Дени энциклопедист: Дени Дидро (5 октября 1713

Содержание

Дидро Дени

 Персоны

  • Новости
  • Издания
  • Подробности

Энциклопедические новости

Упоминается в новостях

  • 01.07.2022 Возможно ли объять необъятное

Дени Дидро

1713-1784

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Дени Дидро

Дени Дидро (1713-1784) — крупный французский философ, писатель, глава энциклопедистов. Родился в г. Лангре, отец его был ремесленником, воспитывавшим сына в религиозном духе и думавшим сделать его священнослужителем. Он окончил парижский колледж, где отказался от карьеры священника и решил посвятить себя литературной деятельности и изучению наук. В 1746 г. написал «Философские мысли», в 1747 г. — «Прогулку скептика», в 1749 г. — «Письмо о слепых в назидание зрячим». За распространение опасных материалистических мыслей он был посажен в Венсенский замок. После тюрьмы принялся за создание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая должна была представлять систематическое изложение достижений во всех областях знаний и которой он посвятил 20 лет жизни. Участие в «Энциклопедии» приняли Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие прогрессивные мыслители того времени. Кроме того, Дидро написал ряд философских и художественных произведений: «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Сон Д’Аламбера» (1769), «Монахиня» (1760), «Племяник Рамо» (1762-79), «Жак-фаталист и его хозяин» (1773).

В 1773 г. Екатерина II пригласила знаменитого философа посетить Россию, что он и сделал. В течение продолжительного времени он почти каждый день по два часа беседовал с Екатериной II и пытался убедить императрицу в необходимости социально-экономических преобразований. Екатерина соглашалась со всем, что говорил Дидро, но на существенные реформы так и не решилась.

Свои беседы Дидро запечатлел в «Записках…» Последние годы жизни посвятил работе над-созданием «Элементов фмиологии», «Жизни Сенеки» (1778), «Опыту о царствовании Клавди» и Нерона» (1782). Перед смертью отказался отречься от своих атжстических воззрений и последними словами его были: «Первый шаг к философии — это неверие». Он лишь верил в возможности человеческого познания и считал, что так как Вселенная бесконечна, она недоступна окончательному человеческому познанию. Природа для него — это книга, книга необъятная, состоящая из множества страниц, и ученые читают в этой книге все новые и новые страницы, но никогда не будет того, что кто-то перевернет последнюю.

Однако из этого у Дидро не возникает гносеологического пессимизма, так как он полагал, что человеческое познание постоянно расширяется и углубляется, и был убежден, что человечество в состоянии решить самые сложные мировые загадки. Познание для Дидро — это единый процесс, состоящий из чувств и разума. Он писал, что истинный метод философствования состоит в том, чтобы умом проверять ум, умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать природу. Тремя главными средствами познания природы для Дидро являлись наблюдение, размышление и эксперимент.

Головной мозг для него выступал материальным субстратом, в котором происходят психические процессы. Дидро сравнивал мыслящее «я» с пауком, гнездящимся в коре головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, т.е. нервами, все наше тело, на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей. Нервы образуют в мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений в пучок восприятии. Единство самосознания обеспечивается, по Дидро, памятью.

Он писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по себе ударяют». Здесь он выступал против идеализма Беркли и называл его идеалистом, признающим только свое существование. Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо, признавая, что человек одновременно и музыкант и инструмент.

Дидро выступал против церкви, критически относился к христианскому вероучению. Он ставил под сомнение «боговдохновенность» Библии, полагая, что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Резко критиковал сообщаемые Библией чудеса. Указывал, что чудеса — нелепость, доказываемая с помощью противоестественного явления. Верующие в силу своей религиозности принимают ожидаемое за действительное, чудеса происходят там, где в них верят. Он называл чудеса мифами, которые подобны мифам языческих религий.

Остро критиковал христианское учение об аде и муках, полагая, что религиозные догматы лишь запугивают людей, терроризируют их. Дидро писал: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимите у него веру» [Собр. соч. В 10 т. Т. 1. С. 125]. Особенно Дидро выступал против религиозной нетерпимости: «Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью» [Избр. атеист, произв. С. 255].

Дидро полагал, что религия не является опорой нравственности, хотя и считал, что просто атеизм не создает еще нравственности. Необходимо целенаправленное распространение нравственных принципов. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности. «Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны…» [Собр. соч. Т. 2. С. 74]. «Труд и добродетель, — писал он, — вот мои единственные догматы. .. Стараться Оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны работать!» [Избр. атеист, произв. С. 241]

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Дидро

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

» Даламбера (написано в 1769 г., опубликовано в 1830 г.), в котором он предложил биологический «континуизм», доказывая связь между всеми формами материи, предвосхищающий, но также и более радикальный чем, дарвинизм и современная генетика. Научный экспериментаторство его «Письмо о слепых», считается первым научным трактатом о слепоте, а «Письмо о глухих и немых» (1751 г. ) поддерживает материализм гораздо более смелый, чем тот, который предлагается в «Философских мыслях», , что приводит к мировоззрению, отмеченному не только глубоким единством материи, но в котором, по-видимому, мало места для Бога или христианской морали. Поэтому материализм естественно поставил моральные вопросы: в обществе, в котором христианские догмы вполне могут быть устаревшими, как объяснить этическое поведение? Дидро пришел к выводу, что человек просто «хорошо или плохо рожден»: мораль также является функцией материи. В Дополнение к «Путешествию » Бугенвиля (1796 г.), он показал произвол западных сексуальных нравов, указав на искусственность любой морали, не вытекающей из естественной системы, и наметив более радикальный материализм и отказ от общепринятой морали Донатьена-Альфонса- Франсуа де Сад (1740–1814). Учитывая изобретательскую смелость его произведений, понятно, что Дидро предпочитал хранить многие из них в относительной тайне до самой смерти.

См. также Аламбер, Жан Ле Ронд д’ ; Энциклопедия ; Просветление ; Французская литература и язык ; Философы .

Первоисточники

Дидро, Дени. Переписка. Под редакцией Жоржа Рота. 16 тт. Париж, 1955–.

——. Дидро об искусстве. Отредактировано и переведено Джоном Гудманом. 2 тт. Нью-Хейвен и Лондон, 1995 г.

——. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. Под редакцией Дени Дидро и Жана Ле Ронда д’Аламбера. Репр. 5 тт. Париж, 1969 г.

——. Жак-фаталист и его хозяин. Перевод Майкла Генри. Harmondsworth, UK, and New York, 1986.

——. Произведения. Под редакцией Лорана Версини. 5 тт. Париж, 1994–1997 годы.

——. Парадокс актерского мастерства. Перевод Уолтера Херриса Поллока. Нью-Йорк, 1957.

——. Политические сочинения. Отредактировано и переведено Джоном Хоупом Мейсоном и Робертом Воклером. Кембридж, Великобритания, и Нью-Йорк, 1992 г.

——. Племянник Рамо и Сон Даламбера. Перевод Л. В. Танкока. Harmondsworth, UK, and New York, 1966.

Вторичные источники

Anderson, Wilda. Сон Дидро. Балтимор, 1990.

Дарнтон, Роберт. «Философы обрезают древо познания: эпистемологическая стратегия Энциклопедия.» В его «Великая резня кошек и другие эпизоды французской истории культуры». Нью-Йорк, 1985.

Товарищи, Отис. Дидро. Ред. изд. Boston, 1989.

Furbank, PN Дидро: критическая биография. Лондон, 1992.

Рекс, Уолтер Э. Контрапункты Дидро: динамика противоречий в его основных произведениях. Oxford, 1998.

Патрик Райли-младший

Энциклопедисты | Энциклопедия.com

Первоначально термин энциклопедисты относился к авторам французской энциклопедии , , но он стал использоваться для всех французов 18-го века, которые разделяли научные, политические и религиозные взгляды, популяризированные в этой работе.

Происхождение энциклопедии. «Энциклопедия », или «Резонансный словарь наук, искусств и ремесел, par une société de gens de lettres», , как и многие революционные идеи своего века, берет свое непосредственное начало в Англии. В 1728 году Эфраим Чемберс опубликовал двухтомный труд под названием Циклопедия; или Универсальный словарь искусств и наук; Содержащий разъяснение терминов и отчет о вещах, обозначаемых ими, в нескольких искусствах, как свободных, так и механических, и нескольких науках, человеческих и божественных… Целое предназначено как курс древнего и современного обучения. Между 1743 и 1745 годами англичанин Джон Миллс и Готфрид Селлиус, уроженец Данцига, проживавший в то время в Париже, организовали французский перевод этой работы и попросили продавца книг Андре ЛеБретона взять на себя ее публикацию. ЛеБретон набрал необходимые privilège royal, , но вскоре после этого исключили Миллса и Селлиуса из проекта, возможно, потому, что их перевод оказался неадекватным. На их место он нанял Жана Ле Ронда Д’Аламбера и аббата Жана Поля Гуа де Мальнеса. Через год к штату присоединился Дени Дидро, а в 1747 году он стал главным редактором. Обычно считается, что Дидро был ответственен за решение расширить общий объем Энциклопедии ; в своем проспекте 1750 г. он описал его как компиляцию «в частности, из английских словарей Чемберса, Дж. Харриса [ Lexicon technicum, или Универсальный словарь искусств и наук, 1704], и Т. Дайч [ Новый общеанглийский словарь , 1740]. , вызвал большое беспокойство у ортодоксов, особенно у Общества Иисуса.Некоторые утверждали, что иезуиты хотели либо разрушить проект, либо взять его в свои руки, указывая, что их Dictionnaire de Trévoux на самом деле был литературным конкурентом, в то время как их Journal de Trévoux регулярно атаковал энциклопедию . Ведущие янсенисты также выразили свое недовольство характером публикации (см. янсенизм). Однако работа нашла поддержку при дворе, хотя бы потому, что мадам. де Помпадур не заботился ни об иезуитах, ни о янсенистах, и никаких официальных действий против Энциклопедии не предпринималось до появления второго тома в 1752 году. чтобы разрушить королевскую власть, установить дух независимости и бунта… чтобы построить основы заблуждения, морального разложения, безбожия и неверия». Тем не менее, лицензия на публикацию дальнейших томов не была отозвана, и работа продолжалась с выпуском нового тома каждый год до 1757 года. В этот период аббаты Тампонне, Милле и Коттерель выступали в качестве официальных цензоров, просматривая все статьи, а не только те, которые касались богословские вопросы. К 1757 году первоначальный список подписчиков вырос примерно с 2000 до 4000 человек.

В 1759 году произошло новое запрещение работы, на этот раз Парижским парламентом. Позже в том же году королевская привилегия privilége была отменена. В этот момент Дидро (Д’Аламбер отмежевался от проекта в предыдущем году) тайно приступил к работе над оставшимися десятью томами текста, которые были опубликованы вместе в Невшателе в 1765 году. на себя, без ведома Дидро, удалить все отрывки, которые, по его мнению, могут оскорбить гражданские или церковные власти. К тому времени, когда Дидро обнаружил, что было сделано, было уже слишком поздно, чтобы возместить ущерб. Мари-Анжелик Вандель, дочь Дидро, рассказывает, что ее отец приказал ЛеБретону напечатать копию десяти томов с восстановленными удаленными отрывками, но такая копия так и не была найдена.

Содержание и участники. Энциклопедия , в ее завершенной форме состоит из 17 фолио-томов текста и 11 томов иллюстраций, опубликованных ЛеБретоном, четырех дополнительных томов текста и одной пластинки, опубликованной CJ Panckoucke в Париже (1776–1777 гг.), и двух тома указателя, подготовленного Пьером Мушаном и опубликованного в Амстердаме (1780 г.). Первый том Encyclopédie содержит знаменитый «Предварительный дискурс» Даламбера, в котором он утверждал, что цель этого предприятия состояла в том, чтобы представить принципы и существенные детали всех наук и искусств; предоставить готовые средства обучения, как для учителей, так и для

желающих учиться самостоятельно; и сохранить знания человека для потомков. Вслед за Фрэнсисом Бэконом Даламбер разделил все науки на три класса в зависимости от того, относятся ли они к памяти (история), воображению ( изящных искусств ) или разуму (философия). Вся схема представлена ​​на схеме в первом томе. Есть статьи по различным аспектам биологии, химии, кулинарии, садоводства, грамматики, истории, математики, медицины, философии, физики и религии, а также о ремеслах и производствах Франции 18 века.

Во многих случаях статьи Encyclopédie полностью лишены той объективности, которую можно ожидать от энциклопедии или словаря 20-го века. Авторы использовали любую и любую возможность представить свои собственные политические, философские или богословские точки зрения, часто в косвенной или сатирической манере. В то время как многие статьи отражают вполне ортодоксальную точку зрения, другие выражают популярные среди французских интеллектуалов атеистические или деистические идеи. Однако многое из того, что шокировало более консервативные слои общества, уже не считается смелым, например, защита свободы печати, отрицание верховной папской власти в мирских делах, осуждение рабства, предположение, что Писание часто использует язык обычного человека, а не язык ученого, и отказ от иннатизма в знании.

Около 60 авторов внесли свой вклад в Энциклопедию . Некоторые из наиболее известных авторов: шевалье де Жокур, главный помощник Дидро и практически единственный его помощник, пока готовились последние десять томов; Джордж Луи Бюффон, натуралист; маркиз де Кондорсе, математик и философ; барон Пауль Гольбах, автор « Système de la Nature » и других антирелигиозных работ; Барон де Монтескье, известный своим Esprit des lois 9.0006 и Les Lettres Persanes; Жак Неккер, своего рода финансист и экономист; Жан-Жак Руссо, литератор и политический философ; Энн Роберт Тюрго, экономист и государственный деятель; и Франсуа Мари Аруэ Вольтер, философ и писатель.

Трудно переоценить влияние Encyclopédie на французских интеллектуалов во время ее публикации; обычно признается, что это был один из главных интеллектуальных источников революции. В 20 веке она, конечно, очень устарела как энциклопедия, а главная ее ценность – как исторический документ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *