Николай Гоголь (1 апреля 1809
Николай Гоголь (Портрет работы А.И. Иванова, 1841, Русский музей, Санкт-Петербург, www.rusmuseum.ru, )
Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.
Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье помещика.
У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. В 1821 году Николай поступил в гимназию в Нежине. Здесь он не только учится – он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.
Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.
В 1829 году он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.
В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Знакомится с Жуковским, Плетнёвым, Пушкиным, часто бывает в Царском Селе. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте.
В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. 1833 год для Гоголя оказался сложным и напряженным. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески».
Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже – «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным. В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта.
Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) вышли в свет. В 1842-1845 – период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками, преодолением душевной усталости и творческих сомнений.
В 1845 году в состоянии душевного кризиса и резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома и начинает работу заново.
В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». Но в последних числах января явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти.
(7) 19 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь на (12) 24 февраля сжигает беловую рукопись 2-го тома.
(21 февраля) 4 марта 1852 утром Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.
• Статья «Мать Гоголя, или откуда появилась мистика в произведениях великого писателя»
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя | Люди | ОБЩЕСТВО
4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года из жизни ушел великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он умер в 42 года, скоропостижно, «сгорев» буквально за несколько недель. Позже его смерть называли ужасающей, загадочной и даже мистической.
Прошло уже 170 лет, а тайна смерти Гоголя так до конца и не разгадана. Сегодня SPB. AIF.RU вспоминает основные версии случившегося.
Летаргический сон
Самая распространенная версия. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича».
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
«Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.»
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Поэтому классик очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.
В «Завещании» он писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…»
Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Говорят, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе – голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили укоренившуюся уверенность в том, что Николай Васильевич умер страшной смертью, в кромешной тьме, под землей.
Этот факт практически единогласно отрицают современные историки.
«Во время эксгумации, которая проводилась в условиях определенной секретности, у могилы Гоголя собралось всего лишь около 20 человек… — пишет в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов. — Писатель В. Лидин стал по существу единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Вначале он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, позднее оставил письменные воспоминания. Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писатель был похоронен заживо.
Николай Васильевич боялся быть похороненным заживо. Фото: Commons.wikimedia.orgА по воспоминаниям скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.
Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.
Самоубийство
В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал тяжелейший душевный кризис. Писателя потрясла смерть его близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой, которая внезапно умерла от стремительно развившейся болезни в 35 лет. Классик бросил писать, большую часть времени проводил за молитвами и неистово постился. Гоголем овладел страх смерти, знакомым писатель сообщал, что слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт.
Именно в тот лихорадочный период, когда писатель пребывал в полубреду, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что сделал он это во многом под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского, который был единственным человеком, прочитавшим это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи. Священник оказал огромное влияние на Гоголя в последние недели его жизни. Считая писателя недостаточно праведным, батюшка требовал, чтобы Николай Васильевич «отрекся от Пушкина», как от «грешника и язычника». Он призывал Гоголя постоянно молиться и воздерживаться от пищи, а также безжалостно запугивал ожидающей его расправой за совершенные грехи «в миру ином».
Депрессивное состояние писателя усиливалось. Он слабел, очень мало спал и практически ничего не ел. Фактически писатель добровольно сживал себя со свету.
По свидетельствам врача Тарасенкова, наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.
Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.
Врачебная ошибка
В 1902 году вышла в свет небольшая статья доктора Баженова «Болезнь и смерть Гоголя», где он делится неожиданной мыслью – скорее всего, писатель умер от неправильного лечения.
В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал состояние писателя: «.
Эти симптомы – густая темная моча, кровотечения, постоянная жажда — очень похожи на те, что наблюдаются при хроническом отравлении ртутью. А ртуть являлась главным компонентом препарата каломель, которым, как известно из свидетельств, Гоголя усиленно пичкали доктора, «от желудочных расстройств».
Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если быстро выводится из организма через кишечник. Но это не произошло с Гоголем, у которого из-за длительного соблюдения поста в желудке просто не было пищи. Соответственно, старые дозы препарата не выводились, новые поступали, создавая ситуацию хронического отравления, а ослабление организма от недоедания и упадка духа лишь ускорили смерть, считают ученые.
Кроме того, на врачебном консилиуме был поставлен неверный диагноз — «менингит». Вместо того чтобы кормить писателя высококалорийными продуктами и давать ему обильное питье, ему назначили ослабляющую организм процедуру — кровопускание. И если бы не эта «медицинская помощь», Гоголь мог бы остаться жив.
***
У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.
«Скажу Вам без преувеличения, – писал еще Иван Тургенев Аксакову, – с тех пор, как себя помню, ничего не произвело на меня такого гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная смерть – историческое событие и понятна не сразу; это тайна, тяжёлая, грозная тайна – её надо стараться разгадать… Но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает».
Очерк в интерпретации «Мертвых душ» Николая Гоголя — Academic Studies Press
129,00 $
Урс Хефрих
Перевод Джозефа Суонна
Серия: Исследования русской и славянской литературы, культуры и истории
ISBN: 9781644697627 (в твердом переплете) / 9781644697634 (PDF) / 908161469064 Страницы: 098161469064 94 стр. ; 15 ил.; 4 таблицы
Дата публикации: январь 2022 г.
Количество:
Добавить в корзину
Купить электронную книгу
Эта монография — не что иное, как смелая попытка разгадать загадку романа Гоголя « Мертвые души », вдохновившего даже на постановку « Мертвых душ » в театральном театре Штутгарта. Хефтрих дает исчерпывающий, связный ответ на вопрос о смысле романа, скрупулезно обнажая его структуру. Первая часть монографии посвящена одному из разделов гоголевского романа, которым пренебрегают практически все критики, — ключ, который приводит к строго этичному прочтению гоголевского эпоса. Гоголь, как выясняется, сконструировал Dead Souls строго по моральному образцу. Удивительно, насколько безупречно Dead Souls построено в этом отношении. Таким образом, роман оказывается подлинным потомком средневекового романа с его неразрывной взаимосвязью этики и эпоса.
Урс Хефрих заведует кафедрой славянских литератур Гейдельбергского университета. Является автором четырех монографий. Как редактор и отмеченный наградами переводчик чешской и русской поэзии, он с 19 века занимается посредничеством славянских литератур в Германии.89.
Похвала
— Анна Аркатова, Гонконгский баптистский университет, Колледж UIC, Австралийские славянские и восточноевропейские исследования, Vol. 36 (2022)«Эта книга, предлагающая прочесть « Мертвых душ » не как «социальную сатиру», а как «тайную теологию», является жизненно важным дополнением к существующей критике Гоголя. Он предназначен как для академической аудитории, так и для широкого круга читателей, интересующихся русской литературой и славянской культурой.
Выдержки из рецензий на оригинальное немецкое издание:
« Мертвые души » Гоголя — одна из тех книг, о которых, казалось бы, уже сказано все, что можно было бы сказать. Тем более удивительно, что Урсу Хефриху удается предложить действительно новаторскую и яркую интерпретацию романа. . . . Подход Хефриха сочетает в себе внимательное прочтение архитектуры текста и структуры мотива с всеобъемлющей герменевтикой, отражающей собственные моральные интересы Гоголя. . . . Свои утверждения автор подкрепляет множеством наблюдений из романа, цитатами из переписки Гоголя, а также ссылками на его возможные источники, включая Шиллера, Гомера, Данте и других. . . . Гоголь, выходящий из этой книги, — христианский аллегорист, излагающий свое послание в тесно сплетенной паутине аллюзий и соответствий. Это может быть не тот юморист и абсурдист, которого мы привыкли ценить, но это подход к творчеству Гоголя, который нельзя игнорировать. Книгу Хефтриха должен прочитать каждый, кто серьезно интересуется Мертвые души .— Проф. Адриан Ваннер, Государственный университет Пенсильвании, в Русском обозрении, 64, вып. 2 (октябрь 2005 г.)
«Одной из составных черт поэтических шедевров является то, что они обеспечивают множество уровней значения. Великие тексты мировой литературы, от Шекспира до Гёте и Малларме, продолжают занимать внимание критиков и по сей день. В тщательном исследовании гейдельбергский славист Урс Хефрих теперь демонстрирует, что даже текст, столь часто интерпретируемый, как «9» Николая Гоголя,0039 Dead Souls (1842) основан на ранее незамеченном принципе построения. Хефрих понимает Dead Souls как аллегорическое представление теории зла.— Проф. Ульрих М. Шмид, Университет Санкт-Галлена, в Neue Zürcher Zeitung, 16–17 апреля 2005 г.
[A] проницательное структурно-аналитическое и психотеологическое исследование. . . . Анализ Хефриха представляет собой совершенно новое продвижение в глубинную структуру одного из самых загадочных произведений мировой литературы и вызовет множество дискуссий.— Проф. Мария Депперманн, Университет Инсбрука, в Komparatistik. Jahrbuch der Deutschen Gesellschaft für Allgemeine und Vergleicende Literaturwissenschaft (2005/2006)
Монография гейдельбергского слависта Урса Хефриха о Мертвых Душах . . . стоит в научной традиции, направленной на понимание философского содержания литературных текстов. . . . [I] это чрезвычайно дифференцированный анализ структуры мотива и его философских последствий, которые вместе образуют «этический проект». . . романа. . . . [T] удобочитаемость исследования. . . обслуживается отшлифованным, часто образно-описательным языком.— Проф. Франк Гёблер, Университет Майнца, в Osteuropa 7 (2005)
Содержание
Благодарности
Предисловие
Введение. О красоте, истине и зле
2
Часть перваяEthos and Epic
Основной план Dead Souls
Основной план Dead Souls Revisited
82 Часть 9 преступлениеОб истине и лжи в нравственном смысле
Пять лиц лжи
В царстве теней лжи
9009 Наказание чикова
Суд и молва
Пять актов драмы
Этос и Эпос: Преступление и наказание Чичикова
Иллюстрации