«Веселая царица» (К 300-летию со дня рождения Елизаветы Петровны)
«Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет»
(А.К. Толстой)
История жизни Елизаветы Петровны Романовой хорошо известна. Она родилась 18 (29) декабря 1709 года, вступила на престол 25 ноября 1741 года и скончалась 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по н. ст.). Елизаветинская эпоха – время расцвета отечественной культуры и науки; по словам Гаврилы Державина – «век песен»; а сама Елизавета – «истинная дочь эпохи барокко». Всё это – светские оценки. Хочется понять, какой же православной христианкой была эта далеко не худшая «монархиня», по своему официальному статусу – «верховный блюститель правоверия и всякого в Святой Церкви благочиния». Для этого обратимся к двум важнейшим моментам коронационного обряда – «знакового события» каждого монарха.
Коронация Елизаветы, проходившая 25 апреля 1742 года в Москве, не предвещала никаких неожиданностей: «Церемониал коронации» был известен. Но вдруг, когда архиерей готовился возложить на нее корону, «Ея Императорское Величество соизволила указать, с того же поставленнаго с Императорскими регалиями стола подать Императорскую корону, которую первенствующему яко то вышеупомянутому Новгородскому Архиерею подал Канцлер, а оной поднес Ея Императорскому Величеству на подушке. Ту корону Ея Императорское Величество, приняв от Архиерея с подушки, изволила возложить на свою главу…» (Описание коронации 1742 года). Так Елизавета стала первым в России монархом, короновавшим «самого себя». (Пример заразителен: все последующие монархи поступали так же.) В чем причина столь неслыханного самовольства, на которое не решился даже ее отец, отношение которого к Церкви хорошо известно? Было бы упрощением объяснять это лишь фактором удачного переворота, возведшего ее на трон.
Дескать, Елизавета «демонстративно» взяла корону из рук первоприсутствующего члена Синода архиепископа Амвросия (Юшкевича) «и сама возложила ее себе на голову, подчеркивая тем самым, что обязана властью только самой себе» (Е. В. Анисимов). Всё дело – в особом статусе монарха в Русской Церкви.
Известно, что ни в Византии, ни на Западе помазание миром при коронации не отождествлялось с Таинством Миропомазания. В России такое отождествление произошло. Константинопольский патриарх, помазуя императора, возглашал «Свят, Свят, Свят!», что отсылает нас к ветхозаветной символике посвящения на служение (см. Исайя 6 гл.). Русский же патриарх (митрополит), помазуя царя, произносил «Печать и дар Святаго Духа» (в позднейшей редакции «Печать дара Духа Святаго»), то есть слова из чина Миропомазания. При этом в Константинополе помазывалась лишь голова коронуемого монарха, а в Москве – и другие части тела, как это делается при Миропомазании.
Согласно святому Симеону Солунскому († 1429), в Византии помазание производилось от имени Христа: на голове василевса с помощью мира изображался крест, ибо «Сам Христос помазует василевса, ограждая его Своим крестом от поражений, давая ему власть и делая его главой», – главой лишь государства.
Как видим, смысл помазания существенно различен: в Византии (как и на Западе) монарх при помазании уподобляется Израильским царям, в России же – Самому Христу! Историк церковного права Н. С. Суворов даже считал Миропомазание «восьмым Таинством», в котором «русский православный царь получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью». Составители русского чина помазания на царство в XVI веке (митрополит Макарий и его сотрудники) существенно отклонились от старой традиции, и это имело далеко идущие последствия .
Действительно, если русский император «уподобляется» Христу и становится «главой» Церкви, то кто же другой может возлагать на него корону? Больший ведь не благословляется меньшим!
Особый статус монарха находит свое крайнее выражение в месте и времени его причащения, которое входит в коронационный обряд. Как же причастили Елизавету? Читаем.
После венчания и помазания на царство «Ея Императорское Величество Архиерейскою рукою Царскими дверьми введена внутрь Олтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, соизволила принять от него перваго Архиерея святых Таин Тела и Крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от Тела и особь от Крове Христовы…» (Описание коронации 1742 года). (Следует отметить, что русские императрицы причащались в алтаре только в том случае, если они возводились на престол в качестве самодержавных правительниц: супруги императоров причащались у Царских врат.
)
Эти строки из официозного «Описания» звучат как кощунство. Что придает человеку столь ярко выраженное чувство собственной значимости при встрече с Богочеловеком Иисусом Христом? Неужели то, что евангельский Помазанник не владел даже крохотным Израильским царством и потому не знал где «главы’ подклонити», а у русского «помазанника» – огромная империя и роскошные дворцы? Для христианина – более чем странная логика…
В алтаре причащались византийские императоры. У нас в алтаре впервые приобщается Алексей Михайлович, а с поставления Федора Алексеевича (1676) такое причащение связывается с помазанием на царство и символизирует особый статус «помазанника». При этом царь, уподобившийся через помазание Самому Христу, подобно Христу – как «Царь славы»! – входит в алтарь Царскими вратами. Одновременно, в соответствии с византийской традицией, царь уподобляется диакону: тело Христово дается ему прямо в руки, а кровь он испивает из потира.
(Монарх причащается так только при коронации.)
Но в XVIII столетии в алтарь для причащения стали вводить и коронуемых императриц: первой по диаконскому чину приобщилась Анна Иоанновна (1730). Протоиерей Алексей Мальцев полагает, что такое нарушение канонов, воспрещающих женщинам входить в алтарь, обусловлено тем, что императрица уподобляется диакониссе. Но это объяснение граничит с насмешкой: византийские диакониссы, имевшие право входить в алтарь и брать с престола потир, рукополагались на свое служение (хиротония практически идентична диаконской), при этом они были строгие монахини; российские же императрицы, из-за своей перманентно «неустроенной» личной жизни, которую они почему-то считали «естественной», вообще не имели права причащаться (даже как миряне)!
Все-таки «крайняя судия»…В целом же, исходя из «духа времени», Елизавета была, по словам А.
В. Карташева, «церкволюбивая» императрица, поэтому именно ей в период коронации архиепископ Амвросий подал записку об упразднении синодальной формы правления. (Составителем был его друг архиепископ Арсений Мациевич, непримиримый борец за достояние Церкви и будущий исповедник при Екатерине II.) В ней говорилось и об унизительной для архиерейского сана форме присяги императору как главе Церкви, особенно слов: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию сея’ Коллегии (Синода) быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен наивный иерарх предлагал такой текст: «Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мертвым».
В пояснении он даже указал, что термин «крайний судия» в приложении к императору – это «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии – Самого Христа»!
Елизавета доклад приняла, но, разумеется, не отказалась от лестного права быть «крайним судиёй» Русской Церкви: всё осталось без изменений. При этом нельзя не отдать должное ее «крайней» снисходительности по отношению к архиепископу Арсению, не только не подписавшему присягу, но и дерзко заявившему, что такая присяга не согласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе»! Она милостиво отпустила Арсения в его Ростовскую епархию, а лист с переделанной присягой был просто сожжен. Логика развития взаимоотношений между Церковью и государством была неумолима, и та же «церкволюбивая монархиня» указом 1757 года положила начало болезненному для Церкви процессу секуляризации церковных земель…
История должна учить.
Чему же учит нас пример жизни этой «веселой царицы», как нам судить её? Даже став на «историческую» точку зрения, можно повторить слова мудрого старца Варсонофия из соловьевских «Трех разговоров» – «судить мудрено, а похвалить никак невозможно». А если посмотреть на ее жизнь с позиций Христовых заповедей?
Согласимся, что женщина, которая, – по словам Василия Ключевского, – прожила жизнь «не сводя с себя глаз» и каждый день меняла наряды (реже – фаворитов, в этом её превзошла Екатерина II), – «странная» христианка. Россия – страна контрастов. Но самый резкий, даже кощунственный, – это контраст между статусом «уподобляемого» Христу царя, призванного быть примером (!) своим подданным, и его реальной жизнью. На примерах царей Саула и Давида Бог раз и навсегда показал, что Его требования одинаковы для всех; потому-то Иоанн Креститель и был столь «недипломатичен» по отношению к своему царю.
Наши же цари, окруженные «мудрыми» в этом плане иерархами и духовниками, соблазнились «красивой жизнью» языческих императоров по принципу «Quod licet Jovi, non licet bovi», собирая на свою главу горящие уголья. Власть, заставившая Церковь «освящать» языческий образ жизни своих «помазанников», была обречена. Бог поругаем не бывает.
Юрий Рубан, канд. богословия
Литература:
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна // Три века Петербурга. Энциклопедия в 3-х тт. Т. I. Осьмнадцатое столетие. Книга первая. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – С. 348–351.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том II. – СПб., 2004.
Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: Приобщение Святым Тайнам (Историко-литургический этюд) // Ученые Записки Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова.
Вып. 2. – М., 1996. – С. 130–170.
Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
«Весёлая царица» Елизавета. Как «дщерь Петрова» подарила России величие | История | Общество
Константин Кудряшов
Примерное время чтения: 5 минут
10472
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1757. Commons.wikimedia.org
280 лет назад, в ночь на 6 декабря 1741 года, под сводами казарм Лейб-гвардии Преображенского полка прозвучали слова: «Ребята, вы знаете, чья я дочь. Меня хотят заточить в монастырь. Идите за мной!»
Так начался и очень скоро закончился очередной дворцовый переворот XVIII столетия. Переворот был бескровным, что в немалой степени способствовало последующему смягчению нравов.
Инициатором переворота был дан обет в случае успеха никого не казнить смертью. Слово было сдержано. Именной императорский Указ от 17 мая 1744 года фактически отменил в России смертную казнь.
Подписала этот Указ императрица Елизавета. Дочь императора Петра Великого, на что она, собственно, и напирала в своём обращении к лейб-гвардии. Она провела на Российском престоле двадцать лет и один месяц. Считается, что именно эта формулировка — «провела на престоле» — описывает правление Елизаветы наиболее корректно.
Многие отечественные историки наотрез отказывают дочери Петра в сколько-нибудь заметных способностях к управлению огромной империей. Скажем, Николай Карамзин в своих «Записках о древней и новой России» утверждал: «Лекарь француз и несколько пьяных гренадеров возвели дочь Петрову на престол величайшей империи в мире с восклицаниями: “Гибель иноземцам! Честь россиянам!” Первые времена сего царствования ознаменовались нахальством славной лейбкомпании, возложением голубой ленты на малороссийского певчего и бедствием наших государственных благодетелей — Остермана и Миниха, вина которых состояла во мнении, что Елизавета, праздная, сластолюбивая, не могла хорошо управлять государством… Вообще, царствование Елизаветы не прославилось никакими блестящими деяниями ума государственного».
Представитель следующего поколения историков, Василий Ключевский, к личности Елизаветы и к результатам её правления относится примерно так же. Разве что чуть снисходительнее: «Ленивая и капризная, она пугалась всякой серьезной мысли, питая отвращение ко всякому деловому занятию. Карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти. С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование не оставляло по себе такого приятного воспоминания».
Неудивительно, что в результате самой ёмкой характеристикой царствования Елизаветы многие до сих пор считают строфу из чудесного юмористического стихотворного трактата Алексея Константиновича Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»:
Весёлая царица
Была Елисавет:
Поёт и веселится,
Порядка только нет.
Самое время подвести итог. Чего нет? Порядка, «деловых мыслей», «серьёзных занятий», и, главное, «блестящих деяний ума государственного». А что же есть? Гардероб в пятнадцать тысяч платьев, страсть к балам и маскарадам, многодневным охотам и вообще всякого рода развлечениям. А также чудовищный дефицит бюджета, который, как считают, и был вызван необдуманными тратами в погоне за роскошью и удовольствиями.
По какой-то загадочной причине даже самые умные и проницательные люди всерьёз полагают, что «блестящие деяния ума государственного» обязательно должны сопровождаться кровопролитием. В самом деле — кто успешный государь? Тот, кто ведёт масштабные и, желательно, успешные войны, присоединяет новые территории, посрамляет врагов и тем самым возвеличивает своё Отечество.
Спору нет, это всё бывает нужно. Более того — это действительно является необходимым условием для возвеличивания Отечества. Необходимым — да. Но достаточным ли?
А тут уже надо как следует подумать.
Во времена Елизаветы Россия вошла в условный клуб Великих держав Европы. Но это величие было второсортным. Да, сильная армия. Да, флот. Да, завидный и надёжный торговый партнёр. А что ещё есть в этой загадочной северной стране? Чем может похвастать Россия? Писателями? Музыкантами? Композиторами? Учёными? Художниками? Драматургами? Философами?
Времена, когда наша страна удивит и поразит весь мир именами Толстого, Чайковского, Менделеева, Левитана, Чехова и Бердяева ещё наступят. Примерно через полтораста с гаком лет.
А во времена Елизаветы в этом плане Россия представляла собой пустыню, где не было вообще ничего. Однако, как известно, большая дорога начинается с малого шага. Именно при Елизавете, вернее, по её прихоти, Россия ступила на этот путь. Какими резонами руководствовалась «весёлая царица», не столь важно. Даже мотивация «хочу, чтоб было не хуже, чем у людей» тоже заслуживает внимания. Потому что шаги, если как следует посмотреть, были сделаны и не такие уж малые.
Основан Университет. Основана Академия художеств. Создаётся архитектурная школа, положившая начало архитектурному образованию в России. Учреждён Императорский театр.
Всё это — вещи на вырост. Они требуют больших вложений, пробивают в бюджете брешь здесь и сейчас, а отдачи приходится ждать очень и очень долго. Но при правильном подходе результат оправдает все, даже самые смелые ожидания.
Основы будущего культурного величия России были заложены как раз при Елизавете. И пора уже, наконец, привыкнуть делать в уме поправку насчёт «блестящих деяний ума государственного». Потому что вложения в науку и культуру не менее важны, чем в армию и промышленность.
история Россииимператрица Елизавета Петровнаизвестные правители
Следующий материал
Новости СМИ2
См. фотографии государственного визита королевы Елизаветы в Россию в 1994 году
Реклама — Продолжить чтение ниже
1992
Это не из государственного визита в Россию, а во время визита Ельцина в Великобританию двумя годами ранее.
На снимке: Наина Ельцина, президент Борис Ельцин, королева Елизавета и принц Филипп в Букингемском дворце.
Государственный визит, 1994
Королева Елизавета прибывает в Москву в гламурной шубе.
Войтек Ласки//Getty ImagesКрупный план королевы и принца Филиппа по прибытии в Россию.
Мартин Кин — PA Images//Getty ImagesРеклама — Продолжить чтение ниже
На протяжении всей поездки ее сопровождал Борис Ельцин, занимавший пост президента России с 1991 по 1999 год. не первая британская королевская особа, посетившая Россию. В 1973 году принц Филипп и принцесса Анна посетили соревнования по конному троеборью в Киеве, тогда входившем в состав Советского Союза, а в 19В 94 году принц Чарльз посетил Санкт-Петербург.
Pool/Tim Graham Picture Library//Getty ImagesКоролева Елизавета и принц Филипп останавливались в Кремле в качестве гостей Ельцина.
SHONE//Getty ImagesРеклама — Продолжить чтение ниже
Здесь Королева и Ецин изображены в Большом театре.
Встреча королевы Елизаветы с патриархом Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым; они изображены здесь возле собора Василия Блаженного.
SHONE//Getty Images«Для России этот визит является высшим признанием того, что наша страна находится на пути к демократии», — сказал Ельцин журналистам о визите королевы.
Wojtek Laski//Getty ImagesAdvertisement — Продолжить чтение ниже
Как показывает Корона , убийство царя Николая II и его семьи стало причиной того, что королева до сих пор не посетила Россию. Ее дед, король Георг V, приходился Николаю двоюродным братом.
Wojtek Laski//Getty Images«Мы с вами провели большую часть нашей жизни, веря, что этот вечер никогда не состоится. Я надеюсь, что вы так же рады, как и я, оказаться неправой», — сказала королева Елизавета Ельцину в торжественной обстановке. банкет.
Мартин Кин — PA Images//Getty ImagesЭти двое подняли тост на банкете.
Пул/Библиотека изображений Тима Грэма//Getty ImagesAdvertisement — Продолжить чтение ниже
Королева Елизавета посетила Москву во время своего четырехдневного визита, в том числе посетила знаменитую Красную площадь.
Она также встречалась с русскими детьми.
Анвар Хусейн//Getty ImagesВо время поездки были и более официальные мероприятия; Королева Елизавета и Ельцин посетили церемонию на Пискаревском кладбище, мемориале Второй мировой войны в Санкт-Петербурге.
DANIEL JANIN//Getty ImagesAdvertisement — Продолжить чтение ниже
Во время поездки принц Филипп и королева устроили Ельциным банкет на борту королевской яхты «Британия».
Pool/Tim Graham Picture Library//Getty ImagesВо время своего рождественского обращения два месяца спустя королева Елизавета размышляла: «Я никогда не думала, что в моей жизни будет возможно присоединиться к Патриарху Московскому и его прихожанам на служении в этом чудесный собор в сердце Московского Кремля».
Мартин Кин — PA Images//Getty ImagesКоролева Елизавета не вернется в Россию; Принц Филипп снова вернулся в 1995 году в качестве президента Всемирного фонда дикой природы.
Pool BASSIGNAC/BENAINOUS//Getty ImagesEmily Burack
Эмили Burack (она/она) является автором новостей для Town & Country, где она освещает развлечения, культуру, членов королевской семьи и ряд других тем.
До прихода в T&C она была заместителем управляющего редактора Hey Alma, сайта еврейской культуры. Подпишитесь на ее @emburack в Twitter и Instagram.
Элизабет из России Фотографии и премиум -картинки
- Creative
- Редакция
- Видео
Лучший матч
Новейшие
Старые
. 12 месяцевПользовательский диапазон дат
Без лицензионных отчислений
С защитой прав
РФ и РМ
Просмотрите 2 184
elizabeth of russia доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений. Королева и президент Борис Ельцин поднимают бокалы с шампанским, чтобы произнести тост друг за друга на государственном банкете в Грановитом дворце в… Королева Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский стоят с президентом России Путиным и его супругой Людмилой Перед государственным банкетом в.
..Портрет императрицы Елизаветы Петровны , 1750-е гг. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. Художники: Преннер, Георг Каспар, фон Михаил Горбачев, Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза, в гостях у королевы в Виндзорском замке. 7-е… Королева и президент Борис Ельцин на представлении балета «Жизель» в балете Большого театра в Москве, Россия. .Королева Елизавета II с президентом Борисом Ельциным поднимают бокалы перед тем, как произнести тост друг за друга на государственном банкете в Грановитой… в рамках первого государственного визита российского лидера с 1874 года Президент Российской Федерации Путин едет с королевой Елизаветой Ll In An Open…Королева Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский, посещают школу во время официального визита в Россию, 19 октября.94 в Москве, Россия. Президент Российской Федерации Владимир Путин галантно помогает королеве Елизавете II из конной повозки, демонстрируя рыцарство и… Принц Филипп, герцог Эдинбургский и Наина Ельцина.
Королева в шубе по прибытии в Москву. Принц Филипп, миссис Ельцин, Королева и президент Борис Ельцин на борту королевской яхты «Британия» на банкете. В рамках первого государственного визита российского лидера с 1874 года Президент Российской Федерации Путин едет с королевой Елизаветой II в… Ельцин в Большом театре в Москве, Россия, 18, 19 октября.94. Королева Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский, посещают театр во время официального визита в Россию в октябре 1994 года в Санкт-Петербурге… Королева Елизавета II с президентом России Борисом Ельциным в Большом театре, Москва, октябрь 1994 года. .Королева Елизавета II в сопровождении президента Бориса Ельцина и Наины Ельциной посещает представление балета Большого театра 17 октября 1994 года в… Королева на Соломоновых островах во время своего официального турне по островам южной части Тихого океана в шляпе с перьями , Трехниточное жемчужное ожерелье И… Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев в гостях у королевы в Виндзорском замке.
16 июня 1963 года Валентина Владимировна Терешкова стала первой женщиной и первой… Девушка возлагает цветы к посольству Великобритании в Москве 9 сентября, на следующий день после смерти королевы Елизаветы II в возрасте 96 лет. — Королева Елизавета II, … Королева Елизавета II с президентом США Джо Байденом и первой леди Джилл Байден в Большом коридоре во время их визита в Виндзорский замок 13 июня 2021 года … Королева Елизавета II во время официального зарубежного турне по Германии 22-26 мая 1978 года. Королева носит тиару великой княгини Владимирской, а…Советский лидер Михаил Горбачев беседует с королевой Великобритании Елизаветой II в Виндзорском замке 7, 19 апреля.89 в конце официального выступления Горбачева… Раиса Горбачева, королева Елизавета II и советский государственный деятель Михаил Горбачев у Государева входа в Букингемский дворец, Лондон, Англия, Великий… Михаил Горбачев, Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза в гостях у королевы в Виндзорском замке.
