Доклад м и глинка – :

Доклад по М.И.Глинка срочно!!!!

Доклад по М.И.Глинка срочно!!!!

Ответы:

Михаил Иванович Глинка. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре. По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России. Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка — душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Окончив Пансеонат, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин — младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником. Он поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению. Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка. 25 апреля 1830 Глинка уехал в Италию, стремясь «усовершенствоваться.Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию.В Россию , Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина . Этот сюжет ему подсказал написать либретто . Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие ,поэтому ,вопреки желанию композитора .оперу назвали «Жизнь за царя».27 ноября 1836 года опера была с успехом исполнена на сцене Большого театра в Петербурге .Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» — состоялась премьера второй оперы «Руслан и Людмила» аристократические круги встретили оперу с холодным равнодушием. Вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин». В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов. В 1848 — глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

cwetochki.ru

Реферат — Михаил Иванович Глинка

(20.5(1.6).1804,с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857,Берлин)

/>

МихаилИванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своихродителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах отнебольшого города — Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольнопоздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первойучительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка ВарвараФедоровна Кламер.

Первыйопыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончанияпансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в товремя оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство».С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всёбольше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много,пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остаетсянеудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаныхорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды»на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на словаА.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А.Я.Римского-Корсакова и другие.

Однакоглавное — не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ниценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя вмузыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства.Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременнонастойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумяоркестровыми увертюрами.

Постепеннокруг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится сЖуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился сОдоевским, ставшим впоследствии его другом. Всевозможные светские развлечения,многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояниездоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайненеудачного лечения), — всё это не могло помешать композиторской работе, которойГлинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением».Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

Вэти годы Глинка стал серьёзно задумываться о путешествии за границу. К этомуего побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такиемузыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческийопыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также виных климатических условиях поправить своё здоровье.

Вконце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии,где провёл летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, которыйбыл в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-1831года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новыхвпечатлений: «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки,чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинкапо-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничегоученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную частьпроизведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер.Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет дваоригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончелии контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота — произведения, в которых особенно отчётливо проявляются черты композиторскогопочерка Глинки.

Виюле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое времяостановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе.Глинка отмечает в «Записках» немногое. Он часто и с удовольствием слушалоркестры Лайнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. ВБерлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведённые здесь,привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждогонарода. Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готовсделать решительный шаг в своем творчестве. «Мысль о национальной музыке(не говорю ещё оперной) более и более прояснялась», — отмечает Глинка в«Записках».

Важнейшейзадачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок егомузыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусствевообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому всвоё время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.

ЗанятияГлинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчасже отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однакоон в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческихустремлений был уже определён. Подтверждение этому мы находим, в частности, втой поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается засочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета — настолькоясно представляется ему характер музыки будущего произведения: «Запала мнемысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась „Марьинароща“.

Этаопера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он сталчастым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранноеобщество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постояннымипосетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.

»Когдая изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — пишет Глинка, — Жуковскийискренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена влесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального,характерного для русских».

УвлеченностьГлинки была настолько велика, что «как бы по волшебному действию вдругсоздался… план целой оперы…». Глинка пишет, что его воображение«предупредило» либреттиста; «… многие темы и даже подробностиразработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей».

Ноне только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет оженитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова,миловидная девушка, его дальняя родственница. «Кроме доброго инепорочнейшего сердца, — пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, — я успелзаметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок ибережливость… несмотря на молодость и живость характера, она оченьрассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Но будущая жена ничегоне смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолькосильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели кнесовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.

Венчалисьмолодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправилсяв Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность,он принялся за оперу с ещё большим рвением.

Операбыстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большоготеатра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов сбольшим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому,стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на судкапельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы натот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял срепертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» былпринят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперувознаграждения.

Премьера«Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершилисьнаконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшимуспехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актерывыходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долгобеседовал со мною…»

Остротавосприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах оРоссии» Анри Мериме: «Жизнь за царя» г. Глинки отличаетсячрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россиявыстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражениерусской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Этоболее чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная наблагородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё нелегкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным».

Идеяновой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитораещё при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках»: «… янадеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина егопредупредила исполнение моего намерения».

Первоепредставление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года,ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «ИванаСусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад,выступил Одоевский, выразивший своё безусловное преклонение перед гениемкомпозитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: «… нарусской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, вашаслава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — червиспадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишьодин раз в столетие».

Однаконовая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала болеесильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф.Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Композитортяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительноезаграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие иразнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

ТрудыГлинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года имбыла создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В.П.Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: «… мнеочень приятно… сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли свеличайшим успехом… Уже на репетиции понимающие музыканты… были поражены ивосхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной втаких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством!Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом… какиетонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какаяувлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливыенеожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!»

Окончивработу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться заследующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучениюнародной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появиласьещё одна увертюра на испанскую тему — «Ночь в Мадриде». Оставаясь начужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет«Камаринскую». Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен:свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой, явиласьновым словом в отечественной музыке. В «Камаринской» Глинка утвердилновый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всёздесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелоесочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Последниегоды Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор былполон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым онподвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким,преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшаясестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинилнекоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине.Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невскойлавры.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.belcanto.ru

ronl.org

Доклад — М.И.Глинка. Жизнь и творчество композитора



<spanlang=EN-US><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><o:p></o:p>

<spanstyle=’font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt’>Глинка Михаил Иванович

<spanstyle=’font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:13.5pt’><o:p></o:p>

<spanstyle=’font-size:13.5pt’>Глинка  — гениальный русский композитор. ПодобноПушкину в поэзии, он был основоположникомрусской      классической музыки- оперной  исимфонической.  Истоки  музыки  Глинки  уводят  врусское народное творчество. Любовью к Родине, её народу, к  русскойприроде проникнуты  лучшие его произведения.<o:p></o:p>

<spanstyle=’font-size:13.5pt’> Глинка родился 20 мая <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1804 г»>1804 г</st1:metricconverter>.в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едваребенка отняли от матери, как его взяла на свое попечение крутая и властнаябабушка (по отцу), гроза крепостных и своих близких. Отец его (капитан вотставке), неглупый и довольно образованный человек, хлебосольный барин,женившийся на своей соседке и дальней родственнице, которую увез тайком, весьбыл погружен в устройство своего английского парка, прием и увеселение родных исоседей. Умная и воспитанная мать Михаила Ивановича была устранена свекровью отвоспитания сына, да и не могла уделять ему много времени. Слабый ребенок роснервным и золотушным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою. Несмотря нанеблагоприятную, полуобломовскую, полускотининскую обстановку, которой окружилаего бабушка, ребенок выучился читать чрезвычайно рано, но музыкальныеспособности его еще дремали. К счастью для мальчика, воспитание, грозившеепревратить его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано смертью бабушки.Ребенку минуло уже 6 лет, когда он снова перешел в полное распоряжение матери,приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего. К этому времени подросласестра Глинки, ставшая теперь любимой подругой его игр, и его начали учитьболее серьезно: выписали француженку, дали учителя рисования, а рассказы одногососеда-родственника пристрастили к чтению путешествий и географии. Слушая пениекрепостных крестьян и звоны  колоколов местной  церкви, ранопроявили  тягу  к музыке. В домашнем быту  у родных Глинки  часто звучала музыка. Музыка  производила  намальчика  потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный .  Первым пробуждением музыкальных наклонностей Глинка былобязан небольшому домашнему крепостному оркестру и такому же оркестру дяди.Всякий приезд крепостного оркестра был для мальчика праздником. Но музыкальные занятия  начались довольно поздно. Со скрипкой ( накоторой  он учился играть  у одного  из крепостных музыкантов )  или флейтой  маленький  Глинка  присаживалсяк музыкантам  и по слуху  играл  с ними. В 10 — 11 лет от родуон впервые испытал «непостижимое, новое и восхитительное впечатление»от одного из квартетов известного в то время шведского кларнетистаКрузеля.   Оркестр дяди стал для него «источником самых живыхвосторгов». Особенно любил Глинка русские песни, переложенные для двойногодухового квартета. Около этого времени в Новоспасское выписали из Петербургановую гувернантку, питомицу Смольного института из русских немок, которая сталаучить мальчика не только языкам и географии, но и игре нафортепиано.                                                                                                                                                                    С 1817 по 1822 год Глинка учился в  Петербурге в Благородном пансионе приГлавном педагогическом институте. Этот пансион считался одним из лучших учебныхзаведений. Среди его преподавателей были такие незаурядные люди. Как А.Куницын(один из любимых учителей Пушкина), профессор географии К. Арсеньев-  горячий противник крепостничества. Преподавателем русской словестностии воспитателем Глинки был   В. Кюхельбекер – друг Пушкина,будущий  декабрист. Кюхельбекер учил” чувствовать и мыслить”. Нет сомненияв том, что он способствовал развитию у Глинки чувства любви и уважения кнароду, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкой жил брат Пушкина ЛевСергеевич. Благодаря ему, Глинка в юные годы познакомился с великимпоэтом,  который бывал в пансионе, навещая  Кюхельбекера, товарища полицею и младшего брата. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина.Образование здесь давалось пестрое, весьма поверхностное и не систематическое.Недостаточность пансионского преподавания живо чувствовалась Глинкой, писавшимродителям, что ученье в пансионе «довольно плохо». Случайно иповерхностно было и музыкальное образование Глинки. Он брал уроки упетербургских пианистов   Глубокое впечатление произвели на него триурока, взятые у знаменитого пианиста Джона Фильда. Успешно изучал Глинкаязыки  — латинский,  французский, немецкий, английский и персидский.Часто бывал в театре, особенно увлекался оперой и балетом. Во время летнихканикул усердно занимался с крепостным оркестром своих родственников, дирижируяим.                                                                                       После окончания пансиона Глинка не  сразу  поступил на службу .В <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1823 г»>1823 г</st1:metricconverter>он поехал лечиться  на Кавказские минеральные воды , затем, затемотправился  в Новоспасское, где иногда сам  управлял оркестром дяди,играя на скрипке, тогда же  начал  сочинять оркестровую музыку.                                                                                                        В 1824  Глинка поступил на службу  в ведомство путей сообщения.  Помощником секретаря Главного управления  путейсообщения.   Но служба  тяготила его: она отрывала  готзанятий музыкой , и мешала творчеству.                     В 1828 году  он вышел  в отставку.  В Петербурге Глинка  сближается  с передовой  интеллигенцией, бывает навечерах у поэта Дельвига., знакомится  с Жуковским и Грибоедовым. К этомувремени  юноша был уже автором  многих фортепианных пьес, но основное  место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений тойпоры    «Бедный певец » на стихи А. Жуковского,» Не пой красавица , при мне » на стихи А. Пушкина  и другие .    Светские знакомства отвлекали его от настоящегопризвания, не давая сосредоточиться. Занятиям с крепостным оркестром дядиГлинка обязан своими практическими знаниями инструментовки. Глинка продолжалпробовать себя в разных родах сочинения (камерные и оркестровые пьесы, романсы,вокальные ансамбли), но не мог удовлетвориться этими   попытками. Ему не хватало техники, и он стал брать уроки у некоего Цамбони(1828), но без особойпользы.                                                                                                                                                                                Весной <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1 830 г»>1 830 г</st1:metricconverter>. сильно расстроенное здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию иИталию.  Об этой поездке он давно  мечтал, стремясь усовершенствоваться  в искусстве. Предполагалось, что тёплый  климатИталии  улучшит его расстроенное здоровье … Проведя несколькомесяцев  в Ахене и Франкфурте , он прибыл  в Милан, гдезанимался  композицией  и вокалом, посещал театры, совершалпоездки  в другие города.В промежутках между поездками, во время остановокв городах, возобновлялись музыкальные занятия, опыты всочинении.                В Италии Глинка  с большим увлечением  занимался пением , знакомился  с лучшими певцами и композиторами , сочинял арии витальянском  стиле .        Вообщеговоря, пребывание в Италии не принесло ему особой пользы, но зато поставилоближе к вокальной музыке и научило искусству писать для голоса. Попыткисочинения в итальянском вкусе скоро убедили его в том, что он «не можетбыть искренно итальянцем», и невольно подготовили поворот в сторонунациональной русской музыки.  Прожив  в Италии около 4-х лет, онпоехал в Германию.  В Берлине он познакомился  с известным немецким  теоретиком  Зигфридом  Деном .       Ден, по словам Глинки, привел в порядок не только его теоретические знания,«но и идеи об искусстве вообще», дав ему впервые возможность«работать не ощупью, а ссознанием».                                                                                                                                          За  границей  Глинка написал  несколько  ярких романсов » Венецианская ночь «., » победитель.».Патетическое  трио  для фортепиано, кларнета и фагота и  ряддр. произведений   Вдали от родины  возникла  идея создания  отечественной  оперы .     Из-заграницы Глинка возвращается уже готовым  мастером.

           Возвратившись  в  Россию в  1834  году, Глинкапоселился  в Петербурге.Посещая  вечера у поэта Жуковского, он познакомился  с Гоголем, Вяземским, Одоевским и др.  Композиторувлёкся  идеей, поданной Жуковским , написать  оперу  насюжет об  Иване Сусанине, о котором он узнал ещё в юности,прочитав  » Думу » Рылеева К.Ф.  По настоянию дирекции  театров  , сочинение назвали » Жизнь за царя». Премьера  сочинения состоялась  27  января <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1836 г»>1836г</st1:metricconverter>. и стала днём рождения русской  героико — патриотической оперы. Спектакль прошёл с большим успехом, на нёмприсутствовала  царская  семья , а в зале  среди многих друзей  Глинки был  и Пушкин.  В своём произведении Глинка прославил героический подвиг простого  русского крестьянина,пожертвовавшего жизнью во имя  Родины.  Вскоре  после премьеры Глинка  был  назначен  руководителем Придворной  певческой капеллы.                    В 1835 году Глинка  женился на  М.П. Ивановой. Этот брак оказался  крайне  неудачным  и омрачил жизнь композитора на  многие годы .  Весну  и лето  <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1838 г»>1838г</st1:metricconverter>. Глинка провёл на  Украине, отбирая  певчихдлякапеллы.             Ещё  в <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1837 г»>1837 г</st1:metricconverter>.Глинка вёл  беседы  с Пушкиным  о создании оперы на сюжет  » Руслана  и  Людмилы  .  Композитормечтал о том. Чтобы сам Пушкин написал для него либретто, но преждевременнаясмерть поэта помешала этому.   Либретто создавалось постепенно поплану, составленному Глинкой. Стихотворные отрывки из поэмы Пушкиначередовались с более или менее искусными стихами друзей композитора. Позднеепоэт-любитель В. Ширков с помощью Глинки окончательно завершил и привел впорядок либретто.<o:p></o:p>

“Руслани Людмила” Глинки – первая русская сказочно-этическая опера. Она проникнутанародной героикой, величием былинного эпоса,  патриотизмом. В финале оперынарод прославляет витязя Руслана, мощь и силу древнегоКиева.                                                                                                                                                                   Работа над оперой, однако, затянулась, частью по семейным невзгодам (разлад сженой, приведший впоследствии к полному разрыву) и новому сердечному увлечению,частью по недосугу и служебным занятиям в капелле, частью по отсутствиюлибреттиста, который мог бы дать текст для некоторых необходимых номеров исвязать уже готовые части в одно целое.  В <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1838 г»>1838г</st1:metricconverter>. Глинка познакомился  с Екатериной Керн, дочерьюгероини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей своивдохновеннейшие произведения..» Вальс- фантазию» и дивныйроманс  на стихи  Пушкина » Я помню чудноемгновение»     Весь <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1839 г»>1839г</st1:metricconverter>. Глинка не брался за «Руслана», ограничиваясьнебольшими произведениями  В этом же году произошел окончательный разрыв сженой, сильно отразившийся на впечатлительном и нервном композиторе. Толькоосенью <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1840 г»>1840 г</st1:metricconverter>.Глинка снова принялся за«Руслана».       Работа над оперойрастянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает саристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Тогдаже была  сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский”. Н. Кукольника(увертюра, симфонические антракты и 3 песни, одна из которых – “Ходит ветер уворот” – стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевровГлинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского.”Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника.Сочиненный в  порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” дляфортепиано, затем был   оркестрован, а позднее переделан в обширнуюоркестровую пьесу. 27 ноября <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1842 г»>1842г</st1:metricconverter>. – ровно через 6 лет со дня первой постановки “ИванаСусанина”- состоялась премьера второй оперы Глинки – “Руслан иЛюдмила”         ее первоепредставление, принесшее автору ряд чувствительных огорчений.   Публике и высшему обществу опера не понравилась, император  Николай1<ahref=«1111101140174.htm»>  после IV акта демонстративно  уехал,не дождавшись конца;. Опера, выдержавшая все-таки в течение одной зимы 32представления, в конце концов, в <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1846 г»>1846г</st1:metricconverter>. была снята со сцены, чтобы снова появиться на ней лишьчерез 13 лет, уже после смерти Глинки. Огорченный, замкнувшийся в себе снова начал прихварывать  .       Весной <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1844 г»>1844г</st1:metricconverter> Глинка отправляется в новое  заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине ,  он  отправился вПариж , где встретился  с Берлиозом, который включил в своюконцертную программ несколько  сочинений Глинки . Выпавший на ихдолю успех натолкнул композитора на мысль  дать  в Париже благотворительный концерт  из собственных произведений , что  ибыло  осуществлено 10 апреля <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1845 г»>1845г</st1:metricconverter>. Концерт был  высоко  оценён  прессой…

В мае <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1845 г»>1845 г</st1:metricconverter>.Глинка отправляется в  Испанию , где пробыл до  середины <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1847 г»>1847г</st1:metricconverter>.      Испанские впечатлениялегли в основу двух блестящих оркестровых пьес «Аргонской хоты»  и » Воспоминаний о летней ночи  вМадриде.»   В <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1848 г»>1848г</st1:metricconverter>.  композитор провёл несколько  месяцев в Варшаве, где  была написана..» Камаринская » — сочинение, окотором  П.И. Чайковский заметил, что  в ней, » как дуб вжелудке, заключена вся русская симфоническая музыка».                              После непродолжительной поездки на зиму 1848 — 49 годах в Петербург Глинкаснова поселился в Варшаве, ведя «рассеянную жизнь», не«радовавшую», впрочем, его и «не наводившую на музыкальныевдохновения».  Прожив после этого год в Петербурге (до конца мая <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1852 г»>1852г</st1:metricconverter>.), Глинка снова уехал во Францию, собираясь оттуда вИспанию, но вернулся в Париж, где оставался до весны <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1854 г»>1854г</st1:metricconverter>., ведя мало продуктивную жизнь, наполненную, главнымобразом, чтением («Илиады», «Одиссеи» и «Овидия»во французском переводе и «Неистового Орланда» Ариосто), посещениемкое-каких частных музыкальных собраний и концертов, хлопотами о прислуге ипостоянно менявшихся миловидных «нянях» и т. д.    Начало весны <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1854 г»>1854 г</st1:metricconverter>.заставило Глинку покинуть Францию и вернуться в Петербург, где он поселился сосвоей сестрой, по настоянию которой написал свои «Записки»,являющиеся драгоценным биографическим материалом. Последние годы своей жизниГлинка почти ничего не писал. Попытка приняться за новую оперу«Двумужница»  скоро была оставлена, а возобновившиеся опытыцерковной композиции («Ектения» и «Да исправится», 1855)скоро убедили его в необходимости заняться серьезным изучением церковных ладов.Весною <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1856 г»>1856 г</st1:metricconverter>.он выехал с этой целью в Берлин к Дену и ревностно принялся за работу,прерванную смертью на чужбине 3 (15) февраля <st1:metricconverter w:st=«on» ProductID=«1857 г»>1857г</st1:metricconverter>.    Он был похоронен на лютеранском  кладбище. В мае того же года  его прах был перевезён вПетербург и погребён  на кладбище  Александро-Невской  лавры.Неудачная личная жизнь и тягостные общественные условия не благоприятствовалиполному и плодотворному развитию гения Глинки. Тем не менее историческое ихудожественное значение творчества Глинки является основным, капитальным дляистории русской музыки и может быть приравнено лишь к значению  Пушкинадля нашейлитературы.                                            <o:p></o:p>

«Во многих отношениях Глинка  имеет в русской музыке такое же значение,как Пушкин  в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового  русского  художественного творчества,… обасоздали  новый  русский язык — один в  поэзии, другой в музыке», — так писал  известный критик  В.В Стасов .<o:p></o:p>

<![if !supportEmptyParas]> <![endif]><o:p></o:p>

ronl.org

Доклад — Глинка Михаил Иванович

Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки. С 1817 г. жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В.К.Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филда и Ш.Майера, на скрипке — у Ф.Бема; позднее уился пению у Беллоли, теории композиции — у З.Дена.

В 20-е годы XIX в. пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и пианист. В 1837 — 39 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830 -33), Берлин (1833 -34, 1856 — 57), Париж (1844 — 45, 1852 — 54), Испанию (1845 — 47), Варшаву (1848, 1849 — 51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 г. и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была посставлена героико-патриотическая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») по либретто Г.Ф.Розена. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина — патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 г. в том же театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведет начало ориентализм в русской классической опере) Переосмыслив содержание шутливой, ироничной юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.

Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. «Жизнь за царя» — народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с наряженным, действенным музыкально-драматическим развитием. «Руслан и Людмила» — волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких и замкнутых вокально-симфонических сцен с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (первая постановка 1841 г., Александринский театр, Петербург).

Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выразилось в сценической музыке (увертюра «Руслана и Людмилы») и в симфонических пьесах.

«Вальс — фантазия» для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856гг.) — первый классический образец русского симфонического вальса. «Испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851) — положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра «Камаринская» (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессиональнаго мастерства.

Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности фундамента глинкинской мелодики, — также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (балллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»).

Глинка создал около 80-ти произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли и упражнения, хоры.

Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки — композитора и вокального педагога — сложилась русская вокальная школа.

Умер М.И.Глинка 3 февраля 1857 г. в Берлине.

ronl.org

Доклад — Жизнь и творчество М.И. Глинки 2

Введение

«Музыка – душа моя!»

М.И. Глинка

Творчество Михаила Ивановича Глинки стоит у истоков русской композиторской школы, а его произведения, методы работы, отношение к музыкальным жанрам и традициям воспринимались в XIX столетии как образцовые. Получив серьезное музыкальное образование в Европе, Глинка сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки, и во многом благодаря этому мастеру европейские жанр получили в России оригинальную трактовку.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъема русской национальной культуры, порожденного событиями Отечественной войны 1812 года и движением декабристов. В истории русской музыки М.И. Глинку можно сравнить с А.С. Пушкиным в литературе: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русского музыкального искусства.

В сочинениях М.И. Глинки гармонично сочетаются богатства народной музыки и величайшее достижение профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и выразительность мелодий, красочность и тонкость гармонии и инструментовки – ценнейшие качества музыки М.И. Глинки.

Его музыкальный язык стал основой зрелого национального стиля русской музыки.

1. Детские и юношеские годы.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. Уровень преподавания в пансионе был очень высоким. Глинка отлично учился; особенно больших успехов он добился в рисовании и языках: французском, немецком, английском, латыни (позже освоил испанский, итальянский, персидский). Будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой, брал уроки у известного ирландского пианиста, педагога и композитора Джона Филда (1782- 1837; жил в России с 1802 года). В пансионе М.И. Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

По окончании пансиона в 1822 году Глинка решила посвятить себя музыке и уже к концу 20-х гг. стал известен в музыкальных кругах Петербурга.

2.Творческий путь.

2.1 1822 – 1835 гг.

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки.

В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

2.2 1836 – 1844 гг.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена. Опера «Жизнь за царя», в СССР в 30-80-х гг. было принято название «Иван Сусанин», написана на историко-патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII в. – борьбе русского народа против польских завоевателей.

«Жизнь за царя»- первая русская опера без разговорных диалогов; она основана на непрерывном музыкальном развитии. Глинка обозначил жанр, как отечественная героико-трагическая опера. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как бытовой, а как героический. Почти вся опера была написана до слов по собственному сценарию. Либретто написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина».

Это была вторая вершина оперного творчества Глинки. Сказочно-эпическая опера. Послужила началом целой эпической линии в русской опере. Сам Глинка назвал ее большой волшебной оперой. Это – очень точное определение. Неторопливость развития музыкального действия напоминает древние былины и сказания. В опере есть и народные обрядовые сцены, и красочные картины природы, и фантастические образы.

В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

2.3. 1844 – 1857 гг.

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В 1851 году М.И. Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.

Заключение.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъема национальной культуры. В истории русской музыки М.И. Глинка подобно А.С. Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нем притворилось достижения русской композиторной школы 18 – нач. 19 вв.

Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщив характерные черты русского народного музыкального творчество, он открыл в своих операх и симфонических произведениях мировой народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только городскому фольклору, но и старинной крестьянской песне, использовав в сочетании старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западноевропейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В.А. Моцарт и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских национальных школ.

Определяющим для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистичного искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *