Цитатная краткая характеристика Фамусова. Грибоедов, Горе от ума
Павел Афанасьевич Фамусов — один из ключевых и самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Если разбирать его фамилию, то она происходит от fama, что с латыни переводится как «общественное мнение, молва». Цитатная характеристика Фамусова говорит о нем как о человеке, у которого в приоритете чины и деньги. Все действия комедии происходят в доме Фамусова, и поэтому в сюжете дом имеет весьма большое значение.
Цитатная характеристика Фамусова
Все события развернутся очень рано на рассвете, когда день чуть забрезжит, а закончатся, когда погаснет последняя лампа. Именно с той самой минуты, когда бой старинных часов нарушит ранее сонное утро, старик Фамусов будет вовлечен поначалу в события комических розыгрышей, но постепенно все это перерастет в драму.
Образ хозяина дома имеет двойственный характер. В первой части произведения его ставят в нелепое положение интриги молодежи, которые он никак не может проследить и понять. Сначала Софья морочит голову ему какими-то возлюбленными, рожденными в бедности, а потом его пугает Чацкий своим вольнодумством — «карбонариями». А дальше от всего увиденного и услышанного он и сам начинает ждать чего-то вроде «разбоя и пожара», и поэтому изо всех сил будет стараться спасти свою дочь и гостей от Чацкого, которого называет «безумным вольтерьянцем».
Фамусов — яркий представитель старой и закоренелой московской знати. Цитатная характеристика Фамусова указывает на то, что он еще тот «крепкий орешек». Его убеждения и взгляды непоколебимы, так как представляют собой опыт предков и передавались из поколения в поколение. Он абсолютно не слушает чужих мыслей и доводов, и поэтому Грибоедов нарочно делает его глуховатым. В беседе с Чацким он часто выражается: «Не слушаю»; «Под суд! Под суд!». Его негативное отношение к Чацкому полностью противоположно обхождению со Скалозубом, в котором он показывает свою заинтересованность как в потенциальном женихе для Софьи. Отношение Фамусова к Скалозубу определяет его одинаковое отношение как к семейной жизни, так и к службе, потому как все в равной степени построено на выгоде. Чацкий о Скалозубе отзывается словами: «Имеет страсть к мундиру».
Конфликт
Фамусов о Чацком говорит, что он «враг исканий», не требующий «ни мест, ни повышенья в чине», занимающийся одной наукой. Цитатная характеристика Фамусова говорит о том, что он никогда не позволит «ввести в свое семейство» такого человека, для него он лицо антигосударственных взглядов, а это значит, что таких нужно опасаться, чтобы не накликать на себя беду. Для Фамусова такие вещи требуют искоренения, то есть человека, нарушающего общие устои, необходимо изолировать или посадить в рамки общепринятых оценок и мнений, таким образом не давая ему мыслить по-своему и тем более высказывать свое мнение приличной публике.
Для Фамусова самое страшное то, что Чацкий много размышляет, а еще у него есть привычка во всем иметь свое суждение, которое он свободно выражает. Фамусов говорит о нем: «Что говорит! И говорит, как пишет!» Помещик понимает, что умение так мыслить и говорить воспитывается посредством книг, и поэтому Фамусов выражается с негодованием об образовании: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».
Окончание пьесы
Фамусов вольномыслие Чацкого называет «чумой и заразной болезнью», он считает его поколение бездумным, от которого необходимо ограждать семью и государство. Ошибочно думая, что Софья крутит роман с Чацким, Фамусов решает огласить его сумасшедшим: «Оглашу во весь народ»; «Подам в сенат министрам, государю».
Именно в этом состоит вся цитатная характеристика Фамусова. «Горе от ума» показывает очень яркий и живописный образ с типичными аристократическими мыслями и привычками своего времени.
В заключение непременно стоит отметить, что этот образ сыгран на сцене многими знаменитыми актерами русской сцены, среди них даже сам К. С. Станиславский.
Характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума»
Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».
Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.
Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания
Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.
Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.
Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.
Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.
Фамусов и общественное мнение
Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.
Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.
Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.
В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание «Горе от ума»
- Анализ комедии «Горе от ума»
- Жизненные принципы и ценности Фамусова
- Характеристика Чацкого
Теги:
персонажи
характеристика
Как соотносятся черты в образе Чацкого.

Комедия «Горе от ума» считается одним из самых известных произведений Грибоедова. Б показывает тонкие черты человеческого характера, которые существовали и всегда будут существовать в России. Грибоедов написал эту комедию в то время, когда декабристы создавали тайные революционные организации. В комедии показано противостояние двух сил: старого мира аристократов и нового молодого поколения людей в России. Действие комедии происходит в доме московского мастера Фамусова. Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которого не было бы комедии, но, пожалуй, была бы картина нравоучений.
До приезда молодого Образованного А. А. Чацкого все было спокойно, текло как обычно. Но все начинается с приходом Александра Андреевича. Чацкий — умный молодой джентльмен. Он возвращается в Москву из-за границы и сразу же появляется в доме Фамусова. Чацкий влюблен в Софью, он скучает по ней и поэтому немедленно отправляется в дом Фамусова.
Его первые слова: «Немного света в ноги! и я у твоих ног». Любовь Чацкого к Софье не является основной идеей произведения, но главное в этой комедии — противопоставление Чацкого русскому дворянству. В образе Чацкого Грибоедов проявил многие Качества передового человека той эпохи.
Чацкий борется против насилия и крепостничества. В монологах и ремарках Чацкого, во всех его поступках выражалось самое главное для будущих декабристов: дух свободы, вольная жизнь, чувство, что «дышится свободнее всех». Свобода личности – мотив времени и комедии Грибоедова.
Он пытается бороться против общества Фамуса. Стремление Чацкого служить отечеству, \»делу, а не людям\». Он ненавидит все прошлое, в том числе и рабское преклонение перед всем чуждым, угодничество, угодничество.
И что он видит вокруг себя? Очень много Людей, которые ищут только звания, кресты, «деньги на жизнь», не любовь, а выгодный брак. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «отобрать все книги и сжечь их».
Как всегда в драматическом произведении, сущность главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов показал бедственное положение молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за Правду, которая колет ему глаза, за попытку сломать привычный уклад жизни. Любимая девушка, отвернувшись от Него, больше всего ранит героя, распуская сплетни о его безумии.
Вот парадокс: единственный здравомыслящий объявляется сумасшедшим! \»Так! Я совсем протрезвел!\» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что это поражение или победа? Да, конец этой комедии далеко не веселый, но Гончаров прав, говоря это о Финале: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ему смертельный удар с качеством Свежей силы» Под ликами Скалозуба, Молчалина, Хлёстовой и других гостей Фамусова Грибоедов показал всю Москву на в тот раз
Все эти землевладельцы ценят деньги, славу, титулы. Фамусов говорит: «Будь беден, а коли две тысячи родных душ, то один и есть жених». Фамусов хочет выдать Софью замуж за богатого человека.
Все члены Общества Фамус ценят жизнь своих слуг и крепостных наравне с животными. Чацкий выходит из себя от гнева, Когда узнает, что один барин променял своих слуг на борзых. Молчалин — подлый и низкий человек, он угождает всем, кто может быть ему полезен. Для всех присутствующих в доме Фамусова Чацкий является Врагом, потому что такие, как он, могут разрушить мир фамусовского общества. Все они угождают тем, кто богаче их, а Чацкий презирает всех льстецов.
Он говорит: «Я бы рад служить, тошно служить». Именно поэтому Чацкий ушел с госслужбы. Фамусов говорит о Чацком: «Опасный человек». Чацкий о Молчалине: «Почему не муж? Только ума в нем немного». И все общество дружно о Чацком: «Учение — чума, учение — причина того, что нынче лесу больше, чем когда люди и дела и мнения были безумно разведены». В этом обществе каждый заботится о себе и ненавидит Другого.
Больше всего на свете Чацкий ненавидит крепостное право и считает его причиной всех бед. Александр Андреевич любит свой народ, называет Его «нашим умным, добрым народом». Он хочет видеть русский народ культурным и образованным. Чацкий — умный, интеллигентный человек, а в фамусовском обществе такие люди считаются вольнодумцами и опасными. Грибоедов противопоставлял Чацкого всем остальным героям. Чацкий смысл жизни видит не в своем благополучии, а в служении Родине, своему Народу. Чацкий протестует против таких, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, но не может справиться с этим Обществом и объявляется сумасшедшим.
Взгляды Чацкого близки взглядам декабристов. В этой комедии горе от ума — это горе умного, честного, гордого Человека, который в этом обществе считается чужим. Разум принес Чацкому одно горе и разочарование.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается бессмертной. Он не изношен с годами. Чацкий неизбежен С каждой сменой одного века в другой.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненной силы ее героев. Да, идея «свободной жизни» действительно имеет непреходящую ценность. Читая это, мы видим, что и в наше время есть такие люди, как Фамусов, Скалозуб, Мочалин — заносчивые, эгоистичные, гордые, ставящие себя выше всех.
Но есть и такие, как Чацкий, которые будут бороться и побеждать несправедливость. И сегодня этот служит поводом для читателей задуматься о нашей жизни. сочинения: Илья Софронов ru
Нужна шпаргалка? Тогда сохраните — «Образ Чацкого. Литературные сочинения!
Меню статьи:
Образ Александра Чацкого удачно сочетал в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он глашатай новых порядков, человек, опередивший свое время. Именно поэтому его личность ярко противопоставлена в комедии всем другим персонажам, и он, по сути, одинок и непонят своим обществом.
Александр Андреевич Чацкий — потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был хорошо принят в столь желанном многими высшем свете. Родители Чацкого рано умерли, оставив сыну в наследство значительное имение.
Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»
У Александра Андреевича нет братьев и сестер — он единственный ребенок в семье. Других родственников (даже дальних) у Чацкого, скорее всего, не было, так как после смерти родителей Чацкого взял к себе друг отца Павел Фамусов, чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Москвы круги в частности.
Чацкий некоторое время живет в доме Павла Афанасьевича. Повзрослев, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был хорошим учителем, так как у Чацкого остались о нем приятные воспоминания. Александр Андреевич приходит в дом Фамусова полный позитивных мыслей и дружеских намерений.
Чацкий является членом Английского клуба — джентльменского клуба аристократов. Английский клуб обеспечил разнообразное выражение общественной и политической жизни. Однако в основном все сводилось к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым гостем. Сначала это было связано с его возрастом, в дальнейшем Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечении трехлетнего срока Чацкий возвращается на родину, где происходят основные события комедии Грибоедова.
За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений между людьми, их социальном и социальном положении.
Характеристика личности
Как и любой другой аристократ, Чацкий получил базовое образование, которое включало в себя основные понятия устройства мира и экономики, обучался иностранным языкам (в частности французскому, как наиболее распространенному из всех иностранных языков ). Кроме того, Александра Андреевича обучали танцам и музыке — для аристократии это было обычным делом. На этом образование Чацкого не закончилось, а превратилось в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно исследует мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили Чацкому накопить значительный объем знаний, благодаря которым он стал философом, не достигнув седины.
Чацкий ранее служил в армии, но вскоре разочаровался в своей военной карьере и ушел в отставку. Александр Андреевич на госслужбу не поступил. Она мало интересовалась им.
Он планирует посвятить свою будущую жизнь делам своего поместья. Однако в глазах публики такой поступок выглядит немыслимым действием — другие считают, что адекватный человек не может этого сделать, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заработать авторитет в обществе — другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали, не принимаются другими и считаются абсурдными.
Чацкий не считает недостатком свободное выражение своей позиции — он считает, что это должно быть нормой в образованном обществе.
Его речь часто саркастична и иронична. Видимо, это связано с его откровенным противопоставлением другим представителям общества. Он искренний человек, Чацкий считает, что нужно говорить людям правду — он не приемлет обмана и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.
Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим воспитанием и развитием, вызывают отвращение у Чацкого.
Он искренне любит свою Родину и переполнен желанием улучшить жизнь своего народа не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.
Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с обществом Фамусов
Чацкий активно противостоит так называемому обществу Фамусов — группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника — Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показано типичное положение в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. И их позиция не только их, а обычное явление.
На нашем сайте у вас есть возможность познакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
В первую очередь отличие Чацкого от его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению бизнеса и особенностях продвижения по карьерной лестнице — в мире аристократии все решают взятки и взаимные ответственность — честь и гордость давно забыты высшим светом. Они готовы восхищаться людьми, которые служат и готовы всячески радовать своего начальника – никто не ценит людей, которые хорошо делают свою работу, профессионалов своего дела, и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, взятки берут не только свои, но и иностранцы, для которых это дело неприемлемое.
Следующим камнем преткновения стало отношение к деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная служба — иную деятельность они считают второсортной и постыдной для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Эта позиция заключается, прежде всего, в абсолютном пренебрежении воспитанием. Почти все представители общества Фамуса считают, что наука и образование не приносят никакой пользы, а только отнимают у людей силы и время. Примерно такого же мнения они и об искусстве. Людей, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и готовы всячески высмеивать.
Чацкий также дает неудовлетворительную характеристику помещикам, проанализировав их отношение к крепостным — очень часто крепостные для дворян никто — они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это относится не только к людям, нечестно исполнявшим свои обязанности, но и к тем, кто усердно служит своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. Вообще Грибоедов ни лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право вообще и не был его сторонником. Его критика направлена не на само построение отношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.
Чацкий и Соня Фамусова
Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми — знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру — их отношения всегда были дружескими и позитивными. Повзрослев, они стали меняться, и детская привязанность и дружба сменились влюбленностью. Однако поездка Чацкого и его отъезд от Фамусова помешали полноценному развитию романа, что Соня восприняла не как рутину, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни — самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий ушел из их дома, потому что ему наскучила там жизнь.
В поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания об учителе, но и любовь к дочери Соне. Вернувшись домой, он надеялся возобновить их отношения и развить их. Будущую жену Александр Андреевич видел в образе Сони. Однако сразу после приезда он резко расстроился в своих намерениях женить девушку на ее отце, считавшем, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый продолжать свою карьеру. Чацкий не подходил под критерии — он был богат, но недостаточно богат, и совсем забросил карьеру, что воспринялось Фамусовым крайне негативно. С этого времени детское восхищение Фамусова стало постепенно таять.
Александр Андреевич надеется, что чувства девушки к нему искренние, и им удастся убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает взаимностью Чацкому, однако со временем выясняется, что его возлюбленная ничем не лучше ее отца. Ее благодарность и взаимность — всего лишь игра на публику, на самом деле девушка любит другого человека, а Чацкий просто дурачился.
Раздраженный, Чацкий обличает девушку в проступках и искренне радуется, что не стал ее мужем, ведь это было бы настоящим наказанием.
Таким образом, образ Александра Чацкого в целом человечен и полон желания изменить к лучшему жизнь окружающих его людей. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание их развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого, ложь и корысть должны отойти на второй план, а их место должны занять добро и человечность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами нравственности, а не личной выгодой.
Чацкий, как представитель нового поколения дворян, отвергает преклонение перед всем европейским, присущее фамусовскому обществу и «прошлому веку»; он патриот и уважает национальные традиции. Эти качества раскрываются в приведенном выше отрывке.
Александр Андреевич возмущается тем, что Россию нельзя отличить от Франции — «не русский звук, не русское лицо», и что сами русские преклоняются перед Францией. Это подражание французам Чацкий называет «пустым, рабским, слепым», потому что оно ведет к забвению всего русского, родного — «нравов, языка, святой старины». По мнению Чацкого, культивируемые западные обычаи ничего исключительно хорошего не несут, напротив, он говорит, что европейская одежда «по клоунскому образцу» и высмеивает западную моду, ставя русские традиции в преимущество перед европейскими.
Все вышеизложенное показывает, что Чацкий является патриотом России и сторонником того, что Россия должна идти своим путем и отказаться от слепого копирования.
_______________________
Персонаж Чацкого относится к литературному типу «лишнего человека». Поскольку Чацкий не может найти человека, разделяющего его взгляды, мировоззрение героя может быть выражено только в монологах.
Чацкий является двигателем как социально-нравственного, так и любовного конфликта в комедии, и его монологи раскрывают суть обоих конфликтов.
Образ Александра Андреевича как дворянина нового типа, осуждающего холопство и низкопоклонство, рождается, прежде всего, в монологе о «веке нынешнем и веке минувшем». Чацкий называет век Фамусова «веком смирения и страха», в котором славились лишь те, «у кого чаще гнулась шея». Он осуждает лицемерие и притворство, которые ценились в «прошлом веке», и говорит, что теперь все иначе.
Собственно, этот монолог обрисовывает конфликт между Чацким и фамусовским обществом, а также дает понять читателю или зрителю, в чем суть этого конфликта.
Дальнейшее развитие антитезы Чацкого как представителя нового поколения дворянства и Фамуса как представителей уходящей эпохи происходит в монологе Чацкого, поставленном при Фамусове и Скалозубе. «Кто судьи?» — спрашивает Чацкий, указывая на то, что в «прошлом веке» нет людей, которые были бы достойным примером для подражания. Здесь читатель или зритель еще больше понимает, каких смелых и прогрессивных взглядов придерживается Чацкий, который, между прочим, косвенно осуждал крепостное право, вспоминая помещика, покупавшего отдельно от родителей маленьких детей для крестьянского театра и таким образом навсегда разлучившего семьи крестьян. крепостные.
Многие монологи Чацкого обращены к Софье Фамусовой. Таков, например, монолог о «французе из Бордо», где Чацкий предстает патриотом и противником моды на все иностранное. Эту речь герой Грибоедова произносит в ответ на вопрос Софьи о том, что его так злит, радуясь возможности высказать любимой девушке все, что его волнует.
Несмотря на то, что этот монолог адресован Софье, речь идет скорее о конфликте убеждений, чем о любовном конфликте, однако любовная драма Чацкого раскрывается и через монологи этого персонажа. Например, спрашивая Софью о Молчалине, Чацкий говорит о пылкости своих чувств, о том, что каждое мгновение его сердце стремится к Софье.
Из монологов Чацкого мы узнаем, что Александр Андреевич вернулся в Москву ради Софьи, что он безумно жаждал встречи с ней, а затем о своем разочаровании и ожесточении. Благодаря этому читатель или зритель получает возможность понять чувства Чацкого и поставить себя на его место.
Таким образом, монологи Чацкого раскрывают его образ и участие в двух конфликтах пьесы, отражают его отношение к фамусовскому обществу и к Софии.
Обновлено: 2018-03-02
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
О жанре А.С. Спектакль Грибоедова «Горе от ума». Его называют и комедией, и драмой.
Начнем с аргументов в пользу комедии. Ведь в пьесе основным приемом, используемым автором, являются комические несообразности. Так, например, Фамусов, управляющий в казенном месте, так говорит о своем отношении к делу: «Мой обычай так: / Подписано, так что с плеч. Встречаются комические несоответствия в речи и поведении персонажей. Фамусов проповедует свою скромность перед Софьей: «Монашеский известен поведением , и в то же время мы видим, как он флиртует с Лизой: «Ой! зелье, спойлер…». из спальни Софьи «Лизанка спит посреди комнаты, свисая с кресел». Князь Тугоуховский.Язык спектакля — язык комедии (разговорный, точный, легкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в спектакле сохранены традиционные комические роли: Чацкий — незадачливый любовник, Молчалин — удачливый любовник и хитрец, Фамусов — отец, которого все обманывают, Лиза — хитрая, умная служанка. Все это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Но в основе комедии лежит драматический конфликт между героем и обществом, и он не разрешается комедийным путем. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он переносит горе от своего разума, глубокого в своем критическом отношении к миру знаменитых и иглобрюхов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему противна несвобода мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Поднимемся ли мы когда-нибудь снова от чужеземной власти моды? / Чтоб народ наш умный, бодрый / Хоть язык нас за немцев не считал «. В обществе, «где он знаменит, чья шея часто сгибается», самостоятельность Чацкого делает его «опасным лицом».
Вторым аргументом в пользу драмы является личная трагедия Чацкого, крушение его надежд на отношения с Софьей. Чацкий не может понять, как Софья может любить ничтожного Молчалина: «Вот кому я подарена!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама назвала его сумасшедшим». Ничтожество не терпит высокого в своем окружении, которое смущает, дразнит низких людей. А благородство объявляет безумием. Чацкий — трагический герой который оказывается в комической ситуации
Соединение комедии и драмы в пьесе Грибоедова органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – рассматриваются в пьесе в тесной связи друг с другом.
В своей комедии « » Грибоедов показал нам, как один новатор пытался изменить представителей «прошлого века», но был раздавлен и вынужден бежать за пределы Москвы. Этот новатор — главный герой комедии «Александр Чацкий».
Чацкий был очень умным и прогрессивным человеком, жил в ногу со временем. Вся комедия Грибоедова построена на конфликте между главным героем и представителями московского высшего света: Фамусовым, Скалозубом. Чацкий не понимает и не принимает философии этих людей. Он не разделяет мыслей и порывов своих противников. В споре рождаются его знаменитые монологи, в которых он выступает как проповедник своих идей. Чацкий был не из тех людей, которые говорят только о том, что нужно, он не умел молчать. Кажется, его даже не волнует, слушает его кто-нибудь или нет. Для него главное донести свою идею, свое видение.
В своем первом монологе «И мир только начал глупеть…» Чацкий проводит параллели между прошлым и грядущим веком. Узнаем от него, что главный герой не приемлет развитую бюрократию, раболепство. Именно поэтому он не пошел на государственную службу.
В следующем монологе «Кто такие судьи» Чацкий осуждает увлечение военным делом. Ведь она убивает в человеке всякую тягу к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает личность человека, возможность самостоятельного принятия решений.
Чацкий твердо верит, что его идеи будут с радостью приняты обществом Фамуса. Он верит в изменение сознания других комедийных персонажей, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Столкнувшись с философией своих ровесников Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего нельзя изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Никто не прислушивается к его идеям и никто их не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела неудачу, он был обманут в своих мечтах и стремлениях.
В конце произведения мы больше не видим того молодого человека, ослепленного своими идеями. Чацкий, избавившись от иллюзий, тем не менее сохранил свои убеждения. Он оставался знатоком человеческой свободы, права выбора. Он выступает за отмену крепостного права и возвышение личности как самостоятельной ячейки общества.
В его последнем монологе «Я не одумаюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать место, где его идеи были бы приняты: «… Пойду искать по свету, где есть уголок для обиженного чувства!».
В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, не прогнувшегося под «гнилым» миром. Он свято верил в реализацию своих идей и в наступление лучшего будущего.
Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»
Стоит отметить, что многие герои пьесы А. Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1824 году, носят комические маски. Однако это лишь поверхностный слой его объемного сюжета. И одним из самых важных гостей, побывавших в доме Фамусова, был Сергей Сергеевич Скалозуб – военный в звании полковника, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице. Он очень хвастлив и самодовольен, его продвигают по службе, часто используя собственных товарищей. Характеристики Скалозуба не слишком лестные. Это даже образует своеобразную пародию на так называемые чины.
Характеристики Черепа
Как потенциальный жених Софьи, о нем уже в самом начале действия намекает горничная Лиза. Она говорит, что он «золотой мешок и марки генералам». Скорее всего, именно ради него Фамусов устраивает бал, чтобы подарить его гостям и особенно важной светской даме Хлестовой, которой, впрочем, это совсем не понравилось из-за отсутствия холопской покорности и лести, и он был слишком высоким.
Однако все биографические данные Скалозуба весьма выигрышны и отличают его от обедневшего дворянина Чацкого. Ведь он богат, прямолинеен и экспрессивен, что, конечно, не вписывается в тон светской вежливости, но, по мнению окружающих, это совсем не вредит. Было бы глупо недооценивать влияние полковника в московской среде. Его поддерживает и признает светское общество.
Скалозуб: характеристика. «Горе от ума»
Кульминацией стало заявление полковника Скалозуба о скором преобразовании школ, лицеев и гимназий по казарменному образцу. Он говорит: «Там только научат по-нашему: раз, два; и книги сохранятся для больших случаев». И Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.
Цитата Скалозуба говорит о многом. Вообще такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали дивизионного полковника Фролова, великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и так далее.
Характеристики Скалозуба совсем не радуют, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казармы, звания. Он в разговоре с Хлестовым становится словоохотливым, когда речь заходит о различиях всех полков по шоферам, трубопроводам и петлицам на мундирах. Уже ясно, что его больше ничего не интересует, и с ним связно поговорить не удается не только потому, что он способен замазывать светские сплетни. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о принцессе. В его разговорах то и дело проскальзывают такие военные термины, как дистанция, фельдфебель, звание и т. п., даже там, где не идет речь о военной жизни.
Полковник Скалозуб
Когда Фамусов спрашивает его о Настасье Николаевне, что она ему рассказывает, он лаконично отвечает: «Не знаю — сам виноват, мы не служили вместе». Но когда начинают говорить о Москве и москвичах, Фамусов всех хвалит, Чацкий, наоборот, обличает, а Скалозуб о Москве отмечает лишь несколько знакомых его понятию слов: «Расстояния огромной величины».
Полковник старается быть вежливым с хозяином дома Фамусовым, но с другими особо не церемонится и может даже резко выражаться. У Фамусова и Скалозуба общие взгляды на службу и чин, но в интеллектуальном и интеллектуальном отношении последний проигрывает первому, который довольно умен, наблюдателен и красноречив.
Софья, говоря о Скалозубе, говорит, что он даже умных слов сказать не может, только говорит «про фруктовые и чины», и Лиза с ней соглашается: «Больно не больно». Такая характерная для Скалозуба цитируемость говорит сама за себя.
Настроение русской армии
Характеристика Скалозуба говорит о том, что он изучал военное дело в прусско-Павловской школе русской армии, что было очень ненавистно многим знатным офицерам того времени, которые были вольнодумцами, потому что были воспитаны по велению великих полководцев Суворова и Кутузова. И, что характерно, Грибоедову Скалозубу противопоставляется его двоюродный брат, ставший представителем русской армии другой среды, той части офицерства, из которой вышли офицеры-декабристы. После войны 1812-1814 гг. вышел в отставку и отправился в свою деревню «читать книги».