Краткая биография Михаила Глинки
Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор.
Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу.
Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.
В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.
Рубрика
Близкие темы
Популярные темы
Комментарии
Общая характеристика творчества Глинки
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) сыграл особую роль в истории русской культуры:
-
в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;
-
в его лице русская музыка впервые выдвинула композитора мирового уровня, благодаря которому она включилась в контекст вершинных достижений искусства XIX;
-
именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.
Первый русский композитор-классик, современник Пушкина1, Глинка был представителем бурного, переломного времени, насыщенного драматическими событиями. Важнейшие из них – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов (1825). Они определили основную направленность творчества композитора («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»).
Основные факты творческой биографии, периодизация
Самым надежным источником сведений о композиторе являются его «Записки», являющиеся замечательным образцом мемуарной литературы (1854-55). В них Глинка, со свойственной ему склонностью к точности и ясности, четко обозначил основные этапы своей жизни.
Первый этап – детство и юность (до 1830). Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Самые сильные впечатления детских лет: русская крестьянская песня, крепостной оркестр дяди, пение церковного хора, звон колоколов сельской церкви.
Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), где его воспитателем был В. Кюхельбекер, будущий декабрист.
Главные творческие достижения молодого Глинки связаны с жанром романса.
Второй этап – период профессионального становления (1830 – 1835). В это время немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto. В Берлине серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика З. Дена.
Начало центрального периода (1836 – 1844) ознаменовано созданием оперы «Жизнь за царя»2. Одновременно с ней появляются романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом», первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Около 6 лет Глинка работал над второй оперой – «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина, поставлена в 1842). Эти годы совпали с активной педагогической деятельностью Глинки. Прекрасный вокальный педагог, он воспитал многих талантливых певцов, среди которых С. С. Гулак-Артемовский, автор классической украинской оперы «Запорожец за Дунаем».
Поздний период творчества (1845-1857). Последние годы жизни Глинки провел в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), часто выезжая за границу (Франция, Испания). Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических пьес: «Арагонская охота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Рядом с ними – гениальное «русское скерцо, «Камаринская», созданная в Варшаве.
В 50-е годы намечаются связи Глинки с молодым поколением русских музыкантов – М.А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А.Н. Серовым (которому продиктовал свои «Заметки об инструментовке»). Среди незавершенных замыслов этих лет – программная симфония «Тарас Бульба» и опера-драма «Двумужница» (по А. Шаховскому).
Стремясь «связать узами законного брака» русскую народную песню и фугу, весной 1856 года Глинка отправился в последнюю заграничную поездку в Берлин. Здесь он умер 3 февраля 1857 года, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры Петербурга.
Стиль Глинки, как и стиль его современников Пушкина, Брюллова, является синтетическим по своей сути. В нем сплелись в нераздельном единстве классицистская рациональность, романтическая пылкость и юный российский реализм, расцвет которого был еще впереди.
Параллели между Глинкой и Пушкиным стали хрестоматийными. Глинка в русской музыке – такое же «наше всё», как Пушкин в поэзии. Муза Пушкина вдохновила Глинку на создание целого ряда романсов и оперы «Руслан и Людмила». И композитора, и поэта сравнивают с Моцартом, говоря о «моцартовском совершенстве» их дарований. С Пушкиным Глинку роднит гармоничное восприятие мира, стремление к торжеству разума, добра, справедливости, удивительная способность поэтизировать действительность, видеть прекрасное в повседневном (признаки эстетики классицизма).
Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки – явление глубоко национальное. Оно питалось истоками русского народного творчества, усваивало традиции древнерусской хоровой культуры, новаторски претворяло важнейшие достижения национальной композиторской школы предшествующего периода.
Стремление к национальной характерности стало важным связующим звеном между искусством Глинки и эстетикой музыкального романтизма.Огромное влияние и на Пушкина, и на Глинку оказало народное творчество. Знаменитые слова композитора «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (записаны А.Н. Серовым) вполне конкретно выражают его творческое кредо.
Закономерно, что Глинку особенно привлекала поэзия Пушкина, где эмоциональное и логическое начала слиты в неповторимом единстве. Композитор и поэт наиболее близки друг другу в классическом понимании красоты художественного произведения. Не случайно Асафьев говорит, что Глинка был «классик по всему складу своей мысли, лишь соблазненный и восхищенный артистической культурой чувства – романтизмом…».
Выросшее на русской почве, искусство Глинки – явление не только национальное. Композитор был необыкновенно чутким к фольклору разных народов. Вероятно, эта черта была сформирована еще в детстве: народная культура Смоленщины, где прошло его детство, вобрала в себя элементы украинского, белорусского, польского фольклора.
Глинка был прекрасно образованным человеком, знал европейские языки. К высшим своим достижениям он пришёл, изучая опыт великих западноевропейских мастеров. Знакомство с западноевропейскими композиторами-романтиками расширило его кругозор.
Осмысление опыта современной истории ярко преломилось в важнейшей теме творчества Глинки – теме жертвенного подвига во имя Святой Руси, царя, веры, семьи. В первой опере композитора, «Жизнь за царя», эта героическая тема персонифицируется в конкретно-историческом образе крестьянина Ивана Сусанина. Новизна этого сочинения было оценена самыми передовыми умами того времени. Жуковский:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, а фарфор.
Характерные черты стиля
-
идеальное чувство формы, классическая стройность пропорций, продуманность малейших деталей всей композиции;
-
неизменное стремление мыслить по-русски, близость русской народной песне. Цитаты подлинных фольклорных мелодий Глинка использует редко, – зато его собственные музыкальные темы звучат как народные.
-
мелодическое богатство. Функция мелодии – ведущая в музыке Глинки. Певучая мелодичность, распевность
-
с вокальностью, распевностью связана в музыке Глинки свобода и плавность голосоведения, опора на традиции подголосочной полифонии;
-
преобладание вариантно-попевочного и вариационного развития. Вариантность как метод развития наследуется композиторами «Могучей кучки», Чайковским, Рахманиновым.
-
мастерство оркестрового колорита. Использование метода дифференцированной оркестровки. В «Заметках об инструментовке» Глинка определяет функции каждой оркестровой группы. Струнные – «их главный характер – движение». Деревянные духовые – выразители национального колорита. Медные духовые – «тёмные пятна в картине». Особые колористические нюансы создаются путём применения дополнительных инструментов (арфа, фортепиано, колокольчики, челеста) и богатейшей группы ударных.
-
многие особенности гармонии Глинки связаны с национальной спецификой русской музыки: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. Вместе с тем, композитор пользуется средствами современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотоновая гамма.
Творческое наследие Глинки охватывает все основные музыкальные жанры: оперу, музыку к драме, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Но главная заслуга Глинки – создание русской классической оперы. Оперное творчество Глинки стало магистральным для русской оперы, определив два главных ее направления – народная музыкальная драма и сказочный эпос. По словам Одоевского, «с оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки.
Огромную роль обе оперы сыграли в развитии русского симфонизма. Глинка впервые отказался от прежнего разграничения инструментального изложения на «зоны» аккомпанированного речитатива и сквозного симфонического изложения.
Краткий курс истории. Михаил Глинка: историческая правда России от РВИО
15 февраля (н. ст.) 1857 года не стало выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Его творчество повлияло на таких крупнейших композиторов, как М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и другие.
Оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык – один
в поэзии, другой в музыке.
В. В. Стасов, музыкальный и художественный критик
Тяга к творчеству
Михаил Иванович родился в дворянской семье 1 июня 1804 года. Слабый здоровьем ребенок с детства был окружен музыкой. Под руководством его дяди, Афанасия Глинки, действовал самодеятельный оркестр, в доме отца существовал крепостной хор, а мама привила сыну любовь к народным песням, сказкам и былинам. Впервые за фортепиано Миша сел именно в отчем доме. Случались такие порывы, что мальчик играл ночью. В 1818 году Глинку привезли в столицу, которая сразу же покорила будущего композитора своими музыкальными салонами, театрами и музеями. В возрасте 14 лет Михаил поступил в пансион при Императорском педагогическом училище, где познакомился с А. С. Пушкиным.
М.И. Глинка
Талантливый и скромный
Параллельно с учебой Глинка начал изучать музыкальную теорию, брать уроки вокала, игры на скрипке и фортепиано. На выпускном экзамене он даже сыграл на фортепиано концерт. А его преподаватель и друг Вильгельм Кюхельбекер познакомил Михаила Ивановича с поэтами Жуковским, Рылеевым и Баратынским. Именно на их стихи Глинка стал сочинять собственные произведения. Талант Глинки сделал его одним из самых завидных женихов Петербурга. Однако его пылкость проявлялась только за игрой на музыкальном инструменте, в обычной жизни он был скромным и весьма рассеянным юношей.
В.А. Жуковский и А.С. Пушкин в гостях у М.И. Глинки
Дуб в желуде
В конце 1830 года молодой композитор отправился в Италию – поправить плохое здоровье, а заодно изучить европейское народное творчество и классическую музыку. Тогда-то и появилась мечта Глинки о создании русской национальной оперы, которая в основе имела бы русские мелодические традиции. В 1836 году Михаил Иванович с успехом представил в Большом театре Петербурга оперу об Иване Сусанине «Жизнь за царя». А в 1842-м композитор предложил публике первую русскую оперу-сказку на стихи Пушкина – «Руслан и Людмила». Слабое здоровье привело к достаточно ранней смерти Михаила Глинки в возрасте 52 лет. П. И. Чайковский, отзываясь о симфонической фантазии «Камаринская» Глинки, сказал, что в ней заключена вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб заключен в желуде.
Михаил Глинка : Московская государственная академическая филармония
В русской музыке Глинка занимает положение подобно Александру Сергеевичу ПУШКИНУ в русской литературе. Если А.С.Пушкин – первый русский поэт мирового значения, то М.И.Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху в диалоге западноевропейской и русской культур.Глинка был гениально одаренной художественной личностью. Его стиль отличался удивительной законченностью, гармонией всех компонентов. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и пластичность мелодий, красочность и тонкость гармонии и инструментовки – ценнейшие качества произведений композитора. Это было искусство, порожденное высочайшей культурой и вкусом. По эстетическому совершенству его музыку часто сравнивают с искусством Моцарта. Как и венский классик, Глинка достиг высочайшего синтеза и переосмысления интонационного словаря своей эпохи. Именно ему, «русскому Моцарту» суждено было стать альфой и омегой отечественной музыки.
Главная заслуга композитора – в создании первых русских опер «Ивана Сусанина» (1836) и «Руслана и Людмилы» (1842). Он обозначил пути развития национального симфонизма и открыл новую эпоху в истории русской вокальной лирики. Его «испанские увертюры» положили начало разработке исполнительского фольклора в симфонической музыке. Он отразил в своем творчестве народные мотивы разных национальных культур (украинской, польской, финской, итальянской и народов Востока).
Произведения «певца пушкинской эпохи» по своим художественным достоинствам и глубине эстетического обобщения для большинства современников оказались во многом недосягаемыми. Подобно солнцу, Глинка щедро разбросал лучи своего таланта на несколько десятилетий вперед. Его наследниками стали все крупные композиторы XIX века. К традициям Глинки восходят величавые народные образы Мусоргского и русская сказка Римского-Корсакова, богатырский эпос Бородина и лирическая задушевность, поэтичность Чайковского. Его творческие принципы стали основой зрелого национального стиля русской музыки ХХ века.
«Когда задумываешься, в чем прежде всего проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, что явилось главным в той революции, которую он совершил в русской музыке, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве – о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской народной песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью», – писал Д. Д.Шостакович.
Судьба не была благосклонна Глинке. Почитаемый в Европе, композитор не находил должного понимания в России. Влюбленный в жизнь, он постоянно страдал от изнуряющих недугов и слабого здоровья. Ценитель и поклонник женской красоты, он пережил тяжелую личную драму.
Русский помещик, странствующий по Европе «барич», которого с детства интересует география и манит романтика дальних стран. Его влекут красоты севера и сочная красочность Кавказа («излюбленного» места русской интеллигенции). Глинка впитывает массу музыкальных впечатлений: его слух схватывает персидскую песню, напетую секретарем восточного принца, и грустный напев финского ямщика, он увлекается малороссийскими песнями и польскими танцами. Глинка зачарован экзотикой Испании, где помимо изучения языка и народной музыки, учится танцевать. Он наслаждается южным солнцем Италии и культурой Аппенин, хотя в России борется с «итальянщиной», отстаивая самобытность отечественной оперы. Его музыкальными оппонентами на русской сцене оказываются Беллини, Доницетти и Мейербер, но в реальной жизни Глинку связывают с ними дружеские отношения. Глинку почитает Берлиоз, а Лист, приехав в Россию, непременно желает услышать прославленного русского композитора (он же одним из первых оценил «Руслана»).
Глинка любит петь. Он – любимец светских салонов. Однажды на масленичном представлении он, наряженный в женский парик, исполняет партию Донны Анны. Имея от природы голос, по собственному выражению, несколько хрипловатый и сдавленный, он берет уроки вокала у итальянских певцов, достигает подлинного мастерства в пении и впоследствии выступает в роли педагога сам. Публикуется даже сборник вокальных упражнений Глинки (но уже после его смерти). Он обладает даром живописца, любит рисовать деревья и церкви (чем-то напоминая артистическую натуру Мендельсона, также влюбленного в путешествия и делающего живописные наброски). Он заводит у себя в поместье множество птиц и слушает их часами, а потом долго-долго музицирует на фортепиано.
В его натуре серьезность граничит с шалостью. Совсем как пушкинский повеса-Моцарт! На Черной речке забавляется с друзьями, изображая привидения. Когда же речь заходит о творчестве и, что еще важнее, о национальной направленности искусства, Глинка проявляет поразительную убежденность и стойкость позиции.
Он ругает, порой ненавидит Петербург, в котором не встречает истинного понимания и признания, даже под конец жизни он уезжает из России с тем, чтобы больше «не видеть эту землю». В душе же он всегда чувствует себя исконно русским композитором, ответственным за судьбы русского искусства и способного писать только национальным «языком».
Чувствую недостаточное знание композиторской техники, Глинка едет в Германию заниматься с известнейшим педагогом, автором учебников по гармонии и полифонии, Зигфридом Деном, который всего на 5 лет старше самого композитора (у него же учился мастерству А.Г.Рубинштейн). В последние годы жизни Глинка снова приедет в Германию и возобновит свои занятия с Деном. А задачу композитор поставит перед собой очень серьезную: «Я почти убежден, что можно связать Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Он старательно изучает старинную церковную музыку. Последними его произведениями становятся фуги «в греческих ладах».
Таким ли знаем мы нашего классика?…
Дистанционное занятие по программе «Музыкальная культура» на тему «М. И. Глинка. Жизнь и творчество» 04.04.2020
Цель урока: Формирование знаний учащихся по теме «М. И. Глинка. Жизнь и творчество»
Цель урока: Формирование знаний учащихся по теме «М. И. Глинка. Жизнь и творчество»
Задачи урока:
1.Образовательные:
— знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинки.
2. Развивающие:
— развитие общего кругозора, образного мышления, художественного вкуса. познавательной деятельности;
— развитие эмоционального восприятия русской классической музыки, умение слушать и анализировать.
3. Воспитательные:
— воспитание уважения и понимания музыки великого композитора.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Педагог приветствует учащихся и кратко рассказывает обучающимся о великом русском композиторе М. И. Глинки и о его творчестве.
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.
Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.
Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
2. Педагог предлагает прослушать некоторые произведения композитора, затем проанализировать их и отметить более понравившиеся.
Задание: ознакомиться с биографией М.И. Глинки и ответить на вопросы:
1.Укажите годы жизни М.И.Глинки.
2.Основоположником какой музыки является композитор М.Глинка?
3. Где родился М. И. Глинка?
4. На каких инструментах Глинка начал играть еще в десятилетнем возрасте?
5. Где Глинка получил первоначальное образование?
6. Где состоялась премьера национальной оперы Глинки «Иван Сусанин»?
7. Первое название оперы «Иван Сусанин»?
8. Вторая по масштабу опера М.Глинки?
9. Произведение какого писателя лежит в основе оперы «Руслан и Людмила»?
10. Какие страны посетил Глинка в 1842 – 1847 годах?
11. Назовите названия хотя бы трех романсов М.Глинки.
12.Назовите хотя бы два оркестровых сочинения М. Глинки.
13. Назовите несколько фортепианных произведений М.Глинки.
https://biographe.ru/znamenitosti/mihail-glinka/
Михаил Глинка — биография и факты из жизни
РУССКИЙ МАЭСТРО МИХАИЛ ГЛИНКА
Михаил Глинка вошел в историю мировой музыки как основатель русской национальной оперы. Его композиторский талант не всегда одобряли, иногда подвергали критике и насмешкам, но композитор выдержал все испытания с честью и занял заслуженное место в плеяде великих музыкантов.
Польский дворянин
Родиной Михаила Глинки была Смоленская губерния, где в селе Новоспасское жило его семейство со времен прадеда – польского шляхтича, который присягнул на верность царю и продолжил военную службу в России.
Родители Михаила приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Поэтому отцу Глинки – Ивану Николаевичу нужно было получить разрешение архиерея на брак с троюродной сестрой. Молодых обвенчали и прожили они много лет в счастье и согласии, вырастив девятерых детей.
Потомственный польский дворянин Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе своих родителей 1 июня 1804 года. Отец, который был капитаном в отставке, не жалел денег на благоустройство своего села, за что крестьяне его безмерно любили. За несколько лет поселение буквально преобразилось, в нем появились улицы с мостами, парк в английском стиле, крестьянские дома были выбелены мелом, а сам господский особняк был двухэтажным и имел 27 роскошно обставленных комнат.
Однако никакое богатое убранство дома не помешало Михаилу проникнуться простым сельским бытом, общаться с крестьянами на равных, понимать их проблемы, почитать традиции и тяготеть к простому народному творчеству. По мнению критиков того времени, впечатления детских лет, проведенных в селе, нашли отражение в лучших произведениях Михаила Глинки. Композитор вел автобиографические записки, в которых и сам подтверждал, что услышанные в детстве песни стали причиной его глубокой любви именно к русской музыке. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал.
Вскоре после Отечественной войны 1812 года родители отправили Михаила на учебу в Петербург. В столице молодому человеку выпала честь познакомиться со знаменитыми людьми своего времени. В первую очередь, это были Евгений Баратынский, Александр Пушкин и Василий Жуковский. А в институте куратором курса Глинки был друг Пушкина со времен лицея Вильгельм Кюхельбекер. Крепкая дружба завязалась тогда между Михаилом Глинкой и писателем и композитором Владимиром Одоевским.
Искушение музыкой
В те годы Михаил Глинка понял, что тяга к музыке – не простое увлечение. Он стал брать частные уроки у известных педагогов того периода – Джона Филда и Карла Цейнера. Глинка изучал европейскую классическую музыку, музицировал в знатных салонах, начал пробовать свои силы в композиторском искусстве. Вскоре его старания увенчались успехом, у него появились произведения в разных жанрах. Уже тогда в музыкальных кругах знали его романсы на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды» и Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Но сам композитор был недоволен тем, что у него получалось.
В 1823 году Михаил Иванович отправился на Кавказ, познакомился с музыкой разных народов, потом несколько лет проработал в управлении путей сообщения, а в 26 лет решил окончательно посвятить себя творчеству и поехал в колыбель музыкальной культуры – Милан.
Первая опера
Проникшись итальянским духом, композитор сочиняет пьесы на основе известных опер и пишет музыку для инструментальных ансамблей. В 1833 году он переехал в Германию, где под руководством Зигфрида Дена начал изучать неведомые ему страницы теории музыки. В Германии его застало известие о кончине отца, и Глинка срочно выехал на родину, имея уже в планах создание национальной оперы.
Когда он поделился мыслями и задумкой с Василием Жуковским, тот предложил ему взять за основу сюжет об Иване Сусанине. В это же время Михаил Глинка сделал предложение 17-летней Марье Ивановой (которой посвятил романс «Только узнал я тебя»), в апреле 1835 года они обвенчались и уехали в родную деревню композитора, где он принялся за будущую оперу «Жизнь за царя».
Через год произведение было готово, но поставить его на сцене оказалось делом совсем непростым. Препятствовал этому директор императорских театров Александр Гедеонов. Он передал партитуру на рассмотрение капельмейстера Кавоса, у которого была своя опера на аналогичную тему. Но тот поступил благородно, написал лестный отзыв о произведении Глинки и снял свою оперу с репертуара. Вот только Гедеонов отказался платить гонорар Михаилу Ивановичу за его оперу.
Национальная эпопея Михаила Глинки
Екатерина Керн
Премьера прошла с грандиозным успехом в ноябре 1836 года. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.
Не обошлось без интриг и на премьере оперы. Один из зрителей громко выкрикнул, что произведение это достойно лишь кучеров. В ответ на это в своих автобиографических записках Глинка отметил, что согласен с этой оценкой, поскольку кучера дельнее многих господ.
На фоне творческого успеха ухудшились семейные отношения Михаила с Марьей. Он понял, что влюбился в придуманный идеализированный образ и быстро разочаровался в жене, которую больше интересовали балы и наряды, нежели творческие планы супруга. Официальный развод затянулся на целых шесть лет. Марья за это время успела закрутить роман с неким корнетом, а сердце Глинки залечивала от душевных ран Екатерина Керн – дочь музы Пушкина Анны Керн.
Вдохновленный Пушкиным
Благодаря удачной постановке «Жизни за царя» Михаил Глинка стал капельмейстером при дворе, а через два года уехал в Украину отбирать самых талантливых певчих для капеллы. Среди тех, кто отправился назад с композитором, был и Семен Гулак-Артемовский, который впоследствии стал знаменитым композитором и автором первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».
Михаил Иванович задумал новую оперу по сюжету пушкинской «Руслана и Людмилы». Он мечтал поработать с великим поэтом, но скоропостижная смерть Пушкина все перечеркнула. Глинка шесть лет работал над оперой «Руслан и Людмила», постоянно репетировал с артистами, совершенствовал свое творение и в ноябре 1842 года выдал на суд публики. Критики и бомонд были совсем неблагосклонны к произведению Михаила Глинки, а князь Михаил Павлович даже говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.
Европейское признание Михаила Глинки
В защиту своего друга встал Владимир Одоевский, который назвал оперу роскошным цветком на почве русской музыки. Он же помогал Михаилу Ивановичу в создании декораций, в особенности для сцены Черномора. Глинка долго размышлял над тем, что же должно быть в сказочном саду, пока Одоевский не принес ему книгу одного немецкого натуралиста, в которой микроорганизмы были изображены в сильно увеличенном виде. Эта идея поразила композитора, а зрители были в восторге от увиденных декораций.
с сестрой
Будучи на гастролях в Петербурге в 1843 году, в театр на оперу Глинки «Руслан и Людмила» специально приходил венгерский пианист-виртуоз и композитор Ференц Лист. Он давно проявлял горячий интерес к русской музыке, поэтому пришел проникнуться ею и понять еще глубже. Лист был настолько впечатлен увиденным и услышанным, что переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще исполнил его на одном из своих выступлений. Такое признание европейского композитора сыграло значительную роль в карьере Михаила Глинки. Вскоре композиторы познакомились лично и нередко встречались в музыкальных кругах. Ференц часто просил Михаила Ивановича спеть романсы, сам же аккомпанировал или играл свои произведения.
Сестра Глинки просила у Листа разрешения написать ему посвящение при публикации произведений своего брата, на что Ференц отозвался с искренней благодарностью.
Угасшее чудное мгновенье
Жизнь Глинки была наполнена не только творчеством, но и личными трагедиями и переживаниями. Пока шел бракоразводный процесс, он строил отношения с Екатериной Керн. Ей посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, которые были написаны для ее матери. Девушка ждала, что вот-вот они смогут создать семью. В 1841 году Екатерина забеременела, развод все никак не регистрировали, девушка страдала и требовала от Глинки решительных действий. Тогда композитор не смог позволить ей родить внебрачного ребенка и дал много денег на аборт, о котором позже очень сожалел. Чтобы вся ситуация не стала достоянием общества, девушка уехала почти на год в город Лубны Полтавской губернии. За это время пылкое чувство композитора к Екатерине угасло, и возобновить отношения они так и не смогли, хотя Керн сохранила любовь к Глинке до конца своих дней.
Русский классик
Михаил Иванович впал в отчаяние. Опера «Руслан и Людмила» почти провалилась, отношения с Керн потерпели фиаско, заказов на новые произведения не поступало, казалось, что родина просто отвернулась от своего композитора. Тогда он принял решение снова уехать в Европу. Путешествуя по Франции и Испании, он написал «Арагонскую хоту» и увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была создана знаменитая оркестровая фантазия «Камаринская», в которой по меткому выражению Петра Чайковского была заключена вся русская симфоническая школа.
В феврале 1857 года его опера «Жизнь за царя» с успехом прошла в Берлине. Выйдя с премьеры на холодный зимний ветер, Михаил Иванович простудился и заболел воспалением легких. Умирал он мучительно, а на родине об этом даже никто не знал. Композитора не стало 15 февраля 1857 года. О его кончине в России узнали только через три месяца и перевезли прах в петербургскую Александро-Невскую лавру.
И только после смерти композитора к нему пришло всеобщее признание. На всех сценах империи стали ставить две его оперы, а Михаила Ивановича Глинку признали классиком русской музыки. Впервые на мировом музыкальном Олимпе появился русский автор, который сформировал композиторскую школу своей страны и стал громким именем в европейской культуре.
ФАКТЫ
На репетициях «Руслана и Людмилы» у исполнительницы партии Гориславы Эмилии Лилеевой никак не получалось воскликнуть «О!» перед фразой «мой Ратмир». Однажды Михаил Иванович тихо подкрался к певице и в нужный момент сильно ущипнул ее за руку, от этого девушка произнесла совсем неподдельное «О!». Глинка попросил ее и впредь так петь.
***
Михаил Глинка однажды «тайно» аккомпанировал молодому певцу Николаеву. Тот узнал о том, что перед ним сам маэстро только после того, как исполнил почти все его романсы. Узнав, что пел самому автору, он смутился, но услышал от композитора замечательный совет: никогда не петь в обществе дилетантов, ибо они могут избаловать похвалой и засыпать никчемной критикой, а настоящие музыканты могут дать только полезные наставления.
|
Михаил Глинка | Биография, оперы, сочинения и факты
Михаил Глинка , полностью Михаил Иванович Глинка , (родился 21 мая [1 июня по новому стилю] 1804 года, Новоспасское, Россия — умер 3 февраля [15 февраля] 1857 года , Берлин, Пруссия [Германия]), первый русский композитор, получивший международное признание и признанный основоположник русской националистической школы.
Глинка впервые заинтересовался музыкой в возрасте 10 или 11 лет, когда он услышал частный оркестр своего дяди.Он учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге (1818–1822) и брал уроки игры на фортепиано у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. Четыре года проработал в Министерстве связи, но официальная карьера его не интересовала. Как дилетант он сочинял песни и некоторое количество камерной музыки. Три года в Италии очаровали его композиторами Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, хотя в конечном итоге тоска по дому привела его к мысли писать музыку «на русском».
Он серьезно изучал композицию в течение шести месяцев в Берлине, где начал свою Sinfonia per l’orchestra sopra due motive russe (1834; «Симфония для оркестра на два русских мотива»). Отозванный в Россию смертью отца, он женился и начал сочинять оперу, принесшую ему первую известность, Жизнь за царя (позже переименованную в Иван Сусанин ), поставленную в 1836 году. В этот период Глинка сочинил несколько произведений. его лучшие песни, а в 1842 году была поставлена его вторая опера «Руслан и Людмила ».Экзотическая тематика и смелая оригинальная музыка Ruslan не снискали ни популярности, ни признания публики, хотя Ференца Листа поразила новизна музыки.
Раздраженный и разорванный брак, Глинка покинул Россию в 1844 году. Он имел удовольствие слышать отрывки из обеих своих опер, исполненных в Париже под управлением Гектора Берлиоза (1845, первое исполнение русской музыки на Западе) и других дирижеров. . Из Парижа он отправился в Испанию, где оставался до мая 1847 года, собирая материалы, использованные в его двух «испанских увертюрах», блестящем каприччио на Jota aragonesa (1845; «Арагонская хота») и Summer Night в Мадриде (1848 г. ).Между 1852 и 1854 годами он снова был за границей, в основном в Париже, пока разразившаяся Крымская война снова не вернула его домой. Затем он написал свои весьма занимательные Записки ( Воспоминания ; впервые опубликовано в Санкт-Петербурге в 1887 году), которые дают замечательный автопортрет его праздного, любезного, ипохондрического характера. Его последним заметным сочинением было Фестивальный полонез к коронационному балу царя Александра II (1855).
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчасГлинку называют гениальным дилетантом. Его стройное произведение считается основой самой поздней русской ценной музыки. Его композиция «Патриотическая песня» была гимном России с момента распада Советского Союза в 1991 году до 2000 года. Руслан и Людмила представили образцы лирической мелодии и красочную оркестровку, в которой Мили Балакирев, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков. сформировали свои стили. Оркестровое сочинение Глинки « Камаринская » (1848) Петр Ильич Чайковский назвал желудь, из которого вырос дуб позднейшей русской симфонической музыки.
Михаил Глинка | Биография и история
Образованный и привилегированный ребенок, Глинка стал ярым русским националистом. Он считается отцом русской музыки и оказал значительное влияние на таких великих композиторов, как Чайковский, Римский-Корсаков и Стравинский.
Глинка брал уроки игры на фортепиано, скрипке и вокале, но в юности серьезно не изучал музыку или композицию.Его первая работа была государственным служащим, но, понимая, насколько сильно его тянуло к музыке, он ушел, чтобы получить как общее, так и музыкальное образование. Некоторое время он учился в Италии, а в 1833 году изучал композицию в Берлине. Он написал несколько произведений во время и до этого времени, но они все еще были производными от преобладающих западноевропейских стилей, и год в Берлине только усилил нероссийские влияния, которые он чувствовал.
Вернувшись в Россию, он открыл для себя произведения таких писателей, как Пушкин и Гоголь, которые открыли ему богатство и глубину его русского культурного наследия.Переехав, он написал свое основополагающее, истинно русское произведение «Жизнь за царя». В нем рассказывается, как злодейские поляки в 1613 году пытались схватить царя и как молодой герой Иван Сусанин повел преследовавших поляков в погоню за дикими гусями ценой своей жизни. Премьера произведения состоялась в 1836 году и сразу же имела успех. В нем смешивались русские и польские народные мелодии с оперными пассажами в итальянском стиле, и даже Вагнер предвосхищал использование лейтмотива, используя повторяющиеся темы, отождествляемые с конкретными персонажами.Это также ознаменовало новый подход к оркестровке, в котором оркестр был, по сути, членом актерского состава, а не просто фоновым аккомпанементом певцов.
В 1842 году состоялась премьера второй великой русской оперы Глинки «Руслан и Людмила». Он не был таким успешным, как «Жизнь за царя», но в конечном итоге имел большее влияние. Он содержал персидские влияния и впервые в европейской музыке использовал семиступенчатую цельнотональную гамму.
Его влияние на последовавших за ним русских композиторов было огромно; в частности, он вдохновил Милия Балакирева, который собрал вокруг себя еще четырех молодых русских композиторов, чтобы сформировать так называемую «Могучую кучку», и расширил усилия Глинки по развитию русского национализма в музыке и искусстве в целом.
Глинка — Кратко о жизни
Наиболее известный сегодня своей оперой « Руслан и Людмила » и особенно ее заразительно живой увертюрой, Глинку часто называют «Отцом русской музыки» — он создал свой собственный, глубоко русский стиль. глубокое влияние на таких композиторов, как Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.Вот краткий снимок жизни великого человека:
1804
Глинка родился 20 мая (по русскому календарю; или 1 июня по западному календарю) в Новопасском (ныне Глинка!) Смоленской области, где его семья — помещичья мелкая аристократия. Первые шесть лет его жизни его воспитывает чрезмерно опекающая бабушка, которая редко позволяет ему выходить; в основном он заперт в душной, перегретой комнате, откуда он слышит звон церковных колоколов и народные песни, которые ему поет его няня (позже колокола и народные песни широко используются в его музыке; он также всю жизнь страдает гиперхондрией).
1810
Его бабушка умерла, и теперь он снова находится на попечении родителей. Глинка слышит более популярную западную музыку, в основном через крепостной оркестр своего дяди Афанасия. Один из скрипачей оркестра дает уроки Глинки.
1817
Глинку отправляют в школу-интернат в Санкт-Петербурге, где он получает уроки игры на фортепиано и скрипке, в том числе три урока с Джоном Филдом (ирландский композитор, который изобрел Ноктюрн для фортепиано и поселился в Санкт-Петербурге в 1804 году. ) и начинает сочинять.
1824
Получение нетребовательной работы в Совете связи Санкт-Петербурга позволяет Глинке проводить большую часть своего времени в музыке: в столице он ходит послушать итальянскую оперу и берет уроки пения у певца Беллоли. Дома, в Новопасском, занимается теорией и оркестровкой, дирижирует крепостным оркестром своего дяди. Его лучшими произведениями пока являются песни: Разочарование, («Разочарование» [очень русское]) и Голос с тово света («Голос из потустороннего мира»).
1830
Глинка с другом совершают длительное путешествие по Европе. Он проводит три года в Милане, где встречается с Bellini и Donizetti и в 1832 году сочиняет камерную пьесу на темы из La sonnambula Bellini (см. TIMES 1830). Зимой 1833-1833 гг. Он изучает контрапункт у Зигфрида Дена в Берлине.
1836
Через год после того, как Глинка женился на Марии Петровне Ивановой (1835), его опера « Жизнь за царя » имела ошеломляющий успех при первом исполнении, а Глинку сразу же провозгласили ведущим композитором России и назначили хормейстером императорской часовни.(Хотя в основном итальянская, опера включает в себя много русских народных мелодий, и ее тематика полностью русская.) Однако вскоре основывается брак, и Глинка заводит роман с Екатериной Керн; вскоре после этого он и его жена расстались.
1842
Следующая опера Глинки, Руслан и Людмила , не очень хорошо принимается. (Он задумал поставить стихотворение Пушкина сразу же после успеха «Жизнь за царя » и стремился к сотрудничеству с автором, но, к сожалению, Пушкин был убит на дуэли в 1837 году (см. TIMES 1837). Руслан попадает в пропасть между итальянской лирической оперой и немецкой певческой драмой и очерняется обоими лагерями: вскоре он отброшен, чтобы освободить место для модной итальянской труппы и их репертуара. Глинка горько разочарован и подавлен, больше десяти лет не пишет ни одной оперы.
1848
Проведя время во Франции (где он хорошо ладил с Берлиозом), Испании и Смоленске, он возвращается во Францию, но в Варшаве узнает, что его заявление на паспорт было отклонено.Оставаясь в Варшаве, он плодотворно сочиняет: оркестровые пьесы Recuerdos de Castilla и Kamarinskaya и песни, раскрывающие влияние Шопена .
1854
Сейчас, страдая от ухудшающегося здоровья, ему удается провести два года во Франции (1852–1845), но в марте 1854 года война между Францией и Россией вынуждает его вернуться в Россию. Он собирает свои «Воспоминания » (1854 г.), а через год начинает работу над третьей оперой « Двумужница » («Двоеженец»).(В 1841 году жена Глинки вышла замуж двоеженством, что побудило Глинку устроить официальный развод.)
1857
Глинка посещает Берлин в 1856 году, чтобы изучить контрапункт с Зигфридом Деном. Он знакомится с Мейербером, дирижером трио из «Жизнь за царя », на концерте в январе. После концерта Глинка простужается и умирает 3 (или 15) февраля в Берлине. Его тело похоронено там, но позже эксгумировано и доставлено обратно в Санкт-Петербург.
Михаил Иванович Глинка
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии.С 13 лет воспитывался в Санкт-Петербурге. Его обучение было в традициях высшего общества столицы. Он ходил в кругах, которые считались просвещенными для того времени, и он испытал атмосферу брожения и вопросов, которая преобладала в России после 1812 года, когда в ней были западные открытости, военные и социальные. Говорят, что он сочувствовал восстанию декабристов 1825 года. , но более поздние времена нашли его политически консервативным.
Вундеркинд Глинка изучал музыку у иностранцев в Петербурге.Петербург. Из них следует упомянуть Джона Филда, оказавшего сильное влияние, хотя близкие отношения, о которых сообщалось между ними, сомнительны. Он также учился в Италии, а в Берлине в возрасте 33 лет изучал теорию и композицию у Зигфрида Дена.
Глинка перенял обычаи многих итальянцев, доминирующих в музыке Санкт-Петербурга: используя рассказы и мелодии из русских исторических и народных источников. Так, его первая опера « Жизнь за царя» или «Иван Сусанин » (1836) рассказывала историю о жертве русского крестьянина, который ввел в заблуждение польские войска, идущие против царя.Несмотря на то, что многие петербургские оперные любители были готовы принять редкие народные упоминания от приезжих итальянцев, сочли сочинение Глинки «музыкой для кучера». Другие, однако, одобрили это, и среди них был царь.
« Жизнь за царя», Глинка не только открыла первую значительную музыкальную главу России, но и стала одной из важных фигур европейского романтика XIX века. национализм. Это совпадение первого музыкального расцвета России с романтично-национальной фазой западной музыкальной истории до сих пор оставило неизгладимый след в русской и советской музыкальной мысли.
Во второй опере «Руслан и Людмила » (1842) Глинка более ярко проявил себя в «национальном» стиле. Такое же усилие слышно в его многочисленных песнях, многие из которых являются настройками текстов Александра Пушкина. Глинка также отважился заняться симфонической музыкой с увертюрами, популярной « Камаринский » (фантазия на две русские народные песни) и музыкой для того, что недавно было провозглашено «первой русской симфонией» (1834; закончена в 1948 году Виссарионом Шебалиным). Его преданность народной идиоме не ограничивалась русским языком; он также обрабатывал ближневосточные, финские, польские, итальянские и испанские мелодии. Неутешительный прием « Руслана и Людмилы» заставил Глинку все больше и больше времени проводить за границей.
Влияние Глинки на все последующее развитие русской музыки было глубоким, не только романтическим и националистическим, но и консервативным по своим средствам. Он поощрял Александра Даргомыжского и Милия Балакирева с одной стороны, Антона Рубинштейна и Петра Ильича Чайковского с другой. То, что он не был столь отчетливо «русским», как это наивно считалось в предыдущие десятилетия, не умаляет его таланта, и это было здорово.Он умер в Берлине 3 февраля 1857 г. по пути для дальнейших переговоров с Деном.
Хронология: Михаил Глинка и русская пятерка
В 19 веке в мире музыки было два, казалось бы, противоположных влияния. Во-первых, нарастающая волна романтического национализма охватила западный мир, поскольку каждая группа людей искала способы выразить и сохранить свою культурную идентичность. Во-вторых, сила музыки 18 века, особенно немецких мастеров Гайдна, Моцарта и Бетховена, была выжжена в коллективном сознании.В России эти две силы сошлись в музыке Михаила Глинки и группы композиторов, которую мы называем «Русская пятерка».
Русское националистическое движение сосредоточено вокруг Санкт-Петербурга и начинается с музыки Михаила Глинки. Глинка был талантливым молодым музыкантом. Он провел свои ранние годы, путешествуя по Европе и наслаждаясь музыкой континента; знакомство с такими композиторами, как Джон Филд, Мендельсон, Берлиоз и Лист. Именно во время этих путешествий он открыл для себя мечту всей своей жизни — создать русский стиль музыки.Две его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» взяли инструменты и формы традиционной практики и наполнили их мелодиями и гармоническими звуками его культуры. Его произведения начали находить аудиторию за пределами России. Гектор Берлиоз был очень впечатлен Глинкой и привез свою музыку в Париж. К сожалению, Глинка внезапно скончался в 1857 году.
Наследие Глинки продолжалось в обществе, которое начало формироваться в Санкт-Петербурге в конце 1850-х годов. Это была группа молодых композиторов-любителей, которые посвятили себя созданию особого русского стиля, а не просто подражанию музыке Европы.Милий Балакирев, Цезарь Куй, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин сегодня именуются «Русской пятеркой». Собственно, они никогда себя так не называли. Их критики и противники назвали их «Могучей горсткой» в шутку или уничижительный термин. Но эти люди приняли этот титул и с гордостью стремились развивать русское музыкальное самовыражение.
Они начали с использования народных песен и танцев, изображая повседневную жизнь своего народа в музыке. Это также означало отказ от некоторых правил гармонии и контрапункта и принятие экзотических масштабов и форм, которые можно найти в некоторых из наиболее экспериментальных работ Ференца Листа.Музыка «Русской пятерки» также привнесла колорит Востока на Запад, поскольку в нее вошли песни и рассказы из дальних уголков своей обширной земли.
Хотя группа распалась примерно в 1870 году, их произведения повлияли на новое поколение русских композиторов, таких как Глазунов, Прокофьев, Стравинский и Шостакович. За пределами России их влияние можно увидеть в работах французских импрессионистов Дебюсси и Равеля.
Timeline — это исследование развития западной музыки.Совершите путешествие в события, персонажей и концепции, которые сформировали нашу западную музыкальную традицию.
Amazon.com: Глинка — Жизнь за царя / Нестеренко, Мещерякова, Ломоносов, Заремба, Бежко, Лазарев, Большой Опера: Евгений Нестеренко: Кино и ТВ
«Жизнь за царя» Глинки, первая из двух опер композитора и считающаяся самой первой истинно русской оперой, несомненно, сыграла очень значительную роль в мире русской музыки с момента ее премьеры в 1836 году.По заказу царя Николая I опера была написана Глинкой под его полным руководством и идеально соответствовала политической повестке дня России того времени; что во многом способствовало его первоначальному успеху. Во время русской революции эта опера была запрещена на долгие годы из-за ее проповеднического послания, пока она не была обнаружена Сталиным, который заказал новое «советское» либретто. Несмотря на то, что «Иван Сусанин» (новое название) была одной из самых популярных опер в России, новое либретто было связано с множеством логистических проблем и было просто не так гладко.Кроме того, в советской версии пришлось вырезать много музыки из партитуры, например, величественную сцену коронации в конце.Итак, с распадом Советского Союза Большой театр быстро восстановил оригинальную партитуру и оригинальное либретто барона Розена. Чтобы понять, насколько быстро распался СССР в 1991 году, а это спектакль с 1992 года. До сих пор не было ни одной отличной записи этой оперы, особенно на Западе. Этот новый DVD от Kultur — это все, что я хотел, и даже больше; поистине великолепное выступление от всех.
Роль Ивана Сусанина считается типичной русской басовой партией (даже в большей степени, чем Борис Годунов). Роль требует объема, властного присутствия, но также требует отличного актера, который может быть отцовским и отзывчивым. Евгений Нестеренко отвечает всем этим требованиям и оказывается одним из лучших Сусаниных за всю историю, наряду с Михайловым и Райзеном. Да, Нестеренко, может быть, немного миновал свой прежний стенторианский расцвет, но на этом этапе его карьеры его голос был как раз подходящим цветом для Сусанина.Нестеренко — еще и потрясающий актер, который знает эту роль наизнанку; действительно чувствуется боль в глазах во время его большой арии и речитатива, когда Сусанин видит, что его смерть неизбежна; абсолютно убедительно. Это изображение — огромное достижение; один на века.
Другой большой звездой здесь является тенор Александр Ломоносов. Собинин — одна из тех непроходимых теноровых ролей в гранд-опере, как Арнольдо в «Гульельмо Телль», где певцу нужно звучать очень драматично, но при этом уметь ставить высокую до каждые несколько минут.Ломоносов делает вид, будто в этом ничего нет.
Елена Заремба, настоящее контральто, великолепна в роли Ваня, приемного сына Сусанина, которому удается передать много мальчишеского обаяния. Она также играет важную роль в своей арии в третьем акте. Марина Мещерякова начинает немного пронзительно, но удачно добивает. Она тоже убедительна в своей роли. Все очаровательные ансамбли получаются очень хорошо скоординированными.
Это также самая тяжелая опера с припевом, которую я когда-либо слышал. В припеве музыки больше, чем в любом из солистов, и для ее исполнения требуется настоящий виртуозный хор.Хор Большого театра потрясающий, с невероятной точностью звука на всем протяжении. Оркестр Большого театра под управлением Александра Лазарева знает, что делает. Звук оркестра очень «аутентичный», и они оставляют много удовольствия.
Постановка выполнена в «безрисковом» старом стиле Большого; очень традиционный. Направление иногда может быть статичным, но будьте уверены, неприятных сюрпризов не будет. Это хорошо, потому что большинство людей никогда раньше не видели постановку «Жизнь за царя», лучше всего представить ее традиционным способом.При польском дворе дается длинная балетная последовательность; приятная танцевальная музыка, но она перестает быть желанной. Незначительная причуда в том, что они вырезали очень красивый, но длинный ансамблевой номер в первом акте, который я помню как звездный час в других записях. Однако я не специалист по музыковедению, но я почти уверен, что здесь есть музыка, которую я никогда раньше не слышал. Тем не менее, они могли вырезать часть балета, чтобы освободить место для этого номера. Кроме того, если вас легко раздражает шум публики, это ваш счастливый день, потому что его вообще нет.Это также означает, что все аплодисменты прерваны, и нет никаких звуков занавеса. Не хочу придавать этому большого значения, но мне хотелось бы услышать реакцию публики на это замечательное выступление; просто кажется, что чего-то не хватает.
Да, эта опера демонстрирует большую часть влияния бельканто Глинки, но не подавляет его, как во второй его опере: Руслан и Людмила. И, если вы знакомы с Русланом, вы можете согласиться, что в нем есть несколько моментов, которые скорее вызывают сон.Ничего подобного здесь нет, каждый момент приносит вам что-то свежее и волнующее. Даже смехотворно длинный балет устаревает, но никогда не тускнеет и не теряет энергии. Теперь, когда это выпущено, и замечательные Руслан и Людмила Кирова, все оперные произведения Глинки доступны на DVD. Я очень рекомендую этот DVD всем, кто интересуется русской оперой или любой оперой в целом.
Строительство Глинки на JSTOR
AbstractПосле более чем полутора веков изучения Глинки мы почти не знаем Глинку: он остается неуловимым и иллюзорным.И это потому, что Глинка — это конструкт, возникший в рассказах тех, кто его знал. В этом исследовании я исследую посмертное построение Глинки членами его кружков, концентрируясь на первоисточниках, возникших в виде некрологов и комментариев к публикациям писем Глинки и его автобиографии «Записки». Загадочный образ, который оставил после себя Глинка, заставил многих его знакомых броситься туда, чтобы контролировать ущерб, предлагать свои коррективы, сохранять свое восприятие истинного Глинки и требовать его по своим идеологическим причинам; они также стремились поддержать его наследие и приобщиться к нему.Результатом стала серия поразительно разнообразных и противоречивых представлений о Глинке, положивших начало мифологии Глинки, без которой последующая канонизация (канонизация) композитора была бы невозможна. Хотя я довольно подробно рассматриваю историографические проблемы использования источников в глинкинской науке, меня больше всего беспокоят сами источники, вопросы о том, кто говорит от имени Глинки, почему и как. Отвечая на эти вопросы, я пытаюсь деконструировать и контекстуализировать агиографии, глядя на авторов, создавших их, особенно через призму социальных кругов, к которым они и Глинка принадлежали.
Информация журналаС анализом арий, тщательным изучением симфоний и повторным посещением реквиемов, The Журнал музыковедения предлагает вам беспрецедентное путешествие в мир музыкальной стипендии. Основанный в 1981 году Мэриан Грин и издающийся ежеквартально, журнал предоставляет подробные статьи по истории музыки, критике, исполнительской практике, и архивные исследования. Каждый выпуск содержит подборку исследований и случайных обзор эссе, представляющих весь спектр сегодняшних разнообразных подходов к исследованию музыки.Журнал музыковедения — это солидный форум для анализа в этой все еще развивающейся дисциплине, привлекающий лояльных читатели от выдающихся ученых и музыкантов до исполнителей и студентов.
Информация об издателеОснованное в 1893 году Отделение изданий, журналов и цифровых публикаций Калифорнийского университета распространяет научные труды, имеющие непреходящую ценность. Одна из крупнейших, наиболее выдающихся и новаторских университетских типографий сегодня, ее коллекция печатных и онлайн-журналов охватывает темы в области гуманитарных и социальных наук, с акцентом на социологию, музыковедение, историю, религию, культурологию и региональные исследования, орнитологию, право и литература.Помимо публикации собственных журналов, подразделение также предоставляет услуги традиционных и цифровых публикаций многим клиентским научным обществам и ассоциациям.