Деметра богиня: Богиня Деметра и тайна её происхождения

Деметра — богиня материнства и плодородия..

«Церера и Пан». 1615-1617. Пауль Питер Рубенс.

Миф [1]

Деметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Она изображалась как прекрасная женщина с золотистыми волосами, одетая в голубые одежды, или (в основном, в скульптурах) как почтенная, внушительная, сидящая на троне женщина.
Часть имени Деметры, meter, означает «мать». Ей поклонялись как богине-матери, особенно как матери зерна и матери девушки Персефоны.
Жизнь Деметры началась столь же мрачно, как и у Геры. Она была вторым ребенком Реи и Кроноса – и вторым, которого он проглотил. Деметра стала четвертой царственной супругой Зевса (Юпитера), который также был ее братом. От союза Зевса и Деметры родился единственный ребенок, их дочь Персефона, с которой Деметра была связана в мифе и культе.
История Деметры и Персефоны, прекрасно рассказанная в «Гимне Деметре» Гомера, сосредоточивается вокруг реакции Деметры на похищение Персефоны братом Деметры Гадесом, повелителем подземного царства.

Персефона собирала цветы вместе со своими подругами на лугу. Когда она срывала цветок, перед ней внезапно разверзлась земля и из ее недр на черных как ночь конях в золотой колеснице появился Гадес. Он схватил Персефону, поднял на колесницу и в мгновение ока скрылся в недрах земли. Персефона боролась и пронзительно кричала, призывая на помощь Зевса, но помощь не пришла.
Крик Персефоны услышала Деметра и бросилась на ее поиски. В своем неистовом желании найти свое дитя она не останавливалась, чтобы поесть, поспать или искупаться.
Наконец Деметра встретила Гекату, богиню темной луны и перекрестков, которая предложила ей вместе пойти к Гелиосу, богу солнца. Гелиос рассказал им, что Гадес похитил Персефону и увез в подземное царство, где она против своей воли стала его невестой. Кроме того, он сказал, что похищение Персефоны было совершено по воле Зевса. Он посоветовал Деметре прекратить проливать слезы и принять то, что случилось.
Деметра этот совет отвергла. Теперь она чувствовала не только горе, она ощущала себя преданной и оскорбленной Зевсом. Покинув Олимп, она превратилась в старуху и скиталась, не узнанная, по всему свету.
Деметра горевала по своей похищенной дочери, отказываясь действовать. Как следствие, прекратилось произрастание и рождение всего живого. Голод грозил уничтожить род человеческий и тем самым лишить олимпийских богов поклонения и жертвоприношений.

Каждый из олимпийцев приходил к Деметре, принося дары и воздавая почести. И каждому разгневанная Деметра давала знать, что ногой не ступит на Олимп и не позволит растениям произрастать, пока ей не вернут Персефону.
В конце концов Зевс сдался. Он направил Гермеса, посланца богов, к Гадесу, повелев привести Персефону обратно. Гермес помчался в подземное царство и нашел Гадеса.
Услышав, что она свободна и может вернуться, Персефона обрадовалась, собравшись отправиться вместе с Гермесом. Но сначала Гадес дал ей несколько гранатовых зернышек, которые она и съела.
Увидев Гермеса и Персефону, Деметра бросилась к дочери и заключила ее в объятия. Затем Деметра обеспокоено спросила, не ела ли дочь чего-либо в подземном царстве. Если бы Персефона не ела, то была бы навсегда возвращена ей. Но поскольку она проглотила зернышки граната, то будет теперь проводить две трети года с Деметрой и одну треть – в подземном царстве с Гадесом.
После воссоединения с дочерью Деметра вернула земле цветение и плодородие. Затем она установила культ Элевсинских мистерий. То были внушающие благоговейный трепет культовые церемонии, и посвященным запрещалось открывать их тайну. Во время этих мистерий люди получали знание, как жить в радости и умирать без страха.

Архетип

Материнство
Деметрой на Олимпе был представлен архетип матери. Ее самыми важными ролями были роли матери (дочь – Персефона), той, кто питает (богиня плодородия), и подательницы духовной пищи (Элевсинские мистерии). [2]
Деметра — это, безусловно, материнский образ, принцип и сценарий. Она олицетворяет материнский инстинкт, желание родить ребенка, радость стать беременной, удовольствие от кормления, заботы и воспитания детей. [2]
Женщина с сильным архетипом Деметры страстно желает быть матерью, а став ею, открывает для себя эту роль как самореализацию, как осуществление себя. Когда Деметра представляет самый сильный архетип в душе женщины, быть матерью – самая важная роль и функция ее жизни. Образ матери и ребенка, чаще всего представленный в западном искусстве Мадонной с младенцем, соответствует глубинному внутреннему представлению, которое движет женщиной. [1]
Архетип матери побуждает женщину воспитывать и питать других, быть великодушной и щедрой и находить удовлетворение в качестве кормилицы семьи, заботясь о семье и доме.
Также это и предоставление физической, психологической или духовной пищи другим людям, даже не обязательно родственникам. Если Деметра является самой сильной богиней в душе женщины, то быть матерью, «нянькой» или «кормилицей» становится смыслом ее жизни. [2]

Подательница пищи
Деметра в качестве богини плодородия обеспечивала человеческий род урожаями и отвечала за плодородие земли. Она дала человечеству способность культивировать сельскохозяйственные культуры и заботилась о плодородии. Женщины, отправляющиеся в сельскую местность выращивать собственную пищу, печь хлеб, консервировать фрукты и одарять своей щедростью других, выражают аспект матери-природы, присущий Деметре, а затем делиться заветными баночками с соседями, родственниками и просто знакомыми, выражают аспект Деметры как Матери-Природы. [1]
Есть почти неизъяснимое удовольствие сажать семена или саженец в землю и затем день за днем наблюдать, как он растет. Тогда современная городская жительница и начинает понимать, какова же эта неистовая «сила природы». При этом необходимость постоянно ухаживать, поливать, убирать паразитов и всячески лелеять всходы вновь активизирует архетип Деметры. [2]

Кормление других дают женщине-Деметре  необычайное удовлетворение. Она находит очень приятным выкармливание своих детей, ей доставляет удовольствие подать обильную еду семье или гостям. Если они наслаждаются ее пищей, ее, как хорошую мать (а не как Афину – повара-гурмана), согревают теплые чувства. Если она работает в офисе, то получает удовольствие, готовя другим кофе. [1]

Духовное родительство
В отличие от Афины, обучавшей великих стратегов и полководцев, Деметра обучала царей-земледельцев, воспитывала культурных героев. Также она подарила людям элевсинские мистерии. В них могли участвовать все свободные люди, не пролившие кровь человека. [2]
Многие известные женщины – религиозные наставницы – имели свойства Деметры и воспринимались своими последователями как материнский образ. Такими были, например, лауреат Нобелевской премии мира Мать Тереза и духовная наставница ашрама Ауробиндо в Индии, к которой обращались просто «Мать». [1]

Щедрость [2]
Деметра была самой щедрой богиней древних греков. Эту «радость отдавать» можно обнаружить и во многих женщинах. Одни совершенно естественно кормят, холят и лелеют других людей на физическом уровне, другие дают эмоциональную и психологическую поддержку, а третьи обеспечивают людям некую духовную подпитку. В этом они разделяют идеальный материнский сценарий. Сначала мать заботится о физиологических нуждах малыша: кормит, поит, одевает и обувает его. Повзрослевшего ребенка она поддерживает на эмоциональном и психологическом уровне: может дать дельный совет, успокоить и обнадежить, похвалить и направить. А взрослые дети ценят духовную мудрость своей матери, на которую всегда можно опереться в трудную минуту. Этот идеал трудно достижим в реальной жизни. Но время от времени мы встречаем на своем пути женщин, которые играют для нас роль Деметры в том или ином частном случае. Или сами выполняем такую миссию.

Приоритет семьи [2]
Для женщины, которая «управляется» Деметрой, семья бывает важнее дома. Дом для нее — это прежде всего «место, где собирается семья». Этим она отличается от женщин, следующих путем богини домашнего очага — Гестии. Мирный огонь Гестии может гореть вне зависимости от количества членов семьи и их непосредственных нужд в заботе и опеке. Для Деметры же важна скорее сама семья, при этом пространство помехой не бывает. Так матери легко приезжают в город на другом краю страны (или даже Земли) и чувствуют себя как дома, если там же находятся их дети.  Без семьи жизнь для нее не имеет смысла. Впрочем, родных детей могут заменять внуки или подопечные.

Материнская сила
Традиция отводит матери роль хранительницы нравственного закона, определяющего единство семейного коллектива: “Весь мир в семье — от матери”. На матери лежала основная ответственность за нравственные качества и судьбы детей, что в еще большей степени проявляется в наши дни. Мать нередко предстает как олицетворение Закона, нарушение которого ведет к ужасным, непоправимым последствиям. Иногда матери сами себя ощущают таковыми, пытаясь внушить это чувство и своим чадам.
Важным компонентом комплекса «материнства» является блокирование агрессии, насилия, конфликтного поведения. Агрессивность матери традиционно на Руси считалась опасной для ее детей еще в утробе, как и после рождения. В обязанности матери семейства входило прежде всего блокирование насильственных форм поведения.

Однако задача матери — охрана и защита своих детей. Когда речь идет об опасности для них (даже воображаемой), то сама мать становится угрозой для окружающих и при этом не чурается вербальной или даже физической агрессии. Материнская роль для такой женщины станет «архетипическим щитом», которым она прикроется и от суждений окружающих людей, и от себя самой. И тогда любые доводы против, сомнения и упреки совести будут отброшены. [2]
Женщины, подобные Деметре, становятся непобедимыми, когда дело касается благополучия их детей. Многие специальные образовательные классы для детей с какими-либо недостатками существуют только благодаря желанию матерей-Деметр дать своим детям все, в чем они нуждаются. Упорство, терпение, настойчивость – свойства Деметры, которые, могут в конце концов повлиять на могущественного мужчину или социальный институт. [1]

Депрессия,  гнев и разрушительность
Мы помним часть мифа о похищении Коры, когда мать Деметра сидела в своем храме и отказывалась поддерживать жизнь на земле. Это привело к голоду и постепенному умиранию всего живого. Реальные женщины могут впасть в похожее состояние, погрузившись в тяжкую депрессию и даже не выходя из своей меланхолии годами. Это страшное время для их семьи, и дети переживают его очень тяжело. В результате детство ребенка может окраситься ощущением того, что мать его не принимает, а это оборачивается недоверием к миру в целом. Такую мать называют «мертвой матерью». Физически она присутствует в семье, но в душе слишком далека от нее и не способна дать своему ребенку чувство любви и поддержки. [2]

Намного более распространенным, чем эти экстремальные формы отказа, является отказ матери-Деметры признавать и одобрять то, что их подрастающие дети становятся все менее зависимыми от них. Хотя в этих обстоятельствах депрессия матери не так очевидна, отказ в одобрении (в котором ребенок нуждается для самоуважения) также связан с депрессией. Она переживает растущую самостоятельность своего ребенка как эмоциональную потерю. Она ощущает себя не столь необходимой, отвергаемой и в результате может впасть в депрессию.
Когда архетип Деметры обладает значительной силой, а женщина не может осуществить его, она рискует впасть в хроническую депрессию, вызванную «чувством пустого гнезда и пустоты». Женщина, страстно желающая иметь ребенка, может оказаться бесплодной, ребенок может умереть или оставить дом. Может закончиться ее работа няни, она может потерять своих клиентов или учеников. В этом случае женщина-Деметра склонна скорее погружаться в депрессию, чем испытывать гнев или активно бороться за то, что для нее значимо (обычная реакция женщины-Геры). Она горюет, ощущая, что жизнь пуста и лишена смысла. [1]

Женщина Деметра [1]

Женщина-Деметра – прежде всего мать. В своих близких отношениях она кормит, воспитывает и поддерживает, помогает и отдает. Она обеспечивает других тем, в чем, как она видит, они нуждаются, – куриным бульоном, одобряющим объятием, деньгами, помогает другу преодолеть трудности, постоянно приглашает «заходить домой, как к матери».
Вокруг женщины-Деметры нередко чувствуется аура Матери-Земли. Она цельная и надежная. Люди описывают ее как «имеющую почву под ногами»; она делает то, что необходимо, с теплотой и практичностью. Обычно она щедра, направлена во внешний мир, альтруистична и предана людям и принципам, вплоть до того, что ее могут воспринимать как упрямого и неуступчивого человека. У нее твердые убеждения, и ее трудно сдвинуть с места, когда затронуто что-то важное или кто-то важный для нее.

Детство и родители
Некоторые маленькие девочки выглядят как развивающиеся Деметры – «маленькие мамы», убаюкивающие кукол-младенцев. Маленькая Деметра также любит держать на руках реальных младенцев; в девять или десять лет она может пылко стремиться нянчиться со своими братьями и сестрами.
Богиня Деметра продолжает родословную богинь-плодородия, как и ее мать и бабушка. Она была дочерью Реи и внучкой Геи – богинь земли. Она также имеет и другие соответствия со своей матерью и бабушкой. Все три богини страдали от вреда, причиненного мужьями их детям. Муж Геи заключил ее детей в ее теле, когда они родились. Муж Реи проглатывал ее новорожденных детей. А муж Деметры позволил захватить их дочь в плен в подземное царство. Все три биологических отца проявили отсутствие родительских чувств.

Реальная жизнь соответствует мифу о Деметре в тех случаях, когда женщины-матери выходят замуж за мужчин, лишенных родительских чувств. В этой ситуации дочь-Деметра вырастает, не связанная с отцом, но теснейшим образом ассоциирующая себя с матерью.  Материнские качества дочери-Деметры могут в результате привести к тому, что она поменяется ролями со своими незрелыми или неумелыми родителями. Становясь достаточно взрослой, она может присматривать за своими родителями или стать воспитательницей для младших братьев и сестер.
В противоположность этому, если у юной Деметры любящий и одобряющий ее отец, она вырастает, ощущая его поддержку своему желанию самой стать хорошей матерью. Она позитивно воспринимает мужчин, и ее ожидания по отношению к мужу будут положительными. Склонность архетипа к позиции жертвы не будет усиливаться детским переживанием.

Отрочество и юность
В период полового созревания архетипическое материнское побуждение получает гормональную поддержку, и ее собственный ребенок становится биологической возможностью. В это время некоторые девушки-Деметры начинают испытывать сильное желание забеременеть. Если другие аспекты ее жизни не заполнены, то юная «Деметра», вовлеченная в половую жизнь и забеременевшая, может радостно принять ребенка.
Многие «Деметры» рано вступают в брак. В семьях рабочего класса девушку часто поощряют выходить замуж сразу после окончания школы. Это поощрение может соответствовать собственной склонности девушки-Деметры скорее иметь семью, чем образование или работу.

Если юная женщина-Деметра не выходит замуж и не начинает строить семью, она пойдет работать или поступит в колледж. В колледже она, вероятно, выберет те курсы, которые обеспечат ей подготовку для приобретения профессии, связанной с помощью другим. Как правило, женщина-Деметра не честолюбива, не склонна к интеллектуальной работе, не борется за отличные оценки, хотя может хорошо справляться с учебой, если у нее есть способности и заинтересованность в преподаваемых дисциплинах. Статус, столь важный для женщины-Геры, не существен для Деметры. Она часто выбирает друзей, ничуть не заботясь о их роли в социуме.

Работа
Материнская сущность женщины-Деметры предрасполагает ее выбирать виды деятельности, связанные с воспитанием или помощью. Она тянется к «традиционно женским» профессиям вроде учительницы, воспитательницы, медицинского работника. Когда присутствует архетип Деметры, оказание помощи другим в развитии или обретении хорошего самочувствия становится основным побуждением и приносит удовлетворение. Женщины, ставшие терапевтами, психотерапевтами, педиатрами, часто отражают в своем выборе определенную склонность Деметры. Многие женщины, работающие в детских садах, яслях, начальных школах, детских домах, также привносят в работу свои наклонности.
Некоторые женщины-Деметры становятся ключевыми фигурами в организациях, питающихся их материнской энергией. Типично, что в такой ситуации женщина-Деметра производит большое впечатление на других. Она может создать в своем воображении и затем основать организацию и лично привести ее к быстрому успеху.

Взаимоотношения с женщинами: дружба или соперничество
Женщины-Деметры не состязаются с другими женщинами из-за мужчин или достижений. Зависть или ревность к другим женщинам касается детей. Бездетная женщина-Деметра чувствует себя ниже женщин своего возраста, ставших матерями. Если она бесплодна, то может ощущать горечь и ожесточение от легкости, с какой другие беременеют, особенно если они делают аборты. В более поздние годы жизни, если ее выросшие дети живут вдалеке или эмоционально далеки, она будет завидовать матери, которая часто видится с детьми. На этой стадии жизни зависть также может всплыть на поверхность из-за внуков.

Женщины-Деметры испытывают смешанные чувства к женскому движению. Многие женщины-Деметры негодуют на феминисток из-за обесценивания ими роли материнства. С другой стороны, женщины-Деметры твердо поддерживают многие женские инициативы, например защиту детей от насилия, обеспечение приютов для пострадавших женщин.
Обычно у женщин-Деметр складываются прочные дружеские отношения с другими женщинами-Деметрами. Многие такие дружеские связи возникли, когда они вместе были еще новоиспеченными мамами. Иногда они больше полагаются на своих подруг, чем на мужей, – как в эмоциональной поддержке, так и в реальной помощи.
Внутри семей, где все женщины – Деметры, матери и дочери могут оставаться близкими из поколения в поколение. Такие семьи имеют выраженный матриархальный уклад.

Взаимоотношения с мужчинами:
Женщина-Деметра привлекает мужчин, чувствующих влечение к женщинам материнского типа.  Среди них могут быть типичный «маменькин сыночек», которого Деметра будет ценить за его индивидуальность и непонятость другими, она будет искренне им восхищаться и заботиться, а он будет преданно ее любить, как дети любят своих матерей. Партнером Деметры также может стать мужчина, в детстве мечтавший женится на собственной маме, а теперь нашедший в жене-Деметре ту, что будет заботливой, теплой, отзывчивой, следить за его питанием, покупать ему одежду и держать ее в порядке, направлятьа к врачу, когда это ему необходимо, устраивать его социальную жизнь.  Но также Деметра может соеденить свою жизнь с социофагом – человеком не способным любить, быть преданным и испытывать раскаяние,  способным лишь на потребление и изматывание (как моральное, так и материальное) близкого человека.

Из всех мужчин, которых привлекают качества Деметры, «мужчиной семейного типа» является только зрелый и щедрый человек. Такой мужчина имеет сильное желание иметь семью, и он видит в женщине-Деметре партнера, разделяющего его мечту. Этот тип мужчин – «хороший папочка» для своих детей, но он также присматривает и за ней. Если ей трудно отказать людям, стремящимся получить выгоду от ее прекрасной природы Деметры, он поможет ей быть начеку. Мужчина семейного типа помогает ей осуществить себя через рождение детей. Для первых трех типов мужчин идея завести ребенка содержит в себе угрозу, и они могут настаивать на аборте, если она забеременеет. Это требование приведет ее к материнскому кризису: она либо откажется от мужчины, для которого играла роль матери, либо откажется от материнства. Этот выбор заставит ее почувствовать себя матерью, которой нужно совершить невозможный выбор, пожертвовав одним из своих детей.

Бытует мнение, что секс интересует женщину-Деметру лишь как возможность, способ завести ребенка. И что у многих женщин-Деметр есть свой маленький секрет – ни получают гораздо больше удовольствия от кормления младенца грудью, чем от секса с мужчиной.
Ранее я уже говорила, что не считаю чувственность прерогативой архетипа-Афродиты. На мой взгляд, чувственность является особенностью физики женщины. Ее безусловно можно разбудить в себе наиболее очевидным способом – через пробуждение Афродиты с помощью различных женских штучек – ухода за собой, кружевного белья, духов, поведения, пробуждающего в мужчинах желание помочь, позаботиться. При этом я считаю, что КАЖДОЙ женщине свойственна ее уникальная форма чувственности. У Деметры она земная, неприукрашенная, «животная» и глубокая.

В древних культах для того, чтоб земля плодоносила, муж с женой в определенное время занимались любовью на свежевспаханной земле, зачиная в этот момент ребенка и совершая тем самым ритуал земледельческой магии. Это действо видится мне олицетворением архетипа Деметры, при этом оно безусловно чувственно и заряжено огромной сексуальной, жизнетворческой энергией.
Сегодня принято разделять процесс зачатия ребенка и его рождения, когда первый видится глубоко привлекательным, второй же хоть и радостным, но мучительным. Я сейчас не хочу поднимать волну дискуссии о том, может ли процесс родов приносить удовольствием, быть чем-то большим, чем травма, которую хочется поскорее забыть и почему силиконовая грудь  является объектом желания, а кормящая — неприлично. Я лишь о том, что издавна люди знали, что рождение это процесс не менее чувственный, чем тот, что ему предшествует. И в каждой из нас, независимо от архетипа, бурлит своя собственная чувственная энергия.

Дети
Женщина-Деметра ощущает глубокую потребность быть биологической матерью. Она хочет родить и воспитать своего собственного ребенка. Она способна быть любящей приемной матерью, внимательной воспитательницей, но, если она не может иметь детей, ее глубокое страстное желание не осуществляется, и она может ощущать себя несостоявшейся.
Все женщины-Деметры воспринимают себя именно как хороших матерей, у которых на первом плане интересы детей. Однако с точки зрения их воздействия на детей женщины-Деметры бывают как безупречными, любящими, так и ужасными собственницами, подавляющими матерями.

Некоторые матери-Деметры всегда боятся, что с их ребенком может случиться что-нибудь плохое.  Поэтому они ограничивают независимость своих детей и мешают формированию близких отношений с другими.  Из-за намерения всегда защищать свое дитя мать-Деметра может установить над ним чрезмерный контроль.
Другую негативную модель материнского поведения женщин-Деметр являет мать, которая не может сказать «нет» своим детям. Она видит себя самоотверженной, щедрой, обеспечивающей матерью, дающей и дарящей. Такая мать-Деметра хочет, чтобы у ее детей было все, что они пожелают. Если это намного превосходит то, что она может им дать, она будет либо приносить жертвы, чтобы предоставить желаемое, либо постоянно испытывать чувство вины.

Средний возраст
Средний возраст – важное время для женщин-Деметр. Если у такой женщины нет ребенка, она постоянно озабочена мыслями о том, что истекает биологическое время для возможности забеременеть. Если существуют проблемы с зачатием или вынашиванием, они посещают специалистов по лечению бесплодия. Они могут обдумывать усыновление. А незамужние женщины намереваются стать одинокими матерями.

В среднем возрасте женщина – мать-основательница организации – может столкнуться с кризисной ситуацией, когда организация становится настолько сильной и обеспеченной, что кому-то захочется захватить ее положение и власть.
Однако, женщина Деметра способна переосмыслить свою жизнь, поняв, что даже поздний ребенок не заполнит пустоту внутри навсегда, в этом случае, она может заняться собой, продолжить образование или начать новое дело. Но для этого нужны силы и смелость.

Старость
В старости женщины-Деметры часто попадают в одну из двух категорий. Многие находят, что это время – для них награда. Они – активные, деятельные женщины, какими всегда и были, усвоившие жизненные уроки и ценимые другими за житейскую мудрость и щедрость. Дети, внуки, клиенты, студенты, пациенты – все эти люди, включающие не одно поколение, любят и уважают такую женщину. Она подобна богине Деметре – отдавшей человеческому роду свои дары и очень почитаемой.

Противоположная судьба постигает женщину-Деметру, считающую себя жертвой. Обычно источник ее несчастья – разочарования и несбывшиеся ожидания среднего возраста. Теперь, отождествленная с обманутой, горюющей, рассерженной Деметрой, сидящей в своем храме и не позволяющей ничему произрастать, такая женщина на склоне лет ничего не делает, но чем старше становится, тем больше ожесточается.

Психологические проблемы [1]
Женщина, которая отождествляет себя с Деметрой, действует подобно щедрой материнской богине с безграничной способностью отдавать. Она не может сказать «нет», если кто-то нуждается в ее внимании и помощи.
Чрезмерная, избыточная способность женщины-Деметры относиться по-матерински к окружающим может быть не лучшей ее чертой: она хочет, чтобы ее ребенок нуждался в ней, и беспокоится, когда он не находится под ее контролем. Она будет поощрять зависимость и держать ребенка «привязанным к своей юбке». Так же она поступает и в других близких отношениях. Например, она может взрастить «зависимого ребенка», когда лелеет «бедного маленького мальчика» в своем любовнике или заботится о «беспокойном ребенке» в своей подруге.

Женщина-Деметра, не способная сказать «нет», становится чрезмерно загруженной, а затем – истощенной и апатичной или возмущенной, обиженной и рассерженной. Если она чувствует, что ее эксплуатируют, она, как правило, не выражает это прямо, проявляя при защите своих интересов ту же нехватку напористости, которая заставляла ее говорить «да», когда она должна была сказать «нет». Вместо того чтобы выразить свой гнев или настоять на том, чтобы что-то изменилось, женщина-Деметра, вероятнее всего, игнорирует свои чувства или ощущения, считая их невеликодушными, и работает с еще большим напряжением.
Когда она старается подавить свои подлинные чувства, а они так или иначе обнаруживаются, она начинает проявлять пассивно-агрессивное поведение.

Когда женщина-Деметра теряет близкие отношения, в которых она исполняла роль материнской фигуры, утрачиваются не только отношения и любимый человек, но и ее роль матери, дававшая ей ощущение силы, собственной значимости и смысла. Она остается с пустым гнездом и ощущением пустоты.

Реакцию женщин, посвятивших жизнь своим детям, на их уход от матери описывает термин «депрессия пустого гнезда». Женщины-Деметры подобным образом могут реагировать и на окончание любовной связи. Такая же реакция возможна у подобной женщины и в случае, когда она годами «пестовала» какой-то проект, но он потерпел неудачу или был доведен до завершения другими людьми. Подобные организационные трудности оставляют у нее ощущение, что она «ограблена» и отвергнута.

Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

[1]. Джин Шинода Болен  «Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь» издательства «София», 2007 год

[2]. Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». — Серия: Библиотека психологии и психотерапии  независимой фирмы «Класс», 2005
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. — М.: Пряхи, 2013
по адресу http://halina.livejournal.com/1849206.html

* Размышления, выделенные курсивом — мои


czarstvo-diva.livejournal.com © 2013

почему любимая греками богиня была несчастной?

Для древних греков каждый из их богов был великим покровителем, ведь могущественные олимпийцы благоволили ремесленникам и мореплавателям, крестьянам и воинам. Но далеко не каждая богиня могла сравниться с Деметрой, почитание которой существовало во всех регионах Греции. 

Она символизировала силы плодородия, могущество земли, что одаривала урожаем человека, а значит, давала ему средства к существованию. Несмотря на всеобщую любовь, Деметру сложно назвать счастливой богиней. О страданиях богине и её великой потере сложено немало мифов. Какой была щедрая Деметра, и почему однажды она едва не обрекла людей на голодную смерть?

Деметра – великая богиня-мать

Культ Деметры напрямую связан с древнейшими верованиями человечества. Почитание Великой Матери, богини, дающей жизнь, кормилицы-земли был распространён ещё в доисторическую эпоху. В мировоззрении греков эта священная сила обрела вполне конкретные черты, превратившись в прекрасную и могущественную покровительницу сил земли Деметру.

Родителями богини считаются титаны Кронос и Рея, а её родным братом был сам Зевс. Как часто бывает в мифах, Громовержец полюбил свою сестру, несмотря на наличие собственно законной супруги. От этого союза у Деметры родилась дочь, нежная красавица Персефона, что стала богиней весны и расцвета.

Деметра – щедрая богиня плодородия в Древней Греции

Как же выглядела Деметра? На древних скульптурах она чаще всего показана молодой женщиной с мягкими чертами лица. Доброта и нежность буквально ощущаются в её облике. Нередко она держит в руке несколько колосьев, что символизирует связь богини с земледелием. 

Над головой Деметры сияет “нимб” – обруч, созданный из ослепительного золота, что напоминает солнце. Священным цветком Деметры считался мак. С его помощью она смогла вылечить сына Келея от бессонницы.

Самое известное предание о богине

Мне не раз встречались и другие изображения богини. Пожилая, измученная женщина с измождённым лицом, она в мольбе простирает руки к небу. Да, это тоже Деметра, и один из самых известных мифов рассказывает о том, почему с богиней произошла подобная перемена. 

Как уже было сказано, любимой дочерью богини стала милая Персефона, что приносила радость своей матери, а та, в свою очередь, одаривала людей дарами земли. Позврослевшую Персефону однажды увидел бог подземного царства Аид, который схватил девушку и увёз её в мрачное царство, сделав свою женой. 

Деметра познала горечь потери дочери

Девять долгих дней несчастная Деметра, обезумев от горя, искала свою дочь. К счастью, она встретилась с солнечным Гелиосом, что рассказал ей о похищении. Лишь он видел, что произошло с Персефоной. 

Тогда Деметра решила оставить свои обязанности. Земля перестала давать жизнь растениям, постепенно превращаясь в безжизненную пустыню. Больше не стоило ждать людям милости несчастной богини. Народы мира, понимая, что обречены на гибель, взмолились великому Зевсу, попросив его помочь им. 

Громовержец узнал всё от своей сестры, однако на тот момент Персефона уже была законной супругой Аида, а потому не могла принадлежать одной лишь матери. На совете богов было принято следующее: дочь будет навещать Деметру три четверти года, а оставшееся время поводить во владениях мужа. Именно поэтому времена года сменяют друг друга. 

В конце осени Деметра скорбит, расставаясь с дочерью, а потому земля замерзает. А вот по весне новая жизнь вновь пробуждается в мире, ведь Деметра встречает родную Персефону.

Деметра – любящая мать и карающая сила

Многие мифы о Деметре связаны с периодом поисков Персефоны. Эти предания открывают нам особенности взаимоотношений богини с другими олимпийцами или мифическими существами. 

Например, сказание о сиренах говорит, что изначально они были вовсе не чудовищами, а девушками с прекрасными голосами. Именно в компании сирен Персефона гуляла во время своего похищения. 

Узнав о том, что подруги-волшебницы не смогли защитить её дочь, Деметра в гневе обратила их в полуженщин-полуптиц. В “Одиссее” Гомера рассказывается о злости сирен, что завлекали своим пением странников, а затем терзали их до смерти.

Предания рассказывают, что Деметра путешествовала по миру в облике смертной женщины. Когда она прибыла в Элевсину, местный царь радушно принял её, не зная о том, что перед ним – богиня. Деметра заметила, что юный царевич болен и, чтобы излечить малыша, напила его своим грудным молоком. 

Младенец не только мгновенно выздоровел, но и стал взрослым. Благодаря Деметре юный Триптолем узнал об искусстве сельского хозяйства. Позднее он отправился на крылатой колеснице по всей Греции, чтобы рассказать народу о знаниях, переданных ему богиней.

Скульптура Деметры в Лувре

Иногда Деметра демонстрирует свой грозный нрав по отношению к тем, кто нарушил вечные законы. Фессалийский правитель Эризихтон однажды приказал вырубить всю священную рощу, принадлежащую богине.  

Его слуги выполнили приказ, однако побоялись тронуть вековой дуб, что был посвящён самой Деметре. Тогда Эризихтон схватил топор и лично срубил дерево, с каждым ударом убивая нимфу, что находилась внутри дуба. Рассерженная Деметра не могла простить такого. Она вселила Лимосу, богиню голода, в тело царя. Чем больше он ел – тем более голодным себя чувствовал. В итоге Эризихтон съел самого себя.

Почитание Деметры было связано с Элевсинскими мистериями, что проводились в Древней Греции. Эллины старались отразить историю жизни богини, её страдания из-за потери дочери и радость ежегодной встречи с Персефоной. Для греков Деметра была не просто великой богиней, но и той, что понимала нужды народа, одной из самых “человечных” представительниц Олимпа.

Богиня Деметра в греческой мифологии

Деметра, возможно, не самая известная из греческих богинь, но в древности она была одной из самых важных. Деметра была одним из божеств горы Олимп, сестрой Зевса, и богиня широко почиталась за ее роль в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания.

Деметра Сестра Зевса

Богиня Деметра родилась в период, известный как Золотой век греческой мифологии, время, когда Кронос и Титаны правили космосом; действительно, Деметра была дочерью Кроноса и Рея . Это сделало Деметру сестрой Зевса, Аида, Посейдона, Гестии и Геры.
 
У Деметры не было детства, потому что, когда Рея родила ее, Крон тут же проглотил Деметру, заточив свою дочь в ее животе. Кронос испугался пророчества, в котором говорилось, что он будет свергнут собственным ребенком, и поэтому к Деметре присоединились в ее темнице Аид, Посейдон, Гестия и Гера.
 
Брат Деметры, Зевс, избежит этой участи и возглавит восстание против своего отца, предварительно освободив из заточения своих братьев и сестер, заставив Cronus , чтобы извергнуть их.
 
Восстание приведет к десятилетней войне, Титаномахии, хотя обычно говорят, что Деметра не сражалась во время войны, а вместо этого была отдана под защиту Океана и Тефии на время конфликта.


 
Зевс в конечном итоге станет верховным божеством после Титаномахии и сделает свою сестру Деметру одним из первых шести олимпийских божеств; и роли, которые ранее выполняли боги и богини титанов, затем были разделены между новым поколением.

Деметра Греческая богиня земледелия

Деметру обычно называют греческой богиней земледелия, роль, в которой Деметра была тесно связана с выращиванием фруктов и овощей, а также зерна. По некоторым источникам именно Деметра первой создала зерно, выращивала и собирала урожай на Сицилии, прежде чем распространить знания среди человечества; и, конечно же, Деметра была так тесно связана с зерном, что Деметра была также греческой богиней, наиболее тесно связанной с приготовлением хлеба.
 
Менее очевидно, что Деметра также была греческой богиней, связанной с законом и порядком, будучи одной из богинь, обучавших человека юридической практике; а Деметра в Элевсинских мистериях также была богиней, связанной с загробной жизнью.


Деметра — Симон Вуэ (1590-1649) — PD-art-100

Любовники Деметры

Важным аспектом любого греческого божества были их партнеры и потомство, и, как можно было ожидать, у Деметры было множество любовников и детей.
 
Среди самых известных любовников Деметры были Зевс и Посейдон; а союз Деметры и Зевса породит богиню Персефону, а в некоторых древних источниках он также произведет первое воплощение бога Диониса.
 
Посейдон насилует свою сестру. Деметра пыталась сбежать, превратившись в лошадь, но затем Посейдон превратился в жеребца, чтобы спариться с Деметрой. Эти отношения породили Ариона, бессмертного коня, принадлежавшего когда-то Гераклу и Адрасту, и Деспоину, богиню аркадских мистерий.

 
Были у Деметры и смертные любовники. Первым из них был Иасион, принц Аркадии и брат Дардана . У Деметры были короткие отношения с Иасионом во время празднеств, связанных со свадьбой Кадма и Гармонии на Самофракии. Отношения были недолгими, потому что, когда Зевс узнал о свидании, он убил Иасиона ударом молнии в приступе ревности. Тем не менее у Деметры родились два сына: Плутус, бог сельскохозяйственного богатства, и Филомел, изобретатель повозки и плуга.
 
Вторым смертным любовником Деметры был Карманор, царь Тарры на Крите, и от него Деметра родила Эвбулоса, греческого бога вспаханной земли, и Хризофемиду, греческую богиню праздника урожая.
 
Некоторые источники также называют афинского юношу Мекона любовником Деметры; Впоследствии богиня превратила Мекона в мак.

Церера, питающая Триптолемос — Шарль-Жозеф Натуар (1700-177) — PD-art-100

Похищение Персефоны

Деметра теперь наиболее тесно связана с одной дочерью, хотя и многие мифы, связанные с Деметрой, связаны с похищением Персефоны.
 
Деметра и Персефона воспринимались как неразлучные, ибо мать и дочь будут жить в одном дворце на горе Олимп. Однако эти двое были насильственно разделены, когда Аид решил, что ему нужна королева, которая будет править вместе с ним в Подземном мире. Аид обратил свой взор на Персефону, и когда дочь Деметры ушла от своих служанок, чтобы собрать цветы, Аид набросился и похитил свою племянницу обратно в свое царство.

Деметра, оплакивающая Персефону — Эвелин де Морган (1855-1919) — PD-art-100

Деметра вскоре заметила отсутствие дочери, но никто не мог объяснить, что случилось с Персефоной. Таким образом, в течение девяти дней Деметра обыскивала землю в поисках Персефоны, и пока она это делала, Деметра пренебрегла своей ролью богини земледелия, и урожай неурожайный, а голод охватил весь мир.

 
В конце концов, Гелиос, бог солнца, который все видит, рассказал Деметре о похищении Персефоны Аидом, но одна эта информация не позволила матери и дочери воссоединиться, и в конце концов пришлось вмешаться Зевсу, потому что весь мир плакал вне.
 
Некоторые говорят, что это Зевс соблазнил Аида похитить Персефону, но теперь Зевсу пришлось торговаться со своим братом, и в результате было решено, что треть года Персефона останется с Аидом в Подземном царстве, а на в остальное время года Деметра воссоединится со своей дочерью. Разделение и воссоединение приведут к вегетационным периодам, потому что, когда вместе будут расти урожаи, но когда Персефона будет в подземном мире, земля останется под паром.

Возвращение Персефоны — Сэр Фредерик Лорд Лейтон (1830-1896) — PD-art-100

Гнев и милость Деметры

Деметра ничем не отличалась от любого другого божества греческого пантеона: она быстро злилась и проявляла свой гнев, но также быстро проявляла благосклонность, когда был зов.
 
Среди тех, кто столкнулся с гневом Деметры, были:
 

  • Аскалабус — Деметра превратила Аскалабуса в геккона, когда афинский юноша издевался над богиней, когда она пила литры воды, не переводя дыхания.

 

  • Линкус — Точно так же скифский царь Линкус превратился в рысь после того, как царь попытался убить Триптолема, одного из любимых смертных Деметры.

 

  • Колонтас — Колонтас был убит Деметрой, когда она сожгла его дом после того, как он не оказал гостеприимства богине.

 

  • Каранбон — Каранбон, царь Фракии, также был убит, на этот раз двумя змеями, посланными Деметрой, после того, как царь убил двух летающих змей, тянущих колесницу Триптолема.

 

  • Эрисихтон и Триопа — Два царя Фессалии были наказаны Деметрой одинаковым образом. Царь Эрисихтон срубил дубы в священной роще, а Триоп разрушил храм Деметры, и в отместку оба мужчины были прокляты неутолимым голодом, поэтому, что бы они ни ели, голод никогда не был утолен.

Многие смертные, хотя и снискали расположение Деметры:

 

  • Фитал — Фитал, житель Элевсина, с радостью принял переодетую Деметру в свой дом и был вознагражден первой смоковницей.

 

  • Трисаулы и Дамифалы  — Точно так же Трисаулы и Дамифалы из Аркадии также приветствовали Деметру, и поэтому в знак благодарности им были даны различные урожаи.

 

  • Жители Элевсина  — Жители Элевсина, в первую очередь Келей, Диокл, Эвмолп и Триптолем, были особенно вознаграждены за свое гостеприимство. Целей получит дар земледелия, а Триптолем станет пророком богини, обучая все человечество сельскохозяйственным знаниям богини. Эти люди также были обучены путям мистерий.

 

  • Племней — Царь Сикиона, Племней увидит своего единственного выжившего сына Ортополя, благословленного богиней, когда Деметра пожалела о потере всех своих других детей после их рождения.

Деметра и сирены

Другая история рассказывает о трансформации Сирен Деметрой, хотя было ли это проклятием или одолжением, зависит от читаемого древнего источника.

Первоначально сирены были служителями Персефоны, которые не предотвратили ее похищение Аидом. Говорят, что Деметра дала этим нимфам крылья, чтобы можно было обыскать большую территорию. Некоторые говорят, что Сирены сохранили свою красоту, а некоторые говорят, что они потеряли свою красоту во время своего преобразования Деметрой.

Деметра и кость Пелопса

Деметра, отвлеченная отсутствием дочери, посетила банкет, устроенный Танталом. По глупости Тантал решил обслужить собственного сына

Пелопс в качестве основного блюда, и в то время как все другие собравшиеся боги осознали, что произошло, Деметра невольно съела плечо Пелопса, и поэтому, когда сын Тантала был снова собран, Деметра выковала кость из слоновой кости, чтобы Пелопс мог быть снова целый.

Содержание

Деметра (Церера) | Шмуп

Деметра (Церера) | Шмуп

Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Предыдущий Следующий

Профиль

Деметра (Церера) — богиня земледелия, зерна и урожая. Чтобы не драматизировать, но в основном мы должны благодарить ее за наше выживание на планете Земля. Она научила Триптолема искусству земледелия, который затем распространил эти знания среди остального человечества. Поскольку сельское хозяйство отчасти необходимо для существования, мы обязаны ей большим временем. Самый известный миф о Деметре описывает похищение ее дочери Персефоны Аидом, владыкой мертвых. (Не волнуйтесь, Шмуп предоставит вам полную информацию об этой истории). Из этого мифа мы фактически получаем объяснение смены времен года. Так что, если вы живете где-то заснеженным, вы должны благодарить Деметру… или винить… ваш звонок.

Основная информация

Имя

Деметра

Псевдоним

Церера, Мать Кукуруза, Мама Д, Аганиппа

Пол

Женщина

Текущий город

Гора Олимп

Работа и образование

Род занятий

Богиня земледелия, зерна и урожая

Образование

Я учитель, а не ученик. Добро пожаловать, Триптолемус. И человечество.

Убеждения

Политические взгляды

Зеленая партия

Семья и друзья (и враги)

Родители

Кронос (отец), Рея (мать)

Дети

С Зевсом : Моя прекрасная Персефона
С Посейдоном : Деспоэна, Арион
С Иасионом : Корибас, Филомен, Плутус

Друзья

Триптолем
Геката
Гелиос
Демофонт
Фиталос
Ямбэ

Враги

Аид (худший зять в мире)
Эрисихтон
Аскалаф
Аскалабус (другой парень, оба превратились в животных вашим покорным слугой)
Минте

Отношения

Состояние отношений

Одиночка
Встречи с Зевсом, Посейдоном, Иасионом

Интересует

С меня достаточно романтики. Теперь мое внимание сосредоточено на дочери.

Избранное

Предложения

«Измеряйте чужую кукурузу своим бушелем».
– Идишская пословица

«Жажда любви утолить гораздо труднее, чем жажда хлеба».
– Мать Тереза ​​

«Нет более яркого откровения души общества, чем то, как оно относится к своим детям».
– Нельсон Мандела

«Сейчас зима нашего недовольства».
– Уильям Шекспир

«Когда вы мать, вы никогда не одиноки в своих мыслях. Матери всегда приходится думать дважды, один раз о себе, а другой раз о своем ребенке».
– Софи Лорен

«Пахать глубоко, пока лентяи спят, и у тебя будет кукуруза, которую можно продать и оставить себе».
– Бенджамин Франклин

«Всему свое время и время всякой цели под небом».
– Екклесиаст 3:1

«В мире есть люди настолько голодные, что Бог не может явиться им иначе как в виде хлеба.»
– Махатма Ганди

Книги

Серия «Перси Джексон и олимпийцы» Рика Риордана
«Милые кости» Элис Себолд
«Гроздья гнева» Джона Стейнбека
«Уолден» Генри Дэвида Торо
in Just- by e.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *