Действие 4 явление 4 гроза – . . . . .

Đọc Действие Четвертое ( Явления 4-6)

Явление четвертое
Разные лица и потом Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин.
1-й. Должно быть, бабочка-то очень боится, что так торопится спрятаться.Женщина. Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь.Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)Варвара. Полно, что ты!Катерина. Смерть моя!Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.Кабанова. Может быть, и без тебя.Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым.
Катерина (вскрикивает). Ах!Кабанов. Что ты испугалась! Ты думала, чужой? Это знакомый! Дядюшка здоров ли?Борис. Слава богу!Катерина (Варваре). Чего ему еще надо от меня?.. Иль ему мало этого, что я так мучаюсь. (Приклоняясь к Варваре, рыдает.)Варвара (громко, чтобы мать слышала). Мы с ног сбились, не знаем, что делать с ней; а тут еще посторонние лезут! (Делает Борису знак, тот отходит к самому выходу.)Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!
Уходят.
Явление пятое
Те же без Бориса и Кулигина.
Кабанова. Ишь какие рацеи развел! Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необнакновенный!Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.Кабанов. Известно: так городят зря, что в голову придет.Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи-то!Кабанов. Ты почем знаешь?Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.
Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется.
Явление шестое

Те же и барыня.
Барыня. Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!
Катерина прячется.
Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!
Удар грома.
Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)Катерина. Ах! Умираю!Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…Кабанов (растерявшись, в слезах дергает ее за рукав). Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.Катерина. И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.
Кабанов хочет обнять ее.
Кабанова. Брось ее! С кем?Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?Катерина. С Борисом Григорьевичем.
Удар грома.
Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!

doctruyenhot.com

помогите найти пожалуйста фрагмент из драмы «Гроза» действие 4 явление 3

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцены.

Сс-сс!
Борис оглядывается.

Поди сюда. (Манит рукой. )

Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Борис. А что?
Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не
ждали его, а он приехал.
Борис. Нет, я не знал. ;
Варвара. Она просто сама не своя сделалась!
Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж
теперь не увидишь ее!
Варвара. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка
бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у
помешанной! Давеча утром плакат принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что
мне с ней делать?
Борис. Да, может быть, пройдет это у нее!
Варвара. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька
замечать это стала, ходит да все, на нее косится, так змеей и смотрит; а она
от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и боюсь я.
Борис. Чего же ты боишься?
В а р в а р а. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее
все станется! Таких дел наделает, что.. .
Борис. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила
хорошенько. Неужели уж нельзя ее уговорить?
Варвара. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.
Борис. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?
Варвара. А вот что: бухнет мужу в ноги да и расскажет все. Вот чего я
боюсь.
Борис (с испугом) . Может ли это быть?
Варвара. От нее все может быть.
Борис. Где она теперь?
Варвара. Сейчас с мужем на бульвар пошли, и маменька с ними. Пройди и
ты, коли хочешь. Да нет, лучше не ходи, а то она, пожалуй, н вовсе
растеряется.

Вдали удар грома.

Никак, гроза? (Выглядывает. ) Да и дождик. А вот и народ повалил.
Спрячься там где-нибудь, а я тут на виду стану, чтоб не подумали чего.

Входят несколько лиц разного звания и пола.

otvet.mail.ru

Đọc Действие Второе (Явления 1 — 4)

Комната в доме Кабановых.
Явление первое
Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит).
Феклуша. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая?Глаша. Хозяина в дорогу собираю.Феклуша. Аль едет куда свет наш?Глаша. Едет.Феклуша. На́долго, милая, едет?Глаша. Нет, не на́долго.Феклуша. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет?Глаша. Уж не знаю, как тебе сказать.Феклуша. Да она у вас воет когда?Глаша. Не слыхать что-то.Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!

Молчание.
А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!Глаша. Отчего ж к вам так много?Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.Глаша. Отчего ж так, с песьими?Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!Глаша. Прощай!
Феклуша уходит.
Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.
Входят Катерина и Варвара.
Явление второе
Катерина и Варвара.
Варвара (Глаше). Тащи узлы-то в кибитку, лошади приехали. (Катерине.) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще.
Глаша уходит.
Катерина. И никогда не уходится.Варвара. Отчего же?Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?Катерина. Как не поглядывать!Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?Катерина. Нет, смеялась только.Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.Катерина (с испугом). Почем же ты заметила?Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.
Катерина потупляет глаза.
Да мало ли…Катерина (потупившись). Ну, кого же?Варвара. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то?Катерина. Нет, назови! По имени назови!Варвара. Бориса Григорьича.Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога…Варвара. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь.Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.Катерина (после непродолжительного молчания, потупившись). Ну так что ж?Варвара. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде.Катерина (потупившись еще более). Где же видеться! Да и зачем…Варвара. Скучный такой…Катерина. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь.Варвара. Да не думай, кто ж тебя заставляет?Катерина. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла.Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?Катерина. Что я сделаю?Варвара. Да, что сделаешь?Катерина. Что мне только захочется, то и сделаю.Варвара. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!
Молчание.

Варвара. Знаешь что, Катя! Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке.Катерина. Ну зачем, Варя?Варвара. Да нешто не все равно?Катерина. Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать.Варвара. Чего бояться-то! Глаша с нами будет.Катерина. Все как-то робко! Да я, пожалуй.Варвара. Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно.Катерина (смотря на нее).Зачем же тебе нужно?Варвара (смеется). Будем там ворожить с тобой.Катерина. Шутишь, должно быть?Варвара. Известно, шучу; а то неужто в самом деле?
Молчание.
Катерина. Где ж это Тихон-то?Варвара. На что он тебе?Катерина. Нет, я так. Ведь скоро едет.Варвара. С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.Катерина. За что же?Варвара. Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.Катерина. И на воле-то он словно связанный.Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.
Входят Кабанова и Кабанов.
Явление третье
Те же. Кабанова и Кабанов.
Кабанова. Ну, ты по

doctruyenhot.com

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы «Гроза». 10-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая
  3. : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
  4. Воспитывающая:
  5. воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

— Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru

urok.1sept.ru

Đọc Действие Пятое ( Явления 4 — 7)

Явление четвертое
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается),всякие… Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)
Входят Кабанова, Кабанов, Кулигин и работник с фонарем.
Явление пятое
Кабанова, Кабанов и Кулигин.
Кулигин. Говорят, здесь видели.Кабанов. Да это верно?Кулигин. Прямо на нее говорят.Кабанов. Ну, слава богу, хоть живую видели-то.Кабанова. А ты уж испугался, расплакался! Есть о чем. Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет.Кабанов. Кто ж это знал, что она сюда пойдет! Место такое людное. Кому в голову придет здесь прятаться.Кабанова. Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!
С разных сторон собирается народ с фонарями.
Один из народа. Что, нашли?Кабанова. То-то, что нет. Точно провалилась куда.Несколько голосов. Эка притча! Вот оказия-то! И куда б ей деться!Один из народа. Да найдется!Другой. Как не найтись!Третий. Гляди, сама придет.
Голос за сценой: «Эй, лодку!»
Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там?
Голос: «Женщина в воду бросилась!»
Кулигин и за ним несколько человек убегают.
Явление шестое

Те же без Кулигина.
Кабанов. Батюшки, она ведь это! (Хочет бежать.)
Кабанова удерживает его за руку.
Маменька, пустите, смерть моя! я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!Кабанов. Пустите!Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.Кабанов (падая на колени).Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова. Вытащут: взглянешь.Кабанов (встает, к народу).Что, голубчики, не видать ли чего?1-й. Темно внизу-то, не видать ничего.
Шум за сценой.
2-й. Словно кричат что-то, да ничего не разберешь.1-й. Да это Кулигина голос.2-й. Вон с фонарем по берегу ходят.1-й. Сюда идут. Вон и ее несут.
Несколько народа возвращается.
Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близехонько в омуточке у берега; с огнем-то оно в воду-то далеко видно: он платье и увидал, и вытащил ее.Кабанов. Жива?Другой. Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.
Кабанов бросается бежать; навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину.
Явление седьмое
Те же и Кулигин.
Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Все кланяются.
Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

doctruyenhot.com

Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6

Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6

Ответы:

Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ругань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлюбила его отца за то, что он женился на «благородной» . Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершеннолетия, однако лишь при условии, если они будут почтительно относиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалование не получает. Все домашние боятся Дикого. Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, которая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену. Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит. Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обещает после отъезда Тихона что-нибудь придумать. Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кричит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной. Гроза, начинается дождь. Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нравится. Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домашних. Уезжает. Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине. Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабановых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замужнюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церкви. Кудряш догадывается, о ком идет речь. Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Катерина остаются наедине. Героиня признается ему в любви. Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Катерина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугубляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убьет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее. Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял красоту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихону. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что побил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину. Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому купцу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать» . Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит. Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высокого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

cwetochki.ru

Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6

Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ругань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлюбила его отца за то, что он женился на «благородной» . Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершеннолетия, однако лишь при условии, если они будут почтительно относиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалование не получает. Все домашние боятся Дикого. Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, которая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену. Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит. Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обещает после отъезда Тихона что-нибудь придумать. Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кричит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной. Гроза, начинается дождь. Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нравится. Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домашних. Уезжает. Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине. Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабановых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замужнюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церкви. Кудряш догадывается, о ком идет речь. Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Катерина остаются наедине. Героиня признается ему в любви. Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Катерина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугубляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убьет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее. Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял красоту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихону. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что побил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину. Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому купцу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать» . Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит. Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высокого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

shpora.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *