Фонвизин, Денис Иванович – биография и творчество
Денис Иванович Фонвизин, знаменитый русский писатель, яркий представитель литературной эпохи Екатерины II, родился 3 апреля 1745 года в Москве. Он происходил из старинного немецкого дворянского рода, который при Иване Грозном выехал из Лифляндии (барон Петр фон Висин; фамилия эта писалась еще в середине XIX в. раздельно: фон Визин, и лишь позже установилось слитное написание). До 10-летнего возраста Фонвизин воспитывался дома. Отец его, человек хотя и не слишком образованный, сам обучал своих восьмерых детей. По учреждении в Москве университета Фонвизин-отец отдал в открытую при нем дворянскую гимназию двух старших сыновей, Дениса и Павла. В гимназии Денис был на прекрасном счету; он неоднократно получал награды, дважды выступал на публичных актах с речами на русском и немецком языках. В 1758 г. молодой Фонвизин в числе лучших учеников был отвезен в Петербург для представления покровителю университета, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете. Великолепие двора и, в особенности, театральные представления произвели на мальчика ошеломляющее впечатление. В 1759 г. Фонвизин был «произведен в студенты», а через 3 года, 17-ти лет от роду, закончил свое университетское образование.
Если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Фонвизин, Денис Иванович – краткая биография
Университет в это время только еще устраивался, и на первых порах в его организации было много недостатков, однако Фонвизин, как и его товарищи, вынес из него и культурные интересы и достаточные знания как в науках, так и в иностранных языках. В эти годы начала творческой биографии Фонвизина Московский университет был наиболее заметным центром литературной жизни в России. Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова, с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова. Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер». Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761). В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей. В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка). Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать.
Фонвизин. Краткая биография
Кончая университет, Фонвизин оказался сержантом гвардии Семеновского полка, на службе в котором он, по обычаю того времени, числился еще с 1754 г., т. е. с 9-летнего возраста. Военная служба не могла заинтересовать его, и при первой возможности, воспользовавшись приездом двора и правительства в конце 1762 г. в Москву, он устроился в коллегию иностранных дел переводчиком с окладом по 800 р. в год, и тогда же был отправлен с почетным поручением в Шверин. В 1763 г. вместе с двором Фонвизин переехал в Петербург, а уже в октябре того же года перешел на службу к «кабинет министру» у принятия адресованных императрице челобитных, И. П. Елагину, получившему потом (с 1766 г.) в свое ведение и управление театрами. Быстрые шаги Фонвизина на служебном поприще объясняются в значительной мере его литературными успехами и светскими талантами. С самого раннего детства начала проявляться в его характере необыкновенная живость. С годами в нем развилась та способность видеть все вещи с их смешной стороны, тяга к острословию и иронии, которая не оставляла его до конца биографии. Его эпиграммы, остроумные и злые замечания о людях ходили в обществе. Этим он нажил себе много приятелей, но и немало врагов. Среди последних был секретарь Елагина, небезызвестный драматург В. И. Лукин, вражда с которым делала службу Фонвизина очень трудной.
В Петербурге литературное творчество Фонвизина продолжилось. Он перевел в 1763 г. роман Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора», продолжал переводить «Сифа». В это время он сошелся с кружком молодых людей, увлеченных доктринами французских философов-просветителей и проповедовавших атеизм. Фонвизин отдал дань этому увлечению; следы религиозного скептицизма остались в написанной в эту эпоху сатире («Послание к слугам»; может быть, к этому же времени относится басня «Лисица-Казнодей» и некоторые другие стихотворные пьесы, дошедшие до нас в отрывках). Впрочем, довольно скоро Фонвизин отрекся от сомнений и вновь стал религиозным человеком, каким был в отцовском доме и университете. В 1764 г. Фонвизин поставил на сцену свою стихотворную переделку комедии Грессе «Сидней», озаглавленную им «Корион». Это был образец «склонения на наши нравы», т. е. вольного перевода с перенесением действия в Россию и соответственным изменением бытовых деталей, имен и т. д. Таков был рецепт для писания комедий у группы Елагина, в которую входили Фонвизин и Лукин. «Корион» имел сомнительный успех; противники системы переделок были недовольны им.
Спасаясь от столкновений с Лукиным в более или менее продолжительных отпусках в Москву, Фонвизин в одну из таких поездок закончил своего знаменитого «Бригадира». По возвращении его в Петербург (1766) комедия сделалась известной в обществе; автор, мастерски читавший ее, был приглашен прочесть ее императрице, а затем в целом ряде вельможных домов. Успех был небывалый. «Бригадир» был поставлен на сцену и в течение долгого времени не сходил с нее. Фонвизин сразу сделался одним из корифеев литературы; его превозносили похвалами, сравнивали с Мольером. Пожиная лавры на поприще драматургии, Фонвизин не оставил и других родов литературного творчества. В 1766 г. он издал свой перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному» (с прибавлением Юсти; пер. с нем.), в котором доказывалось, что государство и само дворянское сословие заинтересованы в том, чтобы дворяне занимались торговлей. В 1769 г. вышел его перевод сентиментальной повести Арно «Сидней и Силли» и перевод обширного произведения Битобе «Иосиф» (2 тома).
В том же 1769 г. Фонвизин, недовольный медлительностью своей карьеры и охладевший к Елагину, перешел на службу в коллегию иностранных дел к Н. И. Панину, при котором состоял до самой смерти последнего. На этой службе Фонвизин выдвинулся. Он усиленно работал, вел переписку с русскими посланниками в Западной Европе, помогал Н. И. Панину во всех его начинаниях. Усердие Фонвизина было вознаграждено; когда в 1773 г. Панин получил при женитьбе своего воспитанника, великого князя Павла Петровича, 9000 душ, он подарил из них 1180 душ (в Витебской губ.) Фонвизину. В следующем году Фонвизин женился на вдове Е. И. Хлоповой (рожд. Роговиковой), принесшей ему значительное приданое.
В 1777 г. Фонвизин уехал для поправления здоровья жены во Францию; оттуда он писал обширные письма сестре своей Ф. И. Аргамаковой и брату своего начальника, П. И. Панину; он подробно описывал свое путешествие, нравы и обычаи французов. В остроумных и ярких набросках он изображал разлагающееся общество предреволюционной Франции. Он верно чувствовал приближение грозы и видел безумие, охватившее страну перед катастрофой; кроме того, многое ему не нравилось потому, что он не хотел и не мог отказаться при оценке чуждой ему культуры от своих, российских, помещичьих понятий. К своим письмам Фонвизин относился как к настоящему литературному труду; это видно хотя бы из того, что он вводил в них многие замечания, заимствованные у французских и немецких публицистов и географов.
В 1770-х годах Фонвизин писал и печатал немного («Каллисфен», «Та-Гио или Великая Наука», «Слово на выздоровление Павла Петровича» 1771 г., «Слово похвальное Марку Аврелию» 1777 г.). Но с начала 1780-х годов у него вновь начинается подъем творческой энергии. Все произведения этого этапа его биографии представляются плодом глубоких размышлений на темы политические, моральные, и педагогические. Еще в «Похвальном слове Марку Аврелию» Тома, переведенном Фонвизиным, и в некоторых других его произведениях более ранней эпохи виден его интерес к вопросам государственного устройства и политики. Затем, по поручению Н. И. Панина и, без сомнения, под его руководством, Фонвизин составляет проект реформ, необходимых для процветания России. В этом проекте говорится и об освобождении крестьян, об ограничении самодержавия и т. д. За границей Фонвизин изучает не только философию, но и юридические науки: государственный строй и законодательство Франции. В 1782 г. в «Собеседнике Любителей Российского Слова» появляются его «Вопросы», в которых он смело указывает на недостатки государственной и придворной жизни России; вместе с «Вопросами» были напечатаны ответы на них императрицы Екатерины, которая была настолько недовольна дерзостью Фонвизина, что ему пришлось печатно извиняться перед нею. В том же журнале была помещена «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», статья, в которой Фонвизин протестует против пренебрежительного отношения к занятиям литературой; сам он считал, что писательство это один из полезных и возвышенных способов служить отечеству и человечеству. К этому же периоду биографии Фонвизина относятся: «Опыт Российского Сословника», отрывок словаря синонимов, в котором к заимствованиям из словаря французских синонимов Жирара присоединены оригинальные сатирические выпады, «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» и, наконец «Недоросль».
Герои «Недоросля» Фонвизина
Если в «Бригадире» Фонвизин дал лишь галерею комических типов и ряд сатирических выпадов, не комментированных при помощи отвлеченных рассуждений и не окрашенных тенденцией, то в «Недоросле» (см. на нашем сайте краткое содержание, полный текст и анализ этой пьесы) перед нами законченный цикл идей как излагаемых отдельными персонажами, так и явствующих из самого действия. Пагубность невежества, проистекающее отсюда злоупотребление крепостным правом, моральный и умственный упадок дворянства, – составляют главные идейные стержни комедии. Фонвизин требует от дворянина прежде всего сознательности, трудолюбия и преданности идее чести, которую он считает основой благосостояния общества. В области педагогии он, согласно западным учениям того времени, утверждает первенство морального воспитания перед сообщением конкретных знаний, полагая, что ученый злодей опасен не менее невежды. Развитие своих взглядов Фонвизин подкрепляет яркой сатирой на быт провинциального дворянства; достается попутно и двору с его интригами, ложью, подхалимством и тому подобным. «Недоросль» был поставлен в 1782 г. в Петербурге в бенефис И. А. Дмитревского, игравшего Стародума. Успех был полный, потрясающий; Фонвизин был на верху славы. Несмотря на сопротивление московской цензуры, он добился постановки комедии и на московском театре, и с тех пор она не сходила со сцены в течение многих десятилетий и до сих пор пользуется репутацией лучшей русской комедии XVIII столетия.
Это был последний творческий успех Фонвизина. В 1783 г. умер Н. И. Панин, и Фонвизин немедленно вышел в отставку с чином статского советника и пенсией по 3000 р. в год. В 1784 – 1785 гг. он путешествовал по Западной Европе; много времени он провел в Италии, где закупал, между прочим, предметы искусства для заведенного им в России вместе с купцом Клостерманом торгового дома; так Фонвизин практически осуществлял идею «торгующего дворянства». Из-за границы Фонвизин снова писал длинные литературные письма сестре. По возвращении в Россию Фонвизина поразил паралич, лишивший его употребления левых руки и ноги и отчасти языка. Последующие годы – это годы угасания. Фонвизин видел в своей болезни наказание за грехи и заблуждения молодости и путешествовал в поисках исцеления. Продолжать литературное творчество ему не удавалось. В 1788 г. он подготовил ряд сатирических статей для предположенного к изданию журнала «Стародум или друг честных людей», но цензура запретила приступить к изданию; по-видимому, «Вопросы», проект реформ, а быть может, и некоторые места «Недоросля» не были забыты правительством; даже мысль Фонвизина перевести Тацита встретила неодобрение власти. Незадолго перед смертью Фонвизин написал небольшую комедию «Выбор гувернера» и начал писать автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Он умер 1 декабря 1792 г.
Блестящий талант, большой ум и широкая начитанность дают нам право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи. И в частной жизни он был острословом, насмешником. Щеголь, любитель живописи, поэзии, театра, а также и хорошего стола, в молодости стремившийся изо всех сил к чиновной карьере, под старость занявшийся спасением души, хитрый, но честный человек, он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции того времени.
Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты
14 Апреля 1745 – 12 Декабря 1792 гг. (47 лет)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2832.
Фонвизин Денис Иванович (1745–1792 гг.) – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль». Фонвизина называли «отцом русской комедии»: его театральные пьесы публика принимала с восторгом.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и образование
Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
youtube.com/embed/cH-M7AjvpAk?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Личная жизнь
В 1774 г. Фонвизин женился. Его выбор пал на вдову Екатерину Ивановну Хлопову (купеческую дочь). В 1777 г. вместе с женой он отправился в путешествие за границу — в Германию и на юг Франции. Во время поездки Фонвизин отсылал П. И. Панину сатирические письма, отображающие нравы во французском обществе накануне близящейся революции 1789 г.
В своей заграничной поездке Денис Иванович Фонвизин встречался с Бенджамином Франклином. Некоторые считают, что будущий президент Америки мог послужить прототипом образа Стародума.
Начало творческого пути
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс, и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.
Происхождение
В роду Дениса Фонвизина были рыцари, жившие в Ливонии. Во времена Ивана Грозного они перешли на службу к русскому царю. Немецкая семья верно служила новой отчизне. Фамилия ее членов тогда писалась через дефис «фон-Визин».
Именно так ее указал в своих трудах князь П. А. Вяземский, первым написавший биографию Фонвизина. Однако А. С. Пушкин говорил, что фамилию надо писать слитно. Он считал Фонвизина не просто русским, а настоящим «перерусским» человеком.
Государственная служба. Зрелое творчество
С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио».
В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».
С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.
Отставка
Идеи Никиты Панина не пришлись по вкусу Екатерине II. Всевластный канцлер попал в опалу, а в марте 1782 г. вышел в отставку. Через несколько дней после ухода покровителя и начальника Денис Фонвизин также подал прошение об отставке, которое Екатерина II приняла.
Панин умер спустя год – в марте 1783-го. Денис Фонвизин написал его биографию. Он создал образ идеального государственного деятеля. На русском языке произведение вышло только в 1786 г. Сначала его издали во Франции.
Болезнь. Последние годы
С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
В краткой биографии Фонвизина стоит отметить, что в последние годы своей жизни он страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).
1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Первый успех
1769 год стал особым в биографии Дениса Фонвизина. Именно в этот период он написал комедию «Бригадир».
Она стала первой в российской литературе «комедией нравов». В ней особенности поведения и речи персонажей социально определены. Речевая характеристика – это проявление индивидуальностей персонажей. Разумеется, отрицательные герои глупы. В конце сюжета они проигрывают. Положительные персонажи благоразумны и выигрывают.
Особое внимание в комедии уделялось офранцузившемуся Иванушке. С этим персонажем Фонвизин связывал важную для себя тему патриотического воспитания русского дворянина.
Комедия имела большой успех. Автора даже пригласили прочитать ее в Петергофе перед императрицей Екатериной II. Взгляды Фонвизина и графа Никиты Ивановича Панина, который служил воспитателем наследника престола — сына императрицы, — во многом совпадали.
Интересные факты
- Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
- Успех «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
- Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
- Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.
Денис Фонвизин
Роль и место в литературе
Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.
Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.
Дом Фонвизиных
Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.
Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Происхождение и ранние годы
Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.
У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.
Образование
Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.
Денис Фонвизин
Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.
Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.
Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.
В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.
Творчество
Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.
Главные произведения
В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.
Фонвизин читает «Бригадира»
Надгробие Фонвизина
«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.
Последние годы
Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.
1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1745 | Год рождения Дениса Фонвизина |
1777-1778 | Жизнь и деятельность во Франции |
1779 | Снова на Родине |
1781 | Служба статским советником |
1782 | Успешно прошла премьера произведения «Недоросль» |
1783 | Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве |
1792 | Не стало Дениса Фонвизина |
Интересные факты
- Когда в 1760 году Фонвизин был в Петербурге, он в первый раз пошел на спектакль по пьесе Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене производит на писателя большое впечатление, и восхищение театром у него остается на всю жизнь.
- Успех комедии «Недоросль» во время первой постановки на сцене был так велик, что из зрительного зала сцена была забросана кошельками с деньгами, по традиции того времени.
- Фонвизина соотечественники называли франтом, по причине того, что он особое внимание уделял внешности.
- Женой Дениса Ивановича Фонвизина была дочь богатого купца Катерина Ивановна Роговикова.
Память о писателе
Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.
Путешествие по Европе
В конце 1774 года Денис Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой, дочери богатого купца. Свадьбу сыграли в Москве, а жить молодожены вернулись в Петербург, в дом на Галерной улице. Через три года жена Фонвизина заболела. Чтобы поправить здоровье, они поехали во Францию — это было первое заграничное путешествие писателя. По пути супруги побывали в Варшаве и Дрездене, Лейпциге и Лионе, Страсбурге и Мангейме. Когда жене стало лучше, они посетили южные французские провинции.
По ссылке — воспоминания русских писателей, побывавших за границей
Во время путешествия Фонвизин писал письма сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. Он описывал им французскую действительность, культуру, рассказывал про достижения в науке и литературе.
Через 6 лет Фонвизины снова побывали в Европе — они отправились в Германию. Фонвизин посетил Лейпциг, Мемель, Франкфурт, Нюрнберг. Писатель гулял по городу, ходил в музеи и картинные галереи.
Общественная деятельность
Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. «Собеседник российского слова» должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.
Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.
Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.
Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.
«Недоросль»
Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.
В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:
- Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
- До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
- В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.
Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.
Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.
Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.
О творчестве и не только
- После первой поездки во Францию писатель буквально влюбился в эту страну и её культуру. Он начал ездить туда часто, проникся восхищением к французской литературе. Кстати, именно Фонвизину принадлежат переводы всех знаменитых комедий Вольтера.
- Но столь свободно французским языком Фонвизин владел не всегда. Однажды его высмеял однокурсник за то, что будущий драматург столь плох во французском. Это настолько задело Фонвизина, что он ответил обидчику эпиграммами, а затем начал долго и упорно изучать французский язык. Писатель так увлёкся своей «местью», что в итоге получил золотую медаль за успехи во французском, начал активно переводить французских авторов, а затем и вовсе овладел языком в совершенстве.
- Но не французским языком единым славились успехи Фонвизина в учёбе. Ещё во время учёбы в университете драматург получил серебряную и две золотых медали за успехи в изучении немецкого языка. Он знал этот язык в совершенстве, и именно он принёс автору первый литературный заказ – один из книготорговцев попросил его перевести басни Хольберга.
- Переводы стали для Фонвизина источником заработка. Только брал он за работу не деньгами, а книгами. Денис Иванович обожал чтение, а на регулярную покупку книг у него просто не было денег. Так что он просил своего постоянного заказчика платить ему понравившимися книгами. Работа помогла будущему писателю освоить значительный пласт французской и немецкой литературы.
- Начитанный материал помог Фонвизину приступить к написанию своих собственных произведений. Начал он с обличительных резких сатир, высмеивавших недостатки современного драматургу общества. Он настолько преуспел в этом деле, что современные литературоведы называют его отцом русской бытовой комедии.
- Считается, что именно Фонвизин впервые начал вводить в употребление такой словесно-литературный приём, как сарказм. Об этом писал ещё знаменитый философ и писатель Александр Герцен. И Герцен же утверждал, что благодаря Фонвизину саркастические обороты начали повсеместно употребляться в различных художественных произведениях.
- Практически все свои работы, за исключением студенческих переводов для журналов, Фонвизин оставлял неподписанными. Многие, конечно, догадывались, кто этот загадочный сатирический автор, но вслух не высказывали своих догадок. Официально авторство было раскрыто при издании Полного сборника сочинений в 1788 году.
- Фонвизин лично подбирал актёров для своей постановки «Недоросль». Его увлечением театром позволило и ему самому сыграть роль Скотинина.
- «Недоросль» отказались ставить абсолютно ВСЕ театры Москвы. Язвительные насмешки, «опасная» сатира и другие неугодные элементы новинки пришлись не по душе многим. Именно по этой причине премьеру пришлось перенести в Санкт-Петербург, где «Недоросль» ждал оглушительный успех. Зрители буквально закидывали сцену деньгами. Популярность комедии докатилась и до Европы, где пьесу перевели на немецкий и повезли по многим именитым театрам.
- В опале оказалась и комедия «Бригадир», которая высмеивала любовь молодёжи ко всему иностранному. Эту пьесу, к слову, драматург написал во время своего путешествия и лично читал Екатерине II. Позже её всё-таки поставили. Как и «Недоросль», «Бригадир» полюбился публике.
- Фонвизин был заядлым любителем дневников. Он и сам вёл журнал постоянно, где описывал впечатления от новых знакомств, рассуждал о состоянии собственного здоровья, рисовал картины быта и портреты, описывал достопримечательности.
- Денис Иванович поучаствовал в создании словаря русских синонимов.
- К концу жизни драматург начал писать автобиографический труд, но закончить его так и не смог.
- Екатерина II недолюбливала Фонвизина за его едкие высказывания. Она даже запретила издавать его пятитомник и журнал «Стародум», поскольку в них «высмеивалась власть».
Театральная постановка “Недоросль”.
Театральная постановка “Недоросль”.
Анализ комедии Фонвизина «Бригадир»: краткое содержание и характеристика героев
Действие пьесы «Бригадир» происходит в помещичьем доме советника. В нем, помимо хозяина дома, его дочери Софьи и супруги (мачехи Софьи), находятся сваты – бригадир (генеральский чин) с супругой и сыном Иванушкой, который является женихом дочери советника. У самой Софьи есть возлюбленный – помещик Добролюбов, который в качестве жениха ее отцом не рассматривается, так как не имеет достойного состояния.
У каждого из персонажей пьесы свои представления о том, что хорошо, а что плохо.
- Советник и бригадирша ценят деньги, хозяйственность и экономию. Причем известно, что советник оставил службу после введения закона о мздоимстве – без возможности брать взятки служба потеряла для него интерес. Он остался убежден, что умение найти лазейку в законе и повернуть дело так, чтобы правым оказался заплативший больше, обязательно пригодится в жизни.
- Бригадир советует сыну читать воинский устав, сожалеет, что не отдал его на военную службу, все оценивает с позиции силы или слабости. Жену считает дурой, хозяйством не интересуется, но понимает, что сын у него вырос никчемным человеком. Он олицетворяет бездушие, грубость, порок и косность. Именно поэтому и сама пьеса получила название «Бригадир».
- Советница изнывает от тоски, так как в провинции не с кем флиртовать. Радость ей доставляет только примерка новых шляпок и чтение любовных романов.
- Сын бригадира Иванушка побывал в Париже, после чего считает себя душой французом и презирает все русское. Убежден, что важнее то, что на голове, чем то, что в голове, так как последнего никто не видит. Эту точку зрения разделяет и советница.
- Только Софьи и Добролюбов ценят истинные добродетели: правду, справедливость, искреннюю любовь.
Порочность большинства героев, кроме Софьи, Добролюбова и бригадирши, подчеркивает их готовность к измене. Иванушка и советница признаются друг другу в чувствах и в готовности вступить в связь, уехать вместе в Париж. Бригадир положил глаз на советницу, а советник – на бригадиршу.
В результате все интрижки раскрываются. Добролюбову же удается выиграть дело благодаря вмешательству высших чинов, заставивших судий действовать справедливо. В результате он становится обладателем 2000 душ (то есть богатым). Благодаря этому советник с радостью соглашается отдать за него дочь.
Порок наказан, добродетель вознаграждена. Одновременно утверждена вера в справедливость высшей власти.
Пьеса не длинная, хоть и состоит из 5 действий. В ней показан быт помещиков: они пьют чай, играют в карты. Действие происходит в одном месте, укладывается в один день. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. В каждом доминирует какая-либо одна черта характера. Герои имеют имена, говорящие об их принадлежности к тому или иному социальному слою или об их внутренних качествах: Софья (мудрость), Иванушка (дурачок), Добролюбов (любящий добро), советник (гражданский чин), бригадир (военный чин). Это позволяет отнести комедию Фонвизина «Бригадир» к числу классицистических произведений.
Фонвизин Денис Иванович Денис фонвизин Фонвизин подлесок краткая биография
Вероятно, наиболее точным образцом русской литературы эпохи Просвещения является Д.И. Фонвизина, биография этого человека яркое тому свидетельство. Фонвизин избрал своим оружием комедию, его острые сатирические произведения отражают положение дел в Российской империи того периода. Взгляды Фонвизина существенно повлияли на умы молодого поколения XIX века, в частности А.С. Пушкина, считавшего Фонвизина «другом свободы».
Детство и юность
В апреле 1745 г. Д.И. Родился Фонвизин, биография выдающегося писателя началась в Москве. Фамилия Фонвизин произошла от старинного рыцарского рода. Предок Дениса Ивановича имел немецкие корни и был рыцарем, попавшим в русский плен во времена отца будущего писателя, был человеком чести и не терпел лжи и невежества. Первоначальное домашнее образование сыну дал отец, который очень серьезно к этому отнесся.
В десятилетнем возрасте Денис Фонвизин поступил в дворянскую гимназию, а затем в Московский университет, недавно открытый М.В. Ломоносов. В эти годы Д.И. Фонвизин, биография молодого человека имеет такие сведения, увлекался переводами с иностранных языков и театром. Эти увлечения повлияют на всю жизнь писателя в дальнейшем. Вместе с переводами Фонвизин впитал в себя идеи европейского Просвещения, а театр пробудил в юноше писательский дар.
В 17 лет Фонвизин переехал в Петербург и поступил на службу в иностранную коллегию переводчиком. Так как он теперь стал придворным служащим, то по статусу обязан был посещать все увеселительные мероприятия, как то: Эта обязанность сильно тяготила юношу, о чем свидетельствуют многочисленные письма.
На службе у графа Панина
В 1769 г. Фонвизин перешел на службу исполняющим обязанности министра иностранных дел и воспитателем наследника. В то время граф слыл демократом и прилагал немало усилий для смягчения самодержавного деспотизма. Екатерина II высказывалась за «просвещенную» монархию, но на самом деле ее действия свидетельствовали о
реверс. Попав в опалу, граф Панин умер в 1783 г., оставив после себя «политическое завещание», записанное секретарем, единомышленником и другом Д.И. Фонвизин.
Конфликт с Екатериной II
Уходя со службы после смерти графа, Д.И. Фонвизин начал работу над созданием словаря русского языка, а именно его части, связанной с синонимами. Выполняя эту работу, Д.И. Фонвизин, биография об этом факте говорит недвусмысленно, не мог удержаться, чтобы не выпустить из себя остроты о государстве, а также шутки о придворных. Эти статьи были опубликованы в журнале «Собеседник любителей русского слова», где императрица также печаталась под псевдонимом. Между ней и Фонвизиным возник спор, результатом которого стал запрет на печать любых
последние годы жизни
Все несчастья свалились на голову Д.И. Фонвизин на ночь. Лишенный возможности опубликовать свой труд, испытав горечь поражения в политической борьбе, разоренный и тяжело больной, Фонвизин медленно угасал. Умер, как свидетельствует краткая биография, Д.И. Фонвизина 1 декабря 1792 года в Петербурге.
Дата рождения: 14 апреля 1744
Дата смерти: 12 декабря 1792
Место рождения: Москва
Фонвизин Д.И. — великий писатель. Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1744 года в Москве. Знаменитый великий писатель, драматург и знаток русской жизни, сумевший перенести ее в комедийной форме на сцену и в литературу, скончался 1 декабря 1792 года, прожив долгую жизнь и оставив России огромное трудно поддающееся анализу культурное наследие. переоценивать.
Детство:
Детство Дениса Ивановича прошло в очень патриархальной обстановке, его отец, Иван Андреевич, был известным дворянином, близким ко многим известным политикам, а также уважаемым и ответственным чиновником ревизионная доска. Корни его рода уходят в далекое прошлое, еще в средневековье, его предки прочно обосновались при дворе Ивана Грозного, сами они были выходцами из Ливонии.
Эта семья была известна в России как отличные слуги Российского государства на самых разных руководящих должностях. Сама фамилия со временем была искажена, первоначально она имела написание фон Визен и многие исследователи долгое время использовали отдельное написание или написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя.
Образование Фонвизина было сложным, уже в раннем детстве его домашнее образование было высшего класса, он продолжил обучение в дворянской гимназии, откуда мог со временем поступить на философский факультет университета, но в 1760 г. в Санкт-Петербург как лучшие студенты. В этот же период он активно участвует в студенческой жизни и даже играет в самодеятельном театре Хераскова. После окончания средней школы он увлекся литературой и публиковался в московских журналах.
Молодость и годы в Петербурге:
В 1762 году Денис Иванович окончательно переехал в Петербург, где работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он служил секретарем при И. Елагине, который ведал челобитными к самому императору. Увлечение литературой и харизматичность молодого чиновника вскоре сделали его активным участником работы императорских театров, которыми также заведовал Елагин.
В конце 60-х либеральные взгляды Дениса Ивановича на молодого писателя сближают его с небольшой группой офицеров Козловского, увлеченных новыми идеями, пишется первая сатирическая поэма «Послание к моим слугам…», которая была опубликована в 1769 г.и быстро распространились среди молодежи.
Страсть к театру не покидала его. В студенчестве он активно переводил для производства в России различные иностранные комедии, но теперь пробовал писать самостоятельно. В 1769 году свет увидела небольшая комедия «Бригадир», которую оценил сам Н. Новиков. Его показали в театрах в 1770 году, но только через двадцать два года он стал доступен для печати. К сожалению, сам автор не видел печатного издания своей первой удачной комедии.
В год написания «Бригадира» произошло и другое знаменательное событие: Н. Панин стал воспитателем наследника престола и оставил пост секретаря главы Коллегии иностранных дел. Либеральные взгляды чиновников не изменились. Новоиспеченный секретарь Фонвизин также считал, что стране нужны немедленные изменения в законодательной системе на коренном уровне.
Работа за границей:
В 1777-1778 годах Фонвизин путешествовал по Германии и Франции. Его впечатления от этой поездки нашли отражение в «Записках первого путешественника», ставших одним из краеугольных камней в процессе изменения лица русской прозы этого периода. Одной из причин этой поездки стала длительная болезнь жены писателя.
В 1782 году он получил отставку с государственной должности, а потому мог использовать свободное время для дальнейшего расширения своего культурного кругозора. В 1784 году он уехал в Италию и Германию, в Европе был издан его труд «Житие графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке. Однако основной причиной поездки стало лечение от паралича.
Творчество последних лет:
После восстания Пугачева либеральные взгляды по всей России находились под жесточайшим давлением, и потому удивительно, что в окружении полицейского и цензурного контроля ему удалось написать свой знаменитый труд «Недоросль» «. В марте 1782 г. Н. Панин был решительно снят со своего поста из-за противодействия.
Именно в этот период сам Фонвизин решил уйти в отставку, чтобы сконцентрироваться на своей литературной карьере. Под впечатлением от действий Панина он написал «Рассуждение о непременных государственных законах», содержавшее огромное количество критики самодержавия и использованное впоследствии декабристами для пропаганды собственных идей.
Политическое противостояние княгини Дашковой и императрицы вызвало огромное количество публикаций Фонвизина в популярном тогда либеральном журнале «Собеседник русского слова». Дашкова была не только владелицей журнала, но и главным редактором. Именно в этом журнале увидели свет сатирические произведения Фонвизина «Опыт русского сословника», «Рассказ мнимого глухонемого» и другие.
Императрица отреагировала на это очень резко. Фонвизину запретили публиковать, а его пятитомник с несколькими десятками сочинений был утерян для последующих поколений, хотя и был почти готов к печати.
В этот период его сочинения распространялись украдкой почти как революционная агитация. В конце 80-х знаменитого писателя парализовало, он был практически прикован к постели, но по-прежнему активно работал. Именно в этот момент он написал знаменитую «Откровенную исповедь в своих делах и мыслях», которую, к сожалению, не закончил. Умер 1 декабря 1972 и покоится в Александро-Невской лавре.
Важные достижения Дениса Фонвизина:
Многие исследователи считают Фонвизина фундаменталистом русской бытовой комедии.
— Сатирически изобразил нравы современного ему дворянства, описав в комедии «Бригадир» свою любовь ко всему французскому
— Изменил русскую прозу изданием «Записок первого путешественника»
Основные вехи жизни Дениса Фонвизина:
Родился в 1744 г.
— Учился в гимназии при Московском университете с 1755 по 1760 г.
— Последний ход в Петербург в 1762 г.
— Работа секретарем Елагина с 1763 по 1769 г.
— Издание комедии «Корион» в 1764 г.
— Завершение работы над комедией «Бригадир» в 1769 г. и написание знаменитой поэмы «Послание к моим слугам» …»
— Постановка пьесы «Бригадир» в театрах в 1770 г.
— Путешествие по Франции и Германии в 1777-1778 гг.
— Постановка пьесы «Подлесок» в 1782 г.
— Публикации в журнале Дашковой в 1783 г. Германия в 1784-1785
— Смерть в 1792
Интересные факты из биографии Дениса Фонвизина:
Композиция «Восьмой век» содержит полный текст сатирической поэмы «Послание к моим слугам. ..», но не имеет ссылки на автора
— Князь Г. А. Потемкин-Таврический после премьеры «Недорослей» обратился к Фонвизину со словами: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши: ничего лучше этой пьесы не создашь»
— В рассказе Н.В. В гоголевской «Ночи перед Рождеством» Фонвизин присутствует как безымянный персонаж.
1744 или 1745 — 1792
Русский писатель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) он сатирически изобразил дворянские нравы, их пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (пост. 1782), знаковом произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; изданы в 1800-х гг.) сыграли значительную роль в развитии русской прозы.
Биография
Родился 3 апреля (14 н.с.) в Москве в обеспеченной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
В 1755 — 1760 годах учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В студенческие годы он начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод «Басен о молитве» датского просветителя Л. Хольберга, начал переводить трагедию Вольтера «Альзира» (с 1762).
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел. С 1763 по 1769 год он служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, заведовавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 года — на императорские театры.
В эти же годы Фонвизин сблизился с кружком молодых вольнодумных офицеров, под их влиянием создал сатирическое произведение «Послание к слугам моим…» (1769).
Интерес к театру проявился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии «на русские нравы»). «Бригадир», написанный в 1766 — 1769 годах и поставленный в 1770 году, был опубликован только в 1792 — 1795 годах. Н. Новиков сказал об этой комедии: «…она была сочинена именно на наш манер».
В 1769 году Фонвизин стал секретарем главы Коллегии иностранных дел Н. Панина, воспитателя наследника престола. Их сближало оппозиционное отношение к правительству Екатерины II и убежденность в том, что России нужны «основные законы».
В 1777 — 1778 путешествовал за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в «Записках первого путешественника», сыгравших важнейшую роль в развитии русской прозы.
В атмосфере реакции, последовавшей за подавлением пугачевского мятежа, Фонвизин создал свое самое значительное произведение — комедию «Недоросль» (1781). Оно прямо указывает на корень всех бед России — крепостничество и социальную неграмотность, которые, по мнению Фонвизина, можно преодолеть реформами в духе просвещения.
В марте 1782 года, после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству. В 1783 году он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт русского сословника», «Прошение к русской Минерве от русских писателей», «Рассказ мнимого глухонемого».
В 1784 — 1785 годах Фонвизин посетил Германию и Италию, анонимно опубликовал на французском языке «Житие графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещенного дворянина.
В дальнейшем Фонвизину не разрешалось появляться в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только списками.
Последние годы жизни писатель тяжело болел, но литературных занятий не оставлял: автобиографическую повесть «Чистосердечная исповедь в делах и помыслах моих» начал (она была не закончена, но даже в незаконченном виде это прекрасный образец русской прозы).
1 декабря (12 н.с.) 1792 Фонвизин умер в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Его фамилия происходит от старинного рода Лифляндских. Немецкий барон Петер фон Визин покинул родину во времена правления Ивана Грозного и переселился в Россию. После середины 19 века фамилия Фон Висин стала писаться слитно — Фонвизин.
В семье Дениса Ивановича было восемь детей. Их учил сам отец. Как только в Москве открылось дворянское училище, Иван Фонвизин отправил туда своих старших сыновей, Павла и Дениса.
В контакте с
Университетские годы
Денис хорошо учился в гимназии. Как лучший ученик он был представлен императрице Елизавете Петровне и покровителю Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. Великолепие Петербурга, шик и роскошь царского дворца, постановки в театре — все это произвело на Дениса огромное впечатление. К окончанию гимназии Фонвизин участвовал в публичных выступлениях как на русском, так и на немецком языке. В 1759 г.он стал студентом университета и с блеском закончил его за 3 года, не дожив до восемнадцати лет.
Московский университет был первым университетом в Российской империи с тремя факультетами: юридический, медицинский и философский. Его особенностью было наличие гимназии, состоящей из двух отделений — для дворян и разночинцев. В то время университет только начал свое развитие, но Фонвизин оставил его с довольно обширными знаниями, культурным интересом и знанием иностранных языков.
В то время университет был центром культурной жизни всего города.
- Перевод сказок датчанина Гольберга.
- В журнале «Собрание лучших произведений» опубликовано несколько переводных статей.
- Перевод «Метаморфоз» Овидия.
- Перевод произведения «Героическая добродетель» Террасона
- Перевод в стихах трагедии Вольтера «Альзира».
Карьера
После окончания университета пошел на военную службу, но как только представилась возможность, перевелся в Колледж иностранных дел переводчиком. Вскоре он переехал в Санкт-Петербург, где за короткое время сделал успешную карьеру. Столь стремительный успех на службе объясняется тем, что Денис был очень грамотным и светским человеком . А литература и переводы помогли ему обрести полезных друзей и покровителей.
С возрастом Фонвизин развил в себе остроумие и иронию. Он замечал все недостатки общества и остроумно высмеивал их, чем нажил себе много врагов. Одним из них был драматург Владимир Игнатьевич Лукин, секретарь министра Елагина. Лукин признавал таланты Фонвизина, но вражда между ними не прекращалась вплоть до увольнения Лукина.
Несмотря на государственную службу, Денис Иванович продолжал заниматься литературной деятельностью. Он заинтересовался учением французских философов-атеистов, что нашло отражение в некоторых его произведениях. Отказ от веры был недолгим, и писатель снова стал глубоко верующим человеком.
Самое главное произведение
После написания знаменитой комедии «Бригадир» автор прославился на весь Петербург. Фонвизина приглашали читать его произведения в известные дворянские дома и даже во дворец императрицы. Позже «Бригадир» был поставлен на сцене театра и долгое время имел необычайный успех.
Помимо комедии, Денис Иванович продолжал заниматься переводами в прозе. В 1769 году Фонвизин поступил на службу к графу Никите Ивановичу Панину в Коллегию иностранных дел. Здесь он быстро пошел по карьерной лестнице, очень много работал, переписывался и во всем помогал Панину. За усердную службу Панин щедро наградил своего подчиненного. Он дал ему более тысячи крепостных в Витебской области.
Семья Фонвизиных
В 1774 году Денис Иванович Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой (Хлоповой). Со своей женой он прожил счастливую жизнь, построенную на уважении и доверии друг к другу. Хотя всю жизнь он любил только одну женщину, Анну Приклонскую. Приклонская была замужем за , сверхъестественной красотой не обладала, но считалась очень умной и образованной женщиной. Она ответила Фонвизину взаимностью, но расстояние и замужество Анны помешали им создать союз.
После отставки своего начальника Панина Фонвизин от него не ушел. Они продолжали вместе работать над государственными реформами. В 782 году Денис Иванович вышел в отставку с пожизненной пенсией, дарованной ему императрицей.
Получив в свое распоряжение много свободного времени, писатель взялся за постановку на сцене еще одного своего известного произведения «Подлесок». Пьеса стала настолько популярной, что была переведена на немецкий язык и поставлена в европейских театрах.
В старости Фонвизин страдал тяжелыми заболеваниями. Но даже на этой должности он не переставал работать над литературными произведениями. Со дня смерти Дениса Ивановича прошло более двухсот лет, а его сатира, литературные идеи и произведения до сих пор не утратили своей актуальности.
Денис Фонвизин — великий русский писатель, драматург, публицист, переводчик и создатель русской бытовой комедии.
Помимо писательской деятельности Фонвизин занимался политикой. Был статским советником и секретарем главы российской дипломатии Н.И. Панин.
Биографию Фонвизина изучают не только ученики 9-х классов, но и школьники. Школьники знают его в основном по известному произведению «Недоросль».
Предок Фонвизина попал в русский плен в период (1558-1583) и принял крещение в православие.
Образование
В период биографии 1755-1760 гг. Денис Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года на философском факультете университета.
В 1760 году в числе лучших гимназистов приехали Фонвизин и его брат Павел. Здесь он познакомился с первым руководителем русского театра Сумароковым.
В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевел с немецкого басни Гольберга.
Год спустя он уже переводил роман французского писателя аббата Террасона «Героическая добродетель, или Жизнь Сета, царя Египта», трагедию «Альзира, или американцы» и «Метаморфозы» Овидия.
Одновременно с переводами стали появляться оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в остро-сатирические тона.
Творение
Согласно официальной биографии Фонвизина, предположительно к 1760 г. была написана не изданная при жизни автора пьеса, так называемая ранний «Подлесок».
Впрочем, есть версия, что ранний «Недоросль» вообще не принадлежит перу Дениса Ивановича.
Следует отметить, что Фонвизин находился под сильным влиянием мысли французского Просвещения от Вольтера до Гельвеция.
Стал постоянным членом кружка русских вольнодумцев, собравшихся в доме князя Козловского.
Литературоведение помогло Фонвизину и в его служебной карьере.
Когда он делал перевод трагедии Вольтера, его назначили к тогдашнему известному кабинет-министру Елагину.
Также большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир». Интересен тот факт, что Фонвизина даже специально пригласили в Петергоф, чтобы он прочитал это произведение самой императрице.
В результате он сблизился с воспитателем Павла Петровича (будущего российского императора) графом Никитой Ивановичем Паниным.
В 1769 году Фонвизин перешел на службу к Панину, став его секретарем одним из самых близких и доверенных лиц.
Перед смертью Панина Фонвизин по его прямому указанию составил «Рассуждение о абсолютно всех формах государственного управления, истребленных в России и, следовательно, о зыбком состоянии как империи, так и самих государей».
Это произведение содержит исключительно острую картину деспотического режима Екатерины и ее фаворитов, требует конституционных реформ и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
государственная служба
В период биографии 1777-1778 гг. Фонвизин ездит за границу и находится уже давно. Отсюда он пишет письма своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брат Н. И. Панина) и Я. И. Булгаков.
Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум, наблюдательность, способность Фонвизина разбираться в экономических, социальных и политических проблемах французского общества позволили ему нарисовать исторически достоверную картину Франции.
Изучая французскую действительность, Фонвизин хотел лучше понять процессы, происходящие не только во Франции, но и во Франции, и найти пути улучшения общественно-политического порядка на своей родине.
Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожить его, а ввести в «пределы умеренности».
Его пугала возможность новой пугачевщины, и он считал, что нужно идти на уступки, чтобы избежать дальнейших потрясений.
Отсюда главным требованием является введение «основных законов», соблюдение которых необходимо не только рядовым гражданам, но и монарху.
Наиболее впечатляющей является картина современной действительности, нарисованная писателем-сатириком, а именно безграничного произвола, охватившего все органы власти.
Зрелое творчество
Выйдя на пенсию, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературной деятельностью.
В то же время его ждало резкое неодобрение со стороны лица, запретившего Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.
Литературное наследие последнего периода жизни писателя составляют в основном статьи для журнала и драматические произведения: комедия «Выбор губернатора» и драматический фельетон «Разговор с княжной Халдиной».
Кроме того, в последние годы жизни Фонвизин работал над своей автобиографией «Откровенная исповедь».
Личная жизнь
В биографии Дениса Фонвизина была всего одна жена. В 1774 году писатель женился на дочери богатого купца Екатерине Роговиковой. Она была вдовой адъютанта графа Чернышева А. А. Хлопова.
После смерти Хлопова Екатерина получила огромное состояние в управлении и, выйдя замуж за Фонвизина в 27 лет, полностью его обеспечивала.
В этом браке у них не было детей.
Смерть Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин умер в декабре 1792 года. Ему было всего 47 лет.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
Блестящий талант, большой ум и широкая эрудиция дают полное право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи.
Несмотря на то, что он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции своего времени, он вошел как выдающаяся личность своей эпохи.
Через три года после смерти Фонвизина в России родился еще один великий писатель — биография которого во многом схожа с биографией Фонвизина (см. ).
В биографии Фонвизина было много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.
- Любимым писателем Дениса Фонвизина был Руссо
- Когда состоялась премьера спектакля «Недоросль», его успех был настолько огромен, что зрители завалили сцену кошельками с .
- Интересен тот факт, что Денис Фонвизин был настоящим франтом. Он, в отличие от своего неряшливого современника, большое внимание уделял внешнему виду. Его одежда всегда была чистой и выглаженной, а туфли украшены большими пряжками.
- Впервые побывав в Петербурге, Фонвизин увидел театральное представление — постановку пьесы датского писателя Людвига Хольберга «Генрих и Пернилла». Это произвело на него такое глубокое впечатление, что любовь к театру он сохранил на всю жизнь.
- он очень любил Фонвизина и высоко ценил веселость его комедий. Он крайне сожалел, что в русской литературе «так мало действительно веселых сочинений» . Он любовно отмечал особенность таланта Фонвизина, указывая на прямую преемственность драматургии Фонвизина и.
- Известный литературовед, говоря о творчестве Фонвизина, писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, — наиболее интересные писатели первых периодов нашей литературы» .
Теперь вы знаете все основные события биографии и творчества Дениса Фонвизина.
Если вам понравилась краткая биография Фонвизина, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей вообще и в частности, подписывайтесь на сайт. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажмите любую кнопку.
Денис Иванович Фонвизин Биография — eNotes.com
Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье среднего дворянина. Его отец, уволившись с военной службы майором, имел в Москве скромное гражданское положение; Мать Фонвизина была из более старшего дворянского рода. Семейство Фонвизиных прибыло в Россию из Германии в середине шестнадцатого века и было вполне русским ко времени Екатерины, когда жил Денис; ему пришлось учить немецкий в школе. В отличие от многих русских дворян, он выучил французский только в молодости.
Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию
Уже зарегистрирован? Войдите здесь.
В десять лет Фонвизин был одним из первых принятых в только что открывшийся Московский университет, по-видимому, на подготовительный уровень, необходимый для подготовки студентов, готовых к университетскому обучению. Его образование дало ему вкус к литературе и подготовило его к государственной службе, на которую он должен был поступить, когда нашел покровителя. Ранняя поездка в Петербург (1760) привела его в императорский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Хольберга.
Этот опыт пробудил в нем непреходящий интерес к драме; в 1761 г. он опубликовал перевод подборки нравоучительных басен Гольберга. Дидактический элемент был в творчестве Фонвизина с самого начала. Писатель совершенствовал свой русский литературный стиль и владение французским и немецким языками, выполняя различные переводческие проекты для университетских журналов.В семнадцать лет, обычный возраст для поступления на службу дворянских сыновей, Фонвизин устроился на свою первую работу на госслужбу только что коронованной императрицы Екатерины переводчиком в Министерстве иностранных дел. Екатерининский двор находился в то время недолго в Москве, но когда он вернулся в Петербург в 1763 году, Фонвизин последовал за ним. Обеспеченный впервые личными слугами, он прочитал произведение сатирика Антиоха Кантемира, произведение которого, хотя и было написано раньше, но было опубликовано только в 1762 году. Под этим влиянием Фонвизин решил написать трем своим слугам шутливое письмо. «Послание к слугам моим Шумилову, Ванке и Петрушке» (1763-1764; послание моим слугам Шумилову, Ванке и Петрушке) явилось результатом и получило широкое распространение среди вольнодумцев в Петербурге.
В октябре 1763 года Фонвизин получил покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины, человека с литературными и театральными интересами. На службе у Елагина Фонвизин оказался в конкуренции с немалым талантом драматурга Владимира Лукина. Лукин настаивал на совершенно национальной драме; он ставил на сцене несколько реалистических русских персонажей — ростовщика, например, — но так и не добился для них реалистичной речи. Между двумя писателями не пропадала любовь, а между тем молодой Фонвизин заводил друзей среди актеров и актрис, особенно знаменитого Ивана Дмитревского, сыгравшего в трагедиях Александра Сумарокова. Обязанности Фонвизина у Елагина позволили ему в 1760-х годах экспериментировать с поэзией и дальнейшими литературными переводами. Он попробовал стихотворный перевод 9 Вольтера.0352 Alzire
(pr. , pb. 1736; английский перевод, 1763 г.), но не опубликовал его, обнаружив, что, хотя он и хотел писать трагедии, его природный талант заключался в остроумии и сатире.Юноша видел в это время постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, видел многочисленные постановки легковесных французских комедий в переводе молодых столичных дворян. Фонвизин также перевел такую пьесу « Сидней » Жана-Батиста Грессе; он назвал свою русскую версию Корион . Хотя персонажи были перенесены в русский сеттинг, они сохранили свои французские имена. Пьеса была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре без особого успеха. Короткая сцена между камердинером Андреем и посыльным-крестьянином дышала правдой, но в остальном она была еще в сумароковском стиле.
Жизнь Фонвизина в фешенебельном в то время Петербурге дала ему наблюдательный мир, который со временем нашел отражение в его пьесах. Его собственное воспитание заставило Фонвизина не любить притворство, и он не любил франкоязычных петербургских пижонов с их слепым преклонением перед французским языком и модой и с их презрением ко всему русскому. Фонвизин, напротив, находил в русской жизни много восхищения, например, интеллигенцию М. В. Ламоносова и В. Н. Титищева. Влияние отца дало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего начальника Елагина, он решил высмеять этих щеголей в комедии. К нему добавлялись фигуры, еще не появлявшиеся ни на одной русской сцене, грубое и мелкое дворянство, жившее в городках и в своих имениях, люди малообразованные, бездумно служившие в строго дисциплинированной армии, пока не вышли в отставку, может быть, с чином бригадира. Под стать им были их жены, малограмотные, не умеющие ничего, кроме ведения хозяйства. Фонвизин добавил бы к сатире судебных взяточников, о которых он многое знал по опыту своего отца, честного судьи среди нечестных. Комедия Результатом стал Бригадир . Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которой пьеса понравилась. Двадцатичетырехлетний Фонвизин поразил всех аутентичностью своих русских на сцене.
Именно в Петергофе Фонвизин познакомился с графом Никитой Ивановичем Паниным, главой министерства иностранных дел Екатерины и человеком, которому было поручено воспитание Павла, сына Екатерины, наследника престола. Панин отнесся к этой работе с глубокой серьезностью, надеясь слепить из следующего царя просвещенного самодержца. Он видел связь образования с хорошим управлением, и Фонвизин в своей работе с Паниным добавил к своим и без того восторженным взглядам на значение образования. Панин выбрал Фонвизина секретарем, и молодой человек быстро стал близким и ценным соратником.
Один из самых влиятельных людей при екатерининском дворе, Панин, однако, уже миновал время своего наибольшего могущества, когда к нему присоединился Фонвизин. Взгляды Панина на правительство совпали и развили те, которые формулировал молодой Фонвизин, и отношения с Паниным окрашивают впоследствии все политические взгляды Фонвизина. Панин считал, например, что власть самодержавного правителя должна быть ограничена законом и советом знатнейших придворных. Фонвизин прослужил у Панина четырнадцать лет.
С началом войны с Турцией в 1768 году политика Панина оказалась под сомнением. В результате Фонвизину, начав работать с Паниным, было не до литературы. В начале 70-х гг. 19 в. шли мирные переговоры с Турцией и раздел Польши. Павел, будущий царь, заболел в 1772 году; о его выздоровлении Фонвизин написал речь о его выздоровлении, утверждая, что вся Россия радовалась. В 1773 году, в год пугачевского бунта, столь безжалостно подавленного Екатериной, Панин лишился должности воспитателя Павла, теперь совершеннолетнего и женатого. Екатерина в качестве выходных почестей одаривала Панина многими подарками, и Панин делился ее щедростью со своими помощниками. Фонвизин получил имение в Белоруссии с 1180 крепостными, что сделало его финансово обеспеченным на долгие годы. Однако он, по-видимому, так и не стал идеальным владельцем имения, и имением для Фонвизина как отсутствующего помещика управляли прискорбно неумело. Пугачевский бунт, тем не менее, оказал большое влияние на более позднее творчество Фонвизина, повлияв на его самую мрачную сатиру на жестокость помещиков по отношению к крестьянам.
В 1774 году Фонвизин женился на Екатерине Ивановне Хлоповой, бывшей соседке Фонвизиных в Москве. Супруги хорошо жили в Петербурге, начали коллекционировать искусство, ездили за границу (1777-1778) по состоянию здоровья. Они ездили в Германию и Францию, угощаясь в русских посольствах, но прилагая большие усилия для соблюдения местных обычаев. В письмах домой Фонвизин живо рассказывал о своих впечатлениях. В письмах с настоящей литературной ценностью изложены его взгляды на Европу. Он не был слепым поклонником; он видел там страдание и глупость, как дома. Его патриотизм проявляется даже тогда, когда он больше всего впечатлен культурными достижениями Запада.
Под влиянием Панина другие произведения Фонвизина этого периода были больше ориентированы на политику, чем на литературу. Похвальное слово Марку (хвалебная речь Марка Аврелия) 1777 года, например, его перевод произведения Антуана Тома о том, как должен править правитель, предвосхищает идеи, которые Правдин использует в Незначительном .
Осенью 1778 года Фонвизин, побывав ненадолго в Москве, начал писать Несовершеннолетнего . Русский театр получил богатое развитие за годы, прошедшие с тех пор, как писатель увидел свою первую пьесу; теперь было два театра в Петербурге и постоянный театр с русской труппой в Москве. Становились популярными сентиментальные драмы, и они требовали более естественной актерской манеры, чем та, которая применялась в декламационном творчестве времен Сумарокова. Комические оперы, легкие музыкальные пьесы с танцами, как у Михаила Матинского, привлекали внимание придворной публики сатирическими образами купцов и других в быту, но не изображениями дворянства. Крестьян на сцене обычно идеализировали; грубости и жестокости провинциальных помещиков еще никто не показал.
Ценности, выработанные Фонвизиным на службе у Панина, дали ему больше идей и характеристик для его пьесы. В 1779 г. драматург перевел Та-Гио (« Та-Сюэ: Или то великое знание, в котором заключена высшая китайская философия» , 1966), классику китайского конфуцианства. (Фонвизин использовал перевод на французский как основу для своей работы.) Та-Сюэ утверждает, что добродетель есть корень всех благ и что нет никакой разницы между сувереном и самым смиренным из его подданных в стремлении к благу. добродетель. Тема та, что обнародована Стародумом в пьесе, которую Фонвизин закончил в 1782 году, уйдя в отставку с государственной службы. Он читал пьесу вслух в петербургских дворянских домах, а Дмитревский, давний актерский друг драматурга, поставил ее и исполнил роль Стародумы. Спектакль проходил в частном театре и имел большой успех у публики; тем не менее постановка в Москве была отложена московской цензурой до мая 1783 года.
Панин умер в 1783 году. Его бывший ученик Павел, вступив на престол, показался настоящим деспотом, игнорирующим просвещенное наставление Панина. Перед смертью Панин с помощью Фонвизина написал, но не закончил заявление об изменениях, которые, по его мнению, необходимо было произвести в России. Фонвизин спрятал рукопись, и это рассуждения (рассуждение) или завещания (завещание) много лет переходило из рук в руки и было напечатано только после революции 1905 года. Фонвизин вышел в отставку весной 1783 года, через три недели после Панина. смерть.
Готовый снова обратиться к литературе, Фонвизин стал способствовать литературному феномену сатирических литературных журналов, которые в это время стали выходить в Москве. Одну спонсировала сама Кэтрин; другой, Н. И. Новикова, подвергся цензуре уже в 1770 г. Появился новый журнал — «Собеседник любителей русского слова » («Собеседник любителей русского слова»). Фонвизин писал для него остроумные этюды о русских синонимах с сатирическими подтекстами. Кэтрин внесла свой вклад в этот журнал анонимно. Зная об имперском участии, Фонвизину пришла в голову мысль задать анонимному обозревателю ряд смелых вопросов. Екатерина, как просвещенная деспотия, не цензурировала вопросы, а отвечала на них так, чтобы исключить такие вопросы в будущем. Фонвизин написал в этот период и другие сатирические литературно-лингвистические сочинения, в том числе острую сатиру на лесть при дворе «Всеобщая придворная грамматика» (1783–1784; «Всеобщая придворная грамматика», 19). 47). Он же написал благодарственное Сокращенное описание жизни графа Н. И. Панина (1784; краткое описание жизни графа Н. И. Панина). Восхваление его павшего героя было опубликовано анонимно, сначала на французском языке в Лондоне, а два года спустя на русском языке.
Фонвизины предприняли вторую поездку за границу, на этот раз в Италию, надеясь поправить его здоровье; он долгое время страдал от сильных головных болей. Ему нужны были деньги, и он планировал купить картины и продать их по возвращении. Этот план не сработал, и эти годы были полны финансовых и других неприятностей. В его письмах домой снова содержалось пристальное внимание как к красотам, так и к недостаткам Европы. В Риме он перенес тяжелую болезнь, достаточно выздоровел, чтобы вернуться, но в Москве у него случился инсульт, парализовавший руку и ногу и нарушивший речь. Он так и не выздоровел полностью. Он совершил еще две поездки за границу по состоянию здоровья (1786-1787 и 1789 гг.).). Он попытался начать новый журнал в 1788 году, но полиция запретила его публикацию, и он так и не появился.