Доклад о сумарокове: Сумароков биография кратко – творчество Александра Петровича, важные и интересные факты о баснописце

Сумароков биография кратко – творчество Александра Петровича, важные и интересные факты о баснописце

25 Ноября 1717 – 1 Октября 1777 гг. (59 лет)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 260.

Сумароков Александр Петрович (1717–1777) — русский поэт, литературный критик, баснописец, драматург, вошедший в историю как «отец русского театра». Одна из выдающихся фигур русской литературы XVIII века. Краткая биография Сумарокова Александра Петровича для 5 класса позволит школьникам узнать интересные факты из жизни и творчества поэта. Рассказ о нем поможет лучше подготовиться к уроку по литературе.

Детство и юность

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернерами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.

Начало творческого пути

После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице и вскоре стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии и Алексея Розумовского.

Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература.

Он искренне восхищался творчеством М. В. Ломоносова, которого считал выдающимся литератором. Однако Александр Петрович прекрасно понимал, что подражание даже самым талантливым людям не принесет удовлетворения и потому стал искать свой собственный стиль.

В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние. Он был молод, горяч, полон романтических переживаний, и его произведения поражали искренностью и страстностью.

Драматургия

Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.

Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи. В 1756 году он стал первым директором Российского театра в Санкт-Петербурге. На этом посту он самоотверженно трудился, заслужив звание «отца русского театра».

За это время им было написано 8 трагедий, 12 комедий, 3 оперных либретто.

Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.

Последние годы жизни

Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.

Попытки Сумарокова стать важной политической фигурой разгневали императрицу Екатерину II, и поэт впал в немилость. Финансовые проблемы вынудили его перебраться с семьей в Москву, где, всеми позабытый, он стал искать утешение в алкоголе. Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.

Тест по биографии

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Saydulla Mansurov

    10/10

Оценка по биографии

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 260.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Сообщение о Сумарокове — Kratkoe.com

Личности

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Доклад о Сумарокове Александре Петровиче расскажет Вам много полезной информации о жизни и деятельности русского поэта, драматурга, литературного критика. 

Сообщение о Сумарокове

Сумароков Александр Петрович появился на свет в Петербурге 14 (25) ноября 1717 году в дворянской семье военного чиновника. Мальчик получил прекрасное домашнее образование. В 1732 году его отдали в учебное заведение под названием Сухопутный шляхетный корпус («Рыцарская академия») для детей высшего дворянства. В 1740 году, в конце обучения, были напечатаны 2 оды молодого Сумарокова, в которые он посвятил императрице Анне Иоанновне. В корпусе давали поверхностное обучение, однако блестящая карьера ученикам была обеспечена. Из учебного заведения Александр Петрович вышел адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина. После того как престол заняла Елизавета Петровна в 1741 году, поэт был назначен адъютантом графа А.Разумовского. В это время Сумароков пишет модные пасторальные и любовные песенки, которые пользовались большим успехом. Он выработал свой музыкальный, легкий стих, написанный в шестистопном ямбе.

На тот период Сумароков несколько конкурировал с другим литератором – Ломоносовым, и даже выступил с пародиями на его оды. В обществе они получили название автопародий. Александр Петрович попробовал себя во всех жанрах классицизма, открыл для России жанр стихотворной трагедии. Ему принадлежит создание 9 трагедией, самыми известными из которых были Синав: и Трувор (1750 год ), Димитрий Самозванец (1771 год) и Хорев (1747 год).

В 1756 году Сумарокова назначили в Петербурге первым директором Российского театра. В период правления Екатерины II большое внимание он уделял созданию сатир, эпиграмм, притч и памфлетных комедий в прозе. Параллельно начал писать эпистолы, стихотворные произведения (Опекун, Тресотиниус, Рогоносец по воображению).

В 1774 году издал «О стихотворстве» и «Эпистолу о российском языке», в которых возвышал русский язык.  После болезни и начинающейся слепоты 11 октября 1777 года Александр Петрович Сумароков скончался. После себя он не оставил никакого финансового наследства, не было денег даже на его похороны. Литератора схоронили актеры московского театра за свой счет. 

Интересные факты о Сумарокове
  • Был трижды женат. Первой его женой была немка по происхождению. Вскоре баснописец завел себе любовницу (дочь кучера), которая по годам годилась ему в дочери. Любовное увлечение привело к распаду семьи. В 1769 году после смерти супруги он женится на дочке кучера, с которой на тот момент уже имел двух детей (сына и дочь). Родственники умершей жены обратились в суд с целью лишить Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, однако судебный процесс положил начало его быстрому разорению. Вторая супруга Александра Павловича в 1777 году погибает. Поэт решает жениться на племяннице второй жены. На момент свадьбы разница в возрасте между ними составляла 30 лет.
  • Был первым дворянином, который решил зарабатывать на жизнь литераторством.
  • При жизни писателя не было издано ни одно полное собрание его сочинений.
  • Выступал за отмену крепостного права.
  • Расточительность и непредусмотрительность автора привели его к полному разорению и большим долгам. О нем стали пускать сплетни, организовывались провалы произведений. Сумароков, нищий, осмеянный и покинутый, пристрастился к алкоголю. После кончины он не оставил своим детям ни гроша в наследствие.

Надеемся, что «Сумароков баснописец» сообщение помогло узнать много интересной информации о баснописце. А краткое сообщение о Сумарокове Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Сумароков

Глеб Сумароков (Институт языкознания, литературы и истории КарНЦ РАН):

Судьба художественных текстов за пределами родины давно интересует литературоведов. Недавние разработки в области сравнительных, переводческих и рецепционных исследований привели к появлению множества работ, посвященных этой проблеме. В то время как было проведено много обширных исследований рецепции сравнительной литературы как финского, так и русского народов, мало что известно о взаимном восприятии жанра фэнтези этими народами. В данном докладе более подробно рассматривается взаимный литературный обмен и рецепция этого жанра в двух странах – Финляндии и России. В докладе рассматриваются литературные отношения в жанре славянского и финского фэнтези второй половины XX — начала XXI веков. Ее цель — исследовать и выделить основные типологические связи между финской и русской традициями фэнтези, касающиеся таких финских авторов, как Йоханна Синисало, Эми Итаранта и Марина и Сергей Дьяченко, Мария Семенова, как представителей славянского фэнтези.

Литература на финском языке удивительно молода. Он развивается довольно быстро благодаря тому, что на протяжении всей истории Финна существовала как процветающая народная культура, так и высокотворческая традиция устной поэзии. Наоборот, русская литературная традиция намного старше и успела обосноваться в области мировой литературы. Однако жанр фэнтези достаточно нов для обоих народов, и современной литературе еще предстоит установить конкретную литературную традицию фэнтези как жанра.

В Финляндии реализм считается правильным способом письма, в то время как другие жанры являются отклонениями от этой нормы. Хотя можно было бы легко забыть, что даже реалистическое построение мира на самом деле является вымыслом, многие читатели отказываются от работ с элементами фантастики на основании этого. Одной из величайших функций литературы в обеих странах было изображение истории и человеческих судеб в доступной и узнаваемой форме; Таким образом, литература стала важной частью коллективной памяти нации. В настоящее время все больше и больше финских и русских авторов решают посвятить свои литературные усилия фэнтези. Мифологическая традиция, по-видимому, оказала большое влияние на обе нации. Русские и финские былины до сих пор остаются частью современного литературного дискурса, что становится очевидным, если более внимательно присмотреться к жанру современного фэнтези. С одной стороны, у нас есть руны и древняя скальдийская традиция, которая до сих пор является частью коллективной памяти Финна. С другой стороны, русская мифологическая традиция вдохновила славянскую фантазию, имеющую свои отличительные черты. И финские, и российские авторы черпают вдохновение в мифологических традициях своей культуры, отражение которых можно увидеть во многих современных произведениях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-012-00171.

 

 

Мемориальная доска Александру Сумарокову, Санкт-Петербург

Памятные доски артистам театра, Памятные доски писателям

russianmonuments 4 комментария

Не знаю почему, но я всегда любил Александра Сумарокова. Для нерусского знатока русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых зубришь перед устными экзаменами. Его не изучали ни на каких занятиях и семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили. Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это самостоятельно. Вы неделю читаете Василия Тредиаковского, несколько дней читаете Михаила Ломоносова.

Студент, мнящий себя кем-то вроде знатока драмы и театра, когда-нибудь прочитает все трагедии Владислава Озерова (на самом деле любящего Фингала ). Вы планируете прочесть все пьесы Екатерины Великой, но в итоге признаете, что, возможно, вам это и не нужно. Вы читаете Василия Капниста и безумно любите Chicanery , недоумевая, какого черта никто не взялся за это 200 лет.
Вы более чем знакомитесь с Яковом Княжниным и Александром Аблесимовым (что вознаграждает вас спустя десятилетия в Москве, когда вы видите постановки в двух разных театрах по произведениям этих писателей). Вы читаете Михаила Хераскова, но не помните его. Вы любите Дениса Фонвизина, особенно его Бригадир , хотя все пытаются вам сказать, что его Несовершеннолетний — его главная игра — койка. Вы с удовольствием читаете комедии Александра Шаховского, хотя и близко не читаете все 100 его пьес — на самом деле, наверное, выручаете, не дойдя до 10-процентной отметки. Но вы восхищаетесь его умением перевернуть шуточную фразу.
Другими словами, вы читаете сами себя глупо, практически без чьего-либо обучения. О, есть горстка книг, в которых на словах упоминается ранняя русская драматургия. Вы читаете их, и у вас мало что получается. Так что это марафонское чтение очень старых пьес, до которых веками никто не заботился (за редким исключением, натч), действительно ставит вас в тупик.
Это либо тонуть, либо плыть, и вы никому не признаетесь, что тонете так же часто, как плывете.
А вот и Александр Сумароков. Человек не пользуется большим уважением. Другие писатели смеются над ним. Критики и историки говорят вам, что он не был хорошим писателем. Д. С. Мирский, один из тех фундаментальных историков, о которых я упоминал, писал, что «литературная ценность» сумароковских пьес «невелика» и что они «пахнут переводом». Эх. Казалось бы, никто не говорил с Мирским о народной традиции. Ну, разве что Сумароков вряд ли был народным…
Как бы то ни было, Сумароков у меня всегда был слабоват. Если ему кто-то не нравился (а ему не нравились многие люди), он садился и писал пьесу с нападками на них, как он это делал в весьма забавном 9-м эпизоде.0026 Tresotinius , пародировавший Тредиаковского. Сумароков не сомневался в своем месте в истории русской литературы середины XVIII века: он был ее величайшей и влиятельнейшей звездой. На самом деле он действительно им был, по крайней мере, до появления Гаврила Державина, а затем и Александра Пушкина.
После этого Сумароков как бы упал со стола. Но у человека был характер, у него была наглость, и у него был немалый талант. Только вы пытаетесь собрать в себе влияния и стили, и надежды, и чаяния целой нации, не имеющей литературных традиций, если только вас не зовут Пушкин… Но и у Пушкина, конечно, были все писатели, о которых я уже упоминал, от которых отталкивались. У Сумарокова почти ничего не было. Итак, когда он принес Гамлет и Макбет в русский канон — даже если он их упрощал и усложнял — он ставил вехи для будущего русской культуры. Вдобавок к этому Сумароков был одним из первых крупных российских издателей, редактором влиятельного журнала
«Бизнес-пчела»
или «Промышленная пчела », в зависимости от того, как это перевести. Он писал стихи, эссе, участвовал в социальных и политических дискуссиях (в некоторой степени) и был всесторонним — будем честными, давайте отдадим ему должное — человеком эпохи Возрождения.

Сумароков родился 25 ноября 1717 г. , а умер 12 октября 1777 г. (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическому, но неполному «Избранным произведениям А. П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал не менее 25 различных поэтических жанров, в том числе балладу, оду, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии, элегии, сонеты и многие другие. В этом далеко не полном источнике 268 произведений. (Список включает в себя некоторые трагедии и переводы, но не включает его публицистика, эссе, 12 комедий или его переработок Шекспира.) Но есть серьезная проблема с подсчетом и исследованием полного литературного творчества Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти о нем уже практически никто не заботился. Он был нищим, нелюбимым, неуважаемым, на самом деле о нем никто даже не думал. Его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, но и его могила со временем была утеряна.

В его честь в 19 г.51, но размещение этой плиты (которую я помню, как увидел и резко остановился, как если бы увидел привидение) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на похороны, поэтому некоторые московские актеры собрали сбор и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в нищету.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руках. Одним из них был Большой проспект, 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска в честь Сумарокова. Действительно был, и вот что на нем написано: «На этом участке находился дом, в котором проживал с 1765 по 1769 г., писатель, поэт, драматург, крупный театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего. Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни озноба, ни мистического магнетизма, ни ощущения дежавю. Я пытался. Я искал это. Я чувствовал это. Его там не было. Здание, которое сейчас стоит здесь, не имеет ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами, оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие вокруг или проходящие мимо, — все это не имеет никакого отношения к Сумарокову. Никто не остановился, чтобы посмотреть на табличку, всем было наплевать. Даже когда я его поставил и начал фотографировать с одной и с другой стороны. Обычно этого достаточно, чтобы вызвать любопытство хотя бы у некоторых прохожих. Не здесь. Не это место. Эти местные жители уже знали: здесь нам ничего не нужно знать.
Судьба — это индейка, как говорят русские. Я понятия не имею, откуда взялась эта фраза. Но это тот, который вы можете хорошо, трудно прочувствовать. Особенно, когда вдумываешься в жизнь и творчество Александра Сумарокова, а потом вдумываешься в то, как мир отвернулся от него к моменту его смерти, а потом просто забыл о нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *