Царю нельзя быть без грозы: ‘Беседа Валаамских чудотворцев’ и Иван Пересветов

‘Беседа Валаамских чудотворцев’ и Иван Пересветов

  • Книги
  • Рефераты
  • Оренбуржье
  • Имена
  • Блог
  • Контакты
  • Карта сайта

16 век Просмотров: 5022

Чувствуется известная идейная близость между «Беседой Валаамских чудотворцев» и сочинениями Ивана Пересветова. У последнего еще сильнее, чем в «Беседе», заострена тема «грозы» как метода царской политики.

Встречаются такие афоризмы: «Без таковыя грозы не мочно в царство правды ввести»; «А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы», «Не мочно без грозы царство царю держати» 21.

Но Иван Пересветов ставит знак равенства между тремя понятиями: «гроза», «правда», «мудрость» 22 , подчеркивая тем самым, что «гроза» — не деспотизм, а проявление государственного разума и справедливости.

В качестве образца идеального правителя Пересветов выдвигает турецкого султана Мухаммеда II (Магмет-салтана). Он правит вместе с ближайшими советниками, с думою. О действиях царя совместно с советом и о составе последнего в сочинениях Пересветова говорится не раз.

Магмет-салтан «помыслил с сеиты, и с молнами, и с обызы, и с паши мудрыми, и со всею своею верною думою…»; «да рек тако Магмет-салтан сеитам своим, и молнам, и пашам, и обызам…»; «и нача мыслити с своими сеитами, и с молнами, и с абызами, и с мудрыми пашами…»; «и призвал к себе все свои паши и воеводы и мудрыя люди и учал им так говорити»: «Братия моя, паши и воеводы и всяких чинов начальный люди…»; «учал говорити сеитом, и пашам своим, и воеводам, и всем лгодем» и т. д.23

Таким образом, в большинстве приведенных выдержек (а число их нетрудно увеличить) речь идет, по-видимому, о том совещании, которое в России XVI в. получило название «ближней думы»24. Но упоминаются и собрания более широкого состава с участием воевод и «всяких чинов начальных людей» или «всех людей» (т.

е. более широких кругов дворянства).   Конечно, эти терминологические наблюдения весьма условны, и не всегда за различием терминов можно усмотреть различие общественных явлений.

Если под «людьми» скрывается рядовое дворянство, то ссылку на него следует сопоставить с приводимыми Пересветовым речами Магмет-салтана «воинникам»: «и рек тако всему войску своему…» 25. Очевидно, имеются в виду царские выступления на войсковых собраниях, подобные выступлению Ивана IV во владимирском походе в 1550 г.

Таким образом, у Пересветова можно найти указания на разновидности сословного представительства: и в расширенной боярской думе, и в войсковом круге. Можно согласиться с тезисом А. А. Зимина: Пересветов рисует строй сословно-представптельной монархии, в которой решающее место занимает дворянство

26. В этом плане интересно привести заметку Пересветова, относящуюся к последним годам существования Византии: вельможи царя Константина «мир от царя отбивали и жалобников ко царю не припущали»27. Взаимоотношение царя и «мира» представлено так же тенденциозно, как в «Беседе Валаамских чудотворцев»: «мир» — «земля», народ, о которых печется царь и которые устремляются к нему с жалобами (а бояре этому мешают). При чтении рассуждений Пересветова невольно всплывают в памяти и картины встречи Грозного с «жалобщиками» на Красной площади, и мероприятия земского собора 1549 г. по упорядочению разбора жалоб. Очевидно, Пересветов мыслил какую-то форму сословного представительства, при которой бояре не стали бы «отбивать» «мир» от царя.

Сноски

  • 21 Сочинения Ивана Пересветова. Подгот. текст А. А. Зимин. М,— Л., 1956, с. 153.
  • 22 Там же, с. 202.
  • 23 Там же, с. 147, 151, 217-219.
  • 24Зимин А. А. И. С. Пересветов и ого современники. М., 1958, с. 349.
  • 25 Сочинения Пиана Пересветова, с. 155.
  • 26Зимин Л. Л. Указ. соч., с. 349.
  • 27 Сочинения Ивана Пересветова, с. 180.

Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. — М.: 1967. С. 95-96.

Похожие материалы

А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы…

       У С.С. Аверинцева есть любопытные наблюдения над природой и сущностью русской святости.
В свое время он писал, что эта самая русская святость, «будучи православной, имеет предпосылки, общие для нее с византийской святостью», однако при этом «эмоциональная ее окраска иная: она отвечает впечатлительности молодого народа, куда более патриархальным устоям жизни, она включает специфические тона славянской чувствительности». В русской православной святости эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени, (времени «бури и натиска», Storm und Drang – Thor), продолжал философ, «контрасты «кроткого» и «грозного» типов святости … не опосредованы цивилизацией, как это в возрастающей мере происходило на Западе, и не транспонированы в «умственную» тональность, как в Византии, – они выступают с такой потрясающей обнаженностью и непосредственностью, как, быть может быть, нигде». «Если святой грозен, – пишет дальше Аверинцев, – он до того грозен, что верующая душа может только по-детски робеть и расстилаться в трепете», и, напротив, если святой кроток, то его кротость «такая бездна, что от нее, может быть, еще страшнее». «Это два полюса единой антиномии, лежащей в самых основаниях «Святой Руси», – приходит к выводу исследователь. И продолжая развивать тему «грозной» святости, он отмечал, что от такой святости «по преимуществу ожидают от «святителей» – епископов, наделенных церковной властью, которую трудно отделить от политической», ибо «власть должна внушать страх», быть жесткой, «крутой». В качестве такого «крутого» святого Аверинцев приводит яркий пример Иосифа Волоцкого, который в одной ипостаси выступает за беспощадное преследование еретиков и тех, кто вовремя не донесет на них, а в другой является перед нами в образе народного заступника и печальника.

      Напрашивается прямая параллель между «крутым» Иосифом Волоцким и «грозным» царем Иваном. Оба они, говоря словами народной песни, «добре круты» и готовы, по словам Аверинцева, как крутые хозяева, без малейшего намека на чувствительность, строить совместную жизнь людей «на «грозе», на крутой строящей воле, не знающей границ» (см. высказывание того самого Пересветова, вынесенное в заголовок. кстати, судя по всему, Пересветов написал свои соичнения на закате «боярского правления», когда бояре окончательно распоясались и тащили в свои домы все, что не прибито гвоздями, а что было прибито — то отдирали и обратно тащили. И простецы, подобные Пересветову, псковичам или москвичам — посадским людям, ждали, когда же наконец царь исполнить свои функции и покарает злодеев). Такой патриархальный «крутой» и действительно «грозный» царь, обладающий высшей властью судить и карать и внушающий страх «злым», в чем-то схожий с ветхозаветным Господом и пророками его, соответствовал, выходит, ожиданиям простого народа и прочно вошел в его память (в качестве персонажа исторических песен).
      P. S. Счас сработает аргумент собаки и бображелатели царю Ивану набегут с язвительными комментариями.

Гроза, изменившая жизнь Мартина Лютера

Джерри Ньюкомб, автор CP Op-Ed

Доктор Джерри Ньюкомб — главный архивариус Библиотеки наследия Д. Джеймса Кеннеди, представитель и соведущий Kennedy Classics.

Тезка Мартина Лютера Кинга-младшего был монахом-августинцем, жившим 500 лет назад. 31 октября 1517 года он произвел революцию в истории, не согласившись с некоторыми коррумпированными методами католической церкви того времени.

Кардинал Тимоти Долан, архиепископ Нью-Йорка, кардинал Тимоти Долан, архиепископ Нью-Йорка, сказал в качестве гостя в недавнем специальном выпуске PBS о Мартине Лютере, которому исполнилось 500 лет: «Звезды сошлись для идеального шторма. И это то, что мы получили благодаря гению Мартина Лютера». Он также сказал: «Это был чирк спички, образовавший костер, пламя которого все еще горит».

Мартин Лютер не посещал богословскую школу позитивного мышления с ее позитивными утверждениями. После того, как его движение за возвращение к Библии стало набирать последователей, он выступил против использования своего имени для какой-либо церкви, потому что, по его собственному мнению, он был недостоин, а вместо этого был «бедным вонючим мешком с личинками».

Но Реформация изменила мировую историю. Лютер много сделал для того, чтобы Слово Божье попало в руки людей. Он перевел Библию на немецкий язык, и этот перевод помог изменить немецкий язык. Он много сделал для популяризации использования музыки в церкви, уделяя особое внимание прихожанам, поющим Слово Божье в песнях. Он также продвигал христианский брак и семью.

Его движение способствовало распространению грамотности и созданию большего количества школ для простых людей, чтобы они могли самостоятельно читать Библию. Он подчеркнул, что повседневная работа может быть святым призванием, и помог революционизировать экономику посредством протестантской трудовой этики. Реформация также оказала влияние на правительство, двигаясь к большему представительству народа. Например, 98,4% американских колонистов на момент обретения Америкой независимости исповедовали протестантизм.

И все это восходит к грозе в Германии в 1505 году.

Мартин Лютер изучал право в университете. И он был ужасно напуган ударом молнии, который приблизился к нему. Он закричал: «Святая Анна, помоги мне! Я стану монахом!» Святая Анна была покровительницей горняков, а отец Лютера был преуспевающим шахтером, который расстроился из-за нового направления своего сына.

Лютер очень усердно стремился стать монахом. Он сказал: «Если когда-нибудь монах попадет на небеса через это монашество, то это буду я». Он хлестал себя до нитки, пытаясь умилостивить гнев Божий. Однажды он сказал: «Самой проклятой и пагубной ересью, которая когда-либо терзала разум человека, была идея о том, что каким-то образом он может сделать себя достаточно хорошим, чтобы заслужить жить со всесвятым Богом».

Он регулярно исповедовался в своих грехах — до шести часов в одном случае. Наконец его духовник сказал: «Послушайте, если вы ожидаете, что Христос простит, вы приходите с чем-то, чтобы простить — отцеубийство, богохульство, прелюбодеяние, а не все эти грешки». Но Лютер понимал, что в глазах святого, справедливого Бога не существует мелких грехов — что всякий грех заслуживает Божьего осуждения.

В конце концов, изучая Священное Писание, Лютер увидел, что праведный будет жить верой — что он может быть провозглашен оправданным перед Богом только через веру в Иисуса.

Лютер сказал: «Грех, лежащий в основе всех наших грехов, состоит в том, чтобы довериться лжи змея о том, что мы не можем доверять любви и благодати Христа и должны взять дело в свои руки».

Он расстроился, увидев практику продажи индульгенций для сбора денег. Идея заключалась в том, что ваши близкие могли выйти из чистилища (вся концепция, которую Лютер в конце концов отверг как небиблейскую) раньше, если вы пожертвуете достаточно денег.

Чтобы разжечь академические дебаты, Лютер выступил против этой схемы зарабатывания денег. Он написал 95 тезисов против этой практики и других злоупотреблений, и 31 октября 1517 года он прибил этот документ (написанный на латыни) к двери собора в Виттенберге, Германия.

Но кто-то перевел его возражения на немецкий и с помощью недавно изобретенного печатного станка помог распространить идеи Лютера повсюду. Когда на большом церковном соборе в 1521 году от него потребовали отречься, он ответил: «Если я не убеждён свидетельством Священного Писания или очевидным основанием, — ибо я не могу верить ни папе, ни соборам в одиночку, как ясно, что они неоднократно ошибались и противоречили сами себе — я считаю себя обличенным свидетельством Священного Писания, которое является моим основанием: моя совесть пленена Словом Божиим, поэтому я не могу и не буду отрекаться, потому что действуя против своего совесть ни цела, ни здорова. Боже, помоги мне. Аминь».

Лютер сказал: «Я просто учил, проповедовал и писал Слово Божье; иначе я ничего не делал… Слово сделало все». Неплохое наблюдение из предполагаемого «вонючего мешка с личинками».

Джерри Ньюкомб, министр юстиции, ведущий/старший продюсер министерства Д. Джеймса Кеннеди. Он написал / написал в соавторстве 28 книг, например, Неудержимый Иисус Христос, Сомневающийся Фома (с Марком Белилесом, о Джефферсоне) и Что, если бы Иисус никогда не родился? (с Д. Джеймсом Кеннеди) и бестселлер, Священный огонь Джорджа Вашингтона (с Питером Лилбэком) djkm.org @newcombejerry www.jerrynewcombe.com

Присоединяйтесь к тысячам других, чтобы бесплатно получать информационный бюллетень FREEDOM POST , рассылаемый два раза в неделю от The Christian Post.

Бог управляет погодой?

Штормы, наводнения и землетрясения действительно являются частью современного мира. Иногда мы называем их «стихийными бедствиями», но для Бога они не являются неожиданностью. Да, Бог, безусловно, может управлять погодой и насылать смертоносные бури.

Некоторые пришли к выводу, что страдание возникает потому, что оно находится вне контроля Бога. Это неправильно. Бог действительно установил определенные законы и принципы, управляющие природой, но Он остается сувереном над этими законами. В Псалме 148:8 говорится, что бури «выполняют его волю». Что касается Ионы, то это Господь

«послал сильный ветер на море, и сделалась на море сильная буря» (Иона 1:4 KJV).

Ветхозаветные писатели, не колеблясь, приписывали силы природы Богу: «смерчи твои… волны твои… волны твои» (Псалом 42:7 KJV). Сегодня божье творение слишком часто обезличивается. Он все контролирует и имеет Свои причины для любой погоды, как ясной, так и ненастной.

Семья Иова погибла от сильного шторма

Одним из библейских примеров является история Иова. Суровая погода убила овец Иова, его слуг и всех 10 его детей.

По мере того, как Иов страдал от дальнейших физических страданий, он спросил: «Почему в мире есть зло?» Его друзья не очень помогли в ответе на вопрос.

Наконец, после долгого диалога, Бог прямо из вихря обратился к Иову (Иов 38-41). Господь ясно дал понять, что Ему следует доверять владычеству над природой и Его конечным целям. Мы просто не можем понять всех деталей Божественного плана.

Свидетельство Иова показывает, как испытания должны приближать нас к Богу, а не отталкивать.

«Господь дал и Господь взял; да будет имя Господне благословенно…» — Иов 1:21 KJV

Иов 37:13 заявляет, что Бог иногда насылает бури, чтобы наказать людей. Это напоминает опыт Ноя и Ионы; бури играли большую роль в их жизни.

Божественная погода, изменившая ход истории

Библейские примеры

Писание содержит множество примеров того, как Бог управляет погодой и использует ее, чтобы направлять людей и народы…

  • Глобальный потоп, ливневый шторм (плюс извержение источников великой бездны) — все люди на Земле, убитые Божественным судом глобального потопа, кроме 8, и все дышащие воздухом, живущие на суше животные, убитые, кроме спасенных Божественным вмешательство в Ковчег Бытие 6:5-9:19

  • Сильный град и непрекращающийся гром и молния по всему Египту — поразили всех незащищенных людей, животных, деревья и растения — кроме района Гесем, где не было града (Исход 9:23-29)

  • Большой град на армию амореев — погибло множество солдат (Иисус Навин 10:11)

  • Торнадо, ураганы и засуха

    «Господь мстит Своим противникам,
    И Он хранит гнев для Своих врагов.
    Господь медлен на гнев и велик могуществом,
    И Господь ни в коем случае не оставит виновных безнаказанными.

    В Вихрь и буря на Его пути
    Он иссушает все реки.
    Башан и Кармель увядают;
    Цветы Ливана увядают. — Наум 1:2-4 NASB

  • Очень сильный гром, посланный, чтобы сбить с толку и рассеять армию филистимлян в нужный момент — спасти Израиль (1 Царств 7:10)

  • Суды засухи и голода (Левит 26:19-20; Второзаконие 11:13-15; 28:24; 2 Царств 21:1; Осия 13:15; Захария 14:17)

    Грех приносит наказание засуху, а покаяние приносит награду

    «Небеса закрыты, и дождя нет, потому что они согрешили против Тебя» (3 Царств 8:35-36 NASB)

    Суровая божественная засуха пророчествует, она сразу начинается и длится годами, а затем по молитве выводится в один день чудесных событий (3 Цар. 16:30-18:45 — см.: Илия)

    Дождь, данный или удерживаемый Богом от некоторых городов (Амос 4:7)

  • Гром и дождь, чтобы привлечь внимание людей и вызвать законный страх перед Господом

    «И воззвал Самуил к Господу, и послал Господь в тот день гром и дождь; и весь народ сильно боялся Господа и Самуила».

    — 1 Царств 12:18 NASB

  • Морской шторм послан, чтобы наказать непослушного человека и перенаправить его, и Ниневия была спасена от Божественного уничтожения (Иона 1:4, 10-15 — см.: Иона)

  • Будущие огромные градины — весом около 100 фунтов каждая (Откровение 16:21 NASB)

Другие примеры

В более поздние века есть различные примеры, которые, кажется, показывают промысел Божий в истории с помощью погоды…

  • ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН. На известной картине генерал Джордж Вашингтон изображен пересекающим реку Делавэр в рождественскую ночь 1776 года. Когда выпал снег, его войска смогли застать врага врасплох и победить. Эта победа раздула тлеющие угли революции. Погода продолжала играть важную роль в войне за независимость Америки.

  • ДЮНКЕРК. В июне 1940 года 400 000 британских и французских солдат оказались в ловушке на северном побережье Франции в Дюнкерке. Нацистские силы находились всего в 10 милях и могли загнать союзные войска в угол. Однако в это время над пляжами опустился густой туман и тучи. Ла-Манш также стал необычайно спокойным, и многие небольшие лодки из Англии смогли переправить солдат в безопасное место. Защитный погодный режим продлился девять дней, пока людей эвакуировали. Таким образом, армия союзников была сохранена, чтобы сражаться еще один день. Уинстон Черчилль назвал эвакуацию Дюнкерка «чудом избавления».
    (См.: Статья «Christian Spotlight» — «За эвакуацией Дюнкерка — покаяние и божественная милость»)

  • ИСПАНСКАЯ АРМАДА. Четыре столетия назад Филипп II Испанский решил править миром. Его целью было воссоединить все христианство под католической верой, а также под контролем Испании. Филипп был бессердечным лидером, ранее поддержавшим суровые меры испанской инквизиции. Он не ладил ни с Британией, ни с Голландией. Когда Нидерланды объявили о своей независимости от Испании в 1588 году, Филипп отправился на север с «непобедимой» армадой из 130 военных кораблей и 30 000 человек.

    Потом, находясь далеко от дома, на флот обрушилась непогода. Из-за отсутствия порта корабли были вынуждены бросить якорь в море. Меньший британский флот под командованием сэра Фрэнсиса Дрейка беспокоил испанцев, выпуская пылающие «смоляные корабли» среди стоящего на якоре флота. Испанская армада бежала на север через Ла-Манш и вокруг побережья Шотландии, где продолжающиеся жестокие штормы отбрасывали флот к скалистым берегам.

    Как говаривали исторические книги: «Бог дунул, и они рассеялись». Только половина первоначального испанского флота, наконец, добралась до дома. Великая испанская морская мощь была ослаблена погодой, а не войной. Возможно, это поражение испанской армады предотвратило мировую диктатуру.

Погода на Земле изменилась в результате вырождения и катастрофы

Серьезным недостатком светского энвайронментализма является то, что он рассматривает природу как нечто изначально хорошее и нормальное. В библейской записи говорится, что творение и погода изначально были «очень хорошими» с того времени, когда Бог сотворил мир, и до того, как согрешил первый человек.

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» —Бытие 1:31 KJV

Из-за греховности человека мир не остался «очень хорошим». Вскоре после Сотворения вся природа была затронута грехопадением человека и Божьим проклятием. Боль и печаль нынешнего мира, наряду с суровой погодой, демонстрируют несовершенство мира.

Кроме того, всемирный потоп во времена Ноя явно должен был вызвать радикальные изменения в нашей окружающей среде. До потопа погода, очевидно, была очень мягкой и отличалась от сегодняшней; даже дождя не было (Бытие 2:5-6, 7:11-12).

К счастью, грядет новый мир, когда Бог сожжет эту вселенную и создаст новые небеса и новую землю (2 Петра 3:10-13, Исайя 65:17; Откровение 21). Рай будет восстановлен. И снова смертоносные бури не станут частью нашего мира.

Автор: Д-р Дональд ДеЯнг, доктор философии. Физик, с Полом Тейлором (Christian Answers). Содержание адаптировано из Weather and the Bible , страницы 105–106, 123–125, опубликовано Baker Book House / используется Films for Christ/Christian Answers с разрешения

.

Версия статьи: 3 июня 2021 г.

Соответствующие вопросы для размышления

Все ли в порядке между человеком и Богом?

  • Почему мир такой, какой он есть? Если Бог всезнающий, всемогущий и любящий, разве Он действительно создал бы такой мир? (наполненный угнетением, страданием, смертью и жестокостью) Ответ
  • Как появилось ПЛОХОЕ в нашем мире? Ответ
  • Что такое СТРАХ ГОСПОДЕНЬ? и почему это важно? Ответ
  • Что такое «ГНЕВ БОГА»? Ответ
  • Что такое «ЯРОСТЬ» Бога? Ответ
  • Какие ЧУДЕСА записаны в Библии? Ответ
  • Эволюционировала ли наша атмосфера со временем, как утверждают эволюционисты? Ответ

Дополнительная информация

  • ВЕТЕР И ВЕТЕРСКИЕ БУРИ в Библии
  • Что такое «СУВЕРЕНИТЕТ БОГА»? Ответ
  • Почему Бог позволяет страдать невинным людям? Ответ
  • Что такое СУДЫ БОЖЬИ? Ответ
  • Что такое ЛЮБОВЬ Божия — включая ответ на вопрос: правда ли, что Бог ненавидит грех, но любит грешника?
  • Чувствует ли Бог нашу боль? Ответ
  • А как насчет проблемы страданий? Разве это не доказывает, что Бога нет и что мы предоставлены сами себе? Ответ
  • Все ли человечество в конце концов будет спасено? Ответ
  • Откройте для себя Божье обетование для всех людей, изложенное красиво и ясно с самого начала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *