Об оде «Бог» Державина. Фрагмент из книги В.Ходасевича «Державин»
|
Богословско-философский анализ оды Г.Р. Державина «Бог» « Союз Писателей России Смоленская областная организация
Величайший из русских поэтов допушкинского периода Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в Казанской губернии в дворянской семье. Начальное образование он получил в Казанской гимназии и в 19 лет начал службу солдатом в Преображенском полку, впоследствии дослужившись до генеральского чина. Стихи Державин начал писать с юности, так как имел к этому врождённый дар от Бога. В казарме он сочинял письма, прошения и стишки для офицеров и солдат. В 70-х годах поэт писал уже песни, басни, оды и эпиграммы. Хотя в художественном отношении они были ещё недостаточно зрелыми, но весь облик поэтической системы уже предсказывал будущего мастера. В 1780-1784 годах Державиным создана ода «Бог», ставшая одним из наиболее значительных его произведений. Он выступил в ней против французских материалистов XYIII века. Ода Державина потрясла весь мир. Её переводили не менее 15 раз на французский язык, не менее восьми – на немецкий, несколько раз – на польский. Кроме того, ода Державина была переведена на английский, итальянский, шведский, чешский, латинский, греческий и японский языки. Главная тема, проходящая красной нитью через всю оду, – это тема богосыновства. Всемогущий Господь, сокровенно от нашего сознания, единым словом (имеется в виду творческий акт) привёл в бытие материю, из которой впоследствии и создал физический мир. Прославляя промыслительность, всемогущество и предвечность Небесного Творца, Гавриил Романович Державин в оде «Бог» замечает следующее: Создавый всё единым словом. В творенье простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек! Небо, земля, море и то, что в них создано Богом, целесообразно и прекрасно. Красота и мудрость, проявленные в устройстве вселенной, служат одним из вернейших доказательств бытия Божия. Но как ни огромны пространства вселенной, всё же они являются творением Божиим и поэтому перед полнотой всемогущества Божия, по словам Державина, составляют лишь одну точку: В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою Лишь будет точкою одною. А я перед Тобой – ничто. Хотя и преступил заповеди Божии человек, погрязнув в тине согрешений, но Милосердный Господь не оставил его. По своей неизреченной благости и человеколюбию Бог послал в мир Сына Своего, «чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» /Ин. 3,16/. Образ Божий, заложенный в человеческом существе Творцом изначала, не упразднился полностью и после согрешения. Выражая идею богосыновства между Богом и человеком, Державин говорит: Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь Как солнце в малой капле вод. Ещё в ветхозаветные времена псалмопевец Давид приводил следующую аналогию стремления человеческой души к Богу, говоря: Как елень стремится к источникам водным, так душа моя желает к Тебе, Боже (Пс.41). Державин также свидетельствует об этом, говоря: Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебе душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно есть и Ты! Целесобразное устройство вселенной свидетельствует человеку о делах Божиих. Рассматривая и изучая «дела рук Божиих», человек приходит к заключению о реальном существовании Творца. Об этом Державин говорит следующим образом: Ты есть – Природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть; – и я уже не ничто! По словам Державина, человек представляет частицу вселенной. Я средоточие живущих. Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? безвестен; А сам собой я быть не мог. И далее великий поэт свидетельствует всему миру, что дивны дела Божии, и Своей премудростью сотворил Он всё: Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь! По благому промыслу Божьему, человек создан для прославления Господа, изучения окружающего мира, наслаждения бытием и продолжения своего рода. Земная жизнь человеческая является временной. Десница Божия определила, чтобы человек, созданный из персти земной, в землю и возвращался. Твоей то правде нужно было, Человек своим разумом бессилен постигнуть полноту существа своего Творца. Размышляя об этом, поэт говорит: Неизъяснимый, Непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать Твоей. Но прославлять Бога и стремиться к Нему своей душой человек обязан. Ежедневно получая множество благ от Бога, человек часто не замечает сего. Он стремится преимущественно к стяжению материальных благ и наслаждениям житейским. Но сколько бы человек не стяжал материальных благ, сколько бы не наслаждался различными житейскими утехами, его душа не сможет найти отрады и утешения. Только в Боге человек может обрести мир, радость и полное блаженство. Только в Боге успокоится душа его. Проникнутый любовью к Богу, Гавриил Романович Державин призывает «слабых смертных» тянуться к Богу («к Тебе лишь возвышаться»), поражаясь величию Его творческого гения («В безмерной разности теряться»), и за всё благодарить Его: Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слёзы лить. |
«Гимн лирико-эпический на изгнание французов из Отечества» Г.Р. Дерецхавин как прогнозирование идеологического поворота 1813–1815
UDC 821.161.1-1
https://doi.org/10.20339/PH.4-21.057
/HLINIRINIALINIINI .....9.05. .,Младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
РАН
e-mail: karim-ha@mail. ru
На основе анализа стихотворения Г.Р. Державина «Гимн лирико-эпический на изгнание французов из Отечества», в статье показано, как этот текст предсказал изменения в государственной риторике и идеологии Российской империи в 1813–1815 гг. Создавая этот текст как идейную поэму и развивая там мотив русских людей , Державин оставил широко распространенное в поэзии периода Отечественной войны гражданское понимание его, в котором человек признаются автономной фигурой в истории, независимой ни от царя, ни от Бога и придают мотиву библейское измерение: противостояние России и Франции уподобляется онтологической битве божественных и демонических сил. В «Гимне лирико-эпическом…» идея мессианства русских людей звучит громче, чем в других современных стихотворениях. Более того, поэма Державина была одной из первых, в которой четко, объемно и последовательно изложен сюжет Отечественной войны 1812 года: от пробуждения Наполеона («Дракон или змеевидный демон») до окончательного триумфа русских. богоизбранность под предводительством архангелоподобного Михаила Кутузова и бегство французского императора из пределов Российской империи.
Ключевые слова: «Гимн лирико-эпический на изгнание французов из Отечества», Г.Р. Державин, идеологическая поэзия, мессианство, Отечественная война 1812 года. Державин и 1812 год: о смысле и композиции «Гимна лиро-эпического на прогнание французов из Отечества» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2012. Т. 71, вып. 6. С. 42–52.
2. Петров А.В. «Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества» (1813) Г.Р. Державина (материалы к словарной статье «Историческое сознание Державина» для «Державинской энциклопедии») // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 2 (24). С. 796–801.
3. Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году/под ред. Я. Айзиковой, В.С. Киселёва, Н.Е. Никоновой. Москва, 2015. Гл. 1. С. 17–36.
4. Кошелев В. А. Гимн «На прогнание», или «Апокалипсис пере-ложить» (о поэтике позднего Г.Р. Державина) // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С. 89–106.
5. Вацуро В.Е. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб, 1994.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 20 т. СПб, 1999. Т. 1.
7. Альтшуллер М.Г. Беседа любителей русского слова: у истоков русского славянофильства. Москва, 2007.
8. Державин Г.Р. Сочинения / с пояснительными примеч. Я.К. Грота. СПб, 1866. Т. 3. Гл. 3: Стихотворения.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 19-312-
).‘О Муза, будь послушна повелению Бога’: Мир духовный и материальный | Русская литература: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Келли, Катриона,
«О Муза, повинуйся повелению Божию»: Миры духовные и материальные»
,
Русская литература: Очень краткое введение
, Очень краткое введение 9000
(
Oxford,
2001;
online edn,
Oxford Academic
, 24 Sept. 2013
), https://doi.org/10.1093/actrade/9780192801449.003.0008,
accessed 30 янв. 2023.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
. за которым последовало его размышление о религии, покаянии и смерти в более поздней жизни. Какое место пушкинские взгляды занимают в каноне русской литературы? Как русские романтики, символисты, модернисты и соцреалисты рассказывают о существовании Бога, дьявола, смерти и наказания? Каково место черной комедии в русском творчестве и как она способствует самобытности русской литературы?
Ключевые слова: черная комедия, тело, движение, поэзия, проза, социалистический реализм
Тема
Теория литературы и культурология В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.