Дата полета гагарин: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Содержание

Юрий Гагарин | Фото Юрия Гагарина | Биография

Биография Юрия Гагарина

Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился на территории нынешней Смоленской области, в роддоме города Гжатска, впоследствии переименованном в его честь. Его отец Алексей работал плотником, мать Анна трудилась на ферме. Юрий Гагарин был третьим из четверых детей в семье: старшего брата звали Валентин (1924), сестру —  Зоя (1927), младшего брата — Борис (1936).

Юрий Гагарин пошел в школу в 1941 году, но из-за тягот военного времени продолжить учебу смог только два года спустя. После войны семья переехала в Гжатск, а в 1949 году, окончив шесть классов, Юрий Гагарин отправился в Москву к родственникам и поступил в Люберецкое училище на формовщика-литейщика. Параллельно будущий космонавт учился в вечерней школе и вступил в комсомол.

В 1951 году переехал в Саратов, где поступил в местный техникум на литейное отделение. Три года спустя заинтересовался полетами и пришел в местный аэроклуб ДОСААФ, где начал летать на Як-18.

В октябре 1955 года Юрий Гагарин был призван в армию и направлен на учебу в военное авиационное училище в Чкалове (ныне Оренбурге). Он хорошо проявил себя и стал помощником командира взвода, за что впоследствии был избит однокурсниками.

В 1957 году Гагарина едва не отчислили: у него никак не получалось посадить самолет ровно. Оказалось, что дело в его небольшом росте, и после подкладывания на кресло подушки все получилось.

Следующие два года Юрий Гагарин служил в Мурманской области, получил звание старшего лейтенанта и стал летчиком 3-го разряда.

В конце 1959 года прошел отбор кандидатов в космонавты, один из которых впоследствии совершит первый в мире полет в космос на корабле «Восток-1». Юрий Гагарин подал заявку, и после испытаний и медкомиссии был внесен в список. С марта 1960 года он приступил к тренировкам вместе с другими кандидатами. Отбор велся среди летчиков, имеющих опыт полетов на реактивном истребителе, при этом они должны быть невысокого роста и веса (до 170 см и 72 кг).

Помимо лидерских и физических качеств, оценивалась биография кандидатов и партийная принадлежность (Юрий Гагарин вступил в партию в 1960 году). К концу 1960 года в отряде осталось шесть кандидатов, под первым номером был сам Гагарин, под вторым — Герман Титов.

23 марта 1961 года Гагарин стал руководителем отряда, но ответственные лица до последнего момента не могли принять решение, кто же полетит. Была информация, что 20 апреля полет в космос планируют американцы, и нужно было их опередить.

Предполагалось, что ракета проведет в космосе около полутора часов, совершит один виток вокруг Земли и благополучно приземлится. Юрий Гагарин был утвержден на почетную роль за 4 дня до полета.

Юрий Гагарин в ракете «Восток-1» взлетел с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года в 9.07 утра по московскому времени. Из-за технических неполадок ракета поднялась примерно на 100 километров выше расчетной высоты орбиты, однако полет прошел без неприятностей. Космонавт не имел прямого доступа к управлению (никто не знал, как человек поведет себя в космосе): чтобы получить код разблокировки, нужно было вскрыть конверт и решить задачу.

В процессе приземления Гагарину пришлось справиться с некоторыми сложностями, но в итоге в 10.55 утра он благополучно приземлился в Саратовской области.

В тот же день Юрий Гагарин был произведен в майоры и получил звание Героя Советского Союза. В следующие несколько месяцев он посетил с визитами дружбы около 30 стран, а осенью поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую окончил в 1968 году. В 1963 году получил звание полковника.

27 марта 1968 года во время тренировочного полета самолет МиГ-15 с Гагариным и Владимиром Серегиным разбился во Владимирской области. Точная причина катастрофы не установлена до сих пор. По одной из версий, самолет пытался уклониться от столкновения с другим судном и попал в его воздушный след.

Тело первого космонавта было кремировано, урна с прахом похоронена в Кремлевской стене.

Личная жизнь Юрия Гагарина

Юрий Гагарин в 1957 году женился на медике Валентине Горячевой. У них было двое детей: Елена (17 апреля 1959 года) и Галина (7 марта 1961).

#космосиздома

1. Ленинский проспект. 14 апреля 1961 года самолет Ил-18, на борту которого возвращался из Куйбышева (Самары) после своего триумфального полета Юрий Гагарин, приземлился в аэропорту Внуково. Там его ожидала встреча на высшем уровне: Гагарину предстояло докладывать о полете Никите Хрущёву и членам Политбюро. Там же его встречали родные: мама, отец, братья и жена. На открытой машине первого космонавта везли от аэропорта в Кремль через Ленинский проспект. Вдоль всей трассы, по которой его везли, стояли ликующие люди. Позднее именно здесь будет поставлен памятник первому космонавту.

2. Кремль и Красная площадь. Конечной точкой маршрута из Внуково стал Кремль, через Боровицкие ворота которого въезжал первый космонавт. Теплый прием ожидал Юрия Алексеевича на Красной площади, где состоялся митинг в честь первого полета человека в космос. На митинге Гагарин, стоя на трибуне Мавзолея, выступил с речью. В тот же день он посадил в Тайницком саду Кремля дуб, получивший название «Космос».



3. ВДНХ. Тогда же, 14 апреля 1961 года, на территории ВДНХ состоялись гуляния, посвященные прибытию Гагарина в Москву, правда, сам космонавт на них не побывал. После полета Юрий Гагарин не раз становился гостем ВДНХ. Например, в сентябре 1961 года он побывал здесь вместе с известной ткачихой Валентиной Гагановой. Во время следующего посещения Гагарин стал гостем павильона «Машиностроение», позднее переименованного в «Космос», вместе с дочкой Еленой. К этому времени в павильоне появились первые космические экспонаты, в том числе и полноразмерный макет корабля «Восток» с третьей ступенью.

27 марта 1968 года первый космонавт Земли погиб во время тренировочного полета вместе с инструктором Владимиром Серёгиным. 12 апреля того же года в память о Гагарине на ВДНХ, рядом с Главным павильоном, командир корабля «Восход-2» Павел Беляев посадил каштан. Именно с этого дерева началась аллея Космонавтов, каштаны на которой высаживались героями космоса. 

4. Ленинградский проспект, спортбаза ЦСКА. Нужно сказать и о докосмическом этапе жизни Юрия Алексеевича и первых космонавтов в Москве. В 1960 году 20 молодых летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. Этому предшествовали строгие медкомиссии, для прохождения которых множество кандидатов приезжали в Москву из своих войсковых частей, где проходил первоначальный отбор. Например, Юрий Гагарин и Георгий Шонин прибыли из Заполярья. В начале марта 1960 года первый отряд космонавтов был сформирован, и первым местом их проживания в Москве стал домик спортбазы ЦСКА на территории Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Там же начиналась и их подготовка. 7 марта молодых летчиков принял лично главнокомандующий ВВС маршал Вершинин, а 14 марта состоялось первое занятие: медик Владимир Яздовский прочел лекцию о воздействии на организм факторов космического полета. Позднее С. П. Королёв отправил своих сотрудников провести будущим космонавтам лекции по ракетной технике. Их читали ближайшие соратники Королёва: М. К. Тихонравов, К. Д. Бушуев и многие другие.

5. Дом С. П. Королёва. Первые космонавты неоднократно бывали гостями Сергея Павловича, но не только в его доме. Во время первого посещения космонавтами конструкторского бюро Королёв предложил им посидеть внутри космического корабля «Восток». Первым вызвался Юрий Гагарин, сняв, перед тем как войти в спускаемый аппарат корабля, обувь. Это стало традицией при «примерке» корабля перед полетом. Дом в Останкине для главного конструктора построили в 1959 году в награду за работы по созданию первого искусственного спутника Земли. Гагарин неоднократно бывал в доме Сергея Павловича, расположенном в Останкине. У первых космонавтов сложилась традиция: приходить в гости сюда только после полета. В Доме-музее Королёва хранится уникальный экспонат: скульптура Г. Н. Постникова «К звездам», на основании которой выгравированы автографы первых космонавтов. Саму скульптуру подарил в 1965 году Юрий Гагарин. 

6. Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского. С 1923 года Академия имени Жуковского располагалась в историческом здании — Петровском путевом дворце. У нее много выдающихся выпускников, среди них и первый космонавт Земли. В 1961 году Юрий Гагарин поступил туда вместе с Германом Титовым и Андрияном Николаевым. В 1968 году он успешно закончил обучение и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».

Интересной была тема дипломной работы, над которой работали космонавты. Она была посвящена созданию орбитального самолета, стартующего на ракете. В 1966 году был создан макет этого самолета.

Юрий Гагарин бывал во многих городах нашей страны, но с Москвой и ее окрестностями связаны те годы, когда он стал первым космонавтом планеты. Здесь начинался его путь в космос, здесь его встречали толпы москвичей после полета, здесь, в Кремлевской стене, он похоронен. Первый космонавт оставил свой след в истории нашего города и всей страны, запечатленный в виде названий улиц, площадей и в памятниках.

Узнать больше о личности и подвиге Юрия Гагарина вы можете на экскурсиях центра «Космонавтика и авиация»!

До встречи в блоге #КосмосИзДома!

Рассекреченные документы открывают новый взгляд на полет Юрия Гагарина

Запуск корабля «Восток» 12 апреля 1961 года.

Рассекреченный документ предлагает новую информацию о том, что произошло во время полета Гагарина.

Асиф Сиддики


понедельник, 12 октября 2015 г.

Как известно любому, кто занимался исследованием этой темы, о советской космической программе имеется множество ошеломляющей информации как в печати, так и особенно в Интернете. Во время холодной войны жителям Запада, как правило, было нечего делать, но предприимчивые сыщики-любители разрушили здание секретности, тем самым раскрыв многие из его самых темных тайн. Окончание холодной войны принесло поток информации о программе, большая часть которой просочилась через российских журналистов, умевших выслеживать ветеранов, желающих поговорить. Результатом стала своего рода ревизионистская история, история о том, «что произошло на самом деле», а не о том, «что, как мы думали, произошло».

Несмотря на всю эту весьма внушительную работу, главной проблемой советской космической истории всегда была проблема архивных исследований. Как вы собираетесь копаться в московских архивах, чтобы достать документы, как это можно сделать (например) с американской космической программой?

С открытостью России в США и Европе открылся огромный рынок для писателей (в основном историков-любителей или журналистов), которые могли вмешаться и создать бесконечный поток книг о загадочных аспектах программы. Эта ветвь была дополнительно обогащена учеными — в основном профессиональными историками современной России, — которые изучили богатые культурные обломки советской космической программы. Там много таких материалов, и некоторые из них очень хороши, они проливают свет на культурное значение советской космической программы, а также показывают, как российская культура воспитывала интерес к исследованию космоса на протяжении более ста лет. (Для тех, кому интересно, пару лет назад я модерировал очень интересную дискуссию о советской космической культуре в блоге российской истории.)

Гагарина ведет к своему космическому кораблю наверху портала Олег Ивановский, который был «ведущим» (производственным) конструктором космического корабля «Восток».

Несмотря на всю эту весьма внушительную работу, главной проблемой советской космической истории всегда была проблема архивных исследований. Как вы собираетесь копаться в московских архивах, чтобы достать документы, как это можно сделать (например) с американской космической программой? С начала 19В 90-е годы появилась возможность посетить московские архивы и получить доступ к партийным и правительственным документам в различных государственных архивах. Это непросто, но возможно, и многие ученые, как профессора, так и аспиранты, регулярно проводят исследования в российских архивах по огромному кругу тем, связанных с советской историей. Я сам был в Москве много раз (в том числе месяцами), работая в различных архивах над своей книгой о доспутниковой истории советской космонавтики.

Конечно, как и в случае с любым архивным документом, нужно иметь критический взгляд и контекстуализировать, оценивать и взвешивать любой документ, опираясь на другие источники. Тем не менее наличие архивных документов о советской космической программе было одновременно и благом, и источником путаницы. Российские архивные органы, например, опубликовали в 2011 году, в первые дни космической программы, несколько сборников первоисточников (все на русском языке), которые сейчас коммерчески доступны (я написал краткие обзоры некоторых из них в этом Информационном бюллетене НАСА, стр. 19–24), но в то же время, несомненно, есть некоторая предвзятость в том, что было включено и что было опущено. Предвзятость отбора, конечно, проблема с

любым опубликованным собранием архивных документов, но у русских есть свой особый набор проблем.

Именно в этом контексте я был в Москве прошлым летом и провел месяц, копаясь в архивах над книжным проектом, не связанным с космосом (на самом деле об истории ученых и инженеров, работавших в сталинском ГУЛАГе). В конце у меня оставалось несколько дней, и я отправился копаться в поисках документов, связанных с космосом. В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) можно найти тысячи толстых папок, содержащих записи печально звучащей Военно-промышленной комиссии, органа, который руководил советскими военными НИОКР и производством на протяжении большей части холодной войны. Эти папки тяжелые, пыльные, и по большей части в них никто не заглядывал с тех пор, как они были изначально убраны архивистами. Богатство материалов поражает. За последние несколько лет я нашел и собрал огромное количество материалов по космической программе и смежным областям. К ним относятся: планы и графики их межпланетной программы; подробные списки технических материалов американской аэрокосмической промышленности, которыми так жаждали советские промышленные менеджеры; документы, жалующиеся на недостаточно строгую секретность Байконура (место, откуда Советы запускали свои спутники и космонавтов); заброшенные противоспутниковые проекты; и документы об их масштабной лунной программе N-1.

Ивановский помогает Гагарину устроиться на корабле.

В этом каталоге богатств в июне этого года я наткнулся на документ об историческом полете знаменитого космонавта Юрия Гагарина, который 12 апреля 1961 года стал первым человеком в космосе. Документ проливает новый свет на этот исторический полет, раскрывая огромные риски, связанные с этой миссией. Полет Гагарина на «Восток», конечно же, был довольно подробно задокументирован в печати и в Интернете (с довольно хорошей недавней биографией на английском языке Эндрю Дженкса). Я сам опубликовал пространный отчет, основанный в основном на официальных документах миссии (опубликованных в 1991), в одной из моих более ранних книг, Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 . Тем не менее, в последнее десятилетие документы о полете продолжали просачиваться, и хотя ничто из того, что было рассекречено, фундаментально не изменило наше восприятие миссии, российские рассекречивания 2011 года многое прояснили в отношении полета. Документ, который я нашел, также подтверждает некоторые аспекты полета, что тем более важно, учитывая распространение веб-сайтов о заговоре Гагарина (особенно на русском языке), которые легко найти с помощью поиска Google. Многие веб-сайты расскажут вам, что Гагарин не был первым человеком в космосе, что раньше были «потерянные космонавты» и, что самое сенсационное, что его безвременная смерть в 1968 был частью какого-то гнусного плана коммунистической партии.

В документе подчеркивается то, что часто упускают из виду случайные историки, а именно то, что полет гагаринского «Востока» был в основном связан с военной обстановкой. Его космический корабль на самом деле был ответвлением нового спутника-шпиона («Зенит»), , а не , как многие часто утверждают, что спутник-шпион был ответвлением человеческого варианта.

Текст моего документа был удивительно мрачным по тону, вполне соответствовавшему советским бюрократическим нормам. Название дословно описывает его содержание: «Об итогах запуска космического корабля «Восток» с человеком на борту и о планах дальнейших работ по запускам космического корабля «Восток». Что это было? Это был официальный сводной отчет под грифом «Совершенно секретно» о миссии Гагарина, подготовленный конструкторами для высших эшелонов советского правительства. Этот пятистраничный сводный отчет, подготовленный 9 мая, 1961 г., менее чем через месяц после полета Гагарина, кратко обобщил все, что инженеры знали о полете. Как поступил Гагарин? Насколько хорошо работал его космический корабль? Что мы можем сделать дальше?

Для начала можно отмести мнение о том, что Гагарину нездоровилось во время полета. Авторы документа отмечают, что «космонавт майор Ю. А. Гагарин нормально переносил воздействие всех факторов, сопровождавших вывод корабля на орбиту, космический полет и возвращение на Землю, сохраняя полную работоспособность во время полета и полностью выполнив полетное задание и программу наблюдения. ”

В документе подчеркивается то, что часто упускают из виду случайные историки, а именно то, что полет гагаринского корабля «Восток» был в основном связан с военной обстановкой. Его космический корабль на самом деле был ответвлением нового спутника-шпиона («Зенит»), , а не , как многие часто утверждают, что спутник-шпион был ответвлением человеческого варианта. Инженеры в основном удалили камеры со спутника-шпиона, добавили средства жизнеобеспечения, катапультное кресло и запасные части, а также оснастили космический корабль человеком. Помимо комментария документа о «программе наблюдения», прямое подтверждение военного значения полета Гагарина мы получаем в следующем предложении, когда авторы отмечают, что полет «открыл новые перспективы в освоении космического пространства и использование этих объектов в интересах обороны».

Знака отличия «СССР» изначально не было на шлеме Гагарина, но он был нарисован утром в день его полета.

Несмотря на явную ноту самовосхваления по поводу полета («все системы, обеспечивающие вывод на орбиту, полет на орбите и возвращение возвращаемого модуля и космонавта [назад] на Землю, работали нормально»), в документе отмечаются многочисленные «основные недостатки» при подготовке и выполнении миссии. Проходя через них, мы получаем редкий и своеобразный взгляд на советскую космическую программу времен холодной войны и ее функционирование в атмосфере высоких ставок и невероятно высокого риска.

Из документа мы находим, что во время подготовки двух предварительных миссий с собаками в марте 1961 года, а затем при изготовлении самой машины Гагарина в приборах на машине было обнаружено не менее 70 аномалий. И все-таки полет состоялся!

Во-вторых, «кондиционер» (по сути, система жизнеобеспечения на «Востоке») «не полностью соответствовал [проектным] требованиям», а это означало, что жизнеобеспечение Гагарина фактически работало на пределе своих возможностей.

Мы также знаем, что было несколько других «аномалий» (на языке НАСА), которые омрачили миссию, в том числе та, которая потенциально могла убить Гагарина.

В-третьих, был недостаточно отлажен «переносной аварийный резерв» (по-русски, известный как НАЗ для носимый аварийный запас ), пакет, используемый космонавтами для выживания (примерно на три дополнительных дня) в случае приземления в неожиданном районе, особенно для аварийного приводнения, что, безусловно, было возможным. На самом деле в документе отмечается, что после выброса из капсулы после его единственного витка, когда Гагарин спускался с парашютом, «оборвался трос, соединенный с [переносным аварийным запасом]», что фактически лишило его этих запасов. Другими словами, если бы он действительно приземлился далеко от цели, ему пришлось бы выживать без каких-либо припасов.

В-четвертых, ключевой клапан в двигателе (известном по-разному как 8Д719, РД-0109 или РО-7) на двух разгонных ступенях был неправильно собран на заводе, что, как отмечается в документе, «могло привести к преждевременной остановке двигателя». двигатель и [сбой] вывода [космического корабля] на орбиту». Можно себе представить исход для Гагарина, если бы это произошло. В лучшем случае была незапланированная посадка, возможно, в Восточной Сибири, на начальном участке орбитальной наземной трассы. В худшем случае, учитывая все неизвестные, был смертельный исход. На самом деле, как я описываю ниже, этот конкретный клапан и его работа во время вывода на орбиту поставил жизнь Гагарина под серьезную угрозу, но не так, как можно было бы ожидать.

В-пятых, коротковолновый режим для системы голосовой радиосвязи (известной как «Заря») в принципе не «обеспечивал нормальную связь во время полета космонавта с наземными станциями связи», чем объясняются неоднократные жалобы как наземных, так и Гагариным трудно слышать друг друга, не говоря уже о плохом качестве звука, выпущенного российскими архивистами. 1 Однако некоторые яркие впечатления от пребывания на орбите Гагарин записал на магнитофон в режиме реального времени. («Полет проходит замечательно. Ощущение невесомости не беспокоит, чувствую себя прекрасно… На краю Земли, на краю горизонта такой красивый голубой ореол, который чем дальше от Земли темнеет …»)

В-шестых, во время полета Гагарина не работал один из двух бортовых радиолокационных датчиков (известных как «Рубин»), которые помогали земле отслеживать координаты космического корабля. Это означало, что данные отслеживания во время миссии были в лучшем случае неоднородными.

Наконец, основной регистратор данных корабля (своеобразный «черный ящик»), известный как «Мир-В1», не работал при входе и посадке из-за «некачественной сборки» на заводе. Это означало, что большая часть важных данных о заключительной части миссии Гагарина просто никогда не записывалась, что значительно усложняло устранение неполадок после миссии.

Титульный лист найденного в московском архиве документа, сообщающего о результатах полета Гагарина руководителям правительства.

Мы также знаем, что было несколько других «аномалий» (на языке НАСА), которые омрачили миссию, в том числе та, которая потенциально могла убить Гагарина. При выводе на орбиту двигатель разгонного блока работал дольше (неисправный клапан!), чем должен был, выводя Гагарина на гораздо более высокую орбиту, чем планировалось — апогей орбиты составил 327 километров вместо 230 километров. Это означало, что в случае отказа тормозной системы корабль Гагарина не распадется естественным образом через неделю или около того или даже через десять дней — абсолютный предел ресурсов корабля. Вместо этого он снова войдет через 30 дней, к тому времени Гагарин наверняка будет мертв, выпустив весь воздух внутри. Другими словами, либо сработала тормозная ракета, либо Гагарин был покойником.

В отчете после полета он вспоминал: «Я ждал разлуки. Разлуки не было».

Во время реального полета, как только произошел вывод на орбиту, сработал таймер, известный как «Гранит-5В». Ровно через 67 минут этот таймер послал сигнал на запуск тормозного двигателя (известного как S5.4), который, в принципе, сделал свое дело и сбил Гагарина с орбиты. Оглядываясь назад, можно сказать, что тормозной двигатель запустился именно так, как и было задумано, учитывая, что это был один из наиболее проверенных на земле элементов всего космического корабля — 17 из 18 наземных запусков до запуска были успешными. Интересным дополнением ко всему этому является то, что в течение всего времени, пока он был в космосе, Гагарин понятия не имел, что находится на неправильной орбите.

Гораздо большая проблема возникла, когда, загоревшись, тормозной двигатель прекратил работу через 44 секунды, за одну секунду до запланированного времени отключения из-за другого неисправного клапана. Эта одна секунда означала, что Гагарин приземлится за 300 километров до запланированной точки. Отсутствие надлежащего останова также означало, что остатки топлива от ретродвигателя (а также остаточный газ из газовых баллонов системы ориентации) приводили корабль Гагарина в неуправляемый штопор (около 30° в секунду). Гагарин, как всегда приветливый, сообщил об этом в своем более позднем послеполетном отчете как о «кордебалете», когда космический корабль бешено закрутился. Он вспомнил, что это была «голова, затем ноги, голова, затем ноги, быстро вращающиеся. Все кружилось. Теперь я вижу Африку… рядом с горизонтом, потом небо… Мне было интересно, что происходит».

Проблема, однако, оказалась гораздо серьезнее, чем можно было предположить, поскольку неожиданный штопор нарушил внутреннюю программу, которая немедленно (через четыре-восемь секунд после выключения двигателя) привела бы к разделению двух модулей, составлявших космический корабль «Восток»: сферический спускаемый аппарат с Гагариным и конический приборный модуль, не имеющий теплозащитного экрана, но в идеале сгорающий отдельно вдали от капсулы Гагарина. В своем послеполетном отчете он вспоминал: «Я ждал разлуки. Разлуки не было». Вместо этого, прикованные друг к другу, два объекта начали входить в атмосферу как один. Это было очень опасно, так как части модуля, не предназначенные для повторного входа в атмосферу, могли легко удариться и пробить капсулу Гагарина. К счастью для Гагарина, минут через десять две части «Востока» разошлись на высоте примерно 150–170 километров над Средиземным морем. Это было ниже, чем обычно, но все же достаточно, чтобы капсула Гагарина не пострадала. И даже тогда все было небезопасно. В течение нескольких секунд жгут проводов удерживал два модуля соединенными в диком танце, отделяясь только тогда, когда оторвались четыре стальные полоски, которыми крепился жгут.

Испытав при входе в атмосферу около 10–12 g, Гагарин, оказавшись в атмосфере, выбросился из своей капсулы на высоте примерно семи километров. Однако вскоре он обнаружил, что после того, как его основной большой парашют раскрылся, запасной парашют, немного меньший, чем основной, и частично раскрылся. К счастью, спуск с одним полностью раскрытым парашютом и одним неполным — рецепт катастрофы в худшем случае — не сказался отрицательно на его спуске. Однако Гагарин был занят другими проблемами: в течение шести минут при спуске он пытался открыть дыхательный клапан на своем скафандре, чтобы дышать атмосферным воздухом. Его жизни ничего не угрожало, но, должно быть, несколько напряженных минут ему было крайне некомфортно. К счастью, несмотря на износ, он благополучно спрыгнул с парашютом в 10:53 по московскому времени (а не в 10:55, как считалось десятилетиями).

Многие проблемы, с которыми Гагарин столкнулся во время своей миссии, были вызваны не обязательно плохой конструкцией или плохим проектированием, я бы сказал, а скорее сочетанием спешки и плохого качества изготовления в заводских цехах. Я бы сказал, что дизайн «Востока» на самом деле был превосходным инженерным решением, если мы определяем «отличное проектирование» как невероятно надежный .

Что все это значит? Гагарину невероятно повезло, что он вышел из этого невредимым и живым. Стремясь совершить полет человека в космос в гонке с США, советские инженеры раздвинули границы допустимого риска до предела. К счастью для советских планировщиков, все прошло благополучно. Конечно, отчасти это произошло благодаря удаче. Вещи, которые могли пойти не так, не пошли. Но отчасти это было связано и с бесспорно прочной конструкцией самого космического корабля «Восток». Его относительно простая и элегантная конструкция была предназначена в первую очередь для того, чтобы доставить человека на орбиту и обратно за быстро и надежно насколько это возможно. Советы, например, отказались от несколько более сложной конструкции с тупым усеченным конусом (такой, которая используется на космическом корабле НАСА «Меркурий») в пользу простой сферы, способной баллистически возвращаться в атмосферу Земли.

Я бы сказал, что многие проблемы, с которыми Гагарин столкнулся во время своей миссии, не обязательно были связаны с плохим дизайном или плохой инженерией, а скорее с сочетанием спешки и плохого качества изготовления в заводских цехах. Учтите, что космический корабль «Восток» состоял из 241 вакуумной лампы, более 6000 транзисторов, 56 электродвигателей и около 800 реле и переключателей, соединенных примерно 15-километровым кабелем. Кроме того, имелось 880 штекерных разъемов, каждый из которых (в среднем) имел по 850 точек контакта. В общей сложности 123 организации, в том числе 36 заводов, предоставили детали для всей системы «Восток». Несмотря на избыточность большого количества систем, оценить такой космический корабль человеком с абсолютной уверенностью было практически невозможно. Тем не менее, советские инженеры разработали систему так, чтобы она работала даже на размытых границах, где параметры были выставлены на максимум. Именно из-за этого я бы сказал, что конструкция «Востока» на самом деле была превосходной инженерией, если мы определяем «отличную инженерию» как невероятно надежный .

Проблема с Востоком заключалась не в самой конструкции, а в том, что она была недостаточно протестирована. В системе было слишком много ошибок, которые можно было бы устранить в более медленной программе тестирования. Но бешеный темп «космической гонки» гарантировал, что вам придется пожертвовать тщательными наземными испытаниями в пользу отладки технологии в космосе. Это означает, что вы автоматически увеличиваете риск для людей на борту космических кораблей. Расширенные наземные испытания по сравнению с летными испытаниями — сложная задача для руководителей миссий, и в зависимости от срочности (как, например, в «Аполлоне-8») вы иногда делаете в миссии что-то, что вы на самом деле не проверяли на земле — или можете». т тест вообще.

Все это говорит нам о том, что, хотя «хорошее проектирование» имеет некоторые объективные показатели для оценки, нам также необходимо ввести контекст в уравнение. Вопрос заключается не просто в том, «Выполнит ли это работу?» Вопрос в том, выполнит ли он работу вовремя, даже если многое пойдет не так? А в случае с Гагариным ответ был очевидным «да». Несмотря на все неприятности на его миссии, он всегда будет первым человеком в космосе. Вы не можете отнять это.

Сноска

  1. В основном УКВ-связь с Гагариным поддерживалась с момента его входа в капсулу и примерно через 23 минуты после запуска. После этого перешли на короткие волны, с разных наземных станций. Но Новосибирск и Алма-Ата не получили ни слова от Гагарина, тогда как Хабаровск поддерживал двустороннюю связь всего четыре минуты (с 09:53 до 09:57 мск), а Москва около минуты (начало 10:13 мск). ).

Общие ссылки

  1. «Об итогах запуска космического корабля «Восток» с человеком на борту и о планах дальнейших работ по запускам космического корабля «Восток» (9 мая 1961 г.). Архив экономики (АРХЭ), ф. 298, опись 1, дело 2057, л. 249-253.
  2. Асиф А. Сиддики, Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 (Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории НАСА, 2000).
  3. Л. В. Успенская, изд., Человек. Корабль. Космос: сборник документов и материалов к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина (М.: Новый хронограф, 2011).

Асиф Сиддики — приглашенный профессор Элеоноры Сирл в Калифорнийском технологическом институте. С ним можно связаться по адресу siddiqi@fordham.edu.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС — 12 апреля 2023 г.

12 апреля во всем мире отмечается Международный день полета человека в космос. День празднует первый полет человека в космос и первого человека в космосе — великого советского космонавта , Юрий Гагарин. Это историческое событие открыло перед человечеством новые возможности. После полета Гагарина в космос возродился интерес к изучению космоса и космоса. Этот день также отмечает значительный прогресс человечества в построении устойчивых отношений с космосом и использовании знаний на благо каждого жителя нашей планеты. Международный день полета человека в космос — это праздник научного темперамента.

История Международного дня полета человека в космос

12 апреля 1961 года мир, каким мы его знали, изменился навсегда. Именно в этот день состоялся первый полет человека в космос с участием Юрия Гагарина. Какой замечательный день для человеческого новаторства и настойчивости! Это событие стало первым шагом к исследованию космоса, которое принесет пользу всему человечеству. После полета Гагарина Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций осознала, что все человечество разделяет общая заинтересованность в продвижении и расширении изучения и использования космического пространства.

Но за много лет до того, как люди отправились в космос, 4 октября 1957 года в космос был запущен первый искусственный спутник — «Спутник-1». Можно согласиться с тем, что это событие открыло путь для освоения космоса и, возможно, также посеяло семена для посещения человеком. 12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком, облетевшим Землю — это было выдающееся достижение, которое произошло всего через несколько лет после того, как люди начали изучать космос с помощью современных технологий.

Спустя годы, после полета Гагарина в космос, ГА ООН описала это путешествие как «удивительную историю присутствия человека в космосе и замечательных достижений со времени первого полета человека в космос». Здесь следует отметить, что всего два года спустя Советский Союз отправил Валентину Терешкову в космос, сделав ее, таким образом, первой женщиной на орбите Земли. Всего через семь лет после этого Нил Армстронг стал первым человеком, совершившим посадку на поверхность Луны 19 июля.69. А в июле 1975 года США и Советский Союз запустили первую международную пилотируемую миссию в космос — состыковали космические корабли «Аполлон» и «Союз». Всего за 15 лет человечество добилось беспрецедентного прогресса в освоении космоса.

Международный день полета человека в космос timeline

1957

Первое живое существо в космосе

Собака по кличке Лайка становится первым млекопитающим, побывавшим в космосе.

1958

НАСА

Основание НАСА в Америке.

1965

Первый выход в открытый космос

Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос.

1971

Первая космическая станция

Советский Союз запускает первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1».

Международный день полета человека в космос

Часто задаваемые вопросы s

В каком году во всем мире впервые отмечался Международный день полета человека в космос?

В 2011 году Генеральная Ассамблея отметила 50-летие первого в истории полета человека в космос и объявила 12 апреля Международным днем ​​полета человека в космос.

Что произошло во время высадки десанта 12 апреля 1961 года?

12 апреля 1961 года на борту космического корабля «Восток-1» советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе.

Юрий Гагарин вращался вокруг Земли?

Гагарин совершил один оборот вокруг Земли 12 апреля 1961 года.

Международный день полета человека в космос

  1. Посещение планетария

    Если у вас дома есть ребенок, отведите его в музей космонавтики или планетарий в Международный день полета человека в космос. Это поощрит их страсть к науке и технологиям и заставит их поверить в то, что нет ничего недостижимого.

  2. Прочтите о космосе

    Многие астронавты, побывавшие в космосе, написали о нем свои отчеты. Эти книги увлекательно читаются и могут быть невероятно захватывающими. Свернитесь калачиком с любимой книгой о космосе в Международный день полета человека в космос.

  3. Посмотреть небо

    Не все из нас могут отправиться в космос, но, к счастью, мы все можем наблюдать за небом. Отпразднуйте Международный день полета человека в космос, глядя на звезды в ночном небе. Проверьте, сможете ли вы обнаружить созвездия, звезды и планеты.

5 фактов о космосе, которые поразят вас

  1. Самая горячая планета в нашей Солнечной системе

    Меркурий — самая горячая планета — температура может достигать 842 градусов по Фаренгейту.

  2. Скафандры дорогие

    Скафандр НАСА стоит 12 000 000 долларов.

  3. Один день на Венере

    Один день на планете длиннее одного года — Венера совершает один оборот за 243 земных дня.

  4. Следы на Луне останутся навсегда

    Это потому, что ни вода, ни ветер, ни погода не побеспокоят ее.

  5. Сатурн может плавать в воде

    Это потому, что вода плотнее Сатурна.

Почему мы любим Международный день полета человека в космос

  1. Он посвящен человеческому прогрессу

    Международный день полета человека в космос — это праздник того, как далеко мы продвинулись в науке и технике. Менее чем за полвека люди совершили множество успешных полетов в космос.

  2. Он поощряет научное мышление

    Международный день полета человека в космос поощряет рациональное мышление и научное мышление. Подобные праздники также побуждают будущие поколения изучать науку и бросать себе вызов, чтобы победить невозможное.

  3. Он представляет собой общее благо

    Международный день полета человека в космос был начат с целью отметить действия на общее благо. Этот день призывает нас забыть о наших различиях и использовать науку и технологии таким образом, чтобы каждое существо на планете получало от этого пользу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *