Диалоги о естественной религии дэвид юм – Диалоги о естественной религии (Юм) — Викитека

Д. Юм о естественной истории религии

Яблоков И.Н., д-р филос. наук

Английский (шотландский) философ Д. Юм рассматривал религию в ряде своих трудов: “Трактат о человеческой природе”, “О бессмертии души”, “Исследование о человеческом познании” и особенно “Естественная история религии”.

В вопросе о познании и знании Юм занимал позиции агностицизма и скептицизма. Исходным для него являлось понятие “опыт”, а в качестве его элементов выступают перцепции— восприятия. По своему источнику они могут быть трех видов: те, что получены от органов чувств как результат ощущений, когда мы видим, слышим, осязаем; те, которые возникают от “воодушевления страстью”, в результате аффектов, эмоций, когда мы любим, ненавидим, испытываем страх, надежду или желания, влечения; и те, которые появляются как результат деятельности мышления, ума, рефлексии. Юм разделял восприятия также по степени живости и силы: подобным образом он различает впечатления и идеи (мысли). Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия, идеи же .суть восприятия, менее яркие по сравнению с впечатлениями, более тусклые и слабые.

Впечатления или сильные восприятия философ подразделял на две группы: впечатления ощущения — первичные, внешние и впечатления рефлексии — вторичные, внутренние. Источником первого рода впечатлений являются органы чувств; внутренние впечатления возникают, когда мы испытываем эмоции, желания, совершаем акты воли. Причина впечатлений .ощущения, совершенно необъяснима для человеческого разума: никогда не удастся решить с достоверностью, происходят ли они непосредственно от объекта, порождаются ли творческой Силой ума или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия.

Идеи суть “копии” впечатлении, все их содержание выводится из предшествующих им впечатлений. Спрашивать об истинности или ложности впечатлений неправомерно, истинность или ложность присуща идеям: они истинны, если вполне соответствуют впечатлениям. Кроме того, Юм различал простые и сложные идеи, последние являются результатом комбинирования первых путем психологических ассоциаций между впечатлениями и идеями. Сложным идеям нет необходимости иметь сходство с впечатлениями. Философ разработал репрезентативную теорию абстракций. Идеи (т. е. фактически представления) становятся обобщениями тогда, когда приобретают репрезентативные функции: индивидуальный чувственный образ (представление) становится представителем всего класса данных явлений в связи с обозначающим его словом. Слово пробуждает единичную идею наряду с определенной привычкой, а эта привычка возбуждает другую единичную идею. Природа абстрактных идей и общих имен объясняет, по Юму, “…парадокс, гласящий, что некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя (in their representation), они общи”. Особенная идея становится общей, будучи присоединена к общему имени, т. е. к термину, который благодаря привычному соединению со многими другими особенными идеями находится в некотором отношении к последним и легко вызывает их в воображении”.

Юм обращал внимание на две способности ума — память и воображение. Из опыта мы узнаем, что всякое впечатление, воспринятое сознанием, снова появляется в нем в качестве идеи, И это достигается памятью и воображением. Память обеспечивает впечатлению, вновь появляющемуся в сознании, значительную степень первоначальной живости и делает его чем-то средним между впечатлением и идеей. В воображении же впечатление теряет эту живость и становится совершенной идеей. Идеи памяти гораздо живее и сильнее идей воображения. Память до некоторой степени связана порядком и формой первичных впечатлений, воображение не имеет этой связанности, обладая свободой перемещать и изменять свои идеи. Эта свобода рождает вымыслы, но Юм подчеркивал, что ни живые идеи памяти, ни слабые идеи воображения не могут появиться в сознании без предшествующих соответствующих впечатлений, подготовивших им путь. Например, мы можем с помощью воображения создать крылатую лошадь, никогда не видев ее, но составные части этой сложной идеи происходят из впечатлений. Все простые идеи происходят прямо или косвенно от соответствующих им впечатлений. Тем самым снимается вопрос о врожденных идеях: идеи могут появляться только на основе впечатлений; впечатления являются первоисточником. Этот принцип науки о “человеческой природе” Юм относил и. к идее Бога.

Простые идеи соединяются в общие путем некоего связующего начала, ассоциирующего качества, с помощью которого одна идея естественно вызывает другую. Юм называл три способности ума осуществлять связь или ассоциацию идей: по сходству, по смежности во времени или пространстве, принципу “причина и действие”. Эти особенности соединения и сцепления простых идей — род притяжения, действия которого всегда явны. Что же касается его причин, то они по большей части неизвестны и должны быть сведены к первоначальным качествам человеческой природы. Юм обращал внимание на то, что в процесс ассоциации идей включаются и посредники. Два объекта оказываются связаны не только, когда один из них непосредственно сходен или смежен с другим, либо является его непосредственной причиной, но и если между ними расположен третий объект, находящийся в одном из этих отношений к обоим.

С философских позиций Юм анализировал и религию. В религиоведческом аспекте особенно значимы сочинения “Естественная история религии”, “Диалоги о естественной религии”, “О бессмертии души”. Первые два — его главные труды в этой области — названы так не случайно: естественное Юм понимает в смысле противоположности необычайному, искусственному, чудесному.

Философ, принимая во внимание семантику английского языка, различал веру как акт человеческой природы вообще (англ. belief — вера, убеждение, уверенность, мнение) и религиозную веру (англ, faith — вера, религия, общение, верность, доверие). Характеризуя веру как акт человеческой природы вообще, Юм писал: “Вера, или согласие, всегда сопровождающая память и чувства, есть не что иное, как живость (vivacity) доставляемых ими восприятий… только эта живость и отличает их от воображения. В таком случае верить — значит переживать (to feel) непосредственное впечатление чувств или повторение этого впечатления в памяти”. Вера состоит не в природе и не в порядке наших идей, но в способе, которым мы их представляем, и в том, как они воспринимаются умом. Истинной и реальной причиной идеи и сопровождающей ее веры нужно считать наличное впечатление. Вера, сопровождающая любое наличное впечатление, возникает по привычке. Рассуждая о причинах веры, Юм устанавливал в качестве общего правила науки о человеческой природе следующее: “…когда любое впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости”. На веру оказывают сильное влияние чувства. Эмоция легко переходит на воображение, распространяется на идею затронувшего нас объекта и заставляет нас образовывать эту идею с большей живостью и соглашаться с ней. Вера является актом скорее чувствующей, чем мыслящей части нашей природы.

С помощью веры как акта человеческой природы, полагал Юм, вообще принимается идея внешнего существования вещей. Всякое впечатление и идея осознаются как существующие, а из такого сознания проистекает идея бытия и уверенность в нем.

Идея существования тождественна идее того, что мы представляем как существующее. Думать о какой-нибудь вещи и думать.о ней как. существующей совершенно одно и то же. Чтобы мы ни представляли, мы представляем это как существующее. Всякая образованная нами идея есть идея бытия.

Идея внешнего существования вытекает из того факта, что уму никогда не дано ничего, кроме его восприятий (впечатлений и идей) и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий. Мы не можем себе представить что-то или образовать идею чего-то, отличного от впечатлений и других идей. Когда мы сосредоточиваем свое внимание на чем-то вне нас, уносимся воображением к небесам или к крайним пределам Вселенной, мы ни на шаг не выходим за пределы самих себя и не можем представить какое-нибудь существование, помимо тех восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора. Кругозор же этот — Вселенная, создаваемая воображением.

В соответствии с учением об идеях Юм истолковывал и идею субстанции. Ни впечатления ощущения, ни впечатления рефлексии не производят этой идеи. У нас нет другой идеи субстанции, кроме совокупности отдельных качеств. Идея субстанции есть совокупность простых идей, объединяемых воображением и наделяемых особым именем, с помощью которого мы можем вызвать эту совокупность в собственной памяти и в памяти других людей9 . По мнению Юма, представление о субстанции смутно и несовершенно, и мы не имеем иной идеи о субстанции, кроме идеи агрегата отдельных свойств, присущих неведомому нечто. Субстанция — это связка или пучок различных восприятий. Материя и дух (материальная и духовная субстанции) равно не известны, и мы не можем определить, какие свойства присущи тому или другому.

Признание объективной причинности также связано с верой. Согласно Юму, психологической основой убеждения в наличии объективной причинности является ассоциация событий в последовательности, появление образов памяти, ожидание, воображение и, наконец, вера. В силе и живости восприятия состоит, первый акт суждения, кладущий начало заключению, которое мы строим, исходя из него при установлении отношения причины и действия. Мы можем заключить о существовании какого-нибудь объекта из существования другого объекта лишь на основании опыта. Мы помним, что один из объектов всегда сопровождал другой и находился с ними в постоянном и правильном отношении смежности и последовательности. Например, при виде объекта, называемого нами огнем, мы испытывали ощущения, называемые нами теплом; мы припоминаем также их постоянное соединение с этим объектом во всех предыдущих случаях. Без дальнейших колебаний мы называем один объект причиной, другой — действием и делаем вывод о существовании одного из существования другого.

mirznanii.com

Юм Д.. Диалоги о естественной религии

Юм Д.

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма, Национальная портретная галерея Шотландии
Дата и место рождения:26 апреля, 1711 (Эдинбург, Шотландия)
Дата и место смерти:25 августа, 1776 (Эдинбург, Шотландия)
Школа/традиция:Эмпиризм,
Шотландское возрождение
Период:Философия XVIII-го века,
Направление:Западная Философия(субъективный идеализм)
Основные интересы:Метафизика, Эпистемология, Философия сознания, Этика, Политика, Эстетика, Философия религии
Значительные идеи:
Problem of causation, Induction, Is-ought problem
Оказавшие влияние:Джон Локк, Джордж Беркли, Фрэнсис Хатчесон, Исаак Ньютон
Последователи:Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт, Уильям Джемс, Чарльз Дарвин, Бертран Рассел, Томас Генри Хаксли, Джон Стюарт Милль, Альберт Эйнштейн, Айер, J. L. Mackie

Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Биография

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Шотландия) в семье юриста, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Очерке о человеческом познании» .

Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
  2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Памятник Юму. Эдинбург.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом.[кто?] Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Сочинения

  • Сочинения в двух томах. Том 1. — М., 1965, 847 с (Философское наследие, Т. 9)
  • Сочинения в двух томах. Том 2. — М., 1965, 927 с (Философское наследие, Т. 10).
    • «Трактат о человеческой природе» (1739)
      «О норме вкуса» (1739—1740)
      «Моральные и политические очерки» (1741—1742)
      «О бессмертии души»
      «Исследование о человеческом познании» (1748)
      «Диалоги о естественной религии» (1751)
  • «История Великобритании»

См. также

Ссылки

Источник: Юм Д.

dic.academic.ru

Юм Д.. Диалоги о Естественной Религии

Юм ДавидДиалоги о Естественной РелигииПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была издана после смерти автора в 1779 г… — Профит Стайл, — Подробнее…2007
239бумажная книга
Юм ДавидДиалоги о Естественной РелигииПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была издана после смерти автора в 1779 г… — Профит-Стайл, Подробнее…2007
351бумажная книга
Семен Миронович РоговинДиалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора.Мысли философа представлены в… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли электронная книга Подробнее…2019
189электронная книга
Юм Д.Диалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора. Мысли философа представлены в… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли Подробнее…2019
311бумажная книга
Юм Д.Диалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора. Мысли философа представлены в… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли Подробнее…2019
402бумажная книга
Давид ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиДиалоги о Естественной Религии впервые вышли в свет в начале 1779 г. ( Dialogues concerning natural religion, by David Hume Esq. ), спустя два с половиной года со дня смерти их творца (25 августа… — Профит Стайл, (формат: 70×100/32, 192 стр.) Подробнее…2007
204бумажная книга
Д. ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была изданапосле смерти автора в 1779 г. Статьи… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Из наследия мировой философской мысли. История философии Подробнее…2008
240бумажная книга
Юм ДэвидДиалоги о естественной религии: с приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма (1711-1776) «Диалоги о естественной религии», написанная около 1751 г., былаиздана после смерти автора в… — URSS, Из наследия мировой философской мысли: история философии Подробнее…2008
378бумажная книга
Давид ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма`Диалоги о естественной религии`, написанная около 1751 г., была изданапосле смерти автора в 1779 г… — Профит Стайл, (формат: 70×100/32, 192 стр.) Подробнее…2007
318бумажная книга
Юм ДэвидДиалоги о естественной религии: с приложением статей О самоубийстве и О бессмертии души200 стр. Предлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма (1711-1776) Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была издана после смерти… — ЛЕНИЗДАТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Библиотека GSL Подробнее…2008
489бумажная книга
Давид ЮмМалые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религииВ июле 1995 года издательство Канон выпустило в свет программное произведение выдающегося английского философа и историка Давида Юма — Трактат о человеческой природе. Трактат вышел в двух книгах… — Канон, (формат: 84×108/32, 464 стр.) История философии в памятниках Подробнее…1996
158бумажная книга
Роговин С.М.Деизм и Давид Юм: Анализ Диалогов о Естественной РелигииНастоящая книга принадлежит перу С. М. Роговина (1885—1940) — отечественного историка, философа, переводчика со многих индоевропейских языков. Эта книга была задумана как предисловие к… — URSS, Из наследия мировой философской мысли: история философии Подробнее…2007
255бумажная книга
С. М. РоговинДеизм и Давид Юм. Анализ Диалогов о Естественной РелигииНастоящая книга принадлежит перу С. М. Роговина — отечественного историка, философа, переводчика со многих индоевропейских языков. Эта книга была задумана как предисловие к осуществленному Роговиным… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 88 стр.) Из наследия мировой философской мысли. История философии Подробнее…2007
253бумажная книга

books.academic.ru

Юм Давид. Диалоги о Естественной Религии

Юм ДавидДиалоги о Естественной РелигииПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была издана после смерти автора в 1779 г… — Профит-Стайл, Подробнее…2007
351бумажная книга
Семен Миронович РоговинДиалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора.Мысли философа представлены в… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли электронная книга Подробнее…2019
189электронная книга
Юм Д.Диалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора. Мысли философа представлены в… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли Подробнее…2019
311бумажная книга
Юм Д.Диалоги о естественной религииВниманию читателя предлагается книга знаменитого философа и публициста Давида Юма, которая была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора. Мысли философа представлены в… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Антология мысли Подробнее…2019
402бумажная книга
Давид ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиДиалоги о Естественной Религии впервые вышли в свет в начале 1779 г. ( Dialogues concerning natural religion, by David Hume Esq. ), спустя два с половиной года со дня смерти их творца (25 августа… — Профит Стайл, (формат: 70×100/32, 192 стр.) Подробнее…2007
204бумажная книга
Д. ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была изданапосле смерти автора в 1779 г. Статьи… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Из наследия мировой философской мысли. История философии Подробнее…2008
240бумажная книга
Юм ДэвидДиалоги о естественной религии: с приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма (1711-1776) «Диалоги о естественной религии», написанная около 1751 г., былаиздана после смерти автора в… — URSS, Из наследия мировой философской мысли: история философии Подробнее…2008
378бумажная книга
Давид ЮмДиалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии душиПредлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма`Диалоги о естественной религии`, написанная около 1751 г., была изданапосле смерти автора в 1779 г… — Профит Стайл, (формат: 70×100/32, 192 стр.) Подробнее…2007
318бумажная книга
Юм ДэвидДиалоги о естественной религии: с приложением статей О самоубийстве и О бессмертии души200 стр. Предлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма (1711-1776) Диалоги о естественной религии, написанная около 1751 г., была издана после смерти… — ЛЕНИЗДАТ, (формат: 60×90/16, 200 стр.) Библиотека GSL Подробнее…2008
489бумажная книга
Давид ЮмМалые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религииВ июле 1995 года издательство Канон выпустило в свет программное произведение выдающегося английского философа и историка Давида Юма — Трактат о человеческой природе. Трактат вышел в двух книгах… — Канон, (формат: 84×108/32, 464 стр.) История философии в памятниках Подробнее…1996
158бумажная книга
Роговин С.М.Деизм и Давид Юм: Анализ Диалогов о Естественной РелигииНастоящая книга принадлежит перу С. М. Роговина (1885—1940) — отечественного историка, философа, переводчика со многих индоевропейских языков. Эта книга была задумана как предисловие к… — URSS, Из наследия мировой философской мысли: история философии Подробнее…2007
255бумажная книга
С. М. РоговинДеизм и Давид Юм. Анализ Диалогов о Естественной РелигииНастоящая книга принадлежит перу С. М. Роговина — отечественного историка, философа, переводчика со многих индоевропейских языков. Эта книга была задумана как предисловие к осуществленному Роговиным… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 88 стр.) Из наследия мировой философской мысли. История философии Подробнее…2007
253бумажная книга

books.academic.ru

Юм Дэвид

 

 

 

шотландский философ, историк и экономист. Оказал решающее воздействие на возникновение в XIX в. традиции позитивизма, а в XX в. — на развитие аналитической философии.

Жизнь и труды

Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд — «Трактат о человеческой природе» (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, «Трактат» не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит «Исследование о человеческом познании», в 1751 «Исследование о принципах морали» — переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг «Трактата». Приблизительно в это же время написаны «Диалоги о естественной религии», опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы.

Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной «Истории Англии» (1754-62). В 1757 была опубликована «Естественная история религии». Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма «Моя жизнь» было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.

Учение об опыте

В «Трактате» и в «Исследованиях» Юм говорит о необходимости совершенствования «моральной философии» как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от «естественной философии» (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.

В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий» (perceptions), которые Юм разделяет на «впечатления» и «идеи». Впечатления отличаются яркостью и живостью, они — исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип — по причинности.

Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как «связка или пучок… различных восприятий».

Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.

Идея причинности

В центре теоретической философии Юма — анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, «необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах…». Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение «критической философии» Канта.

Аффекты. «Симпатия»

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.

Этика

Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.

Философия религии

В «Естественной истории религии» Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях «природы человека». Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе «О чудесах», включенной в «Исследование о человеческом познании», он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл «естественной религией», в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.

encyklopedia.narod.ru

Давид Юм. Диалоги о естественной религии. С приложением статей О самоубийстве и О бессмертии души

Давид Юм

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма, Национальная портретная галерея Шотландии
Дата и место рождения:26 апреля, 1711 (Эдинбург, Шотландия)
Дата и место смерти:25 августа, 1776 (Эдинбург, Шотландия)
Школа/традиция:Эмпиризм,
Шотландское возрождение
Период:Философия XVIII-го века,
Направление:Западная Философия(субъективный идеализм)
Основные интересы:Метафизика, Эпистемология, Философия сознания, Этика, Политика, Эстетика, Философия религии
Значительные идеи:Problem of causation, Induction, Is-ought problem
Оказавшие влияние:Джон Локк, Джордж Беркли, Фрэнсис Хатчесон, Исаак Ньютон
Последователи:Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт, Уильям Джемс, Чарльз Дарвин, Бертран Рассел, Томас Генри Хаксли, Джон Стюарт Милль, Альберт Эйнштейн, Айер, J. L. Mackie

Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Биография

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Шотландия) в семье юриста, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Очерке о человеческом познании» .

Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
  2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Памятник Юму. Эдинбург.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом.[кто?] Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Сочинения

  • Сочинения в двух томах. Том 1. — М., 1965, 847 с (Философское наследие, Т. 9)
  • Сочинения в двух томах. Том 2. — М., 1965, 927 с (Философское наследие, Т. 10).
    • «Трактат о человеческой природе» (1739)
      «О норме вкуса» (1739—1740)
      «Моральные и политические очерки» (1741—1742)
      «О бессмертии души»
      «Исследование о человеческом познании» (1748)
      «Диалоги о естественной религии» (1751)
  • «История Великобритании»

См. также

Ссылки

Источник: Давид Юм

dic.academic.ru

с приложением статей О самоубийстве и О бессмертии души

Юм Дэвид

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма, Национальная портретная галерея Шотландии
Дата и место рождения:26 апреля, 1711 (Эдинбург, Шотландия)
Дата и место смерти:25 августа, 1776 (Эдинбург, Шотландия)
Школа/традиция:Эмпиризм,
Шотландское возрождение
Период:Философия XVIII-го века,
Направление:Западная Философия(субъективный идеализм)
Основные интересы:Метафизика, Эпистемология, Философия сознания, Этика, Политика, Эстетика, Философия религии
Значительные идеи:Problem of causation, Induction, Is-ought problem
Оказавшие влияние:Джон Локк, Джордж Беркли, Фрэнсис Хатчесон, Исаак Ньютон
Последователи:Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт, Уильям Джемс, Чарльз Дарвин, Бертран Рассел, Томас Генри Хаксли, Джон Стюарт Милль, Альберт Эйнштейн, Айер, J. L. Mackie

Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Биография

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Шотландия) в семье юриста, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Очерке о человеческом познании» .

Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
  2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Памятник Юму. Эдинбург.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом.[кто?] Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Сочинения

  • Сочинения в двух томах. Том 1. — М., 1965, 847 с (Философское наследие, Т. 9)
  • Сочинения в двух томах. Том 2. — М., 1965, 927 с (Философское наследие, Т. 10).
    • «Трактат о человеческой природе» (1739)
      «О норме вкуса» (1739—1740)
      «Моральные и политические очерки» (1741—1742)
      «О бессмертии души»
      «Исследование о человеческом познании» (1748)
      «Диалоги о естественной религии» (1751)
  • «История Великобритании»

См. также

Ссылки

Источник: Юм Дэвид

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *