«Кто такие диссиденты?»
[ Радио Свобода: Программы: История и современность: Разница во времени ]
[28-05-05]
Автор и ведущийВладимир Тольц
Из опроса в Санкт-Петербурге:
— «Диссиденты — это люди, продающие секретные государственные сведения за рубеж, с целью наживы в основном».
— То есть это шпионы?
— «Конечно. Люди, не соблюдающие закон, вот и все».
— «По-моему, диссидентство — это не политическое течение — это определенный класс людей. Это связано понятие с осужденными в концлагерях. По-моему, с этим связано».
— «Даже не знаю. Я немножко не того поколения. Насколько я помню, диссиденты — это те люди, которые покинули в свое время нашу страну и предпочли жить при капиталистах.
— «Ничего не могу сказать. Никак не понимаю, честно говоря. Я, конечно, это слышала, но я не задумывалась об этом. Ничего сказать не могу».
— «Мое понятие такое, что люди просто не желают здесь находиться в этой стране. Люди, которые себя считают нужными и пригодными, если им не дают здесь возможность, то, конечно, пытаются уехать туда».
— «Вы не напомните, что такое диссиденты, что они из себя представляют? Я, честно говоря, не помню».
— «Предатели! Потому что люди неверные, ненадежные, на них положиться нельзя. Диссидентов русских практически не было. А если были русские, то значит за ними были или жены или мужья евреи. Люди в большинстве своем были неверные. Они не власти сопротивляются, они просто предатели, однозначно».
— «Диссидент? Пожалуй, это вечный оппозиционер власти, который всегда находит, чему быть в оппозиции, какому мнению быть в оппозиции, какой политике быть в оппозиции. На мой взгляд, это так».
— «Очень трудно сказать. Очень знакомое слово, но что конкретно — не скажу. Если честно, может быть какой-то шпион».
— «Инакомыслие. Безусловно, положительное, безусловно, прогрессивное. Должно противоположное мнение или просто отличное от всех».
— «Диссиденты, наверное, двух сортов бывают: тех, которых интересует власть, и те, кого интересует идея. Для власти и те, и другие одинаково неприятны».
— «Это конкуренция. Любая конкуренция раздражает, что в бизнесе, что в политике».
Владимир Тольц: Готовясь к этой передаче, я попросил моего питерского коллегу Александра Дядина расспросить о диссидентах людей на улице. Их ответы на первый мой вопрос вы только что слышали. Несколько иначе, куда более квалифицированно и, порой, весьма заумно говорили о том же на семинаре в Институте высшей гуманитарной деятельности РГГУ, где с докладом о диссидентстве выступил исследователь этого феномена Александр Даниэль. Сегодня он в нашей московской студии, и я попрошу его перевести некоторые тезисы его недавнего выступления с научного на русский.
— Александр, в своем докладе ты сказал, что, не вдаваясь в спор о терминах, можно, тем не менее, утверждать: диссидентство — «не политическое движение и не идеологическая доктрина. Скорее всего, это определенный тип публичного поведения».
Что ты под этим разумеешь?
Александр Даниэль: Речь идет вот о чем. В 50-е, 60-е, 70-е годы интеллигенция, где бы она ни находилась, — в редакциях, в театрах, в клубах, где угодно, боролась за свободу с властью. Власть пыталась эту свободу ограничить, а интеллигенция пыталась рамки дозволенного расширить. Диссидентским типом поведения я называю такой тип поведения, который отказывается от расширения рамок свободы и занимается утверждением не свободы, а независимости, ограниченной только законом. Вот, собственно говоря, и все.
Владимир Тольц: Говоря далее о диссидентском типе социального, культурного и политического типа поведения, ты поведал ученой аудитории, что, по твоему мнению, существуют «три основных контекста, внутри которых зарождается диссидентский тип поведения: «борьба за культуру», «борьба за историю», «борьба за демократизацию общественной жизни». Во всех трех случаях — я продолжаю цитировать твой доклад — возникающие коллизии первоначально воспринимаются обществом как противостояние между «сталинистами» и «антисталинистами». Хочу отметить, что все это довольно обобщенно звучит. Поэтому я попросил бы сейчас автора этих рассуждений Александра Даниэля конкретизировать для наших слушателей эти рассуждения.
Александр Даниэль: Да, пожалуйста. Я спрашивал у многих людей, чья молодость или ранняя зрелость приходилась на 50 годы, что было для них наиболее значительными событиями в 50 годы, общественными событиями, разумеется. Может быть доклад Хрущева на 20 съезде, может быть венгерская революция, может быть поздненские события, может быть победа Хрущева над Молотовым, Маленковым и так далее? — Вот что?
Оказывается, не этот совершенно ряд. Оказывается, что это статья Померанцева «Об искренности в литературе» в 53 году в декабре месяце в «Новом мире». Оказывается, что это альманах «Литературная Москва». Оказывается, что это выставка Пикассо, не состоявшаяся в Питере в 56 году, американская выставка, выставка современной живописи 58 года французской и так далее. То есть явления культуры, события культуры и прежде всего литературы оказываются событиями первого ряда, определяющими биографию поколения. Это иллюстрация к мысли о том, что один из контекстов возникновения диссидентства — это культурный процесс.
Второй сюжет — это, конечно же, борьба за историю, оценка сталинского прошлого в первую очередь. Оценка, которая была дана на 20 съезде, она была явно недостаточной для большинства людей, не новой для многих.
И третий, последний контекст, который появляется позже других — это борьба за демократизацию общественной жизни. Она на самом деле вырастает из первых двух. Потому что когда власть начала политические преследования в сфере культуры, это дело Бродского, это дело Синявского и Даниэля, это дело Гинзбурга и Галанскова, которое вырастает из дела Синявского и Даниэля, то вот эти политические преследования воспринимались как возвращение к сталинским нормам жизни, хотя на самом деле они таковыми не были. Эта борьба за демократизацию, она уже почти полностью во внецензурном пространстве происходила, уже в диссидентском мире.
Владимир Тольц: И снова «глас народа», отвечающего сегодня на вопрос: «Чем диссиденты отличаются от других советских/российских граждан?».
Из опроса в Санкт-Петербурге: — «Ничего не могу сказать плохого о диссидентах. Это они так думали, это их решение, это судьба каждого человека. Я выросла в Советском Союзе, и я до сих пор коммунист. Я не могу их осуждать, ничего не могу сказать о них плохого». — «Диссиденты — это в принципе люди из ряда вон… Тем и отличались — взглядами на окружающее. Для развития общества, безусловно, нужно, чтобы люди смотрели на все с разных сторон. Потому что власти выгодно, чтобы все на все смотрели так, как выгодно власти. Диссиденты, безусловно, люди, которые как раз, может быть, видят что-то несколько в ином свете, высказывают взгляды не те, которые выгодны власти. Люди, которые смотрят на окружающее не так, как смотрит общая масса». — «Я не знаю, я в политике вообще не разбираюсь. Может быть, какие-то противники власти существующей — это диссиденты. Может быть нормальные люди, но в понимании власти нормальные люди — это которые за власть стоят, а диссиденты противоположные этому.
Владимир Тольц: Александр, как видишь, наши современники уже довольно слабо представляют предмет твоего изучения. Некоторые понятийные и идеологические штампы прошлых лет девальвировались и забылись, то, что сохранилось — довольно примитивно. На этом фоне твое недавнее утверждение о том, что диссидентство — явление внеисторическое — это, во-первых, а во-вторых, вопреки расхожим представлениям, это вообще не «борьба за свободу», а, скорее, отказ от борьбы в привычном понимании этого слова путем перенесения противостояния из «общественно-политической» сферы в нравственно-правовую, — эти утверждения звучат вызывающе и для многих непонятно…
Александр Даниэль: Да, я знаю, что большинство людей, которые хоть что-то слышали о диссидентстве, считают, что это политическое оппозиционное движение. Так оно воспринималось властью — это понятно.
Владимир Тольц: В этой связи довольно интересно как раз сопоставление диссидентов и власти.
Александр Даниэль: Да, конечно. Понимаете, в чем дело — это все просто: диссидентский тип поведения не был проникнут пафосом политической борьбы, на мой взгляд, хотя у некоторых были, безусловно, политические интенции. Власть воспринимала это поведение именно как политическое и правильно воспринимала. Потому что советская власть стояла именно на том, чтобы не допустить никакой независимости. Это ровно главная, сущностная, характеристическая черта советской власти. Любая инициатива была уже с точки зрения власти проявлением оппозиционности, независимо от ее содержания. Поэтому власть понимала диссидентский тип поведения как враждебный, оппозиционный, стало быть политический, и со своей колокольни она была права. Потому что это было действительно покушение на основы. Не борьба за свободу покушение на основы была, а борьба за независимость личности.
Владимир Тольц: Сейчас, наконец, в России вышла книга, о которой мы не раз говорили в этой программы — «Крамола». Так вот исследователи советской крамолы — прежде всего Владимир Александрович Козлов — отделяют это исконно русское явление от советского диссидентства. Как ты считаешь, где грань между этими явлениями?
Александр Даниэль: Грани нет. Вообще мы говорим о явлениях с размытыми границами, с границами пушистыми, одно переходит в другое. И вот то, что Козлов называет «крамолой», прежде всего, я понимаю, это жертвы хрущевской кампании, зажима гаек 57-59 года, когда они нахватали тысячи три с половиной человек, не помню точно, за всякие разговоры в очередях в пивных ларьках.
Чем это отличается от диссидентства? — Да, в общем-то говоря, ничем. Это такое диффузное диссидентство. Диссидентство принято связывать с интеллигенцией, но это ведь не так. Интеллигенция родила какие-то институциональные формы диссидентства — организации, бюллетени самиздатские и так далее. А работяга, который свободно выражает свое недовольство, не обращая внимания, слушают его или нет, около ларька, «крамольник» по Козлову или «диффузный диссидент» по моей терминологии, или правдоискатель провинциальный, тип, который никогда не умирал в России, он тот же диссидент, только без среды. Вся разница между диссидентами-интеллигентами, придумывателями разных общественных проектов и так далее и этими «крамольниками» по Козлову, вся разница только в том, что первые создали свою среду, создали из себя среду, я бы сказал, а вторые ее не создали. Хотя на закате диссидентства в конце 70 — начале 80-х годов уже крамольники находили дорожки к московским правозащитникам, к Сахарову, условно говоря, в «Хронику» и так далее.
Владимир Тольц: В этой связи очень важен вопрос о соотношении между диссидентством и движением в защиту прав человека. В массовом восприятии наших современников сегодняшних — это часто все перемешано. Есть тут какая-то грань?
Александр Даниэль: Мы же начали наш разговор с того, что мы не будем спорить о терминах. Мне удобно пользоваться термином, в котором все-таки участник движения в защиту прав человека, движение за права человека — это более узкое понятие, чем диссидент вообще. Скажем, диссидентом является, условно говоря, поволжский немец, который добивается восстановления Немецкой автономии, и баптист-инициативник, который добивается возможности свободного отправления религиозных обрядов, и литовский католик, который тоже чего-то добивается, допустим, открытия костела, и художник-авангардист, который хочет провести пленер своих картин где-нибудь на пустыре.
Так вот среди все этой компании выделились люди, у которых нет собственных интересов, по крайней мере, в их общественной деятельности, а есть интерес защиты права и защиты прежде всего гласности — это правозащитники. На мой взгляд, это как раз та группа диссидентов, которая возникла внутри именно этого культурного контекста и контекста спора за историю и естественным образом от проблем свободы общества перешла к проблемам свободы слова и всех других свобод и нашла себе язык — это язык права. Так вот, оказалось, что это сравнительно небольшая группа, всего несколько сот человек в Москве и нескольких других крупных городах союза.
Так вот, эта группа стала, как выражается один мой коллега, «коллективным спикером» всех диссидентов. Они могли не соглашаться с тем, что те или иные диссидентские движения ставят своей целью, но они точно знали, что за высказывание тех или иных мнений нельзя людей сажать. Собственно говоря, все и дело было правозащитников — собирать информацию о политических репрессиях, систематизировать ее и придавать гласности. Никаких других дел у правозащитников фактически не было.
Владимир Тольц: И снова «глас народа». — Люди в Питере отвечают на мой вопрос «Диссидентство — это явление советского прошлого или оно существует и ныне?».
Из опроса в Санкт-Петербурге: — «Диссидентство сейчас может быть и присутствует, тогда оно было более ярко выражено. Глядя на дело Ходорковского, я думаю что это из той оперы. Я думаю, что для демократического общества это явно ненормальное явление. Я думаю, что по сути, если да или нет, я думаю — да, но выразить не готов». — «Только одно могу сказать — сейчас они все приспособились, они все во власти». — «Всегда есть противники власти. Не хотят делиться властью, не хотят оппозиции. Если здоровая оппозиция — это нормально. Путин, например, молодец — он признает оппозицию. И диалог с оппозицией — это нормально». — «Наверное, существует. У каждого своя правда, у диссидентов и у официальных представителей идеологии. В общем-то я человек другого поколения, но, наверное, так называют любую оппозицию, чтобы власть не наглела». — «По-моему, уже ушло в прошлое. Люди все равно могут высказать свое мнение. У нас это теперь оппозицией называется, может быть. Тем не менее, есть какое-то давление власти на людей. Оно может быть скорее подсознательно воспринимается, чем реально. Я думаю, что нет». — «Я даже не знаю. Сейчас все перемешалось, все так мерзко стало. Плохо, одним словом». — «По-моему, сейчас диссидентов в том понимании, в котором они были в те времена, теперь нет. Диссиденты — это люди при авторитарном режиме, которые преследуются властью. А оппозиция — это нормальное демократическое государство, в котором оппозиция не преследуется или, по крайней мере, не должна преследоваться. Я считаю, что не преследуется». — «Можно подумать, что у нас сейчас не советские времена. Я думаю, существует». — «Я думаю, не существует. Потому что если считать диссидентами тех олигархов, которые сейчас за границей скрываются, они не являются диссидентами, они являются нормальными членами общества, мне кажется. Потому что эти люди в свое время успели урвать кусок, сейчас просто скрываются от правосудия. Если у нас демократическая страна, то можно не соглашаться с чем угодно, у нас есть права и свободы. То есть диссидентов быть не должно».
Владимир Тольц: Так жители Петербурга отвечают сегодня на вопрос о том, существует ли ныне в России диссидентство. А что думает исследователь его истории Александр Даниэль?
Александр Даниэль: На мой взгляд, диссидентство — это явление советского прошлого, причем очень определенного его периода — с конца 50-х и до середины 80-х. Мне кажется, что не факт, что диссидентство не возникнет снова, но сейчас его нет, и сейчас это явление подлежит изучению историками, культурологами.
Владимир Тольц: Вот как раз об этом и был мой последний вопрос, с которым на улицы Питера вышел накануне этой передачи Александр Дядин. — Имеет ли диссидентство в России будущее?
Из опроса в Санкт-Петербурге: — «Так у нас всегда были диссиденты. Всегда найдутся недовольные существующим строем. Диссиденты, на мой взгляд, всегда против существующего строя. Пока будет существовать государство, пока будет существовать человек как свободная личность, всегда будет такое. Нормальное развитие общества». — «Еще какое! — Диссидентов будет больше и больше. Ситуация политическая такая. Как везде, где есть оппозиционный режим, где есть неприятие власти, конечно, будет». — «Я думаю, конечно. Как показывается практика, политика становится такой, что диссидентство, конечно, будет. Я, например, со многим не согласен, к примеру, лично я. Продолжаю оставаться диссидентом. Я так думаю, что не было такого периода, чтобы все были довольны правительством. Все равно будут недовольные». — «Я этим вопросом не владею, затрудняюсь ответить, но думаю, что нет». — «В ближайшем будущем — нет. Хотя они объективно нужны как дрожжи. Но в ближайшем будущем перспектива их нерадостная. Они всегда есть, во все времена, во всех странах. Сейчас просто не их время, не востребованы». — «В меньшей степени, во всяком случае. Потому что тот, кто очень хотел, тот уже уехал. Меньше становится». — «Будущие диссиденты? Думаю, нет, это пройденный этап». — «То, что это происходит — это проблема нашего несовершенного мира. Но если без этого никак, то в обществе, где свобода слова, лучше пускай это будет. Если так уж получается, что всегда находятся люди недовольные, пускай они лучше говорят, пускай они существуют, нежели где-нибудь гниют или ставятся к стенке». — «Честно говоря, не знаю, что такое диссидентство, к своему стыду, может быть даже к счастью. Все-таки, наверное, к счастью». — «Я думаю, только начинается. Потому что все об этом говорит — обратно к диктатуре идем. Взять последний закон о политических партиях, укрепление власти так называемое».
Владимир Тольц: Ну, а ты-то об этом думаешь? — спрашиваю я у исследователя истории российского диссидентства Александра Даниэля. — Может ли объект твоего исследования иметь не только прошлое, которое ты изучаешь, но и будущее?
Александр Даниэль: Это зависит от того, возникнут ли у нас предписанные нормы поведения, не определяемые законом. Возникнет ли у нас та ситуация, которая была в послесталинском СССР, когда была обширная зона, деятельность, которой не была прямо запрещена, но, мягко говоря, не поощрялась. Вот если такая ситуация вновь возникнет, что не исключено, вновь возникнет и диссидентство.
Владимир Тольц: Что ж, о прошлом России не раз уже сказано, что оно непредсказуемо. Так и тут: историк советского диссидентского прошлого не исключает, что оно может оказаться российским будущим. И как всегда в русской истории, теплится надежда: может, пронесет?…
Диссидент | это… Что такое Диссидент?
Диссидент (отступник, инакомыслящий) — человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны официальных властей.
Содержание
|
История термина
В религиозном значении
В Англии XVI—XVII веков термин «диссиденты» или «диссентеры» (англ. dissenters) применялся к членам протестантских групп, противостоявших официальной Англиканской церкви: пуританам, квакерам и т. п. Также они назывались нонконформистами.
В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий — так, великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии (pax inter dissidentes de religione), что и было осуществлено на конвокационном сейме 1573 г. в акте Варшавской генеральной конференции[1].
Позднее слово «диссиденты» стало обозначать только некатоликов. Ещё до этого значение этого слова сузилось иным образом: после Брестской унии 1596 г. не принявших ее православных в Польше стали называть «дизунитами» (dyzunity), и название «диссиденты» осталось только за последователями протестантского исповедания, хотя вне Польши (в частности, в России) православных в Польше продолжали именовать диссидентами.
В политическом значении
В СССР и Восточной Европе
Основная статья: Диссиденты в СССР
Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978
В 1960-е годы диссидентами стали именовать представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистско-ленинской идеологии, а апеллировало к советским законам (см. правозащитник) и официально провозглашаемым ценностям.[2][3]. Термин сначала стал применяться на Западе, а затем и самими инакомыслящими.
С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий Василий Ерну в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент — продукт коллаборационизма между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство — «творчество, своего рода общий язык, поддерживаемый обеими сторонами». [4]
Большинство жителей СССР не имело и не интересовалось информацией о деятельности диссидентов, не имевших возможности печататься в официальных СМИ. Сравнительно немногочисленный самиздат был почти незаметен на фоне миллионных тиражей официальных печатных изданий. Среди тех же, кто такую информацию имел, отношение к диссидентам было неоднозначным[5]. По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня,[6]
…отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п. |
В Российской Федерации
По поводу корректности применения термина «диссидент» в современной России существуют разногласия. Так, в дискуссии на Радио «Свобода» 19 октября 2007 Андрей Бабицкий говорит о «новых диссидентах», а Владимир Голышев ему оппонирует: «Несогласный — это человек, который сам себя идентифицирует через отрицание окружающего. Диссидент, он не отрицает, он себя выключает — это две большие разницы.» С этим не согласен Бабицкий (его поддерживают Александр Даниэль и Валерия Новодворская): «В советских условиях диссидентское движение было именно движением ненасильственного сопротивления, не просто неучастия.» Итог дискуссии подвёл участник диссидентского движения 1970-х годов Владимир Тольц:[7]
Я думаю, что если сейчас оно <слово> находит новую жизнь, то это от жизни зависит и словоупотребление найдется, уточнится в процессе. |
См. также
- Интеллигенция
- Литература изгнания
- Политический заключённый
- Узник совести
- Внутренняя эмиграция
Примечания
- ↑ Диссиденты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ История советских диссидентов на сайте «Мемориал».
- ↑ «ДИССИДЕНТ» (из рукописи книги Сергея Ковалёва)
- ↑ Наринская, А. Рай типа сортир // «Власть», № 49 (753) от 17 декабря 2007 года.
- ↑ Сергей Гавров Поражение российской культуры Финам.Инфо 30.08.2011
- ↑ Кротов, Я. Алик в стране чудес
- ↑ Возвращение понятий «диссидентство» и «застой» в современной России // Радио «Свобода», 19 октября 2007
Литература
- Диссиденты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Диссидент в толковом словаре Ушакова.
- Диссидент в словаре по общественным наукам Глоссарий.ру
- Диссиденты в Энциклопедическом словаре «История Отечества с древнейших времен до наших дней».
Ссылки
- Выдающиеся диссиденты всего мира
- Илья Тюрин РУССКАЯ ДИССИДЕНТСКАЯ ПОЭЗИЯ XIX — XX ВЕКОВ
- Революционеры, диссиденты и демократы: круговорот протеста в России 2007-11-14 / Дмитрий Ефимович Фурман — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН
- Новые старые диссиденты России («The Washington Post», США)
- Передача радиостанции «Свобода» «Возвращение понятий „диссидентство“ и „застой“ в современной России»
диссидентов | Encyclopedia.
comБИБЛИОГРАФИЯ
Диссиденты — это люди, работающие над изменением существующей социальной, политической, экономической или культурной системы. Поскольку диссиденты угрожают установленному порядку, они часто подвергаются официальным репрессиям и наказаниям. Тем не менее, диссиденты внесли большой вклад в социальные, политические, экономические и культурные изменения.
Хотя диссиденты имеют разную направленность, этот термин чаще всего относится к политическим диссидентам. Политические диссиденты не просто выступают против определенного политического лидера или группы лидеров; скорее, политические диссиденты стремятся изменить существующее политическое система . Политические диссиденты были наиболее заметны в авторитарных государствах. В частности, этот термин применялся к публичным противникам коммунистического правления. В этом контексте самое раннее явное официальное использование этого термина было в 1965 году на суде над писателями Андреем Синявским (1925–1997) и Юрием Даниэлем (1925–1988) в бывшем Советском Союзе; в этом случае правящие власти использовали английское слово dissident , чтобы предположить, что подсудимые находились под иностранным влиянием (и, следовательно, совершили измену).
Политические диссиденты в коммунистических государствах использовали в основном ненасильственные методы инакомыслия. Чаще всего диссиденты в коммунистических странах использовали псевдонимы для написания критических политических трактатов, которые подпольно циркулируют внутри страны и контрабандой вывозятся за границу для публикации для более широкой читательской аудитории. Известные примеры включают Андрея Сахарова (1921–1989) и Александра Солженицына (в бывшем Советском Союзе), Вацлава Гавела (в Чехословакии, ныне Чешской Республике) и Вэй Цзиншэна (в Китае). Диссиденты в коммунистических государствах также сформировали неформальные дискуссионные группы и формальные диссидентские организации. Например, с 19С 80 по 1981 год рабочий активист Лех Валенса возглавлял польский диссидентский Свободный профсоюз «Солидарность», а в 1998 году китайские диссиденты Ван Юцай и Сюй Вэньли основали политическую оппозиционную партию Китая — Демократическую партию Китая. Кроме того, диссиденты в коммунистических странах участвовали в публичных акциях протеста, таких как голодовки и уличные марши. Некоторые из самых известных протестов произошли в 1989 году; в Восточной Европе в том же году массовые публичные демонстрации, такие как в бывшей Чехословакии, в конечном итоге привели к падению коммунизма, в то время как в Китае массовые народные демонстрации были безжалостно подавлены.
Политические диссиденты занимали видное место и в некоммунистических авторитарных государствах, особенно в Центральной и Южной Америке, Африке и Юго-Восточной Азии. Эти диссиденты используют многие из тех же ненасильственных форм инакомыслия, что и коммунистические государства. Среди известных людей этого типа Аунг Сан Су Чжи из Мьянмы (бывшая Бирма) и Фрэнсис Сеоу из Сингапура. Кроме того, диссиденты в некоммунистических авторитарных государствах иногда вели военную борьбу, стремясь свергнуть правящий порядок. Поскольку у диссидентов обычно нет военных ресурсов, сравнимых с ресурсами правящих властей, диссидентские группы, которые используют насильственные методы для достижения своих целей, обычно используют тактику партизанской войны. Ярким примером является южноафриканское партизанское восстание против системы апартеида в 19-м веке.40-х до начала 1990-х годов. Еще одним примечательным примером является маоистское партизанское движение «Сендеро луминосо» («Сияющий путь») в Перу, наиболее активное с 1960-х по 1980-е годы.
В демократиях критика ведущих политиков и политики является обычным явлением, но оппозиция демократической системе встречается реже. Тем не менее, даже в демократических государствах критики политиков и политики иногда объявлялись диссидентами и наказывались за измену установленному порядку. Наиболее известные случаи произошли в Соединенных Штатах против отдельных лиц и групп, которые публично выступали против существующей политики в отношении рабочего класса и расовых меньшинств. Например, в 1919 и 1920 г. около десяти тысяч членов рабочих организаций и групп социалистов-коммунистов были арестованы в ходе рейдов Палмера, организованных Александром Митчеллом Палмером (1872–1936), генеральным прокурором США. Точно так же в конце 1940-х — середине 1950-х годов были расследованы или занесены в черный список сотни левых людей с определенных видов занятости. Кроме того, во время движения за гражданские права 1950-х и 1960-х годов многие видные противники расовой сегрегации и политической изоляции были арестованы и получили физические травмы со стороны правящих властей.
Из-за того, что диссиденты бросают вызов существующим властям, с ними часто обращаются жестоко. Наиболее распространенной формой официальной репрессии является лишение свободы, часто на весьма длительные сроки. Южноафриканский лидер противников апартеида Нельсон Мандела, например, был заключен в тюрьму на двадцать семь лет. Тем не менее, многие заключенные диссиденты продолжают писать критические трактаты, даже находясь за решеткой; кроме того, многим удается тайно вывезти свои тексты или сохранить их для последующей публикации. Другие типичные формы наказания включают в себя занесение в черный список возможностей трудоустройства, помещение под домашний арест, постоянное официальное наблюдение, налоговые расследования и принудительное изгнание. Иногда правящие власти также негласно поощряют военизированные группировки наносить физический вред или даже убивать диссидентов.
Учитывая эти риски, немногие осмеливаются участвовать в инакомыслии. Те, кто действительно проявляет необычный психологический профиль, характеризующийся неумолимой приверженностью идеалам и глубоким стоицизмом по отношению к потере личной безопасности. В то же время многие обращаются к инакомыслию только после того, как испытают то, что они считают незаслуженными ограничениями своего социального, экономического или политического статуса.
Действительно, несмотря на суровое наказание большинства инакомыслящих, некоторым в конце концов удается изменить установленный порядок и даже подняться на видные посты во вновь созданной системе. Например, часто преследуемый американский активист за гражданские права Тергуд Маршалл (1908–1993) позже работал в Верховном суде США. Точно так же некогда находившиеся в заключении политические диссиденты Лех Валенса, Вацлав Гавел и Нельсон Мандела были избраны на высший политический пост в своей стране после установления демократического политического правления.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Пассивное сопротивление; Протест
Бурума Ян. 2002. Плохие элементы: китайские повстанцы из Лос-Анджелеса в Пекин . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
Гамильтон, Нил. 2002. Повстанцы и ренегаты: хронология социального и политического инакомыслия в Соединенных Штатах . Лондон: Рутледж.
Хорват, Роберт. 2005. Наследие советского инакомыслия: диссиденты, демократизация и радикальный национализм в России . Лондон: Рутледж.
Тереза Райт
определение диссидентов в The Free Dictionary
Также найдено в: Thesaurus, Encyclopedia, Wikipedia.
Связанные с диссидентами: Подрывники
Термин, применяемый к тем лицам, особенно в Восточной Европе и СССР, которые отказываются соответствовать политике и убеждениям общества, в котором они живут. Часто преследуется, сажается в тюрьму, сослан или казнен.
Словарь незнакомых слов Diagram Group Copyright © 2008 Diagram Visual Information Limited
Упоминается в ?
- Adullamite
- Aleksandr I. Solzhenitsyn
- Aleksandr Solzhenitsyn
- Alexander Isayevich Solzhenitsyn
- Andrei Dimitrievich Sakharov
- Andrei Sakharov
- breakaway
- CO
- collision course
- communist
- отказник по убеждениям
- участник
- борьба
- отряд смерти
- демонстрант
- инакомыслящий
- инакомыслящий
- инакомыслящий
инакомыслящий Ссылки в архиве периодических изданий ?
Texas Pacific Land Trust прокомментировал то, что недавние действия диссидентской группы раскрывают очевидные намерения группы в отношении фонда: «24 июня 2019 года попечители TPL объявили о создании Исследовательского комитета по конверсии для оценки конверсии Превратить TPL в C-корпорацию — одно из основных требований кампании диссидентов (и то, что кандидат в попечители генерал Дон Кук обещал тщательно изучить на протяжении всей своей кампании) 9. 0003
Texas Pacific Land Trust комментирует недавние действия диссидентской группы
Лозунги сторонников ИРА, которые были закрашены через несколько дней после того, как стрельба была восстановлена, говоря, что диссиденты «еще не закончили» и представляют собой «непобедимую армию».
Леденящие кровь угрозы ИРА в ярдах от того места, где Лира убила
Аналитики считают, что смерть саудовского журналиста Джамаля Хашогги была частью более широкой операции по расправе с диссидентами, которая должна развеять все оставшиеся иллюзии относительно королевства.
Саудовские диссиденты восстали против MbS
Однако центральному вице-президенту PTI Чаудхри Мухаммаду Ашфаку удалось убедить диссидентов, после чего их кандидат в понедельник отозвал свою кандидатуру.
Диссиденты PTI Toba MC положили конец разногласиям
На Тайване в настоящее время нет конкретных законов о беженцах и лицах, ищущих убежища, что оба диссиденты сказали, что понимают во время недавнего интервью.
Китайские просители убежища все еще застряли в тайваньском международном аэропорту Таоюань
ТИМЕРГАРА — Джамаат-и-Ислами Нижний Дир в четверг объявила о преодолении внутренних разногласий среди партийных работников в различных округах, и диссиденты согласились отозвать свои документы о выдвижении кандидатов.
Диссиденты JI отзывают документы о выдвижении кандидатов в Dir
Источники сообщили, что, несмотря на несколько жалоб председателю PTI Имрану Хану, недовольство диссидентов MNA и MPA PTI не может быть рассмотрено, что вынуждает их агитировать.
Диссиденты PTI обдумывают, как усложнить жизнь правительству КП из-за кумовства
Официальные лица Ватикана не комментировали подробно воскресные инциденты с участием диссидентов, за исключением того, что некоторые диссиденты были приглашены на папские мероприятия, но никаких частных встреч не планировалось.