Деятельность княгини ольги: Княгиня Ольга | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Просветительский онлайн-проект «Путь святых» Равноапостольная княгиня Ольга

24 июля День памяти святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой. Великая княгиня родилась примерно в 890 году. Она первой из правителей Руси приняла христианство.  

Святая княгиня Ольга правила древнерусским государством с 945 до 960 года. На киевский престол она вступила после того, как в 945 году её мужа – князя Игоря – убили древляне после неоднократного взимания с них дани. По причине малолетства сына она становится единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Боясь мести за убийство киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти. Жестоко обошлась княгиня с древлянами в третий раз. Пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня.

На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли, привязав к ногам птиц горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Поступки Ольги, её жестокость современники не осуждали. По законам того времени кровавая месть была высшим проявлением языческой справедливости.

Страшный урок Игоря не прошёл даром. После расправы над древлянами княгиня устанавливает точный, фиксированный размер дани, порядок и сроки её сборов, проводит новую финансовую реформу. Она отправляется в поход по своим землям, определяет, где какую дань выгоднее и разумнее брать, устанавливает и укрепляет места для этого – погосты и волости, которые превращаются в оживлённые административные центры. Мирная деятельность княгини оказывается намного эффективнее военной.

Реформы, проведённые Ольгой, укрепили Киевское государство, и способствовали его развитию и росту, а также повышению международного авторитета Руси.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси требовало установления новых внешних связей, расширения и укрепления торговых путей. Кроме того, Русь нуждалась в новой идеологии. Ветшающее язычество изживало себя, и мудрая правительница Ольга обращает свои взоры и душу к другой религии.

Постепенно она пришла к мысли о том, что принятие новой веры может еще более объединить страну, поставить ее в один ряд с другими христианскими государствами мира. Ею овладело желание посетить Константинополь, увидеть великолепие его храмов и встретиться с императором, а затем принять святое крещение.

В древнейших русских летописях, Ипатьевской и Лаврентьевской, подробно описано, где и когда крестилась Ольга. В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где правил император Константин. Встретившись с ней и побеседовав, император пришел в восхищение от ее красоты и ума и заявил, что она должна вместе с ним царствовать. Но Ольга ответила, что не может быть женой императора, поскольку «погана», т.е. язычница. Ей следует креститься, но она хочет, чтобы церемонию осуществлял патриарх, а крестным отцом был сам Константин. Император пошел навстречу гостье, и ее крестили так, как она захотела.

После этого он вновь заявил Ольге, что хочет на ней жениться. Но та ответила, что это невозможно, поскольку она стала его духовной дочерью. На это император был вынужден заявить, что княгиня его перехитрила. Одарив дорогими подарками, он отпустил ее на родину.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини – святой равноапостольный Владимир, креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечают 24 июля. В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

В 1988 году Русской Православной Церковью – в честь 1000-летия крещения Руси – был учреждён женский орден святой равноапостольной княгини Ольги, которым награждают игумений монастырей и светских женщин, служащих Церкви и делу христианского просвещения.

О святой равноапостольной княгине Ольге читайте в книгах:

Игорь и Ольга // Князья и княгини земли русской, IX–XVI вв. / В. Б. Перхавко, Е. В. Пчелов, Ю. В. Сухарев. – Москва : Русское слово, 2002. – С. 33–44.

Княгиня Ольга // Россия – женская судьба : век X–XIX / Е. А. Тончу. – Санкт-Петербург : Издательский Дом Тончу, 2004. – С. 5–12.

Первая (Княгиня Ольга) // Княгини, царицы, императрицы и другие знаменитые женщины России / О. В. Дмитриева. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. – С. 3 –13.

Равноапостольная Ольга Великая Княгиня Российская, во святом крещении Елена : память 11 июля. – Сортавала : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. – 32 с. – (Твой небесный заступник).

Подробнее о святой равноапостольной княгине Ольге читайте на сайтах:

«Русская вера»

«Правмир»

«Православный календарь»

Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала

26. 07.2020

Ольга. Великая княгиня Киевская – Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности

Великая княгиня Ольга… При этом имени у каждого, знающего отечественную историю хотя бы поверхностно, всплывают разнообразные интересные и судьбоносные для истории Древней Руси факты.

Ольга – одна из немногих правителей-женщин в нашей истории. Однако своей политикой и внутренней организацией жизни государства Ольга заслужила звание авторитетной княгини, привнесшей весомый вклад в становление русской государственности. В произведениях фольклора и художественной литературы у Ольги сформировался имидж мудрой, целеустремленной, дальновидной женщины, хорошо разбиравшейся одинаково и в политике, и в хозяйстве.

Уже в ранних письменных источниках можно прочитать о том, что Ольгу собирались причислить к лику святых не только за ее гуманную и необходимую политику, но и за принятие христианской веры, популярность которой на Руси набирала существенные обороты. Канонизация Ольги произошла значительно позднее по неизвестным причинам. Точный год не установлен. Однако по сей день женщины с именем Ольга отмечают свой день ангела 11 июля по новому стилю.

Хотя в ее биографии также много различных спорных фактов, как и у других правителей Руси. Например, доподлинно неизвестно об истинном происхождении Ольги. Одни источники говорят, что она родом из Новгородских земель, другие – что из Псковских. Третьи считают, что Ольга происходит из варягов.

Согласно сохранившимся данным, каждый раз покидая Киев, Великий князь Игорь оставлял управление государством на свою жену Ольгу. Именно она в данный период вела переговоры с наместниками, принимала послов и занималась другими политическими делами. Основываясь на данных фактах, можно смело утверждать, что уже тогда Ольга смогла изучить азы управления страной, ещё до гибели мужа.

Так получилось, что внутренняя политика княгини Ольги после убийства князя Игоря древлянами, по большей части, касалась именно отмщения и усмирения этого племени. В 945 году после гибели князя Игоря от рук древлян власть по наследству переходит к сыну Святославу, но он, будучи ещё мал (3 года), был не способен управлять Русью, и регентшей становится Ольга, его мать.

Считается, что смерть Игоря была выгодна славянским племенам древлянам, так как они хотели сместить действующую киевскую власть и установить там свое господство, направив туда своего ставленника.

Сначала Ольга «отомстила сама древлянам, как требовал закон». Речь идёт об обычае мести за гибель родного человека. Месть древлянам за смерть Игоря стала первым примечательным событием в период её правления. Конечно, это предание подвергалось критике и различным трактовкам, но принято считать, что это кровная месть. Хотя нельзя не предположить, что эта месть носила политический характер: древлянская земля находилась в сфере интересов Руси, и её завоевание давало возможность далее расширить свою территорию. К тому же таким образом Ольга смогла повысить свой авторитет среди киевской знати. Недаром сохранилась поговорка «Волос долог, а ум короток» – отношение к управлению женщины в Киевской Руси было неоднозначным. А для того, чтобы удержать власть после смерти Игоря в своих руках, княгине пришлось прибегнуть к столь жестоким методам воздействия.

Разгром древлян произошёл, конечно же, и вследствие налогового спора, поэтому следующей задачей Ольги было упорядочение сбора дани и полного контроля над этим процессом.

С.Н. Соловьёв раскрывает подробно то, что стало новым в правление княгини: «Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. …Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, то есть на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока – всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа»[1]. Все эти данные отражают внутреннюю политику княгини. Пока подрастал молодой князь, Ольга провела административное деление территории, упорядочила и упростила сбор дани и организовала работу на местах. Это качество особенно отмечено летописью и историками.

Этот важный шаг стал основой для дальнейшего развития системы налогообложения в русском государстве. «Уставы» (периодичность налоговых сборов) и «уроки» (размер налоговых сборов) – это фиксированные величины. В результате сбор дани стал упорядоченным экономическим действием.

Внутренняя политика Ольги также отличалась прогрессивностью для того времени, поскольку затронула не только завоёванные земли, но и земли русские. При Ольге впервые появляются погосты – центры торговли и обмена. «Повесть временных лет» повествует нам: «В год 6455 (947) отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор»[2].

В.О. Ключевский пишет, что Ольга учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Обычай полюдья сохранился и после, …это был для князя единственный способ исполнять свои обязанности относительно народонаселения, …суд и расправу; …для этого князь … останавливался в каком-нибудь удобном для себя месте, куда окружное народонаселение и позывалось к нему для своих надобностей».

Естественно, что для большего удобства эти места княжеской стоянки, эти погосты могли быть определены навсегда, могли быть построены небольшие дворы, где могли быть оставлены княжие приказчики (тиуны), и, таким образом, эти погосты могли легко получить значение небольших правительственных центров и передать свое имя округам. Впоследствии здесь могли быть построены церкви, около церквей собирались торги. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в земле Древлянской и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествие ее с хозяйственною, распорядительною целию обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Н.М.Карамзин также отмечает хозяйственность княгини: «Она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала … все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости».  Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна – княжеского администратора, человека, призванного заботиться о процветании вверенной ему административной единицы, а также собирать дань.

Подобные новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, соблюдение порядка сбора налогов с каждого погоста влияло на развитие хозяйство и обогащение казны. Ольга, действительно, является новатором в своём времени, делает шаг вперёд к цивилизованной жизни, какой она была в европейских государствах.

С начала 950-х годов Византия была весьма заинтересована в прочных дипломатических и военных контактах с Русью. Перед Константинополем крайне остро стоял вопрос о противодействии арабам, и Константин VII предпринял активные дипломатические и военные усилия для поисков союзников как на Западе, так и на Востоке. Позиция Руси, имевшие союзные договоры с Хазарией, вызывали его тревогу. В то же время русское войско было необходимо Византии для новых походов против Арабского халифата.

Отношения с Византией уже давно не удовлетворяли Русь. Ей никак не удавалось встать вровень с империей, которая имела исключительное политическое и религиозное положение. Понимая необходимость повысить престиж Руси, Ольга решила лично принять христианство.

Европейские торговцы и посланцы римской церкви уже давно проложили путь в Киев, но стабильных дипломатических отношений с Западом у Руси в ту далекую эпоху еще не существовало. В немецких источниках имеются указания на переговоры княгини Ольги с императором Священной Римской империи Оттоном I. Осенью 959 года в отношениях с византийским императором Константином у Ольги наметился разрыв, и киевская княгиня направила посольство к Оттону I с просьбой учредить на Руси епископию.

Аббат Прюмского монастыря близ Трира Регинон составил «Хронику», которая была широко известна в Германии и Франции. Он довел свое повествование до 906 года, а затем вплоть до 967 года хроника была продолжена анонимом. Под 959 годом в «Хронике» помещено известие о том, что «послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе» прибыли к королю Оттону I с просьбой прислать «епископа и священников».

О факте призвания Ольгой немецких священников свидетельствуют также «Хильдесхаймские анналы».  Не называя имени киевской княгини, они утверждают: «К королю Оттону явились послы народа Руси с мольбою, чтобы он послал кого-нибудь из своих епископов, который открыл бы им пусть истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру…» В документе определенно шла речь о намерении Ольги крестит Русь с помощью западного монарха. Учитывая, что раскол в христианской религии на православие и католичество произошел лишь в 1054 году, для княгини Ольги обращение к германскому императору почти на сто лет раньше вовсе не было отступлением от греческой веры.

Желание княгини Ольги приобщить киевлян к новой религии наталкивалось на их активное сопротивление. Во главе языческого движения стоял молодой князь Святослав Игоревич, отважный полководец и прирожденный лидер. Княгиня убеждала сына принять святое крещение, он же не внимал ее словам. Говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Мать уверяла: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Но он не следовал ее увещаниям, «продолжая жить по языческим обрядам»[3].

Оттон I всерьез задумался о кандидатуре русского иерарха. Его выбор пал на брата Адальберта из монастыря Святого Максимина. Адальберт вовсе не обрадовался новому назначению. Проклиная судьбу, новоиспеченный епископ поехал на Русь, имея при себе верительные грамоты монарха. Вероятно, он прибыл в Киев в 961 году. Там адепт христианства развернул бурную деятельность: он настойчиво пропагандировал свои взгляды, призывая знать, бояр и купцов принять веру Христа.

Латинская миссия на Русь завершилась сокрушительным крахом. Хотя Адальберт не поведал о том, что случилось в Киеве, можно предположить, что в столице Руси, раздираемой острейшими противоречиями между христианами во главе с Ольгой и языческой дружиной, возглавляемой ее сыном Святославом и активно поддерживаемой народной средой, деятельность германского епископа вызывала протест. Миссионеру пришлось спасаться бегством, теряя соратников. И все же дипломатические контакты Руси со Священной Римской империей были установлены.

Для княгини Ольги первоочередной задачей было сопротивление хазарам, а не война с Византией. С этой целью она стала настойчиво добиваться союза с империей, для чего отправилась в Константинополь. Главной целью поездки княгини Ольги в Константинополь было утверждение прочного союза Руси с Византией, направленного против Хазарского каганата. После трагической гибели князя Игоря в 945 году важнейший русско-византийский договор, заключенный им годом ранее, нуждался в подтверждении. В 944 году Император Роман I, с которым подписывалось соглашение, был свергнут, а на византийский престол взошел Константин VII Багрянородный.

Между тем Киевская Русь продолжала исполнять свои союзнические обязательства, посылая воинские рати на Крит для службы в императорской армии. Русские гарнизоны стояли в крепостях на границе с Арабским халифатом, защищая Византию от вторжений с Востока.

Поездка в Константинополь стала ярчайшим примером того, насколько единение народа в духовной жизни влияет на успешное развитие экономической и политической сфер. Летопись не останавливается подробно на этом эпизоде, но сохранились записи византийского императора об этом визите, где ярко выражено отношение византийской знати к русской княгине. Это сотрудничество было выгодно обоим, и Ольге был оказан особый приём.

Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает. Пока рос сын Святослав, военных походов не совершалось. Ольга зарабатывала авторитет для Руси путём дипломатических переговоров. Поэтому поездка в Константинополь считается наиболее ярким и важным событием, поскольку, по летописи, во время этого визита Ольга принимает христианство.

Немаловажным является эпизод крещения княгини  с именем Елена. Принятие христианства носило, очевидно, ещё и яркую политическую окраску – Ольга таким образом проводила курс на сближение с Византией. Несмотря на связи с западноевропейскими землями, княгиня и киевская знать остались на стороне христианской общины руссов, пришедших из Моравии, а, значит, и Византийской империи.

Характеризуя политику Ольги до и после крещения, стоит отметить её смягчение. Новая вера делала её нрав добрее; по летописи, пропала её языческая жестокость, такая явная в предании о мести древлянам. К тому же Ольга уже была в возрасте – Н.И. Карамзин сообщает, что княгине было уже более шестидесяти лет на момент поездки в Константинополь. Так, Ольга стала первым правителем-христианкой, и новая вера невысокими темпами, но всё же, уже распространялась по русской земле.

Конечно, ориентации Святослава на языческие ценности сильно тормозили процесс христианизации Руси, но уже в правление князя Владимира Святославича вся русская земля будет обращена в христианскую веру. Это важный шаг для Руси, ведь развитие духовной жизни означало толчок к развитию хозяйства, появление авторитета среди других государств и, как следствие, бурное развитие торговых и политических связей. Отход от архаических, языческих устоев повышал уровень Руси среди западноевропейских стран. Поэтому принятие христианства Ольгой можно считать весьма важным этапом на пути принятия новой веры.

«Крещение княгини Ольги в Константинополе» Худ. Акимов И.А.

Принятие крещения, означало заключение темного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии. После этого события хазарский каган Иосиф потерял надежду на мирные отношения с Русью. Сразу после крещения Ольги начались военные походы князя Святослава против хазар, закончившиеся разгромом их каганата.

Годы правления княгини не отмечены крупными военными завоеваниями. Сначала было важно укрепить государство внутри и лишь затем, начинать вести активную внешнюю политику. С.М. Соловьёв недаром проводит аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Помимо сходства в характере, видно, что оба они, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Княгиня старалась поднять престиж Руси не военными завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией, что принесло свои плоды.

Ольга, будучи регентшей Святослава, а затем и правителем Руси в отсутствие князя, запечатлена в летописи как мудрый, хозяйственный управитель, а также справедливой. Несмотря на принятую в то время традицию передачи власти по мужской линии, княгиня становится ярким исключением в историческом процессе: успешная внутренняя политика и дипломатические переговоры с другими странами становятся по-настоящему новаторским шагом для русской земли, не ведавшей ранее дипломатических методов урегулирования отношений.

Таким образом, внешняя политика княгини Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. Древнерусское государство в Х веке настойчиво расширяло свои международные связи, стремилось ввести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Польшей и Чехией. Сама Ольга не развязывала войн, но давала возможность своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай. В своем правлении она стремилась расширить пределы государства.

Период правления Ольги совпал с взрослением и совершеннолетием ее сына Святослава. Также она управляла княжеством впоследствии, когда Святослав, уже взрослый мужчина и состоявшийся правитель Руси ушел в военный поход против печенегов, защищая свои земли. Это хождение не было единственным. Святослав в свое княжение провел большую часть в войнах, а его мать правила за него в Киеве и следила за внутренним укладом в государстве. Таким образом, она все равно оставалась правительницей Руси, и Киев она считала ее центром.

Предприняв поход на племена древлян и новгородцев, Ольга понимала, что ставит под угрозу целостность автономии союза славянских племен, которые были объединены в русское раннефеодальное государство. Это имело очень весомый вклад в укрепление Ольгиной внутренней политики: племена потихоньку объединялись в единое целое вокруг киевского княжества. Так, власть в Киеве постепенно признавалась единоличной.

Отношения с кочевниками отличались напряжённостью. На протяжении многих десятилетий Русь поддерживала разнообразные отношения с печенегами, кочевавшими в южных степях от Дона до Дуная. Впервые летопись упоминает о вторжении печенегов на Русь 915 годом, однако хазарам они были известны, начиная с VIII века. Кочевнический союз печенегов сформировался из русскоязычных финно-угорских племен. Он кочевал в заволжских степях, беспокоя славянские земли. Печенеги разделялись на восемь орд, причем одна часть их кочевала между Дунаем и Днепром, а другая – между Днепром и Доном. Император Константин сообщал, что печенеги часто совершали набеги на Русь, угоняя скот и захватывая мирных жителей в рабство. Нередко они поджидали торговые караваны у днепровских порогов на пути «из варяг в греки» и, пользуясь их беззащитностью при перетаскивании судов волоком, нападали на купцов и захватывали товары. По возможности, руссы старались не вступать в открытую войну с кочевниками, ведь в таком случае они могли оказаться совершенно отрезанными от Крыма и Византии.

Печенеги, или «пацинаки», как их называли греки, продавали руссам скот, а также контролировали поступление товаров из Причерноморья. Современник свидетельствовал, что через Херсонес печенеги торговали с Русью и Византией: «Это племя занимается торговлей с херсонитянами и отправляет поручения их и царя в Россию, Хазарию, Зихию (древнюю Адыгею) и прочие тамошние страны, получая, разумеется, от херсонитов условленное вознаграждение за такую службу, смотря по свойству услуги и положенному на нее труду, по продаже шелковых тканей, перевязей, муслина, бархата, перца, красных парфянских кож и других подобных вещей…».

Ради своего спокойствия русские князья старались заключить с печенегами военные союзы, используя их отряды для усиления своих ратей. Однако на поле брани они были плохими соратниками. Предпочитая вступать в бой только в случае явной победы руссов. В 915 году печенеги «створили мир с Игорем, идя к Дунаю», чтобы обеспечить себе надежный тыл: захватывая степные просторы, печенеги попытались освоить и лесостепные области, но натолкнули на сопротивление местных племен. Тогда они откочевали к границам Болгарии и Венгрии.

Весной 969 года в русские пределы вторглись бесчисленные орды печенегов и подступили к Киеву. Княгиня Ольга, которая уже передала бразды правления страной сыну Святославу, оказалась в осажденном кочевниками городе с маленькими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. В это время князь Святослав находился в военном походе на Дунае, и помощи ждать была неоткуда. Осада была длительной. Ольга держалась стойко, что вселяло надежду в сердца измученных горожан. Летописец рассказывает, что нашелся смельчак, который пробрался сквозь лагерь печенегов и вызвал подмогу. В тот раз печенеги отступили, а подоспевший со своей дружиной Святослав нагнал их и заставил отойти в степь.

В целом, внутренняя и внешняя политика Ольги заслуживает уважения и знания еще одного этапа в становлении русской государственности, образования единого централизованного государства.

Ольга – пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Недаром Ольгу называют «матерью народа русского». Она, руководствуясь не столько личными интересами, но интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам – прекрасное тому подтверждение. Ольга – одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле.

Судьба княгини тесно переплетена в предании с судьбой Руси, и учёные неоднократно отметили эту крепкую взаимосвязь в своих трудах: предание чтит Ольгу, возвышает образ её, ставит в один ряд с другими крупными политическими деятелями: отмеченное сходство в характере Ольги и Олега и сравнение с её деятельности с деятельностью князей Олега и Игоря говорят о том, что личность Ольги столь же важна в жизни русского государства. Но её можно считать неким исключением из традиции, ведь во главе государства встала женщина, и вся деятельность княгини крепко связана с именно женскими качествами, что выделяет её в истории.

Политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти. Именно Ольга сумела чисто дипломатическими действиями заручиться доверием и почтением как дружины, так и мирного населения. Предание чтит Ольгу как прекрасную управительницу, сумевшую хладнокровно преодолеть произвол при сборе дани. Ольга принесла на русскую землю христианство; с неё, по сути, начинается новая эпоха на Руси, ведь Русь получает авторитет и доверие в европейских странах. Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечивало дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом.

Все это позволяет судить о том, насколько важную роль сыграла княгиня Ольга в становлении российской государственности.

Овсянникова Ольга Александровна,
исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности,
кандидат педагогических наук, доцент


[1] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения: В 18 кн. – М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998. – Т. 1.

[2] Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – СПб., 1999.

[3] Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – СПб., 1999.

Пламя и кровь: Великая княгиня Ольга Киевская | Габриэль Кюль | In Medias Res

Киевская динамичная прото-Царица-царевна-воительница — на латыни!

Ольга была первой женщиной, правившей Киевской Русью, регентом своего малолетнего сына Святослава после того, как ее муж, великий князь Игорь, попал в засаду и был убит своими коварными древлянскими вассалами. Вместо того, чтобы преклоняться перед этими предателями-выскочками, она предпочла подавать им пример. Ее более позднее обращение в христианство, будучи первым из лидеров Киевской Руси, сделавших это, проложило путь к полному обращению восточных славян под руководством ее внука, великого князя Владимира, в 9 г.88. Она стала святой в 1547 году. (Боб Венейблс).

The Rerum Moscoviticarum Commentarii ( Заметки о московских делах , Заметки о москвичах, или Заметки о России ) , написаны австро-словенским дипломатом Сигизмундом фон Герберштейн в 1549 году, был первым авторитетным историческим и этнографический отчет о восточнославянской цивилизации, который будет опубликован в Западной Европе. Герберштейн дважды (1517–1518 и 1526–1527) служил послом Священной Римской империи в Великом княжестве Московском, или Московии. Его высокое положение при московском дворе вкупе со знанием славянских языков давало ему такой доступ в Россию, какой был недосягаем для прежних западных посетителей региона. Герберштейн писал в духе Геродота и Плиния Старшего, собрав историю, политику, культуру, религию, географию, военное дело и естественную историю русского мира вместе с описанием своего пребывания там в качестве имперского посла. Этот бестселлер стал переломным моментом в российской историографии и десятилетиями оставался западноевропейским авторитетом в области русского мира.

Герберштейн писал на многие темы, и вот одна из них: подвиги регентши Ольги Киевской.

Следующие отрывки из Rerum Moscoviticarum Commentarii взяты из биографического очерка Герберштейна о великой княгине Киевской Ольге, важной фигуре в истории Киевской Руси (ок. 880 г. н.э. — 1240 г. н.э.), первого единого восточнославянского государства. . Используемый английский перевод был завершен в 1851 году Ричардом Генри Мейджором для Общества Хаклюйт. Его издание, опубликованное в двух томах, было оцифровано Google Books, а также доступно в физической форме в Cambridge University Press. Латинский текст был переписан мной из кодекса XVI века 9 века.0008 Комментарии оцифрованы Google Книгами.

МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ I: « Sit vobis terra gravis».

Игорь, ducta ex Plescovia uxore Olha, imperare cepit, qui cum exercitu suo longius progrediens, Heracleam et Nicomediam usque pervenisset, tandem bello superatus aufugit. Post a Malditto Drevulianorum principe, in quodam loco Coreste nomine, ubi etiam sepultus est, occiditur. Filius autem Svuatoslaus, quem infantem reliquit, cum per aetatem imperare non posset, interim mater Olha regno praefuit. Ad quam cum Drevuliani viginti internuntios misissent cum mandatis ut eorum principi nuberet, Olha nuntios Drevulianorum vivos obrui iussit suosque interim legatos ad eos misit, nimirum si se principem et dominam expectarent, ut plures atque praestantiores procos mitterent.

Игорь, женившийся на пленковской жене Ольге, принял бразды правления. Этот князь продвинулся со своими войсками еще дальше, чем его предшественник, и достиг Гераклеи и Никомедии. Однако в конце концов он был повержен в бою и бежал. Он встретил свою смерть впоследствии от руки Мальдита, князя древлян, в месте, называемом Чирешть, и был там похоронен. Поскольку его сын Святослав, которого он оставил младенцем, не мог царствовать из-за его нежного возраста, его мать Ольга стала тем временем регентом. И однажды, когда древляне послали к ней двадцать гонцов с повелениями, чтобы она вышла замуж за их князя, Ольга сперва велела гонцов древлян похоронить заживо, а потом послала к ним своих гонцов, чтобы сказать, что, если они пожелают ей чтобы быть их принцессой и любовницей, они должны послать большее количество женихов и более высокого ранга.

МЕСТЬ НА ДРЕВЛЯНАХ II: «… balneus flammis urit torrentibus magnus» erum misit, qui adventum suum annunciarent iuberentque apparare aquam mulsam aliaque ex more ad parentandum marito de functo necessaria. Porro ad Drevulianos cum venisset, maritum deplanxit Drevulianos inebriavit, quinque milia illorum occidit. Mox Chiovu reversa, exercitum concripsit, contra Drevulianos progressa, victoriam reportavit: fugientes in castra преследования, obsidione ad integrum annum pressit.

«Mox alios selectos quinquaginta viros ad se missos in balneo combussit». Из Первичной хроники (ок. 1134)

После этого она ошпарила в ванне пятьдесят посланных к ней отборных мужчин и снова послала других гонцов, чтобы сообщить об их прибытии и приказала им приготовить водную мульсу. и другие вещи, которые обычно считались необходимыми для погребения умершего мужа. Более того, когда она пришла к древлянам, она устроила траур по мужу и, напоив древлян, убила из них пять тысяч. Затем она вернулась в Киев, собрала войско и, выступив против древлян, угнетала их осадой, длившейся целый год, во время которой она преследовала бежавших в ее стан и, наконец, одержала победу.

месть на Drevlians III: «Прохожий, Deliciae Meae…»

Post, Interpositis Conditionibus, Tributum illis de Qualibet Domo Tres Videlicet Columbas Totidemque Passeres Imperat. Acceptasque in tributum aves, continuo alligatis sub alas igneis quibusdam toolsis, dimittit. Advolantes columbae ad aedes consuetas redeunt revolantque castrum incendunt. Inflammato iam castro diffugientes aut occiduntur aut capti venduntur. Occupatis itaque omnibus Drevulianorum castris, ulta mariti mortem Chiovuiam revertitur.

«Advolantes columbae ad aedes consuetas redeunt revolantque castrum incendunt. Inflammato iam castro diffugientes aut occiduntur aut capti venduntur». Из «Первой летописи» (ок. 1134 г.)

После согласования условий мира она потребовала дань с каждого дома по три голубя и столько же воробьев и, получив птиц, отослала их обратно с различными горючими материалами, закрепленными под их крылья. Птицы, высвобождаясь, направлялись к своим привычным домам и, прилетев обратно в крепости, поджигали их, а тех, кто бежал от пожарища, либо убивали, либо брали в плен и продавали. Когда она овладела всеми крепостями древлян и отомстила за смерть мужа, она вернулась в Киев.

Гейб Куль имеет степень бакалавра гуманитарных наук. по классике Рэндольф-колледжа. Он работал научным сотрудником в Риме в Институте Пайдейя (2017–2018 гг.), а затем преподавал в Македонии в Корпусе мира. В настоящее время он живет и работает в Арлингтоне, штат Вирджиния.

Создание первого англо-гавайского классического словаря.0004

Римское право, современный университет, папство и Ренессанс — все в долгу перед этим могущественным маклером, который дремлет в…

medium.com

Памятник княгине Ольге (Киев) Перейти

Подробные обзоры: Заказ отзывов основан на описательности определенных пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.

4.0

71 отзыв

Отлично

Очень хорошо

В среднем

Ужасно

The World is My Oyster

Орландо, Флорида 19 514 публикаций

Pretty Monument

Декабрь 2020 г. • Пары

Остановились там по пути к Михайловскому собору очень понравился архитектурный проект. У трех отдельных статуй есть свой характер и очарование.

Написано 22 декабря 2020 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Грег

Кембридж, Великобритания5 209 публикаций

Прекрасный памятник

Октябрь 2019 г. • Пары

На большой площади перед церковью Святого Михаила вы найдете эту дань уважения княгине Ольге. Довольно большой и впечатляющий. Достойно картины.

Написано 21 октября 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Джим Х

Кишинев, Молдова3,151 публикация

Красивый мемориал с историей

авг. 2019

В центре княгиня Ольга. По бокам княгини Ольги стоят святые Кирилл и Мефодий. Памятник находится сразу за стенами Михайловского собора во дворе.

Написано 21 августа 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


AAХолт

США3 634 публикации

Что за история

Май 2018 • Друзья

В центре памятника княгиня Ольга Киевская, известная тем, что уничтожила древлян, племя, убившее ее мужа Игоря Киевского. ,

Написано 24 июня 2018 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Яна С

Прага, Чехия 4 651 публикация

Первая христианская правительница

Март 2018 • Семья

Княгиня Ольга была первой христианской правительницей Киевской Руси. Она родилась около 890 года и умерла около 969 года.

Написано 26 апреля 2018 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ahmet D

Konak, Türkiye70 публикаций

Прекрасный памятник и впечатляющая история

август 2017 г. • Друзья

Рядом с церковью Архангела Михаила и прочтите историю о Ней. Вы должны увидеть эту статую, чтобы понять, что делает украинцев украинцами

Написано 29 октября 2017 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Tom

Maple Grove, MN1 935 публикаций

Красивый памятник рядом с собором Святого Михаила

окт. 2017 • Solo

Определенно стоит остановиться, если вы находитесь в этом районе, чтобы увидеть собор Святого Михаила. В центре памятника изображена княгиня Ольга, ранняя правительница Киева. Слева — святой Андрей, а справа — двое мужчин, принесших в Киев кириллицу.

Написано 27 октября 2017 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC.

Tripadvisor проверяет отзывы.


вонючка

Сидней, Австралия7 389 публикаций

Принцесса в белом.

Июль 2017 • Пары

Беломраморный памятник княгине Ольге в окружении статуй Андрея, Кирилла и Мефодия находится на Михайловской площади. Скульптурная группа находится напротив Михайло-Архангельского Златоверхого собора. Его трудно не заметить. Когда вы посещаете Михайловский или Софийский соборы, остановитесь на минутку и насладитесь беломраморными фигурами.

Написано 23 июля 2017 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Harald Gracholski

Кёльн, Германия6 894 публикации

Стоит ухмыльнуться…

Апр 2017 • Пары

Я бы оценил памятник княгине Ольге менее впечатляющим по сравнению со скульптурой гетмана Богдана , но так как эти два расположены так близко друг к другу, не помешает ли пройти пару сотен метров, чтобы мельком увидеть и это зрелище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *