Детство и юность ивана грозного: § 57 — Детство и юность Ивана IV Грозного

Н. М. Карамзин. Детство и юность Ивана

Рожденный с пылкою душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы; но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах.

Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости, не предвидя последствий. Например, любя охоту, он любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю; а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком.

Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих; не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия; ожесточали сердце, презирали слезы Иоанна в надежде загладить свою дерзость угождением его вредным прихотям. Сия безумная система обрушилась над главою ее виновников. Шуйские хотели, чтобы великий князь помнил их угождения и забывал досады: он помнил только досады и забывал угождения, ибо уже знал, что власть принадлежит ему, а не им. Каждый день, приближая его к совершенному возрасту, умножал козни в Кремлевском дворце, затруднения господствующих бояр и число их врагов, между коими сильнейшие были Глинские, государевы дяди, князья Юрий и Ми-хайло Васильевичи, мстительные, честолюбивые: первый заседал в Думе; второй имел знатный сан конюшего. Они внушали тринадцатилетнему племяннику, что ему время объявить себя действительным самодержцем и свергнуть хищников власти, которые, угнетая народ, тиранят бояр и ругаются над самим государем, угрожая смертью всякому, кого он любит; что ему надобно только вооружиться мужеством и повелеть, что Россия ожидает его слова.
Вероятно, что и благоразумный митрополит, недовольный дерзким насилием Шуйских, оставил их сторону и то же советовал Иоанну. Умели скрыть важный замысел: двор казался совершенно спокойным. Государь, следуя обыкновению, ездил осенью молиться в лавру Сергиеву и на охоту в Волок-Ламский с знатнейшими сановниками, весело праздновал Рождество в Москве и вдруг, созвав бояр, в первый раз явился повелительным, грозным, объявил с твердостью, что они, употребляя во зло юность его, беззаконствуют, самовольно убивают людей, грабят землю, что многие из них виновны, но что он казнит только виновнейшего: князя Андрея Шуйского, главного . советника тиранства. Его взяли и предали в жертву псарям, которые на улице истерзали, умертвили сего знатнейшего вельможу. Шуйские и друзья их безмолвствовали; народ изъявил удовольствие. Огласили злодеяния убитого. Пишут, что он, ненасытимый в корыстолюбии, под видом купли отнимал дворянские земли, угнетая крестьян; что даже и слуги его господствовали и тиранствовали в России, не боясь ни судей, ни законов.
Но сия варварская казнь, хотя и заслуженная недостойным вельможею, была ли достойна истинного правителя и государя? Она явила, что бедствие Шуйских не умудрило их преемников, что не закон и не справедливость, а только одна сторона над другой одержала верх, насилие уступило насилию.

Однажды государь, по своему обыкновению, выехав на звериную ловлю, был остановлен пятьюдесятью новгородскими пищальниками, которые хотели принести ему какие-то жалобы; Иоанн не слушал и велел своим дворянам разогнать их. Новгородцы противились: началась битва; стреляли из ружей, секлись мечами, умертвили с обеих сторон человек десять. Государь велел ближнему дьяку Василию Захарову узнать, кто подучил новгородцев к дерзости и мятежу. Захаров, может быть по согласию с Глинскими, донес ему, что бояре, князь Иван Кубенский и Воронцовы, Федор и Василий, суть тайные виновники мятежа. Сего было довольно; без всякого дальнейшего исследования гневный Иоанн велел отрубить им головы. Так новые вельможи, пестуны или советники Иоанновы, приучали юношу-монарха к ужасному легкомыслию в делах правосудия, к жестокости и тиранству! Подобно Шуйским, они готовили себе гибель; подобно им, не удерживали, но стремили Иоанна на пути к разврату и пеклись не о том, чтобы сделать верховную власть благотворною, но чтобы утвердить ее в руках собственных.

Между тем великий князь ездил по разным областям своей державы, но единственно для того, чтобы видеть славные их монастыри и забавляться звериною ловлей в диких лесах: не для наблюдений государственных, не для защиты людей от притеснения корыстолюбивых наместников. Не видал печалей народа и в шуме забав не слыхал стенаний бедности; и оставлял за собою слезы, жалобы, новую бедность: ибо сии путешествия государевы, не принося ни малейшей пользы государству, стоили денег народу: двор требовал угощения, даров.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

Вопросы и задания:

  1. Каким было детство и юность царя Ивана по описанию Н. М. Карамзина?
  2. Кто оказывал влияние на будущего царя в детстве?
  3. В какие игры играл Иван?

 

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

Бояре плакали от радости, как говорит летописец, и с новым восторгом прославили мудрость державного, когда Иоанн объявил им другое намерение: «еще до своей женитьбы исполнить древний обряд предков и венчаться на царство».

Он велел митрополиту и боярам готовиться к сему великому торжеству. Оно было не новое для московской державы: Иоанн III венчал своего внука на царство; но советники великого князя, желая или дать более важности сему обряду, или удалить от мыслей горестное воспоминание о судьбе Дмитрия Иоанновича, говорили единственно о древнейшем примере Владимира Мономаха, на коего митрополит Эфесский возложил венец, златую цепь и бармы Константиновы.

Января 16-го утром Иоанн вышел в столовую комнату, где находились все бояре, а воеводы, князья и чиновники, богато одетые, стояли в сенях. Духовник государев, благовещенский протоиерей, взяв из рук Иоанновых на златом блюде Животворящий Крест, венец и бармы, отнес их в храм Успения. Скоро пошел туда и великий князь: перед ним духовник с крестом и святою водою, кропя людей на обеих сторонах. Вступив в церковь, государь приложился к иконам; митрополит благословил его. Служили молебен. Посреди храма, на амвоне с двенадцатью ступенями, были изготовлены два места, одетые златыми па-волоками; в ногах лежали бархаты и камки: там сели государь и митрополит.

Пред амвоном стоял богато украшенный налой с царской утварью: архимандриты взяли и подали ее Макарию: он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы, венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего христианского Давида силою Св. Духа, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Обряд заключился возглашением нового многолетия государю. Приняв поздравление от духовенства, вельмож, граждан, Иоанн слушал литургию. Как скоро государь вышел из церкви, народ, дотоле неподвижный, безмолвный, с шумом кинулся обдирать царское место: всякий хотел иметь лоскут паволоки на память великого дня для России.

С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностью. Хотя титло не придает естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя царя, напоминая ассирийских, египетских, иудейских, наконец, православных греческих венценосцев, возвысило в глазах россиян достоинство их государей.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

Пояснения:

Митрополит Эфесский Неофит – один из иерархов византийской церкви.

Константиновы бармы — оплечье, которое вместе с другими знаками царской власти (венцом и золотой цепью), по преданию, в начале XII в. было передано от византийского императора Константина Мономаха его внуку — великому князю киевскому Владимиру Мономаху.

Вопросы и задания:

  1. Что представлял собой обряд венчания на царство?

ИСПРАВЛЕНИЕ ИОАННОВО

Набожность Иоаннова, искренняя любовь к добродетельной супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам грубым. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл, так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства.

Никогда Россия не управлялась хуже: Глинские, подобно Шуйским, делали что хотели именем юноши-государя; наслаждались почестями, богатством. Честные бояре с потупленным взором безмолвствовали во дворце: шуты, скоморохи забавляли царя, а льстецы славили его мудрость. Добродетельная Анастасия молилась вместе с Россиею, и Бог услышал их. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностью устремиться на путь добродетели. Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве!

Летописи Москвы часто говорят о пожарах, называя иные великими, но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в 1547 году. Царь с вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того, чтобы не слыхать и не видать народного отчаяния, вызванного пожаром. Он велел немедленно возобно вить Кремлевский дворец, богатые также спешили строиться, о бедных не думали. Сим воспользовались неприятели Глинских. Совершилось дотоле неслыханное в Москве злодейство: мятежники в святом храме убили родного дядю государева, извлекли его тело из Кремля и положили на лобном месте, разграбили имение Глинских, умертвили их слуг и детей боярских.

Никто не унимал беззакония: правительства как бы не было.

В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ. Сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму царей земных, заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов, представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался иным человеком. Обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновенному, требовал от него силы быть добродетельным и приял оную. Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанновых, Алексеем Федоровичем Адашевым, прекрасным молодым человеком, коего описывают земным ангелом: имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы отечества. Сильвестр возбудил в царе желание блага, Адашев облегчил царю способы благотворения – так повествует умный современник, князь Андрей Курбский, бывший тогда уже знатным сановником двора. По крайней мере, здесь начинается эпоха Иоанновой славы, новая, ревностная деятельность в правлении, ознаменованная счастливыми для государства успехами и великими намерениями.

Обуздали мятежную чернь, которая явилась шумною толпою в Воробьеве, окружила дворец и кричала, чтобы государь выдал ей свою бабку, княгиню Анну, и сына ее Михаила. Иоанн велел стрелять в бунтовщиков: толпу рассеяли, схватили и казнили некоторых, многие ушли, другие падали на колена и винились. Порядок восстановился. Тогда государь изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба.

Государство бояр рушилось совершенно, уступив место единовластию царскому, чуждому тиранства и прихотей. Государь велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного. Они собралися, и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиною воинской на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Отслужили молебен. Тут государь поклонился на все стороны: «Люди Божий и нам Богом дарованные! Молю нашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет!».

В тот же день он поручил Адашеву принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Царь говорил и действовал, опираясь на чету избранных, Сильвестра и Адашева, которые приняли в священный союз свой не только митрополита, но и всех мужей добродетельных, опытных, усердных к отечеству и прежде отгоняемых от трона. Ласкатели и шуты онемели при дворе. Несмотря на доверенность, которую Иоанн имел к совету, он сам входил и в государственные, и в важнейшие судные дела, чтобы исполнить обет, данный им Богу и России.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

Пояснения:

Андрей Михайлович Курбский (1528-1583) – боярин, воевода, активный деятель Избранной Рады.

Алексей Адашев – один из вдохновителей деятельности Избранной Рады, сторонник государственной централизации, ближайший советник царя.

Избранная Рада – неофициальное правительство Российского государства, сложившееся в конце 40-х – 50-х годах XVI в. В Избранную Раду входили Адашев, Сильвестр, Макарий, Курбский и др.

Вопросы и задания:

  1. Какое событие произошло в Москве в 1547 году?

 

ОПРИЧНЫЕ КАЗНИ

Опричник, или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, — мог безопасно теснить, грабить.

Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности; сия общая ненависть служила ему залогом их верности. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию! Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие, редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но все еще угрызаемого совестию в злодеяниях! Быв долго клеветниками, они сами погибли от клеветы.

Царь имел неограниченную доверенность к Афанасию Вяземскому: единственно из рук сего любимого оружничего принимал лекарства.

Сын боярский, именем Федор Ловчиков, облагодетельствованный князем Афанасием, донес на него, что он будто бы предуведомил новгородцев о гневе царском, следственно, был их единомышленником. Иоанн не усомнился: молчал несколько времени и вдруг, призвав Вяземского к себе, говоря ему о важных делах государственных с обыкновенною доверенностью, велел между тем умертвить его лучших слуг; возвращаясь домой, князь Вяземский увидел их трупы, не показал ни изумления, ни жалости; прошел мимо, в надежде сим опытом своей преданности обезоружить государя; но был ввержен в темницу, где уже сидели и Басмановы, подобно ему уличаемые в измене. Всех обвиняемых пытали: кто не мог вынести мук, клеветал на себя и других, коих также пытали, чтобы выведать от них неизвестное им самим. Записывали показания истязуемых; составили дело огромное, предложенное государю и сыну его, царевичу Иоанну; объявили казнь изменникам: ей надлежало совершиться в Москве, в глазах всего народа и так, чтобы столица, уже приученная к ужасам, еще могла изумиться!

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

Пояснение:

Басмановы – известный род русских бояр и воевод. В XVI в. Алексей Басманов стал известен как один из зачинателей опричнины. Был убит по приказу Ивана Грозного собственным сыном.

Презентация по истории «Детство и юность Ивана IV»

Опубликовано Селезнева Анна вкл 23.01.2017 — 00:36

В своей презентации я описываю детство Ивана Грозного.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила ученица 6 класса «А» гимназии № 1 Селезнева Анна. Детство и юность Ивана IV или Ивана Грозного.

Слайд 2

Иван IV родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III и литовской княжны Елены Глинской.

Слайд 3

Иван рано осиротел: отец умер, когда ему было 3 года, мать – когда было 8 лет. Ц арь Василий III перед смертью завещал группе из семи бояр попечительствовать над сыном до его совершеннолетия. Образовавшаяся «семибоярщина» стала соперничать с боярской думой. Р езультаты этого соперничества приходилось наблюдать малолетнему Ивану.

Слайд 4

Память народа IV расхищение казны расправы разбои раздача должностей унижения обиды равнодушие окружающих Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой группировок бояр (Бельских , Шуйских, Глинских). Это жестокое время осталось и в памяти народа, и в памяти маленького Ивана. Память народа Память Ивана IV расхищение казны унижения расправы обиды разбои равнодушие окружающих раздача должностей страх

Слайд 5

Так рождался характер Ивана IV – скрытный, мнительный, недоверчивый, вспыльчивый, жестокий. Он на всю жизнь запомнит злодеяния бояр и это сформирует политику личной диктатуры .

Слайд 6

Личность Ивана IV . Он был в детстве одарённым ребёнком. Рано пристрастился к чтению. Мальчика особенно интересовали описания жизни великих царей прошлого. Был хорошим оратором, у него имелась одна из крупнейших в Европе библиотек . Иван увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы.

Слайд 7

Иван быстро развивался физически и в 13 лет выглядел сущим верзилой. Его образованность сочеталась в нём с беспощадной жестокостью. В 13 лет Иван забирался на островерхие терема и сталкивал «со стремнин высоких» кошек и собак. В 14 лет он перешел на людей. С ватагой сверстников Иван Грозный носился по улицам столицы , топтал конями зазевавшихся прохожих, бил их и грабил.

Слайд 8

В 14 лет Иван IV совершил целое путешествие по монастырям продолжительностью в несколько месяцев. Можно видеть в этом факте развивающуюся религиозность Ивана.

Слайд 9

На 17 году жизни Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение.

Слайд 10

16 января 1547 года в московском Успенском соборе состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха возложил на голову царя сам митрополит, подчеркивая тем самым особое положение церкви в государстве.

Слайд 11

Это событие имело важное значение : 1. Теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся царю Ивану IV . 2. Европейские монархи относились к нему как к равному себе . 3. Те, кто выступал против его воли, подвергались немилости царя и расправе.

Слайд 12

Венчание на царство ставило Ивана Грозного на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем .

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Прекрасная арфа

Три загадки Солнца

Нас с братом в деревню отправили к деду…

Иван Грозный, часть 2. Боярский заговор (1958) — Сюжет

Назад
  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • Общая информация

IMDbPro

Править

Резюме

  • Пока Иван Грозный пытается укрепить свою власть, создав личную армию, его политические соперники, русские бояре, замышляют убить своего царя.

  • Его жена умерла от отравления, а его главный воин Курбский перешел на сторону поляков. Иван одинок, поскольку он преследует единую Россию без иностранных оккупантов. Нуждаясь в дружбе, он приводит ко двору Колычева, ныне монаха Филиппа, и делает его митрополитом Московским. Однако Филипп берет пример с бояр и пытается подчинить Ивана воле церкви. Иван сталкивается с Филиппом и выпускает свою частную силу, опричников, на бояр. Во главе с теткой царя Евфросиной бойеры замышляют убить Ивана и возвести на престол ее сына Владимира. На пиру Иван насмешливо венчает Владимира и отправляет его в царских одеждах в собор, где его ждет убийца.—

Описание

  • Начальная сцена находится в тронном зале короля Польши, пол которого напоминает гигантскую шахматную доску. Костюмы богаты и богато украшены, а полонезы, польская музыка, играют на заднем плане повсюду. Князь Андрей Курбский (Михаил Названов), бывший лучший друг Ивана, входит, чтобы передать свой меч королю, который получает его, а затем возвращает, символизируя новые отношения вассала и лорда. Таким образом, некоторые из бывших русских земель Курбского переходят под контроль Польши. Все присутствующие придворные улыбаются и приветствуют лица. Многие симпатичные дамы присматриваются к Курбскому. Дамы используют глаза, чтобы показать интерес либо к мужчине, либо к словам, которые он говорит.

    Веселую атмосферу прерывает прибывший растрепанный курьер и, задыхаясь, сообщает, что Иван вернулся в Москву царем. На этой новости вечеринка окончена, и все присутствующие быстро покидают тронный зал.

    Иван (Николай Черкасов), вернувшийся в Москву в качестве царя, выглядит старше и усталее, в его глазах даже мелькают безумие и страх. Уязвленный тем, что один боярин, а именно Курбский, дезертировал и передал русские земли в чужие руки, он хочет новой системы, при которой земля всегда является частью России, а бояре являются временными управляющими в своих округах и не имеют права передавать землю посторонним. . Так как это увеличивает его власть за счет потомственных помещиков-бояр, они объединяются против его планов, и он одинок и без друзей.

    Когда он сокрушается о том, что ему некому доверять, он мог доверять только своей жене и компаньонке, ныне мертвой, глава его безземельных сторонников, царская гвардия Алексей Басманов (Амвросий Бучма) говорит Ивану, что он настоящий друг кому можно доверять. Иван тут же ругает его, говоря, что он не может быть другом, так как он наемный слуга.

    Басманов и опричники террором помогают Ивану укрепить свою власть над боярами, организуя устранение некоторых из них.

    Нуждаясь в дружбе и желая иметь рядом кого-нибудь, кому можно было бы доверять, он приводит в суд своего старого друга Колычева, ставшего монахом Филиппом, и делает его митрополитом Московским. Филипп никоим образом не желает помогать Ивану, настаивая на том, что роль царя должна заключаться в том, чтобы гарантировать сохранение старых традиционных способов ведения дел. Иван так опечален и одержим компанией, что даже на коленях умоляет Филиппа остаться его другом.

    Филипп соглашается, но его намерение состоит в том, чтобы попытаться подчинить Ивана воле Церкви, и требует обещания, что он будет иметь право ходатайствовать за каждого приговоренного к смерти. Филипп разочарован тем, что он считает злоупотреблением властью Иваном, поскольку он берет пример с бояр.

    Тем временем Иван привык использовать казни для укрепления своей политической власти, убивая не только тех, кто открыто бросает вызов, замышляет или не подчиняется, но даже людей, которые, как он предполагает, могут возмутиться одним из его предстоящих решений, таких как человек, которого Филипп заменяет в Москва.

    Иван сталкивается с Филиппом и выпускает на бояр свою частную силу, опричников. Хотя как царь он должен сдержать свое слово, он обходит свое обещание Филиппу, казня осужденных так быстро, что они умирают еще до того, как Филипп получает новости, которые могут привести к призыву о заступничестве. Таким образом он казнит трех бояр. Примерно в это же время начинает использоваться его прозвище Грозный.

    В качестве своеобразного объяснения неустанной воли Ивана сокрушить бояр мы видим воспоминание о детстве Ивана. Его мать была отравлена ​​боярами, и ее последние слова ему были: «Не верь боярам». Хотя молодому Ивану (Эрик Пырьев) дано носить атрибуты власти в Московии, решения принимаются парой старых бояр, которые насмехаются над ним, когда он задает вопросы. Чуть позже он узнает, что даже в юном возрасте он может утвердить свой авторитет, если будет упорствовать и иметь волю.

    Бояре, близкие к отчаянию, умоляют Филиппа и склоняют его на свою сторону. Он клянется заблокировать злоупотребление властью Ивана. В соборе совершается таинство, песни и представления повествуют о страшных огненных муках, ожидающих тех, кто отказывается исполнять волю Божию. Филипп противостоит Ивану, и по мере того, как спор разгорается, Иван, разгневанный, заявляет, что он будет именно тем, кем его называют бояре, Грозным, и схватил Филиппа.

    Федор Басманов (Михаил Кузнецов), первый из опричнинцев, помогает Ивану выяснить, что царицу отравили, и оба подозревают тетку Ивана Ефросинию (Серафима Бирман) в отравлении винной чаши. Иван приказывает Федору ничего не говорить об этом, пока он (Иван) не убедится с несомненностью в ее виновности.

    Во главе с теткой царя Ефросинией бояре теперь решают, что их единственный выход — убить Ивана и возвести на престол ее сына Владимира (Павел Кадочников). Новичок Петр выбран для владения ножом.

    Иван, желая удостовериться в виновности Ефросинии, приглашает Владимира на пир к опричнине. Владимир не хочет идти, но Ефросиния настаивает, чтобы он пошел и взял с собой Петра, думая, что представился великолепный случай для убийства.

    Иван напоил Владимира, пока опричнина поет и танцует вокруг них. Иван манипулирует Владимиром, говоря ему, что он дорогой кузен, что очень жаль, что они не хорошие друзья, которые рассказывают друг другу секреты. Пьяный Владимир упоминает, что его мать хочет, чтобы он был царем, хотя сам он этого не хочет. Позже он сообщает, что существует заговор с целью убить Ивана. При этом Иван теперь абсолютно уверен, что Ефросиния отравила его жену.

    Федор Басманов замечает уходящего Петра, человека, не состоящего в партии, и сигнализирует Ивану.

    Иван, делая вид, что удивлен откровением Владимира, внушает Владимиру, что быть царем не так уж и плохо. Он убеждает Владимира на время попробовать стать царем, а опричнина приносит трон, державу, скипетр, корону и царские одежды. Владимир одет как царь, и все кланяются «царю Владимиру».

    Тогда Иван велит Владимиру привести их в полном облачении в собор помолиться, как подобает вести царю. С большим колебанием и страхом, Владимир делает. В соборе подбегает убийца и наносит удар мнимому царю, и тут же его схватывают Федор и Малюта.

    Иван приказывает освободить Петра и благодарит его за убийство злейшего врага царя. Прибывает Ефросиния, радуясь очевидной смерти Ивана, пока не видит Ивана живым. Перекатывая труп, она видит, что это ее собственный сын, визжит от отчаяния, держа Владимира в позе, напоминающей Пьету Микеланджело.

    Иван приговаривает ее. Затем, в заключительном монологе, Иван объявляет, что все его враги в Москве побеждены, поэтому теперь он может сосредоточиться на тех, кто снаружи.

Внести свой вклад в эту страницу

Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

Top Gap

Под каким названием Иван Грозный, часть 2: Боярский заговор (1958) был официально выпущен в Индии на английском языке?

Ответить

Еще из этого заголовка

Ключевые словаСюжетыРуководство для родителей

Еще для изучения

Недавно просмотренные

  • нет недавно просмотренных

    страниц0000 28 октября — Иван Грозный пишет грубое письмо Елизавете I

    В этот день в истории Тюдоров, 28 октября 1570 года, Иван IV, известный как Иван Грозный, написал довольно грубое письмо королеве Елизавете I.

    Иван был расстроен реакцией Елизаветы на его идею политического союза, соглашения о помощи друг другу, если их жизни будут в опасности, и написал письмо, все еще злясь. Эти слова, должно быть, на какое-то время заставили Элизабет покраснеть, но ей удалось написать ему спокойный ответ.

    Узнайте, что именно Иван Грозный и Елизавета I писали друг другу и как они вообще стали переписываться, в сегодняшней беседе.

    10 мая — Поиски Северо-восточного прохода вместо него находят Ивана Грозного:

    Также этот день в истории Тюдоров, 28 октября 1532 года, праздник святых Симона и святых Иуды, был последним полным днем ​​Генриха VIII и Анны Болейн. время с королем Франции Франциском I в Кале, и пришло время отпраздновать дружбу королей. Были избраны новые Рыцари Подвязки, наблюдалась травля медведя, а затем был поединок между французами и англичанами, но кто победит? Узнайте, что произошло, в прошлогоднем видео:

    Также в этот день:

    • 1479 — Рождение сэра Джона Гейджа, придворного, в Берстоу в графстве Суррей. Гейдж служил Генриху VIII, Эдуарду VI и Марии I, и его должности включали тайного советника, контролера Кале, канцлера герцогства Ланкастер, контролера домашнего хозяйства, констебля Тауэра и лорда Чемберлена.
    • 1561 — Смерть сэра Роуленда Хилла, торговца и лорд-мэра Лондона. Он был похоронен в церкви Святого Стефана Уолбрука.
    • 1570 — Смерть Томаса Костона, композитора, в Лондоне. Считается, что он был певчим в доме кардинала Вулси и джентльменом Королевской дворцовой капеллы с 1550 года. Его произведения включали несколько метрических псалмов, которые были опубликованы Джоном Дэем в 1563 году в «Целых псалмах в четырех частях», а также в « Определенные заметки».
    • 1571 — Смерть Уильяма Парра, маркиза Нортгемптона и брата королевы Кэтрин Парр, в доме Томаса Фишера в Уорике. Он страдал тяжелой формой подагры. Парр был похоронен 5 декабря в церкви Святой Марии в Уорике.

    Расшифровка:

    В этот день в истории Тюдоров, 28 октября 1570 года, Иван IV, известный как Иван Грозный, написал довольно грубое письмо королеве Елизавете I.

    Я поделился небольшой выдержкой из это письмо раньше, в видео Teasel’s Tudor Trivia, но решил поделиться им с вами снова и немного больше письма.

    Но сначала позвольте мне объяснить контекст этого письма.

    Если вы слушали мой доклад от 10 мая этого года, то, возможно, помните, что я упоминал о поисках Северо-восточного прохода в Азию, нового торгового пути, в конце правления Эдуарда VI. Экспедиция под руководством Ричарда Ченселлора и сэра Хью Уиллоуби отправилась в путь в мае 1553 года, но путешествие провалилось — и я дам вам ссылку на мой доклад об этом, чтобы вы могли узнать больше. Однако Ричард Ченселлор, чей корабль укрылся в гавани Николо-Корельского монастыря на реке Северной Двине, был приглашен ко двору царя Ивана IV в Москву. Там он смог заключить торговое соглашение между Англией и Россией через Белое море.

    Перенесемся во времена правления Елизаветы I, и к тому времени при дворе Ивана были английские послы, а при дворе Елизаветы — русские, и два правителя переписывались между 1561 и 1583 годами. В 1570 году Иван хотел больше, чем просто торговый союз, он хотел политического союза, как наступательного, так и оборонительного. Он был параноиком по поводу заговоров против него и предполагал, что Елизавета находится в таком же положении, поэтому он ожидал совместного договора, по которому он будет принят в Англии и предложит защиту Елизавете в России. Однако Елизавета не могла себе представить, что когда-нибудь понадобится бежать из Англии в Россию, написав Ивану, что «простое упоминание ею о такой возможности было бы оскорблением для английского народа; это не могло быть желанием «ее дорогого и любящего брата» подвергнуть ее опасности в ее собственной стране». Ей не нужен был его договор, хотя она продолжала говорить, что примет Ивана и его семью в Англии, если ему придется бежать из России, но что им придется обеспечивать себя.

    Иван был оскорблен ее словами и 28 октября 1570 г. написал грубое и раздраженное письмо английской королеве, в котором говорилось:
    «мы думали, что ты была владыкой над своей землей, и искали чести себе и выгоды в вашу страну, и поэтому мы сделали вид, что эти важные отношения между вами и нами. Но теперь мы видим, что есть другие люди, которые действительно правят, и не люди, а невежды и торговцы, которые не ищут богатства и славы наших величеств, но они ищут свою собственную прибыль от торговли. И ты расцветаешь в своем девичьем поместье, как дева; и кто бы ни был доверен в наших делах и обманул нас, было бы нехорошо, чтобы вы доверяли им. И теперь, видя, что это так, мы откладываем эти дела в сторону; и те неотесанные купцы, которые были причиной того, что мнимые богатства и почести наших величеств не сбылись, а ищут свои собственные богатства, они увидят, какой оборот они получат здесь; ибо наш город Москва до того, как туда их привезли, не очень нуждался в английских товарах. И привилегию, которую мы дали вашим купцам и послали к вам, чтобы вы прислали ее нам снова, и независимо от того, будет ли она отправлена ​​или нет, мы дадим повеление, чтобы она ничего не делала. И все те привилегии, которые мы дали прежде, с этого дня не действуют…»

    Боже мой! Представляю, как пар идет из ушей Элизабет при этих словах.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *