Дионис древнегреческий бог: Дионис – бог в греческой мифологии

Дионис – бог в греческой мифологии

Дионис – весёлый греческий бог – покровитель виноделия и плодоносных сил земли. Как и многие олимпийские божества, Дионис имеет двойственную природу. С одной стороны, это божество плодородия и изобилия, символизирующее энергию и любовь к жизни. Но с другой, «земная» стихия Диониса делает его божеством хтоническим, временами диким и кровожадным. Именно поэтому отправление культа Диониса в Древней Греции сопровождалось оргиастическими практиками и порой даже человеческими жертвоприношениями.

Из мифологии образ Диониса перекочевал в европейскую философию и стал олицетворением стихийного, иррационального и первобытного начала противостоящего аполлоническому началу – рациональному, структурированному и логичному.

Рождение Диониса

Все источники сообщают, что отцом Диониса был Зевс. А вот с матерью всё не так однозначно. Самые древние мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини напрямую связаны со стихией земли и миром мёртвых. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела. Ревнивая богиня Гера, узнав об очередной измене мужа, решила покарать Семелу и внушила ей мысль потребовать от Зевса явиться на очередное свидание во всей его божественной мощи. Однако сила божественных громов и молний, объявших Зевса испепелили Семелу, владыка Олимпа лишь успел выхватить из пламени её нерождённого ребёнка. Поскольку младенец был недоношенным, Зевс зашил его в своё бедро и выносил до необходимого срока. Чтобы спрятать сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.

Однако гнев мстительной богини всё равно поразил Диониса. Гера наслала на Диониса безумие, которое и заставляло его мчаться по миру в окружении хмельных менад и сатиров, насылая такое же безумие на противников своего культа. В этом сюжете древние греки отразили саму двойственность природы: порой – ласковой и щедрой, а порой – жестокой и безжалостной. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис несёт людям определённое благо: он позволяет им скинуть с себя обыденность и скуку и отдаться первобытному огню, скрытому в каждом.

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым младшим из двенадцати богов-олимпийцев и наиболее близким к людям божеством: ведь он был рождён земной женщиной и воспитывался на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало важную перемену в быту и социальном устройстве. Старшее поколение богов-олимпийцев, в целом, покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традицию, ассоциировался с правителями;
  • Арес и Афина – с воинским сословием;
  • Аполлон – с философами, учёными, поэтами и родовой аристократией.

Простой люд тоже искал себе покровителей среди божеств. Купцы, моряки, ростовщики и воры стали почитать Гермеса. А крестьяне сделали своим богом Диониса. Поэтому можно сказать, что оппозиция «Аполлон-Дионис» возникла ещё в Древней Греции и тогда была связана с противостоянием двух социальных классов.

Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом

Мстительная и жестокая природа Диониса прописана в тех сюжетах, где он сталкивается с противниками своего культа. Очевидно, в Греции действительно далеко не все приветствовали дионисийские гуляния, сопровождавшиеся пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Известно, что греческие, а затем и римские власти старались превратить разгульные шествия в более нравственные и спокойные праздники урожая.

Борьба властей с культом Диониса отражена в мифах о царе Ликурге, на которого божество наслало безумие, из-за чего тот убил своего сына, думая, что разрубает виноградную лозу; и в сюжете о трёх дочерях царя Миния, проигнорировавших дионисийские гуляния и за это обращённых в летучих мышей. До наших дней дошёл переданный в мельчайших подробностях Гомером и Овидием миф о Дионисе и тирренских пиратах. Пираты приняли Диониса за простого смертного и похитили его, чтобы продать в рабство. Однако оковы падали с рук странного юноши. Только тогда разбойники поняли, что схватили бога. Но капитан корабля настаивал на том, чтобы поскорее достичь ближайшего из невольничьих рынков и продать пленника. Тогда воздух вокруг корабля внезапно наполнился запахом вина, вокруг мачт и снастей внезапно обвились виноградные лозы и плющ, а сам юноша стал превращаться в хищных зверей – то во льва, то в медведицу. Испуганные пираты стали прыгать за борт и уже в воде превращаться в дельфинов.

Однако Дионис бывал и в хорошем настроении и часто помогал людям. Например, он вывел свою мать Семелу из царства Аида и вознёс её на небо. Желая помочь людям, Дионис подарил Икарию виноградную лозу и научил её возделывать. Именно Дионис даровал царю Мидасу способность обращать всё, к чему бы тот не прикоснулся, в золото. А когда царь понял, что умрёт от голода и жажды, если не избавится от божественного дара, Дионис омыл его в водах Патокла, смыв с Мидаса его новую способность.

Как и любое божество плодородия, Дионис имел связи с множеством женщин и стал отцом множества порой довольно причудливых детей. Его возлюбленной была Афродита, родившая Дионису Приапа – бога садов и полей – и Гименея – божество брака. От связи Диониса и нимфы Дриопы родился козлоногий бог Пан. Также Дионис был отцом Иакха – бога мистерий, рождённого Аврой (позже образы Диониса и Иакха слились в единое целое, отсюда и римское имя бога виноделия – «Вакх»). Почти все дети Диониса, так или иначе, были связаны с хтоническими силами земли и сельскохозяйственными культами.

Законной женой Диониса стала Ариадна, отвергнутая героем Тесеем. Зевс сделал Ариадну бессмертной и вознёс её на небо. Считается, что в браке с Дионисом Ариадна родила аргонавта Фоанта.

Дионис Античная мифология и история

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дионис, (римское Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Дионис, 400 год до нашей эры

Вакх, Караваджо, 1595 год

По преданиям, Зевс, однажды явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам.

Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем жрицу с острова Наксос Ариадну и женился на ней. Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали менады, сатиры, бессариды, вакханки и фиады.

Бахус и Ариадна,
художник Тициан, 1524 год

Спящая Ариадна,
Джон Уильям Уотерхаус, 1898

Опоясанные змеями, вакханки и сатиры все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей. Пенфей, царь Фив, пытался заточить в темницу дерзкого бога, но Дионис покарал Пенфея: менады, вакханки и фиады (то есть «неистовые поклонницы Диониса») по его приказу в ярости разорвали царя Фив на куски.

Исследователи склонны считать, что культ Диониса имел восточное происхождение.

В Греции он получил распространение гораздо позже, чем другие боги, и утвердился там с большим трудом. Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до нашей эры, популяризация его культа приходится на VII-VIII века нашей эры. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев.

Танец вакханки,
Марк Габриэль Шарль Глейр, 1849

Молодость Вакха,
Вильям-Адольф Бугеро, 1884 год

В число двенадцати олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники – дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и другие мероприятия, а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения. В период эллинизма культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия, и бог получил свое постоянное прозвище – Сабазий.

В Древнем Риме Дионис почитался под именем Вакха (Бахуса).

Дионис | Силы, Бог, Родители, Значение, Символы и Факты

Самые популярные вопросы

Кто такой Дионис?

В греко-римской религии Дионис — бог природы плодородия и растительности, особенно известный как бог вина и экстаза.

Кто были родители Диониса?

Дионис был сыном Зевса, главного божества древнегреческого пантеона, и Семелы, дочери Кадма (царя Фив).

Почему Дионис описывается как рожденный дважды?

Диониса называют дваждырожденным, потому что он родился от Семелы, а затем, когда она умирала, Зевс спас его, зашив ему бедро и удерживая его там, пока он не достиг зрелости. Затем он «родил» Диониса, сделав его, таким образом, дваждырожденным.

Какие праздники были связаны с Дионисом?

Древние вакханалии, также называемые Дионисиями, были одним из нескольких праздников Диониса. Самые известные из греческих Дионисий находились в Аттике и включали Малую, или Деревенскую, Дионисию; Ленея; антестерия; осхофория; и самая известная из всех, Городская, или Великая, Дионисия, которая сопровождалась драматическими представлениями в театре Диониса.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Дионис , также пишется как Дионис

, также называемый Бахус или (в Риме) Liber Pater , в греко-римской религии, бог природы плодородия и растительности, особенно известный как бог вина и экстаза . Появление его имени на табличке с линейным письмом Б (13 век до н. э.) показывает, что ему уже поклонялись в микенский период, хотя неизвестно, откуда возник его культ. Во всех легендах о его культе он изображается как имеющий иностранное происхождение.

Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма (царя Фив). Из ревности Гера, жена Зевса, уговорила беременную Семелу доказать божественность возлюбленного, попросив его явиться в своем настоящем лице. Зевс подчинился, но его сила была слишком велика для смертной Семелы, которая была поражена молнией. Однако Зевс спас своего сына, зашив его в бедро и удерживая там, пока он не достиг зрелости, так что он родился дважды. Затем бог Гермес передал Дионису воспитание вакханками (менадами, или

thiads ) Нисы, чисто воображаемое место.

Викторина «Британника»

Викторина «Древние боги и монстры»

Кто такой собачий компаньон Кецалькоатля? Кто эта группа девушек, служащих богу Одину? Проверьте свои знания. Пройди тест.

Поскольку Дионис, по-видимому, олицетворял сок, сок или жизненный элемент в природе, в его честь были широко учреждены щедрые праздничные оргии (ритуалы). Эти Дионисии (Вакханалии) быстро завоевали симпатии среди женщин. Мужчины, однако, встретили их враждебно. Во Фракии Дионису противостоял Ликург, ослепший и обезумевший.

В Фивах Дионису противостоял Пенфей, его двоюродный брат, которого растерзали вакханки, когда он пытался шпионить за их действиями. Афиняне были наказаны бессилием за бесчестие культа бога. Несмотря на сопротивление своих мужей, женщины, одетые в шкуры оленя и короны из плюща, ушли в горы и выкрикивали ритуальный клич «Эуой!» Сформировав

тьяи (святые кольца) и размахивая тирсой (единственное число: тирс ; палочки из фенхеля, обвязанные виноградной лозой и увенчанные плющом), они танцевали при свете факелов в ритме aulos (двойная труба) и тимпанон (ручной барабан). В то время как они находились под влиянием бога, вакханки, как полагали, обладали оккультными способностями и способностью очаровывать змей и кормящих животных, а также сверхъестественной силой, которая позволяла им разрывать живых жертв на куски, прежде чем предаться ритуальному пиршеству ( omophagia ). Вакханки приветствовали бога по его титулам Бромиос («Громовержец»), Таурокерос («Бычье рога») или Тауропросопос («Бычье лицо»), веря, что он воплощал жертвенное животное.

В орфической легенде (то есть основанной на рассказах об Орфее) Дионис — под именем Загрей — был сыном Зевса от его дочери Персефоны.

По указанию Геры младенец Загрей/Дионис был растерзан, приготовлен и съеден злыми Титанами. Но его сердце было спасено Афиной, и он (теперь Дионис) был воскрешен Зевсом через Семелу. Зевс поразил титанов молнией, и они были сожжены огнем. Из их пепла произошли первые люди, которые, таким образом, обладали как злой природой Титанов, так и божественной природой богов.

Дионис обладал способностью вдохновлять и вызывать экстаз, а его культ имел особое значение для искусства и литературы. Представления трагедии и комедии в Афинах были частью двух праздников Диониса, Ленеи и Великой (или Городской) Дионисии. Диониса также почитали в лирических поэмах, называемых дифирамбами. В римской литературе его характер часто понимают неправильно, и он упрощенно изображается как веселый Бахус, которого призывают на попойках. В 186 г. до н. э. празднование вакханалии было запрещено в Италии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Среди последователей Диониса были духи плодородия, такие как сатиры и силены, и в его ритуалах фаллос занимал видное место. Дионис часто принимал звериный облик и ассоциировался с различными животными. Его личными атрибутами были венок из плюща, тирс и kantharos , большой кубок с двумя ручками. В раннем греческом искусстве его изображали бородатым мужчиной, но позже его стали изображать юным и женоподобным. Вакхические пирушки были любимым сюжетом художников-вазописцев.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Дионис | Факты, информация и мифология

Молодой, красивый, но женоподобный бог вина. Его также называют и греки, и римляне Вакхом (Βάκχος), то есть шумным или буйным богом, что первоначально было просто эпитетом или фамилией Диониса, но встречается только после Геродота.

По общему преданию, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма из Фив; 1 , в то время как другие описывают его как сына Зевса от Деметры, Ио, Дионы или Арге. 2 Диодор 3 далее упоминает традицию, согласно которой он был сыном Аммона и Амальтеи и что Аммон из страха перед Реей отнес ребенка в пещеру в окрестностях горы Ниса, на одиноком острове, образованном у реки Тритон. Там Аммон доверил ребенка Нисе, дочери Аристея, и Афина также взяла на себя защиту мальчика. Другие снова представляют его как сына Зевса от Персефоны или Ириды или описывают его просто как сына Леты или Инда. 4

Такое же разнообразие мнений преобладает в отношении родины бога, которой в общепринятой традиции являются Фивы, в то время как в других мы находим Индию, Ливию, Крит, Дракан на Самосе, Наксос, Элиду, Эльевферы, или Теос, упомянутый как место его рождения. 5 Именно из-за этого разнообразия традиций древние писатели пришли к предположению, что первоначально существовало несколько божеств, которые впоследствии были идентифицированы под одним именем Диониса. Цицерон 6 различает пять Дионисий, а Диодор 7 три.

Распространенная история, которая делает Диониса сыном Семелы от Зевса, гласит: Гера, завидуя Семеле, посетила ее под видом подруги или старухи и убедила ее просить Зевса явиться к ней в той же славе и величии, в каком он привык приближаться к собственной жене Гере. Когда все мольбы воздержаться от этой просьбы были бесплодны, Зевс, наконец, подчинился и явился ей в громе и молнии. Семела была напугана и подавлена ​​этим зрелищем, и, охваченная огнем, преждевременно родила ребенка. Зевс, или, по другим данным, Гермес 8 спас ребенка от огня: он был зашит в бедро Зевса и таким образом достиг зрелости. Различные эпитеты, которые передаются Богу, относятся к этому появлению, таким как πυριγενής ( Pyrigenēs ), μηρορραφής ( Mērorraphēs ), μηροτпруденго. 4444444444444444444444. 9

После рождения Диониса Зевс доверил его Гермесу, или, по мнению других, Персефоне или Рее, 10 , которые отвели ребенка к Ино и Афаману в Орхоменосе и убедили их воспитать его как девушка. Теперь ревность побудила Геру ввергнуть Ино и Афаманта в безумие, а Зевс, чтобы спасти своего ребенка, превратил его в барана и отнес к нимфам горы Ниса, которые воспитали его в пещеру, и были впоследствии вознаграждены за это Зевсом, помещенными как Гиады среди звезд. 11

Жители Бразии в Лаконии, согласно Павсанию, 12 рассказали другую историю о рождении Диониса. Когда Кадм услышал, они сказали, что Семела была матерью сына Зевса, он положил ее и ее ребенка в ящик и бросил его в море. Сундук отнесло ветром и волнами к берегу Бразии. Семела была найдена мертвой и торжественно похоронена, а Диониса воспитала Ино, которая в то время находилась в Бразиях. Равнина Бразии была по этой причине впоследствии названа садом Диониса.

Предания о воспитании Диониса, а также о лицах, которые его взяли на себя, различаются так же, как и о его происхождении и месте рождения. Кроме нимф горы Ниса во Фракии, муз, лид, бассар, мацетов, мималлонов, 13 , нимфы Нисы, 14 и нимф Филии, Корониды и Клииды, в Наксосе, куда, как говорят, дитя Диониса были унесены Зевсом, 15 названы существами, которым была доверена забота о его младенчестве. Более того, говорят, что Мистида обучала его тайнам 9 .0087 16 и Хиппа на горе Тмолус ухаживали за ним; 17 Макрис, дочь Аристея, приняла его из рук Гермеса и накормила его медом. 18 На горе Ниса Броми и Бакке тоже называются его нянями. 19 Гора Ниса, от которой, как считается, бог получил свое имя, находилась не только во Фракии и Ливии, одноименные горы находятся в разных частях древнего мира, где ему поклонялись и где он был Считается, что они ввели выращивание виноградной лозы. Гермес, однако, смешивается с большинством историй о младенчестве Диониса, и он часто изображался в произведениях искусства в связи с младенцем богом. 20

Когда Дионис вырос, Гера ввергла и его в состояние безумия, в котором он странствовал по многим странам земли. Традиция в Hyginus 21 заставляет его идти сначала к оракулу Додоны, но по пути туда он наткнулся на озеро, которое помешало ему двигаться дальше. Один из двух встреченных им ослов перенес его по воде, и благодарный бог поместил обоих животных среди звезд, и ослы впредь оставались священными для Диониса. По общему преданию, Дионис сначала странствовал по Египту, где был гостеприимно принят царем Протеем. Оттуда он проследовал через Сирию, где заживо содрал кожу с Дамаска за противодействие внедрению виноградной лозы, которую, как полагали, открыл Дионис (εύρετὴς ἀμπέλου). Теперь он пересек всю Азию. 22 Когда он прибыл к Евфрату, он построил мост, чтобы пересечь реку, но тигр, посланный ему Зевсом, перенес его через реку Тигр. 23 Самой известной частью его странствий по Азии является его экспедиция в Индию, которая, как говорят, длилась три, а по некоторым данным, даже 52 года. 24

Он не встречал в тех далеких краях радушный прием повсюду, ибо против него сражались Мирран и Дериад с тремя его вождями Блемисом, Оронтом и Оруандом. 25 Но Дионис и воинство панов, сатиров и вакхических женщин, которые сопровождали его, победили его врагов, научили индейцев выращиванию виноградной лозы и различных фруктов и поклонению богам; он также основал среди них города, дал им законы и оставил после себя колонны и памятники в счастливой стране, которую он таким образом завоевал и цивилизовал, и жители поклонялись ему как богу. 26

Дионис также посетил Фригию и богиню Кибелу или Рею, которые очистили его и научили тайнам, которые, согласно Аполлодору 27 произошло до того, как он уехал в Индию. С помощью своих товарищей он изгнал амазонок из Эфеса на Самос и там убил большое их количество в месте, которое с тех пор называлось Панаэмой. 28 Согласно другой легенде, он объединился с амазонками для борьбы с Кроносом и Титанами, изгнавшими Аммона из его владений. 29 Говорят даже, что он отправился в Иберию, которую, уезжая, доверил правительству Пана. 30

Во время перехода через Фракию он был плохо встречен Ликургом, царем Эдона, и прыгнул в море, чтобы найти убежище у Фетиды, которую впоследствии наградил за добрый прием золотой урной, подарком Гефеста. . 31 Весь сонм вакханок и сатиров, сопровождавших его, был взят Ликургом в плен, но женщины вскоре снова были освобождены. После этого страна Эдонов перестала приносить плоды, и Ликург сошёл с ума и убил собственного сына, которого он принял за виноградную лозу, или, по мнению других 9 . 0087 32 он отрезал себе ноги, полагая, что срубает лианы. Когда это было сделано, его безумие прекратилось, но страна по-прежнему оставалась бесплодной, и Дионис заявил, что так будет до самой смерти Ликурга. Эдоны в отчаянии схватили своего царя и заковали его в цепи, а Дионис приказал растерзать его лошадьми. Затем, пройдя через Фракию, не встретив дальнейшего сопротивления, он вернулся в Фивы, где заставил женщин покинуть свои дома и отпраздновать вакхические праздники на горе Киферон, или Парнас. Пенфей, правивший в то время в Фивах, попытался остановить беспорядки и отправился в горы на поиски вакхических женщин; но его собственная мать Агава в своей вакхической ярости приняла его за животное и разорвала на куски. 33

После того, как Дионис доказал фиванцам, что он бог, он отправился в Аргос. Так как люди там также отказывались признать его, он довел женщин до такой степени, что они убили своих младенцев и пожирали их плоть. 34 Согласно другому утверждению, Дионис с сонмом женщин пришел с островов Эгейского моря в Аргос, но был завоеван Персеем, который убил многих женщин. 35 После этого, однако, Дионис и Персей примирились, и аргивяне приняли поклонение богу и построили ему храмы. Один из них назывался храмом Диониса Крезия, потому что считалось, что бог похоронил на этом месте Ариадну, свою возлюбленную, которая была критянкой. 36

Последний подвиг Диониса был совершен в плавании из Икарии на Наксос. Он нанял корабль, принадлежавший тирренским пиратам; но люди, вместо того чтобы высадиться в Наксосе, прошли мимо и направились в сторону Азии, чтобы продать его там. Однако бог, заметив это, превратил мачту и весла в змей, а себя во льва; он наполнил судно плющом и звуками флейт, так что матросы, охваченные безумием, прыгнули в море, где превратились в дельфинов. 37 Во всех своих скитаниях и путешествиях бог вознаградил тех, кто принял его ласково и принял его поклонение: он дал им виноградные лозы и вино.

После того, как он таким образом постепенно утвердил свою божественную природу во всем мире, он вывел свою мать из Аида, назвал ее Тионе и поднялся с ней на Олимп. 38 Место, куда он вышел с Семелой из Аида, было показано трезенцами в храме Артемиды Сотейры; 39 аргивяне, напротив, сказали, что он вышел со своей матерью из Алкионского озера. 40 Существует также мистическая история о том, что тело Диониса было разрублено и брошено в котел Титанами, и что он был восстановлен и вылечен Реей или Деметрой. 41

Различные мифологические существа описываются как потомки Диониса; но среди женщин, как смертных, так и бессмертных, завоевавших его любовь, нет более известной в древней истории, чем Ариадна. Необычайное смешение преданий, которое мы имели здесь случай заметить и которое еще может быть значительно увеличено, по-видимому, составлено из преданий разных времен и стран, относящихся к аналогичным божествам и перенесенных на греческого Диониса. Мы можем, однако, сразу заметить, что все предания, относящиеся к мистическому поклонению Дионису, имеют сравнительно позднее происхождение, т. е. относятся к периоду, последующему за тем, в который были составлены гомеровские поэмы; ибо в этих поэмах Дионис не появляется как одно из великих божеств, и история его рождения от Зевса и вакхических оргий никоим образом не упоминаются: Дионис там просто описывается как бог, который учит человека приготовлению вина. , откуда он и назван «пьяным богом» (μαινόμενος, mainomenos ), и трезвый царь Ликург по этой причине не допустит его в своем царстве. 42 По мере распространения виноградарства в Греции культ Диониса также распространялся дальше; мистическое поклонение было развито орфиками, хотя, вероятно, оно возникло в результате переноса фригийских и лидийских способов поклонения на поклонение Дионису. После похода Александра в Индию празднование вакхических празднеств все более и более принимало свой дикий и распутный характер.

Что касается природы и происхождения бога Диониса, то во всех традициях он выступает как представитель некой силы природы, тогда как Аполлон в основном является этическим божеством. Дионис — производительная, бьющая через край и опьяняющая сила природы, увлекшая человека от его обычного спокойного и трезвого образа жизни. Вино — наиболее естественный и подходящий символ этой силы, поэтому его называют «плодом Диониса» (Διονύσου καρπός, Dionysou karpos ). 43 Таким образом, Дионис является богом вина, изобретателем и учителем его выращивания, подателем радости и рассеивателем горя и печали. 44 Как бог вина, он также является богом вдохновения и вдохновения, то есть богом, обладающим силой открывать будущее человеку с помощью оракулов. Таким образом, говорят, что он имел такую ​​же большую долю в Дельфийском оракуле, как Аполлон, 45 , и у него самого был оракул во Фракии. 46 Теперь, поскольку пророческая сила всегда сочетается с искусством врачевания, Дионис, подобно Аполлону, называется ἰατπός ( iatpos ), или ὑγιατής ( hygiatēs ), 47 и у своего оракула Амфиклеи в Фокиде он излечивал болезни, открывая лекарства страдающим во сне. 48 Поэтому его призывают как Δεὸς σωτήρ ( Deos sōtēr ) против свирепствующих болезней. 49

Представление о том, что он был земледельцем и защитником виноградной лозы, легко распространилось на то, что он был защитником деревьев вообще, что упоминается в различных эпитетах и ​​фамилиях, данных ему поэтами древности, 50 , и, таким образом, он вступает в тесную связь с Деметрой. 51 Этот персонаж получил дальнейшее развитие в представлении о том, что он является покровителем цивилизации, законодателем и любителем мира. 52 Поскольку греческая драма выросла из дифирамбических хоров на праздниках Диониса, он также считался богом трагического искусства и покровителем театров. В более поздние времена ему также поклонялись как δεὸς χθόνιος ( deos chthonios ), что, возможно, возникло из-за его сходства с Деметрой или было результатом слияния фригийских и лидийских форм поклонения с древнегреческими. . 53 Оргиастическое поклонение Дионису, по-видимому, впервые возникло во Фракии, а оттуда распространилось на юг к горам Геликон и Парнас, в Фивы, Наксос и по всей Греции, Сицилии и Италии, хотя некоторые авторы заимствовали его из Египта. . 54

В самые ранние времена Грации или Хариты были компаньонами Диониса, 55 и в Олимпии у него и Харит был общий алтарь. 56 Это обстоятельство представляет большой интерес и указывает на большую перемену, происшедшую с течением времени в способе его поклонения, ибо впоследствии мы находим, что его сопровождали в его экспедициях и путешествиях женщины-вакханки, называемые Леней, Менадами. , Фиады, Мималлоны, Клодоны, Бассары или Бассариды, все они представлены в произведениях искусства бушующими от безумия или энтузиазма, в неистовых движениях, с запрокинутыми головами, с растрепанными волосами и держащими в руках посохи тирса (обвитые плющ и с сосновыми шишками на голове), кимвалы, мечи или змеи. Силены, Паны, сатиры, кентавры и другие существа подобного рода также являются постоянными спутниками бога. 57

Храмов и статуй Диониса в древнем мире было очень много. Среди жертв, приносимых ему в древнейшие времена, упоминаются и человеческие жертвы. 58 Впоследствии, однако, этот варварский обычай был смягчен до символического бичевания, или же людей заменили животными, как в Потнии. 59 Животным, которое чаще всего приносили в жертву Дионису, был баран. 60 Среди предметов, посвященных ему, мы можем заметить виноградную лозу, плющ, лавр и асфодель; дельфин, змея, тигр, рысь, пантера и осел; но он ненавидел вид совы. 61

Песнь в честь Диониса называется дифирамб .

Иконография

Самыми ранними изображениями бога были просто Гермы с фаллосом,

62 или только его голова. 63 В более поздних произведениях искусства он появляется в четырех разных формах:

  1. Младенец, переданный Гермесом своим кормилицам, или сатиры и вакханки, которых ласкают и играют с ним.
  2. Как мужественный бог с бородой, обычно называемый индийским Вакхом. Он предстает там в образе мудрого и достойного восточного монарха; его черты выражают возвышенное спокойствие и мягкость; его борода длинная и мягкая, а лидийские одежды (βασσάρα) длинные и богато сложенные. Его волосы иногда спадают прядями, а иногда аккуратно намотаны на голову, а его лоб часто украшает диадема.
  3. Юного или так называемого фиванского Вакха Пракситель довел до идеальной красоты. Форма его тела мужественная и с сильными очертаниями, но своей мягкостью и округлостью все же приближается к женской форме.
    Выражение лица вялое и показывает своего рода мечтательную тоску; голова с диадемой или венком из виноградной лозы или плюща несколько наклонена на одну сторону; его поза никогда не бывает возвышенной, но легкой, как у человека, поглощенного сладкими мыслями или слегка опьяневшего. Его часто можно увидеть опирающимся на своих товарищей или едущим верхом на пантере, осле, тигре или льве. Лучшая статуя такого рода находится на вилле Людовизи 9.0280
  4. Вакх с рогами барана или быка. Это изображение встречается главным образом на монетах, но никогда не встречается на статуях.

На многочисленных изображениях Диониса на греческих вазах он изображен бородатым пожилым человеком. Чаша работы Эксекиаса (ок. 540 г. до н. э., Мюнхен) изображает Диониса, плывущего на гладком корабле в окружении дельфинов и виноградных лоз, растущих из корабля. Амфора работы Амасиса (ок. 550 г. до н. э., Париж) изображает Диониса с длинными волосами и бородой, в короне из виноградных листьев. Перед ним две танцующие менады.

Также в древних греческих скульптурах бог изображается в виде величественной фигуры, например, Статуя Сарданапала в Ватиканском музее. Начиная с четвертого века до нашей эры, бог имеет более молодой вид, часто с почти женскими чертами, такими как обнаженный Дионис в Лувре. Он также появляется в младенчестве в руках Гермеса (Пракситель, четвертый век до н. э.) и в руках Силена (эллинская статуя в Лувре). В Лейдене, Нидерланды, можно найти голову Диониса (возможно, работы Скопаса, четвертый век до н. э.).

Дионис появляется на многочисленных монетах (среди которых из Наксоса), драгоценных камнях, мозаиках и фресках. Он изображен на произведениях Микеланджело, Тициано, Рубеса, Ван Дейка, Йорданса, Пуссена и многих других.

Ссылки

Примечания
  1. Гомер. Гимны , vi, 56; Еврипид. Вакханки , иници.; Псевдо-Аполлодор. Библиотека iii, 4.3.
  2. Диодор Сицилийский, III, 62, 74; Схолиаст на Пифийских одах Пиндара iii, 177; Псевдо-Плутарх. На реках , 16.
  3. III, 67.
  4. Диодор Сицилийский, IV, 4; Плутарх. Симпозиумы vii, 5; Филострат. Вита Аполлония II, 9.
  5. Гомер. Гимны , xxv, 8; Диодор Сицилийский, III, 65, v, 75; Ноннус. Dionysiaca ix, 6; Феокрит, xxvi, 33.
  6. О природе богов iii 23.
  7. III, 63 и далее.
  8. Аполлоний Родиус. Аргонавтика IV, 1137.
  9. Страбон. География xiii, с. 628; Диодор Сицилийский, IV, 5; Еврипид. Вакханки , 295; Евстафий о Гомере, с. 310; Овидий. Метаморфозы IV, 11.
  10. Орфический гимн 45, 6; Стефан Византийский. с. v, Μάσταυρα.
  11. Гигин. Фабулы , 182; Теон на Аратусе Феномены , 177; комп. Гиады.
  12. III, 24.3.
  13. Евстафий о Гомере, с. стр. 982, 1816.
  14. Диодор Сицилийский, III, 69.
  15. Диодор Сицилийский, IV, 52.
  16. Ноннус. Дионисия xiii, 140.
  17. Орфический гимн 47, 4.
  18. Аполлоний Родиус. Аргонавтика iv, 1131.
  19. Сервий к Вергилию Эклоги vi, 15.
  20. Комп. Павсаний. Описание Греции iii, 18.7.
  21. Поэтическая астрономия , II, 23.
  22. Страбон. География xv, 687; Еврипид. Вакханки , 13.
  23. Павсаний. Описание Греции х, 29; Псевдо-Плутарх. На реках , 24.
  24. Диодор Сицилийский, III, 63; IV, 3.
  25. Стефан Византийский, с.в. Βλέμυες, Γάζος, Γήρεια, Δάρδαι, Ἔαρες, Ζάβιοι, Μάλλοι, Πάνδαι, Σίβαι.
  26. Комп. Страбон. География xii, с. 505; Арриан. Индика , 5; Диодор Сицилийский, II, 38; Филострат. Вита Аполлония II, 9; Вергилий. Энеида vi, 805.
  27. III, 5.1.
  28. Плутарх. Греческие вопросы , 56.
  29. Диодор Сицилийский, III, 70 и далее.
  30. Псевдо-Плутарх. На реках , 16.
  31. Гомер. Илиада vi, 135 и далее; Одиссея xxiv, 74; Схолиаст на «Илиаду» Гомера xiii, 91. Comp. Диодор Сицилийский, III, 65.
  32. Сервий на Вергилия Энеида iii, 14.
  33. Феокрит. Идиллии xxvi; Еврипид. Вакханки , 1142; Овидий. Метаморфозы III, 714 и далее.
  34. Псевдо-Аполлодор. Библиотека iii, 5.2.
  35. Павсаний. Описание Греции ii, 20.3, 22.1.
  36. там же. II, 23.7.
  37. Псевдо-Аполлодор. Библиотека III, 5.3; Гомер. Гимны , vi, 44; Овидий. Метаморфозы III, 582 и далее.
  38. Псевдо-Аполлодор, л.к.
  39. Павсаний. Описание Греции ii, 31.2.
  40. там же. ii, 37,5; Климент Александрийский, 22.
  41. Павсаний. Описание Греции viii, 37.3; Диодор Сицилийский, III, 62; Фарнут. О природе богов , 28.
  42. Гомер. Илиада vi, 132 и далее; Одиссея xviii, 406, комп. xii, 325.
  43. Пиндар. Фрагменты , 89 (изд. Бека).
  44. Вакхилиды ап . Афиней, II, с. 40; Земляной орех. Фрагменты , 5; Еврипид. Вакханки , 772.
  45. Еврипид. Вакханки , 300.
  46. Павсаний. Описание Греции ix, 30.5.
  47. Евстафий о Гомере, с. 1624.
  48. Павсаний. Описание Греции х, 33,5.
  49. Софокл. Эдип Тиранн , 210; Ликофрон, 206.
  50. Павсаний. Описание Греции i, 31.2, vii, 21.2.
  51. Павсаний. Описание Греции vii, 20.1; Земляной орех. Истмийские оды vii, 3; Феокрит, ХХ, 33; Диодор Сицилийский, III, 64; Овидий. Фасти III, 736; Плутарх. Греческие вопросы , 36.
  52. Еврипид. Вакханки , 420; Страбон. География х, 468; Диодор Сицилийский, IV, 4.
  53. Павсаний. Описание Греции viii, 37.3; Арнобиус. Adversus Nationes v, 19.
  54. Павсаний. Описание Греции i, 2.4; Диодор Сицилийский, I, 97.
  55. Пиндар. Олимпийские оды xiii, 20; Плутарх. Греческие вопросы , 36; Аполлоний Родиус. Аргонавтика IV, 424.
  56. Схолиаст на Пиндара Олимпийские оды v, 10; Павсаний. Описание Греции v, 14 фин.
  57. Страбон. География х, 468; Диодор Сицилийский, IV, 4. и далее; Катулл, 64.258; Афиней, я, 33; Павсаний. Описание Греции i, 2.7.
  58. Павсаний. Описание Греции vii, 21.1; Порфир. О воздержании , ii, 55.
  59. Павсаний. Описание Греции viii, 23.1, ix, 8.1.
  60. Вергилий. Георгикс II, 380, 395; Овидий. Фасти i, 357.
  61. Павсаний. Описание Греции viii, 39.4; Феокрит, xxvi, 4; Плутарх. Симпозиумы III, 5; Евстафий о Гомере, с. 87; Вергилий. Эклоги v, 30; Гигин. Поэтическая астрономия , II, 23; Филострат. Воображает II, 17; Вита Аполлония III, 40.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *