Цветаева стихи биография: Биография Марины Цветаевой — РИА Новости, 08.10.2017

Содержание

Марина Цветаева — писатель,автор, фото, факты из биографии, события на listim.com

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в семье И.В. Цветаева – известного ученого, профессора, основателя Музея изобразительных искусств. В возрасте 6 лет Марина Цветаева начала писать стихи. Ранние стихи написаны не только на русском, но и на французском и немецком языках. Большую часть детства Цветаева провела в Москве. Там и получила начальное образование. Затем училась в Германии и Швейцарии. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

В 1910 году выходит в свет первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом». Затем в 1912 году вышел сборник «подростковых» стихов «Волшебный фонарь», в 1913 – «Из двух книг».

Жизнь Цветаевой во время Первой мировой войны и Гражданской войны отразилась в стихах. Ее муж Сергей Эфрон был в рядах белой армии. В 1917 году написан сборник стихов «Лебединый стан», в котором Цветаева выражает сочувствие к белым.

Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, в 1992 году вместе с дочерью Ариадной уехала в Прагу к мужу. Пробыв там всего 3 года, они переезжают в Париж. В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др. Из-за разлада с эмигрантами Цветаеву перестают публиковать, и последним ее сборником, выпущенным при жизни, становится сборник «После России» в 1928 году. Хотя стихи Цветаевой были запрещены, проза ее печаталась: в 1937 году была издана книга «Мой Пушкин», 1935 – «Мать и музыка», 1938 – «Повесть о Сонечке» и др.

За границей материальная жизнь Цветаевой была нелегкой. В 1939 году поэтесса возвращается в Россию. Но и тут ее не ждала беззаботная жизнь. В 1939 году были арестованы ее муж и дочь. Цветаева стала зарабатывать на жизнь переводами. В 1941 году ее муж был расстрелян. Дочь была реабилитирована только в 1955 году.


С началом войны Марина Цветаева была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.

Похоронена Цветаева 2 сентября 1941 года в городе Елабуге.

Существует около 8 музеев, посвященных творчеству великой поэтессы.

биография и творческий путь поэтессы XX века

Главное

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) – русский поэт, один из величайших поэтов XX века. Ее поэзию характеризуют как монументальную, мужественную и трагическую, лирическая героиня ее стихов – носительница «страстной судьбы», душевного бунтарства, которая во всех сферах жизни жаждет «безмерности». Жизнь Цветаевой – это светлое детство и молодость, тяжелые испытания в годы революции и эмиграции и трагический конец.

История

Марина Цветаева родилась в Москве, ее отец – профессор Иван Цветаев, известен нам как основатель музея, который сейчас называется музей изобразительных искусств имени Пушкина, мать – одаренная пианистка. Детство Марины было счастливым – среди любящих взрослых, красоты русской природы в Тарусе, где семья проводила лето.

Но в 14 лет она потеряла мать, которая умерла от туберкулеза.

Марина начала писать стихи, когда ей было шесть лет, в 16 ее стихи впервые напечатали, в 18 вышла первая книга. Она общается в литературных кругах и в 19 лет знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В 1912 году они венчаются, рождается их старшая дочь Ариадна. Их роман проходил в Крыму, в Коктебеле, в доме поэта и художника Максимилиана Волошина, куда они приезжали и в последующие годы. Коктебель, как и Тарусу, Цветаева вспоминала как место, где она была счастлива.

Годы революции оказались очень тяжелыми для Цветаевой: муж был призван на фронт, участвовал в Гражданской войне на стороне белых, несколько лет она не имела от него известий. Не имея средств, чтобы прокормить детей, Цветаева сдала их в приют, где младшая дочь Ирина умерла. Получив вести от мужа, Цветаева с дочерью в 1922 году уезжает в эмиграцию: в Берлин, Прагу и затем в Париж. В 1925 году родился сын Георгий.

Творчество Цветаевой сначала было благожелательно встречено в эмиграции, вышло несколько книг. Однако скоро ее стихи перестали печатать, и семья оказалась в нищете: «Мы медленно умираем от голода», — писала она. Стихи Цветаева пишет «в стол», однако некоторым успехом в это время пользуется ее проза.

Семья начинает думать о возвращении в СССР. В 1937 году на родину уезжает сначала дочь Ариадна, затем муж Цветаевой, а через два года и она сама с сыном. Однако через два месяца после ее возвращения была арестована дочь, а вскоре – муж. В жизни Цветаевой вновь начинается трагическая полоса: без семьи, постоянного жилья и работы.

После начала войны Цветаева была эвакуирована в Елабугу, где покончила с собой 31 августа 1941 года. Ее муж Сергей Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года, сын Георгий погиб на фронте в 1944 году. Дочь Ариадна провела в лагерях и ссылках много лет, была реабилитирована в 1955 году и вместе с малдшей сестрой Марины, Анастасией, стала главным хранителем наследия своей матери.

Состояние

Наследие Марины Цветаевой добиралось к читателю долго и трудно: первая посмертная книга вышла в СССР лишь через 20 лет после ее гибели. Однако и ее стихам настал черед, как она пророчески написала в начале своего творчества. Сейчас ее произведения издают и переиздают, ее творчеству посвящены многочисленные исследования и монографии, а песни на стихи Цветаевой поют Алла Пугачева и Тамара Гвердцители, Земфира и группа «Мельница». Ее именем названо несколько улиц, а памятники ей стоят в Москве, Тарусе и во Франции.

Впечатления

Приобщиться к миру Марины Цветаевой лучше всего в местах, связанных с ее жизнью. О корнях семьи Цветаевых, о ее детстве и отце можно узнать из статей на портале «Живое наследие» об Иване и Марине Цветаевых в Тарусе и в селе Ново-Талицы Ивановской области.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве находится в Борисоглебском переулке около Арбата. В этом доме семья прожила с 1914 по 1922 год. Дом удалось спасти от сноса благодаря самоотверженной борьбе за его сохранение. Музей открылся в 1992 году, он хорошо известен любителям культуры своими мероприятиями. Рядом с музеем находится памятник Цветаевой.

Дом-музей Марины Цветаевой в городе Королев находится на даче в поселке Болшево, где она пережила пять драматических месяцев жизни в 1939 году. Здесь поселились после возвращения в СССР ее муж и дочь, сюда она приехала из-за границы в июне вместе с сыном, и на короткое время семья воссоединилась. Здесь она пережила арест дочери в августе и мужа в октябре. В музее можно увидеть личные вещи семьи Цветаевых и обстановку того времени. Рядом находится сквер, в нем расставлены камни со строками из стихов Цветаевой. 19 июня, в день ее приезда в Болшево, в сквере зажигают Цветаевский костер.

В Елабуге, где прошли последние дни Цветаевой, создан в 2002 году мемориальный комплекс. В него входят площадь ее имени с бюстом, два музея – литературный музей М.И.Цветаевой и дом памяти Цветаевой, в котором она снимала комнату. Главная ценность дома – записная книжка, принадлежавшая поэту.

О жизни и творчестве Марины Цветаевой

О жизни и творчестве Марины Цветаевой

Родилась великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее семья принадлежала к числу трудовой научно-художественной интеллигенции.

Отец, Цветаев Иван Владимирович был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея. В 1912 году с его легкой руки произошло открытие Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей им. Пушкина) фасад которого украшает мемориальная доска, увековечившая память о нем. Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна была из обрусевшей польско-немецкой семьи. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утонченной, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины. Именно она предрекла ей судьбу поэтессы и как показывает биография Цветаевой, слова матери оказались пророческими. За свою, увы, недолгую жизнь Мария Александровна успела оказать на талант дочери «главенствующее влияние», чему не раз найдется подтверждение в творчестве поэтессы.

Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках. Зиму Цветаевы предпочитали коротать в Москве, а жаркое лето проводили в маленьком уютном городке Тарусу Калужской губернии. Они нередко бывали за границей, посещая Германию, Швейцарию, Францию и Италию.
Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.
Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург). Освоение языков Марине давались очень легко. Именно поэтому в четырнадцать лет она без труда перевела с французского драму «Орленок» Э.

Ростана. К сожалению, ранние произведения и переводы Цветаевой не дошли до наших дней.
Вернувшись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сарбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.
Биография Цветаевой полна знаменательными датами и событиями, одним из которых является выход в свет ее первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910г.). Она издала его тайком от семьи в количестве всего 500 экземпляров. Однако и этой лепты оказалось достаточно, чтобы юное дарование было немедленно замечено такими взыскательными и влиятельными в литературных кругах критиками, как поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин. Именно последний, будучи очарован и покорен глубиной таланта Марины, неожиданно нанес визит семейству Цветаевых. После этой первой встречи Волошин и Цветаева, несмотря на значительную разницу в возрасте стали самыми близкими друзьями, души которых роднила сама Поэзия.

Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь (1911-1917 г.г.). Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном.
Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств. Но уже с 1917 года биография Цветаевой Марины наполняется непрерывной чередой испытаний. Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.
Тем временем Марина отчаянно сражается за жизнь двух дочерей, пытаясь не дать им умереть от голода. Она понемногу печатается в Госиздательствах «Вёрсты» и «Царь-Девица», за что получает свой скудный паек. От болезни умирает младшая дочь, Ирина.
Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.
Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. По окончании Гражданской войны с 1920 года она всеми возможными способами передает письма за границу, надеясь, что рано или поздно они найдут своего адресата. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине. В этот период биография Цветаевой имеем несколько фрагментарный характер, поскольку зиждется на попытках собрать воедино остаток сил и начать новую жизнь на чужбине. Новым местом жительства для супругов становится маленькая деревенька под Прагой, где цены на продукты были минимальными.
В период с 1922 по 1923 г.г. за рубежом выходит пять ее книг, в числе которых «Поэма Горы», «Поэма Конца». Постепенно интерес к ее лирике среди эмигрантов гаснет. В 1924 году она печатается только один раз. Интересный факт: Цветаева вывезла из Советской России рукописный сборник своих стихов «Лебединый стан», посвященный «Русской Вандее», но так и не решилась его напечатать, несмотря на многочисленные предложения.
1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рождает сына Григория. После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».
Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич налаживает связи с прокоммунистической группировкой и осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Это претит его идеалам и человеческой сути. Дочь и сын поддерживают идею возврата в Россию и в результате, первой на родную землю ступает Ариадна Эфрон. Следом за ней возвращается Сергей Яковлевич, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден бежать. Цветаева живет как в каком-то оцепенении. Она понятия не имеет, в какой сфере деятельности замешаны муж и дочь. Даже на допросе в НКВД, состоявшемся в октябре 1939 года, она упорно отрицает возможную причастность Сергея к смерти агента НКВД во Франции, Игнатия Рейсса. Следователи, ничего не добившись, вынуждены были отпустить Марину, опасаясь, как бы она не сошла с ума.
Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию. Вместе с сыном она приезжает в Москву. Происходит долгожданное всеми воссоединение семьи и даже начинает казаться, что все самое страшное осталось где-то там, позади. Новым домом для Цветаевых становится дача в Болшево, принадлежащая НКВД. Но тут внезапно арестовывают сначала Ариадну, а потом и Сергея. И вновь начинается череда испытаний. Марина зарабатывает переводами, пытаясь прокормить себя и сына. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму для мужа и дочери.
С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге. Ее душевные и физические силы на исходе. Она попросту устала начинать все с нуля и уже боится пытаться верить во что-то хорошее. Краткая биография Цветаевой обычно лишь вскользь повествует о том, сколь невыносимо тяжелыми оказались для нее последние годы жизни. Постоянная депрессия подталкивает поэтессу к решению приблизить «одиночества верховный час» и после очередной ссоры с Григорием 31 августа 1941 года Марина Цветаева лишает себя жизни.

Материал с сайта http://tsvetaeva.org/biografiya.html


Марина Цветаева — Биография Марины Цветаевой — Русская поэзия

Биография Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, «полудетских», «девичьих признаний» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913) и период 1915-1917 гг.

Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, считая ее «несомненно талантливой» и при этом отмечая «жуткую интимность» ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917-1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин» и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам – Ахматовой, Блоку. Стихи 1915-1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году («Версты»).

Цветаева много работала в жанре поэмы («Царь-Девица», 1920; «На Красном Коне», 1921; «Поэма Горы», 1924; «Поэма Конца», 1924; «Крысолов», 1925; и другие). Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляет ее проза, среди которой воспоминания о родных (отце – И. В. Цветаеве, основателе Myзея изобразительных искусств, и матери), о поэтах-современниках (М. Волошине, М. Кузмине и других).

Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения. В 1939 году поэтесса возвращается на родину. Живет на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево)

27 августа 1939 года была арестована дочь Ариадна, 10 октября – муж, Сергей Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года, после перенесенных лишений, покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

Знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века.

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.

Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции. После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

 

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведениями Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие.

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила прозы.

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

1930 год — написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;

1933 год – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;

1934 год – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;

1936 год – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;

1937 год – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину

Возвращение на родину

Прожив 1930-е годы в бедности, в 1939 Марина Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. В этот период своей жизни М.Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище. В год 110–летия со дня рождения Марины Цветаевой в Елабуге состоялось открытие уникальной Мемориальной площади с бронзовым бюстом Марины Цветаевой на высоком гранитном постаменте.

  

Площадь М.И. Цветаевой, Литературный музей, Дом Памяти, Библиотека Серебряного века, церковь Покрова Божией Матери, музей «Портомойня», кафе и охранная зона Петропавловского кладбища с могилой Поэта — объекты единственного в мире Мемориального комплекса Марины Ивановны Цветаевой в Елабуге.

  

Музей Марины Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.

  

С произведениями М.И.Цветаевой Вы можете ознакомиться в художественном отделе научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

 

 Цветаева, Марина Ивановна. Автобиографическая проза : Для ст. шк. возраста / Цветаева, Марина Ивановна. — М. : Сов. Россия, 1991. — 347с. — ISBN 5-268-01242-8 : 2.80
 Цветаева, Марина Ивановна. Об искусстве : Сборник / М.И. Цветаева. — М. : Искусство, 1991. — 478 с. — ISBN 5-210-02480-6 : 4.50 р.
 Цветаева, Марина Ивановна. Поэзия. Проза.Драматургия / М. И. Цветаева. — М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. — 568 с. — (Ин-т «Открытое общество», «Пушкинская биб-ка»). — ISBN 5-85050-393-5. — ISBN 5-85050-379-Х : 39.43 р.
 Цветаева, Марина Ивановна. Конец Казановы: Пьесы / Цветаева, Марина Ивановна. — СПб. : Азбука, 2000. — 336с. — ISBN 5-267-00251-8 : 18. 40 р.

Материалы подготовлены: О.А. Протасовой, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию, и С.А. Молчановой, зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания научно-технической библиотеки КНИТУ-КАИ (8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231).

 

Материалы подготовлены: О.А. Протасовой, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию, и С.А. Молчановой, зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания научно-технической библиотеки КНИТУ-КАИ (8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231).

Марина Цветаева – биография, фото, личная жизнь, семья, муж и дети, эмиграция, рост

Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева – великая русская поэтесса, талантливый прозаик, автор критических литературных статей и биографических эссе. Цветаеву называют самой романтической натурой Серебряного века русской поэзии из-за отчаянной страстности и неутолимой жаждой любви, которые часто не вписывались в общепринятые рамки и подвергались осуждению при ее жизни.

Марина Цветаева

Детство и юношеские годы

Будущая поэтесса родилась в Москве 8 октября (по старому стилю 26 сентября) 1892 года. В этот день православные отмечают день памяти апостола Иоанна Богослова, о чем Цветаева впоследствии не раз упоминала в своих произведениях.

Иван Цветаев и Мария Мейн – родители Марины Цветаевой

Отец, профессор Московского университета, искусствовед и филолог Иван Владимирович Цветаев рано овдовел и остался один с двумя детьми на руках. Второй раз он женился на подруге покойной жены, талантливой пианистке Марии Мейн, которая заменила мать семилетней Валерии и годовалому Андрюше. В 1892 у супругов родилась общая дочь Марина, а еще через два года на свет появилась ее младшая сестренка Настя.

Настя и Марина Цветаевы

Отец был постоянно занят на работе, воспитанием четверых отпрысков занималась его супруга. Она была женщиной строгих нравов, держала детей в ежовых рукавицах и на корню пресекала малейшие шалости. Мария Александровна была прекрасно образована, знала несколько языков, виртуозно играла на фортепиано, рисовала и писала стихи.

Она уделяла много внимания интеллектуальному и творческому развитию детей, а вот хорошим манерам и правилам поведения не придавала большого значения. Малыши дрались между собой, ябедничали друг на друга матери, особенно доставалось Марине, с раннего детства державшейся от всех особняком.

Марина Цветаева с сестрой

Девочка жила в мире прочитанных книг и романтических образов, который полностью заменял ей окружающую действительность. Уже в шесть лет она сочинила первые стихи, и сколько мать не билась, чтобы сделать из Марины профессиональную пианистку, поэзия интересовала ее гораздо больше, чем ненавистные гаммы и этюды.

Благополучную и размеренную жизнь семейства неожиданно прервала болезнь матери – Мария Александровна заболела туберкулезом. Для эффективного лечения требовался теплый мягкий климат, и в 1902 году Цветаевы уехали за границу. Они жили на курортах Швейцарии, Германии и Франции, где дети получали образование в учебных заведениях Женевы, Лозанны и Фрайбурга. Несмотря на все старания европейских врачей, болезнь прогрессировала, и в 1906 году женщина умерла.

Юная Марина Цветаева с отцом

На руках Ивана Владимировича остались четверо детей, но из-за плотной занятости на службе он не мог уделять им должного внимания. Поэтому девочки рано повзрослели, начали активно интересоваться не только противоположным полом, но и общественной жизнью.

Вернувшись в Россию, Марина поступила в интернат московской женской гимназии Варвары фон Дервиз, где начала писать бунтарские стихи. За границей она познакомилась с русскими революционерами, идеи которых показались ей достаточно свежими и необычными. Девушка активно участвовала в деятельности московских литературных кружков, посещала собрания символистов и вела себя вызывающе: ночевала на кладбищах, курила, залпом пила рябиновую настойку, несколько раз обривала наголо голову и не стеснялась в высказываниях, которыми порой шокировала окружающих.

Марина Цветаева в юности

В элитной гимназии фон Дервиз не стали терпеть ее выходки и отчислили за дерзость и свободомыслие. Отец устроил Марину в интернат Алферовской гимназии, где она тоже пришлась не ко двору, так что седьмой класс девушка заканчивала уже в частой женской гимназии имени Брюхоненко. В 1910 году Цветаева издала свой дебютный сборник стихов «Вечерний альбом», который стал ее первой ступенькой в мир большой поэзии.

«Вечерний альбом» Марины Цветаевой

Произведения, написанные Мариной еще в школьные годы, привлекли внимание маститых искусствоведов, а поэт и литературный критик Максимилиан Волошин посвятил юной поэтессе большую хвалебную статью. Вскоре он стал ее близким другом, к чьим советам молодая бунтарка всегда прислушивалась. Под его влиянием она сама стала писать критические статьи, в которых анализировала творчество выдающихся современников.

Поездка в Коктебель и замужество

Летом 1911 года Волошин пригласил Цветаеву к себе на дачу в Коктебель, где собирался весь цвет русской литературной богемы. Там Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Еще до встречи с ним Цветаева загадала, что выйдет замуж за мужчину, который подарит ей ее любимый камень. И когда красивый стройный юноша с огромными синими глазами в первый же день знакомства преподнес ей сердоликовую бусину, она ни секунды не сомневалась, что встретила свою судьбу.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

Спустя полгода после знакомства молодые люди обвенчались, а в сентябре 1912 родилась их первая дочь Ариадна (1912 г.). В феврале того же года вышел в свет второй поэтический сборник Цветаевой «Волшебный фонарь», а в марте 1913 – третий «Из двух книг». Позже Марина признавалась, что это было самое счастливое и безмятежное время в ее жизни.

Софья Парнок

В 1913 году умер отец Цветаевой, а через год Марина познакомилась с переводчицей и поэтессой Софьей Парнок, с которой у нее завязались романтические отношения. Их связь, которую Цветаева позже назвала «первой катастрофой в своей жизни», продолжалась два года, и все это происходило на глазах у Сергея Эфрона.

Марина Цветаева. 1914 год

Чувства и эмоции Марины к Парнок нашли отражение в цикле стихов «Подруга», который стал одним из самых сильных образцов любовной лирики Цветаевой и первым проявлением лесбийской тематики в русской поэзии.

Дочери Марины Цветаевой – Ариадна и Ирина Эфрон

После расставания с Парнок Цветаева наладила отношения с супругом, но отнюдь не стала примерной женой. Ее новой возлюбленной стала 23-летняя актриса Софья Голлидэй, которой поэтесса посвятила свою «Повесть о Сонечке». Их роман пролился всего год – на гастролях Софья познакомилась с директором провинциального театра и вышла за него замуж. К этому разрыву Марина отнеслась философски – у нее хватало и других поклонников, к тому же она второй раз стала матерью, в 1917 году родив дочь Ирину.

Послереволюционные годы

Если Первая Мировая война прошла мимо Цветаевой, то послереволюционные годы оказались для поэтессы очень тяжелыми. Эфрон ушел сражаться с красными в рядах Добровольческой армии, а Марина осталась в голодной Москве с двумя малолетними детьми на руках. Цветаева пыталась с помощью поэзии отвлечься от ужасов реальной жизни и в период с 1917 по 1929 гг. написала несколько циклов стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве», «Лебединый стан» и др.) и шесть романтических пьес.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. 1924 год

Младшей дочери Ирине Цветаева совсем не уделяла внимания и относилась к ней совершенно равнодушно, а порой и с раздражением. В 1919 году она отдала обеих девочек в детский приют в расчете, что там их хотя бы накормят. Но директор приюта оказался бессовестным вором, дети постоянно болели и голодали. Когда старшая Аля заболела лихорадкой, Марина забрала ее домой, практически забыв про младшую дочь. В феврале 1920 года Ирочка умерла от голода, а Цветаева так и не признала своей вины, переложив всю ответственность за смерть Ирины на сестер Сергея Эфрона.

Эмиграция

Три года Марина не получала вестей от мужа и уже не надеялась увидеть его живым. Летом 1921 года Илья Эренбург передал ей письмо от Сергея, который скрывался от большевистской расправы в Праге. С невероятным трудом Цветаевой удалось получить разрешение на выезд, и в мае 1922 она вместе с дочерью Ариадной встретилась с Эфроном в Берлине. Они не виделись с 1916 года, много пережили за этот период и рассчитывали начать новую жизнь. Стихи Марины Цветаевой. Читает Алиса Фрейндлих Супруги переехали в Прагу, где в 1925 году у них родился сын Георгий. Марина полюбила Чехию всей душой, что особенно заметно по новым ноткам, появившимся в ее стихах того периода. В Праге Цветаева закрутила бурный роман с другом мужа, разведчиком Константином Радзевичем. Ходили слухи, что именно он стал отцом маленького Георгия, которого Марина просто обожала, в отличие от своих дочерей.

Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием и Ариадна Эфрон

Сергей знал о похождениях жены и тоже сомневался в своем отцовстве. Эфрон даже собирался подавать на развод, но Цветаевой удалось вымолить у него прощение. Супруги перебрались в Париж, подальше от Радзевича, в память об этом романе были написаны две знаменитые поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца», которые Марина посвятила Константину.

Во Франции Цветаева прожила четырнадцать лет, и это был достаточно сложный период в ее жизни. Ее не приняла эмигрантская интеллигенция и литературный мир Парижа, средств на жизнь катастрофически не хватало. В семье постоянно вспыхивали ссоры, причиной которых становились не только любовные увлечения Марины и ее несносный характер, но и различия в политических взглядах.

Марина Цветаева с дочерью. Париж, 1925 год

За годы эмиграции Сергей пересмотрел свое отношение к советской власти и стал ей симпатизировать. Цветаева же, наоборот, категорически не принимала произошедшие в России изменения и даже думать не хотела о возвращении на родину. При этом она испытывала острую ностальгию, которая отображалась в ее творчестве. В 1925 году вышел последний прижизненный поэтический сборник «После России», в 1930 году поэтесса посвятила цикл стихов Владимиру Маяковскому, самоубийство которого потрясло ее до глубины души.

В эмиграции Цветаева много внимания уделяла прозе, которая пользовалась за границей большим успехом, чем стихи. В это время были написаны и изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке», «Дом у старого Пимена» и воспоминания о Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине и Андрее Белом.

Марина Цветаева. 1928 год

Весной 1926 года через Бориса Пастернака, с которым Марина вела многолетнюю переписку, она заочно познакомилась с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, своим давним кумиром. Эфрон окончательно понял, что его жена не может жить без новых романов и постоянного ощущения влюбленности, и решил отойти в сторону. Марине снова удалось уговорить мужа остаться, но она почувствовала, что Сергей к ней полностью охладел и находится рядом только из жалости. А встреча с Рильке так и не состоялась – в канун Нового 1927 года поэт умер от лейкемии.

Марина Цветаева. 1930 год

Вторая половина 30-х годов была для Цветаевой самым трудным периодом в эмиграции. Эфрон к этому времени стал агентом советской разведки и активно агитировал соотечественников возвращаться на родину. В сентябре 1937 года швейцарская полиция заподозрила его в причастности к убийству советского разведчика Игнатия Рейсса, открыто выступавшего против сталинизма.

Сразу после этого происшествия Сергей с дочерью Алей, которая к тому времени стала его союзницей и единомышленницей, был тайно переправлен в Советский Союз. Марина осталась одна с сыном, который тоже больше не хотел оставаться за границей и рвался вслед за отцом.

Возвращение в Советский Союз

В 1939 году Цветаева с 14-летним Георгием вернулась в Москву и узнала, что ее муж и дочь арестованы. Она написала несколько писем Сталину, но ответа на них так и не получила (Эфрона арестовало НКВД по подозрению в шпионаже, два года спустя его приговорили к высшей мере, 15 лет спустя реабилитирован посмертно). На грани помешательства Цветаева полностью утратила способность к творчеству, перебивалась мелкими переводами и практически превратилась в нищенку. Хуже всего, что сын обвинял ее во всех бедах, случившихся в семье, и открыто демонстрировал пренебрежение и неприязнь к матери.

Георгий Эфрон и Марина Цветаева

Начавшаяся война повергла Цветаеву в состояние полной паники. Она не захотела оставаться в столице, к которой рвались вражеские войска, и в начале августа вместе с сыном отправилась в эвакуацию. Вещи в дорогу помогал собирать Борис Пастернак – он увязал ее нехитрые пожитки веревкой, сказав при этом: «Смотри, какая прочная, хоть вешайся, в хозяйстве точно пригодится!». Поэт тогда еще не знал, что его слова станут пророческими, и до конца жизни не мог простить себе эту необдуманную фразу.

Марина Цветаева (1939 год)/Борис Пастернак

Работы в Елабуге, куда прибыли эвакуированные, для Цветаевой не было. Она пыталась хоть как-то устроиться, 26 августа написала заявление на работу посудомойкой в столовой Литфонда и была определена с сыном на постой в семью Бродельщиковых.

Смерть

31 августа 1941 года, пока Георгия и хозяев не было дома, Цветаева повесилась, оставив три предсмертные записки для сына и товарищей-литераторов. Муру она написала, что оказалась в тупике, из которого не видит другого выхода, а друзей просила позаботиться о мальчике.

Сын так и не простил мать и даже не захотел с ней попрощаться, мотивировав это желанием запомнить ее живой. Через три года Георгий ушел на фронт и геройски погиб в сражении под Друйкой.

Раскрашенное фото молодой Марины Цветаевой

Сергея Эфрона расстреляли в подвалах Лубянки в октябре 1941 года. Ариадна долгих пятнадцать лет провела в сталинских лагерях и вернулась в Москву больная и искалеченная после реабилитации в 1955 году.

Память

Цветаеву как самоубийцу похоронили без отпевания за церковной оградой. Но по просьбе ее верующих почитателей, в том числе и дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение: патриарх Алексий II дал свое святейшее благословение, и через пятьдесят лет после смерти поэтессу отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Условная могила Марины Цветаевой в Елабуге

Точное месторасположение могилы Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге неизвестно. Примерно в той стороне, где могут покоиться ее останки, в 1960 году сестра Марины Анастасия поставила крест, а в 1970 появилось гранитное надгробие. Но лучшим памятником великой поэтессе остается ее творчество: семнадцать поэм, восемь пьес, пятьдесят произведений в прозе, более восьмисот стихотворений и около тысячи писем.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Марина Цветаева – биография, книги, отзывы, цитаты

Марина Цветаева — русский поэт, прозаик, переводчик.

Родилась 8 октября 1892 в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.

Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

В 1910 Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

В 1911 Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 выходит третий сборник — «Из двух книг».

Летом 1916 Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений, а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

В 1914 Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 Цветаева, подводя итог, пишет:

Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное, родное — какая скука!

В 1917 Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

В мае 1922 Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

В мае 1926 Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов.

В 1930 написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.

15 марта 1937 выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р., если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 было сооружено гранитное надгробие. В то же время Анастасия Цветаева утверждает, что могила находится на точном месте захоронения сестры, а все сомнения являются всего лишь домыслами.

Марина Цветаева | Фонд Поэзии

Русская поэтесса Марина Цветаева (также Марина Цветаева и Марина Цветаева) родилась в Москве. Ее отец был профессором и основателем Музея изящных искусств, а мать, умершая от туберкулеза, когда Марине было 14 лет, была пианисткой. В 18 лет Цветаева выпустила свой первый сборник стихов «Вечерний альбом ». При жизни она писала стихи, стихотворные пьесы и прозаические произведения; она считается одним из самых известных поэтов России ХХ века.

Жизнь Цветаевой совпала с бурными годами в истории России. В 1912 году она вышла замуж за Сергея Эфрона; у них родились две дочери, а позже — сын. Ефрон вступил в Белую армию, и Цветаева была разлучена с ним во время Гражданской войны. У нее был короткий роман с Осипом Мандельштамом, а более длительные — с Софией Парнок. Во время московского голода Цветаева была вынуждена отдать дочерей в государственный детский дом, где младшая Ирина умерла от голода в 1919 году. В 1922 году она эмигрировала с семьей в Берлин, затем в Прагу, а в 1925 году поселилась в Париже.В Париже семья жила бедно. Сергей Эфрон работал на советскую тайную полицию, а Цветаева избегала русских эмигрантов в Париже. В годы лишения и ссылки поэзия и общение с поэтами поддерживали Цветаеву. Она переписывалась с Райнером Марией Рильке и Борисом Пастернаком, а работу посвятила Анне Ахматовой.

В 1939 году Цветаева вернулась в Советский Союз. Эфрон была казнена, а оставшаяся в живых дочь отправлена ​​в трудовой лагерь. Когда немецкая армия вторглась в СССР, Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в Елабугу.Она повесилась 31 августа 1941 года.

Критики и переводчики творчества Цветаевой часто отмечают страстность ее стихов, их быстрые изменения и необычный синтаксис, а также влияние народных песен. Она также известна своим изображением женских переживаний в «страшные годы» (так описал период российской истории Александр Блок).

Сборники стихов Цветаевой, переведенные на английский язык, включают Избранных стихотворений Марины Цветаевой в переводе Элейн Файнштейн (1971, 1994).О ней написано несколько биографий, а также сборник мемуаров Нет любви без поэзии (2009) ее дочери Ариадны Эфрон (1912–1975).

F&P Марина Цветаева Поэзия


У тех, кто пишет четко, есть читатели, у тех, кто пишет невнятно, есть комментаторы. — Камю

Цветаевна Марина Ивановна

(1892-1941)

Русская поэтесса Марина Ивановна Цветаевна была дочерью известного филолога, искусствоведа, профессора МГУ И.В. Цветаевна. Именно он основал Музей изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Марина очень рано начала писать. Ее первые публикации появились в 1908 году. В 1910 году она выпустила свою первую книгу под названием «Ночной альбом». Несмотря на небольшой тираж, книгу заметили такие выдающиеся писатели, как Брюсов и Волошин.

Вскоре были изданы еще две книги стихов Цветаевой. Это были «Волшебный фонарь» 1912 года и «Из двух книг» 1913 года.Эти книги основаны на типичных для Цветаевны темах: любовь, Россия и поэзия. Для ее поэзии характерен вихрь дикого порыва, патетическая интонация, резкие ритмические изменения и дразнящая, сварливая агрессия. Цветаевна сравнивала свои стихи с «чертенками, ворвавшимися в святилище грез и ладана».

Отношение Цветаевны к революции было сложным и двойственным. В 1922 году она уехала за границу навестить своего мужа, бывшего офицера вооруженных сил.Это был период тяжелой эмиграции. Они поехали в Париж, затем в Прагу, затем в Берлин. В этот период Цветаевна написала «Стихи моему сыну» в 1932 году, сатирическую поэму «Мышеловка» в 1925 году, книгу «После России» в 1928 году и сборник стихов «Стихи в Чехию» в 1938 году. к 1939.

18 июля 1939 года Цветаевна вернулась на родину. Она много переводила и подготовила к публикации сборник своих стихов, но начало Второй мировой войны помешало этому случиться.В 1941 году Цветаевна с сыном бежали в город Елабург.

Марина Цветаевна оставила после себя блестящее наследие в виде стихов, рассказов, прозы, статей, драмы и даже очерков о Пушкине, Бедни, Брюсове, Волошине, Пастернаке и других.

[Английский] [Русский TRANS | KOI8 | ALT | ВЫИГРАТЬ | MAC | ISO5]

MIT Русская связь | Календарь

Ночей русской поэзии: Марина Цветаева

MIT Russian Connection представляет вечер поэзии на стихи Марины Цветаевой и обсуждение яркой биографии этой поэтессы.

Марина Кацева представит жизнь Марины Цветаевой на основе различных источников, включая новые документы, недавно обнаруженные в архивах Цветаевой. Марина Ханхалаева (вокал) и Ирина Черенкова (гитара) исполнят песни на стихи Цветаевой.

Дата: вторник, 2 февраля 2010 г.
Время: 20:00
Расположение: Зал кофейни: Студенческий центр Stratton, 3-й этаж

Примечание: мероприятие будет проводиться исключительно на русском языке.

* * * * *

Марина Цветаева широко признана одним из величайших европейских поэтов прошлого века. Она была беспокойной женщиной, которой суждено было жить в неспокойном мире. Родившись в 1892 году в семье русской интеллигенции, она пережила катаклизмы трех революций, гражданской войны в России и двух мировых войн, изгнания, пренебрежения и гонений. После ее смерти в 1941 году Цветаева стала жертвой своего политизированного времени. И все же стихи, которые она писала от отчаяния, мощные интеллектуально и лингвистически ясные, были триумфом гения.Ее блестящий результат дал ей победу над временем и серьезностью.

Поэт редкого вдохновения, интуиции и мастерской техники, Цветаева также была женщиной огромной моральной статуи. Она говорила: «Талант — это ничто, моральное величие важнее». Это то, что несут ее стихи: яркий отпечаток выдающихся нравственных качеств личности Цветаевой. Больше всего она ценила мужество и стойкость, честь, благородство, великодушие, непоколебимую преданность семье и друзьям, но прежде всего своему ремеслу.Она написала: «Я никогда не заботилась ни о чем, кроме стихов!»

Марина Цветаева была полностью признана великими современниками. Анна Ахматова причислила ее к числу равных, в которое входили Мандельштам и Пастернак, которые, в свою очередь, называли ее «золотым несравненным поэтом». Она также стала поэтической звездой для следующих поколений русских поэтов. Почти все они отдали ей дань уважения, даже такие разрозненные поэты, как Евтушенко и Бродский. «В русской поэзии ХХ века никогда не звучало более страстного голоса», — писал о ней Иосиф Бродский.И тем не менее западные читатели только сейчас начинают открывать для себя то, что великие современники Цветаевой признали почти столетие назад: что «она была одним из главных поэтических голосов века», «замечательным поэтом и очаровательной женщиной», «поэтом, чей обширное воображение могло охватить истину каждой человеческой эмоции ».

* * * * *

Марина Кацева приехала в США из России в 1990 году и с тех пор работает в Бостонском университете. Имея степень магистра искусств, она изучала теорию и историю искусств в Украине (Государственный институт искусств) и Московской консерватории.Более 20 лет преподавала историю музыки в различных московских вузах, в том числе в Государственном театральном институте им. Луначарского. Она также является автором многочисленных статей о поэзии и музыке для международных музыкальных журналов и энциклопедий, а также передач для телевидения и радио в Москве и США. С 1996 г. М. Кацева работает доцентом в HUAM, а в настоящее время участвует в образовательных и общественных программах МИД в качестве музейного экскурсовода для русскоязычной аудитории.

Кацева начала изучать творчество Цветаевой в 1980-х годах, как только стихи и проза поэта были впервые опубликованы в бывшем Советском Союзе, и лично познакомилась с некоторыми из сохранившихся деятелей прошлого Цветаевой.М. Кацева считала этот опыт центральным в своем развитии как ученого, педагога и публициста.

Марина Ханхалаева , меццо-сопрано, изучала оперное пение в Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессора Е. Гороховской) и в Академии молодых певцов Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Россия. Была солисткой Государственного театра оперы и балета «Бурятия». Также она была солисткой ансамбля «Рождество» при Петербург-Концерт и участвовала в международных конкурсах.Марина недавно получила степень магистра в Южном методистском университете в Далласе, штат Техас (класс профессора Дейла Дитерта).

земных знаков — New York Review Books

Марина Цветаева, наряду с Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом и Борисом Пастернаком, считается одним из величайших поэтов России двадцатого века. Ее самоубийство в возрасте сорока восьми лет стало трагической кульминацией жизни, охваченной политическими потрясениями. Очерки, собранные в этом сборнике, основаны на дневниках, которые она вела в бурные годы революции и гражданской войны.В них она записывает разговоры женщин на рынках, солдат и крестьян в поезде, следовавшем из Крыма в Москву в октябре 1917 года, боев на улицах Москвы, неистовых схваток с сослуживцами, чтобы выкопать замороженный картофель из подвала, и поэтические чтения, организованные новоявленной советской богемой. Одна в Москве с двумя маленькими детьми, без дохода и пропавшим мужем, Цветаева изо всех сил пыталась прокормить своих дочерей (одна из которых умерла от недоедания в приюте), найти работу в советской бюрократии и продолжать писать стихи.Ее острый и безжалостный глаз наблюдает с сочувствием и юмором, оживляя социальный, экономический и культурный хаос того периода. Эти автобиографические сочинения не только дают яркое свидетельство очевидцев российской истории, но и дают жизненно важное понимание работы уникальной поэтики Цветаевой.

Включает черно-белые фотографии.

Похвала

Есть ли проза более интимная, пронзительная, героическая, удивительная, чем у Цветаевой? Была ли правда о безрассудных чувствах такой обнаженной? Так ускорился? Озвучивая кишки и лоб, она бесподобна.Облаченная в вуаль перевода, опытный перевод, ее безрассудство командует, ее нагота пылает пламенем.
—Сьюзан Зонтаг

Если говорить о русской поэзии прошлого века, то Осип Мандельштам, Анна Ахматова и Борис Пастернак — достаточно знакомые имена, но не Марина Цветаева, равная им … Она так хороша, как Элиот или Паунд, один может попросить для сравнения. Она так же хороша, как и они, и, возможно, у нее в рукаве больше уловок как поэт … Замечательная подборка из ее дневников и эссе в исключительно прекрасном переводе Джейми Гамбрелла.Они дают нам представление о временах, не сильно отличающееся от того, что содержится в рассказах Исаака Бабеля. Цветаева — отличный репортер … Автобиографические сочинения Цветаевой и ее эссе наполнены запоминающимися описаниями и красиво оформленными фазами … Гамбрелл хорошо подводит итог трудностям Цветаевой в ее кратком и чрезвычайно проницательном вступлении.
—Чарльз Симич, Нью-Йорк Ревью оф Букс

Этот стиль смелой, страстной и новаторской мысли явно прослеживается в земных знаках , произведениях русского поэта-модерниста Марины Цветаевой в этом необычном переводе Джейми Гамбрелла.
—Кэрол Маске Дьюкс, Los Angeles Times Book Review

Превосходно переведенное издание Джейми Гамбрелла с его хорошо проработанным и информативным введением любезно удовлетворяет желание Цветаевой увидеть эти дневниковые прозы в едином томе.
—Рэйчел Полонски, Литературное приложение к The Times

Поэзия для детей. Детские поэты

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из величайших русских поэтов ХХ века.Родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и критик; позже стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мэри Мэн (родом из русифицированной польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — еще с шести лет. Огромное влияние на характер Марины оказала мама.Она хотела видеть дочь музыканта.
После смерти матери от туберкулеза в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детство Цветаевой прошло в Москве и Тарусе. Из-за болезни матери Марина долгое время жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получил в Москве, в частной женской школе М. Со Брюхоненко; продолжил его в домах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет совершил поездку в Париж, чтобы послушать в Сорбонне краткий курс лекций по старинной французской литературе.
В 1910 году Марина издает на свои деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло внимание известных поэтов Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. В том же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Магия в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» через два года последовал второй сборник «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кружком московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллис Цветаева участвует в деятельности клубов и студий при издательстве «Пробежка».
В раннем творчестве Цветаева значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэт посещал дом Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась с Сергеем Ефроном; в январе 1912 года он женился на нем. В этом же году у Марины и Сергея дочь Ариадна (Ала).
В 1913 г. вышла третья книга — «Две книги».
Летом 1916 года Цветаева приехала в города Александрии, где жила ее сестра Анастасия Цветаева, гражданский муж Маврикий Минц и его сын Андрей.В Александрове Цветаева написала цикл стихов («Ахматова», «Стихи о Москве» и другие стихотворения), а ее пребывание в городе литературоведы позже назвали «Александром летом Марины Цветаевой».
В 1917 году у Цветаевой родилась дочь Ирина, которая умерла от голода в детском доме в возрасте 3 лет.
Гражданская война была для Цветаевой очень тяжелой. Сергей Ефрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединая мельница», проникнутый симпатией к белому движению.
В 1918-1919 Цветаева пишет романтические произведения; создал стихотворения «Егорушка», «царевна», «красный конь».
В апреле 1920 года Цветаева встретилась с князем Сергеем Волконским.
В мае 1922 года дочери Цветаевой Ариадне разрешили выехать за границу, так как ее муж, переживший поражение Деникина, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго прожили в Берлине, затем три года в пригороде Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу.В 1925 году после рождения сына Георгия семья переехала в Париж.
В Париже на Цветаева сильно повлияла окружающая среда из-за деятельности человека. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка была прервана в конце того же года со смертью Рильке.На протяжении всего времени в ссылке продолжалась переписка Цветаева и Бориса Пастернака.
Большая часть созданных Цветаевой в изгнании осталась неопубликованной. В 1928 году в Париже вышел последний прижизненный сборник поэта — «После России», в который вошли стихи 1922-1925 годов. Позже Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в изгнании — что я не иммигрант, что я по духу, то есть по воздуху и качели — там, там, там … »
В 1930 году написан поэтический цикл« Маяковский »(на смерть Владимира Маяковского), самоубийство которого потрясло Цветаеву.
В отличие от поэзии, не получившей в эмигрантских кругах признания, успехом пользовалась ее проза, занявшая главное место в ее творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня писателем …»). В это время издаются «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть Сони» (1938), воспоминания Максимилиана Волошина (Live on live). , 1933), Михаил Кузьмин («Чужая ночь», 1936), Андрей Белый («Плененный дух», 1934) и др.
Семья Цветаевых 1930-х годов жила почти бедно.
15 марта 1937 года он отправился в Москву Ариадной, первой из семьи, получившей возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, причастный к зарегистрированному политическому убийству (ради возвращения в СССР он стал агентом НКВД за рубежом).
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезду проживал на даче НКВД в г. Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в г. Болшево). 27 августа была задержана дочь Ариадна, 10 октября — Ефрон.В августе 1941 г. Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадну после пятнадцати лет репрессий реабилитировали в 1955 году.
В этот период Цветаева почти не писала стихов, не занималась переводами.
Война застала Цветаевой переводы Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном отправились в эвакуацию на катере; 18-го прибыл вместе с несколькими писателями в город Елабуга на Каме. В Чистополе, откуда было больше всего эвакуированных писателей, Цветаева получила согласие на проживание и оставила заявление: «В совете литературного фонда.Прошу принять меня на работу посудомойкой в ​​столовой Окна Литературного фонда. 26 августа 1941 г. ». Но она не дала и такой работы: жены писателей Совета посчитали, что она могла быть немецкой шпионкой. 28 августа она вернулась в Москву с намерением переехать в Чистополь.
Пастернак, следуя В эвакуации, и отдал ей чемодан веревку, не зная, какую ужасную роль суждено этой веревке сыграть.Не выдержав унижения, Цветаева 31 августа 1941 года повесилась на веревке, которую ей дал Пастернак.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное местонахождение ее могилы неизвестно.

SOUL OF AN EXILE — The Washington Post

ЦВЕТАЕВА Виктория Швейцер Перевод с русского Роберта Чандлера и Х. Поэзия Уиллетса, переведенная Питером Норманом. Отредактирована и аннотирована Анжелой Ливингстон Фаррар, Штраусом и Жиру. 413 с. $ 35

ЖИЗНЬ русской поэтессы Марины Цветаевой пропитана корыстью, пышностью, почти истерическим тоном.Даже симпатия Виктории Швейцер в этой подробной биографии не может сделать ее симпатичной. Стихи Цветаевой отличаются густой музыкальностью и прерывистым синтаксисом. Как и они, она часто была мелодраматичной. События времени (с которыми так неразрывно связаны стихи Мандельштама, Ахматовой и Пастернака и над которыми парит их творчество) не были материалом Цветаевой. Ее предметом была она сама, как Художник — с большой буквы. Она родилась в старой России, лишилась комфортного семейного положения, изгнана, игнорируется, она все еще видела себя в центре мира.

И все же, даже в этой чрезмерно настойчивой и не очень изящно написанной биографии, мы осознаем нечто экстраординарное в духе Цветаевой, поднятой, как маленькое оружие, против пяты тоталитарного государства. Ее эгоцентризм не является убедительным; от заурядности ее спасает то, как история ожесточилась, бесстрастно нанося удары, и как она — светлая молодая женщина, превратившаяся в седого хобгоблина, — отказалась сгибаться. Она сломается, прежде чем согнется. Она была эгоистичной, жестокой, театральной женщиной — лгуньей, плохой матерью, причиняющей боль тем, кто ее любил.Но история была еще худшим персонажем, и поэтому мы, в конце концов, склоняемся на сторону поэта.

Марина Цветаева родилась в 1892 году в богатой и культурной семье. Ее мама играла на пианино «почти» профессионально. Ее отец основал в Москве Музей изобразительных искусств Александра III. Марина выросла так, чтобы стать тем, кем никогда не была ее мать — художницей, и в этой атмосфере эмоциональные всплески и личная вольность вызывали восхищение, даже поощряли во имя художественного самовыражения. Был установлен образец.Спустя годы ее муж, Сергей Эфрон, с ужасной скорбью рассказывал, что Марина «с головой бросается в свои ураганы».

Ефрон и Цветаева поженились в 1912 году. К 1917 году у них родилось две дочери, началась революция, и Ефрон присоединился к Белой армии. Семья не будет вместе до 1922 года, когда они воссоединятся в Европе, где проживут 17 лет — большую часть трудовой жизни Цветаевой.

Ее работы к этому времени были опубликованы и высоко оценены, и Цветаева познакомилась с рядом русских писателей, в том числе с Мандельштамом.В Европе она продолжала писать и публиковать. Но за эти годы ее чувства ожесточились: романтичная молодая женщина становилась все более и более жадной, сексуально требовательной, пожирающей и высмеивающей.

Рационализация Цветаевой заключалась в том, что удовлетворение — служанки Художника, Души Художника. В этой книге много говорится о Душе — часть из писем и стихов Цветаевой, а часть из комментария Швейцера, в котором биограф с энтузиазмом истинно верующего склонен немного переписать факты — — ровно настолько, чтобы снять с Цветаеву ответственность и дать ей особую свободу действий Художника.Эта ветка, к сожалению, проходит через всю биографию.

Последняя глава жизни Цветаевой, хотя и не может избавить ее от существенной мелочности, заставляет нас видеть все в большем, более холодном свете. С годами Эфрон стал более пробольшевистским; к 1937 году он был замешан в смерти бывшего бойца Белой армии; Судя по всему, он стал советским шпионом. Он исчез обратно в Россию, где уже жила их дочь Аля. У Цветаевой не было выбора.Она тоже с их сыном Муром и, вероятно, с помощью Советов поехала в Россию. Это был просто вопрос времени: арестовали Алю; потом Эфрон. Цветаева не могла найти ни признания своей работы, ни жилья. Наконец ей предложили поработать мытьем посуды в писательской столовой. Вместо этого в августе 1941 года она выбрала самоубийство, написав эти печальные строки всего за шесть месяцев до своей смерти:

Пора снимать янтарь,

Пора менять слова,

Пора тушить лампу

над дверью.. . О творчестве Цветаевой я мало говорил. К сожалению, биография Швейцер — не то место, где можно много узнать о ее стихотворениях о страсти и тоске по дому, в которых эго сидит, как блестящий паук, в центре паутины. Ссылки Швейцер на эти стихи проливают свет на хронологию и на связи между ними и жизнью Цветаевой, но тон ее обсуждения больше относится к прозелитизму, чем к анализу. Хотя Питер Норман, который переводил стихи, может быть знающим и элегантным переводчиком, здесь он оказывается невосприимчивым к вызывающей лексике Цветаевой: такие отрывки, как «Ни ребро, не сломанное пополам — / Но крыло, сломанное пополам», деревянные и странно, да и стихи Цветаевой воздают должное.

У меня есть другие жалобы. Кроме стихов, Цветаева была переведена с русского Х. Т. Виллеттсом и Робертом Чендлером, которые заняли свое место, когда Виллеттс заболел. Чендлер делает более гладкую работу, но стиль по-прежнему остается вымученным, а иногда и совершенно неуклюжим. Цитаты из писем, журналов и других источников приводятся нечетко и нечетко. Жаль. Я бы хотел, чтобы настойчивость редакторов улучшила эту важную книгу в таких мелких, но важных вопросах.

Последний сборник стихов Мэри Оливер «Новые и избранные стихи» получил Национальную книжную премию 1992 года. Она работает писателем-писателем в общежитии в колледже Sweet Briar College.

Некролог Элейн Файнштейн | Книги

Элейн Файнштейн, скончавшаяся в возрасте 88 лет, была ведущим поэтом и внесла новый интернационализм в британский стих. Как писательница, она была одной из женщин, изменивших литературное письмо 1970-х годов.

В 1961 году она опубликовала первые переводы на английский язык произведений Марины Цветаевой и продолжила работу над биографией трагической жизни великого русского поэта «Пленный лев» (1987).

Пропаганда русской поэзии Элейн на протяжении всей жизни продолжилась биографиями Пушкина (1998 г.) и «Анны всея Руси» (2005 г.) об Анне Ахматовой и переводами современных русских поэтов. В 2008 году она раскрыла творческую глубинку этой работы в «Русском Иерусалиме», романе, в котором поэзию и прозу смешивают, чтобы проследить советские преследования поэтов, которых она называла «евреями» русской культуры.

Поэзия, для которой она создала англоязычную аудиторию, глубоко повлияла на ее собственную.Движимая культурным любопытством, она также помогла принести в Британию очень разные, североамериканские традиции черной горы и поэзии битов.

В 1959 году она основала журнал Prospect (не имеющий отношения к текущему журналу с таким названием), издававший Аллена Гинзберга, Грегори Корсо и, среди прочего, Чарльза Олсона, чье письмо Элейн Файнштейн до сих пор представляет собой антологизированный проективистский текст. Хотя проективизм, вздохнувший как поэтическая единица, теперь можно отнести к истории литературы, трансатлантический культурный обмен Prospect помог создать сегодняшнюю англо-американскую кембриджскую поэтическую школу, в центре которой находится Дж. Х. Принн.

Но именно проницательный и глубоко эмоциональный характер стихотворения Элейн повлиял на многих поэтов, работающих сегодня на английском языке, а также на восхищение читателей и публику во всем мире: она была харизматичной исполнительницей.

Тед Хьюз писал, что ее стихи «следует по следу нервов», а Джордж Штайнер описал их как «инстинкт заботы, с редким умом к боли». За ее дебютом последовало более десятка сборников стихов «В зеленом глазу» (1966), в том числе «Разговор с мертвыми» (2007) — элегии медитативной близости для ее мужа, молекулярного биолога Арнольда Файнштейна, умершего в 2002 году — и тематические исследования. Города (2010) и Портреты (2015).Их кульминацией является ее последний опубликованный том, новые и избранные стихотворения из книги «Клиника, память» (2017).

Голос Элейн уникален как поэт. В прозе она принадлежала к поколению женщин, среди которых были Анджела Картер, Ева Файджес и близкая подруга Элейн Эмма Теннант, которая изменила британское чтение и издательское дело в 70-х годах. Психологически исследовательские произведения Элейн часто сосредотачивались на жизни женщин. Ее первый роман, «Круг», появился в 1970 году, когда также были опубликованы «Женщина-евнух» Жермен Грир и «Сексуальная политика» Кейт Миллет — эти книги подпитывали дух времени.

Затем последовали короткие рассказы, радио и телевизионные драмы, а также еще 13 романов, в том числе «Стеклянный алембик» (1973), завоевавший ее репутацию по обе стороны Атлантики, и «Девушка матери» (1988). Также последовали дальнейшие биографии, критика и отредактированные тома, как и автобиография. «Это идет с территорией» (2013) с подзаголовком «Мемуары поэта», и карьера Элейн была образцовой не только по непреходящему значению ее работ, но и по размаху и глубине ее литературной дружбы.

И все же она не боялась признать «три удара», которые ее времена могли нанести против нее, как еврейской женщины с севера Англии. Родилась в Бутле, Мерсисайд, она была единственным ребенком Айседор Куклин и Фэй (в девичестве Комптон) и выросла в Лестере, где ее отец был краснодеревщиком. Но она никогда не забывала, что все четверо ее бабушки и дедушки родились в Одессе, теперь на Украине.

Из девичьей гимназии Виггестона, в 1949 году она поступила в Ньюнхем-колледж в Кембридже в качестве экспонента для изучения английского языка.Юность военного времени, которая должна была ассимилироваться с откровениями о нацистских лагерях смерти, теперь сменилась азартом от пребывания в числе только второго набора женщин, которым разрешили поступить в университет. Она училась на планке после окончания учебы, но решила не заниматься. В 1956 году она вышла замуж за Арнольда и вернулась в Кембридж, где у них родились трое сыновей, и их дом стал местом встреч писателей со всего мира, среди которых были Евгений Евтушенко, Мирослав Голуб и Иегуда Амихай.

Элейн работала в Cambridge University Press (1959-62), в педагогическом колледже Хокерилла (1963-66), а затем в новом отделении сравнительной литературы Дональда Дэви в Университете Эссекса до 1970 года, когда она ушла, чтобы стать штатным сотрудником. писатель.

Элейн Файнштейн читает свое стихотворение «Визит»

Она отредактировала свои переводы Цветаевой (1971), выполнила переводы «Трех русских поэтов» (1976) и получила три награды Художественного совета за перевод. Она начала писать для Guardian, Times и New York Review of Books.

В 1973 году оба родителя Элейн умерли, и ее работа была направлена ​​на осознанное исследование еврейской идентичности и центральноевропейских традиций. В романах «Выжившие» (1982) и «Граница» (1984) рассказывается о выживании в Холокосте. Связанные темы пронизывают сборники стихов 80-х и 90-х годов, хотя часто и косвенно. Писательская жизнь также оставалась неизменной темой: биографии Хьюза и Д.Х. Лоуренса сопровождались «Голдом» (2000), стихотворным портретом еврейского либреттиста Моцарта Лоренцо да Понте.

Элейн стала членом Королевского литературного общества (1981 г.) и получила пенсию по гражданскому списку (2005 г.). Ее много переводили, она с энтузиазмом путешествовала, участвовала в литературных стипендиях Британского Совета в Норвегии и Сингапуре и, всегда будучи коллегой, входила в состав жюри призов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *