Дата принятия русской правды: Русская Правда – первый свод законов Древней Руси

История создания Русской правды: основные этапы

Главная » История создания

История создания

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Русская Правда – один из наиболее ранних и значимых памятников законодательства. Она представляет собой сборник норм уголовного и гражданского права Киевской Руси, а также содержит правила проведения судебных процессов того периода.

Создание Русской Правды относят к началу XI века. Основоположник – Ярослав Мудрый, однако последователи великого князя неоднократно изменяли и дополняли документ согласно духу времени. В связи с этим существует три редакции Русской Правды:

  1. Правда Ярослава (Древнейшая Правда). Создана около 1 016 года под руководством Ярослава Мудрого. Необходимость ее принятия была вызвана разобщением княжеств Киевской Руси, потребностью в сплочении народа и централизованным контролем его поведения.
    Главным образом Правда Ярослава устанавливала наказания за наиболее распространенные в тот момент преступления на Руси – убийство, кража, оскорбление чести и достоинства. Одна из важнейших черт закона – ограничение права на кровную месть узким кругом лиц. Эта редакция считается самым ранним источником нынешнего российского законодательства.
  2. Правда Ярославичей. После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав переняли у отца бразды правления разными областями Руси. Сделали они это мирно, без войн и междоусобиц. Однако потребность в контроле поведения народа сохранялась. К тому же, вместе с развитием общества, появились и новые виды общественных отношений, преступлений. Братья Ярославичи единогласно внесли изменения в Древнейшую Правду – теперь кровная месть была полностью отменена и за любое убийство человек подвергался суровому наказанию. Введенные ранее денежные штрафы за правонарушения стали более суровыми. Не последнюю роль в нововведении сыграла необходимость пополнения государственной и церковной казны.
    Точная дата принятия Правды Ярославичей неизвестна, большинство историков считают, что это вторая половина XI века (примерно 1 072 год).
  3. Пространная Правда. Именно эта, заключительная редакция Русской Правды в списках дошла до нынешнего времени. Огромное влияние на становление главного закона Киевской Руси оказал внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах. В период своего правления на киевском престоле (с 1 113 по 1 125 годы) особое внимание он уделял дополнению и объединению трудов своих предков. Пространная правда отражает развитие товарно–денежных отношений. Большое внимание уделяется преступлениям против частной, церковной и государственной собственности. Впервые в законодательном акте устанавливается порядок заключения договоров, наследования имущества. Регламентируется порядок проведения судебных процессов, сбора доказательств, в частности показаний свидетелей.

На содержание окончательной редакции Русской правды воздействовало широкое распространение ростовщичества и связанной с этим долговой кабалы народа. Благодаря Мономаху был ограничен произвол ростовщиков, устанавливался предел процентов по кредитным обязательствам. Закупы — люди, фактические попавшие в долговое рабство, получили свободу, так как измененный закон запрещал кредиторам порабощать должников. Возможно, на подобные смягчения положения зависимых людей повлияло их восстание 1 113 года.

Большое влияние на создание и становление Русской Правды как главного нормативно-правового акта киевской Руси оказала церковь. Закон, во всех своих редакциях, не отделял ее от государства. Большинство церковных законов вышло на государственный уровень (запрет на убийство, причинение телесных повреждений, кражу и т.д.).

Прототипом Русской Правды стали законодательные акты других государств. К примеру, основой для Правды Ярослава стала Салическая Правда – свод законов Франкского государства. Также изучались и перерабатывались законодательные базы бургундов, ирландцев и баварцев.

История создания Русской Правды насчитывает три этапа – начиная с Ярослава Мудрого и заканчивая его внуков Владимиром Мономахом. Под влиянием духа времени закон изменялся и дополнялся. Таким образом великие киевские князья смогли удерживать бразды правления над обширным русским государством и положили начало правовому регулированию общественных отношений.

Русская правда | izi.TRAVEL

Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси. Связана с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки.

Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионном и Академическом XV в. В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная Правда известна в списках XIII — XV и более поздних веков Кормчих книг, Мерила Праведного, других рукописных сборников и летописей. В заголовке содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослав Мудрый).

Сокращенная Правда существует в двух списках Кормчих XVII в. Также содержит в заголовке имя Ярослава Владимировича.

Русская Правда чаще всего соседствует с церковными правовыми текстами.

Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно. В латинских источниках — Lex Salica — «Салический закон».

Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды — 1016—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде руси элементов скандинавского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослав Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я.Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.

Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А.А. Зимину составлена в XVI – начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка приспособить ее к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. По М.Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей — 50.

Российский запрет на усыновление в США становится втянутым в полемику с Трампом : NPR

Российский запрет на усыновление в США становится втянутым в полемику с Трампом Американцам запрещено усыновлять детей из России с 2013 года. Институт Кеннана Центра Уилсона, обсудите историю запрета и то, как он по-прежнему влияет на американо-российские отношения сегодня.

Европа

Услышано во всех случаях

Российский запрет на усыновление в США становится втянутым в полемику с Трампом

американцам запрещено усыновлять детей из России с 2013 года. Роберт Сигел из NPR и Мэтью Рожански, директор Института Кеннана Центра Уилсона, обсуждают историю запрета и то, как он по-прежнему влияет на американо-российские отношения сегодня.

РОБЕРТ СИГЕЛ, ВЕДУЩИЙ:

Одной из тем в продолжающемся разговоре между президентом Трампом и его соратниками и Россией является усыновление. По словам Дональда Трампа-младшего, эта тема поднималась на встрече с российским юристом в прошлом году, а сам президент Трамп говорит, что усыновление поднималось в его разговоре с президентом России Владимиром Путиным на саммите G-20 в начале этого месяца.

Американцам запрещено усыновлять российских детей с 2013 года. Этот запрет рассматривается как ответный шаг после санкций США против россиян, подозреваемых в нарушении прав человека. Это часть закона США под названием «Акт Магнитского». Некоторые говорят, что российские предложения поговорить об усыновлении — это просто код для разговоров об отмене этих санкций. Я спросил наблюдателя за Россией Мэтью Рожански, директора Института Кеннана в Центре Уилсона, правда ли это.

MATTHEW ROJANSKY: Это правильно в том смысле, что здесь определенно есть большая политическая проблема, в которой проблема запрета усыновления, обращения с русскими, усыновленными американцами, является в основном политическим инструментом. Есть небольшая доля правды в том, что российский закон о возмездии назван законом Димы Яковлева в честь маленького русского мальчика, усыновленного американцами, который действительно умер в Соединенных Штатах. Его оставили в раскаленной машине приемные родители. Это человеческая трагедия.

Об этом сообщили в России и стали действительно громким поводом, оправдывающим в глазах многих россиян эти карательные меры. Но для российского правительства настоящая мотивация всего этого, я думаю, действительно была политической. И это восприятие со стороны Кремля, что закон Магнитского был одним из первых залпов в попытке осуществить смену режима в России. И это действительно экзистенциальная угроза, как ее видит Владимир Путин.

ЗИГЕЛ: Ну, вернемся к усыновлению, вернемся к этому вопросу. Насколько значительным было усыновление в США российских детей?

РОЖАНСКИЙ: Ну, вы знаете, мы говорим примерно о 50 000 или 60 000 успешных случаев усыновления за пару десятилетий. Я, знаете ли, лично знал приемных родителей и начинающих приемных родителей, которые много раз ездили в Россию, продирались сквозь сложные бюрократические проволочки, а потом очень успешно расширили свои семьи. У них было много любви, и у них были ресурсы, чтобы заботиться об этих детях, которые в противном случае были бы брошены. Так что это было своего рода беспроигрышной динамикой, я думаю, для молодых россиян, которым это помогло, и американских семей, которые хотели усыновить.

SIEGEL: Это было полностью о России и США? То есть есть ли другие страны, где есть значительное количество усыновлений из России?

РОЖАНСКИЙ: Вы знаете, вообще говоря, в западном мире было много усыновлений из России.

Канадцы так делают. это делают европейцы. Но это была деликатность по отношению к Соединенным Штатам из-за политики. Соединенные Штаты воспринимаются как особенно враждебный игрок. И опять же, это политическое измерение всего этого. Это идея о том, что запрет на усыновление является почти случайным наказанием Соединенным Штатам за закон Магнитского, потому что больше всего Кремль волнует не вопрос усыновления. Это демонстрирует Соединенным Штатам, что нам не позволено судить, кто должен быть у власти в России, а кто должен быть вне ее. А это — так понимался акт Магнитского. И это был всего лишь удобный ответный шаг.

SIEGEL: И все же есть американские семьи, которые, возможно, пытались усыновить ребенка и считают возобновление процесса усыновления самым важным событием, которое, по их мнению, может произойти в России.

РОЖАНСКИЙ: Ну, нет сомнений, что есть американские семьи и есть русские дети, которые могут не иметь политических взглядов, но которые, безусловно, пострадали в результате этого.

Я надеюсь, что я не знаю, возможно ли это, но я надеюсь, что мы сможем разделить эти вопросы, что спор, который у нас с русскими будет продолжаться по поводу содержания Закона Магнитского, по существу , вы знаете, российские проблемы нарушения прав человека и санкции против отдельных россиян — могут быть отделены от возобновления каких-то нормальных отношений по существу по вопросам социального обеспечения и отношений между людьми, включая усыновление, что это должно быть возможно.

SIEGEL: Мэтью Рожански, спасибо, что поговорили с нами об этом сегодня.

РОЖАНСКИЙ: Спасибо.

SIEGEL: Мэтью Рожански, который говорил с нами из Монтерея, Калифорния, является директором Института Кеннана в Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне, округ Колумбия. . Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Дональд Трамп и спорная история усыновления в России

Споры вокруг встречи с участием членов предвыборного штаба Трампа и российских официальных лиц продолжают нарастать. Но один аспект этого может показаться любопытным людям, не следящим за российской политикой: идея о том, что на встрече обсуждались вопросы усыновления.

В понедельник газета Washington Post сообщила, что президент Трамп «лично продиктовал» заявление, в котором его сын Дональд Трамп-младший сказал, что встреча в июне 2016 года была в основном посвящена «усыновлению российских детей». подорван выпуском электронных писем, которые его установили.

Даже если бы они обсуждались на собрании, усыновление в России могло бы показаться нишевой темой для участия в президентской кампании, но на самом деле оно находится в центре геополитической бури, восходящей к концу холодной войны. который в последнее время использовался российским правительством для противодействия санкциям США.

США занимают уникальное место в истории международного усыновления, поскольку страна, которая с тех пор, как американцы начали открывать свои дома для европейских военных сирот после Второй мировой войны, долгое время была местом, где связано большинство международных усыновлений. Но эта конкретная история началась около 25 лет назад, с распадом Советского Союза.

Когда холодная война подошла к концу, перед американцами, стремившимися усыновить ребенка, открылся новый путь. Начиная с июня 1991 года, согласно Los Angeles Times , они смогли усыновить детей из России, начиная с детей-инвалидов. Страна стала особенно популярным местом для полных надежд американских родителей после того, как в том же году Румыния ограничила международное усыновление. (Как сообщало TIME, падение румынского диктаторского режима Чаушеску в 1989 году выявило «складирование» тысяч сирот и привело к последующей волне усыновлений, но за этой волной быстро последовали сообщения о похищении или продаже младенцев по черному рынок. ) Эксперты отметили, что существовала также расовая динамика, поскольку бывшие советские страны предлагали белым американцам, борющимся с бесплодием, шанс усыновить кавказского ребенка.

В то время, на фоне потрясений в российской экономике и таяния отношений между двумя странами, усыновление россиян американскими родителями в основном изображалось в американских СМИ как чреватые, но приятные истории, хотя российские официальные лица уже беспокоились о возможной эксплуатации или возможных последствиях. стыд.

Но к началу 2000-х рассказы об усыновлении в России изменились. В 2010 году, например, эта практика оказалась в центре внимания после того, как женщина из Теннесси посадила своего 7-летнего сына, которого она усыновила из России, но столкнулась с трудностями, чем ожидалось, в самолет в Москву наедине с запиской, в которой говорилось: что она «больше не желает [ред.] воспитывать этого ребенка».

И хотя многие американские семьи все еще надеялись усыновить детей из России, это громкое дело помогло привлечь внимание к суровому факту о ситуации. По подсчетам TIME за 2010 год, около 58 000 российских сирот школьного возраста были усыновлены американцами с момента окончания холодной войны, но они прибыли, «во многих случаях оправившись от последствий некачественного ухода в детских домах и травм, полученных от рук их биологических родителей. или собратья-сироты». У российских сирот был непропорционально высокий уровень фетального алкогольного синдрома по сравнению с детьми, усыновленными из других стран, и правила, которые были разработаны, чтобы дать российским родителям больше шансов на усыновление внутри страны, иногда означали, что дети будут проводить больше времени в специализированных учреждениях. Медицинские записи таких усыновленных могли быть отрывочными или неправильными, а с другой стороны, американские родители, стремящиеся усыновить, часто вступали в процесс со шорами. Хотя отношения между двумя народами также породили множество счастливых историй детей и их семей, у ситуации были все предпосылки для катастрофы.

В этот момент TIME объяснил, что инцидент бросил тень на все усыновления из России в США, поскольку некоторые официальные лица потребовали полного прекращения этой практики. «Хотя с середины 1990-х годов американцы, надеющиеся усыновить ребенка, пользовались популярностью у России, российское правительство в последнее время поощряет усыновление внутри страны», — отмечает журнал. «Несколько громких дел о жестоком обращении с участием американских родителей, возможно, подтолкнули к такому подходу. Число детей, усыновленных американскими родителями, сократилось на две трети с 2004 по 2009 год.».

В декабре 2012 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий американским семьям усыновлять детей из России и приостанавливающий усыновление тех, кто в то время находился в процессе усыновления. Но хотя закон, известный как Закон Димы Яковлева, был назван в честь усыновленного ребенка, умершего после того, как отец оставил его без присмотра в машине, многие наблюдатели видели в нем ответ не на смерть ребенка, а на закон США — Закон Магнитского. , который на первый взгляд не имел ничего общего с детьми. Этот закон 2012 года, названный в честь российского адвоката, чья смерть была окутана тайной, применял ряд санкций к российским гражданам в свете нарушений прав человека.

Закон Димы Яковлева был принят всего через несколько недель после подписания Акта Магнитского, что было отмечено многими.

Хотя российский закон об усыновлении имел исключительно политическое измерение, он также был лишь частью более масштабного изменения в международном отношении к международному усыновлению. Как поясняло TIME в 2013 году, на фоне значительного сокращения числа усыновлений из-за рубежа, «количество иностранных детей, усыновленных американскими семьями, сократилось примерно на 60% по сравнению с пиковым значением в 2004 году. В том году американцы усыновили 22,9 детей».91 ребенок-иностранец, по данным Государственного департамента. В 2011 году, несмотря на длинные списки ожидания в агентствах по усыновлению, их общее количество составило 9 319 — самый низкий показатель с середины 1990-х годов».

Официальная позиция ООН заключается в том, что международное усыновление должно быть мерой, к которой следует прибегать только после рассмотрения способов ухода за ребенком в стране происхождения, и — из-за того, что усыновление, таким образом, происходит после того, как эта страна потерпела неудачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *