Дидро Дени
Персоны
- Новости
- Издания
- Подробности
Энциклопедические новости
Упоминается в новостях
- 01.07.2022 Возможно ли объять необъятное 4
- 22.05.2022 Европа в поисках универсальной энциклопедии как литературного жанра (XIII–XVII вв.) 5
- 17.05.2022 Жанр энциклопедии в социокультурном контексте 500–1250 гг. (истоки возникновения, этапы становления) 2
- 14.05.2022 Научная популяризация энциклопедии XVIII века: цифровое издание как информационный прорыв 4
- 23.02.2022 Энциклопедическое направление Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН в контексте развития региональной энциклопедистики в России
- 07.
12.2021 Рост потока информации как проблема энциклопедий 8
- 06.12.2021 «Российская архивная энциклопедия»: от идеи к воплощению замысла 6
- 03.11.2021 Классическая энциклопедия: базовые технология и методика 7
- 17.12.2019 В Минске открылась выставка к 50-летию создания первой универсальной национальной энциклопедии 4
- 06.12.2019 Об упущениях в энциклопедии Красноармейского района и в других подобных изданиях Чувашии 2
- 09.10.2019 Объявлен конкурс на разработку бренда и маркетинговой стратегии для общенационального интерактивного энциклопедического портала 4
- 20.07.2019 Настало ли время новой театральной энциклопедии 3
- 06.
04.2018 Ода и реквием «Энциклопедии Забайкалья» 2
- 22.01.2018 Бросок через Дидро 4
- 12.11.2017 Собиратели азбучных истин 4
- 07.02.2017 Уникальный учёный-энциклопедист ХХI века Сергей Борисов 1
- 21.04.2015 Яков Кротов: В католической, православной, протестантской и других подобных энциклопедиях нет просветительства 9
- 12.11.2013 «Энциклопедия русского авангарда» или дом-книга
- 04.10.2013 В Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Западноевропейский энциклопедизм и Россия: к 300-летию со дня рождения Дени Дидро» 1
- 08.07.2013 Энциклопедии о Вятской земле 3
- 17.
02.2013 Новый Энциклопедизм: преодолевая информационный взрыв
- 11.07.2012 Основные функции энциклопедий
- 11.07.2012 Энциклопедистика — сфера книгоиздательской и научной деятельности
- 15.09.2011 В Никитинской библиотеке в Воронеже открылась выставка «Обучение в полном круге. Богатство энциклопедических изданий» 6
- 08.09.2009 Французские энциклопедисты ввели Наполеона в заблуждение 5
- 01.03.2009 О чём мечтали братья Гранат?
- 01.10.2008 Библиотечная энциклопедия: первый опыт
- 29.02.2008 Большая советская энциклопедия как предмет времени
- 28.02.2006 Источник знаний
- 01.10.2005 Энциклопедии в современном мире
- 01.
03.2004 Ценное пополнение корпуса энциклопедий
- 03.03.1998 Сколько Брокгауза может выдержать организм? Старые энциклопедии в виртуальном формате
Автор/редактор изданий
- Edition numérique collaborative et critique de l’Encyclopédie (2017 2022)
Дени Дидро
Дени Дидро | |
1713-1784 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Дени ДидроДени Дидро (1713-1784) — крупный французский философ, писатель, глава
энциклопедистов. Свои беседы Дидро запечатлел в «Записках…» Последние годы жизни посвятил
работе над-созданием «Элементов фмиологии», «Жизни Сенеки» (1778), «Опыту о
царствовании Клавди» и Нерона» (1782). Перед смертью отказался отречься от своих
атжстических воззрений и последними словами его были: «Первый шаг к философии —
это неверие». Он лишь верил в возможности человеческого познания и считал, что
так как Вселенная бесконечна, она недоступна окончательному человеческому
познанию. Природа для него — это книга, книга необъятная, состоящая из множества
страниц, и ученые читают в этой книге все новые и новые страницы, но никогда не
будет того, что кто-то перевернет последнюю. Головной мозг для него выступал материальным субстратом, в котором происходят
психические процессы. Дидро сравнивал мыслящее «я» с пауком, гнездящимся в коре
головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, т.е. нервами, все наше
тело, на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей. Нервы образуют в
мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений в пучок восприятии.
Единство самосознания обеспечивается, по Дидро, памятью. Дидро выступал против церкви, критически относился к христианскому
вероучению. Он ставил под сомнение «боговдохновенность» Библии, полагая, что все
книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во всех
религиях от имени Бога говорили люди. Резко критиковал сообщаемые Библией
чудеса. Указывал, что чудеса — нелепость, доказываемая с помощью
противоестественного явления. Верующие в силу своей религиозности принимают
ожидаемое за действительное, чудеса происходят там, где в них верят. Он называл
чудеса мифами, которые подобны мифам языческих религий. Дидро полагал, что религия не является опорой нравственности, хотя и считал,
что просто атеизм не создает еще нравственности. Необходимо целенаправленное
распространение нравственных принципов. Он не считал, что человек от рождения
наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся
на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности. «Если
законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны…» [Собр.
соч. Т. 2. С. 74]. «Труд и добродетель, — писал он, — вот мои единственные
догматы. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002. Вернуться на главную страницу Дидро
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Дидро, Дени (1713–1784) | Encyclopedia.com
ДИДРО, ДЕНИ (1713–1784), философ и энциклопедист. Дени Дидро родился в Лангре 5 октября 1713 года в семье мастера-ножовщика Дидье Дидро. Хотя судьба Дидро навсегда будет связана с его ролью главного редактора вместе с Жаном Ле Рондом д’Аламбером энциклопедии (1751–1772), он был, пожалуй, самым глубоким мыслителем и самым новаторским писателем эпохи французского Просвещения, внесшим выдающийся вклад в области философии, искусствоведения, театра, эссе и прозы. Однако некоторые из величайших произведений Дидро не были опубликованы до 1830 года; он одновременно один из самых блестящих и (в свое время) один из самых недооцененных писателей восемнадцатого века.
Получив образование у иезуитов сначала в Лангре, а затем в Париже в Коллеж д’Аркур или Коллеж Луи-ле-Гран (или в обоих; биографы не уверены), Дидро с раннего возраста проявлял большой интеллектуальный талант. После учебы его отец поощрял его заниматься карьерой юриста, но Дидро, чье сердце было посвящено гуманистическим исследованиям, не желал посвятить себя корыстным целям. Его отец отказался поддержать его в жизни без финансового обеспечения, и у молодого Дидро не было другого выбора, кроме как существовать за счет собственных средств, независимого, но бедного.
Дидро часто посещал такие кафе, как легендарный Procope и CafédelaRégence, знакомясь с парижскими светилами того времени. Он тайно женился на Антуанетте Чемпион в 1743 году; единственный выживший ребенок этого несчастливого брака, Анжелика, позже напишет мемуары Дидро. В 1746 году он опубликовал свой первый крупный труд « философских мыслей», , в котором он придерживался теологического скептицизма; более позднее дополнение к «Философским мыслям» (1762 г.) представляет собой гораздо более яростную критику церкви и христианских догм.
В том же 1746 году Дидро вместе с д’Аламбером было поручено отредактировать перевод « Cyclopaedia » Эфраима Чемберса (1728). Этот первоначальный проект с годами превратился в Энциклопедию , самую смелую попытку эпохи Просвещения не только составить карту, но и реструктурировать человеческое знание в светской и часто яростно антиклерикальной схеме. Это была отчасти полемика, отчасти суммирование существующих знаний, основанное на бэконовской организации. Возможно, из-за ремесленного и провинциального происхождения Дидро Энциклопедия уделяла особое внимание механике, а также гуманитарным наукам, сельскому хозяйству в той же мере, что и философии, и быстрорастущей буржуазной экономике, а также теологии и математике. Четырнадцать лет потребовались для создания семнадцати томов текста и еще семь лет для создания одиннадцати томов иллюстраций (другие редакторы добавили дополнительные тома текста, иллюстраций и указателей, так что к 1780 г. пять томов), увидел отказ Даламбера от проекта в 1758 году, осуждение и отмену королевской привилегии работы и бесчисленные часы труда Дидро. В конце концов он должен был стать единственным величайшим памятником Просвещения, несмотря на жесткую цензуру, которую частично удалось обойти тщательно продуманной системой подрывных перекрестных ссылок.
В 1749 году Дидро был заключен на три месяца в тюрьму в Венсенне, главным образом за свое письмо о слепых. В 1755 году он встретил Софи Фолланд, которая стала любовью всей его жизни и с которой он поддерживал блестящую переписку; действительно, некоторые из лучших предложений Дидро можно найти в его письмах к ней. Она оставалась его возлюбленной и интеллектуальным собеседником до своей смерти в феврале 1784 года, за пять месяцев до смерти Дидро 21 июля.
Большая часть работ Дидро появилась только посмертно. Его сочинения, известные современникам, в целом недооценивались, и Жан-Жак Руссо, несмотря на горький разрыв с другом в 1757 году, позже писал, что гениальность Дидро будет понята лишь в грядущие века. Вклад Дидро в философию и литературу огромен. В теории и практике театра он отверг жесткость классических форм, предложив вместо них буржуазная драма (буржуазная драма), форма театра, отказывающаяся как от аристократических ценностей, так и от аристотелевской формальности прошлого века. Его пьеса «Естественный сын» (1757 г.) и аналитические тексты «Комментарии к естественному сыну» (1757 г.), «Рассуждения о драматической поэзии» (1758 г.) и « Парадокс об актере» (опубликовано в 1830 г.). сформулировал свое новое видение театра, которое должно было оказать глубокое влияние на романтиков конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков.
Дидро также широко известен как первый современный искусствовед с его « Салонов » (1759–1781), написанными для « Литературной переписки» Фридриха Мельхиора фон Гримма (1753–1790), его «Очерков о живописи» 1766 года, и его 1776–1781 Отстраненные мысли о живописи. В своей беллетристике Дидро экспериментировал с диалогическими и разговорными формами (наиболее заметно в «Племянник Рамо», , опубликованном в 1821 г., переведенном с немецкого), и со стилем повествования в .0005 Жак-фаталист и его хозяин (опубликовано в 1796 г.), на который сильно повлиял « Тристрам Шенди » Лоуренса Стерна (1759–1767). Философия Дидро находит наиболее богатое и зрелое выражение в «Сне » Даламбера (написано в 1769 г., опубликовано в 1830 г.), в котором он предложил биологический «континуизм», доказывая связь между всеми формами материи, предвосхищающий, но также и более радикальный чем, дарвинизм и современная генетика. Научный экспериментаторство его «Письмо о слепых», считается первым научным трактатом о слепоте, а «Письмо о глухих и немых» (1751 г. ) поддерживает материализм гораздо более смелый, чем тот, который предлагается в «Философских мыслях», , что приводит к мировоззрению, отмеченному не только глубоким единством материи, но в котором, по-видимому, мало места для Бога или христианской морали. Поэтому материализм естественно поставил моральные вопросы: в обществе, в котором христианские догмы вполне могут быть устаревшими, как объяснить этическое поведение? Дидро пришел к выводу, что человек просто «хорошо или плохо рожден»: мораль также является функцией материи. В Дополнение к «Путешествию » Бугенвиля (1796 г.), он показал произвол западных сексуальных нравов, указав на искусственность любой морали, не вытекающей из естественной системы, и наметив более радикальный материализм и отказ от общепринятой морали Донатьена-Альфонса- Франсуа де Сад (1740–1814). Учитывая изобретательскую смелость его произведений, понятно, что Дидро предпочитал хранить многие из них в относительной тайне до самой смерти.
См. также Аламбер, Жан Ле Ронд д’ ; Энциклопедия ; Просветление ; Французская литература и язык ; Философы .
Дидро, Дени. Переписка. Под редакцией Жоржа Рота. 16 тт. Париж, 1955–.
——. Дидро об искусстве. Отредактировано и переведено Джоном Гудманом. 2 тт. Нью-Хейвен и Лондон, 1995 г.
——. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. Под редакцией Дени Дидро и Жана Ле Ронда д’Аламбера. Репр. 5 тт. Париж, 1969 г.
——. Жак-фаталист и его хозяин. Перевод Майкла Генри. Harmondsworth, UK, and New York, 1986.
——. Произведения. Под редакцией Лорана Версини. 5 тт. Париж, 1994–1997 годы.
——. Парадокс актерского мастерства. Перевод Уолтера Херриса Поллока. Нью-Йорк, 1957.
——. Политические сочинения. Отредактировано и переведено Джоном Хоупом Мейсоном и Робертом Воклером. Кембридж, Великобритания, и Нью-Йорк, 1992 г.
——. Племянник Рамо и Сон Даламбера. Перевод Л. В. Танкока. Harmondsworth, UK, and New York, 1966.
Вторичные источникиAnderson, Wilda. Сон Дидро. Балтимор, 1990.
Дарнтон, Роберт. «Философы обрезают древо познания: эпистемологическая стратегия Энциклопедия.» В его «Великая резня кошек и другие эпизоды французской истории культуры». Нью-Йорк, 1985.
Товарищи, Отис. Дидро. Ред. изд. Boston, 1989.
Furbank, PN Дидро: критическая биография. Лондон, 1992.
Рекс, Уолтер Э. Контрапункты Дидро: динамика противоречий в его основных произведениях. Oxford, 1998.
Патрик Райли-младший
Энциклопедисты | Энциклопедия.com
Первоначально термин энциклопедисты относился к авторам французской энциклопедии , , но он стал использоваться для всех французов 18-го века, которые разделяли научные, политические и религиозные взгляды, популяризированные в этой работе.
Происхождение энциклопедии. «Энциклопедия », или «Резонансный словарь наук, искусств и ремесел, par une société de gens de lettres», , как и многие революционные идеи своего века, берет свое непосредственное начало в Англии. В 1728 году Эфраим Чемберс опубликовал двухтомный труд под названием Циклопедия; или Универсальный словарь искусств и наук; Содержащий разъяснение терминов и отчет о вещах, обозначаемых ими, в нескольких искусствах, как свободных, так и механических, и нескольких науках, человеческих и божественных… Целое предназначено как курс древнего и современного обучения. Между 1743 и 1745 годами англичанин Джон Миллс и Готфрид Селлиус, уроженец Данцига, проживавший в то время в Париже, организовали французский перевод этой работы и попросили продавца книг Андре ЛеБретона взять на себя ее публикацию. ЛеБретон набрал необходимые privilège royal, , но вскоре после этого исключили Миллса и Селлиуса из проекта, возможно, потому, что их перевод оказался неадекватным. На их место он нанял Жана Ле Ронда Д’Аламбера и аббата Жана Поля Гуа де Мальнеса. Через год к штату присоединился Дени Дидро, а в 1747 году он стал главным редактором. Обычно считается, что Дидро был ответственен за решение расширить общий объем Энциклопедии ; в своем проспекте 1750 г. он описал его как компиляцию «в частности, из английских словарей Чемберса, Дж. Харриса [ Lexicon technicum, или Универсальный словарь искусств и наук, 1704], и Т. Дайч [ Новый общеанглийский словарь , 1740]. , вызвал большое беспокойство у ортодоксов, особенно у Общества Иисуса.Некоторые утверждали, что иезуиты хотели либо разрушить проект, либо взять его в свои руки, указывая, что их Dictionnaire de Trévoux на самом деле был литературным конкурентом, в то время как их Journal de Trévoux регулярно атаковал энциклопедию . Ведущие янсенисты также выразили свое недовольство характером публикации (см. янсенизм). Однако работа нашла поддержку при дворе, хотя бы потому, что мадам.
де Помпадур не заботился ни об иезуитах, ни о янсенистах, и никаких официальных действий против Энциклопедии не предпринималось до появления второго тома в 1752 году. чтобы разрушить королевскую власть, установить дух независимости и бунта… чтобы построить основы заблуждения, морального разложения, безбожия и неверия». Тем не менее, лицензия на публикацию дальнейших томов не была отозвана, и работа продолжалась с выпуском нового тома каждый год до 1757 года. В этот период аббаты Тампонне, Милле и Коттерель выступали в качестве официальных цензоров, просматривая все статьи, а не только те, которые касались богословские вопросы. К 1757 году первоначальный список подписчиков вырос примерно с 2000 до 4000 человек.
В 1759 году произошло новое запрещение работы, на этот раз Парижским парламентом. Позже в том же году королевская привилегия privilége была отменена. В этот момент Дидро (Д’Аламбер отмежевался от проекта в предыдущем году) тайно приступил к работе над оставшимися десятью томами текста, которые были опубликованы вместе в Невшателе в 1765 году. на себя, без ведома Дидро, удалить все отрывки, которые, по его мнению, могут оскорбить гражданские или церковные власти. К тому времени, когда Дидро обнаружил, что было сделано, было уже слишком поздно, чтобы возместить ущерб. Мари-Анжелик Вандель, дочь Дидро, рассказывает, что ее отец приказал ЛеБретону напечатать копию десяти томов с восстановленными удаленными отрывками, но такая копия так и не была найдена.
Содержание и участники. Энциклопедия , в ее завершенной форме состоит из 17 фолио-томов текста и 11 томов иллюстраций, опубликованных ЛеБретоном, четырех дополнительных томов текста и одной пластинки, опубликованной CJ Panckoucke в Париже (1776–1777 гг.), и двух тома указателя, подготовленного Пьером Мушаном и опубликованного в Амстердаме (1780 г.). Первый том Encyclopédie содержит знаменитый «Предварительный дискурс» Даламбера, в котором он утверждал, что цель этого предприятия состояла в том, чтобы представить принципы и существенные детали всех наук и искусств; предоставить готовые средства обучения, как для учителей, так и для
желающих учиться самостоятельно; и сохранить знания человека для потомков. Вслед за Фрэнсисом Бэконом Даламбер разделил все науки на три класса в зависимости от того, относятся ли они к памяти (история), воображению ( изящных искусств ) или разуму (философия). Вся схема представлена на схеме в первом томе. Есть статьи по различным аспектам биологии, химии, кулинарии, садоводства, грамматики, истории, математики, медицины, философии, физики и религии, а также о ремеслах и производствах Франции 18 века.
Во многих случаях статьи Encyclopédie полностью лишены той объективности, которую можно ожидать от энциклопедии или словаря 20-го века. Авторы использовали любую и любую возможность представить свои собственные политические, философские или богословские точки зрения, часто в косвенной или сатирической манере. В то время как многие статьи отражают вполне ортодоксальную точку зрения, другие выражают популярные среди французских интеллектуалов атеистические или деистические идеи. Однако многое из того, что шокировало более консервативные слои общества, уже не считается смелым, например, защита свободы печати, отрицание верховной папской власти в мирских делах, осуждение рабства, предположение, что Писание часто использует язык обычного человека, а не язык ученого, и отказ от иннатизма в знании.
Около 60 авторов внесли свой вклад в Энциклопедию . Некоторые из наиболее известных авторов: шевалье де Жокур, главный помощник Дидро и практически единственный его помощник, пока готовились последние десять томов; Джордж Луи Бюффон, натуралист; маркиз де Кондорсе, математик и философ; барон Пауль Гольбах, автор « Système de la Nature » и других антирелигиозных работ; Барон де Монтескье, известный своим Esprit des lois 9.0006 и Les Lettres Persanes; Жак Неккер, своего рода финансист и экономист; Жан-Жак Руссо, литератор и политический философ; Энн Роберт Тюрго, экономист и государственный деятель; и Франсуа Мари Аруэ Вольтер, философ и писатель.
Трудно переоценить влияние Encyclopédie на французских интеллектуалов во время ее публикации; обычно признается, что это был один из главных интеллектуальных источников революции. В 20 веке она, конечно, очень устарела как энциклопедия, а главная ее ценность – как исторический документ.