ДИКЕ — это что такое ДИКЕ
Значение слова «ДИКЕ» найдено в 21 источнике
найдено в «Словаре синонимов»
дике
сущ., кол-во синонимов: 2
• астероид (579)
• богиня (346)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Энциклопедическом словаре»
Дике (Δίκη) — одна из Гор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. В ней осуществлена идея воздающей справедливости.
найдено в «Философской энциклопедии»
- ДИКЕ
(греч. ), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч.прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство)
Анализу образованного от термина — справедливость, имеющему уже более этич. , нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.
Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907; G u ё r i n P., L’iuie de Justice dans la conception de l’Univers chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt, B., 1964: V l a s t o s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E. Alien, v. 1, b.—N. Y., 1970, p. 56—91.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Античной философии»
ДИКЕ (δίκη), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода -одна из Ор (времен года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеческих прегрешениях («Труды и дни», 256 ел. ). Дике занимает существенное место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (фр. В 1 DK) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из которых они возникли. Классическое выражение идеи космического правосудия — фр. В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эринии, союзницы Дике, разыщут его».Эпическому пониманию Дике как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Дике-распри (фр. В 80 — вероятно, обыгрывая значение Дике-тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естественного и справедливого состояния вещей. Философская поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Дике — хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греческая идея Дике как космической справедливости типологически сопоставима с древнеегипетским понятием «Маат» (персонификация Правды, дочь солнечного бога Ра, супруга Тота) и ведическим понятием космического закона — «рита».
Анализу образованного от δίκη термина δικαιοσύνη — справедливость, имеющему уже более этический, нежели юридический смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я книга «Никомаховой этики» Аристотеля.
Лит.: Hirzel R. Themis, Dike und Verwandtes. Lpz., 1907; Isonomia. Hrsg. von J. Mau und E. G. Schmidt. В., 1964;
А. В. ЛЕБЕДЕВ
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Энциклопедии мифологии»
ДИКЕ
Дика (Δίκη), в греческой мифологии божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды (Hes. Theog. 901 след.), одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи (Parmenides В 11-14 D). Она — вершительница справедливости в круговороте душ (Plat. Phaedr. 249 b). Она следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца (Eur. Bacch. 993-996). В Д. больше отвлечённой персонифицированности, чем живой мифологической образности. По сообщению Павсания (V 18, 2), Д. была изображена душащей и избивающей несправедливость на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа (7 в. до н. э.).
(Источник: «Мифы народов мира».)
Дике
(Дика) — одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике — Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том, что истинная справедливость возможна лишь на небесах.
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
в греческой мифологии дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости, защитница закона и правосудия.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Советском философском словаре»
правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как гос-во). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из к-рых они возникли. Классич. выражение идеи космич.
правосудия фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 вероятно, обыгрывая значение Д.-тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Д. хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопоставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонификация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга Тота) и ведич. (см. Веды) понятием космич. закона «рта». Анализу образованного от термина «справедливость», имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.найдено в «Словаре иностранных слов русского языка»
- ДИКЕ
(греч. ). Богиня справедливости, дочь Зевса и фемиды.
- ДИКЕ
греч. Мифологическая богиня справедливости, дочь Фемиды.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,1865.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Советской исторической энциклопедии»
(Dike), Кеннет Онвука (р. 1917) — нигерийский историк. С 1960 — ректор Ибаданского ун-та. Обучался в Нигерии, Гане, Сьерра-Леоне и в Англии. В своих работах Д. убедительно доказывает существование у африканцев собственной самобытной и относительно развитой духовной и материальной культуры задолго до появления на терр. нынешней Нигерии европейцев. Д. отвергает созданный колонизаторами миф об отсутствии у африканцев своей собственной истории.
Д. — участник мн. междунар. семинаров по проблемам африканистики. На 25-м Междунар. конгрессе востоковедов (1960) был избран пред. подготовит. к-та 1-го Междунар. конгресса африканистов (1962).Соч.: Trade and politics in the Niger Delta 1830-1885, Oxf., 1956; A hundred years of British rule in Nigeria. 1851-1951, Lagos, 1957.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Античном мире Словаре-справочнике»
Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через которые проходят дни и ночи, хранятся у нее. По свидетельству Павсания, на ларце тирана Коринфа изображена Дике, преследующая Несправедливость.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Словаре античности»
(греч. Dike), богиня правосудия, называемая также Астреей (Astraia — одна из гор — греч. богинь времен года). Д. последней из богов оставила Землю к нач. бронзового века. В Афинах Д. была олицетворением всеобщего права подачи публичных и в особенности частных исков. Разница между этими группами исков заключалась в разных правилах приема жалоб. Публичные иски могли приниматься не только от пострадавших, но и от любого полноправного гражданина; частные же — только от потерпевшего или его представителя.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Древнем мире. Энциклопедическом словаре»
Дика — в греч. миф. божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хранит ключи от ворот, через к-рые пролегают пути дня и ночи. Она — вершительница справедливости в круговороте душ. Она следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца.
Синонимы:
астероид, богиня
найдено в «Cловаре-справочнике по Древней Греции, Риму и мифологии»
Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через которые проходят дни и ночи, хранятся у нее. По свидетельству Павсания, на ларце тирана Коринфа изображена Дике, преследующая Несправедливость.
найдено в «Морфемном разборе слова по составу»
корень — ДИК; окончание — Е;
Основа слова: ДИК
Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
∩ — ДИК; ⏰ — Е;
Слово Дике содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): ДИК;
- ∧ суффикс (0): —
- ⏰ окончание (1): Е;
найдено в «Современном энциклопедическом словаре»
ДИКЕ (Дика), в греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике — Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том, что истинная справедливость возможна лишь на небесах.
найдено в «Большом Энциклопедическом словаре»
ДИКЕ (Дика) — в греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике — Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том, что истинная справедливость возможна лишь на небесах.
найдено в «Мифах Древней Греции, словаре-справочнике»
(Дика) — одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике — Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том, что истинная справедливость возможна лишь на небесах.
найдено в «Религиоведческом словаре»
– греческая богиня правосудия и справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что “неумолимая” Дике следует с мечом в руках за преступником, а затем пронзает его. В Афинах Дике была олицетворением всеобщего права подачи публичных и частных исков.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
«Звёздная Дева» – кто она? – День республики
Об одном из мифов, посвященных созвездию Девы, мы уже рассказывали в предыдущем очерке о созвездии Малого Пса. Там же было упомянуто о том, что этот миф – один из поздних. Всего же о созвездии Девы известно как минимум ещё два мифа. Наиболее известен тот, в котором Девой представляется древнегреческая богиня земледелия и плодородия Деметра (в древнеримской мифологии Деметра известна под именем Цереры). Но и этот сюжет – не самый древний из дошедших до нашего времени. Пожалуй, самым давним из них можно считать тот, в котором Дева предстаёт в образе греческой богини справедливости Дике.
Дике была дочерью Зевса и богини правосудия Фемиды. Ее изображали с крыльями ангела и пшеничным колосом. Согласно мифам Эллады, Дике существовала во время Золотого века человечества. Она была рождена смертной и жила на Земле, чтобы нести справедливость. В это время царили покой и мир, а люди не знали старости. Но, когда Зевс убил своего отца Кроноса (Сатурна), начался Серебряный век, в котором все шло не так гладко, и люди перестали чтить богов.
Об одном из мифов, посвященных созвездию Девы, мы уже рассказывали в предыдущем очерке о созвездии Малого Пса. Там же было упомянуто о том, что этот миф – один из поздних. Всего же о созвездии Девы известно как минимум ещё два мифа. Наиболее известен тот, в котором Девой представляется древнегреческая богиня земледелия и плодородия Деметра (в древнеримской мифологии Деметра известна под именем Цереры). Но и этот сюжет – не самый древний из дошедших до нашего времени. Пожалуй, самым давним из них можно считать тот, в котором Дева предстаёт в образе греческой богини справедливости Дике.
Дике была дочерью Зевса и богини правосудия Фемиды. Ее изображали с крыльями ангела и пшеничным колосом. Согласно мифам Эллады, Дике существовала во время Золотого века человечества. Она была рождена смертной и жила на Земле, чтобы нести справедливость. В это время царили покой и мир, а люди не знали старости. Но, когда Зевс убил своего отца Кроноса (Сатурна), начался Серебряный век, в котором все шло не так гладко, и люди перестали чтить богов. Дике выступила против нововведений и предрекла страшные времена. Она удалилась в горы и повернулась к людям спиной. Когда пришли Бронзовый и Железный века и люди развернули войны, Дике опустила руки и покинула Землю.
И вот что любопытно – иногда встречаются упоминания о том, что после этого события место Дике заняла её мать – богиня правосудия Фемида. Не случайно созвездие Девы соседствует с созвездием Весов, тех самых Весов правосудия, которые Фемида держит в своей руке… И всё же основной миф о Созвездии Девы – это миф о Деметре. Вот его краткое содержание.
У богини Деметры была единственная дочь, которую звали Персефоной (в римской мифологии – Прозерпиной). Стройная и красивая, она очаровывала любого, кто ее видел. Ее отец, всемогущий Зевс, обещал отдать в жены свою дочь брату Аиду – властителю подземного царства – с ним она должна была жить среди вечно скорбных бесплотных теней, там, куда не проникает ни один солнечный луч. Пришло время, когда Аид потребовал Персефону к себе. Зевс, как мог, оттягивал время свадьбы, и Аид решил Персефону похитить. Когда она гуляла по цветущей Нисейской долине, Земля неожиданно разверзлась, и на колеснице, в которую были запряжены черные кони, появился Аид. Он схватил Персефону и в мгновение скрылся вместе с колесницей в непроглядных недрах Земли.
Горю Деметры не было предела, и она покинула Олимп. Вся земля как будто замерла. С деревьев осыпались листья, и ветры зашумели в голых ветвях. Завяли цветы, а на месте плодородных полей образовались пустыни. Голод охватил Землю, повсюду слышались только стенания и плач, но Деметра думала лишь о своей дочери. Властелин Неба и Земли Зевс понял, что от скорби его сестры погибнет весь человеческий род, и послал к ней вестницу богов Ириду. Та быстро прилетела к Деметре и передала ей повеление Зевса вернуться на Олимп. Но богиня ответила: «Пока Аид не отдаст мне мою дочь, я не вернусь!»
Нахмурился Зевс, когда услышал ответ Деметры. Он поручил посланцу богов Гермесу отправиться в царство Аида и передать тому повеление отпустить Персефону к матери. Аид не мог не исполнить воли Зевса. Он согласился отпустить Персефону, она села в колесницу с Гермесом, и крылатые кони понесли ее в Мир Света. В мгновение ока они примчались к застывшей в скорби Деметре. Деметра подняла голову, увидела свою дочь, обняла ее и вознеслась вместе с ней на Олимп. Там Зевс определил судьбу Персефоны так: две трети года она будет жить на Земле, с матерью, а на одну треть возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство.
Обрадованная, что ее дочь с ней, Деметра взглянула на Землю. Ее благотворные силы возвратили жизнь и плодородие всему живущему на Земле. Зазеленели леса, на лугах расцвели цветы, начали весело петь птицы, а в обширных полях зашелестели колосья. На Земле воцарился праздник, люди, как и прежде, зажили радостно и счастливо.
Когда же пришло время возвращения Персефоны в подземное царство к Аиду, Деметра опять погрузилась в печаль. Опали листья, усохли травы, наступили холода, жизнь словно заснула…
Но стоит Персефоне вернуться к матери – богине Деметре, та щедро поит Землю животворной силой, осыпает её своими дарами, благословляет земледельцев и воздаёт за их труд обильными плодами. И теперь это происходит каждый год…
Так в Древней Греции представляли себе причину смены времён года.
И всё-таки – почему мифы об одном и том же созвездии столь разные?
Ещё раз заметим, что разные мифы об одном и том же созвездии возникали в разные эпохи и на разных территориях. Миф о богине справедливости Дике появился, скорее всего, в раннюю историческую эпоху. Тогда Элладу, которую составляли многочисленные мелкие государства и государства – полисы (города), сотрясали междоусобицы, войны были весьма распространённым способом добычи благосостояния. В таких условиях люди нуждались более всего в безопасности и справедливости, и в их воображении возник образ богини Дике. Но, поскольку справедливости никто так и не дождался, они посчитали, что Дике от людей отвернулась, а потом и покинула Мир окончательно… Возможно, образ этой богини частично передался и Деметре, богине плодородия, – на рисунке она изображена спиной к зрителю.
Миф о Деметре – явно более поздний, он получил распространение в земледельческий период, в тех регионах, где условия позволяли выращивать хлеб и другие значимые культуры. Не случайно в изображении Деметры на рисунке созвездия она держит в руке сноп пшеницы, а самая яркая звезда этого созвездия называется «Спика», что в переводе означает «Колос». Заметим, что в названии созвездия есть и древнеегипетский след. С появлением на небосклоне созвездия Девы после периода, когда его не было видно, в Древнем Египте начиналась жатва. Поэтому самые яркие звезды в этом созвездии назывались там «Девушками-жницами» или просто «Жницами».
Теперь о звёздах этого созвездия. Ярких звёзд здесь довольно много. Кроме звезды Спика (Девы) есть еще Завиява (что означает «Возвышенная»), Поррима («Прорицательница»), Сирма (шлейф платья, что видно из рисунка в атласе Гевелия), Виндемиатрикс («Сборщик винограда»; скорее всего, название объясняется тем, что в античные времена эта звезда восходила в пору сбора винограда), Заньяг (точное значение не установлено).
В сентябре – октябре в созвездии Девы находится Солнце. Поэтому наблюдать это созвездие в ночное время лучше всего весной – в марте – апреле.
В. РOMАНЕНКО,
член Союза писателей РФ, кандидат филологических наук.
Дике Богиня Справедливости – Рассказ для всех
Греческая мифология
Астрея Звездная деваДике (Дике), олицетворение справедливости, согласно Гесиоду, была дочерью Зевса и Фемиды и сестрой Эвномии и Эйрены. Она считалась одной из ор; она наблюдала за деяниями человека и подходила к трону Зевса с жалобами всякий раз, когда судья нарушал правосудие.
Она была врагом всякой лжи и покровительницей мудрого отправления правосудия; и Исихия, то есть спокойствие ума, была ее дочерью. У трагиков Дике предстает как божество, которое сурово наказывает все злое, следит за поддержанием справедливости и пронзает сердца неправедных мечом, сделанным для нее Эзой.
В этом качестве она тесно связана с Эриниями, хотя ее дело не только наказывать несправедливость, но и вознаграждать добродетель. Представление о Дике как олицетворении справедливости наиболее полно развито в драмах Софокла и Еврипида.
Гесиод, Труды и дни:
«Слушайся правды и не поощряй насилие; ибо насилие плохо для бедного человека. Даже преуспевающий не может легко нести его бремя, но отягощается им, когда впадает в заблуждение.
Лучший путь — идти по другой стороне к правосудию; ибо Дике (Справедливость) побеждает Гибрис (Возмущение), когда она наконец подходит к концу гонки. Но только когда он пострадал, глупец узнает об этом. Ибо Хоркос (Хоркус, Клятва) идет в ногу с неправильными суждениями.
Слышен шум, когда Дике (Справедливость) тащат по пути, куда ее берут те, кто пожирает взятки и выносит приговор кривыми приговорами.
И она, окутанная туманом, следует в город и прибежища людей, плача и причиняя вред людям, даже тем, которые изгнали ее за то, что они поступили с ней нечестно.
Но те, кто судят чужеземцев и жителей страны прямо и не уклоняются от того, что справедливо, город их процветает, и люди в нем преуспевают: Эйрена (Ирэн, Мир), кормилица детей , находится за границей в их стране, и всевидящий Зевс никогда не объявляет против них жестокой войны.
Ни голод, ни бедствия никогда не преследуют тех, кто вершит истинную справедливость; но беззаботно они возделывают поля, которые составляют всю их заботу. Земля дает им пищу в изобилии, и на горах дуб приносит желуди на вершине и пчелы в середине.
Их шерстистые овцы нагружены шерстью; их женщины рожают детей, как и их родители. Они постоянно преуспевают в добрых делах и не путешествуют на кораблях, потому что плодородная земля приносит им плоды».
Астрея Звездная дева
Астрея («звездная дева») была дочерью Фемиды и Зевса, Она жила на земле в Золотой Век, когда все жили в мире вместе. Но по мере того, как человечество становилось все более и более жестоким, боги покинули этот мир и удалились на небеса. Терпеливый и полный надежд, Астрея ушла последней из бессмертных, но, в конце концов, даже Она была вынуждена покинуть землю.
Спасаясь от новой злобы человечества, Она вознеслась на небеса, чтобы стать созвездием Девы. Весы правосудия, которые Она несла, стали ближайшим созвездием Весов, что отразилось в Ее символической ассоциации с Юстицией в латинской культуре.
Согласно легенде, Астрея однажды вернется на Землю, принеся с собой возвращение утопического Золотого Века, послом которого Она была.
Астрея всегда ассоциируется с греческой богиней справедливости Дике, которая раньше жила на Земле, но ушла, уставшая от человеческой жадности.
_________________
Источники: Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology 1849, первоначально изданный в 1844 году под несколько другим названием). Под редакцией Уильяма Смита, Лондон: Мюррей.
https://www.theoi.com/Ouranios/HoraDike.html
https://journeyingtothegoddess.wordpress.com/tag/dike/
Дике Греческая богиня правосудия: Полное руководство (2022)
8
АКЦИИ
Древнегреческая культура передала многие идеи и ценности, которые до сих пор являются частью западного общества. В математике, литературе, искусстве и философии их идеи остаются влиятельными.
Однако многие люди считают, что величайший вклад древних греков в современный мир заключался в их концепции закона и справедливости.
Афинянам приписывают создание первой в мире демократии и первой системы судов с судом присяжных. Эти идеи, которые позже были адаптированы римлянами, составляют основу нашей правовой системы и по сей день.
Греки верили, что одна богиня отвечает за надзор за этой человеческой системой правосудия. В то время как Фемида занималась божественным законом, Дике была богиней человеческого закона.
Хотя Дике была второстепенной богиней, она была одним из самых влиятельных членов греческого пантеона. Наблюдая за человеческими законами и поддерживая их, она поддерживала стабильность и структуру общества.
Дике был одним из даймонов, группы второстепенных божеств в греческой мифологии. Она олицетворяла идею справедливости.
Однако, в отличие от многих даймонов , личность Дике выходила за рамки простого выполнения ее обязанностей. Богиня справедливости была сильно вовлечена в мирские дела и находилась под их влиянием.
Она была одной из дочерей Зевса и его второй супруги, титанисы Фемиды. Поскольку оба ее родителя были божествами закона и естественного порядка, она была тесно связана с ними.
Дике чаще всего связывали с двумя ее сестрами. Эйрена была богиней мира, а Эуномия — богиней порядка.
Вместе три сестры олицетворяли состояния, необходимые для нормального функционирования общества. Для существования порядка необходимо было поддерживать справедливость и обеспечивать мир.
Если бы все это было на месте, считали греки, общество было бы процветающим и угодным богам.
В Афинах и некоторых других городах особо почитались богиня правосудия и ее сестры. Им отводилась роль Ор, богинь часов и правильного течения времени.
Мать Дике также была греческой богиней справедливости, но эти двое правили разными формами концепции.
Фемида была богиней божественной справедливости, проводившей в жизнь правила богов и естественные законы мира. Между тем Дике больше представляла человеческие законы.
Дике проводила время, наблюдая за действиями человеческих судей, законодателей, правителей и городов. В Афинах она была связана с их судебной системой разбирательств в суде.
Ее часто описывали как сподвижницу или помощницу своего отца Зевса. Как царь богов он представлял не только божественный закон, но и образцы лидерства и законности, к которым должны стремиться другие правители.
Согласно одному источнику, Дике была особенно поражена, когда увидела несправедливость. Один писатель сказал, что она бросилась к трону своего отца в слезах, когда увидела, как коррумпированный судья извращает правосудие.
Дике не была конкретно богиней наказания, хотя и могла навлечь последствия на тех, кто поступал несправедливо. Она также вознаградила тех, кто соблюдал закон и действовал добродетельно.
Хотя обычно она была упорядоченной и миролюбивой богиней, некоторые даже говорили, что она олицетворяет чистоту, Дике иногда проявляла жестокость. Одно популярное изображение ее в греческом искусстве изображало богиню справедливости, избивающую свою противоположность, Адикию, олицетворение несправедливости.
Моя современная интерпретация
Хотя Дике была даймоне , она была главной силой в греческой культуре. В частности, в городских районах ее влияние было жизненно важным.
Греческое общество превыше всего ценило закон, порядок и стабильность. Считалось, что все, от классовой структуры до вопросов собственности, регулируется как естественным, так и человеческим законом.
Когда эти законы противоречили друг другу, божественный естественный закон брал верх. Поэтому одной из ролей Дике было обеспечение того, чтобы человеческий закон как можно точнее следовал законам богов.
Греческий народ считал, что если любой из этих сводов законов будет нарушен, наступит хаос. В частности, нарушения законов природы могут быть достаточно разрушительными, чтобы угрожать стабильности всей вселенной.
Таким образом, соединив естественное право и человеческое право как можно ближе, Дике был одним из главных божеств-защитников древнего мира. Как богиня справедливости она помогла обеспечить стабильное и упорядоченное функционирование общества и, следовательно, всего мира.
О важности Дике отчасти свидетельствует ее эпитет. Богиню справедливости иногда называли Астреей, «Госпожой Звезд».
Созвездие Весов, весы, символизировало и Дике, и Фемиду. Сбалансированные весы правосудия представляли стабильность, которую принесли эти богини.
Дике также был достаточно важен, чтобы повлиять на современные представления о справедливости.
Олицетворение Леди Справедливости по-прежнему основано на образе Дике, который также был очень похож на образ ее матери. Богиню справедливости обычно изображали в виде стройной молодой женщины в длинном платье, держащей в руках весы.
В отличие от своей матери Дике обычно не носила меч в своих образах.
Образы правосудия, основанные на Фемиде, часто держат меч на боку. Это представляет собой не насилие, а способность богини прорезать материю, чтобы отделить правду от вымысла.
Фемида обладала этой способностью как богиня естественного права. Однако, как богине человеческого закона, Дике иногда было трудно разделить их.
Хотя современные юридические образы основаны на иконографии Дике, есть одно существенное отличие.
В древнегреческом искусстве богиня правосудия не носила повязку на глазах. Идея слепого правосудия является современной, а повязка на глаза была добавлена в иконографию Леди Справедливости относительно недавно.
В греческой культуре справедливость частично основывалась на социальном классе, поле и возрасте. Поскольку устройство общества было частью естественного права, человеческая справедливость Дике должна была учитывать место человека в структуре общества.
Вкратце
В греческой мифологии Дике была олицетворением справедливости. Она была особенно связана со справедливостью в человеческих делах, в то время как Фемида была связана с божественным и естественным законом.
Она была одной из дочерей Зевса и Фемиды, которые владели порядком, законом и стабильностью. Наряду с богинями порядка и мира она поддерживала стабильность и процветание человеческого общества.
Она и ее сестры были особенно важны в Афинах и других городах, где верховенство закона имело первостепенное значение для поддержания функционирования городского общества.