Критика «Демон» Лермонтов — LibAid.Ru
Критика «Демон» Лермонтов
Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.
Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь.
Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.
В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».
Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.
Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно.
Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву». Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?
Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.
Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола.
Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.
Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон
… К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью … на нее смотрел.
В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!…
Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне.
Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.
Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…
Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.
Критика по-разному оценила образ Демона.
Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».
Сакля — хижина, жилище кавказских горцев.
Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон» (Демон Лермонтов)
Демон
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
32 сочинения
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
О многом грустном говорила
Цветы родимого ущелья
Души, готовой отцвести,
Печально за стеной высокой
Лишенной чувства и ума,
Над нею льют свой аромат
(Так древний требует обряд)
Улыбка странная застыла,
Среди молитв, равно далеко
Героев поэмы соединила и разъединила любовь.
В ней было хладное презренье
Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, он в один миг становится и победителем и побежденным. Тамара тоже предстает и грешницей, и высокой героиней; Демон – достигающим своей цели и поверженным. Человечность Тамары в конечном итоге торжествует над бесчеловечностью Демона. Тамара приносит свою жизнь в жертву любви. Она страдает ради Демона. Тем самым она сохраняет ту чистую веру в добро, которой Демон лишен, несмотря на его искреннее стремление к ней. Вечная жизнь обоих превращается в миг взаимного согласия («Двух уст согласное лобзанье…»). Смерть Тамары означает ее вечную жизнь в светлом мире и вечную разлуку с Демоном, обреченным на вечное страдание и бессмысленную, бесцельную судьбу. До рокового поцелуя герои тяготели друг к другу, после него они оказываются абсолютно разъединенными.
Демон стремится поместить Тамару в искусственный мир, созданный им из самых прекрасных природных явлений («Я дам тебе все, все земное…»).
Волшебная естественная оправа для внутренне мятежного, беспокойного духа, в котором раздут пламень эгоизма и для которого потеряно ощущение объективной ценности явлений,- что может быть порочнее этой поистине сатанинской мечты! Обещая Тамаре вечное страдание и глубину восторгов, вечную жизнь без смысла и цели, холодное безучастие к добру и злу, Демон хочет получить взамен утраченные объективные ценности, обрести смысл и цель собственной жизни, возродиться для наслаждения вечным счастьем. Внутренне не переродившийся, он несет чужой душе только зло. Возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением.
Наряду с этими чертами в Тамаре есть известная отрешенность, противоречивость обуревавших и застывших теперь чувств, холодная гармония безжизненной красоты:
И сжаты мертвою рукою…
Как мрамор, чуждой выраженья,
В пылу страстей и упоенья;
Таинственной, как смерть сама
Исполнены той красоты,
Угасшая Тамара отрешена от естественного мира, но земная одежда сообщает особую привлекательность ее «праздничному наряду».
Лермонтов и во внешнем убранстве героини, и в неясном выражении ее лица выделяет близость к земле, подчеркивает естественную натуру Тамары:
От божества и от людей
И были все ее черты
И ничего в ее лице
Во второй части речь идет о Тамаре. Здесь Демон не менее красноречив. Если для себя он избирает добро, прежнюю безотчетную веру и раскаяние в злых умыслах, то Тамаре обещает «пучину гордого познанья», неземные страсти и неземные муки («Тебя иное ждет страданье, Иных восторгов глубина…»). Демон, нарушая «монастырскую» судьбу Тамары, отделяет княжну от чистого блаженства, так же как вследствие его искушений Тамара уже отдалилась от мира людей и естественной природы:
Земле беззвучное прости.
Последней мысли выраженье,
Не намекало о конце
Ты не угаснешь без страстей,
Она внимательным глазам:
Мелькнувши по ее устам.
Другие сочинения по этому произведению
Образ Демона в одноименной поэме М.
Ю. ЛермонтоваПоэма М. Ю. Лермонтова «Демон»Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон»Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»Демон и Тамара в одноименной поэме ЛермонтоваМятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон»)Поэма «Демон»Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова («Демон»).Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон»Работа Лермонтова над поэмой «Демон»Проблема противостояния свет и тьмы в фантастическом рассказе типа Манфреда и ДемонаРазвязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»Мотив возрождения падшего ангела в поэме Лермонтова «Демон»Мистический финал поэмы Лермонтова «Демон»Библейская легенда о духе зла в поэме «Демон»Трагизм Демона в одноименной поэме ЛермонтоваГероиня «восточной повести» Лермонтова «Демон»Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон»О незамеченном библейском источнике поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»Тамара — характеристика литературного герояТрагический образ типического героя в поэме «Демон»Земной и потусторонний миры в поэме М.
Ю. Лермонтова «Демон»«Демон» Пушкина и «Демон» ЛермонтоваХарактер и стиль диалога Демона и Тамары в одноименной поэме ЛермонтоваПоэма «Демон» венец всей творческой жизни ЛермонтоваЦентральный момент поэмы «Демон» – появление Тамары«Мцыри» и «Демон» – высочайшие достижения романтической поэмы ЛермонтоваФольклор в поэме Лермонтова «Демон»Значение поэмы «Демон» как поэтически обобщенного свидетельства эпохиРазобщенность Демона с естественно природным миром
Project MUSE — Русская литература и ее демоны Памелас>Дэвидсон (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
724 SEER, 79, 4, 2001 Дэвидсон, Памела (ред.). Русская литература и ее демоны. Исследования славянской литературы, культуры и общества, 6. Berghahn Books, Нью-Йорк и Оксфорд, 2000. XiV + 530 стр. Иллюстрации. Примечания. Индекс. ?57.??. Говорят, что у Дьявола (или, возможно, у Дьявола) все лучшие мелодии. Что ж, он (или она?) вместе со всем своим разнообразным потомством может претендовать и на несколько очень хороших книг, а с выходом этого тома на него можно было бы также возложить ответственность за то, что он уговорил ряд ученых написать книгу.
работа выдающейся литературной критики. Книги, которые, как в этом случае, возникают в результате серии семинаров, часто менее чем успешны, характеризуются неравномерностью качества, отсутствием внимания и всеобъемлющей цели. Но этот том является во многом исключением, по крайней мере частично, из-за процесса взаимного сотрудничества, который помог гарантировать, что все эссе были написаны, как указано в предисловии, «с осознанием более широкой картины и связей с другими вкладами». Том разделен на две части. Часть первая, «Традиции и контексты» (четыре эссе), служит широким контекстуальным введением к обсуждению отдельных текстов и авторов, фигурирующих во второй части, «Литературные демоны» (десять эссе). После общего введения Памелы Дэвидсон первый раздел открывается эссе. Саймон Франклин о связях между русским литературным демонизмом и православной традицией, а затем Фейт Вигзелл рассмотрела значение русского фольклора для русского литературного демонизма. Кевин Платт исследует демоническую концепцию правителей, таких как Иван IV и Петр I, как они изображены в литературных и культурных текстах.

Индивидуальность и разнообразие различных материалов устанавливаются в рамках строгих, но никогда не навязчивых или искажающих редакционных ограничений. Том тщательно отредактирован и представлен со скрупулезным вниманием к деталям (в которых, конечно…Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Обзор Bard Summerscape 2018: Демон
Чтобы просмотреть постановку Барда Саммерскейпа по редко звучащей опере Антона Рубинштейна «Демон», лучше всего просмотреть саму работу. В конце концов, это не та супер-знакомая «Богема», о которой мы говорим.
Хотя, по-видимому, опера обрела популярность и свою нишу на Русской Родине, в остальном известном оперном мире она практически неизвестна. На самом деле существует только одна запись произведения, исполненная вживую на фестивале в Уэксфорде. Вот и все.
А так как я люблю подходить к новым работам — неизвестным работам — холодно, избегая других рецензий и комментариев, то именно это я и сделал здесь.
Произведение
Либретто Павла Висковатова по мотивам стихотворения Михаила Лермонтова. В нем рассказывается полуфаустовская история о «Демоне», застрявшем между раем и адом. Демон любит причинять всевозможные ужасы планете Земля и людям, которые ее населяют, от землетрясений до наводнений. Он жаждет волнения и страсти, и если для этого требуется старая добрая катастрофа, пусть будет так.
Но, как это часто бывает, он уязвим перед чарами красавицы Тамары, обрученной с принцем Синодалом. Пока принц мчится к ней со своей армией на большую королевскую свадьбу, она ждет. Тем временем Демон думает о том, что делать с ситуацией.
В этом случае он посылает (каким-то образом!) противоборствующую армию неверных, чтобы убить Принца и его людей. Во втором акте Тамара, которая все чаще слышит три страстных слова пораженного Демона (которых больше никто, конечно, не замечает), узнает, что свадьба отменяется, а ее жених Принц уже мертв. И после легкомыслия ожидаемой свадьбы (мы знаем, что принц умер, а гости нет), с включением нескольких балетов, Тамара разваливается, и отец отправляет ее в монастырь.
Но в третьем акте Демон произносит свою последнюю мольбу, призывая Тамару присоединиться к нему в его свободном и страстном существовании, забывая о мире. И после долгих споров она соглашается. К сожалению, когда Демон целует ее, Тамара умирает. И поскольку ангел, которого мы впервые заметили в первом акте, снова появляется, чтобы потребовать и спасти душу Тамары, Демон снова остается один и покинут.
Вот оно. Как я уже говорил, полуфаустовская. Но мне показалось, что сказка уж точно лишена резонанса сказки Гете или какой-либо из ее оперных итераций, три из которых являются шедеврами.
Музыкальная непоследовательность
Но музыка может многое забыть и простить. И в этом случае «Демон» для меня неоднозначная вещь. Есть настоящие моменты красоты и изобретательности, большинство из которых сосредоточено на больших хоровых сценах второго акта и срыве Тамары.
Но тут и там появляются повторяющиеся фолк-мелодии, и — при использовании музыкального словаря позднего романтика — музыка снова кажется часто скучной.
У ведущих певцов есть несколько возможностей для бравурного выступления, о которых я расскажу ниже, обсуждая фактическое выступление. Но так же часто музыка, кажется, изо всех сил пытается взлететь.
Итак, теперь мы можем перейти к выступлению. И там «Демон» получил то, что я могу только сказать, было определяющей постановкой.
Доминантная Дива
Актерский состав полностью русский. Все исполняли эту родную музыку со всей страстью и силой, о которой только можно было мечтать.
Играя измученную Тамару, Ольга Толкмит, в своем металлическом распаде и растущей одержимости своим Демоном, доминировала в пьесе. И ее голос соответствовал поставленной задаче. Это волнующее, мощное и совершенно ошеломляющее в некоторые моменты, например, когда она свернулась калачиком на полу, пораженная горем. Здесь ее сопрано пролетело над полным оркестром.
Ее игра в роли взволнованной будущей невесты и преследуемой женщины, которая потеряла свою любовь и запланированную жизнь, была убедительна, иногда жизнерадостна, а иногда отчаянна.
Демон
Ей подобрали своего Демона, бас-баритона Ефима Завального в роли первой в исполнении Федора Шаляпина. Учтивому и сильному голосу Завального также уделяется много внимания на протяжении всей оперы, но именно в третьем акте ему дается больше всего работы, когда он изо всех сил пытается убедить Тамару присоединиться к нему. Он тоже выглядел соответствующе, львиный, когда бродил над «кельями» монастыря, терпеливо пытаясь склонить этого человека к его демоническому образу жизни.
Что касается музыки, вы можете увидеть выше. Вспышки силы и красоты. Но для меня просто мигает. Если сравнивать с другими произведениями, в которых пел Завальный, такими как «Евгений Онегин» и «Дон Жуан», то это произведение просто не идет ни в какое сравнение. Но голос удерживал персонажа на переднем плане и в центре, даже когда — как во втором акте — он в основном действовал как невидимый кукловод для эмоций, охвативших свадебную вечеринку, а теперь никакой «вечеринки».
Другие великие актеры
Еще одним выдающимся вокалом для меня стал обреченный принц Синодал в исполнении Александра Нестеренко.
Его расширенная ария до того, как произошла катастрофа из засады, была спета звонким, кристально чистым тенором. С музыкой, которая во многом соответствовала этому звонкому голосу, мы сожалеем, что он был убит так рано.
И Андрей Валентий в роли отца Тамары, князя Гудала, и Яков Стрижак в роли старого слуги делают свои моменты во втором акте трогательными и красивыми. Валентию особенно дано было петь (и протестовать), когда Тамара умоляет, чтобы ее отослали. И его выступление заставило нас забыть о том, что дискуссия кажется довольно бессмысленной.
В то время как музыкальная идиома является поздне-романтической, дирижер Леон Ботштейн придал всем «большим» моментам вес и мерцающее качество, в которых они нуждались.
И в те моменты, которые действительно достигли высот, такие как массовый хор во втором акте, и оркестр, и хор — следуя примеру Ботштейна — делали их захватывающими и интуитивными. Именно в тот грандиозный оперный момент, когда сцена была заполнена, я подумал, что хотел бы снова услышать эту часть.
Американский симфонический оркестр, который выступает под руководством Ботштейна в течение года, остается для меня относительно скрытым чудом нью-йоркской музыкальной сцены. Если вы не слышали, как они играют в Sonosoff Thetare, спроектированном Гери, в кампусе Университета Барда, вы что-то упустили.
Удовольствие от постановки
Не менее важно отметить, насколько эффективной была постановка. Использование проекций и даже пленки, смешанной с большим количеством тканевых материалов, таких как простыни, стираемые в первом акте, или свадебный балдахин позже, роскошны и визуально ошеломляют. Уединенные комнаты монастыря с бродящим наверху Демоном создавали поразительный и ясный образ демона, нисходящего к человеку чистоты и красоты.
Большая часть режиссуры Таддеуса Стассбергера, который работал над многими предыдущими постановками Bard Summerscape, работает хорошо. При поддержке декораций Paul Tate dePoo III и освещения JAX Messenger на сцене появились запоминающиеся визуальные образы.
Лепестки роз взлетели в небо в предвкушении предстоящей свадьбы. Туманный дым делал атакующую армию призрачной. Последовательность арок, обрамляющих декорации, быстро визуально реагировала на все изменения настроения и местоположения.
Это был визуальный стиль, которым мог гордиться даже такой большой дом, как The Met.
А я говорил, что есть балет? Даже такие шедевры, как «Аида» или «Отелло», не избегают того, что многие считают бременем обязательного второго акта балета. Обычно я соглашаюсь, хотя в большинстве случаев короткие танцевальные последовательности довольно безболезненны.
Здесь сияла хореография, танцевальная труппа из дюжины человек выступала в стиле, который казался таким же русским, как и актерский состав, и не без оснований. Труппа состояла из грузинских танцоров Песвеби, и их время на сцене было бодрящим.
Мужчины танцуют с Казаком, как шаги и удары ногами, как дервиши, а женщины повторяют эти движения с грациозной, абсолютно синхронной точностью.
Нечасто увидишь, как кто-то катится по сцене на коленях. Каждая новая последовательность казалась призванной показать, на что способна настоящая труппа русских танцоров с этой музыкой и движением.
Я уже много лет являюсь поклонником «Летнего пейзажа» Барда, в котором основное внимание уделяется одному композитору (в этом году Рисмкому-Корсакову), их влияниям и современникам.
Среди насыщенного летнего расписания блестящих представлений, лекций и других образовательных мероприятий, которые делают этот фестиваль особенным. Я всегда с нетерпением жду Summerscape следующего сезона с его фокусом и смелым программированием.
И именно эта дерзкая натура заставляет меня аплодировать «Демону» Рубинштейна. Даже его современники, так называемая «большая пятерка» композиторов России, приглашенные на специальный спектакль, не были в восторге. Но, слушая такое произведение, мы получаем представление о его авторе, времени… а также переживаем моменты, когда произведение оживает яркой жизнью.
