Доклад франц шуберт: Франц Шуберт биография, краткое содержание и самое важное, интересные факты о композиторе

Доклад на тему Франц Петер Шуберт

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Шуберт

Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

Родился будущий композитор в Лихтентале, недалеко от города Вена. Дата его рождении —  31 января 1797 года.  Отец его преподавал в школе. Мать занималась детьми. Всего в семье было 14 детей, но девять из них умерли. В семье ценились добропорядочность и трудолюбие. Отец и братья играли на музыкальных инструментах. Часто семья проводила музыкальные вечера, приглашая знакомых и соседей. В такой обстановке рос юный Франц.

Способности к музыке и творчеству проявились у него в весьма раннем возрасте. С семи лет он начинает обучаться игре на скрипке и фортепиано, поет в церковном хоре. Учат пока его отец и братья. Заметив одаренность сына, отец отдает его в 11 лет в императорскую Придворную капеллу, в которой руководителем в тот момент был выдающийся композитор Антонио Сальери.

С 1808 по 1812 год Франц учится в конвикте (школа-интернат для детей из бедных семей).  Именно здесь он знакомится с шедеврами великих композиторов, из которых выделяет для себя Моцарта и Бетховена.

Именно вовремя учебы в конвикте Франц сочиняет первое свое произведение. Тогда ему исполнилось 13 лет. Становится понятно, что это одаренный юноша. С ним занимается Антонио Сальери. Шуберт пишет еще несколько произведений. В это же время он взрослеет и ломается голос. Франц решает уйти из конвикта. Отец не одобряет его решения, но Шуберт поступает по своему.

Начиная с 1814 года, Франц поступает на службу помощником учителя в той же школе, что и отец. Заработок был очень маленький и Франц дает уроки музыки, чтобы заработать.

Именно этот период очень плодотворный: за три года написано около 300 песен, 5 симфоний, 7 сонат. В это время его поддерживают друзья: организовывают концерты с его участием, оказывают финансовую поддержку. Из-за работы у него остается мало времени на занятия музыкой, и он принимает решение бросить работу в школе.

Отец не поддерживает его решение, и Франц остается без средств и крыши над головой.

В это время он знакомится с известным тогда певцом И. М. Фоглем. Иоганн Фогль оценил талант Шуберта, пропагандировал его творчество. Фогль выступал в салонах, исполняя песни Франца Шуберта, а сам композитор аккомпанировал. Эти выступления и принесли известность композитору.

В 1828 году состоялся его первый и единственный концерт. Организован был его друзьями. Из популярных песен того времени можно назвать «Ганимед», «Скиталец», «Фореллен». Также были популярны  четвертая, пятая, шестая симфонии. Но пиком его творчества можно назвать цикл песен «Прекрасная мельничиха» — яркое, необычное для того времени произведение. Очень романтическое.

Несмотря на признание и славу, композитор всю свою жизнь жил в нужде, и даже не смог жениться на той, которую любил, так как родителям девушки не нужен был бедный жених.

В 1828 году композитор тяжело заболел тифом и умер 19 ноября.

Всего за годы творчества им было написано около шестисот песен, 10 опер, произведения для исполнения хором, девять симфоний, 21 соната.

Вариант №2

С появлением романтизма в искусстве произошли изменения и в мире музыки. Австрийский композитор  Франц Шуберт стал первым музыкантом, который раздвинул рамки  музыкальной культуры XIX века.

Прожил он недолгую жизнь. Местом его рождения является город Лихенталь, находящийся в предместье Вены. Семья у Франца была музыкальная. Дома любили часто музицировать и даже устраивали небольшие концерты, в которых он принимал участие и Шуберт. Обнаружив в мальчике склонность к музыке, отец в 11 лет отправляет его в учебное заведение, которое готовило певчих для придворной капеллы. Именно там  появились первые произведения для фортепиано и несколько песен. Однако, отцу казалось, что профессия педагога  более выгодна в этой жизни, и поэтому вскоре Франц поступает на курсы при учительской семинарии, где одновременно подрабатывает, преподавая грамоту. В то время все вокруг восхваляли сочинения Россини, и юный Шуберт пытался создавать похожие произведения. Но его старания не увенчались успехом. Тем не менее, Франц не переставал сочинять свои работы. Ведь только за 1815 год он написал более 140 песен, среди которых была и его известная баллада «Лесной рыцарь»  на стихи Гете.

Вскоре, поссорившись с отцом, Франц бросает учительскую деятельность и всерьез занимается музыкой. Он переезжает в Вену. Атмосфера этого города и наличие в ней многих известных композиторов способствовали творческому развитию Шуберта. В 1823 году появляется его песенный цикл «Прекрасная мельничиха», где отдельные песни представляли собой цепочки большого лирического повествования. Он придал песне новое значение, расширив образы и само настроение. Следующий его цикл «Зимний путь» создан в 1827 году. Он принадлежал к последним произведениям великого композитора. Где-то возможно в нем преобладали печальные мысли и мрачное настроение, так как труд создавался во время тяжелой болезни Шуберта. Одной из самых замечательных работ была «Неоконченная симфония», состоящая из двух частей. В последние годы своей жизни композитор пишет различные сочинения. Это были и симфонии, квартеты, сюиты, песни и многое другое. Все они в основном исполнялись уже не в больших концертных залах, а в домашней обстановке.

Умер Шуберт в расцвете творческих сил, но для всех он остается основателем  жанра лирической миниатюры для фортепиано и замечательны мелодистом в истории мирового искусства.

Шуберт

Популярные темы сообщений

  • Роль и значение воды в жизни человека

    Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение,

  • Норвегия

    Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,

  • Московский Кремль

    Кремль- сердце столицы, он расположен на Боровицком холму, центр его- Соборная площадь, которая выстроена князем Иваном в 14 веке. На ней выстроены соборы, благодаря которым она и начинает именоваться Соборной.

  • Мхи

    Мхи – очень давние и интересные растения. Именно они напоминают о том далеком времени, когда все было покрыто непроходимыми зелеными растениями. Если пройти по лесу, где вся земля покрыта этими растениями, создается впечатление,

  • город Чебоксары

    «Жемчужиной Поволжья» называют один из самых красивых городов, расположенный на правом побережье Волги. Это Чебоксары – город старинных построек и высотных домов, многочисленных памятников и уютных скверов.

Франц Шуберт. Песни и танцы

Франц Шуберт. Песни и танцы

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

Это прежде всего его песни для голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр на небывалую художественную высоту. Много шедевров и среди других его произведений — симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей.

Однако самыми популярными его сочинениями остаются песни и фортепианные пьесы. Никто из юных музыкантов не прошёл мимо вальсов или других его танцев для фортепиано.

Очень жаль, что композитор прожил такую недолгую жизнь. Но и то, как он её прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Юный Франц Шуберт ещё в школьные годы начал сочинять музыку, причём он делал это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Шуберта хорошо знал, как труден был путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких, как Моцарт и Бетховен. Отец хотел уберечь своего сына от подобной участи, и его усилия вылились в серьёзную ссору с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

В течении всей жизни композитор не имел своего собственного угла. Он проживал то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австрии – городе Вене. И венцы узнали и полюбили его музыку. Главным образом его песни. Секрет их выразительности заключался в близости к народным – австрийским, венгерским, славянским.

Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. Интересно отметить, что в своих произведениях Шуберт выводит нового героя – простого скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Природе он поверяет свои мысли, надежды и печали. Поэтому в песнях присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора. Эти художественные образы окружают героя песен, разделяют его странствия, радости и горести.

Одна из песен называется «В путь». Эта песня открывает целый музыкальный цикл Шуберта под названием «Прекрасная мельничиха». Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. Это рассказ о первой встрече на пути странника – встрече радостной, созвучной его настроению.

Музыкальное сопровождение песни «В путь» рисует игру воды в ласковом и приветливом ручейке. Водяная мельница с крутящимися колёсами, бегущей водой создаёт образ весёлого движения. Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передаёт радостное настроение мельника.

Песня Шуберта «Форель» — одна из самых популярных его произведений. В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой весёлой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, чтобы поймать её, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку. Поэт сострадает бедной рыбке, описывая злорадство рыбака: «Он взял её с улыбкой, я волю дал слезам». Мелодия песни звучит на фоне быстрых скользящих вверх фраз, напоминающих всплески воды.

Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, чтобы Шуберт впадал в мрачное настроение. Маленького роста, плотный, коренастый и близорукий, Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «шубертиадами». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, на глазах у публики сочиняя свои замечательные вальсы.

Но вместе с тем композитор был большим тружеником. Он много работал, систематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я сочиняю каждое утро. Когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую». Были дни, когда он сочинял до десяти песен в день!

Также Шуберт мог к одним и тем же словам написать по нескольку различных мелодий. Так, к одному варианту текста он однажды сочинил семь различных мелодий. Музыкальные мысли посещали его даже во время сна. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках! А друзья старались помогать ему в покупке нотной бумаги.

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Песни под названием серенада обычно исполнялись влюблёнными юношами под окнами у возлюбленных. Пелись они в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает нам звучание гитары.

«Ave, Maria» — одно из самых светлых и лирических вокальных произведений Ф. Шуберта. Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. «Ave Maria» — начальные слова католической молитвы, обращённой к Святой Деве Марии, которую у нас называют Богородицей.

Текст для этой песни Шуберт взял из поэмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта — автора «Айвенго» и многих других увлекательных романов. В поэме, действие которой происходит в XVI веке, это слова песни, которую поёт юная девушка Эллен.

Вместе с отцом, храбрым воином, оклеветанным перед королём Шотландии и изгнанным им, и верным старым бардом она скрывается в глухих дебрях — краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озёр. (В средневековой Шотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.) В своей песне, которой бард аккомпанирует на арфе, Эллен обращается к Деве Марии, прося защиты от жестоких преследователей.

Песня Шуберта пленяет красотой своей плавной мелодии, сочетающей лирическую выразительность, женственность и возвышенность настроения.

Музыкальный момент — это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога. Впервые в музыке это название — музыкальный момент — появилось у Франца Шуберта.

Исключительной популярностью пользуется «Музыкальный момент» фа минор. Он представляет собой один из немногих образцов лирически опоэтизированного чешского народного танца — польки. Лет через десять после возникновения этой очаровательной небольшой пьесы Шуберта полька стала приобретать широкую известность во многих странах Европы, включая Россию, как развесёлый бальный танец с характерной задорной припрыжкой. Под музыку же Шуберта может танцевать, пожалуй, кто-то юный — и грациозный, и застенчивый, лишь робко обнаруживающий свою ласковую, иногда чуть лукавую игривость.

Пьеса звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и сам Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах «шубертиадах», на балах или загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая танцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из вальсов – си минор – наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, у него есть особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о своём будущем.

Музыка Шуберта сама была похожа на ручеёк, который неоднократно звенел в его песнях. Подобно светлому ручейку, она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили её. Надеемся, что и Вы полюбите музыку Франца Шуберта.

Вопросы и задания:

  1. Сколько песен написано Шубертом?
  2. Кто является «героем» песен Шуберта?
  3. Сделалось ли в шубертовских песнях более тесным единение музыки и поэзии?
  4. Какая роль стала принадлежать фортепианной партии в песнях Шуберта?
  5. Что представляет собой по содержанию жанр серенады? Какой характер имеет вокальная мелодия и какой — фортепианная партия в «Серенаде» Шуберта?
  6. Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта «Аве Мария»? Каково содержание этой песни и каков её характер?
  7. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
  8. Какие жанры в этой области он ввёл первым?
  9. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано?
  10. Чем примечателен по своему характеру Вальс си минор?
  11. Какой танцевальный жанр опоэтизировал Шуберт в «Музыкальном моменте» фа минор?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    «Аве, Мария!» (2 варианта исполнения), mp3;
    «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», mp3;
    Вальс си минор, mp3;
    Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
    Серенада (2 варианта исполнения), mp3;
    «Форель», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Его детство и ранняя музыкальная карьера: интерлюдия

Молодой Шуберт, 1814

Франц Шуберт родился рано утром 31 января 1797 года в однокомнатной квартире в доме под названием «Красный краб», который тогда располагался в район «Химмельпфортгрунд», район к северо-западу от шумного и многолюдного центра имперского города Вены. Сегодня это часть района Альзергрунд, а сохранившееся до сих пор здание, превращенное в небольшой музей Шуберта, теперь носит адрес 54 Nussdorferstrasse. Шуберт родился в нише кухни рядом с камином, который был единственным источником тепла. Его отец Франц Теодор Флориан Шуберт переехал в Вену из Моравии в возрасте двадцати лет и пошел по стопам своего старшего брата Карла, который был директором школы кармелитов в венском пригороде Леопольдштадт.

«Красный краб»

Отец Шуберта занял должность школьного учителя в девятом районе Вены Лихтенталь, профессия, «которая не приносила большого социального положения или финансового вознаграждения, поскольку образование было предприятием, которое лишь скудно поддерживалось имперским правительством». Через год после прибытия в Вену Франц Теодор познакомился с Марией Элизабет Катариной Витц, семья которой также мигрировала в Вену из Верхнесилезского региона. Она работала горничной в венской семье, и было высказано предположение, что ее отец, слесарь и оружейник, провел некоторое время в тюрьме за растрату. В конце концов, Франц и Элизабет поженились в январе 1785 года, и от союза родилось четырнадцать детей, девять из которых умерли в младенчестве.

Франц Петер Шуберт: Фантазия соль мажор , D. 1

Интерьер музея Шуберта, Nussdorfer Strasse 54, Вена

Франц Петер был двенадцатым ребенком, его крестили на следующий день после рождения с его дядей Карлом Шубертом, названным крестным отцом. В 1802 году семья переехала в новую квартиру неподалеку, где отец Шуберта открыл частную школу. Он неуклонно увеличивал набор студентов, и к 1805 году у него было 300 платных учеников. Франц Петр стал учеником школы своего отца и, по-видимому, «был отличником».

Музей Шуберта, Альзергрунд, Вена

Музыкальное образование не играло роли в его формальном образовании, но первые уроки игры на фортепиано он получил у своего старшего брата Игнаца. Игнац вспоминал: «Я был поражен, когда через несколько месяцев после того, как мы начали, Франц сказал мне, что ему не нужны дальнейшие инструкции от меня и что в будущем он пойдет своим путем. И в самом деле, его успехи за короткое время были так велики, что я был вынужден признать в нем господина, который совершенно отдалился от меня и ободрал меня, и которого я отчаялся догнать». В возрасте восьми лет он стал певчим в приходской церкви в Лихтентале, где его обучал Михаэль Хольцер, ученик Альбрехтсбергера. Хольцер сообщил, что «всякий раз, когда я хотел сообщить ему что-то новое, он всегда это уже знал». В то время, если верить его брату Фердинанду, Шуберт уже сочинял песни, струнные квартеты и пьесы для фортепиано.

Франц Шуберт: «Hagars Klage», D. 5

Schubert Geburtshaus, вид на выставку © Lisa Rastl/Wien Museum

Шуберт прошел прослушивание у Антонио Сальери в 1808 году и по его рекомендации стал певцом в Императорском и Королевском Городской колледж. Его приняли в основную венскую школу-интернат для неаристократов с бесплатным обучением и пансионом, а также «его лучшей возможностью для качественного образования». Музыка играла важную роль в жизни и воспитании 130 мальчиков-студентов, и вскоре Шуберта пригласили присоединиться к студенческому оркестру. Играя во второй группе скрипок, Шуберт познакомился с оркестровыми произведениями Гайдна, Моцарта и раннего Бетховена. По словам друга, «Симфония № 40 Моцарта соль минор и Вторая симфония Бетховена произвели на Шуберта особенно сильное впечатление». Шуберт также получил разрешение брать формальные уроки теории у Антонио Сальери, который быстро понял, что видит исключительный талант. Он дал ему несколько итальянских текстов Пьетро Метастазио в качестве домашних заданий. Шуберт никогда не владел иностранным языком, но он, казалось, интуитивно уловил музыкальность, синтаксис и драматические возможности итальянского языка.

Франц Шуберт: Струнный квартет № 4 до мажор, D. 46 (Festetics Quartet)

Климт: Шуберт за фортепиано II

Однокурсник Йозеф Кеннер вспомнил необычайные времена ледяной фортепианный зал в Имперском колледже. «Именно там были впервые опробованы и обсуждены его самые ранние сочинения, и именно там я был удивлен посвящением переданного мне «Лидлера». Вы не можете себе представить, каким смиренным я чувствовал себя при этом знаке отличия, при этом посвящении и при поистине дружелюбной форме, в которой это было сделано, потому что вы не знаете ни моего восхищения художественным величием Шуберта, ни моего мнения о моих собственных весьма скромных заслугах. Я действительно знал, что Шуберт жаждал только слов, которые были бы вполне управляемы, и что поэтому у меня не было ни малейшей причины тщеславиться из-за того, что были выбраны мои». Летом 1812 года, после массового представления, у Шуберта сорвался голос, увековеченный записью композитора с его стороны: «Шуберт, Франц, прокукарекал в последний раз, 26 июля 1812 года». Шуберт действительно остался в Имперском и Королевском городском колледже на пятый год, «но его растущая озабоченность композицией ускорила неизбежное снижение его успеваемости, и он получил предупреждения как по латыни, так и по математике». В 1813 году ему была предложена стипендия для дальнейшего обучения «при условии, что он доведет свои академические предметы до уровня, поскольку пение и музыка являются лишь второстепенными делами…». Шуберт отказался и вернулся в свой семейный дом, чтобы занять преподавательскую должность. в школе своего отца. До 20 лет Шуберт написал пять симфоний, четыре мессы, шесть опер, три струнных квартета, три сонаты для фортепиано и около 300 песен.

Чтобы узнать больше о лучших произведениях классической музыки, читайте наш электронный информационный бюллетень

Франц Шуберт: Симфония № 1 ре мажор, ре мажор. 82

Чем хорош Франц Шуберт? Грегг Уайтсайд знает…

Так легко увлечься музыкой Франца Шуберта. Его непревзойденный дар лиризма делает его таким доступным, таким понятным; и мы чувствуем себя втянутыми в его музыкальный мир — в моем случае, в очень раннем возрасте.

Франц Шуберт был, вне всякого сомнения, самым плодотворным и оригинальным мелодистом, который когда-либо жил.

Но теперь, с возрастом, моя признательность Шуберту стала еще глубже. Ибо в этом музыкальном мире красок и мелодической красоты таится мощный поток тайны, света и тьмы, глубины, не подвластной лету молодого гения, дожившего лишь до 31 года.

В январе 2013 г. 215-летие со дня рождения Шуберта, я подумал, что это подходящий момент, чтобы поделиться своими мыслями об одном из моих самых любимых композиторов.

WRTI 90.1 Классический ведущий Грегг Уайтсайд

Итак, Шуберт принадлежит к пантеону великих? Он, безусловно, делает, для ушей и сердца этого слушателя. Возможно, мы склонны недооценивать то, что легко усваивается и доставляет удовольствие. Но у Шуберта больше, намного больше!

Большинство любителей музыки, знакомых со знакомыми вариациями на тему The Trout , или Die Forelle, , которые входят в названный в их честь квинтет, могут оказаться эмоционально неподготовленными к несравненным вариациям на Смерть и дева , в одноименном струнном квартете ре минор, , в котором — в самой первой части — Шуберт развивает простой мотив нисходящей гаммы в интенсивное излияние боли и горя, а затем берет эту простую мелодию. через целый ряд настроений, доводя до страстного исступления перед его окончательным тихим разрешением.

http://youtu.be/D-2N17Su-UI

В этом музыкальном мире красок и мелодической красоты таится мощный поток тайны, света и тьмы, глубины, не подвластный годам молодого гения, дожившего лишь до 31 года.

Еще меньше слушателей знают вариации на тему Sei mir gegrüßt, , содержащиеся в поздней Фантазии для скрипки и фортепиано – продолжительной и пронзительной медитации на одну из самых трогательных мелодий Шуберта. Легкость и тьма, легкомыслие и глубина. Именно непосредственная близость этих двух миров делает музыку Шуберта такой великой и подводит нас к предпосылкам, жизненно важным для интерпретатора его музыки. Она или он должны обладать, во-первых, врожденной способностью быстро переключаться между ужасом и лиризмом, часто от одного такта к другому!

Франц Шуберт преуспевал во всех музыкальных жанрах, сочиняя струнные квартеты, которые можно поставить рядом с величайшими произведениями Гайдна и Моцарта, симфонии, которые можно сравнить с Бетховеном, и произведения для фортепиано, которые проложили путь Шуману и Шопену.

В то время, когда Бетховен создал просто превосходные струнные квартеты в классическом стиле, Шуберт создал свой струнный квинтет до мажор , пожалуй, самое прекрасное произведение камерной музыки, когда-либо сочиненное. Он, безусловно, относится к поздним квартетам Бетховена, а также к 9 моцартовским квартетам.0069 Струнный квинтет соль минор . Я могу честно сказать, что она способна изменить чью-то жизнь, потому что она, по сути, изменила мою. Если бы он больше ничего не написал, Шуберт был бы увековечен.

-FEODPzkKSw

Шуберт, однако, был первым и величайшим автором песен в истории. Его 615 песен представляют собой поток незатронутой мелодии и темных подводных течений души, не имеющих себе равных в истории музыки. Die Winterreise — это целый мир мелодичной красоты, душевных мук, уныния потерянной любви и холода руки смерти. Не было лучшего толкователя Winterreise песен, чем Дитрих Фишер-Дискау, поскольку он сплетает множество настроений красоты в эпопею печали, омраченную смертью. Вот он с великим пианистом Альфредом Бренделем:

Во время последней болезни Бетховена ему в руки попал сборник песен Шуберта, и, изучив их, он воскликнул: «Воистину, Шуберт обладает божественным огнем». Шуберт долго стоял со многими другими у смертного одра Бетховена. Больному называли имена его посетителей и он делал им слабые знаки руками. О Шуберте он сказал: «Франц у меня душа». 0003

Лист назвал Шуберта «самым поэтичным музыкантом из когда-либо существовавших». Шуман был столь же комплиментарен, сказав, что «карандаш Шуберта был окунут в лунные лучи и в пламя солнца».

Шестьсот пятнадцать песен! Весь эмоциональный спектр от живого и игривого Die Forelle, до сияющего Abendrot (буквально вечерний красный, но изображающий послесвечение прекрасного заката, оба воспеты здесь несравненным Фрицем Вундерлихом:

http://youtu. быть/gWZ5iDJP8Nc

И кто может не влюбиться в Сильвию Шуберта, основанную на тексте, взятом из комедии Шекспира «Два джентльмена из Вероны», — особенно когда она поется Фрицем Вундерлихом. Поражает кажущийся неисчерпаемым источник мелодической изобретательности!

Представьте, кроме этого: девять симфоний, 22 произведения для струнного квартета, 36 произведений для фортепиано соло, 45 духовных произведений, 18 произведений для сцены и более 200 других разных инструментальные и вокальные произведения. И все к 31 году.

Шуберт умер, оставив около 1000 композиций, почти все из которых отмечены его самобытной гениальностью. Предполагая, что он начал писать, когда ему было 16 или 17 лет, он заполнил то, что сейчас в его полном собрании опубликованных работ составляет 41 том фолианта. В 1815 году, когда ему было 18 лет, он сочинил 20 000 нотных тактов, сочиняя сноп за снопом, как собирают зерно в жатву. Воистину, как выразился Шуман, «он сделал достаточно».

Франц Шуберт был, вне всяких сомнений, самым плодотворным и оригинальным мелодистом, который когда-либо жил, и он является первым из великих авторов песен как по рангу, так и по времени. Немецкая народная песня нашла в нем свое высшее и самое прекрасное облагораживание; через него ожила, очищенная и преображенная искусством, старинная немецкая народная песенная традиция.

Но если бы на этом все и закончилось! Что из фортепиано Экспромт, Op. 90 и 142, безусловно, одни из величайших когда-либо написанных коротких фортепианных пьес, каждая из которых исследует свое настроение и вместе образует энциклопедию фортепианного стиля 19  —  веков;

Или Симфония № 8 (Неоконченная), заключающая в себе больше трагедии и пафоса в первой части, чем большинство композиторов могли бы вложить в целое сочинение;

Или (Большая) Симфония № 9, , о котором Шуман сказал: «Здесь, кроме чистого музыкального мастерства в технике композиции, есть жизнь в каждом волокне, цвет в тончайших оттенках, то есть повсюду, тончайшая прорисовка деталей, и все залито романтизмом»;

Или Как мы можем забыть моцартовский напев Симфонии № 5 , или Сонаты для фортепиано си-бемоль , Op 90? когда я был моложе. Откуда пришел к этому молодому композитору скромного происхождения и зрелости не по годам, муза, полная мудрости, духовной и интеллектуальной глубины? Я задавал себе те же вопросы, посещая дом Шуберта, далеко в Девятый округ Вены, с исследователем Шуберта доктором Рейнхардтом Визманом. Обрывки всех этих великих произведений проигрывались в моей голове, когда я шел по маленьким комнатам, в которых Шуберту предстояло прожить более половины своей жизни. 

В нашей жизни наступает момент, если нам очень повезет, когда мы начинаем полнее понимать, что значит быть по-настоящему «великим». Как однажды выразилась лауреат Пулитцеровской премии историк Барбара Тачман: «Я «узнаю» величие, когда слышу его; Мне не нужно это объяснять».

В экзистенциальной драме Вуди Аллена 1989 года « Преступления и проступки, » великий режиссер тщательно выбрал саундтрек к сценам, предшествовавшим смерти Долорес и обнаружению Джудой ее тела. Он выбрал части Allegro molto moderato (включая пунктирные ритмы открытия) из Струнного квартета № 15 Франца Шуберта .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *