Державин википедия памятник: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». | План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему:

                     Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение  школа  №609

 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Конспект урока  в 9 классе по теме

«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».

Выполнила:

учитель русского языка и литературы  

Скробина Г.Н.

2018 год

Санкт- Петербург

                                Конспект урока в 9 классе по теме

«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».

         Цели урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение  «Властителям и судиям».

                                     

                                        Ход урока

       На доске эпиграфы : Ум и сердце человечье  

                                            Были гением моим…

                                                             Г. Р.Державин

                                            Горяч и в правде чёрт

                                                               Г.Р.Державин

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

        — Сегодня наш урок посвящён поэту Гавриилу Романовичу Державину, крупному представителю классицизма.  Поэзия его отличалась самобытностью, народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала19в. и в особенности А.С.Пушкина.

Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен. Он начал службу рядовым солдатом, а закончил её министром юстиции. Всего, чего достиг Державин, он достиг сам, без покровительства и опеки. Сегодня мы познакомимся с его биографией и стихотворением « Властителям и судиям»

3.Изучение нового материала.

          1.Учитель рассказывает о Г.Р.Державине, показывая презентацию (текст рассказа на слайдах презентации)

           2.Чтение и анализ стихотворения  «Властителям и судиям» (1780г. )

           — Особым качеством Державина была его прямота («Горяч и в правде чёрт») : он был искренен с властями и не боялся говорить им правду в глаза,  считал, что именно в этом долг гражданина.

        «Властителям и судиям» — «гневная ода», по определению самого  поэта.  Данное произведение — смелое поэтическое переосмысление  81 псалма (псалом – религиозная песнь) библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Во время французской революции(1795г.) якобинцы распевали 81 псалом как революционный гимн. Прочитав стихотворение, Екатерина II пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским».         Давайте прочитаем это стихотворение. (Выразительное чтение «гневой оды»)

             — Какие слова вам непонятны?

               Учитель объясняет непонятные слова:

                            Сонм — собрание, множество

                            Доколе — до каких пор

                            Рек — произнёс, сказал

                            Очеса — очи, глаза

                            Страстны — подвержены действию страстей (сильных чувств)

                — Как  понимает поэт назначение правителей?  Прочитайте  строки!

                — Каков настоящий облик «властителей и судий»? Прочитайте!

                — Что прославляет Г. Р. Державин в оде?

                (Поэт прославляет закон, высшую справедливость)

                — В каком «штиле» написано данное произведение? Докажите  это!

                (Высоким стилем написана ода,  автор наряду с русскими словами использует церковно-славянскую лексику: восстал, всевышний, во сонме, доколе, рек, щадить, не взирать и т. д., придающую торжественность.  Риторические восклицания («Не  внемлют! видят-и не  знают!» и  др.) придают речи возвышенность, эмоциональность  и  способствуют  также созданию высокого стиля.

                 — Что было главным в содержании «Оды на день восшествия…» М.В. Ломоносова ?

                ( Прославление императрицы Елизаветы, её отца, Петра I. Но Ломоносов восхваляет не только великих людей, но и родную природу, её богатства, учёных, которые эти богатства могут обратить на благо человека

                — Письменно ответьте на вопрос: « Что появляется у Державина  в оде  «Властителям и судиям» по сравнению с традиционной одой классицизма?»

               Ученики читают свои размышления.

4. Подведение урока

               — Традиционно ода восхваляла великого человека, но уже  Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, её богатства, прославляют науку, учёных. Державин вводит в оду сатиру, и в этом  его заслуга . Поэт гневно порицает властителей и судий за то, что они нарушают законы, берут взятки, безразличны к судьбе народа

 Домашнее задание: прочитать стихотворение  «Памятник». В чём видел поэт свою заслугу перед литературой? Прочитать по учебнику раздел « Г.Р. Державин « Памятник»».Читать пьесу «Недоросль» Д.И.Фонвизина.

Биография Г.Р. Державина | История Российской империи

В. Боровиковский «Г.Р. Державин (фрагмент)

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.    (Г.Р. Державин)

Гавриил (Гаврила) Романович Державин (3 июля 1743 г. – 8 июля 1816 г.) – русский поэт эпохи Просвещения, который в различные годы своей жизни занимал высшие государственные должности:  правитель Олонецкого наместничества (1784—1785 г.г.), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788 г.г.), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793 г.г.), президент Коммерц-коллегии (с 1794 г.), министр юстиции (1802—1803 г.г.). Член Российской Академии наук с момента её основания.

Родился Гавриил Романович Державин в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Державин — потомок татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV веке из Большой Орды.

В 1757 году Державин поступил в Казанскую гимназию.
Учился хорошо, но закончить гимназию ему не удалось: в феврале 1762 года его вызвали в Петербург и определили в гвардейский Преображенский полк. Службу начал простым солдатом и прослужил десять лет,  а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.

Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшем на престол Екатерину II. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II.

И. Смирновский «Портрет Г.Р. Державина

Горячий от природы, Державин всегда имел сложности в жизни из-за своей несдержанности, нетерпения и даже из-за усердия к работе, которое не всегда приветствовалось.

Г.Р. Державин в Олонецкой губернии

В 1773 г. по указу Екатерины II создана Олонецкая провинция (состояла из двух уездов и одной округи).

Сложная система местных административных и судебных органов, существовавшая при Петре I, была разрушена после его смерти. К началу 60-х годов XVIII столетия на местах, по существу, сохранились лишь губернаторы и воеводы. Поэтому с первых лет царствования Екатерине II пришлось не столько реформировать, сколько создавать вновь систему местного управления и суда, пытаясь первоначально отдельными частными указами подправить их недостатки. До 1775 года она издала около сотни таких законов, правда, в подавляющем большинстве, по частным и малозначительным вопросам . Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева заставила Екатерину действовать более решительно. Еще В.О. Ключевский отмечал, что местная администрация оказалась не в состоянии ни предупредить восстание, ни противостоять ему .

В 1776 году, в соответствии с «Учреждениями», было образовано Новгородское наместничество, состоящее из двух областей — Новгородской и Олонецкой.

Первым олонецким губернатором стал Г.Р. Державин. В соответствии с законом на губернатора возлагался обширный круг обязанностей: наблюдать за действиями всех остальных должностных лиц и исполнением законов. Это было очевидным для Державина, он считал, что наведение порядка в местном управлении и суде зависит исключительно от добросовестного отношения к делу и неукоснительного соблюдения законодательства чиновниками. Об этом красноречиво говорят строки стихотворения самого Г.Р. Державина:

Я знаю, должность в чем моя:
Все то, что скаредно, и гнусно, и порочно,
И так и сяк ни в ком не потерплю.
И буду только тех хвалою прославлять,
Кто будет нравами благими удивлять,
Себе и обществу окажется полезен —
Будь барин, будь слуга, но будет мне любезен.

В. Боровиковский «Портрет Державина»

Уже через месяц после образования губернии подведомственные учреждения были поставлены в известность о том, что все лица, находящиеся на государственной службе и нарушившие закон, будут наказываться, по мере важности их упущений, лишением места или чина.

При формировании чиновничьего аппарата Г.Р. Державин столкнулся с такой проблемой, как хронический недостаток грамотных чиновников.

Одновременно с созданием наместничества были учреждены и новые губернские судебные органы.

Державин  старался навести порядок в губернии, боролся с коррупцией, но это привело лишь к конфликтам с местной элитой.

Г.Р. Державин — губернатор Тамбовской губернии

В декабре 1785 г. указом Екатерины II он был назначен на должность правителя Тамбовского наместничества, куда  прибыл 4 марта 1786 г.

Прибыв в Тамбов, Державин застал губернию в крайнем расстройстве. За шесть лет существования губернии сменилось  четыре губернатора, в делах был беспорядок, границы губернии не определены, недоимки достигли громадных размеров, губернский центр утопал в грязи. Ощущался недостаток образования всего общества, а особенно дворянства, которое, по словам Державина, «…так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели…»

Для юношества при нем были открыты классы грамматики, арифметики, геометрии, вокальной музыки, танцевальные классы. Гарнизонная школа и духовная семинария давали низкий уровень знаний, поэтому в доме купца Ионы Бородина было открыто народное училище. В доме губернатора давались театрализованные представления, а вскоре было начато и строительство театра. В заслугу Державину можно поставить написание топографии губернии и составление плана Тамбова, наведение порядка в делопроизводстве, открытие типографии, принятие мер к улучшению судоходства по реке Цне, выгодные для казны закупки муки для Петербурга. При новом губернаторе улучшилось соблюдение законов, была приведена в порядок тюрьма. Было положено начало сиротскому дому, богадельне, больнице.  При нём открылись народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске. В первой губернской типографии начала печататься одна из немногих провинциальных газет — «Губернские ведомости». Деятельность Державина заложила крепкий фундамент для дальнейшего развития Тамбовщины.

Для ревизии дел в губернии приезжали сенаторы Воронцов и Нарышкин. Улучшение было столь очевидно, что в сентябре 1787 г. Державин был награждён орденом Владимира 3-ей степени. Не имевший специальной подготовки, Державин проявил административный дар и доказал, что причиной его бездействия на предыдущем посту олонецкого губернатора было чужое противодействие.

Но прогрессивная деятельность Державина на Тамбовщине вошла в противоречие с интересами местных помещиков и дворян. К тому же генерал-губернатор И.В. Гудович во всех конфликтах становился на сторону своих приближенных. Те, в свою очередь, покрывали местных воров и мошенников.
Попытка Державина наказать помещика Дулова, приказавшего жестоко избить пастушонка за мелкую провинность, не удалась. Но окрепла неприязнь провинциальных помещиков к губернатору, ограничивающему их произвол. Также тщетными были действия по пресечению воровства купца Матвея Бородина, обманувшего казну при поставке кирпича для строительства, а затем получившего винный откуп на невыгодных для казны условиях. Крайне неудачно для Державина обернулось дело о закупке провианта для армии.

Поток рапортов, жалоб, клеветы на Державина увеличивался, и в январе 1789 г. он был отрешен от должности губернатора. Недолгое губернаторство Державина принесло большую пользу Тамбовщине и оставило заметный след в истории края.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове

В 1789 г. Державин возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время он продолжает заниматься литературным творчеством, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и другие произведения.

  • 1791—1793 — Кабинет-секретарь Екатерины II
  • с 1793 — Сенатор

При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался. «Поди назад в Сенат, — однажды накричал на него император, — и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил: «Ждите, будет от этого царя толк». Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания — назначил его министром юстиции. Но через год освободил: «слишком ревностно служит».

В 1809 г. он окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Державин и Пушкин

И. Репин «Державин на экзамене в Царскосельском лицее»

В 1815 г. на экзамене в Царскосельском лицее впервые произошла встреча Державина и Пушкина. Сохранились воспоминания Пушкина об этой встрече: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутна хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Творчество Г.Р. Державина

Творчество

До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы — от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта. В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт. Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Державин смотрел на поэзию, на свой талант  прежде всего как на некое орудие, данное ему свыше для политических битв. Он даже составил особый «ключ» к своим работам — подробный комментарий, указывающий, какие именно события привели к созданию того или иного произведения.

«Властителям и судиям»

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинные,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! — видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! — Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, —
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

В 1797 году Державин приобрел имение Званка, где ежегодно проводил по несколько месяцев. В следующем году вышел в свет первый том его сочинений, в который вошли такие обессмертившие его имя стихи, как «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Водопад», «Снегирь».

Выйдя в отставку, Державин практически полностью посвятил себя драматургии — сочинил несколько либретто опер, трагедии «Ирод и Мариамна», «Евпраксия», «Темный». С 1807 года активно участвовал в собраниях литературного кружка, позднее составившего известное общество «Беседа любителей русского слова». Работал над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде», в которой обобщил свой собственный литературный опыт.

Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Памятник Державину в Казани

«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая.
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Воспоминания о Державине С.Т. Аксакова

Благородный и прямой характер Державина был так открыт, так определенен, так известен, что в нем никто не ошибался; все, кто писали о нем, — писали очень верно. Можно себе представить, что в молодости его горячность и вспыльчивость были еще сильнее и что живость вовлекала его часто в опрометчивые речи и неосторожные поступки. Сколько я мог заметить, он не научился еще, несмотря на семидесятитрехлетнюю опытность, владеть своими чувствами и скрывать от других сердечное волнение. Нетерпеливость, как мне кажется, была главным свойством его нрава; и я думаю, что она много наделала ему неприятных хлопот в житейском быту и даже мешала вырабатывать гладкость и правильность языка в стихах. Как скоро его оставляло вдохновение — он приходил в нетерпение и управлялся уже с языком без всякого уважения: гнул на колено синтаксис, слово-ударение и самое словоупотребление. Он показывал мне, как исправил негладкие, шероховатые выражения в прежних своих сочинениях, приготовляемых им для будущего издания. Положительно могу сказать, что исправляемое было несравненно хуже неисправленного, а неправильности заменялись еще большими неправильностями. Я приписываю такую неудачу в поправках единственно нетерпеливому нраву Державина. Я осмелился слегка сказать ему мнение, и он весьма благодушно согласился.

Memento mori (Помни о смерти)

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

(неоконченная ода Державина)

 

Тамбов — Вики | Золотой

Тамбов — город и административный центр Тамбовской области в центральной части России, у слияния рек Цна и Студенец, примерно в 418 км к юго-юго-востоку от Москвы.

Тамбов основан 17 апреля 1636 года как военная крепость для защиты южных рубежей Русского государства от татарских набегов. По мере продвижения границ Российского государства к началу XVIII века на юг оно постепенно начинает терять свое былое военно-гвардейское значение и начинает развиваться как центр аграрного округа.

В 1781 году императрица Екатерина II утвердила герб Тамбова: изображение улья и трех пчел на лазоревом фоне, как символ усердия и бортового рыболовства (пчеловодства), которое имеют жители Тамбовской области занимается давно.

1786-1788 годы были периодом бурного развития города. Появилась основная народная школа, духовная семинария, театр, была создана типография и начала печататься первая в России губернская газета. Все эти изменения были связаны с именем Гавриила Романовича Державина, возглавлявшего в этот период Тамбовское наместничество.

В XIX веке город продолжает активно расти и развиваться. Были открыты гимназия, публичная библиотека, Александринский институт благородных девиц, учительский институт и женская гимназия. Через Тамбов была проложена Рязано-Уральская железная дорога, в городе появилось водоснабжение и электрическое освещение.

В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов Тамбов стал местом сосредоточения военных гарнизонов, основной функцией которых было пополнение рядов действующей армии. Советская власть в городе была провозглашена 18 января 19 г.18. С 1937 года Тамбов — центр Тамбовской области.

В 1920-30-х годах Тамбов начал развиваться как промышленный город: были основаны Тамбовский завод Ревтруда, Тамбовский авторемонтный завод (бывшие ремонтные мастерские Рязано-Уральской железной дороги), завод «Комсомолец» и другие. В 1940-е годы велось активное промышленное строительство. За короткое время город стал крупным центром химической промышленности.

В 1918 году в Тамбове был открыт Государственный университет, а в 1930 — Тамбовский агропедагогический институт. 1958 г. ознаменовался открытием Тамбовского филиала Московского химического института, а 1967 г. — филиала Московского государственного института культуры.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тамбов был центром формирования воинских частей. Здесь также располагалось большое количество эвакогоспиталей.

С 1950 по 1990 годы происходило интенсивное развитие города: увеличивалось промышленное строительство, возводились общественные здания, в том числе торговые комплексы на улицах Интернациональная, Мичуринская, Советская. Областная филармония, областная универсальная научная библиотека, Дворец культуры «Юбилейный», гостиницы «Тамбов» и «Толна» (совр. Державинская), дворцы спорта «Кристалл» и «Антей», здание администрации Тамбовской области и многие другие. Также установлены памятники М.Ю.Лермонтову, З.А.Космодемьянской, С.Н.Сергееву-Ценскому, дважды Герою Советского Союза В.С.Петрову, монумент «Вечный огонь», мемориальный комплекс «Скорбящая Мать» и другие.

Современный Тамбов — промышленный и культурный областной центр. Ведущее место в экономике города занимает промышленный сектор. В Тамбове сосредоточены предприятия машиностроения, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, электроэнергетики, производства строительных материалов и многие другие.

Тамбов растет и крепнет с каждым годом. За последние несколько лет построены современные административные здания, жилые дома с современными интерьерами, открыты новые парки, скверы, памятники и фонтаны. Большое внимание также уделяется строительству, реставрации и реставрации церквей. При этом новостройки гармонично вписались в архитектуру областного центра.

Обзор: «Пушкин и Википедия»

Майкл Вахтель

 

     Википедия стала общим ресурсом не только для студентов, уклоняющихся от суровости исследований, но и для ученых, ищущих быстрый и надежный ответ на основной вопрос. В этом качестве он был чрезвычайно полезен для всех нас и позволил сэкономить время. Недавние сравнения показали, что по многим параметрам Википедия ничем не хуже традиционных энциклопедий. И, конечно же, Википедия имеет огромное преимущество в том, что она находится в стадии разработки. Неверная информация может быть исправлена; плохие записи можно исправить.

     Пожалуй, лучшее, что можно сказать о нынешней записи Пушкина, это то, что она может стать только лучше. Текст состоит из банальностей, иногда приправленных фактическими ошибками. Немногочисленные сноски редко относятся к научным работам, но чаще к сомнительным источникам, с которыми автор(ы) столкнулись во время серфинга в Интернете. Со стилистической точки зрения эссе — ужас. На коротком пространстве в три страницы одни и те же слабые места упоминаются два или три раза, иногда дословно.

     Эссе начинается с обзора. Мы узнаем, что Пушкин «многими считается величайшим русским поэтом». (Похоже, авторы находят этот пункт настолько спорным, что обосновывают его четырьмя разными источниками, два из которых принадлежат Би-би-си.) Очевидно, Пушкин заслужил эту репутацию тем, что «первопроходцем в использовании народной речи в своих стихах и пьесах. ” Хотя здесь может быть доля правды, она, конечно, не приближается к объяснению уникального стиля Пушкина, столь тесно связанного с историей русского литературного языка и проблемой «архаистов и новаторов». В том, что авторы не останавливаются на таких тонкостях, нет ничего удивительного. Однако можно только выразить смятение по поводу их решения закрыть первый абзац, заявив, что пушкинская « Мария: История русской любви дает представление о России во времена правления Екатерины Великой».

Плохой знак, когда не существует самой первой явно упомянутой работы. (Последующий поиск в Интернете показал, что это название раннего перевода «Капитанская дочка» .)

     Затем мы переходим к политике. Авторы Википедии, по-видимому, черпают здесь свою информацию из плохих сведений советской науки. Тема Пушкина и политики, конечно, значительна и обсуждалась недавно как Сергеем Давыдовым, так и Олегом Проскуриным в англоязычных эссе для неспециалистов (в The Pushkin Handbook и The Cambridge Companion to Pushkin соответственно). Увы, Википедия ничего не знает об этой стипендии. Таким образом, мы узнаем, что Пушкин «постепенно стал приверженцем социальной реформы» (что бы это ни значило), что «в начале 1820-х годов он столкнулся с правительством», а затем в 1823 году в Одессе «снова столкнулся с правительством». Отсюда мы перескакиваем к тому, что Пушкин и его жена «впоследствии стали завсегдатаями придворного общества».

     Что не так с этой картинкой? Для начала пора признать, что вопрос о радикальной политике Пушкина был раздут советскими учеными до предела. В современном очерке о Пушкине следует отметить, что даже те ранние стихи, которые всегда цитировались Советами и действительно (как указывает Википедия) заучивались и переписывались декабристами, никогда не рассматривались Пушкиным как особо радикальные (см. Очерк Немировского о «Кинжале» в его Творчество Пушкина и проблема публичного поведения поэта ). На самом деле есть все основания полагать, что сам царь Александр не считал их радикальными; данные свидетельствуют о том, что он нашел в них отражение своих собственных либеральных взглядов. Как утверждали недавние исследователи (например, Марк Альтшуллер в своем превосходном « Между двух царей »), изгнание Пушкина почти наверняка следует отнести не к политическим стихам, а к его эпиграммам ad hominem

, адресованным царю. Точнее: Пушкин всегда одобрял институт монархии, лишь бы он основывался на уважении к закону. Когда Николай пришел к власти, Пушкин был его стойким защитником, часто к изумлению его более либеральных друзей. Пушкина иногда раздражало обращение с ним со стороны нового императора, но он никогда не ставил под сомнение свою легитимность или свою политическую позицию. В 1831 году Пушкин действовал в соответствии со своими политическими убеждениями, написав ура-патриотические стихи на тему жестокой реакции России на польское восстание. Это факт, который никогда не оспаривали даже Советы. Почему его нет в Википедии?

     Но вернемся на минуту к теме ссылки Пушкина. Первые годы в Одессе и Кишиневе вряд ли были, конечно, наказанием. Пушкин остался более или менее в одиночестве, и он продолжил прежнюю распутную жизнь, просто перенеся свой театр военных действий из столицы в провинцию. У него по-прежнему была служебная должность, которая почти не предъявляла к нему требований, как и к зарплате. В 1824 году действительно все изменилось к худшему, но это не имело никакого отношения к политике. Если любовная связь с настоятельницей не считается «столкновением с властями», то в действительности нет ничего политического, что заставило бы его лишиться синекуры и отправиться в поистине неприятную ссылку («вынужденное рустирование», как красноречиво выражается Набоков).

в Михайловском.

     И что случилось потом? Со своим обычным стилистическим пафосом Википедия сообщает нам (курсив мой): «Однако какой-то власти разрешили ему посетить царя Николая I для прошения об освобождении, что он и добился. Но или участников восстания декабристов (1825 г.) в Петербурге сохранили в своих бумагах или его ранних политических стихов, и вскоре Пушкин оказался под строжайшим контролем правительственных цензоров… и трясущиеся листья причинно-следственной связи в воздухе. Не может быть сомнения, что сам Николай I санкционировал приезд Пушкина в столицу и что Пушкин всегда будет благодарен Николаю за «освобождение» его. Знаменитый (правда, до сих пор малоизвестный) часовой разговор Николая и Пушкина не упоминается, как не упоминается и результат этой встречи — то, что Николай согласился быть личным цензором Пушкина. Реализация этого соглашения оказалась для Пушкина гибельной (Булгарин оценивал некоторые его работы, а Бенкендорф выступал в качестве постоянного посредника).

Все это интересно и актуально; это должно найти отражение в Википедии.

     Подводя итог, биография Пушкина в Википедии представляет собой не что иное, как случайный набор фактов и фактоидов без какой-либо логической связи или исторического контекста. Но как насчет его работы? Здесь, к сожалению, у нас дела обстоят не намного лучше. Нам говорят, что «критики считают многие его произведения шедеврами (это не так уж шокирует, учитывая, что мы уже узнали, что Пушкин «многими считается величайшим русским поэтом»!) драма

Каменный гость , рассказ о падении Дон Жуана. Его поэтическая короткая драма «Моцарт и Сальери» послужила источником вдохновения для Питера Шаффера « Амадей ». Сам Пушкин предпочитал свой роман в стихах Евгений Онегин …» Было бы хорошо, если бы у нас были хотя бы самые краткие комментарии о Медном всаднике или «Моцарте и Сальери», или какое-то разъяснение, откуда мы знаем, что Пушкин предпочитал Евгений Онегин им. Правда, любознательному читателю ссылки оказывают некоторую помощь. Если ссылка «Моцарт и Сальери» состоит всего из нескольких абзацев (посвященных в основном опере Римского-Корсакова), то Онегин ссылка достаточно подробная, особенно по теме английских переводов. Статья не новаторская, но в целом достоверная (и большего от энциклопедической статьи ждать не приходится).

     Время от времени в этом болоте просвечивает случайный хороший момент. Две краткие отсылки к книге Майкла Баскера «Пушкин и романтизм» (из

«Спутник европейского романтизма» ) умны и точны. Также есть информативный абзац об операх на тексты Пушкина со сноской на Ричарда Тарускина. Бесспорно привлекательным элементом этой страницы в Википедии является визуальный материал, включающий в себя картину Репина с изображением молодого Пушкина, читающего свои стихи Державину, врубелевскую картину Серафима в пушкинском «Пророке», портрет Пушкина у моря Айвазовского, памятник Пушкину в Москве. и т. д. Ничего из этого не контекстуализировано, но, по крайней мере, оно есть. (Похоже, что подавляющее большинство иллюстраций было заимствовано из русской статьи Википедии, которая сама по себе не является шедевром, но определенно лучше, чем ее английский аналог.)

     И это все, за что можно похвалить. Статья в Википедии завершается отрывком, явно написанным носителем русского языка (стилистически отмечен отсутствием артиклей). В этом разделе, озаглавленном «Влияние на русский язык», делается ряд обоснованных замечаний о вкладе Пушкина во все жанры того времени, его интересе к западным писателям и его роли связующего звена между восемнадцатым и девятнадцатым веками. Но и здесь встречаются ужасающие банальности и дезинформация. Параграф завершается: «Ум Пушкина, острота его суждений, его преданность поэзии, реалистическое мышление и невероятная историческая и политическая [sic!!] интуиция делают его одним из величайших русских национальных гениев».

     Эссе дополнено списком основных работ и различными внешними ссылками. Некоторые из них ценны, например, наше собственное Пушкинское обозрение , 10-томное интернет-издание произведений Пушкина «Цявловская», Русское цифровое научное издание Пушкина (незаменимый ресурс для серьезного пушкиниста). Однако в списке есть и «краткая биография Пушкина Кэрил Эмерсон», к которой мой компьютер не смог получить доступ. Увы, Кэрил Эмерсон никогда не писала подобного произведения, так что можно только гадать, к чему это могло привести. Последняя ссылка ведет на малайские переводы стихов Пушкина. Источник этой загадочной ссылки раскрылся после небольшого интернет-расследования. Малайский переводчик Пушкина явно редактировал страницу. Он также скромно перечисляет свою монографию (на малайском языке) «Великий русский поэт Пушкин и восточный мир». Любопытно, но вряд ли занимает центральное место в основных пушкиноведениях и доступно лишь немногим привилегированным.

     В заключение можно сказать, что Википедия является потенциально полезным источником информации о нашем поэте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *