Фонвизин Д.И. Недоросль краткое содержание
Д. И. Фонвизин
Недоросль
Действие первое
Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана — за отцом.
Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».
Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.
Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».
Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.
Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.
Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.
Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья — «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.
Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.
Действие второе
Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.
Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых.
Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.
Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.
Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.
Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями.
Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.
Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.
Действие третье
Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку.
Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.
Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.
Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная».
Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.
Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи.
Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.
Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.
Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.
Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.
Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.
Действие четвёртое
Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.
Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье — это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, — это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.
Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо.
Софья идет за очками для дяди.
Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.
Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.
Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.
Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.
Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.
Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.
Действие пятое
Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».
Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.
Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.
Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.
Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.
Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.
Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.
Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».
: Д.И. ФОНВИЗИН. НЕДОРОСЛЬ — краткое содержание (1/1)
Комедия в пяти действиях
Действие первое
Госпожа Простакова, помещица, бранит лакея Тришку за то, что он к сговору (обручению) дядюшки Скотинина шил ее ненаглядному единственному сыночку Митрофанушке кафтан и жуть как его обузил. Тришка оправдывается: он на портного не учился. Простаковой странно: зачем надо учиться?
Муж боится эту грубую, не сдержанную на язык и скорую на руку (драчливую) женщину.
Он и не знает, что сказать, чтобы ей угодить. Мямлит, что кафтан мешковат, кажется. Сам о себе Простаков говорит супруге: «при твоих глазах мои ничего не видят».
Появляется брат Простаковой Скотинин, он говорит, что кафтан сшит «изряднехонько» (хорошо). Но против наказания крепостного слуги не возражает. Они с сестрой похожи, у них один обычай: всех бранят и всякая вина у них виновата.
Единственный, к кому Простакова питает неудержимую любовь, — ее сын Митрофанушка. Первое, что мы о нем узнаем: очень любит поесть. Вот вчера вечером объелся и всю ночь маялся. Как говорит его нянюшка Еремеевна: «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинчик выкушать изволили».
Митрофанушка подтверждает: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… То ты матушка, то ты батюшка… Будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало… Тебя, матушка, — ты так устала, колотя батюшку».
Простакова растрогана: «Вот сынок — одно мое утешение».
Скотинин спрашивает, где его невеста — Софьюшка.
Сегодня уж сговор, а она еще и не знает, что ее замуж выдают. Софья после смерти отца и матери (она умерла совсем недавно) осталась сиротой, и Простаковы взяли над ней опеку. Ее дядюшка Стародум давным-давно отправился в Сибирь — и уж столько лет нет о нем ни слуху ни духу, что считают его погибшим.
Простакова просит братца, чтобы тот поучил ее обдирать крестьян — трудно взять с них что-то после того, как уж все отобрали. Скотинин обещает, только уж повенчайте его с Софьюшкой. Не сама девушка ему нравится и не деревенька ее — а вот свиньи, свиньи! Таких в этой деревеньке разводят крупных свиней! А Скотинин до этих животных страсть какой охотник!
Простакова подхватывает: Митрофанушка весь в дядюшку, тоже с трех лет свинок обожает, аж дрожит от радости, завидев хрюшку.
Является Софья. Она получила письмо от дядюшки Стародума. Он жив-здоров и собирается скоро объявиться. Простакова в гневе: не мог дядюшка воскреснуть, когда без него все так складывалось хорошо! Небось, письмо от того офицера, за которого Софья замуж собиралась, да не отдали! Прочесть письмо не могут ни сама помещица, ни ее муж, ни Скотинин.
Сроду они ничего не читали. Разве что Митрофанушку позвать? Его уж четыре года как грамоте учат: дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман.
Появляется постоялец Скотининых Правдин. Он по просьбе Софьи читает письмо дядюшки вслух. Выясняется, что в Сибири дядюшка нажил состояние — десять тысяч доходу. Он делает Софью наследницей этих немалых по тем временам денег. При таком известии Простакова начинает тут же лебезить перед Софьей, дает Скотинину от ворот поворот и планирует обвенчать Софью со своим ненаглядным Митрофанушкой.
Скотинин идет утешаться на скотный двор.
Является слуга с известием, что в деревню на постой явились солдаты — естественно, во главе с офицером.
Действие второе
Правдин встречает командира солдат — офицера Милона. Они давно знакомы. Друзья некоторое время не виделись и разговорились. Правдин всего как три дня живет в здешних местах — он «определен в члены здешнего наместничества». Душа его болит: семейство Простаковых (особенно жена — «презлая фурия») нарушает все законы справедливости.
Милон жалуется на то, что похожее семейство разлучило его с любимой девушкой и «пользуясь сиротством ее», содержит девушку «в тиранстве». Он даже не знает, в какую деревеньку ее увезли…
И тут появляется Софья. Влюбленные очень рады встрече. Софья сообщает Милону, что попала в плен к недостойным людям, которые при известии о том, что она теперь богатая наследница, хотят выдать ее замуж за своего сына. А она не перечила…
Милон ощущает укол ревности. Софья подшучивает над ним: Митрофанушке всего шестнадцать лет и он достиг уже последней стадии своего умственного развития, дале не пойдет. Правдин поддерживает ее в колкостях:
— Как дале не пойдет, сударыня? Вот доучивает часослов, а там и за псалтирь примется…
Софья успокаивает Милона: она не стала возражать, чтобы ее не ограничили в свободе, а ответила только, что ее доля — в руках дядюшки Стародума.
Тут является Скотинин. Он говорит Софье, что не позволит никому «перебить» у него такую невесту. Уж на ее-то десять тысяч доходу они заживут! Если у него и сейчас для каждой свинки отдельный хлевок, то уж для жены он как-нибудь светелку выделит.
Милон. Какое скотское сравнение!
Являются Митрофанушка с нянькой Еремеевной. Скотинин нападает на племянника: «За ноги да об угол!» Еремеевна дрожит: «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться!»
Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан(разнежасъ). Уж давно, дядюшка, берет охота!
Скотинин бросается в драку. Еремеевна защищает свое «дитятко»:
— Сунься, сударь, только изволь сунуться! Я те бельмы-то выцарапаю.
Простакова зазывает в гости Милона, не зная о его отношениях с Софьей. Помещица походя ругает простофилю-мужа, дескать, нападает на него порой столбняк — «выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный… Ежели столбняк и попройдет, то занесет, батюшка, такую дичь, что у Бога просишь опять столбняка… Все сама управляюсь… С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»
Правдин (в сторону) говорит, что скоро порядки переменятся.
Еремеевна докладывает хозяйке о сваре дядюшки с племянником. Помещица бранит преданную няньку: «.
..А ты, бестия, остолбенела, а ты не вцепилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…»
Действие третье
Приезжает Стародум. Они с Правдиным беседуют о принципах служения отечеству, о том, что беспокоиться нужно о деле, а не о чинах, об искренности и прямоте как о главных достоинствах человека. Вспоминает Стародум, как служил при дворе, где все лицемерно, — и счел за благо убраться подальше, в Сибирь, где его ждало настоящее дело. Правдин говорит, что таких людей, как Стародум, нужно звать ко двору — как зовут врача к больному.
Правдин замечает также, что собеседник его, по слухам, мог бы в Сибири разбогатеть куда более, чем сейчас.
Стародум. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людям — никогда богат не будешь.
Дядюшка считает, что честный и умный человек может всего добиться сам, а давать деньги дуракам — преступление. Поэтому весь свой капитал он завещает Софьюшке — чтобы она могла достойно выйти замуж.
Добродетельной беседе мешает бурная ссора Простаковой и Скотинина.
Милону удается разнять дерущихся.
Простакова. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному… У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
Узнав, что перед нею Стародум, Простакова начинает лебезить, зовет дворню и тут же устраивает разнос: «Палашка где? Лежит. Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!»
Стародум объявляет, что увозит Софью в Москву, чтобы выдать ее замуж за достойного человека. Скотинин предлагает себя в мужья, Простакова, Митрофанушку.
Простакова хвалит свою семью: у покойных отца и матери было детей восемнадцать человек, а выжили только она с братцем. Из прочих кто в бане угорел, кто в пасхальный день с колокольни свалился, кто помер, похлебав молока из медного ковшика…А «остальные сами не стояли…» Вот такие родители: «Старинные люди, мой батюшка…» Эти старинные люди руками и ногами отбивались ото всякого учения, школ терпеть неМОГЛи… А вот Митрофанушку родители отдали в науку — ж таки времена другие…
Стародум отправляется отдохнуть — не столько с дороги, сколько от того, что он тут увидел и услышал.
Помещица, приметив почтение гостя к образованию, просит Митрофанушку хоть для вида позаниматься. Сама же усаживается рядом — вяжет кошелек «для Софьюшкиных денег».
Цыфиркин задает Митрофану задачу: «…Изволил ты, наприклад, идти по дороге со мною… Хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое… На дороге, на приклад же? триста рублев… Дошло дело до дележа… смекни-тко, по чему на брата?»
Митрофан «вычисляет» примерно так: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль…» И на этом намертво застревает. Матушка говорит, что если нашел деньги, то и делиться нечего. Все нужно забрать себе.
Так и проходит весь урок математики.
Появляется Вральман. Он с ужасным немецким акцентом заявляет, что «умарить хатят репенка. По словам немца, голова у Митрофана слабее брюха — и незачем ее набивать лишним. Нужно просто держаться подалее от умных людей — вот и будет все в порядке. Дальше Вральман пускается рассказывать о своем знакомстве с высшим светом… Его болтовня по сердцу Простаковой — авось и Митрофанушка не пропадет безо всякой грамоты.
Действие четвертое
Стародум беседует с Софьей о человеческом достоинстве. Оба сходятся и том, что «прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». Заботиться нужно не только о своем благе, а и о счастье ближних.
Брак должен быть основан на сердечной дружбе. Иначе жена будет видеть в муже тирана, а муж в жене — «одну своенравную наглость». Несчастны дети в таких семьях — при живых отце и матери они уже осиротели.
Мать видит в детях или «причину беспокойств своих или упрек своего развращения».
Стародум. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтобы муж твой повиновался рассудку, а ты — мужу, и будете оба совершенно благополучны.
Стародум получает письмо от своего друга графа Честона. Тот рекомендует ему как добродетельного и честного человека своего племянника Милона в женихи Софье, если сердце ее свободно.
Выясняется, что в военных действиях Милон проявил себя настоящим храбрецом, но из скромности не хочет говорить об этом — он просто исполнял «свою должность».
Какова же радость Милона, Софьи, Правдина и Стародума, когда все понимают, что сердечные склонности и рекомендации добродетельных родственников совпадают!
Стародум. Мое удовольствие неизреченно!
Милон. Вот минута нашего благополучия!
Софья. Сердце мое вечно любить тебя будет.
К Стародуму сватать Софью являются Скотинин и Митрофанушка с матерью и свитой учителей. Недоросль демонстрирует дядюшке невесты свою, с позволения сказать, образованность. В грамматике он знает «много — существительна да прилагательна».
Правдин экзаменует его:
— Дверь, например, какое имя — существительное или прилагательное?
Митрофанушка рассуждает — смотря какая дверь. Если к своему месту приложена — то «прилагательна», а если у чулана шестую неделю стоит без дела, то покамест «существительна».
От экзамена по географии Митрофанушку отбивает матушка:
— Да извозчики-то на что ж?.. Дворянин только скажет: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Скотинин поддерживает сестрицу: «…Ученье — вздор, так возьмем дядю… О грамоте никто от него и не слыхивал… Разбежался он хмельной в камены ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться… Есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился…», а дядя только спросил, целы ли ворота…
Дебаты о пользе грамотности заканчиваются тем, что Стародум извещает всех, что Софья и Милон просватаны.
Простакова задумывает похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофанушкой — авось, дядюшка посердится и простит.
Действие пятое
Правдин получает правительственный пакет, который уполномочивает его при первом проявлении своеволия пресечь зверства помещицы. В диалоге Стародума и Правдина звучит надежда на «доброго и разумного государя».
Похищение Софьи сорвалось — ему помешал Милон. Это своеволие позволяет отдать Простакову под суд. Однако Софья говорит, что она не хочет ничьей погибели.
Простакова тут же принимается за прежние дела: она собирается «перебрать своих людей (крепостных) поодиночке», чтобы узнать, кто Софью из рук выпустил.
По указу правительства за издевательства над крестьянами Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой.
Скотинин обещает предупредить своих родственников и друзей, чтобы они по крайней мере «людей хоть не трогали». При последнем свидании с учителями выясняется, что Вральман три года служил у Стародума кучером, а вот в этом безграмотном семействе и в учителя сгодился.
Цыфиркин как старый солдат отказывается от платы — ему ничему не удалось научить Митрофанушку. За честность Стародум, Милон и Правдин награждают его деньгами. Кутейкин кается: «Посрамихся, окаянный…»
Простакова, осознав, что она потеряла, пытается обнять сына:
— Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Он отталкивает мать:
— Да отвяжись, матушка, как навязалась!
Простакова падает в обморок. Потом, очнувшись, в отчаянии:
— Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать! Нет у меня сына!
Стародум (указывая на Простакову).
Вот злонравия достойные плоды!
SUMMARY – Учебный материал на английском языке
- ПУТЬ НЕ ВЫБРАН: SUMMARY
Роберт Фрост.
Поэт, путешествуя пешком по лесу, достигает развилки, где расходятся две дороги, и он должен выбрать одну из них. Он долго стоит там. Тогда он решает выбрать дорогу, которая была травянистой и нуждалась в «носке». Он чувствует, что этот выбор изменит его будущую жизнь. Он решает попробовать другую дорогу, как-нибудь в другой раз, прекрасно зная, что у него не будет шанса вернуться на нее. Позже он желает, чтобы он выбрал другую дорогу. В этом ирония жизни, мы не можем путешествовать по всем доступным дорогам, как бы нам этого ни хотелось.
Поэт чувствует, что через много веков он будет смотреть на это решение со «вздохом». Он сказал бы, что, поскольку он выбрал менее протоптанную дорогу, в этом вся разница.
Так поэт говорит об основных проблемах правильного выбора.
Станцы Объяснение
• Станца 1: На дороге жизни говорящий достигает точки, где он должен решить, какой из двух одинаково привлекательных вариантов является лучшим. Он исследует один вариант, как может, но будущее не позволяет ему увидеть, к чему он ведет.
• Станца 2: Говорящий выбирает дорогу, которая на первый взгляд кажется менее изношенной и, следовательно, менее исхоженной. Этот выбор говорит о том, что он обладает независимым духом и не желает следовать за толпой. Через мгновение он заключает, что обе дороги примерно одинаково изношены.
• Станца 3: Листья одинаково покрывают обе дороги. Этим утром никто еще не выбрал ни одну из этих дорог, потому что листья лежат нетронутыми. Говорящий остается верным своему решению пойти по дороге, которую он ранее выбрал, говоря, что он прибережет другую дорогу до другого дня.
• Станца 4: В ближайшие годы, говорит говорящий, он будет рассказывать другим о своем выборе. При этом он вздохнет либо с облегчением, что сделал правильный выбор, либо с сожалением, что сделал неправильный выбор. Правильный или неправильный выбор окажет значительное влияние на его жизнь.
Дорога не взялась на вопросы и ответы
Дорога, не поставленная: короткие вопросы и ответы
1. Приписывайте две дороги, с которыми сталкивается автор.
Ответ. Автор натыкается на развилку в своем путешествии. Он стоит и смотрит на обе дороги, одинаково заросшие травой. Один много путешествовал, другой меньше.
2. Какую дорогу выбирает спикер? Почему?
Ответ. Оратор выбрал менее проторенную дорогу.
Потому что причин может быть две. Во-первых, он ушел с другой дороги на другой день, ожидая, что он может вернуться в будущем, а во-вторых, он хочет доказать свою авантюрную натуру и показать миру, что его смелое решение привело к достигнутому им успеху.
3. Какую дорогу вы бы выбрали? Почему?
Ответ. Я бы выбрал менее проторенную дорогу. Потому что весь мир работает на тему «я». Если я иду по чьим-то стопам, меня нельзя идентифицировать как личность. Жизнь слишком коротка, выбираешь ты или не выбираешь, ты должен умереть. Я не хочу умирать непризнанным, опасаясь коротких канав на моем пути.
4. Кажется, поэт доволен своим решением?
Ответ. Нет, он не доволен своим решением. Потому что заголовок «Неизбранная дорога» , а не «Неизведанная дорога» . Хотя последнее слово стихотворения «различие» предполагает положительную ноту/выражение, это слово произносится с глубокой скорбью, согласно слову «вздох», использованному в первой строке строфы.
ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
1. Какова тема стихотворения «Неизбранная дорога»?
Ответ. Сожаление в жизни, когда мы принимаем неправильное решение. Жизнь полна вызовов, и приходится принимать трудные решения, от которых зависит наша будущая жизнь и успех. Когда даже это происходит, и мы делаем выбор из многих или двух, тогда выбор или не сделанный выбор продолжает преследовать нас, заставляя нас задуматься о том, что могло бы произойти, если бы мы сделали тот выбор, которого мы не сделали, если бы мы выбрали тот путь, который мы не брали.
- Какую дорогу выбирает поэт? Почему? Рад ли он своему решению?
Ответ. Он выбрал дорогу не частую, по которой не ходили до сих пор; размышляя и споря с собой, что, может быть, когда-нибудь он вернется, найдет эту дорогу и пойдет по ней. Но где-то в голове его тревожит мысль, что, может быть, он не сможет этого сделать.
Жизнь не состоит в том, чтобы перематывать назад и возвращаться назад, чтобы положить конец своим решениям или исправить ошибки. Мы должны продолжать с решением, которое мы когда-то приняли, независимо от результата. - Почему поэту было так трудно принять решение? Назови причины.
Ответ. Поэту было трудно принять решение, поскольку он понятия не имел, что каждый из них приготовил для него. У него был трудный период в жизни, чтобы остаться в США, где его не удостоили признания, или эмигрировать в Англию. Только будущее могло сказать. Это было похоже на прыжок в темноте. Кто мог бы сказать его результат? Трудно сказать, как его встретят в Англии, так как его родина в США была горькой. - Какую мораль представляет поэт в стихотворении «Неизбранная дорога»?
Ответ. Это вдохновляющее стихотворение и довольно сложное, по словам самого Роберта Фроста. Стихотворение представляет собой антитезу.
Путешественник подходит к развилке и хочет взять оба, что невозможно. Одна из дорог описана как /;[[ травянистая и «хочу носить», затем он говорит, что обе дороги выглядят одинаково. Это представляет вечную дилемму человека: он всегда находит траву зеленее на другой стороне. Это стихотворение является призывом к читателю проложить свой путь в жизни и не следовать пути, по которому пошли другие. Это стихотворение поощряет уверенность в себе, укрепляет силу независимого мышления и приверженности своим решениям. Поэт не морализирует о выборе, он просто говорит, что выбор неизбежен и вы никогда не узнаете, пока не проживете «различие». Так что в выборе нет ничего правильного или неправильного, все относительно. Какое бы направление вы ни выбрали, вы должны упаковать его с решимостью и энтузиазмом, потому что вы никогда не сможете повернуть время вспять или пережить этот момент заново. - Как поэт, выбравший путь, по которому не ходят многие люди, напишите письмо своему другу, в котором говорится, что «это изменило все».
[CBSE 2010 (Термин I)]
Ответ : Дорогой Смит,
Как вы знаете, я зарекомендовал себя как поэт, но этот жизненный путь не был очень простым. Я должен рассказать вам о дне, когда я стоял перед дилеммой, выбирая между двумя дорогами, по которым идти, и я выбрал ту, которая была менее посещаемой, оставив первую на какой-нибудь другой день. Я прекрасно понимал, что у меня не будет шанса вернуться к нему. Теперь я жалею, что не выбрал первую дорогу. Но друг, в этом ирония жизни, мы не можем путешествовать по всем доступным дорогам, как бы нам ни хотелось. Главное — сделать правильный выбор, потому что после этого мы не сможем их отменить. Только будущее покажет, было ли наше решение правильным или неправильным. С тех пор, как я пошел по менее проторенной дороге, все изменилось — исход вам известен. Остальное в следующем письме. Ваш
Роберт Фрост - Опишите две дороги, которые находит автор.
Ответ. Однажды во время прогулки поэт достиг точки развилки.
Было две дороги, и он должен был выбрать только одну. Он стоял там, взвешивая все за и против, и внимательно осматривал обе дороги. Поэт смотрел на дорогу, насколько хватало его глаз, пока она не изогнулась в подлеске. Он увидел, что другая дорога была более травянистой и по ней нужно было идти. Но когда он прошел немного вперед, то увидел, что другая дорога тоже покрыта травой.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Действие оперы происходит во владениях и в замке хранителей Грааля Монсальват, где пейзаж напоминает северные горы
Готическая Испания. Потом в волшебном замке Клингзора на южном склоне тех же гор, обращенных к мавританской Испании. ![]() | |||
| Урнеманц, Рыцарь Грааля, просыпается ото сна и будит двух своих молодых оруженосцев в лесу недалеко от замка Монсальват в испанские Пиренеи. Два других рыцаря прибывают, чтобы приготовить утреннюю ванну королю Амфортасу, у которого явно неизлечимая рана. Их прерывает дикарка Кундри, принесшая бальзам из Аравия, чтобы облегчить страдания короля. Король, принесенный на носилках, вспоминает пророчество, в котором ему было сказано ждать чистого глупца, умудренного состраданием. Он принимает подарок Кундри и идет к озеру. Гурнеманц рассказывает своим спутникам, как красивая женщина предала Амфортаса в руки мага Клингсора, так что священное Копье было потеряно, а вместе с ним и ранен Король. Внезапно с озера раздаются крики и лебедь падает на землю, смертельно раненный стрелой.
рыцари тащат юношу, который, упрекая Гурнеманца, ломает лук, но не может назвать своего имени. Кундри умеет делать
Итак: юноша — Парсифаль, сын Гамурета и Герцелеиды. в зале Замка Грааля, Амфортас в окружении своих рыцарей, которые готовятся к ритуалу Грааля. Голос его отца Титуреля слышен из склеп, предлагая Амфортасу раскрыть Грааль и использовать магию, поддерживающую престарелого героя. Амфортас сначала отказывается, так как ритуал причиняет ему боль. В конце концов он подчиняется и позволяет оруженосцам открыть чашу, которая производит еду и питье для поддержания рыцарей. Парсифаль наблюдает, но, кажется, ничего не понимает; хотя в какой-то момент, когда Амфортас кричит от боли, он кладет руку на сердце. В конце церемонии Гурнеманц в гневе прогоняет мальчика. Как он собирается уходя, рыцарь слышит таинственный голос, повторяющий слова пророчества. съеденный в своей темной башне, Клингзор вызывает Кундри и поручает ей соблазнить Парсифаля, приближающегося к которому он видел в своем волшебном зеркале. от ее изумления юноша в ужасе отшатывается. Наконец он понимает природу страданий Амфортаса и свою собственную миссию. Кундри пытается завоевать его жалостью к ней, проклята за то, что смеялась над страданиями Христа. В отчаянии она зовет на помощь Клингзора, который появляется на валу и бросает копье в Парсифаля. копье останавливается в воздухе, подвешенное над головой Парсифаля. Он хватает его и делает крестное знамение, от которого рушится башня Клингзора и сад
чахнет. Урнеманз, ставший уже престарелым отшельником, снова находит спящего Кундри, неподвижного и явно бездыханного, в подлеске возле своей хижины. Когда он оживляет ее, приближается странный рыцарь в полном доспехе и с копьем. Гурнеманц упрекает его за то, что он носил оружие в этот священнейший из дней, Страстная пятница . Затем он узнает священное копье и рыцаря как мальчик, который когда-то убил лебедя. Парсифаль описывает свои долгие и утомительные скитания в поисках Монсальвата. Отшельник сообщает, что Сообщество Грааля давно пришло в упадок, так как Амфортас отказывается открыть чашу, а Титурель умер. Парсифаль сокрушается, что прибыл слишком поздно, чтобы спасти его. Урнеманц и Кундри помогают ему убрать
его броня. Сегодня Парсифаль принесет исцеление Королю Грааля и примет на себя его должность и обязанности. Гурнеманц сначала крестит Парсифаля святой водой, а затем помазывает его как короля, пока Кундри моет.
его ноги. В зале Замка Грааля все мрак и безысходность. Рыцари, давно лишенные божественной пищи, едва живые, угрожающе приближаются к Амфортасу. Амфортас умоляет их положить конец его страданиям, лишив его жизни. Парсифаль, за ним Кундри и
Гурнеманц выходит в центр зала и касается раны Амфортаса священным копьем, объявляя его исцеленным и освобожденным от своих обязанностей. Он возвращает копье, которое
начинает кровоточить. Парсифаль приказывает открыть Грааль и поднимает его вверх, когда рыцари, в том числе Амфортас, преклоняют колени в знак почтения. Кундри падает замертво к его ногам. Вверху: эскиз финальной сцены Парсифаль . вот семь основных персонажей или лиц в Парсифаль . То, что мы знаем о них из внутренних свидетельств, может быть (осторожно) дополнен деталями из ранее существовавших рассказов, из которых Вагнер черпал свой материал. Например: Вагнер не говорит нам, как Парсифаль связан с Амфортасом, но, учитывая, что мать Парсифаля приходится сестрой Анфортаса в поэме Вольфрама, можно предположить, что такое же отношение существует и в опере. Это помогает объяснить, почему Парсифаль является следующим в очереди на то, чтобы стать Королем Грааля. Мы также «знать» о персонажах в том виде, в каком они появлялись в постановках оперы, в соответствии с традицией исполнения, которая накопилась за почти 140 лет и которая все чаще подвергается сомнению в современном мире. постановки. Вот семь человек, которых я считаю наиболее интересными и важными.
| |||

Жизнь не состоит в том, чтобы перематывать назад и возвращаться назад, чтобы положить конец своим решениям или исправить ошибки. Мы должны продолжать с решением, которое мы когда-то приняли, независимо от результата.
Путешественник подходит к развилке и хочет взять оба, что невозможно. Одна из дорог описана как /;[[ травянистая и «хочу носить», затем он говорит, что обе дороги выглядят одинаково. Это представляет вечную дилемму человека: он всегда находит траву зеленее на другой стороне. Это стихотворение является призывом к читателю проложить свой путь в жизни и не следовать пути, по которому пошли другие. Это стихотворение поощряет уверенность в себе, укрепляет силу независимого мышления и приверженности своим решениям. Поэт не морализирует о выборе, он просто говорит, что выбор неизбежен и вы никогда не узнаете, пока не проживете «различие». Так что в выборе нет ничего правильного или неправильного, все относительно. Какое бы направление вы ни выбрали, вы должны упаковать его с решимостью и энтузиазмом, потому что вы никогда не сможете повернуть время вспять или пережить этот момент заново.
[CBSE 2010 (Термин I)]
Было две дороги, и он должен был выбрать только одну. Он стоял там, взвешивая все за и против, и внимательно осматривал обе дороги. Поэт смотрел на дорогу, насколько хватало его глаз, пока она не изогнулась в подлеске. Он увидел, что другая дорога была более травянистой и по ней нужно было идти. Но когда он прошел немного вперед, то увидел, что другая дорога тоже покрыта травой.
Как
Кундри уползает спать в подлесок, рыцари уносят Амфортаса обратно с озера. Гурнеманц следует за ними с мальчиком, задаваясь вопросом, что с ним делать.
Кундри тщетно сопротивляется, так как маг знает, как управлять ею через проклятие. Она исчезает, и сцена превращается в волшебство.
сад, в котором цветут девушки-цветы. Они пытаются соблазнить играющего с ними Парсифаля, пока не появляется
Кундри, превратившаяся в прекрасную сирену. Она пробуждает в нем воспоминания о детстве и матери. Его сопротивление явно сломлено, она предлагает ему страстный
целовать.
Взамен, в качестве первой обязанности в своей новой роли, Парсифаль крестит ее и целует в лоб. Она плачет. Парсифаль созерцает красоту весенних лугов. Отшельник говорит ему, что это магия Страстная пятница , когда
все творение благодарит. Звон далеких колоколов зовет их на погребальные обряды Титуреля.
Альфред Роллер, 1913 год. Из собрания Венского театрального музея.
Следует отметить, что Парсифаль не является безгрешным дураком, поскольку в третьем акте он признает, что несет на себе бремя греха и вины. И не святой юродивый, который
является архетипом, встречающимся в основном в русской литературе. Персонаж Вагнера основан на главном герое романа Вольфрама « Парцифаль », молодом человеке, который медленно растет.
мудрый. Его также можно рассматривать как дистилляцию questers или искатели Грааля, о которых мы можем прочитать в других романах о Граале. Парсифаль, однако, не (как многие
люди, по-видимому, верят) отправляются на поиски Святого Грааля. Сначала у него нет миссии, или, может быть, он не знает, что у него есть миссия. Затем его целует Кундри и в
вспышка Weltellsicht он знает, что его миссия состоит в том, чтобы вернуть Святое Копье в Храм Грааля и с его помощью исцелить Амфортаса. Вагнер записал в своем дневнике:
.. Они дополняют друг друга.
который становится мотивом, подобным фанфарам (Парсифаль № 16), который развивается в опере по мере развития изображаемого в нем персонажа. Больше о
Парсифаль.
В письме Матильде Везендонк от августа 1860 г. Вагнер писал, что
У Кундри, как и у Парсифаля, было много имен: возможно, ее настоящее имя просто 9.0041 Женщина ? В музыкальном плане Кундри представлен интервалом тритона или увеличенной четверти, например, в мотиве
Смех Кундри №11. Подробнее о Кундри.
Каждый раз, когда Грааль
раскрытая рана вновь открывается. И Кундри, и Гавейн ищут по всему миру лекарство, которое
исцелить Амфортаса, но, как в конце концов понимает Парсифаль, рана короля не только физическая, но и психологическая. Вагнер постоянно играет со словом 9.0041 Heil , что может означать либо исцеление, либо
спасение. Когда Кундри преподносит бальзам Гурнеманцу, она говорит, что Аравии больше нечего предложить
(из Оргелюза). По словам Гурнеманца, Клингзор хотел присоединиться к
Рыцари Грааля, но Титурель отверг его, потому что, не в силах контролировать свои сексуальные побуждения, Клингзор кастрировал себя. Каким-то образом это помогло Клингзору стать мастером темных искусств, а также позволило ему
противостоять Кундри, которая находится под его контролем с помощью ее проклятия. В опере Клингзор ловит рыцарей одного за другим с помощью прекрасной Кундри и волшебных дев, которые растут в его саду. В результате Амфортас приказал, чтобы ни один рыцарь не рисковал покидать владения Грааля, и поэтому Сообщество Грааля перестало
функция. Как и многие другие религиозные общины, она замкнулась в себе и стала неуместной. В музыкальном плане Klingsor представлен очень хроматической темой Klingsor # 15, которая
доминирует в прелюдии и первой сцене второго акта.
Чтобы защитить эти святыни, Титурель набрал группу последователей, и они построили Храм Грааля глубоко в почти непроходимой местности.
лес в горах. Это сообщество веками сохранялось молодым и сильным благодаря силам Святого Грааля, который давал им божественную поддержку. Во многих романах о Граале в Замке Грааля живут два короля: Король-Рыбак (или Изувеченный Король), который служит Граалю, и его отец, Незримый Король, которому служит Грааль и который слишком
старый и слабый, чтобы покинуть свою комнату. Титурель в опере основан на Невидимом короле романсов. В стихотворениях Вольфрама (одно из которых называется Титурель ),
Анфортас (так в оригинале) — внук Титуреля, но Вагнер упростил генеалогическое древо, сделав Амфортаса единственным сыном Титуреля. По словам Вагнера, когда Титурель окончательно стал слишком стар
чтобы возглавить общину, он отрекся от престола в пользу Амфортаса, который теперь потерпел неудачу как король и священник и ждет молодого и энергичного преемника, который сменит его.
На символическом уровне Титурель
представляет старости . В музыкальном плане Титурель представлен мотивом Титурел № 7, вариантом Веры.
Так что их отношения становятся обратными. В музыкальном плане Гурнеманц является единственным
главный герой, у которого нет своей «визитной карточки»: вместо этого его музыка изображает других людей и события. Если мы соотнесем соответствующие события Акта I с ранней жизнью Будды (Четыре
Достопримечательности), то Гурнеманц соответствует аскету, которого встречает мальчик, когда впервые выходит на улицу.