Доклад леонардо да винчи 7 класс: Краткий но четкий доклад про Леонардо да Винчи

Реферат «Творчество Леонардо да Винчи»

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I.  Ранний период творчества Леонардо да Винчи…………………….5

ГЛАВА 2. Зрелый период творчества Леонардо.………………………………..7

2.1. Тема женщины в творчестве Леонардо да Винчи.………………………….7

2.2. Религиозная тема в картинах Леонардо.……………………………………10

2.3. «Тайная вечеря» — великая картина да Винчи.……………………..………12

ГЛАВА III. Поздний период творчества да Винчи……………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле…» — так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.

Леонардо да Винчи – великий художник, ученый, инженер и выдающийся деятель итальянского Ренессанса, символ культурного возрождения Италии XV века. Его произведения вызвали настоящий переворот в европейском искусстве и оказали огромное влияние на последующие поколения живописцев всего мира. Творчество Леонардо да Винчи во все времена привлекало внимание и специалистов, и просто любителей искусства.

Леонардо по праву называют одним из самых выдающихся людей эпохи Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века. Это был очень незаурядный и талантливый человек – он внес огромный вклад в развитие таких областей человеческого знания, как живопись, архитектура, математика, астрономия, механика, оптика, геология, ботаника, гидродинамика, анатомия и многое другое.

Несмотря на такое разнообразие интересов, Леонардо был специалистом в каждой из этих областей. Его страсть к познанию и экспериментам принесла свои плоды: изобретения и открытия да Винчи намного опередили свое время, многие из них были оценены и воплощены в жизнь только спустя столетия после его смерти. Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными; это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать). Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Поэтому его изобретения и открытия не оказали заслуженного серьезного влияния на развитие науки и технический прогресс.

Все творчество великого Леонардо да Винчи – сплошные загадки, вопросы, на которые человечество пытается ответить полтысячи лет, и будет искать ответы на них еще очень долго.

Целью нашего реферата является изучить особенности творчества Леонардо да Винчи.

В процессе написания работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. проанализировать ранний период творчества да Винчи;

2. изучить зрелый период великого художника;

3. определить круг произведений, относящихся к позднему периоду творчества Леонардо;

4. определить феномен мастерства Леонардо да Винчи.

Леонардо обогатил искусство живописи своей упорной проработкой, как новых методов письма, так и старинных приемов, нескончаемым совершенствованием техники рисунка и внимательным наблюдением натуры. Этот неповторимый синтез искусства, науки и технологии и является темой настоящего исследования, дающего возможность представить во всей полноте поразительную личность, символ эпохи Итальянского Возрождения.

 

 

 

ГЛАВА I. Ранний период творчества Леонардо да Винчи.

Среди его ранних работ была картина “Мадонна с цветком” (1472 г.). В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. “Мадонна с цветком” исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным.

Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить.

Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.

Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников.

В возрасте шестнадцати или семнадцати лет он переселяется во Флоренцию, где его отец нотариус отдает его в мастерскую Верроккьо. Дорога, которую приходилось преодолевать юному Леонардо пешком,- около сорока километров, — и в наши дни тянется вдоль долины Арно; та же самая, скорее всего, привела его затем в Пизу, привлекая необыкновенным пейзажем: горные вершины создают ощущение первозданности, созвучное которому вызывает Мадонна в скалах, хранящаяся ныне в Лувре.

Это первое миланское полотно мастера, созданное им в 1483 году, в возрасте тридцати одного года. На самом деле этот мотив присутствует и в первом из его известных рисунков — пейзаже, датированном 5 августа 1473 года, вероятно и вправду выполненном художником в двадцать один год. Это вид долины Арно с высоты, с некоего места над Винчи, если смотреть оттуда в сторону Пизы и Ливорно. Возможно, эта площадка находилась около Порчиано, на дороге, ведущей в Пистойю. Ведь именно в 1473 году флорентийская академия переводит свои факультеты медицины и философии в Пизу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Зрелый период творчества Леонардо.

2.1 Тема женщины в творчестве Леонардо да Винчи.

Вдохновленный примером Лоренцо, Леонардо начал оттачивать собственный изобразительный язык, разрабатывая форму «говорящей живописи», которая с созданием Поклонения волхвов (1481) откроет стиль интенсивной выразительности движения и жеста, силу изображения, в точности воспроизведенную через столетия немым кино. У Леонардо появилась привычка привлекать к себе внимание слушателя своей доброжелательной словоохотливостью – врожденный дар, унаследованный, возможно от его отца — нотариуса. Вероятно, эта его способность благоприятствовала ранней привычке к систематическому изложению собственных мыслей в письменном виде.

Все произведения Леонардо, живописца и теоретика живописи, а затем и каждое из проявлений, в которых он воплощал в жизнь свою идею о том, что искусство – форма творческого познания и, следовательно, наука и философия, — все это по Леонардо, является наставлением, которое и поныне воспринимается «в прямом смысле», непосредственно. Это справедливо и в отношении традиционных средств – непревзойденных пока, несмотря на множество прошедших веков – так и в отношении новых электронных технологий, являясь блестящим учебным пособием даже для самого исторического исследования, которое только сегодня начинает укрепляться в своей эффективности и самоценности, преодолевая лишь первую фазу в состязании идей.

 

Произведения Леонардо — это постоянная череда исследований и экспериментов. Для него живопись — это философия. Это язык, наиболее приспособленный для познания и выражения окружающего мира, поэтому он мог заметить: «То, что присутствует в самой сути Вселенной – настоящей или воображаемой, — художник постигает вначале сознанием, а потом исполняет с помощью рук своих, кои достойны всемирного восхищения, ибо в одно время с созданием вещей производят и согласную им гармонию». Для Леонардо искусство есть «второе» творение. С первых своих шагов студии Верроккьо художник начинает собственные творческие поиски, достигая верха совершенства в знаменитой Джоконде.

Среди юношеских шедевров Леонардо, написанных на религиозные сюжеты, видное место занимает Благовещение (Галерея Уффици). К этой теме обращалось немало прославленных мастеров, от Симоне Мартини до Беато Анжелико, и даже до современника Леонардо Антонио Поллайло. В своих пространственных решениях Леонардо все еще связан со ступенчатой схемой или барельефным принципом композиции. Леонардо привлекает перспектива, однако он совершает ошибки. Одна из них видна в изображении Мадонны: рука Марии не может дотянуться до книги, лежащей перед ней на поставке. Промах говорит за гипотезу о том, что картина написана Леонардо в молодости. Стилистическая близость этого произведения Благовещению из Лувра, написанному Леонардо для алтарной ступени к верроккьиевской Мадонне на площади в Пистойе, заставляют датировать картину самое раннее 1478 годом.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно “Мадонна с младенцем” (“Мадонна Литта”). Здесь в отличие от “Мадонны с цветком” он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя.

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во Флоренции.

Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как “Джоконда”, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный “Джоконде”, сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать не возможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы: который поднял ее образ на недосягаемую высоту.

2.2 Религиозная тема в картинах Леонардо.

В галерее Уффици находится Поклонение волхвов, начатое Леонардо в 1481 году и заброшенное мастером в стадии наброска в момент переезда в Милан в 1482 году. В пространственной композиции он использует формат потолочных медальонов работы Гиберти, написанных им для Райских врат флорентийского Баптистерия. Но прежде всего, обращает внимание на выразительность и живость фигур, присутствующих уже на барельефах Донателло. Рисунок этот представляет из себя не более чем набросок. Через него мы можем проникнуть в сам процесс творчества, приходящий к завершению лишь после длинной серии подготовительных этюдов. Некоторые из них развиваются из этюдов для Рождества, над которым Леонардо работал в 1478 году и от которого не осталось других следов. Именно событие Рождества было воплощено в Поклонении волхвов. Мастер использовал буквально кинематографический прием: он заставляет перспективу служить себе, это его кинокамера. Композиция построена на системе диагоналей, перекрещивающихся над головой Богоматери. Однако перспектива переносит центр зрительного ряда чуть вправо, в пространство между двумя деревьями. Это означает, что символическое передвижение камеры оставляет как бы за кадром правое поле картины, то есть собственно пещеру Рождества, в которой остаются лишь осел да частично видимый вол. Чтобы ввести зрителя в повествование, стоящий справа юноша на первом плане картины повернулся, обратив взгляд на зрителя. Даже не имея к тому никаких доказательств, мы не можем не признать в нем автопортрет юного

Леонардо, самого «режиссера».

Более детальное изучение механики движения человеческого тела обращает на себя внимание уже в фигурах Поклонения волхвов. Святой Иероним из Пинакотеки Ватикана, написанный в тоже время, представляет перед нами почти в роли анатомической модели. Темна менее Святой Иероним — живое человеческое тело, обладающее статичностью скульптуры.

Первая картина, выполненная Леонардо в Милане, — Мадонна в скалах, заказанная ему 25 апреля 1483 года братством Непорочного зачатия. Над этим произведением мастер работал вместе с братьями де Предис и другими своими учениками. Сама иконография изображенной группы представляет из себя настоящую загадку: Мадонна с Младенцем, Святой Иоанн и ангел в магическом полумраке превосходно выполненного скалистого пейзажа на фоне воды и растений. Справа глядящий на зрителя коленопреклоненный ангел наделен той же функцией, что и юноша на правом краю полотна Поклонения волхвов. Однако этот ангел не является автопортретом Леонардо, о чем свидетельствует эскизы, хранящиеся в Турине. На них изображена юная женщина.

Возвратившись в Милан из Флоренции в конце 1499 года, или начале 15000 года, Леонардо «тяжкий труд посвящает геометрии, не откладывая кисти» — пишет Пьетро да Новеллара в письме к Изабелле д’Эсте в 1501 году. Именно в тот период рождаются два шедевра: утерянный впоследствии картон к Святой Анне и Мадонна с веретенами, известная в двух вариантах, написанных учениками, но с участием самого маэстро. В описаниях Новеллары приводятся объяснения религиозной символики, сформулированные самим Леонардо.

Картина Святой Иоанн Креститель (Лувр), видимо, написана годом ранее. Теперь фигуры на картинах Леонардо демонстрируют цветущие вакхические формы, хотя и не столь явно двусмысленные, как у Караваджо, но трепещущие чувственные. Их лица светятся от счастья и притягивают к себе гипнотически неподвижными взглядами обведенных тенями глаз. Уже в ученическом наброске ангела к картине Благовещение, который Леонардо приколол к листу, датируемом приблизительно 1504 годом, автор вплотную приближается к изображению некого слияния полов: двусмысленность присутствует не только в физических чертах; ментально персонаж также является гермафродитом. В школе Верроккьо существует несколько версий данного изображения, лучшее из которых, находящееся в Базеле, приписывается Леонардо.

2.3. «Тайная вечеря» — великая картина да Винчи.

Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Панорама картины удобнее всего рассматривается, если поместить точку наблюдения на высоту шести метров. Ныне этот эксперимент повторить уже не удастся, поскольку пол в помещении поднялся за прошедшие столетия приблизительно на метр. Таким образом, фреска помещена на уровень взгляда наблюдателя, находящегося на втором этаже здания.

Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра.

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии “Тайная вечеря” производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное.

Христос только что сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”. Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев “Тайную вечерю” Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

 

 

 

ГЛАВА III. Поздний период творчества да Винчи.

Леонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Анной. Впервые этот замысел возник во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже — картина, находящаяся ныне в Лувре. На фоне цепи гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. Едва уловимая улыбка, играющая на лицах персонажей, выражает общую настроенность композиции. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Характерную леонардовскую трактовку движения, сплетающего отдельные элементы в групповое построение — замысел, безусловно, новаторский, оказавший влияние на последующих художников, — мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется в сторону, стремясь играть с ягнёнком. Это незавершённое произведение выполнено Леонардо в сотрудничестве с его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Вместе с манускриптами и другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо Мельци. В 1629-1630 годах, во время войны с Мантуей, она была найдена французами в Казале Монферрато. В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Использованная Леонардо композиция нашла отражение в творчестве живописцев, близких ему по времени: Мадонна Рафаэля и Святое семейство (или Тондо Дони) Микеланджело, которые придерживаются схемы построения, лежащей в основе данной картины. Это показывает, с каким интересом относились современники к произведениям, созданным Леонардо.

В поздней серии рисунков «Потоп» (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках содержится много пассажей о Потопе, некоторые из них — поэтические, другие — бесстрастно описательные, третьи — научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектория.

Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись занятиями искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние.  

Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы называем естественно — научными вопросами. Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования природа, что видеть и знать, по его мнению, было одним и тем же.

Художники, говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше, чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов? во времена Ренессанса считали, что «хорошая картина ценнее тысячи слов».

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Анточа Л., Кастель А. , Чанки М., Галуцци П. Жизнь и творчество Леонардо до Винчи. — М.: Белый город, 2001, — 143 с.

2. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. — М.: Искусство, 1998, — 159 с.
3. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. — М.: Изобразительное искусство, 1992, — 845 с.

4. Любимов Л.Л. Искусство Западной Европы. — М.: «Просвещение», 1989, — 348с.

5. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко. — М: «Просвещение», 1999, — 220 с.

6. Лазука Б.А. История искусства. – Минск: Искусство, 1996, — 304 с. 
7. Муратов П.П. Образы Италии. – М.: «Республика», 1994,- 541 с.
8. Персидская К.Е. Леонардо Великий. — Санкт – Петербург: Изобразительное искусство, 2007, — 326 с.

9. Савицкий М. Искусство. – Минск: Искусство, 1992, — 321 с.
10. Хойс А.Е. Как Леонардо стал художником. – М.: Искусство, 2007,—450 с.

 

Эпоха Возрождения — Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения — Леонардо да Винчи
Эпоха Возрождения Главная страницаСодержаниеПутеводитель
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Один из самых великих деятелей эпохи Возрождения — флорентинец Леонардо да Винчи ( 1452 — 1519 ). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком : гениальным живописцем и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Леонардо да Винчи с детства воспитывал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил : “Счастье приходит к тому, кто много трудится”.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Живопись Леонардо да Винчи считал главным видом искусства. Он подходил к живописи как исследователь, считая что с её помощью человек познаёт мир.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В картинах Леонардо отражена жизнь, которую любил и наблюдал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, внимательно всматривался в лица, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С помощью светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Больше всего Леонардо да Винчи как художника интересовал человек и его чувства. Всему миру известна его картина “Мона Лиза” (или “Джоконда”) — портрет молодой горожанки. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, меняющееся настроение женщины. Многие считают, что в Моне Лизе воплощён размышляющий человек эпохи Возрождения. Она сама рассматривает зрителя, не сводя с него проницательного взора, словно хочет проникнуть в его мысли, постигнуть его характер.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Леонардо да Винчи в своих научных открытиях и догадках на несколько столетий опередил своё время. Научные выводы он строил на наблюдении. “Мудрость — дочь опыта”, — любил говорить учёный. Он наблюдал приливы и отливы моря, полёт птиц, изучал строение глаза.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp С помощью науки Леонардо мечтал облегчить труд человека. Современники высоко ценили Леонардо да Винчи как инженера : по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъёмные приспособления. Леонардо да Винчи разрабатывал устройства парашюта и верталёта, подводной лодки и водолазного костюма.
&nbsp
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Обладая независимым и гордым характером, равнодушный к распрям, Леонардо да Винчи желал одного — заниматься без помех своим любимым делом. Он часто менял своих заказчиков и покровителей, работал то во Флоренции, то в Милане, то в Риме. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.
Эпоха Возрождения Главная страницаСодержаниеПутеводитель



Хронология Моны Лизы

1452 Леонардо родился в Винчи, маленькой деревне в Италии.
1466 Леонардо переезжает во Флоренцию и заходит в магазин Андреа Верроккьо.
1472 Леонардо вступает во Флорентийскую гильдию художников.
1481 Леонардо рисует Поклонение волхвов , запрестольный образ для монастыря Сан-Донато в Скопето, который должен остаться незавершенным.
1482 Леонардо отправляется в Милан и поступает на службу к Людовико Сфорца, правителю города, представляя себя инженером, архитектором, скульптором и художником.
1483 Леонардо рисует луврскую версию Девы Марии в скалах.
1485 Леонардо рисует Дама с горностаем .
1495 Леонардо начинает работу над «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, которая заканчивается двумя годами позже.
1500 Леонардо начинает рисовать Богородицу с младенцем со святой Анной , которая заканчивается десятью годами позже.
1502 Леонардо назначается военным инженером Чезаре Борджиа и отвечает за осмотр крепостей Борджиа в Романье.
1503 Леонардо начинает рисовать Мону Лизу , над которой он будет работать в течение четырех лет (согласно биографу Леонардо да Винчи, Джорджио Вазари).
1504 Рафаэль прибывает во Флоренцию и посещает мастерскую Леонардо.
1507 Леонардо назначен художником и инженером при дворе Людовика XII во Франции.
1506 Леонардо рисует картину «Девственница в скалах» для Лондонской национальной галереи.
1513 Леонардо поселяется в Риме под покровительством Джулиано Медичи.
1514 Леонардо принимает покровительство Франциска I Французского и переезжает в особняк Клу близ Амбуаза. Он рисует единственное известное подлинное изображение самого себя, надписанное более поздней рукой: «Леонардо да Винчи, портрет самого себя в старости».
1515 Леонардо рисует Святой Иоанн Креститель .
1519
Леонардо умирает в возрасте шестидесяти семи лет в поместье Клу близ Амбуаза.
1530с Франсуа I выставляет Мону Лизу в полуобщественной художественной галерее в Фонтенбло, его любимом замке.
1550 Джорджо Вазари публикует самую раннюю известную биографию Леонардо да Винчи, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , через тридцать один год после смерти Леонардо.
1793 Открытие Лувра.
1800
Мона Лиза висит в спальне Наполеона Бонапарта в Тюильри.
1804
Мона Лиза установлена ​​в Большой галерее Лувра.
1881
Винченцо Перуджа родился в Думенце, местности на севере Италии недалеко от озера Комо.
1908 Перуджа переезжает в ночлежку по адресу 5 rue de l’Hopital-Saint-Louis в Париже. Некоторое время он работает плотником в Лувре.
1910
Директор Национального музея Теофиль Омоль в отпуске, когда исчезает Мона Лиза , смеется над возможностью кражи из Лувра: «С таким же успехом можно притворяться, что можно украсть башни Нотр-Дама!»
1911 21 августа: Обнаружена кража Моны Лизы .

29 августа: Жери Пьере доставляет статую, украденную из Лувра, в редакцию Paris-Journal.

6 сентября: Paris-Journal публикует сообщение о получении двух других украденных статуй.

7 сентября: Французские сыщики производят первый и единственный арест по делу Гийома Аполлинера. Аполлинер обвиняет Пабло Пикассо. Пикассо вызывают на допрос и отпускают.

12 сентября: Аполлинер освобожден.

13 сентября: Paris-Journal сообщает, что Аполлинер был описан Ла Сюрете как «главарь международной банды, которая прибыла во Францию, чтобы ограбить наши музеи».

Сентябрь: После доклада в Кабинет Министров Франции Омоль вынужден уйти в отставку с поста директора музея.
1912 Весна: Все еще отсутствующая картина празднуется на традиционном параде в середине Великого поста в Париже с поплавком, изображающим Мону Лизу , взлетающую на самолете в неизвестном направлении.
1913 Осень: Флорентийский торговец антиквариатом Альфредо Джери готовит выставку и размещает рекламу в нескольких итальянских газетах, заявляя, что он «покупает по хорошим ценам предметы искусства любого рода».

29 ноября: Джери получает письмо с парижским почтовым штемпелем в ответ на свое объявление от человека, называющего себя «Леонардо Винченцо», который говорит, что у него есть Мона Лиза , и желает вернуть картину в Италию. .

10 декабря: Винченцо Перуджа (он же Леонардо Винченцо) приходит в магазин Джери на Виа Боргоньиссанти во Флоренции.

11 декабря: Джери и Джованни Поджи, директор Уффици, встречаются с Перуджей в его номере в отеле Tripoli-Italia. Перуджа открывает багажник и достает Мону Лизу , которая была спрятана под фальш-дном. Перуджу немедленно арестовывают.

Декабрь: Мона Лиза выставлена ​​в Уффици, затем отправлена ​​на экскурсию по музеям Италии, а затем отправлена ​​обратно во Францию.

31 декабря: Мона Лиза возвращается в Париж в специальном купе экспресса Милан-Париж.
1914 4 января: Мона Лиза возвращается на свое новое место в Луврском Салоне Карре.

Июнь: Перуджа предстает перед судом во Флоренции, где он приобретает популярность как патриот за возвращение Моны Лизы в Италию. Ему дают минимальный срок и почти сразу освобождают за отбытый срок.
1963 Мона Лиза посещает Соединенные Штаты в течение семи недель сначала в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, а затем в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Ее видят миллион шестьсот тысяч посетителей.
1974 Мона Лиза отправляется в Токийский национальный музей, а затем в Пушкинский музей в Москве, где ее видят более 2 миллионов зрителей.

Сексуальность Леонардо да Винчи: что известно о его отношениях? Был ли он геем?

9 апреля 1476 года Леонардо да Винчи был обвинен в содомии в анонимном донесении флорентийским властям. Леонардо, которому тогда едва исполнилось 24 года, был одним из четырех мужчин, которые, как говорят, занимались сексом с 17-летним Якопо Сальтарелли. Обвинитель утверждал, что Сальтарелли был «участником многих жалких дел и соглашается угодить тем людям, которые требуют от него определенных злых удовольствий». Сальтарелли, по-видимому, «служил нескольким десяткам человек», но были названы только четверо: Леонардо да Винчи, тогда работавший в мастерской Андреа дель Верроккьо; ювелир по имени Бартоломео ди Паскино; портной по имени Баччино; и Леонардо Торнабуони. Этот последний человек был членом известной флорентийской семьи, состоявшей в браке с правителями города Медичи. Однако как анонимный донос отчет не был принят, и менее чем через два месяца группа была оправдана при условии, что о них больше не сообщалось.

  • Узнайте больше о реальной истории новой драмы эпохи Возрождения Леонардо

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи. (Фото: Culture Club/Getty Images)

Хотя гомосексуализм был незаконным, молодые люди во Флоренции эпохи Возрождения очень часто занимались сексом с другими мужчинами. В своей книге «90 528 Запретная дружба» историк Майкл Рок показал, что в конце 15 века абсолютное большинство флорентийских мужчин фигурировало в списках магистратов, подозреваемых в правонарушении. Сегодня эта цифра может показаться удивительной, но она отражает совершенно иной набор сексуальных норм того исторического периода. Полицейские были относительно легкими. Лишь около 20% обвиняемых в гомосексуализме были осуждены, и не всегда штрафы взыскивались в полном объеме. Религиозная враждебность к гомосексуализму, несомненно, вызывала религиозную неприязнь: она была заметной темой в проповедях доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, пришедшего к власти во Флоренции в 149 г.0 с. Но наряду с этой враждебностью была и степень принятия. Список мужчин эпохи Возрождения, у которых были сексуальные или романтические отношения с другими мужчинами, длинный, и в нем также есть Микеланджело и Макиавелли, чтобы назвать двух самых известных. Первый писал любовные стихи Томмазо Кавальери, молодому дворянину, в то время как у второго, по-видимому, была постоянная договоренность с арендодателем по имени Риччио. Франческо Гвиччардини, современник, предположил, что папа Лев X (1513–1521 гг.) был «чрезвычайно предан — и с каждым днем ​​все меньше и меньше стыда — такому удовольствию, которое нельзя назвать ради чести».

Отношения, вызвавшие наибольшее количество предположений, связаны с отношениями между Леонардо и Джан Джакомо Капротти, известным как Салаи, которого считают фигурой, изображенной справа на этом рисунке Леонардо. (Фото Leemage/Corbis через Getty Images)

Был ли Леонардо да Винчи геем?

Что касается Леонардо да Винчи, документ 1476 года является единственным конкретным письменным свидетельством его собственной жизни, которое мы имеем относительно сексуальности художника. Даже это утверждение, конечно, могло быть спекулятивным или злонамеренным. Историки расходятся во мнениях относительно того, были ли у Леонардо отношения с мужчинами или он соблюдал целомудрие. Это не должно быть бинарным различием: он мог соблюдать целомудрие в определенные периоды своей жизни и вести половую жизнь в другие. Возможно, он также был тем, кого мы сейчас назвали бы асексуалом. То, что Леонардо однажды написал, что «интеллектуальная страсть вытесняет чувственность», не является убедительным доказательством в любом случае, равно как и его задокументированное наблюдение о том, что гениталии были «настолько уродливы», что человечество вымерло бы, если бы не «красивые лица, украшения и необузданные нравы» на часть занимающихся сексом. Нет никаких доказательств того, что Леонардо когда-либо спал с женщиной, хотя это не помешало людям предположить, что он мог это сделать. В обществе эпохи Возрождения не было концепции твердой сексуальной ориентации, существующей сегодня, и многие мужчины на практике были бисексуалами. (О женщинах мы знаем меньше, потому что судебные преследования, основной источник записей, обычно нацелены на мужчин.)

  • Гордость и предубеждение: однополые отношения на протяжении истории

Леонардо и Салаи

Больше всего спекуляций вызывают отношения Леонардо и Джан Джакомо Капротти, известного как Салаи, прозвище которого означает «маленький дьявол». . Салаи присоединился к дому Леонардо в 1490 году в возрасте 10 лет в качестве помощника и продолжил обучение на художника. Леонардо, который был на 28 лет старше его, жаловался, что Салаи воровал у него и его гостей, называя его «вором, лжецом, упрямцем, обжорой». Несмотря на столь неблагоприятное начало, Салаи оставался в доме Леонардо почти до конца его жизни. По завещанию Леонардо он был награжден землей за пределами Милана (на которой он уже построил дом).

Портрет мальчика, подозреваемого в Салаи работы Леонардо да Винчи. (Фото: Universal History Archive/Universal Images Group через Getty Images)

Описан Джорджо Вазари в «Жизни художников» (1550) как «изящный и красивый юноша с прекрасными вьющимися волосами, которым Леонардо очень восхищался» Считается, что Салаи был образцом для ряда работ Леонардо, включая картину Святого Иоанна Крестителя в Лувре и связанный с ней рисунок «Ангел во плоти», на котором изображена похожая обнаженная фигура, на этот раз с прямой спиной. пенис. Диалог XVI века теоретика искусства Джан Паоло Ломаццо (1538–1599 гг.).2) твердо определил отношения Леонардо и Салаи как сексуальные. Хотя Ломаццо был слишком молод, чтобы встречаться с кем-либо из этой пары, он мог встретить людей, которые их знали. Вымышленный собеседник Ломаццо спрашивает своего воображаемого Леонардо, играли ли они вдвоем в «игру за спиной, которую так любят флорентийцы». Леонардо отвечает: «И сколько раз! Имейте в виду, что он был очень красивым молодым человеком, особенно лет в пятнадцать.

Монна Ванна, которую иногда называют обнаженной версией Моны Лизы. Написан Салаи, когда он был учеником Леонардо да Винчи. (Фото Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)

Сексуальные отношения между 43-летним мужчиной и его 15-летней сотрудницей сегодня считались бы предосудительными, тем более, если бы, как в случае с Леонардо и Салаи, младший присоединился к дому старшего в возрасте 10 лет. Эта педерастическая модель, однако, была типична для однополых отношений во Флоренции эпохи Возрождения, где молодому человеку часто было от 12 до 18 лет. 17-летний Сальтарелли также соответствует этому образцу. Ломаццо предположил, что благодаря таким отношениям «из нежного возраста в мужественном возрасте появляются более достойные и близкие друзья». Отношение эпохи Возрождения, как правило, перекликалось с отношением древнего мира, и, как показало недавнее исследование историка Рэйчел Хоуп Кливс о британском писателе Нормане Дугласе, терпимость к педерастии сохранялась в Европе до 20 века. Разница в возрасте характерна не только для однополых отношений: девушки также могут выходить замуж в очень раннем возрасте.

Новая драма «Леонардо» на Amazon Prime с Эйданом Тернером в главной роли изображает Леонардо геем. (Изображение © Fabio Lovino)

Мы никогда не узнаем правду об отношениях Леонардо да Винчи: в лучшем случае мы можем строить предположения о том, что было бы более или менее вероятным в его историческом контексте. Этот контекст не тот, который легко согласуется с современным пониманием, и не тот, который сегодня покажется удобным во всех его аспектах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *