Демокрит достижения и открытия: Демокрит: взгляды, достижения, мысли | Демокрит атомистическая теория : VIKENT.RU

Демокрит: взгляды, достижения, мысли | Демокрит атомистическая теория : VIKENT.RU

Древнегреческий учёный, основоположник атомистического учения.

Доставшееся ему наследство отца потратил на поездки и обучение у персов, индийцев и египтян. Кроме этого, учился у Левкиппа.

«Круг его интересов был необычайно широк. Известно, что Демокрит оставил после себя около 70 сочинений по философии, естественным наукам, математике, искусствоведению, технике, на темы морали. Ни одно из них до нас не дошло. Это великая трагедия античного материализма. Мы не знаем, когда в основном погибли сочинения Демокрита: в начале средневековья или уже вскоре после смерти их автора. Возможно, что в гибели трудов античного материалиста виновны идеалисты. Источники сообщают, будто уже Платон хотел сжечь все те сочинения Демокрита, которые он смог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, говоря, что это бесполезно: ведь книги уже на руках у многих. Сказав об этом, Аристоксен продолжает: «Платон упомянул почти всех древних философов, но

не упоминает только одного Демокрита, даже в тех случаях, когда он должен был бы возражать ему. Ясно, он знает, что ему придётся спорить с лучшим из философов»

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А., Введение в человекознание, М., «Российский гуманитарный университет», 1994 г., с. 146. 

 

«Демокрит — продолжатель идеи Гераклита; тоже считал, что ход вещей зависит от закона, а не от богов. Человек создан из атомов, самые подвижные из них — атомы огня — образуют душу. Им был разработан принцип причинности, согласно которому нет беспричинных явлений, а все явления — это неотвратимый результат соударения атомов; случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Впоследствии принцип причинности был назван детерминизмом». 

Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушкин В.С., Пижугийда В.В., Психология и педагогика, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г.

, с. 10.

 

Демокрит «Как рассказывают, он однажды в саду вырвал себе глаза, чтобы не отвлекаться на окружающее. Легенда скорей всего выдуманная, но по-своему красивая. Человек видит во внешнем мире — мире семи цветов, которых я не различаю (Борхес в зрелом возрасте стал слепнуть — Прим. И.Л. Викентьева), — помеху для чистого разума и вырывает себе глаза, чтобы мыслить свободно».

Хорхе Луис Борхес,  Думая вслух / Сочинения в 3-х томах, Том 3, М.,  «Полярис», 1997 г., с.279.

 

«Двадцать три столетия назад Демокрит писал: «Условно сладкое, условно горькое, условно горячее, условно холодное, условен цвет. А в действительности существуют атомы и пустота. То есть объекты чувств предполагаются реальными и в порядке вещей — рассматривать их как таковые, но на самом деле они не существуют.

Реальны только атомы и пустота»». 

А. Эйнштейн, Л. Инфельд, Эволюция физики, М. , «Молодая гвардия», 1966 г., с. 56.


Ученик:  Эпикур.

Демокрит

6

Демокрит – примерно 460- 360

1. Жизнь и сочинения. Местом рождения Демокрита чаще всего называют город Абдеры, северо-восточную периферию Эллады, милетскую колонию на Фракийском побережье. Отец Демокрита, человек состоятельный, оставил трем сыновьям значительное наследство, из которого Демокрит выбрал меньшую долю, состоявшую в день­гах, что позволило ему отправиться в путешествие. Наставниками Демокрита были оставленные Ксерксом в Абдерах маги Вавилона, кроме того он значительное время учился у жрецов Египта. Некоторые говорят, что он общался и с гимнософистами (мудрецами)

Индии. Многие годы из своей долгой жизни этот великий философ производил опыты и записывал их в книгу, которая трактовала о Природе. Он не только не отрицал чудеса, но, наоборот, утверждал, что те чудеса, которые удостовере­ны показаниями очевидцев, происходили и могли происходить, даже наиболее невероятные; ибо последние были произведены с по­мощью знания сокровенных законов природы. Лукиан говорил: «Демокрит не верил ни в какие чудеса. Он посвятил себя открытию метода, посредством которого теурги были в состоянии их производить, одним словом, философия привела его к заключению, что магия целиком заключалась в имитации законов и процессов природы».

Философ с гор­достью заявлял о себе: «Я провел на чужбине много лет, объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; видел больше, чем все другие, мужей и беседовал с наи­большим числом ученых людей». Демокрит вернулся домой бедняком. По законам Абдер человек, растративший отцовское имущество, изгонялся и лишался права погребе­ния на родине. Однако философ вернул уважение сограждан то ли удач­ным предсказанием, то ли тем, что прочитал им одно из своих сочинений; и

восхищенные абдериты наградили Демокрита. В отличие от Гераклита,«плачущего философа» Демокрит был известен как «смеющийся фи­лософ». Сенека об этом пишет: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех. Демокрит же, как говорят, напротив, без смеха никогда не появлялся на людях: настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез».

Демокрит заявлял, что одно причинное объяснение какого-нибудь явления Природы он предпочитает обладанию персидским престолом. Ходила легенда о самоослеплении философа с помощью зажигательного зеркала. Цицерон объяснил этот факт так: «Демокрит сам лишил себя зрения, так как считал, что раздумья Разума при созерцании и осмысливании Природы будут более оживленными, когда освободятся от развлечения зрения и препятствий глаз». По ночам он имел привычку уединяться на кладбищах, где пытался обнаружить привидения. Решив, что Демокрит болен, жители Абдеры пригласили врача Гиппократа для его лечения. В письме к Гиппократу они писали: « Забыв обо всем, и прежде всего о самом себе, он проводит всю жизнь, бодрствуя и ночью, и днем, осмеивая все – и малое, и великое, и считая это за ничто. Этот человек и исследует даже то, что происходит в Аиде, и описывает это; утверждает, что воздух полон образов, слушает голоса птиц и часто, поднявшись ночью, наедине, похож на человека, тихо поющего песнопения.

Иногда он говорит, что странствует в бесконечности и что Демокритов, подобных ему, существует неисчислимое множество» прибыв в Абдеру, Гиппократ побеседовал с Демокритом и заявил, что тот совершенно здоров и, более того, мудр».

Демокриту принадлежало около семидесяти сочи­нений на различные темы, что говорит об обширных интересах Демокрита и его энциклопедических знаниях. Моральным вопросам посвяще­ны: «Пифагор», «О душевном настроении мудреца», «О том, что в Аиде», «О мужестве, или О добродетели», «О ровном настрое­нии духа»; естественнонаучным — «Большой Мирострой», «Малый Мирострой», «Космогра­фия», «О планетах», «О природе», «О природе человека», «О ра­зуме», «О чувствах»; математическим — «О касании круга и шара», «О геометрии», «О числах»; мусическим — «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте слов», «О благозвучных и не­благозвучных буквах»; техническим — «Прогноз», «О питании, или Диетические наставления», «Врачебная наука», «О земледелии, или Землемерие», «О живописи», «Тактика», «Военное дело».

Ни одно из них до нас не дошло, мы знаем об учении Демокрита из сохранившихся отрывков. Источники сообщают, будто уже Платон хотел сжечь все те сочинения Демокрита, которые он смог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, говоря, что это бесполезно: ведь книги уже на руках у многих. Сказав об этом, Аристоксен продолжает: «Платон упомянул почти всех древних философов, но не упоминает только одного Демокрита, даже в тех случаях, когда он должен был бы возражать ему. Ясно, он знает, что ему придется спорить с лучшим из философов».

2. Учение об атомах и Пустоте. Индусские и гре­ческие атомисты — Канада, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций — нашли свое отражение в атомной теории наших дней, однако современная наука все еще не проникла в истинный смысл этих древних учений. Философы, которые трактуют древнее учение Демокрита об атомах, забывают, что он был магом и алхимиком, его ум был способен глубоко проникнуть в тайны Природы, но он не раскрывал их публично.

Хотя не исключено, что кое-что все же доверил своим рукописям, не потому ли Платон, выступавший против раскрытия сокровенной Мудрости толпам, согласно легенде, приказал их сжечь.

В соответствии с наставлениями своего учителя Левкипа Демокрит учил, что первые Принципы всех вещей Вселенной — атомы и Пустота. Современные философы утверждают, что атомисты древности учили о пустом пространстве, но это не так, ведь это они утверждали, что «Природа не терпит пустоты.» Под Пустотой они понимали вечную и беспредельную Первореальность, Великий Хаос или Ничто, Полноту (Пленум), которая содержит в себе все сущее в потенции. Все окружающие нас объекты есть результат соединения атомов, возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей — изме­нением их порядка.

У Демокрита мы находим двоякое описание атомов. С одной стороны, атомы вечны и неизменны, они неделимы, не превращаются друг в друга и друг в друга не проникают, ибо лишены частей и пустоты. С другой стороны, атомы обладают качественно-количественными характеристиками, они бывают шаробразными, угловатыми, крючкообразными, якореобразными, вог­нутыми и выпуклыми. Атомы различаются по величине, то есть бывают большими и маленькими, сознание они объясняли существованием особых огненных атомов души. Из сказанного следует, что атомы составные и делимые, составное и ограниченное, то есть имеющее форму, не может быть вечным, значит, атомы не вечны, когда-то возникли, подвержены изменению и умрут. Атомы Левкиппа и Де­мокрита лишены каких бы то ни было чувственных свойств — цвета, запаха, звука и т. п. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств, а значит, атомы взаимодействуют не только друг с другом, образуя все окружающие нас объекты, но и с нашими органами чувств.

Как же понять такое противоречивое описание атомов у Демокрита? Философ, говоря о вечности и неделимости атомов имеет ввиду духовные атомы или монады. Являясь эманацией Абсолютного Духа, они единосущны с ним, вечны и беспредельны, не изменяются, но выявляют свои свойства, облекаясь плотью, материей различной степенью плотности. Говоря о качественных атомах и их неделимости, он, возможно, имел ввиду и атомы химической науки, сохраняемые при всех химических превращениях, или даже элементарные частицы науки физической, неделимые при ядерных превращениях. Но каждый атом химии или элементарная частица физики являются сложными соединениями, маленькими вселенными, каждая из которой имеет внутри себя духовную монаду, а значит, обладает определенным видом сознания. Атомы обладают самодвижением, а значит, они не мертвые частицы вещества, а проявления Единой Жизни, Духа. Их латентное сознание может развиться до человеческого самосознания, если монада, оживотворяющая атомы, пройдет долгий путь развития в более сложных формах, таких как минералы, растения и животные.

Для атомистов Мир в Целом — это беспредельная Пус­тота (Пленум), наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы беспредельным числом атомов самых раз­личных форм. Пустота заполнена атомами нерав­номерно, и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкива­ются друг с другом и постепенно образуют вихрь — кругообразное движение, в котором более крупные и, следовательно, более тяжелые атомы накапливаются в центре, а более малые и легкие, округлые и скользкие вытесняются к периферии. Так возникают Земля и Не­бо. «Этот закон спирального движения в первичной ма­терии есть наидревнейшее представление Греческой Философии, первые исторические мудрецы которой почти все были Посвященными в Мистерии. Греки восприняли это от египтян и последние от халдеев, которые были учениками браминов Эзотерической Школы. Левкипп и Демокрит из Абдеры, ученик Магов, учили, что это вращательное движение атомов и сфер существовало от Вечности. Гераклит, Экфант, Пифагор и его ученики учили вращению Земли; Арьябхата из Индии, Аристарх, Селевк и Архимед высчитывали ее так же научно, как это делают и нынешние астрономы; тогда как теория Начальных Вихревых Колец известна Анаксагору и поддерживалась им за 500 лет Р. Хр. или почти за 2000 лет, прежде чем она вновь принята Галилеем, Декартом, Сведенборгом и другими».

Подведем итог. «Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скор­лупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические Атомы, они упустили многозначительный факт, что от Анаксагора до Эпикура, до римлянина Лукреция и, кончая Галилеем, все эти философы верили, более или в менее, в живоначальные (духовные) Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой» материи. Согласно им, вращательное движение было порождено более значительными по величине (читайте, более божест­венными и чистыми) Атомами, увлекшими вниз другие Ато­мы; причем более легкие были, одновременно, отброшены вверх. В метафизическом смысле это вечно циклическая кри­вая дифференцированных Элементов, нисходящая и восходящая через определенные фазы существования, пока каждый не достигнет своей отправной точки или места рождения. Даже Эпикур, примерный атеист и материалист, знал настолько древнюю Мудрость и настоль­ко верил в нее, что учил, что Душа — совершенно отлична от бессмертного Духа, она составлена из тончайшей и нежнейшей субстанции, состоящей из самых гладких, самых круглых и тончайших атомов. И это доказывает, что все древние Посвященные, за которыми следовала, более или менее близко, вся мирская древность, подразумевали под термином Атома — Душу вечно-сокрытой Причины всех причин. Они утверждали, так же как и их преемники, существование Богов и Гениев, Ангелов или Демонов, не вне и независимых от Вселенского Пленума, но внутри его. Только этот Пленум в течение жизненных циклов беспределен. Они признавали и учили многому из того, чему учит сейчас современная наука — именно су­ществованию предвечного Мирового Вещества или Косми­ческой Субстанции, вечно однородной, за исключением вре­мени ее периодического существования; тогда она универ­сально разлита во всем бесконечном Пространстве и дифференцируется, постепенно формируя из себя пространствен­ные тела».

3. Происхождение жизни и Человек. Здесь Демокрит следует линии Анаксимандра и Эмпедокла. Один из древних комментаторов передает суть учения Демокрита о происхождении жизни так: «После того как произошло разделе­ние мрачного Хаоса, после того, как возник воздух, а под ним земля, грязеобразная и совсем (еще) мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и всевозможные виды животных, соответственно преобладанию того или иного элемента — именно огнеобразного, землеобразного и воздухообразного. Когда же земля высохла под лучами солнца и уже не могла больше рождать животные стали появляться на свет путем рождения одних другими». От других доксографов мы узнаем, что по­верхность земли вздулась от теплоты, образовав покрытые тонкой кожицей гнилостные пузыри. Эти пузыри стали нести в себе жи­вые плоды. Аналогично возникли и растения. Демокрит объяснял также и то, почему теперь не происходит такого возникновения животных из пузырей земли — уже и земля не та, и небо не то, «ведь и земля уже теперь не смешана с водой в такой степени, как тогда, и Светила образуют совсем другие созвездия». Теперь можно заметить лишь слабое отражение того времени, когда земля рождала живое — зарождение мелких существ в гниющей земле. Все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души — та самая теплота, которая произвела все живое из земли.

Человек – высшее создание Природы, ибо наделен не только сознанием, как все живое, но и самосознанием. Согласно атомистам, душа человека телесна, определенная совокупность атомов. Менее огненная, животная, неразум­ная часть души равномерно распределена по всему, телу; она — источник подвижности и жизненности. Другая – смертная — отвечает за психическую деятельность человека, его чувства и рассудок, высшая Огненная душа – за его Разум. Атомисты учили о смертности души, покинув тело атомы души рассеиваются в воздухе. Об этом имеются согласую­щиеся свидетельства доксографов. Например, «Демокрит и Эпи­кур считают, что душа смертна и гибнет вместе с телом»: Или: «Души, по утверждению Демокрита, погибают. Ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Нужно однако знать, что под словом «душа» ни Демокрит, ни другие философы древности не подразумевали божественную огненную душу, ноус или пневму, но подразумевали псюхе или тонкое тело, то, что Платон всегда именует второй смертной душой.

4. Закон причинности. Этот закон был сформулирован Левкиппом в его сочинении «О разуме» и утверждался Демокритом. Всеобщий закон мироздания гласит: «Ни одна вещь не про­исходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимос­ти». Все, что про­исходит, имеет причину в другом, а другое — в третьем и т. д., ничто не происходит без причины, ни одна вещь не возникает, не рождается, не происходит напрасно, бесцельно, безуспешно, попусту, без пользы, но все возникает, рождается, происходит в силу причинной связи, необходимости, Закона или Логоса, разумного основания мира. Случайности как беспричинного явления не существует. Шел человек, и вдруг с неба ему на голову упала черепаха и убила его. Слу­чайно это или нет? Нет, отвечает Демокрит, орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь черепахи, чело­век был лысым, его голова была ошибочно принята орлом за камень и результат известен. Это не случайно, ибо имеет свою причину. Но случайно ли то, что именно этот орел имен­но эту черепаху должен был с необходимостью бросить на голову именно этого человека!? Не случайно, но причину данного явления узнать сложно, ибо здесь мы вступаем в область причинно-следственных связей в жизни человека – Судьбы или Кармы.

Для атомистов случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует, то случайность мнима. Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие, для присущего им недомыслия. Ведь случай по природе борется с рассудком и, как они утверждали, будучи крайне ему враждебным, властвует над ним. Вернее, даже они совсем не признают, и, устраняют разум, а на его место ставят случай, они прославляют не удачный ум, а умней­шую удачу». Здесь Демокрит, утверждает, что ссылка на случай — проявление лености мысли, отказ от поисков причины.

«И современная точная наука, как только она начала вы­ходить из детского возраста, познала великую Истину, что ничто, будь-то в духовном, психическом или физическом царстве Бытия, не могло произойти из ничего. Не существует причины в проявленной Вселенной без соответствующих ей следствий в Пространстве или же во Времени; также не может быть следствия без его первичной причины, которая сама обязана своим существованием еще более высокой причине. Конечная и абсолютная При­чина навсегда должна остаться для человека непостижимой и беспричинной Причиною. Но это абстракция, на пределе которой человеческий разум, как бы ни был он искушен в метафизических тонкостях, содрогается и изнемогает»

В то время, как христианина учат, что человеческая Душа есть дыхание Бога и что она сотворена Им для вечного существования, имея начало, но не имея конца — а потому никогда не может быть названа вечной — Философия говорит: Ничто не сотворено, все лишь преображается. Ничто не может проявить себя в этой Вселенной, начиная от небесного тела, кончая смутной мимолетной мыслью, что уже не существовало бы во Вселенной; всякая вещь на субъективном плане есть вечное есть; так же, как всякая вещь на объективном плане есть вечно-становящееся, ибо все преходяще.

5. Гносеология. Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорож­денное), Секст-Эмпирик сообщает, что в «Канонах» Демокрит говорит: есть два вида познания — посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли он называет законно­рожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине; познание же посредством чувств он называет незаконнорожденным и отрицает пригодность его для распознавания истины. Атомы и пустота как Первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление затем может быть подвержено эмпирическими наблюдениями. Постепенное и незаметное истирание золотой монеты и мраморных ступеней, распространение запахов, высыхание влажного и другие обыденные явления говорят о том, что тела состоят из мельчайших, не доступных чувственному восприятию частиц.

Чувственное познание основано на деятельности органов чувств и рассудочного мышления. Рассудок идет далее чувств, но он опирается на их показания, ибо главный довод истинности сконструированной теоретическим образом кар­тины мира — это соответствие ее чувственной картине мира. Все ощущения можно считать разновидностью осязания, ибо они возникают в результате непосредственного со­прикосновения самого тела с органами чувств, или порождаются атомами в явлениях вкуса и запахов, или возникают в результате воздействия на тело воздуха, порождая звук и слух. Особенно интересно учение Демокрита о зрении, воз­никающем в результате телесного воздействия на орган зрения. Образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ вследствие их энергичного движения и их теплоты. Образы — тончайшие оболочки тел, как бы их материальные копии. Они все время истекают от тел. При этом нет надобности в свете. Оторвавшись от тела, образ приобретает самостоятель­ность, существуя сам по себе. При этом образы не только запечат­левают в себе внешность существ, но и принимают также «отра­жения душевных движений и мыслей, свойственных каждому, и характеров, и переживаний».

Считать, что у Демокрита истинное познание совершенно отлично от чувственного как темного, было бы преувеличением — говорят некоторые историки философии. Но Демокрит, как каждый посвященный философ древности, отдавал себе отчет в сложности и трудности процесса достижения истины и субъективности познания, основанного на данных органов чувств. Эту мысль он выра­зил ярко и образно, сказав: «Действительность — в пучине» или: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском»). Поэтому субъектом познания является все же не любой человек, а лишь мудрец. Демокрит сказал: «Мудрец — мера всех сущест­вующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспри­нимаемых вещей, а при помощи Разума — мера умопостигаемых вещей». А если Демокрит говорил о Разуме, то и признавал наличие бессмертной души, являющейся носителем этого Разума, но не распространялся о том в своих трудах.

6. Этика Демокрита. Отношение Демокрита к семье, женщине и детям следующее. С женщинами дела лучше не иметь, а если уж необходимо завес­ти семью, то надо выбрать женщину простую, маленькую и молча­ливую: «Женщина много искуснее мужчины в злословии», «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно», «Украшение женщины — молчаливость». Наибольшее унижение для муж­чины — повиноваться женщине. Такой мужчина — раб своих стра­стей. Детей лучше не иметь, потому что удача в воспитании детей достигается ценой борьбы и забот, причем блага малы, слабы и незначительны, в случае же неудачи страдания ни с чем не срав­нимы. Также и «воспитание детей — ненадежное дело». Лучше взять ребенка на воспитание у друга. Здесь можно выбрать ребенка по сердцу, в противном же случае приходится довольство­ваться тем, кто родится.

Тот недостоин жить, у кого нет хорошего друга. Демо­крит высоко ценит дружбу, но не всякую, а лишь истинную и раз­умную, ведь «дружба одного разумного лучше дружбы всех нера­зумных». Самое трудное в дружбе — это отличить истин­ных друзей от мнимых, для чего нужна мудрость. Выбирая дру­зей, следует быть осторожным и осмотрительным. Многие «друзья» — любители имущества их владельцев, а не их самих. «Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собствен­ному почину». Не имеющий друга недостоин жизни, ведь это значит, что он плохой человек, неспособный никого любить, поэтому и его никто не любит («ни один человек не любит того, кто сам никого не любит»). Демокрит говорит и о том, как сохранить дружбу. Здесь важны самокритичность, способность к раскаянию, к тому, чтобы больше порицать самого себя, чем другого, умение сочувствовать, а не зло­радствовать при виде несчастья другого, независтливый характер. Наиболее опасна для дружбы клевета: «Меч рубит, а клевета раз­деляет друзей».

Цель воспитания — достижение добро­детели — лучше совершать убеждением и доводами рассудка, чем принуждением. В основе воспитания — способность к стыду, т. е. совесть. Человека бесстыжего воспитать нельзя. Лучшее настав­ление для детей — пример отца. Нужно избегать общения с дурны­ми людьми, воспитанный даже не должен разговаривать с невоспитанным, ведь «прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда». Воспитание не всемогуще, поэтому «прекрасное узнают и стремятся к нему только люди, созданные для него». С воспитанием связано обучение. Сама способность стыдиться приходит к человеку в процессе обучения (когда его учат письму, музыке, гимнастике и т. п.). Обнаруживая свое неумение и незна­ние, человек стыдится, осознает свою ограниченность и утрачивает свою гордыню, если она у него была. Образование — украшение для счастливых, убежище для несчастных. Для образования нужны три вещи: природные способно­сти, упражнения и время.

Богатство и бедность для Демокрита это моральные, а не соци­альные проблемы. Богатые и бедные будут всегда. Следовательно, дело в том, как относиться к богатству и к бедности. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народу. «Когда иму­щие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, то в этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и едино­мыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить». Бедным надо радоваться тем, что имеешь, и смотреть не на тех, кому лучше, а на тех, кому хуже. Богат не тот, кто владеет имуществом, а тот, кто беден желаниями, более того, бедняком быть лучше, чем богатым, ибо бедняки избегают злых козней, зависти и ненависти. Именно они счастливы.

Счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье — в душе. Если у животных главное — их телесная природа, то у человека — душевный склад. Эвтюмия — «хороший дух» — определяется как «такое состоя­ние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возму­щаемая ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью» Поскольку здесь везде гово­рится о страхе как главном препятствии к эвтюмии, то эвтюмия есть также и атамбия — свобода от страха. Эвтюмия — это уравно­вешенность, гармония, размеренность, симметрия, безмятежность, невозмутимость, бесстрастие, благое состояние духа, не тождест­венное наслаждению. Средства достижения эвтюмии — мера во всем, умеренность, золотая середина, ведь «прекраснее во всем середина». Надо быть умеренным в наслаждении, не стремиться к преходя­щему, побеждать в себе страсти, а этому учит философия, она освобождает душу от страстей. «Желающий быть в хорошем расположении духа не дол­жен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в обще­ственной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы. Но даже если счастье благо­приятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надежнее, чем избыток».

Речь на церемонии награждения — NobelPrize.org

  • Герман Штаудингер

Презентационное выступление профессора А. Фредги, члена Нобелевского комитета по химии Шведской королевской академии наук

Ваши Величества, Королевские Высочества, дамы и господа.

«Даже древние греки…» — частая преамбула к обзору исторического события, и слушатель видит видение пугающей глубины. Я хотел бы сегодня начать с Демокрита Абдерского, сформулировавшего первое атомистическое мировоззрение и тем самым создавшего первое атомистическое понятие. Однако значение этого понятия не было более точно определено примерно до 1800 года англичанином Дальтоном, который предположил, что каждый элемент имеет свой особый тип взаимно идентичных атомов. При образовании химического соединения ряд атомов двух или более элементов связываются друг с другом силами химической связи в частицы, для которых итальянец Авогадро ввел название молекулы. Во второй половине прошлого века благодаря работам немца Кекуле и голландца ван ‘т Хоффа были получены знания о важных принципах строения молекул. Относительное положение атомов определено до известной степени; они связываются друг с другом, образуя простые или разветвленные цепи или более сложные структуры. Однако и молекулы, и атомы были в то время чисто гипотетическими понятиями; только на рубеже веков появилось определенное доказательство их действительного существования, и поэтому стало возможным определить их истинный размер и массу. Как и ожидалось, они оказались очень маленькими. Количество молекул в одном литре воды выражается числом, состоящим из 26 цифр.

Часто задавались вопросом, сколько атомов может быть объединено в одну молекулу, до какой степени может быть доведено это сжатие материи, если использовать выражение, которым ситуацию выразил один из ведущих исследователей того времени. Тот факт, что атомы в молекуле удерживаются вместе силами химической связи, тесно связан с вопросом о прочности химической связи, о котором было известно очень мало. С одной стороны, было известно, что молекулы, по-видимому, очень устойчивых соединений можно легко расщепить путем электролитической диссоциации, с другой стороны, пришло осознание того, что химические силы имеют глубокое влияние на структуру твердых кристаллов. Молекулы, содержащие от одной до двухсот атомов, строились поэтапно, и этот факт считался замечательным. Было желание экспериментировать, идти дальше, но считалось, что таким путем можно добиться немногого.

В начале 1920-х годов профессор Штаудингер высказал мнение, что молекула может быть очень большой, фактически произвольно большой, что такие макромолекулы могут очень легко, иногда с кажущейся спонтанностью, образовываться из 10 000 или 100 000 атомов и что частицы коллоидных растворов были во многих случаях реальными молекулами этого типа. Я попытаюсь воспроизвести ход его рассуждений.

В органической химии нередко бывает, что вместо ожидаемого продукта получают малорастворимые или нерастворимые смолистые или смолоподобные массы; иногда изменение этого типа происходит без видимой причины. Все указывает на то, что молекулы каким-то образом соединяются друг с другом. Такие продукты обычно называли высокополимерными или высокомолекулярными веществами, но по многим причинам возникало желание рассматривать это явление как физическое. С другой стороны, были известны многочисленные случаи, когда небольшое число молекул, возможно, две или три, объединялись, образуя более крупную молекулу с кольцевой структурой. Профессор Штаудингер указывал, что образование высокомолекулярных веществ происходит там, где в принципе ожидается замыкание кольца, но оно затруднено по геометрическим причинам, или, другими словами, в тех случаях, когда концы атомных цепочек сходятся лишь с трудом. Здесь, однако, концы цепи должны соединяться с другими молекулами, которые, в свою очередь, захватывают новые молекулы, и таким образом цепь растет до тех пор, пока процесс не будет прерван каким-либо внешним обстоятельством, может быть, потому, что материал исчерпан. Таким образом, предполагалось, что высокомолекулярные продукты состоят из цепей, образованных таким образом, и поскольку едва ли может быть какое-либо сомнение в том, что только что упомянутые кольцевые молекулы были созданы с помощью нормальных сил химической связи, то же самое должно быть и в случае с цепями. .

Этот довод, кажущийся нам теперь совершенно очевидным, был в начале 20-х годов очень странным, отчасти противоречащим духу времени, и последующие десять лет были заряжены полемикой. Теоретически было очень трудно, а практически очень трудоемко было найти решающие доказательства или контрдоказательства. В то время было невозможно определить молекулярные массы участвующих здесь величин, но считалось, что новая теория предъявляет невыполнимые требования к прочности сил химической связи. Необходимо пересмотреть понятия и определения, в том числе понятие химического соединения. Необходимо было выделить категории соединений, в которых молекулы не полностью идентичны. Высокомолекулярные соединения состоят из цепочечных молекул, построенных по общему образцу и часто с характерной средней длиной, но длина отдельных цепей зависит от произвольных обстоятельств. Новая теория не получила всеобщего признания до 19 века.30-е годы.

Макромолекулярная теория тогда уже была принята в технике. Люди научились использовать прочные гигантские молекулы для производства того, что сегодня принято называть пластиком. Отдельные продукты этого типа были известны и раньше, но теперь появились теоретические основы для дальнейшей работы с почти безграничными возможностями варьирования свойств материала в соответствии с различными требованиями, и поэтому в 1930-х и 1940-х годах в этом секторе произошел мощный рост. . Мы знаем, что во многих отношениях это развитие наложило свой отпечаток на современную материальную культуру; действительно заявлено, что мы живем в век пластмасс. Однако и для чистой науки макромолекулярная теория имела огромное значение.

За последние десятилетия в области макромолекул активно работало впечатляющее количество ученых. Профессор Штаудингер не принимал непосредственного участия в технических и промышленных разработках, но без его энергичной и смелой новаторской работы это развитие вряд ли было бы мыслимо.

Профессор Штаудингер. Более тридцати лет назад вы высказали мнение, что химическая молекула может достигать почти произвольного размера и что такие макромолекулы имеют большое значение в нашем мире. Ваша точка зрения основывалась на логических рассуждениях. Вы обратили внимание на тот факт, что так называемые высокополимерные полимеры образуются, когда по той или иной причине ожидаемое замыкание цикла не происходит. Таким образом, вы представили аргумент, который химик-органик не может игнорировать. Более того, в обширной и кропотливой серии исследований вы предоставили экспериментальные доказательства.

Не секрет, что долгое время многие коллеги отвергали ваши взгляды, которые некоторые из них даже считали абдеритскими. Это было понятно наверное. В мире высоких полимеров почти все было новым и неиспробованным. Давно устоявшиеся концепции должны были быть пересмотрены или созданы новые. Развитие макромолекулярной науки не представляет собой мирной идиллии.

Со временем конфликты исчезли, а споры утихли. По основным вопросам достигнуто единство, и важность вашей новаторской работы становится все более очевидной. В знак признания ваших заслуг перед естествознанием и материальной культурой, ставших возможными благодаря вашим открытиям в области высокомолекулярных соединений, Шведская королевская академия наук приняла решение присудить вам Нобелевскую премию за этот год. Поздравляю вас от имени Академии и прошу вас получить Нобелевскую премию из рук Его Величества Короля.

Из Нобелевских лекций по химии 1942–1962 , издательства Elsevier Publishing Company, Амстердам, 1964 г.

 

Авторское право © Нобелевский фонд, 1953 г.

Процитировать этот раздел
Стиль MLA: речь на церемонии награждения. Нобелевская премия.org. Nobel Prize Outreach AB 2023. Сб. 25 февраля 2023 г.

Наверх Back To TopВозвращает пользователей к началу страницы

Нобелевские премии 2022 г.

Четырнадцать лауреатов были удостоены Нобелевской премии в 2022 году за достижения, которые принесли наибольшую пользу человечеству.

Их работа и открытия варьируются от палеогеномики и клик-химии до документирования военных преступлений.

См. все представленные здесь.

Выберите категорию или категории, по которым вы хотите отфильтровать Физика Химия Лекарство Литература Мир Экономические науки

Выберите категорию или категории, которые вы хотите отфильтровать по

Физика

Химия

Лекарство

Литература

Мир

Экономические науки

Уменьшить год на один Выберите год, в котором вы хотите искать Увеличить год на один

Geniuses.Club — Дом Величайших Умов

Везде человек винит природу и судьбу, а судьба его по большей части лишь отголосок его характера и страсти, его ошибок и слабостей.

Демокрит был древнегреческим досократовским философом, которого сегодня больше всего помнят за его формулировку атомарной теории Вселенной.

Демокрит родился в Абдере, Фракия, около 460 г. до н.э., хотя существуют разногласия по поводу точного года. Его точный вклад трудно отделить от вклада его наставника Левкиппа, поскольку они часто упоминаются вместе в текстах. Их размышления об атомах, заимствованные у Левкиппа, имеют мимолетное и частичное сходство с пониманием атомной структуры XIX века, которое заставило некоторых считать Демокрита более ученым, чем других греческих философов; однако их идеи основывались на совершенно разных основаниях. Говорят, что Платон так не любил Демокрита, которого в древних Афинах практически игнорировали, и Платон так не любил его, что последний желал сжечь все свои книги. Тем не менее он был хорошо известен своему коллеге-философу северного происхождения Аристотелю и был учителем Протагора.

Многие считают Демокрита «отцом современной науки». Ни одно из его сочинений не сохранилось; известны только фрагменты из его огромного объема работ.

Жизнь

Говорят, что Демокрит родился в городе Абдера во Фракии, ионийской колонии Теоса, хотя некоторые называли его милетцем. Согласно Аполлодору Афинскому, он родился во время 80-й Олимпиады 460–457 г. г. до н. э., и, хотя Фрасилл относит его рождение к 470 г. до н. э., более поздняя дата, вероятно, более вероятна. Джон Бернет утверждал, что дата 460 г. «слишком ранняя», поскольку, согласно Диогену Лаэрцию ix.41, Демокрит сказал, что он был «неосом молодого человека» в старости Анаксагора c. 440–428. Говорили, что отец Демокрита был из знатной семьи и был настолько богат, что принял Ксеркса во время своего похода через Абдеру. Демокрит потратил наследство, оставленное ему отцом, на путешествия в дальние страны, чтобы утолить свою жажду знаний. Он путешествовал по Азии и, как говорят, даже достиг Индии и Эфиопии.

Известно, что он писал о Вавилоне и Мероэ; он посетил Египет, и Диодор Сицилийский утверждает, что прожил там пять лет. Сам он заявлял, что среди его современников никто не совершал больших путешествий, не видел больше стран и не встречал больше ученых, чем он сам. Он особенно упоминает египетских математиков, чьи знания он восхваляет. Теофраст тоже отзывался о нем как о человеке, повидавшем много стран. Во время своих путешествий, по словам Диогена Лаэрция, он познакомился с халдейскими волхвами. Говорят, что «Останес», один из волхвов, сопровождавших Ксеркса, также учил его.

Демокрит Хендрика тер Брюггена, 1628

Вернувшись на родину, занялся натурфилософией. Он путешествовал по Греции, чтобы лучше узнать ее культуру. Он упоминает многих греческих философов в своих трудах, и его богатство позволяло ему покупать их труды. Наибольшее влияние на него оказал Левкипп, основатель атомизма. Он также восхваляет Анаксагора. Диоген Лаэртский говорит, что он дружил с Гиппократом, и цитирует слова Деметрия: «Похоже, что он тоже ездил в Афины и не желал быть признанным, потому что презирал славу, и что хотя он знал Сократа, он не был известен Сократу, его слова были: «Я пришел в Афины, и никто не знал меня». Аристотель поместил его среди досократических естествоиспытателей.

Многочисленные анекдоты о Демокрите, особенно у Диогена Лаэрция, свидетельствуют о его бескорыстии, скромности и простоте и показывают, что он жил исключительно учебой. В одной истории он намеренно ослепляет себя, чтобы его меньше беспокоили его занятия; вполне может быть, что он потерял зрение в старости. Он был весел и всегда был готов увидеть комическую сторону жизни, что позднейшие писатели понимали как то, что он всегда смеялся над глупостью людей.

Сограждане высоко ценили его, потому что, как говорит Диоген Лаэртий, «он предсказал им некоторые вещи, которые оказались правдой», что может относиться к его знанию явлений природы. Согласно Диодору Сицилийскому, Демокрит умер в возрасте 90 лет, то есть примерно в 370 г. термины абдеританский смех, что означает насмешку, непрекращающийся смех, и абдеритский, что означает насмешник, происходят от Демокрита. Своим согражданам он был также известен как «Пересмешник».

Философия и наука

Большинство источников говорят, что Демокрит следовал традиции Левкиппа и что они продолжали научную рационалистическую философию, связанную с Милетом. Оба были насквозь материалистами, полагая, что все является результатом законов природы. В отличие от Аристотеля или Платона, атомисты пытались объяснить мир, не рассуждая о цели, первичном двигателе или конечной причине. Для атомистов на вопросы физики следует отвечать механистическим объяснением: «Какими более ранними обстоятельствами было вызвано это событие?», тогда как их оппоненты ищут объяснения, включающие, помимо материального и механистического, еще и формальное и телеологическое: «С какой целью произошло это событие?» подача события?». Евсевий, цитирующий Аристокла Мессенского, помещает Демокрита в линию философии, которая началась с Ксенофана и завершилась пирронизмом.

Рембрандт, Молодой Рембрандт в роли Смеющегося Философа Демокрита (1628–1629)

Цитата Демокрита: «Если вы ищете спокойствия, делайте меньше». Из «Размышлений» Марка Аврелия согласно Грегори Хейсу, IV:24 исх. Заметки Г. Хейса

Эстетика

Более поздние греческие историки считают, что Демокрит установил эстетику как предмет исследования и изучения, поскольку он теоретически писал о поэзии и изобразительном искусстве задолго до таких авторов, как Аристотель. В частности, Трасилл выделил в творчестве философа шесть работ, которые относились к эстетике как дисциплине, но сохранились лишь фрагменты соответствующих работ; следовательно, из всех сочинений Демокрита по этим вопросам можно узнать лишь небольшой процент его мыслей и идей.

Атомная гипотеза

Теория Демокрита утверждала, что все состоит из «атомов», которые неделимы физически, но не геометрически; что между атомами лежит пустое пространство; что атомы неразрушимы и всегда были и всегда будут в движении; что существует бесконечное число атомов и видов атомов, которые различаются по форме и размеру. О массе атомов Демокрит сказал: «Чем больше всякое неделимое превышает, тем оно тяжелее». Однако его точная позиция относительно атомного веса оспаривается.

Левкиппу широко приписывают то, что он был первым, кто разработал теорию атомизма, хотя Исаак Ньютон предпочитал считать малоизвестного Моха финикийца, которого он считал библейским Моисеем, как изобретателя идеи на основании Посидония и Страбона. . В Стэнфордской энциклопедии философии отмечается: «Однако эта теологически мотивированная точка зрения, похоже, не требует большого количества исторических доказательств».

Демокрит вместе с Левкиппом и Эпикуром предложил самые ранние взгляды на форму и связь атомов. Они пришли к выводу, что твердость материала соответствует форме вовлеченных атомов. Таким образом, атомы железа твердые и прочные с крючками, которые запирают их в твердое тело; атомы воды гладкие и скользкие; атомы соли из-за их вкуса острые и заостренные; а атомы воздуха легки и вращаются, проникая во все другие материалы. Используя аналогии из чувственного опыта человека, он дал картину или образ атома, отличающего их друг от друга формой, размером и расположением их частей. Кроме того, связи объяснялись материальными связями, в которых отдельные атомы были снабжены креплениями: одни — крючками и петлями, другие — шариками и гнездами. Демокритовский атом есть косное твердое тело, лишь исключающее из своего объема другие тела, которое механически взаимодействует с другими атомами. Напротив, современные квантово-механические атомы взаимодействуют через электрические и магнитные силовые поля и далеко не инертны.

Теория атомистов кажется более близкой к современной науке, чем любая другая теория древности. Однако сходство с современными концепциями науки может сбивать с толку при попытке понять, откуда взялась гипотеза. Классические атомисты не могли иметь эмпирической основы для современных представлений об атомах и молекулах.

Однако Лукреций, описывая атомизм в своем De rerum natura, приводит очень ясные и убедительные эмпирические аргументы в пользу исходной атомистической теории. Он отмечает, что любой материал подвержен необратимому распаду. Со временем даже твердые породы медленно изнашиваются каплями воды. Вещи имеют тенденцию смешиваться: если смешать воду с почвой, получится грязь, которая редко распадается сама по себе. Древесина гниет. Однако в природе и технологиях существуют механизмы для воссоздания «чистых» материалов, таких как вода, воздух и металлы. что пустота абсолютно необходима для объяснения того, как газы и жидкости могут течь и менять форму, в то время как металлы могут формоваться без изменения их основных свойств материала.

Гипотеза пустоты

Гипотеза атомистической пустоты была ответом на парадоксы Парменида и Зенона, основоположников метафизической логики, выдвинувших трудные для ответа аргументы в пользу идеи об отсутствии движения. Они считали, что любое движение требует пустоты, которая есть ничто, но ничто не может существовать. Позиция Парменида заключалась в следующем: «Вы говорите, что есть пустота; следовательно, пустота не есть ничто; следовательно, пустоты нет». Положение Парменида оказалось подтвержденным наблюдением, что там, где кажется, что ничего нет, там есть воздух, и действительно, даже там, где нет материи, есть что-то, например световые волны.

1540 Картина Доссо Досси с изображением Демокрита

Атомисты согласились с тем, что движение требует пустоты, но просто проигнорировали аргумент Парменида на том основании, что движение было наблюдаемым фактом. Следовательно, утверждали они, должна быть пустота. Эта идея сохранилась в рафинированном варианте как ньютоновская теория абсолютного пространства, отвечавшая логическим требованиям приписывания реальности небытию. Теория относительности Эйнштейна дала новый ответ Пармениду и Зенону, поняв, что пространство само по себе относительно и не может быть отделено от времени как часть в целом искривленного пространственно-временного многообразия. Следовательно, уточнение Ньютона теперь считается излишним.

Эпистемология

Познание истины, по Демокриту, затруднено, так как восприятие через органы чувств субъективно. Так как одни и те же чувства производят для каждого человека различные впечатления, то по чувственным впечатлениям мы не можем судить об истине. Мы можем интерпретировать данные чувств и постичь истину только интеллектом, потому что истина находится в бездне:

И опять же, многие другие животные получают впечатления, противоположные нашим; и даже чувствам каждого человека вещи не всегда кажутся одинаковыми. Какие из этих впечатлений истинны, а какие ложны, не очевидно; ибо один набор не более верен, чем другой, но оба одинаковы. И поэтому Демокрит, по крайней мере, говорит, что либо истины нет, либо она для нас по крайней мере не очевидна.

И:

Кроме того, они считают Ксенофана, Зенона Элейского и Демокрита скептиками: … Демокрит, потому что он отвергает качества, говоря: «Мнение говорит, что горячо или холодно, но реальность — это атомы и пустое пространство». и еще: «Об истине мы ничего не знаем, ибо истина в колодце».

Есть два вида познания: одно он называет «законным» γνησίη, gnēsiē, «подлинным», а другое «ублюдком» σκοτίη, skotiē, «тайным». «Ублюдочное» знание связано с восприятием через органы чувств; поэтому оно недостаточно и субъективно. Причина в том, что чувственное восприятие обусловлено истечением атомов от объектов к чувствам. Когда эти различные формы атомов приходят к нам, они возбуждают наши чувства в соответствии с их формой, и наши чувственные впечатления возникают из этих раздражений.

Знания второго рода, «правомерные», могут быть достигнуты интеллектом, другими словами, все чувственные данные от «ублюдка» должны быть выработаны посредством рассуждений. Таким образом можно уйти от ложного восприятия «ублюдочного» знания и постичь истину посредством индуктивных рассуждений. Приняв во внимание чувственные впечатления, можно исследовать причины явлений, сделать выводы о законах, управляющих явлениями, и обнаружить причинность αἰτιολογία, этиологию, посредством которой они связаны. Это процедура мышления от частей к целому или же от кажущегося к невидимому индуктивного рассуждения. Это один из примеров того, почему Демокрит считается ранним научным мыслителем. Этот процесс напоминает то, посредством чего наука делает свои выводы:

Но в Канонах Демокрит говорит, что есть два вида познания: одно через чувства, а другое через интеллект. Из них тот, который через интеллект он называет «законным», свидетельствующим о его достоверности для суждения об истине, а через чувства он называет «незаконнорожденным», отрицая его безошибочность в различении истины. Процитируем его подлинные слова: у знания есть две формы: одна законная, другая незаконнорожденная. К ублюдку принадлежит вся эта группа: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Другое законно и отделено от этого. Затем, предпочитая законное ублюдку, он продолжает: «Когда ублюдок уже не может ни видеть меньшего, ни слышать, ни обонять, ни пробовать на вкус, ни ощущать осязанием, но нужно исследовать более тонкие вещи, тогда приходит законное, поскольку у него более тонкий орган восприятия.

И:

В Конфирмациях… он говорит: Но на самом деле мы ничего не схватываем достоверно, но то, что изменяется в соответствии с состоянием тела и вещей (атомов), которые входят в него и давят на него. это.

А также:

Демокрит говорил, что «он предпочитает открыть причинность, чем стать царем Персии».

Этика и политика

Этика и политика Демокрита приходят к нам в основном в форме максим. Таким образом, Стэнфордская философская энциклопедия зашла так далеко, что заявила, что «несмотря на большое количество этических высказываний, трудно построить последовательное изложение этических взглядов Демокрита», отметив, что существует «трудность решить, какие фрагменты действительно демократичны».

Он говорит, что «Равенство везде благородно», но он недостаточно всеобъемлющ, чтобы включить в это мнение женщин или рабов. Бедность при демократии лучше, чем процветание при тиранах, по той же причине предпочитать свободу рабству. В своей «Истории западной философии» Бертран Рассел пишет, что Демокрит был влюблен в «то, что греки называли демократией». Демокрит говорил, что «мудрый человек принадлежит всем странам, ибо дом великой души — весь мир». Демокрит писал, что те, кто находится у власти, должны «взять на себя обязательство давать взаймы бедным, помогать им и благоволить им, тогда есть сострадание и не изоляция, а товарищество, взаимная защита и согласие между гражданами и другие блага, которых слишком много, чтобы каталог. » Деньги, употребляемые с умом, ведут к щедрости и благотворительности, а деньги, употребляемые по глупости, ведут к общим расходам для всего общества: чрезмерное накопление денег для своих детей есть скупость. Хотя зарабатывание денег не бесполезно, говорит он, делать это в результате правонарушений — «худшее из всех». В целом он двойственно относится к богатству и ценит его гораздо меньше, чем самодостаточность. Он не любил насилие, но не был пацифистом: призывал города готовиться к войне и считал, что общество имеет право казнить преступника или врага, если это не нарушает какой-либо закон, договор или присягу.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит, с итальянской фрески 1477 года, Пинакотека Брера, Милан.

Добродетель, как он считал, исходит больше от практики и дисциплины, чем от врожденной человеческой природы. Он считал, что следует дистанцироваться от нечестивых, заявляя, что такое общение увеличивает склонность к пороку. Гнев, хотя его и трудно контролировать, необходимо контролировать, чтобы быть рациональным. Те, кто получает удовольствие от несчастий своих ближних, не понимают, что их состояния связаны с обществом, в котором они живут, и лишают себя всякой собственной радости. Демокрит считал, что эвфимия счастья есть свойство души. Он выступал за жизнь в довольстве с минимальным количеством горя, чего, по его словам, нельзя было достичь ни праздностью, ни озабоченностью мирскими удовольствиями. Он сказал, что довольство достигается умеренностью и размеренной жизнью; чтобы быть довольным, нужно судить о возможном и довольствоваться тем, что имеешь, мало задумываясь о зависти или восхищении. Демокрит иногда одобрял расточительность, поскольку считал, что пиры и празднования необходимы для радости и отдыха. Он считает образование самым благородным занятием, но предупреждает, что обучение без смысла ведет к ошибкам.

Математика

Демокрит также был пионером математики и, в частности, геометрии. Мы знаем это только благодаря цитированию его работ под названием «О числах», «О геометрии», «О тангенциях», «Об отображении» и «Об иррациональностях» в других трудах, поскольку большая часть работ Демокрита не пережила средневековье. Демокрит был одним из первых, кто заметил, что конус и пирамида с одинаковой площадью основания и высотой имеют одну треть объема цилиндра или призмы соответственно.

Антропология, биология и космология

Его работы по природе известны благодаря цитированию его книг по предметам: «О природе человека», «О плоти», две книги, «О разуме», «О чувствах», «О вкусах», «О цветах», «Причинах». с семенами, растениями и плодами и причинами, связанными с животными, три книги. Он провел большую часть своей жизни, экспериментируя и исследуя растения и минералы, и много писал на многие научные темы. Демокрит считал, что первые люди вели анархический и животный образ жизни, отправляясь на поиски корма в одиночку и питаясь самыми вкусными травами и плодами, которые дико росли на деревьях. По его словам, их объединяли в общества из страха перед дикими животными. Он считал, что у этих древних людей не было языка, но они постепенно начали артикулировать свои выражения, устанавливая символы для всякого рода объектов, и таким образом пришли к пониманию друг друга. Он говорит, что первые люди жили трудом, не имея никаких жизненных удобств; одежда, дома, огонь, домашнее хозяйство и земледелие были им неизвестны. Демокрит представляет ранний период человечества как период обучения методом проб и ошибок и говорит, что каждый шаг постепенно приводил к новым открытиям; на зиму они укрывались в пещерах, хранили плоды, которые можно было сохранить, и благодаря разуму и остроте ума строили каждую новую идею.

Демокрит считал, что первоначально Вселенная состояла только из крошечных атомов, которые смешивались в хаосе, пока они не столкнулись друг с другом, чтобы сформировать более крупные единицы, включая Землю и все, что на ней. Он предположил, что существует много миров, одни растут, другие распадаются; некоторые без солнца или луны, некоторые с несколькими. Он считал, что у каждого мира есть начало и конец, и что мир может быть уничтожен при столкновении с другим миром.

Как и другие атомщики, Демокрит верил в плоскую Землю и оспаривал аргументы в пользу ее сферичности.

Оценки двадцатого века

По словам Бертрана Рассела, точка зрения Левкиппа и Демокрита «была удивительно похожа на точку зрения современной науки и избегала большинства ошибок, которым были подвержены греческие спекуляции».

Карл Р. Поппер восхищался рационализмом, гуманизмом и свободолюбием Демокрита и пишет, что Демокрит вместе с соотечественником Протагором «сформулировал учение о том, что человеческие институты языка, обычаев и права являются не табу, а рукотворными, а не естественным, но условным, настаивая в то же время на том, что мы несем за них ответственность».

Сочинения

Ни одно из сочинений Демокрита не сохранилось до наших дней полным; известны только фрагменты из его огромного объема работ.

одноименные учреждения

  • Демокрит Университет Трайса
  • Национальный центр научных исследований «Демокритос»

Numismatics

Демократ был изображен на следующем современном монете/банкнотах:

  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *