Диоген гол: «Профи» и Диоген 6 | Спорт и личность

Поэзия учителям-предметникам. Сайт Татьяны Мирсаитовой.

Диоген (412-323 г.г. до н.э.) 


Диоген Синопский — древнегреческий философ, 

ученик Антисфена, основателя школы киников.
Своё жилище он устроил в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). 

*   *   *
Диоген 
Александр Иванушкин 

Молодчина, как решил проблему!
Выгнали из дома без пальто —
Не бывает бед у Диогена, 
Да и философия на что.

Отыскал он бочку на помойке,
И комфортно стал в той бочке жить,
Для друзей устраивал попойки,
Да еще подружек стал водить.

По толпе не зря несётся ропот —
Изучай, мол, греческий успех!
Коль в народ внедрили б его опыт, 
То жилья хватило бы на всех.

*   *   *

А рядом в бочке Диоген
Татьяна Зрелова


Под небом греческой Эллады,
Оливки сыпались в садах,
Богатый грек спал на пирах,
Гончарным мастером в руках,

Как чудо,из волшебной глины,
Рождались амфоры златые.
Талант творил дела святые,
Земной прах воплотив в кувшины!

Садилось солнце на приволье!
Закат на небе догорал.
Раб — хлебопашец отдыхал,
Печалясь о несчастной доле.

Плох урожай его на поле,
Земная бедность — не порок.
У каждого раба свой срок.
Уйдёт и он из жизни голый,

Такой же бедный и убогий,
Каким однажды в мир пришёл!
Но радость в жизни не нашёл,
И смерть бродила у порога…

Богач всё пьянствовал с блудницей,
Лежал он на пирах своих,
В страстях томился он земных,
Как узник, пойманный темницей!

Гончар жил добрым ремеслом
Он создавал плоды руками.
И зрело ремесло веками,
Хвалясь великим тем трудом.

Летело время безучастно.
Крутил гончар заветный круг,
А раб надеялся на плуг!
Богач тучнел от жизни страстной.

А рядом, где оливки звали,
Под деревом, найдя свой плен,
Жил в толстой бочке Диоген,*
На травку, выбросив, сандали…

Сидел нагой он и босой,
И не желал уже трудиться,
Лишь созерцательным умом,
Философ мыслил насладиться!

Он радость находил в движенье
На небе редких облаков.
Он пищу создавал из слов
И ей питался со смиреньем.

Жизнь пролетит в одно мгновенье —
Зачем земная благодать?
И что ему от жизни взять?
Души он жаждал отреченье.

Он был свободен, как орёл,
Премудрость звал он — добродетель!
Её одну на белом свете —
Как золотник святой обрёл

Жил в толстой бочке*Диоген — жил в пифосе — 

глиняном сосуде (высотой 

1,5 — 2 метра) для хранения зерна.\

*   *   *

Диоген
Валерий Штормовой


Этюд на картину Жерома

Народ у нас в Афинах странный, право!
Не понимает сути бытия,
Стремится к власти, к роскоши и славе,
И с удивлением смотрит на меня.

А человеку, в сущности, что нужно?
Да, по большому счету, ничего!
Одежды, храмы, деньги и оружье…
Я ж обхожусь без этого всего.

Кругом видны лишь сумрачные лица –
Ведь не приносит счастья их житье.
Дворцы большие строят для жилища,
А мне и в бочке очень хорошо.

И где найти такого человека,
Чтоб он был сходен с сущностью своей?
Те, что вокруг, – не люди, а калеки.
Зажгу фонарь, пойду искать людей.

*   *   *
Диоген
Владимир Гоголицин


Давно ни крыши и ни стен…
И телу ничего не надо…
Укрылся в бочке Диоген,
Как в раковине рак — в засаде.

Там в размышленьях жарким днем
О смысле жизни и о веке…
И эпатажно с фонарём
Искал под вечер Человека.

Нет и с огнём… И тень царя
Легла однажды рядом с входом…
Дрожало пламя фанаря
От набежавшего народа.

А живший в бочке много лет
Изрёк в отверстие — оконце:
«Уйди! Ты мне погасишь свет
И заслонил с народом солнце!».

Без слов ушел могучий царь —
Был страха арсенал не годен.
Отваги негасим фонарь,
У тех, кто от всего свободен.

*   *   *

Чудик Диоген
Анатолий Чигалейчик

Однажды славный Македонский
С войсками в Кранию пришёл,*
И рядом с бочкой Диогена
В пыли лежащего нашёл.
На шум философ обернулся.
Взглянул на юного царя,
И продолжал лежать на солнце.
Философ — киник был не зря.

А в свите царской — Аристотель.
На Диогена указал,
И Александру так сказал:
«Живёт чудила этот в бочке,
Он киник, имя Диоген,
Сбежал от женских он измен».

И юный царь спросил чудилу,
Что хочет киник от царя?
А Диоген ему ответил:
«Отстань Великий от меня,
И солнце мне не заслоняй.
Поход на персов продолжай».

На эту дерзость Диогена,
Царь улыбнувшись, дал ответ,
Был Александр слегка поэт.
«Когда бы не был Александром,
Я Диогеном стать желал,
И в тесной бочке, как философ,
Я жизнь бесцельно прожигал».

* Город Греции.

*   *   *
Диогену Синопскому
Владимир Радимиров

Рождённый богом, киник дерзкий,
Имел он нрав весьма премерзкий;
Собою гол, он в бочке жил,
Поскольку волей дорожил.

*   *   *
Диоген
Владислав Морев

Не заслоняй мне Солнце, Власть!
Златой Телец, уйди от Света! —
Тебе Сиянья не украсть:
Ты Отражаешь Счастье это!

Ты Тень даёшь, где я ищу
Среди Двуногих Человека, —
И в Зной полуденный Свечу
Несу Рукой в людской Пекло.

Я отвергаю всё, на чём
Ты строишь Мощь Предубежденья:
Не нужен мне роскошный Дом,
Рабы, Оружие, Владенья.

Что Деньги? Пищу попрошу
У Статуй мраморных застывших:
Безумцев мудро рассмешу, —
И пообедаю под Крышей!

Я тонко высмею Порок
Самозабвенного Бахвальства,
Переступлю любой Порог
Любого гордого «Начальства»,

Купцов, считающих Барыш
И Слуг, кормящихся Баландой:
Я всех богаче тем, что Нищ —
Плюю в Заносчивость Талантом!

Я прост, как Пёс, — и тем служу,
Что на Светило Правды вою, —
И Руку Вечности лижу,
Но Рук иных не удостою!. .

*   *   *


Диоген. Уотерхаус. 1882
Владимир Котовский


— Он там живёт?..
— Он там сидит!..
— И ест, и пьёт?..
— И даже «это»?!..
— Наверно, он всегда сердит,
Что, погляди, на нём надето!..

— Хитоном то не назовёшь,
Что на себя старик напялил!..
— Там завелась, наверно, вошь…
Любой бы тут позубоскалил!..

— Он как собака в конуре,
Залает вдруг и искусает!..
— Он в бочке, будто в кожуре,
Объедки плебс ему бросает!..

— Я покорить его смогу,
Сказав ему: «Все люди – братья…»
— Не пожелаю и врагу
Ночь провести в его объятьях!..

— Ну, нет, его не соблазнить,
К гетерам он неравнодушен!..
— Его мораль – плод может сгнить,
Но плод не может быть надкушен!..

— Мне говорили, даже днём
Он со свечою часто ходит!..
— Людей он ищет, днём с огнём,
Но почему-то не находит!. .

— Он презирает чистоту,
И умывается слюною!..
— Плевать слюной на красоту?..
Слюна его подобна гною!..

— Ты мне испортишь аппетит,
А это очень даже скверно!..
— Твой аппетит ему претит:
«Всё в этом мире эфемерно!..»

*   *   *
А фонарь Диогена не гаснет…
Геннадий Сивак

А фонарь Диогена не гаснет,
И горит не одну сотню лет…
Хоть и жизнь не становится слаще,
Лучик света для нас, как совет…

Жаль, но чести нарушены квоты,
Зашкалил бессердечия фон…
Всюду сплетни и ложь и наветы,
Да мобильный звенит телефон…

Длится поиск. Бездушье довлеет,
Состраданье исчезло совсем.
Почему все становятся злее?
И страшнее от этого всем…

А фонарь Диогена не гаснет,
Провожает, встречает года…
Его поиск идет в одночасье,
С мыслью, что актуальна всегда.

*   *   *
Диоген
Игорь Панченко

С зажжённой свечкой в ясный день,
Как будто в сумраке блуждая, 
Среди толпы искал людей,
В толпе людей не узнавая.

Он в бочке жил и пил из лужи,
Стыда не видел в наготе.
Но и сейчас примером служит,
Превосходя всех в простоте.

Двадцать веков уже промчались,
Стирая с памяти изгоев,
Но больше Диогены не встречались,
Среди не узнанных героев,
Хоть нормы общества менялись,
И политического строя.

*   *   *
Диоген
Ника Ребровская

На юго-востоке Европы,
Средь тронутых временем стен
Слонялся чудак из Синопа,
И звали его Диоген.

В развалинах давнего века
Хранилась седая тоска.
Он всюду искал ЧЕЛОВЕКА,
Да, видно, напрасно искал.

Он просто оставил потомкам
Какой-то неведомый ген:
Всё ищем мы что-то в потёмках,
И в каждом живёт Диоген.

*   *   *
Александр и Диоген
Валентин Серых

Александр взбешен.
Откуда силы брались?
Отец убитый отомщен,
Но греки взбунтовались.
Надоело мирно жить.
Хоть Греция привыкла
Свары мелкие гасить
Под скипетром Филиппа.
Вдруг закружилась голова,
Как хмель ночной спросонок.
Была запущена молва,
Что Александр – ребенок.
Пока чесали языки,
Народ гудел, ярился,
Глядят: под стенами полки.
Сам Александр явился.
Фаланга строилась не зря.
С радостью иль стоном,
Признали юного царя
Новым гегемоном.
Коринфский договор готов.
Посланцы совещались.
Из самых разных городов
Греки посъезжались.
«Что грядет война – не весть,
А застою смена.
Посбиваем персам спесь,
И спросим Диогена»
К бочке Диоген привык
И держался свято.
Как ни как, он – ученик
Великого Сократа.
Провожающий ведет
Дорогою знакомой.
В седлах разомлел народ
Вместе с Гегемоном.
Люди смотрят: «Что за выезд?
Вельможи, разумеется…»
Диоген из бочки вылез
И на солнце греется.
Лошадей стреножили,
Бочку окружили.
О войне возможной
Совета попросили.
Все успели объяснить.
Долго ждут ответа.
Царь: «Могу полезен быть?»
«Отойди от света».
«Он ответил странно
И явно к переменам.
Не будь я Александром,
Стал бы Диогеном».

Пыль кружилась над тропой
Узкой и безликой.
Все дышало здесь войной
И судьбой великой.

*   *   *
Диоген
Мари Полякова

Неоднозначный, саркастичный,
Собака Диоген — философ!
И в жизни очень непривычной
Ответов меньше, чем вопросов.

Шёл по дороге отрицания,
Себе не изменил ни разу!
Просил у статуй подаяния,
Чтоб приучить себя к отказу.

Учил довольствоваться малым:
Дворцы?! И в бочке жить не сложно.
А если жажда обуяла,
Напиться из ладони можно.

И в разговоре с Македонским
В ответ на: «Всё, что пожелаешь»
Сказал: «Уйди чуть-чуть в сторонку,
Ведь ты мне солнце заслоняешь. «

Сейчас так жить никто не станет!
Но, если вдуматься немного —
В мозгах так много всякой дряни,
К тому же высочайшей пробы!

Как часто в нашем мире бренном,
БОМЖи умнее и приличней!
Видать, потомки Диогена!
Философы — и нет различий!

*   *   *
Диоген
Татьяна Велесова

Днём с огнём ищу я человека
На пустынных улицах Афин.
Как бараны, он не будет бекать
И не завопит: «Я властелин!»

Будто зверь из логовища, вылез
Скудоумный хищник из дворца.
А моё богатство — только пифос.
То жильё достойно мудреца.

Я устрою ложе из соломы.
Дождь мне — как священная вода,
Истина — очаг родного дома,
И светильник — дальняя звезда.

С кем бы разделить богатства эти?
Друг мой человек, ты отзовись!
Повстречайся завтра на рассвете,
Чтобы изменить больную жизнь! 

*   *   *


                      Никола Пуссен. Пейзаж с Диогеном

Я никогда не стану Диогеном
Столяров Игорь Николаевич


Хотелось стать конечно Диогеном.
С ладони пить, с собаками дружить.
Но нет в России школы Антисфена.
И пифоса в стране не раздобыть.

Я проживу смотря на мир в оконце.
И не осмелюсь крикнуть королю, —
Да отойди, ты закрываешь Солнце!
И что царей я, в общем, не люблю.

И с фонарём не выйду ради смеха,
А на вопрос, — Зачем иду с огнём?
О том, что я ищу здесь человека,
Им не отвечу даже хмурым днём.

Не прокричу о глупостях церковных.
Хотя не спорю, Бог на свете есть!
И не готов пока в домах духовных,
С братвою в рясах вместе»Мурку»петь.

Но понял я, что значит Добродетель!
К себе пытался «между» применить…
Я ни богат, ни беден, Бог свидетель!
И все же Диогеном мне не быть…

*   *   *
Народ кругом, а Человека нет
Алла Балашова


В сосуде глиняном, украшенном резьбой,*
Жил Диоген на площади Агоры*.
Учил, как управлять своей судьбой
И видеть счастье, не поддавшись горю.

Он не был «Сумасшедшим городским»*,
А проповедовал течение кинизма*.
Бродяжничал, старался быть «самим»,
И жизнь свою довёл до аскетизма.

И днём бродил, едва забрезжит свет,
С зажжённым фонарём, словно калека:
«Народ кругом, а Человека нет.»
Он объяснял: «Ищу я Человека!»

Сам Македонский долго его ждал,
Являя всем поверженным терпение,
Надеялся, что мудрый «маргинал»,
К нему придёт, чтоб выразить почтение.

Но не дождался, и пришёл он сам.
А Диоген, не встав, лишь огляделся.
Плутарх писал: «Он был подобен псам»,
Лежал на солнышке и безмятежно грелся.

«Я — Царь Великий! Ты об этом знаешь?
Что хочешь, в дар проси. Я не шучу».
Ответ был кратким: «Солнце застилаешь!
Уйди! Имею сам всё то, что я хочу.
Ты Царь, а я — бездомная собака.
Швырнувшему кусок, хвостом ему виляю.
А ты, хоть и прославленный вояка,
Но, если злой, тебя я искусаю».

Так странно жил античный Диоген,
Не признававший никаких законов.
Культура, благородство — тлен!
Его воззрениям не были знакомы.

Особый крест по жизни он пронёс,
Судьба была коварна, нелегка,
А памятником стал — бездомный пёс,
И надпись на плите: «Переживёшь века».

*Городской сумасшедший — человек, ведущий асоциальный, маргинальный образ жизни, страдающий различными психическими отклонениями или имеющий физические недостатки (инвалид). Диоген же сознательно выбрал такой образ жизни. Обладая ярким умом и обширными знаниями, проповедовал идеи кинизма.
*Циниками (или киниками) в четвертом веке до нашей эры называли себя философы, которые презирали все условности и стремились к упрощению жизни по максимуму. Кроме того, они отрицали и общественные традиции, и нормы этические.
Киники отрицали всякую власть одного человека над другим — и если удостаивали разговором вообще, то только на равных — ибо разговор возможен только между равными.

*Диоген жил не в бочке, а в пифосе-большом глиняном кувшине (бочек в Древней Греции просто не существовало). Известно, что пифосы, пришедшие в негодность, греки использовали в качестве собачьих будок, и Диоген, одно из прозвищ которого было «Собака», для эпатажа выбрал себе такое жильё.

* Агора — рыночная площадь в Афинах.

По одной из легенд фраза «Днём с огнём не сыщешь» пошла со времён Диогена. Он ходил с зажжённым фонарём , якобы в поисках достойного Человека и не мог найти.

*   *   *


Мудрец и царь
Константин Мишенин


Однажды встретились в Афинах
Мудрец и царь — две равных силы.
И странен был их диалог
О том, что каждый сделать мог.
О том, в чём правда их пути,
Что каждый в жизни мог найти.
Один желал вести войну,
Чтоб округлить свою страну.
Другой хотел иметь лишь дух,
Свободный от житейских мук.
«Проси, что хочешь у меня, —
Царь произнес, — исполню я»
«Ты заслоняешь солнца лик, —
Мудрец ответил в тот же миг, —
Уйди же в сторону о царь,
Ведь солнце — мой большой фонарь».
Царь засмеялся: «Молодец,
Ты, право, истинный мудрец.
Когда бы не был я царем —
Тобой бы стал — под фонарем».
И разошлись потом пути
Их навсегда. Чтобы найти
Мог каждый истину свою.
Кто в размышленьях, кто в бою.
И миновало десять лет
Стремлений, горестей и бед.
В единый день ушли с земли
Мудрец и царь — как корабли.

*   *   *
Диоген 
Борис Львович Фроенченко 

Мой век к закату клонится…Ну что же?
Ведь истина с рожденья мне известна:
Философа — незнание тревожит,
Невежде и в глухой щели не тесно…

Я жизнью одарен не по заслугам…
Что я копил?…Ни драхмы…ни обола…
Дом — пифос…Есть и хлеб, и помощь друга…
Есть порванный хитон и я — не голый…
…………….
Мне мнился Александр совсем иначе…
Но,не задав о мудрости вопросов,
Спросил,гордясь лишь воинской удачей:
«Что сделать для тебя могу,философ?»

Безумие. ..Похмелье после пира —
Вот что в его глазах сквозило донцах…
И я сумел сказать владыке мира —
«Не заслоняй,воитель,людям Солнца!»

*   *   *


Диоген. Жером. 1860
Владимир Котовский


— Чем сегодня, друзья,
Я вас буду кормить?!..
Верно, вы, как и я, задаётесь вопросом…
Нас связало давно жизни прочная нить,
И, похоже, она нас оставила с носом!..

— Впрочем, всем, чтобы жить,
Очень нужно дышать,
Если пища во рту, нос – спасительный остров!..
Только важно ему – пальцем в нос – не мешать,
Если, кстати, на нём ноготь грязный и острый!..

— Впрочем, что для вас грязь?!..
То же, что для меня?!..
Чистоплюйства изыск, лицемерная прихоть?!..
Вы не мылись сто дней, я не мылся три дня…
Блохи сыты и вши!.. Мы спокойны за них хоть!..

— Вот, сейчас будет свет!..
Так устроен наш мир,
Что со светом видней, а без света – не видно!. .
Но нас с вами давно нюх сзывает на пир,
Съесть свой хлеб в темноте – разве это обидно!..

— Заработать на хлеб!..
Как вам нравится клич
Этих светских ханжей?!.. И придумали рабство!..
Весь их гонор и блеск – лишь заносчивый кич,
От невежества их неприкрытое хамство!..

— Впрочем, стоит ли слов
И эмоций моих
Этот вычурный блеф?!.. Моя собственность – тело!..
Одному хорошо то, что смерть для двоих!..
Мать, рожая меня, неспроста ведь раздела?!..

— Не иметь ничего –
Это значит иметь
Утро, солнце, закат, звёзды, запах соломы!..
Ваш приветственный лай и звенящая медь!..
Выбираю ваш лай. Люди мне не знакомы.

*   *   *
Диоген
Владимир Тимкин

Он к бочке, будто бы привык;
ни молодой и — ни старик,
ему, своим бы делом заниматься!..
а он, вдруг, правду — за кадык(!)
и вроде, с ней: «чирик-чик-чик!»,
да к истине, ещё, давай. . цепляться!

Понять, мыслитель, всё не мог,
(так жал, ему один сапог),
как негодяй, быть может — Человеком!
потом босым, в бадье сидел
и как-то, даже поумнел —
и остальное, с голодухи, докумекал!…

Учитель умер — Антисфен,
совсем замкнулся Диоген!…
И вздрогнули, от ужаса,- Афины!
Сам- Македонский, был бы рад,
без всяких званий и — наград,
хоть на часок,стать мудрым Диогеном!…

Тот, днём с огнём, ходил-бродил,
совсем, не ел и мало пил,
искал в Коринфе, Чудо-Человека,
а на ночь, в бочку залезал;
катилась крупная слеза!…
вкруг — негодяи! Где взять человека?…

Он Прожил, — девяносто лет,
но не оставил, нам завет!…
Труды же, не напрасны его были!…
И вот, мы ищем, до сих пор
и в городах, и среди гор,
тот экземпляр; кого б, мы полюбили!…


*   *   *
Сказ о Диогене
Ксения Любавина

Жил в Элладе Древней грека, звался просто — Диоген,
Был обычным человеком, не имел больших проблем,

Сбор в казну платил исправно, аккуратен был в делах,
Но фортуна своенравна: жахнул кризис, дело-швах.

Обвалилась мигом драхма, нищетой стране грозя…
Знамо, деньги-то не пахнут, он станок печатный взял,

Разбодяжил медью злато, и открыл подпольный цех,
Если есть ума палата — зарывать таланты грех.

И в итоге той кадрили загремел он под статью,
Судьи долго не рядили, штраф вменили — и адью.

Стал скитаться по Элладе, бос и гол, всего лишён,
И от моря в пару стадий бочку в рост себе нашёл.

Знаменитым стал в Афинах: кормят, деньги подают,
Только местные фемины любят роскошь и уют.

— Сам подумай, голубочек, ну, какая тут «ля-мур»?
Не впихнуть дивана в бочку, не поставить гарнитур.

А ему и так отлично — нафига попу гармонь?
— Отвяжись ты, фря столична, и философа не тронь!

Он живёт, беды не зная, как свободный индивид —
Олигархов посылает и гетерок материт.

На коллег он бочку катит, те молчат, ядрёна вошь,
Нет сказать, заткнись, мол, хватит — киник, что с него возьмёшь?

Ведь посмел при всём народе Македонскому орать:
— Смойся, ваше благородье, не мешай мне загорать!

Александр извинился, тот хотя его послал:
— Каб царём я не родился — Диогеном точно б стал!

*   *   *
Правда Диогена
Лариса Соколова

Александр Великий Диогену
дать хотел земных, завидных благ.
А тому всё море по колено,
потому что был философ наг.

Он дышал привольно в бочке тесной,
наблюдая чудную зарю.
И под щедрым солнцем выбрав место,
так сказал великому царю:

«Отойди, сиятельный правитель!
В солнце — жизнь, его не заслоняй.
В тьме соблазнов — демон-искуситель,
только он, поверь, слабей меня.


Кто за счастьем призрачным в погоне,
никогда не будет встречен им.
Мальчик, воду пьющий из ладони,
стал не зря учителем моим.»*   *   *
Диоген
Нелли Добротолюбова

Диоген из Синопа — философ, 4 век до н.э. 

Терракотовый пифос — глиняная бочка. «Топтал Платонову спесь» — был не согласен с теорией Платона «О сущности вещей».

Сидел Диоген в круглой бочке своей,
Был счастлив, грошей не имея.
На звёзды смотрел как на пламя свечей,
А ноги болели, немея.

Философ однажды заметил от звёзд
Одно небольшое посланье:
Найди себе ложе и дом, старый пёс,
И там созерцай мирозданье.

Но был Диоген из Синопа упрям,
Закалка кинической школы:
Подвержен сомнительно-ложным страстям
И очень горазд на приколы.

Послушайте умные мысли, друзья,
Кричал он толпе оголтелой,
Но те лучше б слушали трель соловья,
Чем басни про бренное тело.

Тогда он залился для них соловьём.
Безумцы развесили уши.
Вот так вы и в жизни чужое враньё
Без памяти любите слушать.

Его философия, в общем, проста:
Оставь материальные блага,
Лишь мыслей полёт и души чистота
Важны, как перо и бумага.

Кряхтя каждый вечер под хохот с небес,
Он лез в терракотовый пифос
И долго топтал в нём «Платонову спесь»,
На сущность вещей всех обидясь.

И жалобу он на Платона послал
Богам на вершину Олимпа:
Лишь нищий учёный — его идеал,
Без дома, еды и без нимба.

Лишь тот, кто отрёкся от благ бытия,
В науке достигнет вершины,
А мыслям Платона верить нельзя,
На то у него есть причины.

И боги ему написали в ответ
На греческом и на латыни,
Что будет его красоваться портрет
В учебниках мира отныне.


*   *   *


Диоген и Александр Македонский
Олег Глечиков

По рассказу Плутарха — античного философа:

Когда великий Александр Македонский
Явился в Аттику, он очень захотел,
Чтоб Диоген, не занятый для дел,
Пришёл, явить в беседе ум свой тонкий.

Но Диоген не поспешал к царю.
Узнав, что «маргинал» неподалёку,
На солнце греется, в бочонке, одиноко,
Царь сам решил отправиться к нему.

Придя к философу, представился: « Я — царь,
Великий Александр Македонский!»
«А я — собака Диоген», — философ, из бочонка,
Не поспешая встать и кинуть этот «ларь».

«За что тебя зовут собакой?» — царь снова вопрошал.
«Кто бросил кус еды, однако, тому – хвостом вилял.
Еды не бросит — то облаю. А злых — кусаю всех».
«Меня боишься ты?»
В ответ услышал смех.

«А что такое ты, — спросил царя философ, —
Ответь, ты — зло, или же ты — добро?»
«Добро» — ответил царь, и рубанул ребром
Своей ладони, как мечом, но косо.

«Ну, коль добро ты, кто ж добра боится!»
«Проси что хочешь, тут же принесут!»
«Ты, отойди чуток, на солнце греюсь тут…
И заслонять мне солнце, не годится!»

Когда обратно ехал царь, к себе, степенно,
Друзья смеялись над философом из бочки.
Царь Македонский молвил громко, ставя точку:
«Не будь я Александром, хотел быть Диогеном!»

*   *   *
Диоген
Татьяна Карнаух2

«Злодеи подчиняются своим страстям, 

как рабы хозяевам»

                 Диоген


В Афинах жил один мудрец,
Что «спесь топтал Платона»
Свободы истинный певец-
Философ из Синона.

Он пифос предпочел дворцу
И выбрал путь аскета.
И спуску не давал лжецу
И был свободней ветра!

По снегу босиком ходил,
Носил суму и посох.
Обычным киником прослыл
Известнейший философ.

Он Человека»днем с огнем»
Искал с мечтой заветной,
Искал с зажженным фонарем,
Все оказалось — тщетно.

И полководца потрясла
Премудрость жизни старца.
Увидел Македонский в нем
Бесценное богатство.

«Он указал всем легкий путь,
Что делает счастливым».
Вся жизни истинная суть,
Вдруг стала постижимой.

Философ Диоген был сыном менялы Гикесия.Оказавшись в Дельфах,он спросил оракула, чем ему заниматься,на что получил ответ:»переоценкой ценностей». Сначала он понял это изречение как,»перечеканка монет».Но будучи изгнанным,он осознал свое призвание в философии.Свое жилище устроил возле афинской горы в большом глиняном сосуде-пифосе,в котором хранили зерно,вино,масло. Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке,но древние греки бочек не делали.
Диоген неоднократно спорил с Платоном о сущности вещей и топча циновку восклицал:»топчу спесь Платона».

*   *   *

СТОИК ДИОГЕН

Оскар Хуторянский

Не заслужили фарисеи
Наветов со времён Христа.
Мне кажется, что их идея
Похоже к стоикам близка.

Философ — стоик, для него
Все чувства — суета мирская,
Сквозь призму разума его
На жизнь смотрел не удивляясь.

За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуй и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал.

По философии фаталисты —
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу — чинно, чисто,
Противишься — идешь в узде.

Жить гармонически с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так как и невзгоды —
Все без эмоций принимать.

Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся,
Добился? Вот и стоик ты.

И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека, много множество других
Прилежно стоиками были.
Был и Спиноза среди них.

Зовем мы стоиком сегодня
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова «больно»,
И кто мораль не предавал.

Другому богу фарисеи
Служили верой, но Зенон
Гордился ими бы наверно,
Коль с ними был бы он знаком.

Но стоиков не обижают,
А фарисеев — каждый раз,
А ведь Иисус хвалил их знания
И исполнять давал наказ.

Стихи про Диогена

Диоген Синопский — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Своё жилище он устроил в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). 

Чудик Диоген

Анатолий Чигалейчик

Однажды славный Македонский
С войсками в Кранию пришёл,*
И рядом с бочкой Диогена
В пыли лежащего нашёл.
На шум философ обернулся.
Взглянул на юного царя,
И продолжал лежать на солнце.
Философ — киник был не зря.

А в свите царской — Аристотель.
На Диогена указал,
И Александру так сказал:
«Живёт чудила этот в бочке,
Он киник, имя Диоген,
Сбежал от женских он измен».

И юный царь спросил чудилу,
Что хочет киник от царя?
А Диоген ему ответил:
«Отстань Великий от меня,
И солнце мне не заслоняй.
Поход на персов продолжай».

На эту дерзость Диогена,
Царь улыбнувшись, дал ответ,
Был Александр слегка поэт.
«Когда бы не был Александром,
Я Диогеном стать желал,
И в тесной бочке, как философ,
Я жизнь бесцельно прожигал».

* Город Греции.

Диоген

Валерий Штормовой

Этюд на картину Жерома

Народ у нас в Афинах странный, право!
Не понимает сути бытия,
Стремится к власти, к роскоши и славе,
И с удивлением смотрит на меня.

А человеку, в сущности, что нужно?
Да, по большому счету, ничего!
Одежды, храмы, деньги и оружье…
Я ж обхожусь без этого всего.

Кругом видны лишь сумрачные лица —
Ведь не приносит счастья их житье.
Дворцы большие строят для жилища,
А мне и в бочке очень хорошо.

И где найти такого человека,
Чтоб он был сходен с сущностью своей?
Те, что вокруг, — не люди, а калеки.
Зажгу фонарь, пойду искать людей.

Диоген

Владимир Гоголицин

Давно ни крыши и ни стен…

И телу ничего не надо…

Укрылся в бочке Диоген,

Как в раковине рак — в засаде.

Там в размышленьях жарким днем

О смысле жизни и о веке…

И эпатажно с фонарём

Искал под вечер Человека.

Нет и с огнём… И тень царя

Легла однажды рядом с входом…

Дрожало пламя фанаря

От набежавшего народа.

А живший в бочке много лет

Изрёк в отверстие — оконце:

«Уйди! Ты мне погасишь свет

И заслонил с народом солнце!».

Без слов ушел могучий царь —

Был страха арсенал не годен.

Отваги негасим фонарь,

У тех, кто от всего свободен.

Диоген

Владислав Морев

Не заслоняй мне Солнце, Власть!

Златой Телец, уйди от Света! —

Тебе Сиянья не украсть:

Ты Отражаешь Счастье это!

Ты Тень даёшь, где я ищу

Среди Двуногих Человека, —

И в Зной полуденный Свечу

Несу Рукой в людской Пекло.

Я отвергаю всё, на чём

Ты строишь Мощь Предубежденья:

Не нужен мне роскошный Дом,

Рабы, Оружие, Владенья.

Что Деньги? Пищу попрошу

У Статуй мраморных застывших:

Безумцев мудро рассмешу, —

И пообедаю под Крышей!

Я тонко высмею Порок

Самозабвенного Бахвальства,

Переступлю любой Порог

Любого гордого «Начальства»,

Купцов, считающих Барыш

И Слуг, кормящихся Баландой:

Я всех богаче тем, что Нищ —

Плюю в Заносчивость Талантом!

Я прост, как Пёс, — и тем служу,

Что на Светило Правды вою, —

И Руку Вечности лижу,

Но Рук иных не удостою!. .

Диоген

Владимир Тимкин

Он к бочке, будто бы привык;

ни молодой и — ни старик,

ему, своим бы делом заниматься!..

а он, вдруг, правду — за кадык(!)

и вроде, с ней: «чирик-чик-чик!»,

да к истине, ещё, давай.. цепляться!

Понять, мыслитель, всё не мог,

(так жал, ему один сапог),

как негодяй, быть может — Человеком!

потом босым, в бадье сидел

и как-то, даже поумнел —

и остальное, с голодухи, докумекал!…

Учитель умер — Антисфен,

совсем замкнулся Диоген!…

И вздрогнули, от ужаса,- Афины!

Сам- Македонский, был бы рад,

без всяких званий и — наград,

хоть на часок,стать мудрым Диогеном!…

Тот, днём с огнём, ходил-бродил,

совсем, не ел и мало пил,

искал в Коринфе, Чудо-Человека,

а на ночь, в бочку залезал;

катилась крупная слеза!…

вкруг — негодяи! Где взять человека?…

Он Прожил, — девяносто лет,

но не оставил, нам завет!. ..

Труды же, не напрасны его были!…

И вот, мы ищем, до сих пор

и в городах, и среди гор,

тот экземпляр; кого б, мы полюбили!…

А фонарь Диогена не гаснет…

Геннадий Сивак

А фонарь Диогена не гаснет,
И горит не одну сотню лет…
Хоть и жизнь не становится слаще,
Лучик света для нас, как совет…

Жаль, но чести нарушены квоты,
Зашкалил бессердечия фон…
Всюду сплетни и ложь и наветы,
Да мобильный звенит телефон…

Длится поиск. Бездушье довлеет,
Состраданье исчезло совсем.
Почему все становятся злее?
И страшнее от этого всем…

А фонарь Диогена не гаснет,
Провожает, встречает года…
Его поиск идет в одночасье,
С мыслью, что актуальна всегда.

Диоген

Игорь Панченко

С зажжённой свечкой в ясный день,

Как будто в сумраке блуждая, 

Среди толпы искал людей,

В толпе людей не узнавая.

Он в бочке жил и пил из лужи,

Стыда не видел в наготе.

Но и сейчас примером служит,

Превосходя всех в простоте.

Двадцать веков уже промчались,

Стирая с памяти изгоев,

Но больше Диогены не встречались,

Среди не узнанных героев,

Хоть нормы общества менялись,

И политического строя.

Сказ о Диогене

Ксения Любавина

Жил в Элладе Древней грека, звался просто — Диоген,

Был обычным человеком, не имел больших проблем,

Сбор в казну платил исправно, аккуратен был в делах,

Но фортуна своенравна: жахнул кризис, дело-швах.

Обвалилась мигом драхма, нищетой стране грозя…

Знамо, деньги-то не пахнут, он станок печатный взял,

Разбодяжил медью злато, и открыл подпольный цех,

Если есть ума палата — зарывать таланты грех.

И в итоге той кадрили загремел он под статью,

Судьи долго не рядили, штраф вменили — и адью.

Стал скитаться по Элладе, бос и гол, всего лишён,

И от моря в пару стадий бочку в рост себе нашёл.

Знаменитым стал в Афинах: кормят, деньги подают,

Только местные фемины любят роскошь и уют.

— Сам подумай, голубочек, ну, какая тут «ля-мур»?

Не впихнуть дивана в бочку, не поставить гарнитур.

А ему и так отлично — нафига попу гармонь?

— Отвяжись ты, фря столична, и философа не тронь!

Он живёт, беды не зная, как свободный индивид —

Олигархов посылает и гетерок материт.

На коллег он бочку катит, те молчат, ядрёна вошь,

Нет сказать, заткнись, мол, хватит — киник, что с него возьмёшь?

Ведь посмел при всём народе Македонскому орать:

— Смойся, ваше благородье, не мешай мне загорать!

Александр извинился, тот хотя его послал:

— Каб царём я не родился — Диогеном точно б стал!

Правда Диогена

Лариса Соколова

Александр Великий Диогену

дать хотел земных, завидных благ.

А тому всё море по колено,

потому что был философ наг.

Он дышал привольно в бочке тесной,

наблюдая чудную зарю.

И под щедрым солнцем выбрав место,

так сказал великому царю:

«Отойди, сиятельный правитель!

В солнце — жизнь, его не заслоняй.

В тьме соблазнов — демон-искуситель,

только он, поверь, слабей меня.

Кто за счастьем призрачным в погоне,

никогда не будет встречен им.

Мальчик, воду пьющий из ладони,

стал не зря учителем моим.»

Диоген

Мари Полякова

Неоднозначный, саркастичный,

Собака Диоген — философ!

И в жизни очень непривычной

Ответов меньше, чем вопросов.

Шёл по дороге отрицания,

Себе не изменил ни разу!

Просил у статуй подаяния,

Чтоб приучить себя к отказу.

Учил довольствоваться малым:

Дворцы?! И в бочке жить не сложно.

А если жажда обуяла,

Напиться из ладони можно.

И в разговоре с Македонским

В ответ на: «Всё, что пожелаешь»

Сказал: «Уйди чуть-чуть в сторонку,

Ведь ты мне солнце заслоняешь.»

Сейчас так жить никто не станет!

Но, если вдуматься немного —

В мозгах так много всякой дряни,

К тому же высочайшей пробы!

Как часто в нашем мире бренном,

БОМЖи умнее и приличней!

Видать, потомки Диогена!

Философы — и нет различий!

Диоген

Нелли Добротолюбова 

Диоген из Синопа — философ, 4 век до н. э. Терракотовый пифос — глиняная бочка. «Топтал Платонову спесь» — был не согласен с теорией Платона «О сущности вещей».

Сидел Диоген в круглой бочке своей,

Был счастлив, грошей не имея.

На звёзды смотрел как на пламя свечей,

А ноги болели, немея.

Философ однажды заметил от звёзд

Одно небольшое посланье:

Найди себе ложе и дом, старый пёс,

И там созерцай мирозданье.

Но был Диоген из Синопа упрям,

Закалка кинической школы:

Подвержен сомнительно-ложным страстям

И очень горазд на приколы.

Послушайте умные мысли, друзья,

Кричал он толпе оголтелой,

Но те лучше б слушали трель соловья,

Чем басни про бренное тело.

Тогда он залился для них соловьём.

Безумцы развесили уши.

Вот так вы и в жизни чужое враньё

Без памяти любите слушать.

Его философия, в общем, проста:

Оставь материальные блага,

Лишь мыслей полёт и души чистота

Важны, как перо и бумага.

Кряхтя каждый вечер под хохот с небес,

Он лез в терракотовый пифос

И долго топтал в нём «Платонову спесь»,

На сущность вещей всех обидясь.

И жалобу он на Платона послал

Богам на вершину Олимпа:

Лишь нищий учёный — его идеал,

Без дома, еды и без нимба.

Лишь тот, кто отрёкся от благ бытия,

В науке достигнет вершины,

А мыслям Платона верить нельзя,

На то у него есть причины.

И боги ему написали в ответ

На греческом и на латыни,

Что будет его красоваться портрет

В учебниках мира отныне.

Диоген


Ника Ребровская

На юго-востоке Европы,
Средь тронутых временем стен
Слонялся чудак из Синопа,
И звали его Диоген.

В развалинах давнего века
Хранилась седая тоска.
Он всюду искал ЧЕЛОВЕКА,
Да, видно, напрасно искал.

Он просто оставил потомкам
Какой-то неведомый ген:
Всё ищем мы что-то в потёмках,
И в каждом живёт Диоген.

Диоген и Александр Македонский

Олег Глечиков

По рассказу Плутарха — античного философа:

Когда великий Александр Македонский

Явился в Аттику, он очень захотел,

Чтоб Диоген, не занятый для дел,

Пришёл, явить в беседе ум свой тонкий.

Но Диоген не поспешал к царю.

Узнав, что «маргинал» неподалёку,

На солнце греется, в бочонке, одиноко,

Царь сам решил отправиться к нему.

Придя к философу, представился: « Я — царь,

Великий Александр Македонский!»

«А я — собака Диоген», — философ, из бочонка,

Не поспешая встать и кинуть этот «ларь».

«За что тебя зовут собакой?» — царь снова вопрошал.

«Кто бросил кус еды, однако, тому – хвостом вилял.

Еды не бросит — то облаю. А злых — кусаю всех».

«Меня боишься ты?»

В ответ услышал смех.

«А что такое ты, — спросил царя философ, —

Ответь, ты — зло, или же ты — добро?»

«Добро» — ответил царь, и рубанул ребром

Своей ладони, как мечом, но косо.

«Ну, коль добро ты, кто ж добра боится!»

«Проси что хочешь, тут же принесут!»

«Ты, отойди чуток, на солнце греюсь тут…

И заслонять мне солнце, не годится!»

Когда обратно ехал царь, к себе, степенно,

Друзья смеялись над философом из бочки.

Царь Македонский молвил громко, ставя точку:

«Не будь я Александром, хотел быть Диогеном!»

Диоген

Татьяна Велесова

Днём с огнём ищу я человека

На пустынных улицах Афин.

Как бараны, он не будет бекать

И не завопит: «Я властелин!»

Будто зверь из логовища, вылез

Скудоумный хищник из дворца.

А моё богатство — только пифос.

То жильё достойно мудреца.

Я устрою ложе из соломы.

Дождь мне — как священная вода,

Истина — очаг родного дома,

И светильник — дальняя звезда.

С кем бы разделить богатства эти?

Друг мой человек, ты отзовись!

Повстречайся завтра на рассвете,

Чтобы изменить больную жизнь! 

А рядом в бочке, Диоген

Татьяна Зрелова

Под небом греческой Эллады,

Оливки сыпались в садах,

Богатый грек спал на пирах,

Гончарным мастером в руках,

Как чудо,из волшебной глины,

Рождались амфоры златые.

Талант творил дела святые,

Земной прах воплотив в кувшины!

Садилось солнце на приволье!

Закат на небе догорал.

Раб — хлебопашец отдыхал,

Печалясь о несчастной доле.

Плох урожай его на поле,

Земная бедность — не порок.

У каждого раба свой срок.

Уйдёт и он из жизни голый,

Такой же бедный и убогий,

Каким однажды в мир пришёл!

Но радость в жизни не нашёл,

И смерть бродила у порога…

Богач всё пьянствовал с блудницей,

Лежал он на пирах своих,

В страстях томился он земных,

Как узник, пойманный темницей!

Гончар жил добрым ремеслом

Он создавал плоды руками.

И зрело ремесло веками,

Хвалясь великим тем трудом.

Летело время безучастно.

Крутил гончар заветный круг,

А раб надеялся на плуг!

Богач тучнел от жизни страстной.

А рядом, где оливки звали,

Под деревом, найдя свой плен,

Жил в толстой бочке Диоген,*

На травку, выбросив, сандали…

Сидел нагой он и босой,

И не желал уже трудиться,

Лишь созерцательным умом,

Философ мыслил насладиться!

Он радость находил в движенье

На небе редких облаков.

Он пищу создавал из слов

И ей питался со смиреньем.

Жизнь пролетит в одно мгновенье —

Зачем земная благодать?

И что ему от жизни взять?

Души он жаждал отреченье.

Он был свободен, как орёл,

Премудрость звал он — добродетель!

Её одну на белом свете —

Как золотник святой обрёл

Жил в толстой бочке*Диоген — жил в пифосе — глиняном сосуде (высотой 1,5 — 2 метра) для хранения зерна. 

Диоген

Татьяна Карнаух2

«Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам»

                                                                                   Диоген

В Афинах жил один мудрец,

Что «спесь топтал Платона»

Свободы истинный певец-

Философ из Синона.

Он пифос предпочел дворцу

И выбрал путь аскета.

И спуску не давал лжецу

И был свободней ветра!

По снегу босиком ходил,

Носил суму и посох.

Обычным киником прослыл

Известнейший философ.

Он Человека»днем с огнем»

Искал с мечтой заветной,

Искал с зажженным фонарем,

Все оказалось — тщетно.

И полководца потрясла 

Премудрость жизни старца.

Увидел Македонский в нем

Бесценное богатство.

«Он указал всем легкий путь,

Что делает счастливым».

Вся жизни истинная суть,

Вдруг стала постижимой. 

Философ Диоген был сыном менялы Гикесия.Оказавшись в Дельфах,он спросил оракула, чем ему заниматься,на что получил ответ:»переоценкой ценностей». Сначала он понял это изречение как,»перечеканка монет».Но будучи изгнанным,он осознал свое призвание в философии.Свое жилище устроил возле афинской горы в большом глиняном сосуде-пифосе,в котором хранили зерно,вино,масло. Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке,но древние греки бочек не делали.

Диоген неоднократно спорил с Платоном о сущности вещей и топча циновку восклицал:»топчу спесь Платона».

Диоген | Encyclopedia.

com

Гейл

просмотров обновлено 29 мая 2018

Диоген (ок. 400 — ок. 325 г. природы, отказ от большинства человеческих условностей и полная независимость ума и духа.

Сын Гикесия Диоген родился в Синопе. Он прибыл в Афины после того, как он и его отец были изгнаны из родного города за то, что каким-то образом обесценили чеканку. Его жизнь в Афинах была жизнью великой бедности, но именно там он принял учение Антисфена и стал главным представителем цинизма.

Хотя поздние авторы приписывают многие работы Диогену, ни одна из них не сохранилась. Одна устойчивая традиция состоит в том, что он писал трагедии, возможно, чтобы показать, что несчастья, воспеваемые в произведениях этого жанра, можно было предотвратить с помощью образа жизни, которому он учил. Из-за его большой дурной славы и потому, что многие люди в древности считали он был основателем цинизма, о нем вскоре сложилась легенда, которая затемнила истинные рассказы о его жизни.

С уверенностью можно сказать, что он развил в себе едкое остроумие, которое он безжалостно использовал по отношению к своим современникам, чтобы показать им полное пренебрежение, с которым он относился к их условностям и убеждениям. Дата и место его смерти неизвестны, хотя маловероятно, что он жил позже 325 г. до н.э.

Диоген не был известен тем, что разработал сильный теоретический аргумент в пользу своего образа жизни. Антисфен, ученик Сократа, был его вдохновителем, и он претворял в жизнь учение своего учителя таким образом, который производил поразительное впечатление на его современников. Действительно, именно применение Диогеном принципов Антисфена принесло ему известность, которой он пользовался. Его целями были самодостаточность, жесткий и аскетический образ жизни и анаидея, или бесстыдство.

Первая была конечной целью, к которой стремилась жизнь Циника. Это включало в себя поиск истинного счастья через осознание того, что богатство, положение, почести, успех и другие подобные мирские цели ничто по сравнению с полной независимостью ума. Вторая и третья цели поддерживали первую.

Диоген считал, что путем строгого отказа от всего, кроме самых насущных жизненных потребностей, можно научить тело быть свободным от мира и его заблуждений. Через anaideia можно было показать остальному человечеству презрение к их условностям.

Возможно, именно эта последняя характеристика Диогена и его последователей и дала название секте, поскольку anaideia предполагала публичное совершение действий, которые большинство мужчин обычно совершают наедине. Другие источники утверждают, что имя Циник (собачий) происходит от гимназии Киносаргов в Афинах, где преподавал Антисфен.

Кратес, ученик Диогена, распространил учение мастера после его смерти. Помимо влияния, которое Диоген оказал на ряд своих современников, он также послужил источником развития стоицизма.

Дополнительная литература

Прекрасные описания жизни Диогена, собранные из различных древних преданий, можно найти в D. R. Dudley, A History of Cynicism (1937 ), и Farrand Sayre, Diogenes of Sinope. (1938). Также хорош, хотя больше для киников как группы, чем для Диогена, Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии (1881; пер. 1931). □

Энциклопедия мировой биографии

буря

просмотров обновлено 23 мая 2018 г.

c. 400 г. до н. э. – н. э. 325 г. до н. э.

Философ

Мода для философа.

Философы не всегда одевались по традиции. Эмпедокл (ок. 49 г.3–в. 433 г. до н. э.) — наиболее известный определением четырех элементов земли, воздуха, огня и воды — носил сандалии с бронзовыми подошвами. Сократ ходил босиком в любую погоду. Но философом, создавшим культ воздержания от всякой роскоши, был Диоген Синопский, основавший киническую школу философии (хотя некоторые приписывают ее основание ученику Сократа по имени Антисфен, которого Диоген считал своим учителем). Некоторые говорили, что Диоген был изгнан из Синопа на южном берегу Черного моря потому, что либо он, либо его отец были начальниками монетного двора города и чеканили монеты с фальсификацией неблагородных металлов. Он приехал в Афины и вскоре заработал репутацию человека, отвергающего все условности. Он утверждал, что человек достигнет счастья, удовлетворяя свои потребности самым простым способом.

Оскорбил тех, кто в наряде.

Ходили разные истории о его грубых высказываниях по отношению к людям, одетым в наряды, которых он встречал. Молодой человек, который был великолепно одет, задал ему несколько вопросов, и Диоген сказал, что не будет отвечать, пока не выяснит, был ли его собеседник мужчиной или женщиной. Он сказал человеку, который зазнался, потому что носил львиную шкуру, не позорить одеяние природы. Когда он увидел юношу, тщательно одевающегося, чтобы выглядеть опрятным и красивым, он сказал ему, что если он украшает себя, чтобы произвести впечатление на мужчин, его следует пожалеть, а если для женщин, то он безнравственный. За свою грубость он получил прозвище «собака» (по-гречески kyon ), от которого происходит слово «циник»; поэтому его последователей называли «циниками».

Неформальная школа.

Циники никогда не были организованы в официальную философскую школу, но, подобно «хиппи» 1960-х и 1970-х годов в Америке, каждый циник выбрал свою собственную философию. Общим для циников была любовь к простой жизни и презрение к красивой одежде и всему имуществу. Хотя секта киников угасла во втором и первом веках до нашей эры, она возродилась в первом веке нашей эры, и Рим был полон философов-киников-нищих, чья ветхая одежда говорила об их призвании. Подобно Диогену, они пользовались правом на свободу слова, и их открытая критика императоров часто приносила им изгнание из Рима.

источники

Дональд Р. Дадли, История цинизма от Диогена до шестого века нашей эры (Лондон, Англия: Bristol Classical Press, 1998).

Марк Эдвардс, «Циники», в Энциклопедии Греции и эллинской традиции . Эд. Грэм Спик (Чикаго, Иллинойс: Фицрой Дирборн, 2000): 426–427.

Искусство и гуманитарные науки сквозь эпохи

Оксфорд

просмотров обновлено 23 мая 2018

Диоген ( ок. 400– ок. 325 до н.э.), греческий философ. Самый известный представитель школы киников, он аскетически жил в Афинах (согласно легенде, он жил в корыте) и, соответственно, был назван Куон («собака»), от которого, как тогда говорили, киники получили свое имя. Согласно одной истории, он ходил днем ​​по Афинам с фонариком, объясняя это тем, что ищет честного человека. Он подчеркивал самодостаточность и потребность в естественном, раскованном поведении, независимо от социальных условностей.

Оксфордский словарь фраз и басен ELIZABETH KNOWLES

oxford

просмотров обновлено 18 мая 2018

Диоген г. до н.э. Диоген основал философскую школу киников. Он считал, что, сводя личные потребности к минимуму, можно овладеть своей душой.

http://www.utm.edu/research/iep/d/diogsino.htm

Всемирная энциклопедия

Диоген | ВашСловарь

Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.), греческий философ, был наиболее известным представителем цинизма, призывавшего к более близкому подражанию природе, отказу от большинства человеческих условностей и полной независимости разума и духа.

Сын Гикесия, Диоген родился в Синопе. Он прибыл в Афины после того, как он и его отец были изгнаны из родного города за то, что каким-то образом обесценили чеканку. Его жизнь в Афинах была жизнью великой бедности, но именно там он принял учение Антисфена и стал главным представителем цинизма.

Хотя поздние авторы приписывают многие работы Диогену, ни одна из них не сохранилась. Одна устойчивая традиция состоит в том, что он писал трагедии, возможно, чтобы показать, что несчастья, воспеваемые в произведениях этого жанра, можно было предотвратить с помощью образа жизни, которому он учил. Из-за его большой дурной славы и потому, что многие люди в древности считали он был основателем цинизма, о нем вскоре сложилась легенда, которая затемнила истинные рассказы о его жизни.

С уверенностью можно сказать, что он развил в себе едкое остроумие, которое он безжалостно использовал по отношению к своим современникам, чтобы показать им полное пренебрежение, с которым он относился к их условностям и убеждениям. Дата и место его смерти неизвестны, хотя маловероятно, что он жил позже 325 г. до н.э.

Диоген не был известен тем, что разработал сильный теоретический аргумент в пользу своего образа жизни. Антисфен, ученик Сократа, был его вдохновителем, и он претворял в жизнь учение своего учителя таким образом, который производил поразительное впечатление на его современников. Действительно, именно применение Диогеном принципов Антисфена принесло ему известность, которой он пользовался. Его целями были самодостаточность, жесткий и аскетический образ жизни и анаидея, или бесстыдство.

Первая была конечной целью, к которой стремилась жизнь Циника. Это включало в себя поиск истинного счастья через осознание того, что богатство, положение, почести, успех и другие подобные мирские цели ничто по сравнению с полной независимостью ума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *