Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Важная новостьКомикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа
Сборник
Новый год
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Новости 08.12.2022В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии
От «истинных коммунистов» до «почвенников»
В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство политикой СССР.
Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками.
Инициатором движения выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», в котором писатели Катаев, Тендряков, Паустовский, Чуковский, балерина Майя Плисецкая, актёры Смоктуновский, Ефремов, академики Арцимович, Сахаров и другие обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина (по крайней мере, именно так были восприняты некоторые заявления Леонида Ильича, сделанные им в 1965-м).
После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа, или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы выполнялись гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.
Самиздат: цензура, риск, литература
Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.
Кроме самиздата существовал тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз. Например, в немецком городе Франкфурт-на-Майне функционировало издательство «Посев», которое специализировалось на публикации произведений, по тем или иным причинам в СССР не выходивших.
Андрей Сахаров. 1989 г. Источник: arzamas. academy«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. С одной стороны, это было неплохо: хотя бы таким образом «несогласные» могли пробиться к своим читателям за рубежом и в некоторой степени — в Советском Союзе. Но, с другой стороны, издательство создавало для них в СССР, где существовали жёсткая цензура и категорический запрет на публикацию без согласия компетентных органов, большие проблемы. Так, в 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.
Борьба с инакомыслием
Наказания за подобную деятельность, которая по-прежнему считалась антисоветской, были, безусловно, более мягкими, чем в сталинский период. Если прежде за подобное отправляли в лагеря, то в 1960—1970-х гг. данная мера применялась сравнительно редко. И всё же времена были не из простых.
Одним из видов наказания для диссидентов в СССР стала их добровольно-принудительная высылка за границу. Иначе говоря, насильно уезжать никто никого не заставлял, но при этом человеку создавались такие условия для жизни и работы, что его выезд за рубеж становился чуть ли не единственным выходом. В 1970-е таким образом были депортированы за пределы Советского Союза и плюс к этому лишены в качестве наказания советского гражданства Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Солженицын.
Некоторые деятели культуры покидали СССР сами. Например, Юрий Любимов. Кто-то при этом шёл на очень серьёзные и рискованные шаги. В 1974-м из Советского Союза оригинальным способом бежал океанограф Станислав Курилов. Отправившись в круиз на советском теплоходе, который моря бороздил, но в иностранные порты не заходил, он, дождавшись момента, когда лайнер будет проплывать мимо Филиппин, прыгнул за борт и несколько суток добирался вплавь до ближайшего острова.
После того как в Чили к власти пришла военная диктатура под руководством Аугусто Пиночета, был арестован и посажен в тюрьму лидер чилийской коммунистической партии Луис Корвалан, которого в одной из западноевропейских стран Москва обменяла на советского диссидента Владимира Буковского. Встреча Луиса Корвалана в Москве. Источник: back-in-ussr.comВ августе 1968-го на Красной площади состоялось очень короткое выступление 7 советских диссидентов, протестующих против ввода войск в Чехословакию. Одних участников акции посадили, других направили на психиатрическое освидетельствование и лечение.
Тех, кого нельзя было выслать из Советского Союза и подвергнуть репрессиям из-за боязни серьёзного международного резонанса, наказывали другим образом. Так, учёного с мировым именем академика Сахарова в 1980-м отправили в ссылку в Горький, разместили в трёхкомнатной квартире и установили за ним круглосуточное наблюдение. Возвращение Андрея Дмитриевича в Москву произошло только в 1986-м по личному распоряжению Горбачёва.
Традиционно к диссидентам причисляют только тех участников общественного движения, которые не боролись открыто за свержение социалистического строя, а в той или иной степени выступали с его критикой. «Несогласные» не переходили дозволенных рамок, наоборот, многие из них настаивали на том, что в своей деятельности придерживаются советского законодательства.
Владимир Высоцкий. Источник: russianpoetry.ruС середины 1960-х общественное движение приняло характер «магнитофонной революции», когда стали широко распространяться многочисленные записи, критикующие советский строй. В частности, именно таким образом до слушателей доходили произведения Владимира Высоцкого и Михаила Жванецкого.
Вклад, внесённый диссидентами в развитие советского общества 1960−1980-х гг., заключался в подготовке ими своеобразной идеологической программы перестройки. Инакомыслящие протестовали не против планов развития народного хозяйства, а против подавления свободы личности — официального права, закреплённого в международных актах.
Сборник: Советские диссиденты
Несмотря на преследования со стороны властей, они осуществляли мониторинг нарушений прав человека в стране и не прекращали публичной активности.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Люди хотят знать правду»
«Люди хотят знать правду»
Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
На страже прав человека
На страже прав человека
Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Даниэля и Синявского
Дело Даниэля и Синявского
В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.
- Статьи
- Европа
- XX век
Карательная психиатрия против инакомыслия
Карательная психиатрия против инакомыслия
«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.
- Статьи
- Другое
- XX век
Суд над Натальей Горбаневской
Суд над Натальей Горбаневской
После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Инакомыслие в СССР
Инакомыслие в СССР
Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?
- Статьи
- Европа
- XX век
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Люди хотят знать правду»
Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
На страже прав человека
Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Даниэля и Синявского
В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.
- Статьи
- Европа
- XX век
Карательная психиатрия против инакомыслия
«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.
- Статьи
- Другое
- XX век
Суд над Натальей Горбаневской
После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Инакомыслие в СССР
Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?
- Статьи
- Европа
- XX век
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Азия
- XX век
Мао Цзэдун и культурная революция в Китае (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
«Настоящая музыка всегда революционна»
- Статьи
- Европа
- XV век
«Тайная вечеря» да Винчи
- Статьи
- Европа
- X-XVIII вв.
Новый год. Древнерусская версия
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Симеон Бекбулатович — татарский хан, ставший московским царём
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Барклай-де-Толли: шотландец на русской службе
- Статьи
- Европа
- XIII век
Рога и копыта ливонских рыцарей
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Уклонисты: дело могилёвских призывников
- Статьи
- Европа
- XIII-XVIII вв.
История Тартарии: приключения топонима
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Кирова
- Неделю
- Месяц
- 📚 Тесты
- 👀 250838
- 📚 Статьи
- 👀 102614
- 📚 Статьи
- 👀 64562
- 📚 Статьи
- 👀 57997
- 📚 Статьи
- 👀 34667
- 📚 Статьи
- 👀 34183
- 📚 Статьи
- 👀 32485
- 📚 Статьи
- 👀 29123
- 📚 Статьи
- 👀 28245
- 📚 Статьи
- 👀 28124
- 📚 Статьи
- 👀 619404
- 📚 Статьи
- 👀 268649
- 📚 Статьи
- 👀 258984
- 📚 Тесты
- 👀 250838
- 📚 Статьи
- 👀 217376
- 📚 Статьи
- 👀 214757
- 📚 Статьи
- 👀 160038
- 📚 Статьи
- 👀 136942
- 📚 Статьи
- 👀 125935
- 📚 Статьи
- 👀 116322
Подавление иного мнения.
Как в СССР зародилось диссидентское движение | История | Cвободное времяОльга Ивашко
6991
«Аргументы и факты» в Беларуси № 40. Такси по блату или по новым правилам? 06/10/2020Public domain
Диссидентское движение в СССР пришлось на 60-80-е годы ХХ века. Диссидент – это несогласный, инакомыслящий человек, обладающий иным мировоззрением, отличающимся от принятых норм идеологии, господствующей в стране.
Диссиденты выступали против тоталитарного режима и боролись за права человека. Они не утверждали, что СССР – плохая страна, не агитировали провести революцию против действующей власти. Речь шла о том, что сложившаяся система управления внутри страны мешает ее эффективному развитию.
Ни шагу в сторону
СССР в 60-80-е годы оставался государством, где по-прежнему господствовали одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в советском обществе, осуждалось, поэтому даже попытки инакомыслия всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это касается брежневской эпохи, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом руководства было не их решение, а общее сглаживание, прежде всего путем ужесточения обстановки внутри страны, что выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно, это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решения тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством. А для борьбы с диссидентством в КГБ был создан целый отдел – пятый.
Состав движения
Диссидентское движение в СССР в 60-80-х годах прошлого века можно разделить на несколько категорий, например:
• Социал-демократы. Наиболее яркие представители – Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. Её участники говорили, что, судя по происходящему в стране, СССР не является социалистическим государством, поскольку Маркс имел в виду совершенно другое. Отчасти они правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
• Либералы. Наиболее яркий представитель – академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые доносили свое видение проблем внутри страны с научной точки зрения. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и сложившаяся система власти не позволяют стране развиваться и в первую очередь тормозят науку. В этом они были правы. Достаточно посмотреть на количество нобелевских лауреатов в технических областях, чтобы всё встало на свои места. В 50-е годы у СССР было 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы – 3 лауреата по физике, ни одного по химии. В 70-е годы – 1 лауреат по физике, ни одного по химии. В 80-е годы у СССР не было уже ни одного лауреата по физике и химии.
• «Почвенники». Яркий представитель – Солженицын. «Почвенниками» можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности страны. Именно с позиции этих двух категорий они критиковали действующую систему.
• Правозащитники. Это люди, которые выступали в защиту прав человека в СССР, а также диссидентов, пострадавших от власти. Они выдвигали требования о соблюдении действующей конституции, которая утверждала свободу слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.
Борьба письмами
Диссидентское движение в СССР берёт начало в 1965 году с судебного процесса против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Они опубликовали на Западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак цикл литературных произведений, которые так или иначе критиковали советскую власть. Процесс над ними затянулся, но в феврале 1966 года их осудили на 7 лет по ст. 70 Уголовного кодекса СССР («Антисоветская агитация и пропаганда»). В защиту литераторов начали поступать письма в Центральный комитет партии и в Верховный Совет СССР, но ответом было не смягчение мер, а возбуждение новых дел – уже против людей, которые их отправляли. Именно с этого всё и началось. Стало понятно, что государство не приемлет никакой критики и инакомыслия.
Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшие за этим события, определили ход диссидентского движения в 60-80-е годы – борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от США по развитию гражданской науки и техники, а существующая система управления тормозит общее развитие науки.
Зачистки
Окончание диссидентского движения в СССР можно отнести к концу 1979 года, когда произошел ввод войск в Афганистан. Практически одновременно с этим событием был арестован и отправлен в ссылку академик Сахаров. После этого в Москве и других крупных городах СССР начались аресты видных деятелей диссидентского движения, большинство из которых в дальнейшем были осуждены. Примерно к концу 1983 года «благодаря» этим арестам движение было полностью подавлено. Примечательно, что второй этап зачистки диссидентского движения в восьмидесятые годы сводился либо к аресту людей, либо к ссылкам. Излюбленная тактика по помещению людей в психиатрические больницы, которая активно применялась в 1960-70-е годы, на этот раз не использовалась.
диссидентыкак в СССР
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Как боролись с инакомыслием в СССР?
- Первые в мире. В каких изобретениях СССР опередил все страны
- Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?
- Как заводы стали офисами. А ведь были гордостью СССР!
- «Нынешние спички не идут ни в какое сравнение с теми, которые были в СССР»
Диссидентское движение – семнадцать моментов советской истории
Тексты Изображения Другие ресурсы
Тема эссе: Джеймс фон Гельдерн Оспаривание официальной политики стало возможным, когда Хрущев ослабил государственный контроль, но практика продолжала расти, когда границы допустимого выражения мнения сузились при брежневской администрации. Он отражал противоречие между все более артикулированным и мобильным обществом, с одной стороны, и все более склеротичным политическим порядком, с другой. Хотя диссиденты никогда не включали более нескольких тысяч человек, они обладали моральным и даже политическим весом, намного превышающим их численность, и соответствовали самопровозглашенной роли русской интеллигенции девятнадцатого века как «совести общества».
Диссидентство принимало различные формы: публичные протесты и демонстрации, открытые письма советским руководителям, изготовление и распространение рукописных копий (самиздат) запрещенных литературных произведений, общественно-политических комментариев. Кроме того, с 1968 г. до начала 1980-х годов самиздатский журнал «Хроника текущих событий» служил информационным центром информации о нарушениях прав человека в Советском Союзе. К началу 1970-х диссидентское движение выявило три основных течения. Примером демократического социализма, сформулированного в терминах «скрупулезного соблюдения демократических принципов» и «возможности союза между лучшими представителями интеллигенции, поддерживаемой народом, и наиболее дальновидными личностями в правительственном аппарате», является историк Рой Медведев в своей книге «О социалистической демократии» (первоначально изданной в Амстердаме в 1972). Политический либерализм и твердая защита свободы слова и других прав человека были наиболее ярко сформулированы физиком Андреем Сахаровым в его эссе «Прогресс, сосуществование и интеллектуальная свобода», датированном 1968 годом. Александр Солженицын, писатель и писатель Архипелага ГУЛАГ воплотил в себе третье течение, осуждавшее западные идеологии, включая марксизм, во имя русских православных ценностей. Кроме того, в правозащитной деятельности участвовали религиозные инакомыслящие, советские евреи, которым было отказано в разрешении на выезд («отказники»), и такие национальности, как крымские татары.
Советские власти пытались подавить эти течения и деятельность путем пропаганды, дискредитирующей инакомыслящих и их притязаний, конфискации инакомыслящей литературы, отстранения инакомыслящих от работы, судебного преследования и заключения в психиатрические лечебницы и тюрьмы, ссылки в провинциальный город или окраину, или принудительная ссылка с лишением советского гражданства. В 1974 году Солженицын был депортирован из Советского Союза. Сеть подпольных группировок, созданная после Хельсинкских соглашений 1975 по наблюдению за соблюдением Советским Союзом положений этого соглашения о правах человека, преследовалась и уничтожалась арестами. Сахаров был лишен привилегий члена Академии наук и в 1980 г. отправлен в ссылку. Но замечание Роя Медведева о том, что «сейчас очень широко распространено мнение, что то, как мы живем и работаем, стало несостоятельным», в конечном итоге будет повторено Михаилом Горбачевым в качестве оправдания его политики гласности и перестройки.
Библиография: Несогласие в Советском Союзе
СОВЕТСКОЕ ДИССЕНТ | СБОРНИК СОБЫТИЙ |
Арт. | СОВЕТСКАЯ УКРАИНА |
Литература | ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ |
Музыка | ГАЗЕТЫ |
Самиздат | ЖУРНАЛЫ |
Религия |
Несогласие советских времен
Алексеева Л. Ю. (1985). Советское инакомыслие: современные движения за национальные, религиозные права и права человека. Мидлтаун, Коннектикут, Издательство Уэслианского университета. 521 стр.
Амальрик А.И. (1981). Доживет ли Советский Союз до 1984 года? Нью-Йорк, Харпер энд Роу. 93 стр.
Баргхорн, ФК (1971). Общая картина советского инакомыслия. Нью-Йорк, Научно-исследовательский институт коммунистических дел Школы международных отношений Колумбийского университета. 14 р.
Безбородов А.Б., Мейер М.М. и др. (1994). Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР, 50-х-80-х годов. Москва, Историко-архивный институт РГГУ. 151 стр.
Буббиер, П. (2005). Совесть, инакомыслие и реформы в Советской России. Лондон ; Нью-Йорк, Рутледж. 282 стр.
Брумберг, А. (1970). В поисках справедливости: протест и инакомыслие в Советском Союзе сегодня. Нью-Йорк, Прегер. 477 стр.
Буковский В. К. (1979). Построить замок: моя жизнь инакомыслящей. Нью-Йорк, Viking Press. 438 стр.
Чакшова Л. А., Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию., и др. (1995). Диссидентское движение в СССР : 60-80-е гг. Правозащитники : методические рекомендации. Новосибирск, Университет. 71 р.
Клайн, Р. С. и Джорджтаунский университет. Центр стратегических и международных исследований. (1974). Осмысление дела Солженицына: инакомыслие и контроль над ним в СССР. Вашингтон, Центр стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета. 44 р.
Коулман, Ф. (1996). Закат и падение Советской империи: сорок лет, потрясших мир, от Сталина до Ельцина. Нью-Йорк, издательство Св. Мартина. 459 стр.
Катлер, Р. (1980). «Советское инакомыслие при Хрущеве: аналитическое исследование». Сравнительная политика 13: 15-35.
Дэвис, С. (1997). Народное мнение в сталинской России: террор, пропаганда и инакомыслие, 1934-1941 гг. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. 236 стр.
Дербишир, И. (1987). «Внутренняя оппозиция: инакомыслие и регионализм». Политика в Советском Союзе: от Брежнева до Горбачева. Эдинбург, Чемберс. 113-136.
Данэм, В. С. (1973). «Зеркало советского инакомыслия». Славянское обозрение 32(3): 595-600.
Файрсайд, Х. (1980). «Концептуализация инакомыслия: советское поведение в сравнительной перспективе». Всеобщие права человека 2(1): 31-45.
Файрсайд, Х. (1986). «Несогласное и советское общество». Проблемы коммунизма 35(4): 93-98.
Фиш, М.С. (1993). Демократия с нуля: оппозиция и режим в России горбачевского периода. Принстон: Издательство Принстонского университета. 300 р.
Гауэр, Ральф К. (1973). «Советское инакомыслие: его источники и значение». Обзор воздушного университета 25 (1): 45-53.
Гжибовский, К. (1972). Свобода слова и инакомыслия в Советском Союзе; эссе. Чикаго, Постоянный комитет Американской ассоциации юристов по образованию о коммунизме и его контрасте со свободой по закону. 40 р.
Хейнс В. и О. Семенова (1979). Рабочие против ГУЛАГа: новая оппозиция в Советском Союзе. Лондон: Pluto Press. 129 стр.
Яницкий О. (2007). «Длинные 1970-е: Гражданское общество тогда и сейчас.» Неприкосновенный запас 2: 36-52.
Кирк, И. (1975). Профили в русском сопротивлении. Нью-Йорк, Quadrangle/New York Times Book Co., 297 стр.
Ковалевски, Д. (1980). «Тенденции в движении за права человека». Советская политика в брежневское время. Д. Р. Келли. Нью-Йорк, Прегер: 150-181.
Ковалевски, Д. (1982). «Бдительность истеблишмента и политическое инакомыслие: советский пример» Вооруженные силы и общество 9(1): 83-97.
Ковалевски, Д. (1983). «Многонационализация советского инакомыслия». Документы о национальностях 11(2): 206-230.
Козлов В. А. и Э. Маккларнанд Маккиннон (2002). Массовые восстания в СССР: протест и мятеж в послесталинские годы. Армонк, Нью-Йорк, М.Э. Шарп. 351 стр.
Кулавиг, Э. (2002). Инакомыслие в годы Хрущева: девять историй о непокорных россиянах. Нью-Йорк, Пэлгрейв Макмиллан. 178 стр.
Леное, М. (1999). «Народное мнение в сталинской России: террор, пропаганда и инакомыслие, 1934–1941». Журнал современной истории 71(3): 798-791.
Медведев Р.А., Остеллино П. и др. (1980). О советском инакомыслии. Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета. 158 стр.
Пархоменко В. (1981). «Репортаж о советском инакомыслии: забытые люди». Причина 12(9): 45-47.
Пархоменко В. (1986). Советские образы диссидентов и нонконформистов. Нью-Йорк, Прегер. 251 стр.
Попадюк Р. (1981). «Советское инакомыслие: внутренние и международные аспекты». Украинский ежеквартальный 37(1): 42-59.
Прибан, Дж. (2005). «Политическое инакомыслие, права человека и правовые преобразования: коммунистический и посткоммунистический опыт». Восточноевропейская политика и общество: EEPS 19(4): 553-572.
Реддауэй, П. (1972). Россия без цензуры: протест и инакомыслие в Советском Союзе; неофициальный московский журнал, хроника текущих событий. Нью-Йорк, American Heritage Press. 499 стр.
Ротберг, А. (1972). Наследники Сталина: диссидентство и советская власть, 1953-1970. Итака, Нью-Йорк, издательство Корнельского университета. 450 р.
Сахаров А.И. (1974). Говорит Сахаров. Нью-Йорк, А. А. Кнопф. 245 стр.
Шарлет, Р. (1986). «Советское инакомыслие со времен Брежнева». Текущая история 85 (513): 321-324.
Шац, М. (1980). Советское инакомыслие в исторической перспективе. Кембридж ; Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. 214 стр.
Шпехлер, Д. (1982). Разрешенное инакомыслие в СССР: Новый мир и советская власть. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Прегер. 293 стр.
Тёкес, Р.Л. (1974). Несогласие: политика перемен в СССР. Советская политика и общество в 1970-е гг. Х. В. Мортон, Р. Л. Тёкес и Дж. Н. Хазард. (ред.) Нью-Йорк, The Free Press: 3–59.
Тёкес, Р.Л. (1975). Инакомыслие в СССР: политика, идеология, люди. Балтимор, издательство Университета Джона Хопкинса. 453 стр.
Виола, Л. (2002). Борьба со сталинизмом: Советская власть и народное сопротивление в XIX в.30 с. Итака, издательство Корнельского университета. 258 стр.
Wessel, NH (1973). «Политические и международные последствия советского инакомыслия». Орбис 17(3): 793-802.
Якобсон С., Р. В. Аллен и др. (1968). Аспекты интеллектуального брожения и инакомыслия в Советском Союзе. Вашингтон, Типография правительства США. 81 р.
Вернуться к началу
Искусство
Арт-центр Колледж дизайна (Пасадена, Калифорния) и Государственный русский музей (1998). Запретное искусство: послевоенный русский авангард. Лос-Анджелес, кураторская помощь. 326 стр.
Baigell, M. and R. Baigell (1995). Советские художники-диссиденты: интервью после перестройки. Нью-Брансуик, Нью-Джерси, издательство Rutgers University Press. 405 стр.
Боулт, Дж. Э. и К. Дориа (1986). Русское самиздатовское искусство : очерки. Нью-Йорк, паб Willis Locker & Owens. 210 стр.
Гельбурд Г. и Художественный институт Пермского бассейна. (1995). Тихие крики из русского метро. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Совет по творческим проектам. (без страницы)
Глезер, А. (1977). Искусство под бульдозером: синяя книга. Лондон, обмен зарубежными публикациями. 163 стр.
Голомшток И. и Глезер А. (1977). Советское искусство в эмиграции. Нью-Йорк, Рэндом Хаус. 172 стр.
Галерея Холо С. и Фишера (Университет Южной Калифорнии) (1990). Хранители огня: неофициальные художники Ленинграда: выставка проходила с 14 ноября 1990 г. по 19 января., 1991, Галерея Фишера, Университет Южной Калифорнии. Лос-Анджелес, Калифорния. Галерея Фишера Университета Южной Калифорнии. 96 стр.
Художественный музей Джейн Вурхиз Зиммерли. (1992). Балтийское искусство брежневской эпохи: нонконформистское искусство в Эстонии, Латвии и Литве: из собрания Нортона и Нэнси Додж, Художественный музей Зиммерли, Университет Рутгерса. Нью-Брансуик, Нью-Джерси, Музей. 32 р.
Комар В., А. Меламид и др. (1979). Комар/Меламид, два советских художника-диссидента. Карбондейл, издательство Университета Южного Иллинойса. 59 стр.
Ноймайер, Д. и Джейн Вурхиз Художественный музей Зиммерли. (2004). За гранью памяти: советская нонконформистская фотография и произведения искусства, связанные с фотографией. Нью-Брансуик, Нью-Джерси, Художественный музей Джейн Вурхиз Зиммерли, издательство Rutgers University Press. 352 стр.
Ratcliff, C., V. Komar, et al. (1988). Комар и Меламид. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Abbeville Press. 208 стр.
Розенфельд А., Н. Т. Додж и др. (2001). Искусство Прибалтики: борьба за свободу художественного самовыражения при Советах, 1945-1991. Рутгерс, Нью-Джерси, Издательство Университета Рутгерса. 476 стр.
Розенфельд А., Н. Т. Додж и др. (1995). Нонконформистское искусство: советский опыт, 1956-1986: Коллекция Нортона и Нэнси Додж, Художественный музей Джейн Вурхиз Зиммерли, Рутгерс, Государственный университет Нью-Джерси. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Темза и Гудзон совместно с Художественным музеем Джейн Ворхиз Зиммерли. 360 стр.
Воллен П., В. Комар и др. (1985). Komar & Melamid: Галерея Fruitmarket, Эдинбург, 10 августа — 21 сентября 1985: Музей современного искусства, Оксфорд, 6 октября — 1 декабря 1985 г. Эдинбург, Галерея Fruitmarket. 61 р.
Вернуться к началу
Литература
FitzLyon, A. (1975). Никто, или Богоугодие по Марии Дементной. Никто: самиздатский текст. Лондон, Дж. Колдер. 128 стр.
Фрейман, Г. А. и М. Б. Натансон (1980). Кажется, я еврей: Самиздатский очерк. Карбондейл, издательство Университета Южного Иллинойса. 96 стр.
Галансков Ю. (1973). Поэт и человек: памяти Юрия Галанскова. Осло, Брюн. 81 р.
Реве, К. в. х. и P.M.i. Литвинов (1969). Дорогой товарищ; Павел Литвинов и голоса несогласных советских граждан. Нью-Йорк, Pitman Pub. Корп. 199 стр.
Скаммелл, М. (1971). Другие писатели России; отрывки из самиздатской литературы. Нью-Йорк, Прегер. 216 стр.
Северюхин Д. И. А., Долинин В. (2003). Самиздат Ленинграда, 1950-е-1980-е : литературная энциклопедия. Москва, Новое литературное обозрение. 622 стр.
Солженицын А.И. (1974). Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956 гг.: опыт литературоведческого исследования. Нью-Йорк, Харпер энд Роу. 660 стр.
Свирский Г.И., Дессе Р. и др. (1981). История послевоенной советской письменности: литература морального противостояния. Анн-Арбор, Ардис. 196 стр.
Woll, J. and V.G. Treml (1983). Советская диссидентская литература: критический справочник. Бостон, Массачусетс, Г.К. Зал. 241 стр.
Вернуться к началу
Музыка
Кушман, Т. (1995). Записки из андеграунда: контркультура рок-музыки в России. Олбани, Государственный университет Нью-Йорка. 403 стр.
Троицкий А. (1990). Рок-музыка в СССР : опыт популярной энциклопедии. Москва, «Книга». 383 стр.
Ценова В. (1997). Андерграундная музыка из бывшего СССР. Амстердам, Нидерланды, Harwood Academic. 265 стр.
Наверх
Самиздат
Богданова М. и В. Прибыловский (1991). Самиздатская периодика Сибири и Дальнего Востока. Москва, Ин-т гуманитарно-политических исследований, Архив Московского общественного бюро информационного обмена. 34 листа.
Долинин В., Иванов Б. (1993). Самиздат : по материалам конференции «30 лет независимой печати, 1950-80 годы» , Санкт-Петербург, 25-27 апреля 1992 г. Научно-информационный центр (НИЦ) «Мемориал». 140 р.
Долинин В., Северюхин Д. И. А. (2003). Преодоление немоты : Ленинградский самиздат в контексте независимого культурного движения (1953-1991). Санкт-Петербург, Изд-во Новикова. 133 стр.
Эллиот, И. (1983). «Несогласие, оппозиция и нестабильность». Советский Союз после Брежнева. М. Макколи (ред.). Нью-Йорк, Образовательные книги Heinemann: 40–61.
Feldbrugge, FJM (1975). Самиздат и политическое инакомыслие в Советском Союзе. Лейден, А. В. Сидхофф. 255 стр.
Сондерс, Г. (1974). Самиздат: голоса советской оппозиции. Нью-Йорк, Monad Press; распространяется Pathfinder Press. 464 стр.
Самуэли Х., Д. О’Киф и др. (2004). Самиздат: на основе обсуждения в CRCE под руководством Денниса О’Киф и Хелен Самуэли. Лондон, Центр исследований посткоммунистической экономики. 32 р.
Зиссерман-Бродский, Д. (2003). «Диссидентские группы, взаимоотношения» и «Самиздат и этническая мобилизация». Конструирование этнополитики в Советском Союзе: самиздат, лишения и рост этнического национализма. Нью-Йорк, Пэлгрейв Макмиллан: 59-68 и 185-194.
Вернуться к началу
Религия
Бурдо, М. (1968). Религиозное брожение в России: протестантское противостояние советской религиозной политике. Нью-Йорк, Макмиллан. 255 стр.
Муж, WB (1998). «Советский атеизм и русские православные стратегии сопротивления, 1917-1932 гг.». Журнал современной истории 70(1): 74-107.
Константинов Д.В. (1967). Религиозное движение сопротивления в СССР. К 50-летию советской диктатуры. Лондон, Изд-во СБОНР. 71 р.
Митрохин Л.Н. и Исследовательский центр «Философия культуры и религии» (1994). Религия и политика в посткоммунистической России. Москва, ТСОП института философии РАН. 250 р.
«Религиозное инакомыслие в СССР в 1960-е годы». (1971) Славянское обозрение 30(2): 298-316.
Вернуться к началу
СБОРНИК СОТРУДНИЧЕСТВ
Альманах самиздата: неподцензурная мысль в СССР. Анналы Самиздата; бесцензурная мысль в СССР (1974). Амстердам, Фонд им. Герцена. 2 т.
Бойтер, Альберт. (1977). Полный список документов: с подробным номерным указателем. Мюнхен, Ассоциация архивов Самиздата. 314 стр.
Медведев Р. А. (1977). Реестр Самиздата. Нью-Йорк, Нортон. 314 стр.
Медведев Р.А. (1981). Самиздатский регистр II. Нью-Йорк, Нортон. 323 стр.
Меерсон-Аксенов М.Г. и Шрагин Б.И. (1977). Политическая, социальная и религиозная мысль русского самиздата: антология. Белмонт, Массачусетс, паб Nordland. Ко 624 стр.
Радио Свобода, Архив самиздата и Центр славянских и восточноевропейских исследований Университета штата Огайо. (1975-1991). Материалы самиздата. Материалы Самиздата. Колумбус, Университет штата Огайо.
Архивное объединение Самиздат и Радио Свобода (1972). Собрание документов Самиздата. Мюнхен, Ассоциация архивов Самиздата.
Струкова Е.Н., Паскалова М. И. (1992). Московские коллекции самиздата : справочник : Материалы к сводному каталогу самиздата и независимой периодической печати. Москва, Из Глубин. 263 стр.
Суетнов А. (1992). Самиздат : библиографический указатель. Москва, Центр образовательных программ Ин-та новых технологий образования. 2 т.
Наверх
СОВЕТСКАЯ УКРАИНА
Белоцеркович, Дж. (1988). Советско-украинское инакомыслие: исследование политического отчуждения. Боулдер, Westview Press. 242 стр.
Джонс, Л. и Б. Ясен (1977). Несогласие в Украине: подпольный журнал советской Украины. Балтимор, Издательство Смолоскип. 215 стр.
Либер, Г. и А. Мостовичи (1978). Несогласие и инакомыслие в Украинской ССР, 1955-1975 гг.: аннотированная библиография. Кембридж, Массачусетс, Гарвардский Украинский научно-исследовательский институт. 245 стр.
Мостович А. и Г. Либер (1974). Диссидентская мысль в Советской Украине, 1954-1974 гг. ; аннотированная библиография первичных и вторичных источников, появляющихся в украинских и англоязычных изданиях. Блумингтон, Индиана.
Вернуться к началу
ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ
Balzer, H. (2005). «Обычные россияне? Переосмысление августа 1991 года». Демократизация : журнал постсоветской демократизации 13(2): 193-218.
Барбер, Дж. (1997). «Оппозиция в России» Правительство и оппозиция 32(4): 598-613.
Гельман В. (2005). «Политическая оппозиция в России. Вымирает ли она?» Российская политика и право 43(3): 25-50.
Гельман В. (1999). Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. Москва, Московский общественный научный фонд. 239 стр.
Хан, Г. М. (1994). «Оппозиционная политика в России». Европа-Азия исследования 46(2): 305-335.
Саенко Г.В. (1995). Оппозиция —оппозиция? : да здравствует оппозиция! : политическая оппозиция как социальное явление. Москва, Изд-во «Союз». 301 стр.
Симонсен, С. Г. (1996). Политика и личности: ключевые фигуры российской оппозиции. Осло, Международный институт исследования проблем мира. 217 стр.
Уайт, Д. (2006). Российская демократическая партия «Яблоко»: оппозиция в управляемой демократии. Берлингтон, Ашгейт. 263 стр.
Уайтфилд, С. и Г. Эванс (1996). «Поддержка демократии и политической оппозиции в России, 1993–1995». Постсоветские дела 12: 218-252.
Наверх
ГАЗЕТЫ
Московские новости
Еженедельник выходил с 1980 по 2008 год. До закрытия газета была известна как пролиберальная и реформистская.
«Новая газета»
Эта газета и ее журналисты стали мишенью для правительства из-за критического освещения. Ряд журналистов были загадочно убиты непосредственно перед или после публикации статей с критикой деятельности правительства. Несмотря на опасность для своих журналистов и финансовые проблемы, выходящая раз в две недели газета продолжает оставаться одной из наиболее известных оппозиционных газет.
Новые Известия
Ежедневная газета издается в Москве с 1997 года. С 2000 по 2003 год в газете публиковались статьи с критикой Владимира Путина. Однако с тех пор освещение стало менее критичным после того, как публикация была приостановлена в 2003 году, а затем возобновлена.
Вернуться к началу
ЖУРНАЛЫ
Демократизация: журнал постсоветской демократизации, Вашингтон, округ Колумбия: Quality Press of the Southern Tier Inc., 1992-.
Еврейский самиздат = Еврейский самиздат. Иерусалим: Еврейский университет Центр документации восточно-европейского еврейства. 1974-
Постсоветские дела. Сильвер-Спринг, Мэриленд: VH Winston & Son, Inc., 1992–.
Pro et Contra, Москва, Россия: Фонд Карнеги за Международный Мир, 1996-.
Вестник Самиздата. Матео, Калифорния, Самиздат Публикации. 1970-1993 гг.
Славянско-восточноевропейский журнал. Тусон, Аризона: Американская ассоциация преподавателей славянских и восточноевропейских языков, 1957-.