороться с религией… «Страх создал богов«.
Духи леса у славян. Всякий раз, собираясь в лес, надо быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим.
Похожие статьи
Мифологические воззрения древних
славянНа высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка
Культурное сравнение русско-
славянского и китайского язычестваНапример, Перун — главнейший бог славянского пантеона, бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов.
Природные стихии в персидской и русской мифологиях
По представлениям древних славян, Перун обитал на небе и повелевал небесным огнем.
Многое в культе славян заимствовано у восточных соседних кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни.
О
культе бога войны и его роли в жизни скифовГоворя о культе бога войны, можно сказать, что его культ прослеживался лишь на уровне ритуала, что это лишь
Функция Гойтосира как лучника объясняется его покровительством над охотниками.
К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна.
Практика воспитания подрастающего поколения у восточных
славянСамые древние языческие боги у славян не имели имён, за исключением Рода (мужское начало) и Рожаниц (женское начало, дающее жизнь всему живому).
Это были 7 основные богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и…
12 первых русских дипломатов: об
именах русских послов 911 годаКлючевые слова: Русь, Рюрик, варяги, Калининград, Византия, славяне, комент.
Тогда окажется, что Карлы есть обозначение военных руководителей, воевод.
Ибо не будет «высшее» сословие подражать «низшему» в религиозных культах, если даже в малом (в…
Представления восточных
славян о домовых духахДемонологические поверья восточных славян сохранились до нашего времени и в какой-то степени продолжают
Эти имена указывают на то, что домовой — олицетворение дома.
Образ кикиморы, а значит и мары, возможно восходит к культу богини Макоши (Мокоши).
Некоторые аспекты духовных верований у восточных
славян…Со временем произошли изменения в образах существ, в их значении, в именах.
В.И. Ленин писал: «Мы должны бороться с религией… «Страх создал богов«.
Духи леса у славян. Всякий раз, собираясь в лес, надо быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим.
Перун, славянский бог-громовержец — Эрна Грчич
Велесова кудахтанье занесло вниз по долине и отскочил от горных вершин. Перун сжал руку вокруг пылающей молнии и сузил глаза. Облака, как стая копоть овец, пасшихся в небе и пасшихся на верхушках деревьев. Движение, рывок знакомой рогатой головы, поймал краем глаза Перуна. Он ревел в гнева, небеса содрогнулись от порыва его ярости, и он бросил горящую мчаться через деревню. Он попал в один из каменных домов, отправив своих грязных обитателей в бешеный полет по полям.
Перун взмахнул рука, и дождь хлынул из облаков и потушил пламя. Затем он сосредоточился снова его взгляд.
‘Вы промахнулись, дорогой брат! — донесся смех Велеса из леса на западной окраине деревня.
Перун брошенный другой болт. Смех повторился, громче, смелее, проливая, как кислое молоко. с восточного пастбища, и Перун ничего не видел, кроме гневного пламени.
Жители деревни ночевали в страхе, прижавшись к своим очагам, осыпанные огнем и дождь. Они не заметили, когда именно стихла буря, но проснулись от птичьего пения. и ясное небо.
«Слава Перуну!» и «Слава Перуну!» — восклицали они, выходя в поле срывать распустившиеся ирисы.
…
Пантеон
Перун, бог-громовержец, — одно из самых могущественных и самых известных божеств древних славян. Его параллелями в греческой и скандинавской мифологиях являются Зевс и Один, и он также известен как Перкунас, Пераун, Пьорум и Перон в разных частях Европы. С распространением христианства почитание Перуна постепенно перешло к святому Илии (рус. Илия), но его жизнеукрепляющие и очистительные функции по-прежнему выполняют его проводники: топор, бык, козел, голубь , и кукушка. Жертвоприношения и общинные пиры 20 июля в честь Перуна или Илии проводились на Руси до наших дней. В славянском фольклоре Перун часто ассоциируется с образами золотых яблок разрушения, драконов, соколов, древа жизни или Мирового Древа. Согласно Британской энциклопедии, он является «плодоносителем, очистителем и блюстителем справедливости и порядка», и его «действия воспринимаются органами чувств: видны в ударе молнии, слышны в грохоте камней, реве быка или блеяние козла (гром) и ощущалось в прикосновении лезвия топора».
Кто такой Перун?
Перун — сын Сварога, бога неба, и Лады, богини любви. Он находится среди божеств на самой вершине славянского пантеона. Легенда гласит, что он был создан, когда молот ударил по Алатырю, мифологическому камню. Он правитель мира живых, тогда как его брат Велес — правитель мира мертвых. Они двое находятся в постоянной ссоре, и Велес часто подшучивает над ним, обычно крадет его скот, на что Перун отвечает, бросая молнии и вызывая грозы. Битва между Велесом и Перуном бесконечна, следовательно, она представляет собой битву — не между добром и злом, потому что древние славяне не воспринимали свои божества как добрые или злые по своей сути, — а битву между стихией огня и небес. (Перун) и вода и земля (Велес).
Как выглядит Перун?
Перун был представлен как зрелый мужчина с длинной медной бородой, с пылающий камень, стрела, молния, мощный молот или топор в его руки, иногда закутанные в штормовой плащ. Он ехал в повозке, запряженной козлом, и использовал свой топор и молот для борьбы с силами зла. Когда бы он ни бросал свой топор, он всегда вернуться в его руку. Он наказывал всех лжесвидетелей и злых людей. В бою, он часто использовал золотые яблоки, которые представляли собой талисман полного разрушения, и это имело силу уничтожать злых духов.
Его и его жену Додолу часто призывали во время засухи, чтобы вызвать дождь. Существуют записи ритуалов, проводившихся даже в 20-м веке в некоторых деревнях Болгарии и Македонии, где призывали Перуна и уговаривали вызвать дождь и защитить урожай от засухи. В некоторых частях Сербии существует обычай, согласно которому креститься во время грозы — плохая примета, иначе ударит молния.
Храмы
Перун связан с огнем и с огненными животными и существами, такими как жар-птица и драконы. Поэтому обряды в честь Перуна были связаны с огнем. в храмы, рядом со своим кумиром, горел вечный огонь чего нельзя было допустить погаснуть, иначе служители храма будут обречены. Похожий обычай существовал в Древней Греции в храме Гестии и в Риме в храм Весты. Остатки древнего храма Перуна были найдены под средневековым монастырем Перина в Новгород. Храм состоял из круглой платформы, в центре которой стояла статуя, окруженная ямой с восемью апсидами, в которой находилось несколько своеобразные жертвенники. Часто утверждают, что Перун был единственным божеством в славянском пантеоне, кому приносились жертвы, чаще всего в виде крупного рогатого скота.
Перун обитал на вершине Мирового Древа (дуба) и иногда изображался в виде орла, восседающего на самой высокой ветви гигантского дуба и наблюдающего за миром под собой. Древние славяне верили, что их оружие пришло от Перуна и что его благословение на их оружие даст им силы для борьбы с врагами. Также считали, что гром и молния создавались, когда Перун гневался или в битве против кого-то, обычно Велеса. В местах, пораженных молнией, радужка ( перуника ) будет расти.
© Эрна Грчич, 2019 г. www.slavorum.org/perun-slavic-god-of-thunder/
http://www.starisloveni.com/Perun.html
Нравится:
Нравится Загрузка…
9 Важные славянские боги и богини
Если вы помешаны на поп-культуре, вы, возможно, встречали новаторское фэнтезийное название «Ведьмак» или совершенно ужасающего крылатого демона Чернобога в классическом диснеевском фильме «Фантазия».
Как вы могли догадаться, такие персонажи часто бывают мрачными и угрюмыми, как если бы они были окрашены в темный черный цвет. Следовательно, они черпают свое вдохновение из столь же темных корней: славянской мифологии.
Славянские Божества часто можно классифицировать в соответствии с их греческими аналогами. Тем не менее, влияние на их последователей, возможно, более значительно. Видите ли, славянские боги олицетворяют равновесие.
Хотя может быть бог или богиня, выступающие за мир и хороший урожай, также могут быть предвестники болезней и смерти. Эта двойственность по-разному влияла на разные славянские регионы. Большинство норм славянской мифологии были продемонстрированы в древнем документе под названием «Новгородская летопись», написанном ранними славянскими учеными.
Однако, чтобы по-настоящему понять разнообразные воплощения славянских богов и богинь, мы должны сначала взглянуть на их основы и на то, где все это происходило в славянской мифологии.
Содержание
Славянский пантеон
В отличие от основных религий, таких как ислам, христианство и индуизм, славянские боги не имеют никаких письменных записей завещаний, молитв или верховного собрания богов или богинь. Большая часть знаний о древней славянской религии исходит из произведений, написанных различными летописцами.
Одним из таких текстов является «Изначальная летопись», в которой тема славянской мифологии тонко затронута Нестором-летописцем в царствование Владимира Великого, где он запретил поклоняться славянским богам. Другие тексты включают «Chronica Slavorum», написанную Гельмольдом из Басау».
Здесь он упоминает славянское язычество, но последователи древней славянской религии верили в создание всех своих меньших богов единственным небесным существом.
Однако одно из самых ранних упоминаний божеств и их двойников в любой славянской летописи относится к «Новгородской первой летописи». Здесь символические описания сотворения человека изображались экстравагантно, уступая место первым известным корням славянской мифологии в целом.
Славянские боги и их природа
Религия состояла из политеистической структуры веры. Славянские боги и богини обычно имеют глубокую связь с природными телами, такими как вода, огонь, гром и небесное тело.
Как упоминалось ранее, двойственность также уступает место аналогам, которые, как считается, контролируют другие природные факторы, такие как засухи и болезни. Их вера не ограничивалась только богами , но также распространялась и на духов. Эти духи представляют давно умерших людей, ныне живущих духовно в лесах и озерах. Последователи также поклонялись богам, происходящим с небесных тел, таких как звезды и луна, подчеркивая глубокую календарную веру во вселенную наверху.
Сравнение с другими пантеонами
Троица славянских божеств: Перун, Сварог и Велес считалась авангардом славянской религии. Это похоже на Тримурти в индуизме, состоящую из Вишну, Брахмы и Шивы. Хотя это подразумевает, что троица состоит из нескольких богов, считается, что эти три «головы» являются частью одного и того же воплощения. Каждая из этих «голов» играет значительную роль в славянской религии.
В результате славянский пантеон не идет ни в какое сравнение с греческим или римским. Однако некоторые славянские боги обладают той же доблестью, что и боги других классических пантеонов. Перун, один из таких богов, разделяет такую же силу, как греческий бог грома Зевс и римский бог Юпитер.
Славянские боги
Хотя было бы ужасно увидеть крылатого демона, выходящего из пика, призывающего миньонов, чтобы поглотить мир, славянские боги также ассоциировались с удачей, хорошим урожаем, светом и любовью. Ниже вы найдете список богов и богинь, взятых прямо из очаровательной славянской мифологии.
Перун, Бог грома
Ты в море. Внезапный раскат грома сотрясает ваши кости, а над головой поднимаются темные тучи. Небо злится, и что в этом самого страшного? Так и тот, кто правит им.
Перун — бог грома и молнии в славянской мифологии. Хотя вы можете подумать, что его силы ограничивались только бушующей погодой, силы и влияние Перуна простирались далеко за пределы восприятия. Его мужественное воплощение было прямым противовесом всем заблудшим демонам и духам. Следовательно, он был одним из самых важных славянских богов.
Перун также считается славянским верховным богом войны. Как вы можете себе представить, этот титул придавал его имени сильное чувство чести. Из-за его внушительного вида его часто изображали в виде орла, сидящего на вершине Мирового Древа, что славяне символизировали саму Землю.
Перун и его владения
Являясь вершиной власти, он правил миром живых, влияя на многие его разнообразные события. Хотя гром и война были двумя наиболее яркими характеристиками Перуна, также говорили, что он был связан с дождем, законом, небесами, горами, орлами и оружием. Следовательно, он обладал всеми атрибутами главного бога.
Существует довольно интересное поверье о Перуне и его двойнике Велесе. Велес был правителем Подземного мира, прямой противоположностью Перуну. Заключенный в бою, Велес часто пытался ускользнуть от громоподобных наступлений Перуна, переодевшись животными, деревьями или другими земными воплощениями.
Говорили, что каждый раз, когда молния ударяла в определенное место, Перун находил след прячущегося в нем Велеса и, таким образом, посылал вспышку молнии, чтобы отсеять его. Окончательно изгнав Велеса обратно в Подземный мир, Перун вышел победителем и вновь восстановил порядок в мире живых, провозгласив себя верховным богом всего сущего.
Как вы могли догадаться, это поверье оказало значительное влияние на славян. Идея древних славянских богов, сражающихся и вышедших победителями, чтобы править славянским пантеоном в качестве верховного бога, вызывала мечтательность и чувство уважения у всех верующих.
Забавный факт: Полярная звезда (также известная как Полярная звезда) когда-то называлась Глазом Перуна различными астрономами, наиболее популярным из которых был Николай Коперник.
Велес, бог обмана и обмана
Вы идете по густому ночному лесу; это кромешная тьма. Что-то на земле отражает луну над головой. Это первый признак воды, а где вода, там и жизнь. Вы спешите к нему, надеясь найти хоть что-то, что хоть дышит в этом проклятом лесу. Вы смотрите вниз, но видите слабую тень с красными глазами, смотрящую прямо на вас сквозь воду, из ее зрачков сочится кровавая влага.
Пока Перун правит миром живых с громом и мощью, Велес скрывается внизу и правит Преисподней. Его часто изображали в виде изменяющего форму змея или дракона, пробирающегося по Мировому Древу к землям Перуна, чтобы осуществить свои коварные планы против него. Он был прямым противником всего, за что выступал Перун, и поэтому оставался изгоем в верованиях славянских религий.
Как славянский бог Подземного мира, славяне считали, что его воровство членов семьи Перуна напрямую способствовало его постоянному ускользанию от Бога-Громовержца.
Когда Велеса наконец убили и сослали в Преисподнюю, все, что он украл из мира живых, пролилось дождем с небес. Смерть Велеса никогда не была постоянной, а его годовое соскальзывание к перуновым небесам оставалось цикличным, повторяющимся каждый год. Для различных славянских племен это объясняло времена года и общую погоду в мире живых.
Велес часто связывали с колдовством и озорством, отражая атрибуты скандинавского бога Локи. Его можно описать как довольно апокалиптическое славянское божество как правителя Подземного мира из-за веры в то, что он является прямой противоположностью самому Перуну. Возможно, он оказал особое влияние на древний индоевропейский миф, который позже превратился в самостоятельную религию.
Его атрибутами являются влажность и сырость, он остается славянским богом Подземного мира, готовым утащить все, что он сможет найти из мира живых, в водные глубины своего собственного внизу.
Сварог, Бог Огня и Кузнечного дела
Случайный лязг молотов и треск бревен были бы первыми звуками жизни, которые можно было бы услышать, приближаясь к славянскому селению. Это означало кров, комфорт и, самое главное, жизненную силу для многих путешественников.
Сварог, бог огня и кузнечного дела, был одним из самых важных славянских богов. Он был славянской версией греческого бога Гефеста, и его имя было напрямую связано с огнем и теплом.
У различных славянских племен ему присваивался титул «Бога Солнца», а также «бога огня». Вооружившись небесным молотом, он выковал солнце, которое помогло создать мир живых.
После этого Сварог погрузился в глубокий сон. В этом довольно глубоком состоянии сна все его сны прямо характеризовали все, что происходило в живом мире. Считается, что если он проснется от своего сна, мир людей немедленно рухнет и испытает неминуемый апокалипсис.
Однако значение Сварога как бога творения символизируется кузнечным ремеслом. Он напрямую связан с жизненной силой из-за значения огня и Солнца. Помимо того, что он является солнечным божеством в сенсационном сне, славянские страны считают его отцом Дазьбога, бога, которому еще предстоит войти в этот список.
Его символ считается одним из самых важных и священных в славянской культуре. Вооруженный раскаленным добела молотом и обжигающей огненной бородой, стекающей с его подбородка, огненное воздействие Сварога на славянский миф о творении невозможно не заметить.
Другие боги славянской мифологии
Хотя они и не так почитаемы, как три главных бога, другие боги славянской мифологии очень почитаются и уважаются. Ниже вы найдете список богов, которые вселяли чудо и очарование в повседневную жизнь всех славян, которые последовали за ними
Дазьбог, Бог процветания
Вы возвращаетесь в свой маленький домик после долгого дня рубки дров . Ваша голова пронизана мыслями о кризисе среднего возраста и финансовых проблемах. Когда вы садитесь на свою кровать, вы видите небольшой сундук в углу вашей комнаты. Вы открываете его; ваше лицо немедленно освещается мерцанием Света. В сундуке достаточно золота, чтобы прокормить вас на зиму.
Сбитый с толку, ты оглядываешься. Вы мельком видите старика в волчьей шкуре, смотрящего на вас через окно. Он улыбается, а затем исчезает среди кустов.
Связанный с богатством и щедротами, Дазьбог, бог процветания, считался героем у славянских народов. Будучи сыном Сварога, он также был солнечным божеством, стоявшим культурной иконой в славянских верованиях. Он был связан с удачей, и часто говорили, что он посещает дома и раздает подарки среди его жителей людям с добрым сердцем.
Его великие качества также были связаны с процветанием. Для древних славян он был спасителем зимой. Следовательно, любые обильные события, такие как хороший урожай на зиму, будут напрямую аккредитованы Дазбогом. Он также был связан с волками. Таким образом, многие славянские народы считали волков священными, и их было запрещено убивать.
Белобог, Бог Света
Говорят, что Свет отгоняет все опасности. Такова важность факела посреди темного леса. Какие бы гончие в темноте ни приближались, их останавливает ореол весело потрескивающего факела. На данный момент вы в безопасности, потому что Свет защищает вас. Ты улыбаешься и продолжаешь идти, пока факел освещает твой путь.
Белобог, славянский бог Света, также известный как «Белый Бог», был в основном реконструирован из сказки. Хотя исторических записей нет, двойственность в славянской мифологии подтверждает его точку опоры в ней. Чернобог, славянский черный бог тьмы, часто произносился вместе с Белобогом, чтобы нейтрализовать злые пути Чернобога.
Легко представить, что славянские группы связывали Белобога с целительством и открытием благодаря его светоносной природе. Он мог быть той тонкой гранью, которая отделяла тьму от убежища Света.
Чернобог, Бог Тьмы
Часто называемый «Черным Богом», Чернобог — один из самых популярных славянских богов в мире. Благодаря его ужасающей экранной характеристике в диснеевском фильме «Фантазия» 1940 года он стал широко известен и признан в поп-культуре.
Мифы и здравый смысл подсказывают, что тьма никогда не станет вашим союзником. Что ж, возможно, они правы. Как предвестник смерти, он был связан с голодом и каннибализмом. Он считался полной противоположностью Белобога и, как таковой, олицетворением чистого зла.
Тьма никогда не воспринималась хорошо ни одной культурой в мире. На самом деле, сама цель изобретения огня состояла в том, чтобы держать тьму глубоких ночей в страхе. Поморский летописец Фома Канцов писал в «Хронике Померании», что славянские молитвы чтили Чернобога из страха человеческими жертвоприношениями, чтобы он не причинил им вреда. Он отмечает, что злой бог не хотел ничего, кроме уничтожения тел и душ всего человечества.
Существование Белобога и Чернобога связано с символикой мира и хаоса, зла и добра, дня и ночи, Света и тьмы. Они были вовлечены в вечную борьбу, которая могла бы разжечь индивидуалистическую мораль и чувство справедливости в славянском народе.
Мокошь, богиня плодородия
Без размножения ни одна культура не может процветать.
Макошь, также известная как «Богиня-Мать», была славянской богиней плодородия и потенции. Как женское божество, она имела особое культурное значение для женщин из-за своих дарующих сил. Рождение, как и любая другая культура, имело решающее значение для славянских представлений. Говорят, что она была тесно связана с Перуном, и некоторые авторы считают, что кража Макоши Велесом побудила Перуна в первую очередь объявить против него вечную битву.
Эта славянская богиня также была тесно связана с ткачеством, стрижкой овец и благополучием женщин в целом. В наши дни Макошь по-прежнему преобладает в верованиях многих стран Восточной Европы как предвестница плодородия и действенная сила, дарующая жизненные силы.
Стрибог, бог ветров
Без ветра ни один корабль не двинулся бы вперед. Ветер является жизненно важной движущей силой благодаря своему постоянному и ритмичному существованию. Он стал символическим воплощением свободы и спокойствия.
Стрибог, бог ветров, ассоциировался с морем и путешествием. Считалось, что все ветры, независимо от величины, были его детьми. Можно также представить, что путешествия, считавшиеся обильными, были благословлены Стрибогом, чтобы корабли могли идти беспрепятственно.
Его связь с Дазьбогом коснулась и русско-американского лингвиста Романа Якобсона. Он упомянул, что Стрибог может быть упомянут как «дополнительный бог» к Дазьбогу как рассеивателю его счастья.
Он представлен как старик с белой бородой, несущий рог, сигнализирующий о надвигающемся ветре. У Стрибога есть аналог в индуистской мифологии, а именно Ваю, который является Повелителем Ветров и божеством дыхания.
Лада, Богиня любви
Любовь заставляет мир вращаться. Без любви не может быть прогресса среди людей.
По мнению некоторых ученых, Лада высоко почиталась в балтийской мифологии. Хотя точных доказательств нет, Лада считается значимым божеством в славянском фольклоре. Вместе со своим братом-близнецом Ладо она благословляла супружество и была сильным двигателем любви и красоты среди их верующих.
Лада также имеет своих двойников в других пантеонах, таких как Гера в греческой мифологии и Фрейя в скандинавской.
Понимание славянских богов
Коснувшись важнейших славянских богов и славянских идолов, пора перейти к анализу всего этого. Хотя славянские языки, через которые выражалась пожизненная преданность и вера в этих богов, давно утеряны, влияние этого все еще можно почувствовать,
Верования различных племен, таких как западные славяне, восточные славяне, южные славяне, северные славяне а славяне-язычники являются частью массивного зонтика в славянской мифологии.