Единый государственный экзамен по истории России. IX – XIV века
1) 882 2) 988 3) 945 4) 962
1) Рима 2) Литвы 3) Польши 4) Византии
1) Русская правда 2) Соборное уложение
3) Стоглав 4) Судебник
1) X-XI вв. 2) IX-X вв. 3) XI-XII вв. 4) VI-VII вв.
1) Новгороде 2) Киеве 3) Смоленске 4) Владимире
1) Повесть временных лет 2) Слово о погибели русской земли
3) Слово о полку Игореве 4) Задонщина
1) крещение Руси
2) принятие Русской правды
3) Великое переселение народов
4) необходимость отпора внешним врагам
1) полюдье, 2) оброк, 3) выход, 4) ясак.
1) вотчинами 2) уделами 3) уездами 4) слободами
1) деятельности княгини Ольги
2) принятия Русской правды
3) принятия Устава Владимира Мономаха
4) походов князя Святослава
1) князя Олега 2) князя Игоря
3) князя Святослава 4) князя Владимира
«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».
Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержались приведенные сведения?
1) Поучение детям 2) Апостол
3) Русская правда 4) Повесть временных лет
«Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности».
Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой?
1) полюдье 2) повоз 3) оброк 4) подушная подать
1) Киева и Смоленска 2) Владимира и Киева
3) Киева и Новгорода 4) Киева и Твери
1) победа над монголо-татарами 2) победа над печенегами
3) победа над шведами 4) победа над Казанским ханством
1) Байер 2) Шлецер 3) Миллер 4) Ломоносов
1) в Древней Руси лица, нанимавшиеся на работу по договору, при невыполнении обязательств могли стать холопами
2) жители рядка – поселения, удобного для торговли и промыслов
3) торговцы однотипным товаром в торговом ряду в XIV-XVII вв.
4) жители населенного пункта в Древней Руси, жившие рядом и имеющие родственные отношения
1) VI веке 2) IX веке 3) X веке 4) XI веке
1) 1097 год 2) 1136 год 3) 1147 год 4) 1199 год
1) IX веке 2) X веке 3) XI веке 4) XII веке
1) закупами 2) гридями
3) рядовичами 4) тиунами
«Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых, ходя легко, как барс, вел он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».
1) Олег Вещий 2) Игорь
3) Святослав 4) Владимир Святой
1) закуп 2) тиун 3) рядович 4) смерд
1) учреждение патриаршества
2) появление письменности
3) формирование общерусского самосознания
4) подписание первых договоров с Византией
1) принятие христианства
2) создание Русской правды
3) первое летописное упоминание Москвы
4) создание Повести временных лет
«Древляне же, услышав, что […] идет опять, так подумали со своим князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо».
1) Олег 2) Святослав 3) Игорь 4) Владимир
1) размер дани 2) место сбора дани
3) формы сбора дани 4) вид дани
1) тиун 2) огнищанин 3) гридин 4) закуп
1) рядович 2) гридь 3) тиун 4) мытник
«Пришли князья и собрались в Любеч для устроения мира [между собой]. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне… пусть каждый держит отчину свою и на этом целовали крест…»
1) 1054 2) 1097 3) 1113 4) 1125
1) поляне 2) кривичи 3) вятичи 4) дреговичи
1) поход Святослав на Хазарию,
2) поход Олега на Византию,
3) принятие христианства на Руси,
4) убийство Игоря древлянами
1) вятичами 2) полянами
3) ильменскими словенами 4) древлянами
1) княжение Ярослава Мудрого
2) походы Святослава на печенегов
3) приглашение Владимира Мономаха на княжение в Киев
4) борьба Александра Невского с немецкими и шведскими рыцарями
1) Олег Вещий 2) Ярослав Мудрый
3) Святослав 4) Игорь
1) Олег Вещий 2) Святослав
3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Мономах
1) Святослав 2) Ярослав Мудрый
3) Владимир Святой 4) Владимир Мономах
1) смертная казнь 2) испытание водой и железом
3) наложение штрафа (виры) 4) продажа в рабство
1) десятая часть княжеских доходов в пользу церкви
2) название церковных земель
3) денежная единица на Руси
4) подать в пользу монастырей
1) Владимира Мономаха 2) Святослава
3) Владимира Святого 4) Ярополка
1) Святослава 2) Владимира I
3) Ярослава Мудрого 4) Владимира Мономаха
1) Владимир Святой 2) Владимир Мономах
3) Ярослав Мудрый 4) Олег Вещий
1) высокие проценты ростовщиков
2) смерть князя
3) неурожай
4) нападение половцев
1) 862 2) 882 3) 907 4) 911
1) свободный крестьянин-общинник
2) зависимый крестьянин
3) раб
4) человек, попавший в зависимость по договору
1) Олег Вещий 2) Ольга
3) Святослав 4) Владимир Святой
1) Олег Вещий 2) Ярослав Мудрый
3) Святослав 4) Владимир Мономах
1) Владимир I 2) Ярослав Мудрый
3) Владимир Мономах 4) Мстислав Великий
1) Владимира Святого 2) Ярослава Мудрого
3) Владимира Мономаха 4) Олега Вещего
1) Олегу Вещему, 2) Юрию Долгорукому,
3) Ярославу Мудрому, 4) Александру Невскому.
1) полян, 2) древлян, 3) радимичей, 4) кривичей.
1) вятичи, 2) древляне, 3) кривичи, 4) печенеги.
1) восстание древлян,
2) крещение княгини Ольги,
3) поход Игоря на Византию,
4) убийство князя Святослава печенегами.
1) во Владимире-Волынском, 2) во Владимире на Клязьме,
3) в Галиче, 4) в Киеве.
1) поход Олега на Константинополь,
2) поход Игоря на Византию,
3) поход Святослава в Болгарию,
4) поход Святослава против хазар.
1) усилению языческих обычаев,
2) полному искоренению язычества,
3) введению патриаршества,
4) укреплению государственности.
1) перенос столицы княжества из Суздаля во Владимир,
2) основание Москвы,
3) битва на реке Калке,
4) создание Повести временных лет.
1) учреждение патриаршества,
2) появление письменности,
3) формирование общерусского самосознания,
4) подписание первых договоров с Византией.
1) тиуном, 2) посадником, 3) владыкой, 4) тысяцким.
1) княжение Ярослава Мудрого,
2) походы Святослава на печенегов,
3) приглашение Владимира Мономаха на княжение в Киев,
4) борьба Александра Невского с немецкими и шведскими рыцарями.
1) Андрее Боголюбском 2) Данииле Галицком
3) Александре Невском 4) Владимире Мономахе
«Вот уже, братья, невеселое время настало. Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
О каком времени в истории Древней Руси идет речь в отрывке?
1) политической раздробленности
2) нашествии монголо-татар на Русь
3) нашествии рыцарей-крестоносцев на Русь
4) набегах на Русь хазар
1) нашествия хана Батыя 2) похода хана Мамая
3) походов Чингисхана 4) набегов половцев
1) Дмитрий Донской, 2) Александр Невский,
3) Святослав Игоревич, 4) Иван Калита.
«Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным, так сядем, братья, на своих коней и поглядим за синий Дон…
… Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»
В каком веке происходил события, описанные в произведении?
1) IX 2) XII 3) XV 4) X
1) Калке 2) Угре 3) Воже 4) Неве
1) битва на реке Калке 2) Куликовская Битва
3) Ледовое побоище 4) Стояние на Угре
1) 1223 2) 1380 3) 1242 4) 1480
1) Новгороде и Киеве 2) Новгороде и Владимире
3) Новгороде и Пскове 4) Новгороде и Москве
1) 1223 2) 1242 3) 1240 4) 1380
1) 1223 2) 1237 3) 1236 4) 1380
1) 1054 – дата смерти Ярослава Мудрого
2) 1132 – дата смерти Мстислава Великого
3) 1187 – дата смерти Ярослава Осмомысла
4) 1125 – дата смерти Владимира Мономаха
1) оборона Киева от нашествия Батыя
2) битва на реке Калке
3) поход Батыя на Новгород
4) нападение крестоносцев на новгородские земли
1) первое упоминание о Москве в летописи
2) съезд князей в Любече
3) битва на Калке
4) восстание древлян
1) Средней Азии 2) Волжской Булгарии
3) Киевского княжества 4) Китая
1) число 2) вира 3) вервь 4) пожилое
1) баскак, 2) ясак 3) ярлык 4) ярмо
1) баскаки, 2) кормленщики,
3) темники, 4) бесермены
1) кризис в развитии культуры,
2) усиление межкняжеских усобиц.
3) застой в развитии экономики,
4) укрепление обороноспособности Руси.
1) экономическому упадку
2) усилению власти киевского князя
3) ослаблению обороноспособности
4) укреплению торговых связей между княжествами
1) нашествия монголо-татар
2) упадка феодального хозяйства
3) политической раздробленности
4) складывания товарного хозяйства
1) Ярослав Мудрый, 2) Александр Невский,
3) Юрий Долгорукий, 4) Владимир Мономах.
1) Юрии Долгоруком, 2) Владимире Мономахе,
3) Андрее Боголюбском, 4) Всеволоде Большое гнездо
1) прекращение феодальных усобиц
2) изменение закона о престолонаследии
3) прекращение совместных военных действий против половцев
4) начало феодальной раздробленности
1) борьба против самостоятельности Новгорода
2) укрепление власти в собственном княжестве
3) борьба против монголо-татар
4) принятие христианства
1) распространение православия на прибалтийские земли,
2) прекращение существования Ливонского ордена,
3) укрепление безопасности северо-западных рубежей Руси,
4) освобождение Новгородской земли от уплаты ордынского выхода.
1) баскаки, 2) басмачи 3) басурмане, 4) ярлыки
1) разорению Великого Новгорода
2) разгрому Киева
3) разорению значительной части Северо-Восточных земель Руси
4) разгрому городов Галицко-Волынского княжества
1) возвращением монгольского войска и спасением Новгорода от погрома,
2) разгромом Великого Новгорода и Пскова,
3) включением Новгородской и Псковской земель в состав Орды,
4) ликвидацией новгородского веча
1) Невской 2) на реке Калке
3) Куликовской 4) на Чудском озере
1) Владимире, 2) Галиче 3) Рязани, 4) Козельске
1) 1068 2) 1380 3) 1242 4) 1471
1) согласия Земского собора, 2) согласия Боярской Думы,
3) передачи права от отца к сыну, 4) получения ярлыка в Орде
1) Юрий Долгорукий 2) Александр Невский
3) Иван Калита 4) Дмитрий Донской
1) реке Неве, 2) реке Угре,
3) Чудском озере, 4) реке Ижоре.
1) она находилась в стороне от основных торговых путей,
2) она не была прикрыта другими княжествами от враждебных государств,
3) тверские князья не смогли получить права на Великое княжение,
4) из-за политических просчетов тверских князей.
1) Коломна и Переславское княжество,
2) Можайск и Белозерское княжество,
3) Кострома и Угличское княжество,
4) Муром и Суздальско-Нижегородское княжество.
1) строительство белокаменных стен Московского Кремля,
2) стояние на реке Угре,
3) начало феодальной войны,
4) Куликовская битва.
1) введение баскачества на Руси,
2) вхождение Твери в состав Московского княжества,
3) закрепление за Москвой ярлыка на великое княжение,
4) падение татаро-монгольского ига.
1) Михаил Андреевич Бренок,
2) Владимир Андреевич Серпуховский,
3) Андрей Ольгердович Полоцкий,
4) Михаил Александрович Тверской.
1) 7 2) 49 3) 14 4) 196
1) в закреплении за Москвой статуса национальной столицы,
2) в окончании объединения русских земель вокруг Москвы,
3) в падении монгольского ига,
4) в появлении новых видов оружия.
1) наличие удобного выхода к морю,
2) независимость от Орды,
3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами,
4) умелая политика московских князей.
1) вхождение русских княжеств в состав Золотой Орды,
2) распад Древнерусского государства на княжества и земли,
3) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами,
4) оживление торговых связей с Востоком.
1) Невская битва,
2) разорение Рязани Батыем,
3) основание Московского княжества,
4) начало ордынского ига.
1) у Москвы не было соперников в борьбе за лидерство,
2) только Московское княжество приняло население, бежавшее от монгольского ига,
3) в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Русской православной церкви,
4) ордынские ханы уже в XIII веке давали ярлык на великое княжение только московским князьям.
1) X – XI вв. 2) XI – XII вв.
3) XII – XIII вв. 4) XIV – XVI вв.
1) снятие ордынского ига,
2) прекращение выплаты дани Орде,
3) закрепление за Москвой роли центра объединения,
4) отказ Орды от набегов на русские земли.
1) Рязанское княжество, 2) Тверское княжество,
3) Новгородская земля, 4) Суздальско-Новгородское княж.
1) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды,
2) присоединение к Москве Великого Новгорода,
3) экономическое и военное укрепление Московского княжества,
4) присоединение к Москве Тверского княжества.
1) реке Калке, 2) реке Шелони,
3) реке Неве, 4) Куликовом поле.
1) союз московских и тверских князей против Золотой Орды,
2) союз Москвы с Великим Новгородом,
3) союз Москвы с Великим княжеством Литовским,
4) выгодное географическое положение.
Часть В
Рабочая тетрадь для 1 курса. 1 семестр
Рабочая тетрадь для 1 курса. 1 семестр
__
Данная рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов первого курса всех специальностей ПКГХ в первом семестре. Рабочая тетрадь призвана активизировать познавательную деятельность студентов. Ни учебник с его вопросами к параграфам, ни отдельные дидактические материалы, разбросанные по разным изданиям, не обеспечивают полноценной, систематической и системной работы студентовна занятиях и дома. Вопросы и задания действующих сегодня учебников ориентируются в большей степени на прямую репродукцию текста, а дидактические материалы в основном проверяют и тренируют память.
Цель данной рабочей тетради — способствовать повышению эффективности обучения студентов и уровня их творческого развития. Внедрение этого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи:
1. Продолжение развития мышления у студентов.
2. Более прочное усвоение теоретических знаний.
3. Приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий.
4. Контроль за ходом обучения студентов.
5. Формирование у студентов умений и навыков самоконтроля.
Данная рабочая рабочая тетрадь может быть также использована во время аудиторных занятий. Основным источником, обеспечивающим обратную связь педагога и студентов, являются опрос и проверочные работы. Но опрос носит эпизодический характер и требует значительных затрат времени. Проверочные работы дают педагогу главным образом результаты мыслительной деятельности студентов и не дают возможностей проникнуть в сам процесс этой деятельности. Поэтому наиболее оптимальным средством управления мыслительной деятельностью являются именно рабочие тетради.
Основы исторического знания.
Факторы самобытности русской истории
Темы докладов, компьютерных презентаций и рефератов
1. Особенности древнерусской цивилизации.
2. М.В.Ломоносов и его вклад в формирование исторической мысли в России.
3. Первый русский историк — кто он?
4. Советская историография: этапы развития.
5. Влияние русский историков на ход исторического процесса.
6. Нужно ли «мудрое содержание России»?
7. Влияние фактов и факторов на развитие российской государственности.
8. Цивилизованный и формационный подходы — право на существование.
9. Влияние власти на развитие исторической мысли в России.
10. Природно-климатический фактор и его влияние на ход русской истории.
11. Споры западников и славянофилов о русской истории.
12. Альтернативы русской истории.
Основная литература
— Деревянко А.П. История России: учеб.пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
— Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. М.: ЮНИТИ, 2008.
— История Отечества / Под ред. Г.Б.Поляка. М.: ,НИТИ, 2001.
Дополнительная литература
— Балашов Д. Формирование русской нации и современные проблемы нашего национального бытия // Российский ежегодник, 1989. Вып.1. С. 198-200.
— Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории, 1992. № 4-5. С. 37-57.
— Рыбаков С.В. Татищев в зеркале русской историографии // Вопросы истории. 2007. № 4. С.161-168.
— Кузнецов И.И. Отечественная история. Учебник. М.: Дашков и К, 2006, С.7-38.
— Пастухова Н.Б. Сувернитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории. 2007. № 3. С.50-70.
— Сараева Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг. // Вопросы истории. 2007. № 9. С.50-61.
Тесты, задания и упражнения
1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятие:
а) концепция;
б) формация;
в) цивилизация;
г) историография;
д) источниковедение;
е) доктрина;
ж) парадигма;
з) индустриальное общество;
и) менталитет;
к) инновация;
л) постиндустриальное общество.
Определения:
1) учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип;
2) концепция в социологии, согласно которой тип общества определяется не производственными отношениями и классовым делением, а уровнем технического, индустриального общества;
3) умонастроение, связанные с ним жизненные порзиции, модель поведения человека;
4) 1 — синоним культуры; 2 — уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), 3 — ступень общественного развития, следующая за варварством; 4 — в некоторых философский теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры;
5) новое явление, новшество;
6) наука, основной задачей которой является описание и анализ взглядов, одей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки;
7) обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сферы услуг, наука и образование. В 1980-е гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории «информационного общества», в котором отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации;
8) наука, исследующая исторические источники;9) модель постановки и решения научных и политических проблем: смена одной на другую представляет, по существу, научную рефолюуи.;
10) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;
11) согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определенного типа.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
«От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с точкой зрения И.А.Ильина?
2. Какие факторы, по мнению И.А.Ильина, влияют на ход русской истории?
3. Назовите факты и факторы, характерные для каждого периода исторического развития, которые, как вам кажется, не упомянул русский в данном отрывке?
Ответ:
1. Да / Нет (нужное подчеркнуть)
2. _____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
3. В России история как наука возникает в _________ веке:
1) ХХ;
2) XI;
3) XVIII;
4) XVII.
4. Соотнесите название труда с историком, его написавшим:
1 | «История государства Российского» | А | Н.М.Карамзин |
2 | «История России с древнейших времен» | Б | В.О.Ключеский |
3 | «Курс русской истории» | В | В.Н.Татищев |
4 | «История российская с самых древнейших времен» | Г | С.М.Соловьев |
5. Известный российский ученый М.Н.Тихомиров подчеркивал: «Там, где письменные источники отсутствуют, историк блуждает в потемках». Согласны ли вы с этим утверждением? Составьте таблицу «Классификация исторических источников»:
ПисьменныеВещественные
Лингвистические
Этнографические
Устные, фольклор
6. Под цифрой 1 отметьте признаки, относящиеся к познавательной функции отечественной истории, 2 — воспитательной, 3 — практически-политической (прогностической):
а) предлагает социально-значимую историческую информацию из поколения в поколение;
б) позволяет прогнозировать будущее;
в) знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими лучшему пониманию происходящих процессов;
г) позволяет обновить перспективы развития тех или иных процессов современности;
д) позволяет выявить закономерности исторического развития;
е) помогает в выработке научно-обоснованного политического курса;
ж) формирует гражданское, нравственные ценности и качества личности.
7. Система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания, называется:
а) методологией;
б) рационализмом;
в) субъективизмом;
г) историографией.
8. Вставьте пропущенное слово:
Методом в науке называют совокупность __________________ , регулирующих деятельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи.
9. Выделите из перечисленных ниже наиболее часто используемые в исторической науке общенаучные методы. Дайте их определение:
а) хронологический метод;
б) метод дедукции;
в) сравнительно-исторический метод;
г) метод моделирования;
д) метод анализа и синтеза;
е) ретроспективный метод;
ж) метод индукции.
10. Соотнесите название метода изучения истории и его характеристику:
1) типологическийа) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
2) проблемно-хронологический
б) классификация исторических явлений, событий, объектов
3) ретроспективный
в) описание исторических событий и явлений
4) историко-системный
г) сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
5) идеографический
д) углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития
11. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:
Принципы научного исследования историиХарактеристика
Принцип историзма
Принцип объективности
Принцип социального подхода
Принцип всесторонности
12. Вставьте пропущенное слово:
_______________ — это часть исторической науки в целом, ее отрасль, изучающая совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме.
13. В гуманитарной историографыии история трактовалась:
1) как осуществление Божественного провидения;
2) деятельность людей;
3) развитие религиознаго духа;
4) случайное стечение обстоятельств.
14. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его определением:
1) эволюционизма) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития
2) субъективизм
б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития
3) рационализм
в) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда
4) географический детерминизм
г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических процессах и общественной деятельности отдана отдельному субъекту
15. В XVIII веке немецкими историками Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером была создана:
1) антинорманнская теория;
2) «теория официальной народности»;
3) норманнская теория;
4) теория «русского социализма»;
В чем суть этой теории? Какие факторы, повлиявшие на развитие русской истории, выделяют немецкие ученые?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Кто из ученых сыграл большую роль в развитии цивилизационного подхода?
1) С.М.Соловьев и В.Н.Татищев;
2) В.И.Ленин и Г.В.Плеханов;
3) Н.М.Карамзин и М.В.Ломоносов;
4) О.Шпенглер и А.Тойнби.
17. Создателями формационной теории являлись:
1) Н.Я.Данилевский и А.Тойнби;
2) Г.В.Плеханов и В.И.Засулич;
3) В.И.Ленин и Ю.О.Мартов;
4) К.Маркс и Ф. Энгельс.
18. Цифрой 1 отметьте, что соответствует основным положениям цивилизационного подхода в изучении и изложении истории, 2 — формационного:
а) прогрессивность исторического развития;
б) прохождение всеми странами обних и тех же ступеней развития;
в) отрицание прогресса в развитии общества;
г) единство человеческой истории;
д) представление об истории как многолинейном, многовариативном процессе;
е) прерывность исторического процесса;
ж) рассмотрение специфики культурного развития стран и регионов.
19. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I:
1) В.Н.Татищеву;
2) Н.М.Карамзину;
3) М.В.Ломоносову;
4) В.О.Ключевскому.
20. Н.М.Карамзин в качестве наиболее подходящей формы правления для России видел:
1) «мудрое самодержавие»;
2) «свободное народовластие»;
3) «парламентскую республику»;
4) «народное государство».
21.