Декларация прав человека и гражданина 1789 г кратко: Декларация прав человека и гражданина (1789) – кратко

Содержание

Декларация прав человека и гражданина (1789) – кратко

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. была выражением основных принципов Великой Французской Революции. Составления подобной декларации требовали от депутатов Генеральных Штатов многие составленные для них местными избирателями наказы (cahiers). Желание выработать ее было широко распространено в Национальном Собрании, однако, многие в особенности среди консервативных членов Собрания (Лалли-Толандаль, Малуэ и др.) находили подобную декларацию лишней. Некоторые резонно требовали, чтобы наряду с правами в ней были сформулированы обязанности человека и гражданина.

Начиная с 11 июля 1789 был представлен длинный ряд проектов декларации Лафайетом, Сиейсом, Мунье и др. 14 августа 1789 был выбран комитет из пяти членов Учредительного Собрания (в том числе и Мирабо, сначала противившийся самой идее декларации), на который была возложена обязанность выработать текст, который подходил бы ко всем формам правления. 26 августа 1789 Декларация после страстных прений была принята Учредительным Собранием и опубликована.

 

А. Дугин о Декларации прав человека

 

Она признает существование неотчуждаемых священных прав человека; «незнание, забвение или презрение к ним суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств». Чтобы подобное забвение было немыслимо, Национальное Собрание «признает и объявляет перед лицом и под покровительством Верховного Существа следующие права человека и гражданина», изложенные в 17 пунктах. Первым принципом является право на личную свободу. В число личных прав входит собственность, которая есть «ненарушимое и священное право». Другая идея, разработанная в Декларации, есть идея народного суверенитета: «принцип всей верховной власти находится существенным образом в нации; никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власти, не происходящей прямо от нации».

Декларация прав была включена целиком во французскую конституцию 1791. В несколько измененном виде она составила первую главу конституции 1793. Здесь она состоит уже из 35 пунктов; последний гласит: «когда правительство нарушает права народа, то восстание является для народа и для всякой его части наиболее священным из его прав и наиболее необходимой из его обязанностей». Другой новой чертой Декларации являются пункты 21 и 22, признающие, что общество обязано помогать неимущим гражданам, доставляя им работу или, если они не способны к таковой, обеспечивая им пропитание, и что общество обязано всем доставить возможность учиться.

В конституцию III года (1795) Декларация прав человека и гражданина тоже была включена, но в несколько измененном виде; она разделилась на два отдела: отдел прав из 22 пунктов, из которых право на восстание было исключено, и отдел обязанностей из 9 пунктов, несколько непоследовательно включенный в «Декларацию

прав». Обязанности имеют чисто моральный характер: «не делайте другим, чего не желаете, чтобы другие вам делали»; «делайте другим то благо, которое бы вы желали получить от них» и т. д. Выдвигается вперёд (после кровавой якобинской анархии) обязанность исполнения законов и поддержания собственности. В конституцию VIII года (1799) Декларация уже не включалась.

 

  • Назад
  • Вперёд

Декларация прав человека и гражданина 1789 года во Франции

Определение 1

Декларация прав человека и гражданина — это наиболее важный документ периода Великой французской революции, который определял индивидуальные человеческие права.

Декларация была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием. В основу ее идей легла концепция свободы и равноправия, принадлежащим каждому от рождения. Естественными правами объявлялись:

  • свобода личности;
  • свобода убеждений;
  • свобода слова;
  • право на сопротивление угнетению.

История принятия Декларации

В 1789 году во Франции сложилась революционная ситуация. Разорённые налогами, феодальными повинностями и неурожаем 1788 года крестьяне массами приходили в города, пополняя ряды нищих.

Всенародное недовольство правительственной политикой заставило короля собрать Генеральные штаты весной 1789 года. К этому моменту Штаты не созывались 175 лет. Число представителей третьего сословия равнялось числу взятых вместе депутатов духовенства и дворянства. Руководящее положение в среде депутатов третьего сословия заняли представители буржуазии, которая начала требовать совместного с остальными сословиями обсуждения голосования и решений. При таком порядке работы буржуазии был бы обеспечен успех, поскольку среди депутатов духовенства и дворянства были люди, которые разделяли взгляды третьего сословия. Однако представители двух привилегированных сословий не приняли это предложение. Тогда буржуазия в ответ решила «перерезать канат» и 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя «Национальным собранием», поставившей себе одной из главных задач создание Конституции.

Замечание 1

Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.

9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.

Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.

Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.

Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.

Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.

20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.

26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.

Таким образом, Учредительное собрание 26 августа 1789 года приняло «Декларацию прав человека и гражданина».

Декларация — один из первых и основных документов демократического конституционализма. «Старому порядку», основанному на произволе властей и сословных привилегиях, в ней были противопоставлены неотчуждаемость «естественных» прав человека, равенство перед законом, свобода взглядов, народный суверенитет, принцип «дозволено всё, что не запрещено законом» и прочие установки демократического и революционного просветительства, ставшие требованиями права и законодательства.

Статья первая Декларации гласит:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

Во второй статье гарантировались «естественные права человека», под которыми подразумевались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Источником суверенитета верховной власти объявлялась «нация», а закон становился выражением «всеобщей воли».

Принятие Декларации

Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.

Судьба Декларации

Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:

«когда правительство нарушило права народа, то восстание является для народа наиболее священным из прав и необходимой из обязанностей».

Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.

В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.

До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.

Замечание 2

ЮНЕСКО в 2003 году включила Декларацию в реестр «Память мира».

Декларация прав человека и гражданина

Вдохновленная американской Декларацией независимости 1776 года и духом Просвещения, Декларация прав человека и гражданина 1789 года положила начало новому политическому эпоха. С тех пор он никогда не переставал быть справочным текстом. Пятая республика прямо заявляет о своей привязанности к ней, ссылаясь на нее в преамбуле своей Конституции, а Конституционный совет признал ее конституционную ценность в 1971.

История

Декларация прав человека и гражданина появилась летом 1789 года, рожденная идеей Учредительного собрания, которое было сформировано собранием Генеральных штатов для разработки нового Конституцию и предшествовать ей декларацию принципов.

Предложений было много. Учредительное собрание поручило пяти депутатам — Деменье, Ла Люзерну, Тронше, Мирабо и Редону — изучить различные проекты деклараций, объединить их в один и представить его Собранию. Постатейно французская декларация голосовалась с 20 по 26 августа 1789 г..

В своей преамбуле и 17 статьях он устанавливает «естественные и неотъемлемые» права, а именно свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению; он признает равенство перед законом и системой правосудия и утверждает принцип разделения властей.

Ратифицированная 5 октября Людовиком XVI под давлением Ассамблеи и народа, ринувшегося в Версаль, она послужила преамбулой к первой конституции Французской революции 1791 года. последовали две другие декларации прав человека в 179 г.3 и 1795 г., текст от 26 августа 1789 г. уцелел и вдохновил на создание подобных текстов в нескольких странах Европы и Латинской Америки на протяжении 19 века; именно на ней были основаны французские конституции 1852, 1946 и 1958 годов.

Всеобщая декларация прав человека, подписанная в Париже 10 декабря 1948 года, как и Европейская конвенция о правах человека, подписанная в Риме 4 ноября 1950 года, имеют одинаковое происхождение.

Текст

Представители французского народа, собравшиеся в Национальное собрание, считая невежество, забвение или пренебрежение правами человека единственными причинами общественных бедствий и коррупции правительств, постановили изложить, в торжественная Декларация естественных, неотъемлемых и священных прав человека с той целью, чтобы эта Декларация, постоянно представляемая всем членам политического тела, могла непрестанно напоминать им об их правах и обязанностях; с той целью, чтобы акты законодательной власти и акты исполнительной власти, поскольку их можно постоянно сопоставлять с целью каждого политического учреждения, могли тем самым пользоваться большим уважением; с тем чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, всегда могли быть направлены на поддержание Конституции и всеобщее счастье.

Вследствие чего Национальное собрание признает и провозглашает в присутствии и под покровительством Верховного Существа следующие права человека и гражданина.

Статья первая

Люди рождаются и остаются свободными и равноправными. Социальные различия могут основываться только на соображениях общего блага.

Статья 2

Целью любого политического объединения является защита естественных и неотъемлемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3

Принцип любого суверенитета лежит прежде всего в Нации. Никакое юридическое лицо, ни одно физическое лицо не может осуществлять какие-либо полномочия, которые прямо не исходят от него.

Статья 4

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека не имеет никаких ограничений, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование эти самые права. Эти границы могут быть установлены только законом.

Статья 5

Закон имеет право запрещать только действия, наносящие вред обществу. Ничто из того, что не запрещено Законом, не может быть воспрещено, и никто не может быть принужден делать то, что Закон не предписывает.

Статья 6

Закон есть выражение всеобщей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в его создании. Оно должно быть одинаковым для всех, независимо от того, защищает оно или наказывает. Все граждане, равные в его глазах, имеют равные права на все высокие посты, общественные должности и должности в соответствии со своими способностями и без какого-либо другого различия, кроме различия их добродетелей и талантов.

Статья 7

Никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе как в случаях, предусмотренных Законом, и в соответствии с установленной им процедурой. Те, кто требует, ускоряет, выполняет или заставляет выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но любой гражданин, вызванный или задержанный на основании Закона, должен немедленно подчиниться; сопротивление делает его виновным.

Статья 8

Закон должен предписывать только строго и очевидно необходимые наказания; и никто не может быть наказан, кроме как на основании закона, составленного и обнародованного до совершения преступления и применяемого по закону.

Статья 9

Поскольку каждый человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным, если будет сочтено необходимым арестовать его, любая неправомерная жестокость, которая не требуется для обеспечения безопасности его личности, должна строго пресекаться законом.

Статья 10

Никто не может быть обеспокоен своими взглядами, даже религиозными, если выражение таких мнений не противоречит установленному закону и порядку.

Статья 11

Свободное общение идей и мнений является одним из самых ценных прав человека. Поэтому любой гражданин может свободно говорить, писать и публиковаться, за исключением случаев, когда это равносильно злоупотреблению этой свободой в случаях, определенных законом.

Статья 12

Для обеспечения прав человека и гражданина необходима общественная сила; поэтому эта сила устанавливается для блага всех, а не для конкретного использования теми, кому она доверена.

Статья 13

Для содержания государственной службы и административных расходов необходим общий налог; она должна быть поровну распределена между всеми гражданами в соответствии с их платежеспособностью.

Статья 14

Все граждане имеют право самостоятельно или через своих представителей удостоверяться в необходимости государственного налога, свободно соглашаться с ним, следить за его использованием и определять его пропорцию, основу , сбор и продолжительность.

Статья 15

Общество имеет право потребовать от государственного должностного лица отчета о его управлении.

Статья 16

Любое общество, в котором не предусмотрены гарантии прав или разделение властей, не имеет Конституции.

Статья 17

Поскольку право собственности является неприкосновенным и священным, никто не может быть лишен его, кроме случаев, когда этого явно требует общественная необходимость, установленная законом, и если было выплачено справедливое и предварительное возмещение.

 

Национальные архивы (Франция), 30 сентября 1789 г., AE/II/1129, Декларация прав человека и гражданина

Декларация прав человека и гражданина, 26 августа 1789 г. · СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО: ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ права человека являются единственными причинами общественных бедствий и правительственной коррупции, решили изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека: так что, будучи постоянно налицо всем членам общественного тела, эта декларация может всегда напоминайте им об их правах и обязанностях; так что, будучи в любой момент подверженным сравнению с целью любых и всех политических институтов, акты законодательной и исполнительной власти могли более полно уважаться; и так, чтобы отныне основываться на простых и неоспоримых принципах, требования граждан всегда могли быть направлены на поддержание конституции и общего благосостояния.

Вследствие этого Национальное Собрание признает и провозглашает в присутствии и под покровительством Верховного Существа следующие права человека и гражданина:

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общей пользе.

2. Целью всех политических объединений является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Принцип суверенитета по существу лежит на нации. Ни один орган и ни одно лицо не может осуществлять власть, которая прямо не исходит от нации.

4. Свобода состоит в способности делать все, что не вредит другому; следовательно, осуществление естественных прав каждого человека не имеет других ограничений, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти пределы могут быть установлены только законом.

5. Закон имеет право запрещать только те действия, которые наносят вред обществу. Не должно быть никаких препятствий тому, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, чего закон не требует.

6. Закон есть выражение всеобщей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в его формировании. Он должен быть одинаковым для всех, защищает он или наказывает. Все граждане, равные в его глазах, в равной степени допускаются ко всем общественным должностям, должностям и занятиям в соответствии с их способностями и без какого-либо другого различия, кроме различия их добродетелей и талантов.

7. Никто не может быть обвинен, арестован или задержан, кроме как в случаях, определенных законом и в соответствии с установленными им формами. Те, кто добивается, ускоряет, выполняет или заставляет выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но граждане, вызванные или схваченные в силу закона, должны немедленно повиноваться и признавать себя виновными в сопротивлении.

8. Законом могут быть установлены только строго и явно необходимые наказания, и никто не может быть наказан иначе, как на основании закона, установленного и обнародованного до момента совершения правонарушения и законно примененного.

9. Поскольку каждый человек считается невиновным до тех пор, пока его не признают виновным, если считается необходимым арестовать его, всякая строгость, излишняя для обеспечения безопасности его личности, должна быть строго подавлена ​​законом.

10. Никого не должны беспокоить его мнения, даже в отношении религии, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

11. Свободное общение мыслей и мнений является одним из самых ценных прав человека. Поэтому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, если он принимает на себя ответственность за любое злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом.

12. Для защиты прав человека и гражданина необходимы общественные полномочия. Следовательно, эти полномочия установлены для пользы всех, а не для личной выгоды тех, кому они доверены.

13. Для поддержания государственной власти и расходов на администрацию необходимо общее налогообложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *