Đọc Действие Четвертое ( Явления 4-6)
Явление четвертое
Разные лица и потом Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин.
1-й. Должно быть, бабочка-то очень боится, что так торопится спрятаться.Женщина. Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь.Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)Варвара. Полно, что ты!Катерина. Смерть моя!Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.Кабанова. Может быть, и без тебя.Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.
Катерина (вскрикивает). Ах!Кабанов. Что ты испугалась! Ты думала, чужой? Это знакомый! Дядюшка здоров ли?Борис. Слава богу!Катерина (Варваре). Чего ему еще надо от меня?.. Иль ему мало этого, что я так мучаюсь. (Приклоняясь к Варваре, рыдает.)Варвара (громко, чтобы мать слышала). Мы с ног сбились, не знаем, что делать с ней; а тут еще посторонние лезут! (Делает Борису знак, тот отходит к самому выходу.)Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!
Уходят.
Явление пятое
Те же без Бориса и Кулигина.
Кабанова. Ишь какие рацеи развел! Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необнакновенный!Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.Кабанов. Известно: так городят зря, что в голову придет.Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи-то!Кабанов. Ты почем знаешь?Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.
Явление шестое
Те же и барыня.
Барыня. Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!
Катерина прячется.
Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!
Удар грома.
Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)Катерина. Ах! Умираю!Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…Кабанов (растерявшись, в слезах дергает ее за рукав). Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.Катерина. И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.
Кабанов хочет обнять ее.
Удар грома.
Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!
doctruyenhot.com
помогите найти пожалуйста фрагмент из драмы «Гроза» действие 4 явление 3
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕВарвара и потом Борис.
Варвара. Кажется, он!
Борис проходит в глубине сцены.
Сс-сс!
Борис оглядывается.
Поди сюда. (Манит рукой. )
Борис входит.
Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Борис. А что?
Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не
ждали его, а он приехал.
Борис. Нет, я не знал. ;
Варвара. Она просто сама не своя сделалась!
Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж
теперь не увидишь ее!
Варвара. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка
бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у
помешанной! Давеча утром плакат принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что
мне с ней делать?
Борис. Да, может быть, пройдет это у нее!
Варвара. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька
замечать это стала, ходит да все, на нее косится, так змеей и смотрит; а она
от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и боюсь я.
Борис. Чего же ты боишься?
В а р в а р а. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее
все станется! Таких дел наделает, что.. .
Борис. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила
хорошенько. Неужели уж нельзя ее уговорить?
Варвара. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.
Борис. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?
Варвара. А вот что: бухнет мужу в ноги да и расскажет все. Вот чего я
боюсь.
Борис (с испугом) . Может ли это быть?
Варвара. От нее все может быть.
Борис. Где она теперь?
Варвара. Сейчас с мужем на бульвар пошли, и маменька с ними. Пройди и
ты, коли хочешь. Да нет, лучше не ходи, а то она, пожалуй, н вовсе
растеряется.
Вдали удар грома.
Никак, гроза? (Выглядывает. ) Да и дождик. А вот и народ повалил.
Спрячься там где-нибудь, а я тут на виду стану, чтоб не подумали чего.
Входят несколько лиц разного звания и пола.
otvet.mail.ru
Đọc Действие Второе (Явления 1 — 4)
Комната в доме Кабановых.
Явление первое
Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит).
Феклуша. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая?Глаша. Хозяина в дорогу собираю.Феклуша. Аль едет куда свет наш?Глаша. Едет.Феклуша. На́долго, милая, едет?Глаша. Нет, не на́долго.Феклуша. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет?Глаша. Уж не знаю, как тебе сказать.Феклуша. Да она у вас воет когда?Глаша. Не слыхать что-то.Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!
А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!Глаша. Отчего ж к вам так много?Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.Глаша. Отчего ж так, с песьими?Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!Глаша. Прощай!
Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.
Входят Катерина и Варвара.
Явление второе
Катерина и Варвара.
Варвара (Глаше). Тащи узлы-то в кибитку, лошади приехали. (Катерине.) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще.
Глаша уходит.
Катерина. И никогда не уходится.Варвара. Отчего же?Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?Катерина. Как не поглядывать!Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?Катерина. Нет, смеялась только.Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.Катерина (с испугом). Почем же ты заметила?Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.
Да мало ли…Катерина (потупившись). Ну, кого же?Варвара. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то?Катерина. Нет, назови! По имени назови!Варвара. Бориса Григорьича.Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога…Варвара. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь.Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.Катерина (после непродолжительного молчания, потупившись). Ну так что ж?Варвара. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде.Катерина (потупившись еще более). Где же видеться! Да и зачем…Варвара. Скучный такой…Катерина. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь.Варвара. Да не думай, кто ж тебя заставляет?Катерина. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла.Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?Катерина. Что я сделаю?Варвара. Да, что сделаешь?Катерина. Что мне только захочется, то и сделаю.Варвара. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!
Варвара. Знаешь что, Катя! Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке.Катерина. Ну зачем, Варя?Варвара. Да нешто не все равно?Катерина. Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать.Варвара. Чего бояться-то! Глаша с нами будет.Катерина. Все как-то робко! Да я, пожалуй.Варвара. Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно.Катерина (смотря на нее).Зачем же тебе нужно?Варвара (смеется). Будем там ворожить с тобой.Катерина. Шутишь, должно быть?Варвара. Известно, шучу; а то неужто в самом деле?
Молчание.
Катерина. Где ж это Тихон-то?Варвара. На что он тебе?Катерина. Нет, я так. Ведь скоро едет.Варвара. С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.Катерина. За что же?Варвара. Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.Катерина. И на воле-то он словно связанный.Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.
Входят Кабанова и Кабанов.
Явление третье
Те же. Кабанова и Кабанов.
Кабанова. Ну, ты по
doctruyenhot.com
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы «Гроза». 10-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели уроки:
- Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
- Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)
3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:
Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):
– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).
– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).
– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?
Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:
– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
— Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?
– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.
В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.
1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?
б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?
2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?
б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?
3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?
б) Почему Варвара не поняла Катерину?
4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?
б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?
Опрос по группам.
4. Актуализация знаний: Составление таблицы.
Тема пьесы “Гроза” | Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. |
Идея пьесы. | Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. |
Конфликты: | Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках. |
Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?
Спасибо за урок!
Литература:
- Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
- Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
- Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru
urok.1sept.ru
Đọc Действие Пятое ( Явления 4 — 7)
Явление четвертое
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается),всякие… Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)
Входят Кабанова, Кабанов, Кулигин и работник с фонарем.
Явление пятое
Кабанова, Кабанов и Кулигин.
Кулигин. Говорят, здесь видели.Кабанов. Да это верно?Кулигин. Прямо на нее говорят.Кабанов. Ну, слава богу, хоть живую видели-то.Кабанова. А ты уж испугался, расплакался! Есть о чем. Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет.Кабанов. Кто ж это знал, что она сюда пойдет! Место такое людное. Кому в голову придет здесь прятаться.Кабанова. Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!
С разных сторон собирается народ с фонарями.
Один из народа. Что, нашли?Кабанова. То-то, что нет. Точно провалилась куда.Несколько голосов. Эка притча! Вот оказия-то! И куда б ей деться!Один из народа. Да найдется!Другой. Как не найтись!Третий. Гляди, сама придет.
Голос за сценой: «Эй, лодку!»
Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там?
Голос: «Женщина в воду бросилась!»
Кулигин и за ним несколько человек убегают.
Явление шестое
Кабанов. Батюшки, она ведь это! (Хочет бежать.)
Кабанова удерживает его за руку.
Маменька, пустите, смерть моя! я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!Кабанов. Пустите!Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.Кабанов (падая на колени).Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова. Вытащут: взглянешь.Кабанов (встает, к народу).Что, голубчики, не видать ли чего?1-й. Темно внизу-то, не видать ничего.
Шум за сценой.
2-й. Словно кричат что-то, да ничего не разберешь.1-й. Да это Кулигина голос.2-й. Вон с фонарем по берегу ходят.1-й. Сюда идут. Вон и ее несут.
Несколько народа возвращается.
Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близехонько в омуточке у берега; с огнем-то оно в воду-то далеко видно: он платье и увидал, и вытащил ее.Кабанов. Жива?Другой. Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.
Кабанов бросается бежать; навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину.
Явление седьмое
Те же и Кулигин.
Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Все кланяются.
Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)
doctruyenhot.com
Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6
Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6
Ответы:
Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ругань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлюбила его отца за то, что он женился на «благородной» . Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершеннолетия, однако лишь при условии, если они будут почтительно относиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалование не получает. Все домашние боятся Дикого. Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, которая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену. Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит. Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обещает после отъезда Тихона что-нибудь придумать. Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кричит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной. Гроза, начинается дождь. Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нравится. Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домашних. Уезжает. Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине. Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабановых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замужнюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церкви. Кудряш догадывается, о ком идет речь. Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Катерина остаются наедине. Героиня признается ему в любви. Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Катерина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугубляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убьет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее. Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял красоту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихону. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что побил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину. Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому купцу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать» . Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит. Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высокого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.
cwetochki.ru
Проанализируйте сцену «Грозы» ( Островский ). Действие: 4. Явление: 1, 4, 6
Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ругань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлюбила его отца за то, что он женился на «благородной» . Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершеннолетия, однако лишь при условии, если они будут почтительно относиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалование не получает. Все домашние боятся Дикого. Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, которая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену. Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит. Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обещает после отъезда Тихона что-нибудь придумать. Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кричит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной. Гроза, начинается дождь. Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нравится. Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домашних. Уезжает. Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине. Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабановых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замужнюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церкви. Кудряш догадывается, о ком идет речь. Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Катерина остаются наедине. Героиня признается ему в любви. Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Катерина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугубляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убьет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее. Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял красоту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихону. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что побил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину. Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому купцу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать» . Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит. Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высокого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.
shpora.org