Маршак — Багаж: читать стихотворение «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
«Дама с собачкой» в Ялте. Декламация Светланы Калининой 5. ~ Поэзия (Лирика городская)
[Зинаида Торопчина]
Версия для печати
Спасибо, Светочка, за прекрасную декламацию https://www. chitalnya.ru/work/2422951/
Солнце жаркое, тёплое море,
Величава Ай-Петри — гора,
Чайки белые в синем просторе…
Благодатная лета пора!
Отдыхающих — столпотворенье!
И полны все порывов благих:
И себя показать есть стремленье —
И к тому ж поглядеть на других.
Ветерок дует с моря прохладный,
А глаза — обжигают огнём.
Смех, улыбки, загар шоколадный,
Кто — в компании, кто уж вдвоём.
Увлекает поток всех упрямо,
Он вдоль моря течёт не спеша.
Вдруг виденье: с собачкою Дама,
От неё веет духом старинным:
Элегантна и тайны полна,
В летнем платье, закрытом и длинном,
Шляпка, зонтик. Изящна, стройна.
Смотрит в вечность задумчивым взглядом,
И с годами печаль всё сильней.
Наблюдает стоящий с ней рядом
Скромный автор рассказа о ней.
Он стоит, опершись на ограду,
Как, бывало, стоял здесь не раз.
Всё подвластно писателя взгляду,
Не один здесь рождался рассказ.
Полюбил Ялту он всей душою,
И вернулся сюда через век,
Окружённый любовью большою —
Как писатель и как человек.
Каждый может к нему прикоснуться,
Рядом с Дамой его постоять…
Уезжая, мечтал всё ж вернуться,
И вернулся он в Ялту опять.
Одним из символов Ялты стала скульптурная композиция » Дама с
в 100-летнюю годовщину со дня смерти великого русского писателя
А.П.Чехова. Писатель поселился в Ялте в 1898 году и полюбил этот
уютный южный город. Здесь им написаны многие пьесы и рассказы…
Особенностью Ялты является её набережная: она — центральное место
отдыха, пешеходная улица вдоль моря длиною в 1 км. Здесь всегда много-
людно, особенно по вечерам. И среди гуляющей толпы — «Дама с собачкой»
и её автор. Обе фигуры чуть выше среднего человеческого роста, что
делает их близкими к обычным людям. Небрежно брошенный на ограду плащ,
непринуждённая поза наблюдающего за своей героиней Чехова, а внизу
фраза:
«…На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой».
Рейтинг работы: 39
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 6
Количество просмотров: 614
© 20.07.2016г. Зинаида Торопчина
Свидетельство о публикации: izba-2016-1726669
Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика городская
Инна Кузнецова 26.11.2018 17:49:06
Отзыв: положительный
Это Чехов вспоминал давно,
Про любимое прекрасное лицо !
С теплом.
Эдуард Струсберг 26. 11.2018 10:59:07
Отзыв: положительный
Прослушал стих на странице Светланы.
Очень понравилась работа!
Зинаида Торопчина 26.11.2018 13:04:22
Спасибо большое, Эдуард!
Светлана Калинина 5 25.11.2018 22:53:51
Отзыв: положительный
Зиночка, как удивительно тонко Вам удалось передать в стихотворении дух того времени, когда жил и творил А.П.Чехов, и привлечь внимание читателей к скульптурной группе «Дама с собачкой» в Ялте. Стихотворение очень достойно написано. Спасибо Вам!
Зинаида Торопчина 26.11.2018 13:06:25
Спасибо, Светочка! Ваша декламация, как всегда, на высоте!
С уважением и теплом.
Долорес 12.07.2018 19:30:12
Отзыв: положительный
Милая Зиночка!
Я в Ялте была очень давно в 1991 году, и то на экскурсии. На набережной не была, да и Дама тогда там не стояла.
Выкладывай стих, и даже не задумывайся, а там, как карта ляжет. Ты ведь ничего не проигрываешь, в конце — концов.
Мне Янек, мой внук, тоже привёз из Ялты сувенир: статуэтку Дамы, а на цепочках две маленькие собачки. я храню его, как зеницу ока.
Мой муж, Дима, он тоже родом почти из Ялты. Он крымчанин, Зиночка!
С летними обнимашками, моя золотая!
Зинаида Торопчина 13.07.2018 12:27:45
Спасибо, Долорес! А какая чудесная картинка! Повеяло былыми временами…
Виктор Петроченко 14.08.2016 09:36:05
Отзыв: положительный
Хорошее описание, да и памятник видать хорош. К сожалению, в Крыму был уже давно, до этого памятника. Запомнилось восхождение на Ай-Петри это было что-то фантастическое.
С теплом, Виктор.
Зинаида Торопчина 15.
08.2016 17:54:22Спасибо, Виктор!
«…На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой».
Очень удачно вписался памятник в атмосферу Ялты. Вот построят мост — и добро пожаловать в Крым!
Есть что посмотреть, есть где отдохнуть…
С наилучшими пожеланиями.
Любава ♫ 22.07.2016 14:04:44
Отзыв: положительный
Ну вот и мы прогулялись по Набережной, а прекрасная дама с собачкой гуляет там круглый год…
Зина спасибо, очень понравилось
с теплом Любаша
Зинаида Торопчина 22.07.2016 14:11:58
Спасибо, Любаша! Рада, что и ты прогулялась по Ялте!
С душевным теплом.
Эльвира Юрасова 21.07.2016 13:51:02
Отзыв: положительный
Да, этот памятник стал украшением Ялты, и расположен он очень удачно,
немного в стороне от «столпотворенья» отдыхающих)) Замечательное посвящение 🙂
Зинаида Торопчина 21. 07.2016 18:16:19
Спасибо, Эльвира!
Оставить отзыв к произведению
Собака, лучший друг женщины: Стихи Мэри Оливер о собаках самые трогательные
- Детали
- BY Бренда Питт
- В феминизме
Позиция Мэри Оливер как поэтессы уже давно подвергается сомнению критиков. Некоторые находят ее союз с природой антифеминистским, утверждая, что ее использование естественных образов перекликается с образами поэтов-романтиков-мужчин. К сожалению, романтическая поэзия предполагает, что говорящий — предположительно мужчина — достигает просвещенного царства бессмертия, чего природный мир — закодированный женщиной — никогда не сможет достичь.
РЕКЛАМА
Но другие критики видят в творчестве Оливера большую сложность, полагая, что женщина-поэт, полностью погружаясь в мир природы, ломает барьер между человеком и планетой; при этом она разрушает иконографический барьер между полами и ставит женщин во власть. И после прочтения некоторых из собачьих песен Оливера я склонен согласиться с тем, что автор преуспевает в создании произведений, которые усиливают как естественное, так и женское начало.
Во всех сборниках стихов фигурируют собаки, очень любимые поэтом; она пишет о своих собачьих товарищах с таким же благоговением и благоговением, как и о других чудесных зверях и природных явлениях. Они читаются как воплощения естественного порядка, постигающие цикл жизни и смерти так, как не может ни один человек. В то время как человек отчаянно цепляется за жизнь, собака нет: в моем любимом отрывке она пишет: «Собаки умирают так быстро. У меня есть свои истории об этом горе, несомненно, у многих из вас тоже. Это почти недостаток воли, недостаток любви — позволить им состариться — по крайней мере, так кажется».
РЕКЛАМА
Ее собаки, хотя и одомашненные, часто заменяют более примитивный, естественный мир. «Настоящая собака» в ее стихотворении «Медленное время» — это собака, которая бегает с натуральной, непослушной шерстью, а не выставочная собака, доведенная до совершенства людьми. Но в отличие от работ других романтиков, мир природы, связанный с женщиной в романтической поэзии, и союз собаки с ней являются источниками обширных знаний и интеллекта, поскольку «Собака никогда не сможет рассказать вам то, что она знает из пахнет миром, но ты понимаешь, глядя на нее, что почти ничего не знаешь. Природа и, следовательно, романтические определения женственности наделены полномочиями и постоянными, если не бессмертными приспособлениями; как «реки, или зеленая, или нежная трава», она никогда не может представить себе жизнь в «мире […] без собак». И я тоже не мог. Собаки являются одним из наших величайших вдохновителей любви, надежды и мудрости. Найдите больше ее стихов о любви к собакам здесь и дайте нам знать, что вы думаете в комментариях!
Благодаря Brain Pickings и Illinois/Modern American Poetry
Изображения через Time Out New York, Nature Dog и Brain Pickings
Метки: феминизм , поэзия , природа , Мэри Оливер , собачьи песни , романтическая поэзия
Женщина-Собака Криса Абани
Это похоже на полет во сне, сказала она.
Вылезай и просто взлетай. Парить. Это все равно, что.
*
Красный. Красный. Красный.
Просто это слово. Иногда.
*
Ян и Инь. Как близнецы, кувыркающиеся сквозь лето.
Он, петух, поющий солнце; отчаянно-боюсь-
Как могут быть только мужчины.
А Инь? Допустим, у нее длинные волосы —
Нет, это не сработает. Если верить
у древних китайцев она была собакой
воющая луна.
*
Когда я отсчитал таблетки, это было замедление.
Как задержка между тем, когда машина проезжает
провал и живот отваливается—
И не остановится.
*
Конечно, это было потому, что она не соответствовала моему шаблону.
Так я ее наказал. И почему? И почему? И почему?
Ты сделал это, сказал я. Ты сделал это.
Не заполнит мой мир.
*
И в конце концов мы все убиваем наших матерей.
В их глазах нежность, которая не вздрагивает
от него. Зная. В итоге.
*
Что еще там?
*
Картины Паулы настоящие. Женские толстые, висцеральные,
как упрямые скалы, которые море не может удержать — или утонуть.
*
Или собак. И такие приводили Гомера в отчаяние —
И его крик: О, видеть! Увидеть! Увидеть!
*
Итак, Паула говорит: Быть женщиной-собакой по-скотски хорошо.
Ест, рычит.
Совершенно правдоподобно.
Валовой.
*
Например, когда Сезария Эвора разбивает тебе сердце улыбкой
вся тоска и море и соль.
Ассим м та пиди мар
Pa ’l leva ’me pa ’me ca voeta
И не важно, что ты не знаешь, что такое
слова означают. Некоторые вещи выходят за рамки этого.
*
Так. Таня купила пластинку, потому что лицо Сезарии
прекрасна со всей потерянной любовью к миру
и темнее синевы заката над Атлантикой.
*
Она в углу света моет волосы
с солнцем в лужу, которая застревает в горле
Деревянный настил скрипит от веса
всего этого воздуха, солнца и тишины
Вода журчит в крошечном фонтанчике в углу
держит песню колокольчиков и мух
И все это здесь. Огонь. Вода. Камень. Древесина.
*
Все в плену у Йейтса и кукушки
это была не настоящая птица, а кричала
со всей мукой желания полета
окаймлен деревянными крыльями, пружинами и зубьями.
Я думаю.
*
Или ищу Рильке—
Как пантера похожа на ярость
кукольной души, застрявшей в теле: но
сказать: под открытым окном скрипка
Другое дело достижение —
Просто спросите Бодлера, и я
думал, что смогу это сделать.