Дантон робеспьер: Дантон – революционное чудовище – марка

Дантон – революционное чудовище – марка

Год издания: 1989
Страна: Сьерра-Леоне

Жоржа Жака Дантона политические противники прозвали чудовищем не только из страха перед его красноречием. Лицо Дантона было обезображено оспой и многочисленными шрамами, полученными во время детских драк. Своим ораторским искусством он быстро завоевал популярность в революционном Париже.

Ничто не предвещало мальчику, родившемуся в провинциальной небогатой буржуазной семье, судьбы одного из лидеров Французской революции. С трудом получив образование, он двинулся по юридической линии: переехал в Париж, подозрительно быстро обзавелся университетским дипломом, официально купил должность адвоката при совете короля и стал писать свою фамилию д’Антон, намекая на аристократическое происхождение.

Всё перевернул штурм Бастилии. В конце лета 1789 года Жорж — уже капитан Национальной гвардии в своём квартале. Затем он вступил в Якобинский клуб, где быстро выделился красноречием.

В 1791-м его назначили заместителем прокурора Парижской коммуны. А ещё через год он стал министром юстиции республики.

Кровожадностью Дантон не отличался, но действовал по обстоятельствам. Он не желал смерти Людовику XVI, но проголосовал за его казнь. В числе его несомненных заслуг — закон о всеобщем избирательном праве, отменивший имущественный ценз для французских граждан. В 1792 году, когда революции угрожали войска соседних государств, Дантон призвал казнить без суда всех, кто уклонялся от обороны. Это спровоцировало кровавое месиво.

Марка, посвящённая юбилею Французской революции. Источник: личная коллекция автора

Став министром, Дантон начал быстро богатеть. Он купил замок в родном городке и несколько домов в Париже и провинции. Ходили слухи, что министр брал взятки от англичан, короля и аристократов, но доказательств этому не было представлено даже на суде.

В 1793 году, при наступлении якобинской диктатуры, Дантон и его сторонники получили прозвище «снисходительных». На фоне Робеспьера и других сторонников беспощадного террора дантонисты действительно выглядели крайне миролюбиво. В начавшейся вакханалии это выглядело подозрительно. Они выступали против расправы с жирондистами и массовых казней. «Мне больше нравится быть гильотинированным, чем гильотинировать других», — этими словами Дантон как будто заранее подписал себе смертный приговор. Его предупредили об аресте загодя и предложили покинуть Францию, но он заявил: «Родину нельзя унести на подошвах башмаков».

31 марта 1794 года дантонистов арестовали. На суде Жорж защищал себя сам, не оставляя камня на камне от обвинений и вызывая аплодисменты у народа, толпившегося под открытыми окнами зала. Но на суд это не произвело впечатления, и 15 человек во главе с Дантоном были приговорены к смертной казни.

Путь на эшафот пролегал мимо дома Робеспьера. «Максимилиан, я жду тебя, ты последуешь за мной!» — проревел Дантон в закрытые ставни. 6 апреля 1794 года буйная голова одного из лидеров Французской революции упала в корзину, стоявшую рядом с гильотиной.

При всех своих недостатках Жорж Дантон был гораздо человечнее, чем большинство его коллег-революционеров. Возможно, благодаря этому он единственный из лидеров якобинцев удостоился памятника в Париже.


Сборник: Михаил Горбачёв

В период правления Горбачёва была окончена холодная война, в Советском Союзе введена политика гласности.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

В отличие от жён других лидеров Советского Союза, Раиса Максимовна вела активную общественную деятельность.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

«Я всегда был за требовательность, строгий спрос, но не за страх, с которым работают сейчас многие партийные комитеты и их первые секретари».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Есть мнение, что если бы после смерти Константина Черненко генсеком стал Григорий Романов, а не Михаил Горбачёв, то «всё сложилось бы иначе».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Что Горбачёв помнит про Чернобыль, как он узнал о катастрофе и как на неё реагировал?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Перестройка — главное дело жизни Горбачёва. Несмотря на провозглашение курса реформ, избежать распада советского государства не удалось.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Горбачёв

Горбачёв

Что ты знаешь о единственном советском президенте?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

В отличие от жён других лидеров Советского Союза, Раиса Максимовна вела активную общественную деятельность.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

«Я всегда был за требовательность, строгий спрос, но не за страх, с которым работают сейчас многие партийные комитеты и их первые секретари».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Есть мнение, что если бы после смерти Константина Черненко генсеком стал Григорий Романов, а не Михаил Горбачёв, то «всё сложилось бы иначе».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Что Горбачёв помнит про Чернобыль, как он узнал о катастрофе и как на неё реагировал?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Перестройка — главное дело жизни Горбачёва. Несмотря на провозглашение курса реформ, избежать распада советского государства не удалось.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Горбачёв

Что ты знаешь о единственном советском президенте?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бревно Ленина

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Каково жить в Смольном институте

  • Статьи
  • Азия

Загадка зиккурата

  • Статьи
  • Европа
  • XIII век

Из тьмы веков, из топи блат

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Что, если бы Елизавета Петровна прожила дольше

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

На пределе: хроника Карибского кризиса

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Не числом, а умением

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Наряд дурака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Как Смоленск стал русским

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 207473
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 71865
Бревно Ленина
  • 📚 Статьи
  • 👀 39605
Каково жить в Смольном институте
  • 📚 Статьи
  • 👀 30975
Загадка зиккурата
  • 📚 Статьи
  • 👀 29394
Из тьмы веков, из топи блат
  • 📚 Статьи
  • 👀 28429
Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные
  • 📚 Статьи
  • 👀 27071
Что, если бы Елизавета Петровна прожила дольше
  • 📚 Статьи
  • 👀 23238
На пределе: хроника Карибского кризиса
  • 📚 Статьи
  • 👀 22848
Не числом, а умением
  • 📚 Статьи
  • 👀 21445
Наряд дурака
  • 📚 Статьи
  • 👀 805011
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 509027
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 476665
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 441657
От чего умер Ленин?
  • 📚 Статьи
  • 👀 431539
Как Смоленск стал русским
  • 📚 Статьи
  • 👀 431306
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 418884
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 415420
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 367583
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
  • 📚 Статьи
  • 👀 363394
Что, если бы Берия пришёл к власти

обязательно ли революция пожирает своих детей?.

Всемирная история в лицах

7.4.2. Марат, Робеспьер, Дантон: обязательно ли революция пожирает своих детей?

В советское время революционеры разных стран и народов были главными героями официальной пропаганды. Улицы Марата до сих пор есть во многих российских городах.

Популярность Жана-Поля Марата (1743–1793) в СССР можно объяснить тем, что в период Великой Французской революции он выступал как крайне левый революционер, один из лидеров якобинцев. Он издавал газету «Друг народа» (его и самого так называли), которая вела яростную революционную агитацию и пропаганду. Стоит вспомнить, что Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов и многие другие российские революционеры начинали свою политическую борьбу как острые публицисты, критиковавшие существовавший государственный строй (газеты «Искра», «Правда» и др.).

Марат был сыном врача, рано потерял родителей и зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой. В 1775 г. в Эдинбургском университете Марат получил степень доктора медицины. В 1779–1787 гг. Марат работал врачом в придворном штате графа д’Артуа. В Англии и Голландии он проявил себя острыми публицистическими выступлениями. Большой резонанс имели его книги «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (1773), «Цепи рабства» (1774).

В 1789 г. Марат в «Даре отечеству» представил проект создания конституционной монархии и стал издавать газету «Друг народа». Марат резко критиковал королевскую семью, министров, членов национального собрания и других «врагов народа». Его преследовали, приходилось скрываться в Лондоне, но в апреле 1792 г. он вернулся в Париж. Французская революция приближалась в это время к своему апогею.

10 августа 1792 г. король Людовик XVI был свергнут и взят под стражу, его обвиняли в сговоре с австрийцами. Марат призвал расправиться со всеми противниками революции. В его газете говорилось: «Решение более верное и разумное — отправиться с оружием в руках в тюрьму аббатства, вырвать из нее изменников, особенно швейцарских офицеров и их сообщников, и перебить их всех». Дело в том, что при штурме дворца Тюильри королевские гвардейцы из Швейцарии (где, кстати, родился Марат) убили около тысячи человек и примерно столько же ранили.

2–3 сентября толпа в тюрьме аббатства Сен-Жермен устроила судилище, в результате были убиты 270 человек: священники, 150 швейцарских гвардейцев, королевские телохранители. Призыв Марата был исполнен ударами сабель, пик и ружейными выстрелами. Расправы происходили и в других тюрьмах Парижа (от 1100 до 1400 погибших), а также в других городах.

Марат был избран в Конвент, встал во главе монтаньяров (крайних левых), стал главным врагом жирондистов (крайних правых). По их инициативе в апреле 1793 г. над Маратом состоялся суд, в котором его обвиняли в призывах к убийствам и грабежам и роспуску Национального собрания. Но революционный трибунал оправдал пламенного трибуна. Марат приступил к составлению списков «врагов народа», которые должны были быть уничтожены.

Проскрипции — списки лиц, которых объявляли вне закона в Древнем Риме. Это орудие массового политического террора изобрел знаменитый диктатор Сулла (82–79 гг. до н. э.). За выдачу или убийство проскрибированного полагалась награда, за укрывательство — казнь.

Составлением таких вот списочков на жирондистов и занимался Марат. 13 июля 1793 г. дворянка Шарлотта Корде принесла ему один из списков «врагов народа». Марат находился в ванной — таким образом он пытался облегчить страдания от тяжелой кожной болезни. Прямо в ванной Шарлотта его и заколола кинжалом.

Состоялись торжественные похороны, затем перенесение останков в Пантеон, но уже через два года после гибели прах Марата был изъят из Пантеона золотой молодежью того времени и выброшен в канализацию. Революция шла на убыль.

У многих деятелей революции судьба оказалась не менее извилистой, чем у Марата. Яркой фигурой, человеком бурного темперамента был Жорж Жак Дантон (1759–1794). Жорж Жак был сыном прокурора, стал адвокатом при королевском дворе, был масоном.

Смерть Марата. Картина Ж. Л. Давида

Дантон был человеком радикальных взглядов, сторонником низложения короля и установления республики. Он был заметной фигурой: большой рост и физическая сила, лицо со следами оспы и шрамами и некрасивый приплюснутый нос. Но при этом — мощный и красивый голос, обаяние и умение убеждать. В 1789–1791 гг. Дантон участвовал в революционных событиях, стал сопредседателем клуба кордельеров и некоторое время скрывался в Англии.

После штурма Тюильри 10 августа 1792 г. он стал министром юстиции, участвовал в обороне границ против Австрии и Пруссии. Политические противники обвиняли Дантона в злоупотреблениях, растратах и организации сентябрьских убийств. Дантон стал депутатом Конвента от Парижа, был председателем клуба якобинцев и членом первого Комитета общественного спасения.

С апреля 1793 г. по сентябрь 1793 г. влияние Дантона было наибольшим. Он защищал свободу печати, законы против эмигрантов, выступал за осуждение короля. Дантон призывал не вмешиваться во внутренние дела других наций, не вести наступательных войн, добиваться прочного мира, использовать противоречия между европейскими странами.

В обстановке острой политической борьбы Дантон в своих подходах стал отставать от крайне левых во главе с Робеспьером. Он стал осуждать вакханалию насилия, казней, которая непрерывно нарастала. Но у самого Дантона рыльце было в пушку. Во время революции он обогатился за счет покупки национальных имуществ и реквизиций на нужды армии. Он был не прочь остановиться, отказаться от террора и дальнейшей радикализации революции. Но выйти из игры ему не удалось. 31 марта 1794 г. Дантон вместе с друзьями был арестован и обвинен в злоупотреблениях и в заговоре против республики. После имитации суда Дантон и его товарищи 5 апреля 1794 г. были гильотинированы. «Ты последуешь за мной», — сказал, проезжая мимо дома Робеспьера, этот яркий деятель Великой Французской революции.

Предсказание Дантона сбылось очень быстро.

Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер (1758–1794) — один из идолов большевиков, которые считали себя историческими преемниками самого радикального революционного течения — якобинского.

Максимилиан рано остался без родителей, но благодаря поддержке родственников смог получить образование — окончил юридический факультет Сорбонны. Будущий суровый революционер писал сентиментальные стихи, был весьма общителен и стал президентом Академии наук, литературы и искусств города Аррас (1786).

Целью Робеспьера было разрушение норм, привилегий и ценностей старого режима, создание нового демократического общества. Во всех своих обращениях и статьях он выступал как страстный и последовательный поборник равных политических прав для всех граждан, свободы слова и печати, права собраний и подачи прошений, государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. Робеспьер полагал, что для достижения этих целей необходимо неустанное сопротивление королю, различным привилегированным группам и отдельным личностям, которые препятствовали этим великим изменениям. Когда же начались разногласия среди прежде единых революционеров, он понял, что такая же бдительность необходима и в отношении депутатов.

Он стал одним из авторов клятвы-присяги, которую приняли депутаты, собравшиеся 20 июня 1789 г. в зале для игры в мяч. Депутаты поклялись бороться с абсолютизмом. Робеспьер стал влиятельным членом Якобинского клуба, а после попытки бегства короля призвал бороться против контрреволюционного заговора и предложил передать Людовика XVI суду. В ноябре 1791 г. Робеспьер возглавил Якобинский клуб. Он был блестящим оратором, и его речи обычно склоняли мнение большинства при принятии целого ряда важных решений. Ключевым было его предложение о казни короля, одного из самых мягких и безобидных в истории Франции.

Робеспьер считается автором выражения «враг народа». «Во Франции имеется лишь две партии: народ и его враги. Кто не за народ, тот против народа», — объявил он на заседании Якобинского клуба 8 мая 1793 г.

В июне 1793 г. якобинцы одержали верх над жирондистами. В Комитете общественного спасения Робеспьер стал играть главную роль, а его ближайшими помощниками были Кутон и Сен-Жюст. Триумвиры сами составляли списки «врагов народа», куда попадали самые разные люди — от ненавидимых всеми богачей до журналистов. Жертвами якобинского террора стали жители Лиона, восставшие провинции Вандея, роялисты, эбертисты, дантонисты и другие.

Политике Робеспьера была присуща явная противоречивость. Он сам был атеистом, но пытался защищать от насилия Католическую церковь, внедряя при этом культ Верховного Существа. Многие считали, что, усиливая террор, Робеспьер приносит человеческие жертвы Верховному Существу. В июне 1794 г. людей казнили сотнями. А Робеспьер готовил новые проскрипции. Никто не был застрахован от неожиданного ареста и скоропалительной расправы. Десятки депутатов боялись ночевать у себя дома. 26 июля 1794 г. Робеспьер заявил о необходимости очистить и Комитет общественной безопасности, каждый из членов которого почувствовал себя в смертельной опасности. Похоже, что Робеспьер заигрался и оказался почти в полной изоляции.

Расплата последовала незамедлительно. 27 июля (9 термидора по революционному календарю) Робеспьер был арестован, а 10 июля — казнен вместе с ближайшими сподвижниками. Его сопровождали ироническими обращениями «король» и «ваше величество», показывая, что революционная тирания и диктатура ничем не лучше, чем произвол в королевской мантии.

Поклонники дали Робеспьеру прозвище Неподкупный, а враги называли Бешеной Гиеной. Местом захоронения стала братская могила.

Развитие Французской революции от романтичного вызова старому режиму и уничтожения Бастилии, на месте которой поставили табличку с надписью «Здесь танцуют!», к новой диктатуре и новым потокам крови стало предметом длительной исторической полемики. Наиболее известно выражение «Революция пожирает своих детей». Эти слова произнес своим сильным и красивым голосом Дантон прямо перед казнью.

Смысл этого крылатого выражения заключается в том, что в революционном процессе неизбежно начинается борьба между самими революционерами. Они оказываются у власти, но не знают, что делать дальше. Обычно хватает сил на разрушение старого мира «до основанья», а на выработку нового курса развития — «мы наш, мы новый мир построим» — не хватает интеллектуальных и прочих ресурсов. Французская революция показала, что люди, которых она возносит на вершину, оказываются в группе риска и могут погибнуть первыми.

Обязательно ли революция пожирает своих детей? Разумеется, не всегда, не всех и вообще это скорее красивая метафора, рожденная талантливым человеком перед лицом смерти. Если борьбу Соединенных Штатов Америки за независимость считать одной из великих революций, то Джордж Вашингтон и другие отцы-основатели дожили до глубокой старости. Товарищ Сталин дожил до 1953 г. и умер почти в семьдесят пять лет, а Молотов, Маленков и Каганович закончили свой жизненный путь под девяносто.

Наряду с романтиками в революциях большую роль играют мародеры, преступления которых зачастую списывают на революционеров.

А чаще всего революции заканчиваются «термидором» — установлением диктатуры какого-нибудь Наполеона или Сталина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Дамы беспокоятся за своих парикмахеров и своих поклонников

Дамы беспокоятся за своих парикмахеров и своих поклонников Почему берлинские дамы испытывали беспокойство, если кампании в Голландии, Бельгии и Франции уже завершились,[163] а борьба с Англией приняла затяжной характер? Ведь многие из них верили в скорую победу, которая

4. Бог Крон-Сатурн, пожирающий своих детей, и преследования апостольских христиан в XIII–XIV веках

4. Бог Крон-Сатурн, пожирающий своих детей, и преследования апостольских христиан в XIII–XIV веках Старинные авторы единогласно заявляют, что бог Крон-Сатурн пожирал собственных детей к ужасу их матери — богини Реи. Он проглотил по крайней мере Гестию, Деметру, Геру, Гадеса,

Быть чемпионом… (не) обязательно

Быть чемпионом… (не) обязательно Древнегреческий «Олимпийский комитет» требовал, чтобы все участники соревнований появлялись в Олимпии за месяц до официального открытия Игр для тренировок и вообще демонстрации своих способностей. Явно слабые атлеты отсылались домой.

Посреди своих детей покоюсь от людей

Посреди своих детей покоюсь от людей Пятницкое кладбищеОт проспекта Мира, сразу за Крестовским путепроводом, уходит направо короткий, но почти всегда многолюдный переулок, живописно завершенный стройной трехъярусной колокольней. С 1922 года этот переулок именуется

Часть 5. Узнайте своих детей

Часть 5. Узнайте своих детей Современная семья и место ребенка в ней Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких особенных стандартов или образцов не имеется. Но такое положение само по себе говорит о том, что происходит реформация

Революция пожирает своих детей

Революция пожирает своих детей Опричнину сменила антиопричнина. Такое определение действиям Грозного в середине 70-х годов дает А.А. Зимин[990]. Жертвы новых масштабных казней летом – осенью 1575 года преимущественно принадлежали к числу опричников. В этом же году волею царя

Дантон Жорж Жак

Дантон Жорж Жак 1759–1794Один из отцов-основателей Первой французской республики, первый председатель Комитета общественного спасения.Дантон родился в Арси-сюр-Об, он был четвертым сыном в семье провинциального прокурора. Детство Дантон провёл в сельской обстановке,

Посреди своих детей покоюсь от людей Пятницкое кладбище

Посреди своих детей покоюсь от людей Пятницкое кладбище От проспекта Мира, сразу за Крестовским путепроводом, уходит направо короткий, но почти всегда многолюдный переулок, живописно завершенный стройной трехъярусной колокольней. С 1922 года этот переулок именуется

Жорж Дантон | Французский революционный лидер

Жорж Дантон

Смотреть все медиа

Дата рождения:
26 октября 1759 г. Франция (День рождения через 2 дня)
Умер:
5 апреля 1794 г. (34 года) Париж Франция
Должность/Офис:
Национальное собрание (1792-1794) Законодательное собрание (1791-1792)
Учредитель:
Клуб кордельеров
Политическая принадлежность:
Клуб кордельеров Индульгенты Якобинский клуб

Просмотреть все связанные материалы →

Жорж Дантон , полностью Жорж-Жак Дантон , (родился 26 октября 1759, Арси-сюр-Об, Франция — умер 5 апреля 1794, Париж), лидер французской революции и оратор , которого часто считают главной силой в свержении монархии и установлении Первой Французской республики (21 сентября 179 г. 2). Позже он стал первым президентом Комитета общественной безопасности, но его растущая умеренность и, в конечном итоге, оппозиция царству террора привели к его собственной смерти на гильотине.

Первые годы

Дантон был сыном Жака Дантона, поверенного, и его второй жены, Мари-Мадлен Камю. После посещения школы в Шампани Дантон с 1773 года получил образование у ораторианцев в Труа. Получив степень юриста в 1784 году в Реймсе, он отправился в Париж, чтобы практиковать, и в 1787 году купил должность адвоката в Conseil du Roi (совет с законодательными и судебными функциями). Затем он женился на Антуанетте Шарпантье.

В начале революции в июле 1789 года Дантон записался в гвардейскую буржуазию (гвардию) округа Кордельеров и в октябре был избран президентом округа. Весной 1790 года вместе с несколькими бойцами из своего округа он основал народное объединение, которое стало известно как Клуб кордельеров. Однако до сих пор слава Дантона была лишь локальной. Избранный членом временной Парижской коммуны (городского совета) в январе 1790 г., в сентябре он был исключен из состава совета в его окончательном составе. Хотя избранный администратор департамент Парижа в январе 1791 года, он фактически не оказывал влияния на этот орган.

Тем временем, однако, Дантон блистал в Клубе кордельеров и в другом политическом объединении, Якобинском клубе, перед которыми он часто выступал с речами в течение 1791 года. Во время кризиса, последовавшего за попыткой Людовика XVI покинуть страну в июне, он становился все более заметным. в революционном движении. Однако его подписи нет на знаменитой петиции кордельеров с требованием отречения Людовика XVI, которая 17 июля привела к расправе над некоторыми из петиционеров национальной гвардией. Во время репрессий, последовавших за этими событиями, Дантон укрылся в Лондоне.

Вернулся в Париж для участия в выборах в Законодательное собрание в качестве выборщика от секции Французского театра, а в декабре 1791 был избран вторым помощником прокурора (прокурора) Парижской коммуны.

Во время национального кризиса весной 1792 г. (20 апреля была объявлена ​​война Австрии) Дантон возобновил свою роль народного трибуна. 18 июня он напал на маркиза де Лафайета, советника короля и генерала, за использование своего положения для игры в политику. Однако он не принимал участия в демонстрациях перед королевским дворцом Тюильри 20 июня. Хотя его участие в свержении монархии восстанием 10 августа 179 г.2, остается неясным, его успех в значительной степени был приписан ему.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Свержение монархии

Выступая перед Революционным трибуналом, Дантон хвастался, что он «нес ответственность» за события 10 августа; это восстание, однако, было не результатом усилий Дантона или кого-либо другого, а, скорее, коллективным актом безвестных боевиков со всего города. Как бы мала ни была его роль в свержении короля, Законодательное собрание избрало его министром юстиции. Хотя официально Дантон не был его президентом, он доминировал над своими коллегами силой характера, аурой своего революционного прошлого и способностью принимать быстрые решения.

Когда 25 августа 1792 года пришло известие о том, что Лонгви был взят вторгшимися армиями (Пруссия вступила в союз с Австрией) 25 августа 1792 года, министр внутренних дел Жан-Мари Ролан предложил правительству переехать из Парижа в Блуа, решительно возразил Дантон. Прокламация, которую он затем заставил принять Исполнительный совет, несет на себе его печать: это был призыв к бою. Утром 2 сентября, когда стало известно, что Верден осажден и в то время как население ворвалось в тюрьмы для поиска подозреваемых и предателей, Дантон в Законодательном собрании произнес самую известную из своих речей: «Чтобы победить врагов отечества, нам нужны смелые, более смелые, смелые сейчас и всегда, и Франция спасена!»

Резня сентября 1792 года

Пока Дантон произносил эту речь, начались массовые убийства в тюрьмах, ответственность за которые жирондисты, умеренное крыло Революции, возложили на Дантона. Однако нет никаких доказательств того, что массовые убийства были организованы им или кем-либо другим, хотя несомненно, что он ничего не сделал, чтобы их остановить. Как и в случае с августовским восстанием, сентябрьская резня была делом рук не одного человека, а всего парижского народа.

6 сентября Дантон был избран депутатом от Парижа в Национальное собрание. Он немедленно приложил все усилия, чтобы положить конец всем спорам между революционными партиями, но его политика примирения была сорвана Жирондой, которая потребовала от него отчета, когда он оставит пост министра юстиции. Дантон не мог оправдать 200 000 ливров тайных расходов. Он вышел из этого конфликта озлобленным, и его политический престиж упал.

Отправленный с миссией в Бельгию, Дантон не принимал участия в открытии процесса над Людовиком XVI в Конвенте. Однако он присутствовал 15 января 179 г.3, и проголосовал за смерть без отсрочки. Хотя Дантон и отсутствовал на суде, он играл в нем определенную роль с осени 1792 года. Согласно мемуарам Теодора, графа де Ламета, бывшего революционера, Дантон хотел пощадить короля. Похоже, что, не сумев, несмотря на напряженные усилия, заручиться поддержкой жирондистов, Дантон заговорил с генералом Шарлем-Франсуа дю Перье Дюмурье, чтобы подкупом добиться вмешательства английского правительства. Только когда план провалился, он проголосовал за смерть короля.

Дантон оставался в русле Революции, не без частых интриг. Его отношения с Дюмурье, командовавшим бельгийской армией, так и не были выяснены. После поражения Неервиндена (18 марта 1793 г.), когда Дюмурье перешел на сторону австрийцев, Жиронда обвинила Дантона в пособничестве генералу. Смело переворачивая столы, Дантон выдвинул такое же обвинение против жирондистов. Разрыв был непоправим.

Робеспьер и Дантон | Идеи

Можно ли навязать обществу добродетель сверху? Какова роль государства? Что лучше для современного общества, Афины или Спарта? Есть ли место идеализму в политике?

Проблема идеализма и прагматизма в политике может быть изучена в чистом виде на примере Французской революции. Конфликт между Робеспьером и Дантоном есть битва идей, проявление столкновения идеализма и прагматизма, принявшего убийственные размеры. Это привело обоих главных героев к смерти на гильотине.

Максимилиан Робеспьер не сомневался, что нет ничего более желанного, чем добродетельное общество.

В нашей стране мы хотим заменить эгоизм нравственностью, честь честью, принципы обычаями, обязанности приличиями, власть разума тиранией обычаев, презрение к пороку презрением к несчастью, гордость дерзостью, великодушие к тщеславию, любовь к славе к сребролюбию, хорошие люди к воспитанным людям, заслуга к интриге, гений к уму, правда к напыщенному действию, теплота счастья к скуке чувственности, величие человека к мелочности великого; великодушный, властный, счастливый человек для вежливого, легкомысленного, презренного народа.

Робеспьер был вдохновлен Жан-Жаком Руссо, который в Общественном договоре представил матрицу гармоничного общества, в котором практикуются все возможные добродетели. Робеспьер — руссоианец по преимуществу:

Я хочу следовать вашим почтенным путем, хотя я могу оставить только имя, которое грядущие века будут совершенно безразличны. Я буду счастлив, если на опасном пути, только что проложенном перед нами беспрецедентной революцией, я останусь неизменно верным вдохновению, которое я черпаю из ваших писаний.

Можно утверждать, что первая фаза революции была воплощением идей Монтескье, изложенных в De l’esprit des lois, , а вторая стадия была воплощением Общественного договора Руссо . Революция могла остановиться на первом этапе, когда Франция стала конституционной монархией. Монтескье был прагматиком, которого прежде всего интересовало уравновешивание конкурирующих интересов различных социальных групп. Он считал, что такого баланса можно достичь путем разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

У Руссо был совершенно иной взгляд на общество. Он выступал за полный суверенитет государства, аппарат которого был эманацией воли народа. Общая воля была едина и неделима. Когда-то правильно осознанная, в политической системе отпала необходимость в системе сдержек и противовесов, потому что реализация общей воли привела бы к всеобщему счастью людей, живущих в гармоничном обществе.

Норман Хэмпсон пишет в Французская революция , что Руссо:

… был в первую очередь моралистом, и что отличало его новообращенных, так это энтузиазм крестоносцев, который для необращенных выглядел как фанатизм… он, естественно, выступал за республиканский тип общества, противоположный тому, что Монтескье считал подходящим для монархии. Все должно быть организовано так, чтобы повысить действенность нравственной воли общества в целом…. это была авторитарная демократия.

Это все еще Просвещение или начало романтизма в политике?

Робеспьер был политическим максималистом, движимым желанием сформировать общество в соответствии с принципами Руссо. Целью была Республика Добродетели, и не было достаточно больших жертв, чтобы отвратить Робеспьера от этого пути. Для него идеи предшествовали реальности, которую формировали дальновидные люди с большой волей. Робеспьер был дальновидным политиком – манихеем и милленаристом. Те, кто не разделял его взглядов, были врагами республики и должны были быть физически устранены. В годы революции гильотина стала инструментом политической педагогики.

Робеспьер был садовником. Его садом было французское общество, его идеи были семенами, которые нужно было оплодотворить кровью, а мертвые ветки нужно было обрезать, чтобы они не отравили политический организм. Только тогда расцветет Республика Добродетели. Революционное насилие было методичным, целенаправленным и безличным. Судьба отдельных людей имела значение ровно настолько, насколько они действовали в соответствии с Zeitgeist. Чем больше цель революции, тем больше признаются средства, ведущие к ней. Отсюда свирепость и радикализм революции.

Убийство было политической необходимостью. Король Людовик XVI должен был умереть, потому что он был не только монархом, но и самой монархией. Чтобы институт умер, он должен был умереть как личность. Затем должна была умереть и его жена Мария-Антуанетта. Их 10-летний сын Луи Шарль умер в тюрьме, официально от туберкулеза. Революция устранила тех, кого парижские женщины называли « булочником, женой булочника и сыном булочника » (потому что они должны были гарантировать снабжение населения хлебом). Робеспьер настаивал на том, что «Луи должен умереть, чтобы нация могла жить». Убийство было необходимо для превращения подданных в граждан. Цареубийство зацементировало революцию, сделав тех, кто голосовал за смерть короля, соучастниками убийства — они прекрасно знали, что роялисты будут безжалостно преследовать их, если им представится шанс. Это был случай солидарности убийц.

Цареубийство также создало точку невозврата. Мертвый король не мог быть освобожден роялистами и восстановлен во власти. Убийство божественно помазанного монарха положило начало новому миру. Монархия была сначала десакрализирована, а затем ликвидирована, чтобы можно было сакрализовать Республику. Был введен новый календарь. 1792 год, когда была провозглашена республика, был первым годом нового мира не только для Франции, но и для всего человечества. Больше не было божественной санкции для политики, которая была заменена метафизической санкцией, исходящей от воли народа.

Робеспьер на удивление открыто говорил об использовании террора для учреждения Республики Добродетели.

Если сила народного правительства в мирное время — это добродетель, то сила народного правительства в революцию — это и добродетель, и террор; террор без добродетели губителен, добродетель без террора бессильна. Террор есть не что иное, как быстрое, суровое и непреклонное правосудие; таким образом, это эманация добродетели.

Создается впечатление, что Робеспьер искал царства божьего на земле. Он не был атеистом — его видение состояло в том, чтобы искать секуляризованную эсхатологию, но он не нашел понимания своей попытки поднять Разум до сферы метафизики. Разум прославлялся на массовых собраниях, но без энтузиазма среди населения.

Революция была случаем саморадикализации со все возрастающими темпами. Для Луи Антуана де Сен-Жюста застой означал упадок, и только постоянное и все ускоряющееся движение могло предотвратить революцию от закостенения и провала.

Робеспьер, без сомнения, был монстром… или был?

Робеспьер считал, что его мотивы чисты. Он посвятил свою жизнь благополучию народа. Он пожертвовал своей личной жизнью ради реализации видения Руссо о всеобщей воле, реализующейся в политике и социальных порядках.

Историк Мариса Линтон считает, что история несправедливо обошлась с Робеспьером. Он не был единолично ответственен за террор, потому что Францией в то время управлял коллективный орган, состоящий из девяти, а позже и двенадцати членов, — Комитет общественной безопасности. Она подчеркивает тот факт, что Робеспьер изначально был гуманистом, который даже выступал за отмену смертной казни. По ее мнению, динамика революции вынудила Робеспьера вести себя так, как он. Республике угрожала реальная угроза как изнутри, так и извне, и чрезвычайные обстоятельства требовали чрезвычайных мер. Роялисты, дворяне, непокорные священники и иностранные державы — все сговорились убить республиканский идеал. Для революционных лидеров это был случай истребления врагов Республики или быть истребленными ими. Они считали себя защитниками народа. Ревизионистские доводы Линтона не вполне убедительны, потому что террор достиг своего пика, когда утихли внешние и внутренние угрозы. Она также приписывает Робеспьеру рациональную мотивацию, в то время как его в равной степени можно рассматривать и как романтического героя, в личности которого все было в избытке.

Робеспьер жаждет недостижимого. Его чрезмерная привязанность к морали делает его безжалостным и аморальным. Он хочет превратить обычных хлебоедов в ангелов даже против их воли.

Станислава Пшибышевская также пытается реабилитировать Робеспьера в своей пьесе Дело Дантона . Робеспьер здесь трагический герой. Он жертвует собой ради социального и политического проекта такого масштаба, что отдельные жизни не имеют большого значения в процессе создания Республики Добродетели. С точки зрения более поздних событий в Европе действительно можно сожалеть о том, что революционным лидерам не удалось разрушить феодализм.

Девятнадцатый век был в какой-то степени потерянным веком, по крайней мере, в некоторых частях Европы. Консервативным и реакционным силам удалось восстановить многие аспекты древнего режима, такие как наследственные монархии, аристократические титулы и жесткое социальное разделение. Священный союз России, Пруссии и Австрии узурпировал себе право выступать гарантом установленного порядка. Этот мир рухнул во время Первой мировой войны, хотя даже в начале 21 века многие европейские страны все еще являются наследственными монархиями.

В Дело Дантона , Жорж Дантон говорит:

Вы изолируете революцию, Робеспьер! Ваши нечеловеческие требования постепенно отталкивают самых пылких энтузиастов! На ваших высотах нечем дышать! Возьми ужас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *