Демьянова уха басня крылова мораль: анализ и мораль басни Крылова, значение произведения для современного мира

Содержание

анализ и мораль басни Крылова, значение произведения для современного мира

Сочинения

12.11.21

6 мин.

Дидактическая литература носит нравоучительный характер и содержит особую мораль. Анализ басни «Демьянова уха» И. А. Крылова позволяет лучше понять идею текста и замысел автора. Произведение, написанное в 1813 году, основано на реальных событиях. Несмотря на длительный срок существования, оно остается актуальным и сегодня.

Оглавление:

  • История создания
  • Действующие лица
  • Краткое содержание

История создания

К моменту написания басни Крылов уже был известен как сатирик. Он переводил работы Лафонтена и активно принимал участие в заседаниях, проходивших дома у Державина. Там писатели и поэты демонстрировали свое творчество. Подобные мероприятия были часто скучными.

В 1813 году Крылова попросили представить новое произведение. Он приехал не к началу литературного вечера, а к его середине. В это время малоизвестный драматург читал свою пьесу. Работа была неинтересной, поэтому слушатели скучали, зевали и почти спали. В этот момент Крылов произнес фразу «Демьянова уха». Она была так неуместна, что сразу вызвала смех в зале.

Существует еще одна версия, которая объясняет появление басни. Председатель литературных вечеров Д. И. Хвостов часто надоедал слушателям своими длинными и скучными произведениями, которых у него было очень много. Крылов однажды не выдержал и решил проучить его. Он написал текст и представил его публике.

Мораль басни «Демьянова уха» очень простая — в любом деле нужно уметь вовремя остановиться, замолчать, прекратить что-то делать. Даже если человек что-то предлагает из лучших побуждений, он может доводить окружающих до тошноты.

Действующие лица

Всего в басне два главных героя — Демьян и Фока. Они соседи и часто ходят друг к другу в гости. Основные черты Демьяна:

  • хлебосольный;
  • добрый;
  • настойчивый.

Демьян не всегда знает чувство меры и может быть назойливым. Делает он это не со зла, просто хочет угодить, показать себя с лучшей стороны. Фока любит поесть, особенно уху. Но он не может отказать Демьяну и вынужден есть все порции, которые тот приносит. Фока вежливый и терпеливый человек, поэтому ему приходится мириться с происходящим. Ему проще убежать от дружелюбного соседа, чем пытаться объяснить свой отказ.

Мораль басни Крылова «Демьянова уха» позволяет понять одну простую мысль — не всегда желание угодить является хорошим. В некоторых случаях оно приводит только к негативным последствиям.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть текста,

нужно внимательно прочитать басню. Семья Демьяна принимает у себя соседа Фоку. Тот уже съел три тарелки ухи и был сыт, но хозяин дома не собирается останавливаться. Он упорно предлагает Фоке отведать еще немного супа и активно нахваливает его. Супруга Демьяна в это время вынуждена кланяться гостю. Фока осиливает еще тарелку и понимает: с него хватит, но перед ним ставят еще порцию.

Поэтому Фока в ужасе хватает кушак и убегает из дома, после чего больше никогда не приходит в гости к соседу. Значение басни не стоит воспринимать буквально — есть нужно в меру. Это касается любого дела. Смысл работы Крылова в том, что не стоит чрезмерно отвлекать других людей, заставлять часами себя выслушивать.

Аллегория Крылова позволяет понять — не всегда добрые поступки такими являются. Демьян из лучших побуждений кормил соседа, но не обращал внимания на его состояние

. С Фоки катился пот, ему было тяжело сидеть, он уже чувствовал себя плохо.

В басне немного слов, но это не мешает ей обладать поучительным смыслом. Ее изучают на уроках литературы в школе.

В классе дети пишут сочинение. В письменной работе ученики рассуждают о том, каков смысл произведения Крылова. Важно не только выделить тему басни, но и отразить свой взгляд на описанную ситуацию.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Басня И.А. Крылова «Демьянова уха» была написана не позднее июня 1813 года. В этом же году произведение опубликовали в сборнике «Чтение в Беседе любителей русского слова». Сведения близкого знакомого И. Крылова М. Лобанова дают возможность узнать историю создания басни. Иван Андреевич высмеял в ней заседания «Беседы любителей русского слова», участники которой собирались в доме Державина. Некоторые мастера слова читали длинные и скучные произведения. На одном из заседаний И. Крылова попросили прочитать какое-либо свое произведение. Иван Андреевич опоздал на мероприятие.

Приехал тогда, когда один из коллег по перу читал пьесу. Слушатели утомились, зевали, начали скучать и даже уже не пытались скрыть этого. Наконец, очередь дошла до И. Крылова. Он прочитал «Демьянову уху». Публика была в восторге, ведь сюжет соответствовал событиям.

Тема анализируемого произведения – чрезмерное гостеприимство Демьяна. Иван Андреевич показывает, что чрезмерное проявление даже чего-то хорошего может сыграть с человеком злую шутку.

Сюжет басни И.А. Крылова «Демьянова уха» незатейливый. Демьян принимает в гостях соседа Фоку, угощает его ухой. Хозяин хвалит юшку, приговаривая, чтобы сосед ел во здравие. Фока любитель этого блюда, но после нескольких съеденных порций он через силу угощается. Когда Фока понимает, что больше не осилит, убегает «без памяти домой». После этого случая сосед больше не приходил в гости к Демьяну.


Мораль басни немного неожиданная, ведь в ней говорится о писателях. Иван Андреевич утверждает, что писатели должны уметь вовремя замолчать. Если этого умения нет, никакой талант не поможет, ведь «и проза и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи. Мораль подана в форме обращения к писателям.

Сюжет басни И.А. Крылова «Демьянова уха» раскрывается последовательно. Экспозиции в произведении нет. С героями мы знакомимся в завязке – диалоге, во время которого Демьян просит Фоку съесть еще тарелочку. Развитие событий – Демьян через силу ест еще несколько порций. Кульминация – рассказ о том, как Демьян упрашивает Фоку съесть еще тарелочку, которая совсем уж лишняя. Развязка – Фока убегает домой и больше не приходит к соседу.

Анализируемое произведение на строфы не делится. В тексте использованы все виды рифмовки: перекрестная, параллельная и кольцевая. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – разностопный ямб.

Басня И.А. Крылова богата художественными средствами. В тексте использованы эпитеты («миленький дружочек», уха «жирна», «бедный Фока», «дар прямой имеешь»), сравнение («да как жирна: ка будто янтарем подернулась она»), метафоры («ближнего ушей ты не жалеешь», «и проза и стихи тошнее будут», «очищает всю»). В произведении много уменьшительно-ласкательных слов: соседушка, тарелочка, миленький дружочек, лещик, кусочек. Привлекают внимание фразеологизмы: сыт по горло; на славу; стало бы охоты; не давал ни отдыху, ни сроку; сбирается с последней силой; без памяти; ни ногой.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Слон и Моська»
  • Анализ басни Крылова «Обоз»
  • Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие царя»
  • Анализ басни Крылова «Мартышка и очки»

  • Писатель рад, если у вас есть прямой подарок. Значение фразеологизма «ухо Демьянова

    ухо Демьянова — настойчиво предлагаемое благодеяние, навязчивость . Доброта должна проявляться скромно, деликатно, сдержанно. При наложении она теряет 90% своей прелести. Выражение обязано своим происхождением И. А. Крылову. басня «Демьяново ухо», созданная в 1813 г. и впервые прочитанная в доме Гавриила Державина (Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 118), на традиционном собрании литературного общества «Беседа любителей русского слова»

    Русский поэт и переводчик, член Российской академии наук М. Е. Лобанов (1787 — 1846) в Жизни и творчестве И. А. Крылова вспоминал: «В Разговоре Русского Слова, бывшем в доме Державина, готовящемся к публичному читая, просили его (Крылова) прочесть одну из своих новых басен, бывших тогда лакомством всякого литературного застолья и угощения. Обещал, но на предварительное чтение не явился, а явился на Беседа во время самого чтения, причем довольно поздно. Они читали какую-то чрезвычайно длинную пьесу, он сел за стол. Председатель кафедры А. С. Хвостов… спрашивает его вполголоса: «Иван Андреевич, что, принес?» — «Привел.» — «Иди ко мне.» — «Но уже, после». Чтение продолжалось, публика устала, стала скучать, многих охватила зевота. Наконец закончил пьесу. Тогда Иван Андреевич, засунув руку в карман, вытащил скомканную бумажку и начал: «Ухо Демьяна». Содержание басни на удивление соответствовало обстоятельствам, а переложение было настолько умным, настолько своевременным, что публика наградила автора за басню громким смехом от всей души.

    «Сосед, мой свет!
    Пожалуйста, ешьте.» —
    «Сосед, я сыт по горло.» — «Не надо
    Еще одна тарелка; Слушай:
    Ушица, она-ся-та, приготовлена ​​на славу! —
    «Я съел три тарелки». — «И полно, что же по баллам:
    Хоть бы охота стала —
    И тогда на здоровье: съешь до дна!
    Какое ухо! Да какой жирный;
    Как будто она была покрыта янтарем.
    Веселись, маленький друг!
    Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!
    Еще одна ложка! Поклонись, жена!»
    Так сосед Демьян потчевал соседа Фоку
    И не давал ему ни покоя, ни времени;
    И пот катился с Фоки давно. из последних сил
    И чистит все.
    «Вот друг, которого я люблю! —
    Демьян закричал. «Но я не выношу наглых людей.
    Ну, съешь еще тарелку, милый!
    Вот мой бедный Фока,
    Как ни любил колу, но от такой напасти,
    Хватать в охапку
    Кушак и шапку
    Спешить домой без памяти —
    И с тех пор ни ногой до Демьяна.
    ———————————
    Писатель, счастлив ты, раз имеешь прямой дар:
    Но если не умеешь молчать во время
    И ближних ушей не жалеешь :
    Тогда знай, что от твоей прозы и стихов
    Все демьяновы супы потошнее будут.

    То есть изначально басня имела более определенную мораль: она высмеивала писателей, опусы которых слишком длинные и скучные

    «Беседа любителей русского слова»

    Литературное общество с таким названием возникло в Петербурге в 1811 году. в него входили любители словесности и писатели почтенного возраста и положения в обществе, министры, князья, академики: Оленин, Кикин, князь Д.П. Горчаков, князь С.А. Шихматов, И.А. Крылов, И.М. Муравьев-Апостол, граф Хвостов, Лабзин, Баранов, князь Б. Вл. Голицын, князь Шаховской, секретарь Российской академии Соколов, граф Завадовский, адмирал Мордвинов, граф Разумовский и Дмитриев (все министры). Публичные заседания Общества отличались торжественностью. Посетителей пускали по заранее высланным билетам; в мундирах и орденах появлялись не только члены, но и гости, дамы в бальных платьях; в особых случаях была и музыка с хорами, сочиненная Бортнянским. Цель общества состояла в том, чтобы развивать и поддерживать вкус к прекрасному слову через публичное чтение образцовых произведений в стихах и прозе. Собрания общества в основном проходили раз в месяц в доме Державина, который предоставил для этого просторный зал, взял на себя все расходы, которые могут понадобиться обществу, и пожертвовал в свою библиотеку значительное собрание книг. Чтения обычно длились два, два с половиной часа. С 1811 по 1815 год было опубликовано
    19 книг с произведениями участников «Беседы любителей русского слова». Общество прекратило свое существование в 1816 году со смертью Г. Д. Державина

    О том, как надоедливый сосед Демьян без остановки потчевал товарища Фоку, расскажет детям басня Крылова «Демьяново ухо».

    Прочтите текст басни:

    «Сосед, мой свет!

    Пожалуйста, ешьте.»

    «Сосед, мне надоело.» — «Не надо

    Еще одна тарелка; Слушай:

    Ушица, она-она-она, приготовленная на славу!» —

    «Я съела три тарелки.» — «И сыта, нафига баллы:

    Хоть бы охота стала, —

    И тогда на здоровье: ешьте до дна!

    Какое ухо! Да какой жирный;

    Как будто она была покрыта янтарем.

    Веселись, дружок!

    Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!

    Еще одна ложка! Поклонись, жена!»

    Так сосед Демьян потчевал соседку Фоку

    И не давал ему ни покоя, ни времени;

    А с Фоки давно катился пот.

    Однако тарелку все равно берет,

    Собирается из последних сил

    И все чистит.

    «Вот это друг, которого я люблю! —

    закричал Демьян. — Но я терпеть не могу наглых людей.

    Ну, съешь еще тарелку, мой дорогой!»

    Вот мой бедный Фока,

    Как ни любил он ухо, но от такой напасти,

    Хватать в охапку

    Кушак и шапку

    Спешить домой без памяти —

    И с тех пор ни ногой до Демьяна.

    Мораль басни Демьянова уха:

    Мораль басни в том, что все хорошо в меру. Порадовав товарища, Демьян принес ему три тарелки ухи. Пот катился с Фоки, но от еды он не отказывался. Гостеприимный хозяин превратился в мучителя. Терпение гостя лопнуло. Он сбежал из дома надоедливого соседа, пообещав себе, что больше никогда не ступит на его порог. Баснописец высмеивал своих современников — писателей, утомлявших слушателей длинными произведениями. Басня учит сдержанности, чтобы не превратиться в назойливого Демьяна.

    «Сосед, мой свет!

    Пожалуйста, поешь.»

    «Сосед, мне надоело.» — «Нет нужды

    Еще одна тарелка; Послушай:

    Ушица, она-шесть, отлично приготовлена!

    «Я съел три тарелки.» — «И, полный, какой расход;

    Хоть бы охота стала,

    И тогда на здоровье: съешь до дна!

    Какое ухо! Да какая жирная

    Будто она янтарем покрыта.

    Веселись, дружок!

    Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!

    Еще одна ложка! Поклонись, жена!»

    Так сосед Демьян потчевал соседа Фоку

    И не давал ему ни покоя, ни времени;

    А с Фоки давно катился пот. :

    Собираясь из последних сил

    И всё чистит. «Вот друг, которого я люблю! —

    Демьян закричал. — Но я терпеть не могу высокомерных людей.

    Ну, съешь еще тарелку, милый!»

    Вот мой бедный Фока

    Как ни любил он уху, но от такой напасти,

    Хватать в охапку

    Кушак и шапку

    Скорей домой без памяти —

    И с тех пор ни ногой к Демьяну

    Писатель, счастлив ты, раз имеешь прямой дар

    Но если не умеешь вовремя промолчать

    И не жалей слуха ближнего твоего,

    Тогда знай, что от твоей прозы и стихов

    Все демьяновы супы будут противнее.

    Басня Крылова Демьянов Ухо

    Мораль басни Демьянов Ухо

    Мораль басни Крылова «Демьянов Ухо» скрыта между строк и имеет двоякое толкование:

    • не стоит заставлять другого делай что хочешь;
    • вы должны уметь говорить «нет».

    Анализ басни Демьянова уха

    Гостеприимство — это хорошо, но когда с ним перебарщивают, гости чувствуют себя некомфортно. Именно так и случилось с Фокой — пришел на ухо, и ушел навсегда, насытившись и супом, и общением с соседом. Демьян, скорее всего, не понял, почему Фока убежал и не доел четвертую тарелку жирной ухи со стерлядью, лещом и потрохами. Гость оказался чересчур вежливым и добродушным и не смог сказать «нет» своему соседу. Демьян упрям ​​и очень любит себя хвалить. От этой притворной приторности и чрезмерного гостеприимства сбежал объевшийся Фока.

    Басня «Демьянов Ухо» написана в виде классического сценария, в котором есть персонажи, предыстория, атрибуты. С первых же слов читатель вовлекается в дружеский спор двух соседей. Он дружелюбный, потому что никто никому не грубит. Демьян навязчив и не приемлет отказа, а Фока не умеет отказывать. Именно поэтому их добрососедство не получилось.

    Басня Крылова: Ухо Демьянова

    Ухо Демьянова — Басня Крылова

      «Сосед, мой свет!
      Пожалуйста, поешь.»
      «Сосед, мне надоело.» — «Не надо
      Еще одна тарелка; Послушай:
      Ушица, она-ся-шесть, отлично приготовлена!
      «Три тарелки съела.» — «И, сыта, какой расход;
      Хоть бы охота стала,
      И тогда на здоровье: съешь до дна!
      Что за черт! Да какая жирная
      Словно она янтарем покрыта.
      Веселись, маленький друг!
      Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!
      Еще одна ложка! Поклонись, жена!»
      Так сосед Демьян потчевал соседа Фоку
      И не давал ему ни покоя, ни времени;
      И пот катился с Фоки давно. последняя сила
      И все чистит. «Вот друг, которого я люблю! —
      закричал Демьян. — Но я терпеть не могу высокомерных людей.
      Ну, съешь еще тарелку, милый!»
      Вот мой бедный Фока
      Как ни любил он уху, но от такой напасти,
      Хватать в охапку
      Кушак и шапку
      Спешить домой без памяти —
      И с тех пор ни ногой до Демьяна.

      Писатель, счастлив ты, раз у тебя есть прямой дар;
      Но если ты не умеешь вовремя замолчать
      И не щадишь ближнего уха,
      То знай, что от твоей прозы и поэзии
      Всех Демьяновых супов тошнее будет.

    Басня Крылова «УХО ДЕМЬЯНОВА»

    «Сосед, мой свет!
    Пожалуйста, ешьте.»
    «Сосед, мне надоело.» — «Нет нужды
    Еще одна тарелка; Послушай:
    Ушица, она-ся-шесть, приготовленная на славу!
    «Я съел три тарелки.» — «И, полный, какой расход;
    Лишь бы стал охота,
    А потом на здоровье: съешь до дна!
    Что за черт! Да какой жир
    Как будто она янтарем покрыта.
    Веселись, дружище!
    Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!
    Еще одну ложку! Поклонись, жена!»
    Вот так сосед Демьян угостил соседку Фоку
    И не давал ему ни покоя, ни времени;
    А с Фоки давно катился пот.
    Однако он все же берет тарелку:
    Собирается из последних сил
    И все чистит. «Вот друг, которого я люблю! —
    закричал Демьян. «Но я терпеть не могу высокомерных людей.
    Ну, съешь еще тарелку, милый!
    Вот мой бедный Фока
    Как ни любил он уху, но от такой напасти,
    Схватив в охапку
    Кушак и шляпу
    Спешите домой без памяти —
    И с тех пор ни ногой до Демьяна.
    Писатель, счастлив ты, раз у тебя есть прямой дар;
    Но если ты не умеешь вовремя замолчать
    И не щадишь ближнего уха,
    То знай, что от твоей прозы и поэзии
    Всех Демьяновых супов тошнее будет.

    «Аллегория и мораль» (урок литературы). Басня как литературный жанр и ее характерные черты

    Тема: Понятия аллегории и морали

    Задачи: 1. Продолжать знакомить учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть значение нравственного композиционного элемента, на котором сосредоточено идейное содержание басни; ввести термин «аллегория»;

    2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;

    3. Обогатить ученика духовным миром, воспитать сопротивление невежеству.

    Этапы урока:

    1. Организационный момент

    3. Повторение

    4. Физкультура

    5. Подготовка восприятия

    6. Сообщение темы урока, задания

    7. Работа по теме

    8. Конспект урока

    9. Домашнее задание

    С весельем людей исправлял,
    Сметая с них пыль пороки;
    Он прославил себя баснями,
    И эта слава наша реальность.
    И этого не забудут
    Пока они говорят по-русски
    Мы это давно подтвердили,
    Она и ее внуки закалятся.
    (П. Вяземский)

    1. Организационный момент

    Привет. Выявление отсутствующих.

    2. Проверка готовности к уроку

    Чтение басен Крылова наизусть (часть у доски, часть «рассказывать» басни, отражая их на листах бумаги).

    3. Повторение
    Беседа по вопросам: 1. Что такое басня? 2. Каковы его особенности? 3. Кто чаще всего выступает в роли главных героев? Это верно, ребята. Теперь давайте представим некоторые из них.

    4. Физкультура

    Дети встают со своих мест.

    А теперь вспомним героев басен. Я звоню, а ты жестами показываешь героя.

    МЕДВЕДЬ (ребята должны сделать вид, что он большой, неуклюжий)

    ЗАЯЦ (прыгает на месте)

    ВОРОН (ребята машут руками, как крыльями)

    ЛЕБЕДЬ (выпрямляют спины, вытягивают шеи)

    5 , Подготовка восприятия.

    Говорящие лисички, обезьяны, вороны и медведи в баснях Крылова — всего лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут понять, «что такое хорошо, а что такое плохо».

    Разные литературные жанры имеют свои средства и способы выражения оценки поступков, мыслей, отношений.

    6. Целью нашего сегодняшнего занятия будет изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок действий и ситуаций.

    Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: средства выражения оценки поступков и ситуаций в баснях И. А. Крылова.

    Для достижения цели урока нам необходимо поставить перед собой ряд задач, которые приведут к цели:

    1. Вспомнить басни и их героев, изученных и знакомых с детства.

    2. Познакомиться с понятием «аллегория».

    2. Расскажите о морали басен.

    Итак, начнем с пункта 1: какие басни вы можете вспомнить и кто в них главные герои? Характеризуя героев, о чем мы будем говорить: о внешности или о характерах? Почему?

    Героев будем описывать, так как басня — это литературный жанр, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения (а о человеке судят в первую очередь по его поступкам) через аллегорию.

    Аллегория есть выражение другого, другого, скрытого смысла. Басни полны аллегорий. Например, под ситуацией, в которой волк, желая попасть в овчарню, неожиданно попадает в конуру, мы можем увидеть ситуацию войны 1812 года, а в волке увидеть французского императора Наполеона.

    Понятие «аллегория» тесно связано с понятием «аллегория».

    Аллегория – это образ предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это процесс характеристики, при котором его качества фиксируются в нашей памяти и ассоциируются только с этим животным. Например, лису мы считаем хитрой, поэтому под аллегорией лисы мы признаем хитрого человека, за ягненком — беззащитного человека, свинью — неблагодарного, нахального, ленивого.

    В подтверждение сказанного обратимся к басне «Свинья под дубом». Пробежали текст глазами — освежили в памяти содержание басни.

    Запишем в тетради слова, характеризующие Свинью. (Наглый, необразованный, ленивый, глупый и т.д.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).

    Какое слово характеризует Дубовую Свинью? (неблагодарный).

    Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

    (… Наелся желудей досыта, до отвала;

    Поев, она заснула под ним;

    Потом, вырвав глаза, встала

    И стала подкапывать рылом корни Дуба.)

    Что означает выражение: «вести себя как свинья», «подсаживать свинью»? (совершить подлость)

    Ребята, это не просто аллегории и аллегории используются в баснях, а для того, чтобы через образы животных разоблачить отрицательные качества и поступки и показать нам со стороны, как это низко, мерзко, некрасиво, но особенность басни в том, что они не поучают нас, они не учат нас. Басня наблюдает и предоставляет читателю самому оценить свои наблюдения. Каждая басня является своего рода нравственным судом над определенными видами порока. Хотя мы ясно угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим героям, он их просто показывает. И делаем выводы в соответствии с нашими моральными принципами.

    Нравственность (лат. мораль мораль ) — один из основных способов поведения человека. Нравственность охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентиры и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя грань между добром и злом, совестью и бесстыдством, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и др.

    Какова мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?

    (Невежда тоже в слепоте

    Он ругает науку и ученость,

    И все научные труды

    Не чувствуя, что он ест их плоды.)

    8. Конспект урока

    Что такое аллегория в басне «Свинья под дубом»? Почему автор использует аллегорию, аллегорию.

    Итак, ребята, целью нашего сегодняшнего урока было изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок действий и ситуаций. И путем анализа мы выяснили, что И.А. Крылов выражает оценку поступков и ситуаций с помощью аллегории, аллегории, а также такой структурной части басни, как мораль, в которой содержится смысл, нравоучение, ради которого басня и создавалась.

    9. Домашнее задание

    Найдите 2-3 басни Эзопа и приготовьтесь к выразительному чтению. По отдельности — сообщение об Эзопе.

    Басня — литературный жанр, герои которого — животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования носит сатирический характер, где высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни есть прямое морализаторство.

    Возникновение и развитие жанра басни

    Согласно источникам, дошедшим до наших дней, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос . По одним источникам его владельца звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за мудрость и умение давать своему господину важные советы ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме описывал своему учителю волнующую ситуацию и правильный выход из нее.

    Басни Эзопа не сохранились в первоначальном виде. Но они передавались людьми из уст в уста, из поколения в поколение, а позднее были художественно обработаны и записаны латинскими и греческими поэтами нашей эпохи (Федр — I век, Бабрий — II век и Авиан — V век).

    Литературный жанр басни в Европе

    Начиная с 16 века поэты и прозаики в Европе увлекались переводами древней литературы. С начала XVII века басня в Европе получила бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

    Известные европейские баснописцы Люди: немецкие поэты Г. Лессинг и Г. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и в стиле подражали Эзопу.

    Басня на Руси

    В XVII-XVIII вв. В прошлом многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, занимались также переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. Среди них: С. Полоцкий, А. Сумароков, И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев, А. Кантемир, В. Тредиаковский. Очень нравоучительные басни для детей писал Л. Толстой. Благодаря усилиям перечисленных великих русских поэтов и писателей в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басня.

    Главный мастер русской басни в стихотворной форме Крылов Иван Андреевич . Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельному человеку, но свойственны большим группам людей и даже обществу в целом; их нравственность наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для всех времен и народов.

    В советской литературе басня продолжала занимать свою значительную нишу в ряде литературных жанров. «Отцом» советской басни был Демьян Бедный. Его темы были революционными, он высмеивал пережитки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический образ жизни и присущие ему ценности.

    В позднейшей советской литературе продолжателем жанра басни был Сергей Михалков. Его персонажи носили резко выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение низкопоклонства, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветавших в то время в обществе.

    В советской литературе нашли свое место баснописцы различных национальностей и народностей, населявших территорию. Советский Союз. Их характеры были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

    Признаки жанра басни

    Жанр басни имеет ряд признаков и особенностей, отличающих его от других литературных жанров. :

    Как отличить басню от сказки

    Басня, сказка и притча созвучны друг другу. У них много общего, но есть между ними и весьма существенные различия, позволяющие безошибочно определить, к какому именно литературному жанру они относятся.

    Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

    • носят ознакомительный характер;
    • может быть в прозе и в стихах;
    • животных и растений, наделенных человеческими чертами, могут выступать в роли главных героев;
    • История рассказана в аллегорической форме.

    Различия:

    В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. История начинается со смерти первой жены короля, от которой у него есть маленькая дочь. После года тоски и печали король женится на другой. Со временем дочь вырастает красавицей, а затем начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так до того момента, пока царевич Елисей не находит ее в хрустальном гробу и не пробуждает от долгого сна поцелуем. Это долгая история.

    В баснях описывается отдельный небольшой эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы ничего не знаем об этом событии: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго Слон пробыл в городе. Известно только, что Моська выскочил из толпы зевак и залаял на этого важного гостя. Вот и весь сюжет, а вот мораль понятна всем, и актуальности не потеряла и по сей день.

    Значение в воспитании детей

    В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с ней у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книги. Еще не постигнув всего глубокого смысла, ребенок начинает отличать дурное поведение одних персонажей от хорошего поведения других, понимать иносказательные формы персонажей, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и различать описываемые образы.

    Басня – аллегорическое сочинение небольшого размера, имеющее поучительный характер. Таковы основные черты басни как отдельного литературного жанра.

    Басня как литературный жанр

    Кроме них, для басни характерны изображение только одного события из жизни героя и их кратковременность действия, всего два-три персонажа и повествовательный способ изложения. В основном басни в стихотворной форме, но бывают и басни другого рода.

    Басня обязательно имеет поучительную часть, поэтому построение этого произведения особенное и отличное от других. Басня известна как один из древнейших видов литературного жанра, так как самые известные басни были написаны Эзопом в V-VI веках. ДО Н.Э. в Древней Греции.

    Аллегория

    Аллегория называется условным образом какого-то отвлеченного понятия, а образ возникает посредством художественного образа или диалога. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому он считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неодушевленных предметов.

    В данном случае данные предметы имеют переносное значение, в которое заложена основная мысль басни. Например, в виде живых существ изображаются такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступков, иногда через их внешний вид.

    Эзопов язык

    Выражение «эзопов язык» произошло от имени самого известного баснописца — Эзопа. Так принято называть любой вид аллегории. В этом произведении намеренно маскируется основная мысль автора, так как он использует аллегорию, чтобы донести до читателей мораль басни. Помимо аллегории, эзопову языку свойственны ирония, аллюзия и парафраз.

    Нравственность и нравственность

    Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, каков главный замысел автора, что он хотел сказать этой маленькой иносказанием, чему хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, а особенно для детей младшего возраста.

    В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится ясно, как разрешилась поставленная в басне проблема. Морализаторство в басне составляет ее основу, и в этом ее основная цель. Через морализаторство дети получают полезный жизненный урок, который помогает им правильно и вовремя взрослеть. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым тоже есть чему поучиться.

    Олицетворение

    Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленным предметам неживым. И чаще всего олицетворению приписывают образ природы, специально наделенной человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и аллегориям, оно встречается и в других литературных жанрах.

    Юмор и сатира

    Юмор определяется как способность подмечать их комическую сторону в различных явлениях, и часто это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского мироощущения и как художественный прием юмор относится не только к басням и притчам, но и ко многим другим литературным формам.

    Например, юмор часто используется в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и чтобы сатира не выглядела исключительно как морализаторство и проповедь. А сатира есть унизительное обличение явлений с помощью различных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Джером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализ
    Следующая тема:Стихи Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака

    « Нет, сэр, книги разные. И если бы между нами
    меня назначили цензором
    я бы на басни налег. О, басни — моя смерть!
    Вечные насмешки над львами, над орлами! »
    А.С. Грибоедова

    Знакомство с викториной

    Тема нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавались из уст в уста, переписывались начисто, чтобы каждое последующее поколение не забывало об изложенных в них простых истинах. С детства мы знаем о Вороне и Лисе, Слоне и Мопсе и других персонажах. Что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

    Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы даны ответы.

    Quiz Maker Iris Revue

    1. Что такое басня?
    Ответ: Басня — рассказ, чаще всего в стихах, преимущественно сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

    2. Человек-баснописец, по имени…
    Ответ: баснописец

    3. Кто обычно является действующим лицом басен?
    Ответ: Животные, наделенные человеческими качествами, растения, вещи

    4. Каких известных людей, обратившихся к жанру басни, вы знаете?
    Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Чемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и др.

    5. О каком баснописце идет речь?

    Кто не слышал его живого слова?
    Кто в жизни не встречал своего? . .

    Он все знал и видел пытливый ум певца,
    Просто больше всего хотел одного,
    Жить свободной и счастливой жизнью
    Свой народ и свою Родину.

    Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

    6. Какова мораль басни?
    Ответ: мораль басни — это краткий нравоучительный вывод, поучительный вывод из основного повествования, которое дается в начале или в конце басни

    7. Какова структура (композиция) басни?
    Ответ: в самом общем случае — сюжет, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда предмет может отсутствовать.

    8. Всегда ли в басне есть мораль?
    Ответ: обычно да. Но мораль не всегда может быть представлена ​​явно. Иногда оно читается «между строк», как бы «растворяясь» в басне.

    9. Какова главная цель басни?
    Ответ: Цель: басни — раскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и пороков общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

    10. В басне, как правило, человеческие поступки и общественные отношения. Что такое аллегория?
    Ответ: Аллегорическое изображение предмета или явления с целью наиболее ярко показать его существенные признаки. Аллегория — аллегория — изображение абстрактного понятия через конкретный образ.

    Я написал басню тем людям в предупреждение,
    Что вокруг начальство мотается бесконечно,
    Готов к вашему заказу
    Считай нормальный чих
    вышестоящее лицо.

    Ответ: С. Михалков

    12. Из каких басен И.А. Крылов это фразы?

    «А вы, друзья, как ни садитесь, а в музыканты все равно не годитесь»;
    Ответ: «Четверка»

    «Выпал сыр — с ним был такой читер»;
    Ответ: «Ворона и лиса»

    «Да ты летом работал, так иди потанцуй»;
    Ответ: «Стрекоза и Муравей»

    «С тех пор ни ногой до Демьяна»;
    Ответ: «Ухо Демьянова»

    «А Васька слушает и ест»;
    Ответ: «Кот и повар»

    «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит Кукушку»;
    Ответ: «Кукушка и Петух»

    «Когда бы ты мог поднять морду, ты бы это увидел.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *