Царевна византийская анна: Анна Византийская — биография, фото, заслуги, князь Владимир, дети, смерть

Анна Византийская — биография, фото, заслуги, князь Владимир, дети, смерть

Биография

Будущая царевна Киевской Руси появилась на свет за два дня до гибели своего отца, византийского императора Романа II, благодаря чему стала известна точная дата ее рождения.

Ее мать Феофано родилась в простой семье харчевника, армянина по происхождению, и отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности. Благодаря этим качествам ей удалось не только завоевать сердце наследника византийского престола Романа, но и втереться в доверие к императору Константину VII и его супруге императрице Елене.

Царица Феофано — мать Анны

После смерти Константина VII Феофано заставила супруга упрятать в монастырь пятерых родных сестер, а вскоре и Елену свела в могилу своими интригами.

Император Роман II, отец Анны, отличался приятной внешностью, образованностью, а также склонностью к скачкам и чрезмерным плотским утехам. Что именно его погубило доподлинно неизвестно, но, пробыв на престоле всего четыре года, он неожиданно умер в возрасте 24-х лет.

Ходили даже слухи, что император был отравлен.

Император Роман II — отец Анны

Феофано успела родить мужу четверых детей, последняя из них, Анна, появилась на свет за два дня до его смерти.

Детство

После кончины императора Романа в результате дворцовых интриг троном завладел полководец Никифор II Фока, женившись на Феофано. Таким образом мать Анны, ставшая регентшей над своими сыновьями, попыталась обезопасить себя и своих детей от посягательств коварной знати. Но через шесть лет она снова организовала заговор, уже против Никифора, с помощью очередного своего любовника Иоанна Цимисхия, сподвижника доверчивого супруга. Император был коварно убит в своей постели, а Цимисхий стал новым правителем. Однако он не стал жениться на Феофано, а вероломно выслал ее на удаленный остров, затерянный в Эгейском море. Вместе с матерью туда отправилась и малолетняя Анна.

Коронация Иоанна Цимисхия

Находясь в изгнании, юная принцесса увлеклась изучением богатого наследия своих предков по отцовской линии. Ее дед, император Константин VII оставил потомкам огромное количество трудов по медицине, истории и другим наукам. Она внимательно изучала его описания жития святых, иллюстрированные удивительными по красоте и изяществу художественными миниатюрами. Из хроник Анна узнала, что деду не чужды были интересы простого люда. Во время своего правления он строил больницы и приюты для нуждающихся, организовывал раздачу милостыни, интересовался судьбой осужденных, пресекал злоупотребления чиновников.

Изучила Анна и трактаты прапрадедушки Василия I, предназначенные его сыну императору Льву I Мудрому, из которых она также почерпнула много интересного и полезного.

Анна Византийская

После смерти Цимисхия в 976 году власть перешла к сыновьям Феофано Василию и Константину, которые позволили Анне с матерью вернуться во дворец, однако, к власти императрицу не допустили и пожелали править сами. Их царствование запомнилось непрекращающимися войнами и мятежами. Помимо распрей внутри страны, сам Константинополь оказался перед лицом внешней угрозы. Русский князь Владимир Святославович грозился овладеть византийской столицей, а силы императоров были на исходе. В итоге братья пообещали отдать ему в жены принцессу Анну при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство. 

Анна к тому времени превратилась в завидную невесту и настоящую красавицу, ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь. Брак с иноземцем и варваром был неслыханным унижением для девушки, однако братьям удалось ее уговорить.

Свадьба

Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Корсунь (ныне Херсонес на территории современного Севастополя). На борту, помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотой. Жених, в свою очередь, также произвел на принцессу приятное впечатление.

Прибытие Анны Византийской

В главном храме Корсуня византийские священники крестили великого князя и нарекли новым именем Василий в честь одного из братьев невесты. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и почти ничего не видящий, сразу после обряда крещения прозрел и, вдохновившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождающим его боярам.

Крещение Владимира Святославовича

Там же состоялось и венчание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны. Князь приказал вернуть братьям невесты все присланные подарки и сам отдал им завоеванный ранее Корсунь в качестве выкупа по русскому обычаю. Эта женитьба помогла князю Владимиру получить независимость от Константинополя и неограниченную власть над Русской церковью.

Заслуги

Вернувшись с молодой женой в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей в источнике, получившем в дальнейшем название Крещатик. 1 августа князь крестил киевлян, созвав всех жителей города на берег Днепра, и приказал разрушить все языческие символы. 

Перейдя в христианскую веру, князь Владимир отказался от всех своих многочисленных предыдущих жен и наложниц и провозгласил Анну единственной супругой, дарованной ему Богом.

Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве

Став великой княгиней Киевской, Анна занялась распространением христианства и возведением церквей на Руси. Первым заложенным ею храмом стала Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), созданная по образу и подобию любимой Фаросской церкви Анны в Константинополе. Она ввела в моду элементы из витражного стекла, которыми украшали храмы византийские мастера.

Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения Пресвятой Богородицы. По рекомендации супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.

Церковный устав «Номоканон»

Не забывала Анна и о просветительской деятельности, руководствуясь наследием своих великих предков. Привезенный ею греческий церковный устав «Номоканон» был заложен в основу Русской церкви, а иконы и церковная утварь стали образцом для копирования русских иконописцев и ремесленников. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей.

Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих подданных. Даже бывшая жена князя Рогнеда стала ревностной христианкой и основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг.

Смерть

Были ли у Анны дети от князя Владимира? На эту тему историки спорят до сих пор. По одной из существующих версий княгиня родила супругу сыновей Бориса и Глеба. Из всех двенадцати сыновей князя от разных жен эти были самыми любимыми. Жизнь их сложилась трагично. Владимир прочил сыновьям великое будущее, Бориса мечтал посадить на болгарский престол. 

Но судьба распорядилась иначе, и виной этому стал старший нелюбимый сын князя Святополк. В народе его называли «сыном двух отцов», так его мать досталась Владимиру уже беременной от брата Ярополка, им же и убитого. Так случилось, что именно Святополк оказался рядом с отцом в последние минуты его жизни. Историки до сих пор сомневаются в его непричастности к смерти отца. 

Саркофаг Анны Византийской

Однако киевляне воспротивились его восхождению на престол и стали требовать на царство Бориса. Тогда Святополк решил избавиться от сводных братьев и подослал к ним убийц. За это народ прозвал его Святополком Окаянным, а в честь великомучеников Бориса и Глеба в 1021 году построили церковь в Вышгороде.

Анна не дожила до этих трагических событий. Она скончалась на четыре года раньше в возрасте 48 лет. Владимир заказал мраморный саркофаг, изготовленный лучшими византийскими мастерами, и поместил его в церкви Пресвятой Богородицы. Позже его саркофаг занял почетное место рядом с любимой супругой.

Фильмы

В конце 2016 года на российские экраны вышел крупномасштабный фильм «Викинг», центральным персонажем которого стал князь Владимир в исполнении Данилы Козловского. Картина основана на реальных исторических событиях и рассказывает о кровопролитной борьбе трех братьев Владимира, Олега и Ярополка, презревших родственные узы и вынужденных направить оружие друг против друга. Работа над картиной длилась около шести лет. Уникальное сочетание новейших компьютерных технологий и мастерской игры актеров превратило этот фильм в главное кинематографическое событие года.  

В ленте занято целое созвездие популярных российских актеров: Кирилл Плетнев, Светлана Ходченкова, Игорь Петренко, Андрей Смоляков, Максим Суханов и многие другие. Чтобы добиться идеального сходства с историческими персонажами, костюмы, украшения и оружие изготавливались вручную. Для этого костюмеры и реквизиторы использовали подлинные описания внешности героев, взятые из исторических источников. К сожалению, княгиню Анну в этом фильме авторы незаслуженно обошли своим вниманием.

В 2017 году ожидается еще одна громкая премьера, на этот раз полностью посвященная жизни этой великой женщины. На экраны выйдет 12-серийная картина «Анна Византийская». Это новый проект компании Star Media, который стал результатом совместной деятельности с американскими коллегами. Планируется также англоязычная версия сериала.

Анна Византийская — биография, новости, личная жизнь, фото

Анна Византийская (греч. Άννα). Родилась 13 марта 963 года в Византии — умерла в 1011/1012 году в Киеве. Византийская царевна из Македонской династии. Жена киевского великого князя Владимира Великого.

Анна родилась 13 марта 963 года в Византии.

Отец — Роман II Младший (938 — 15 марта 963), византийский император с 9 ноября 959 по 15 марта 963 года, сын Константина VII.

Мать — Феофано (греч. Θεοφανώ; X век), византийская императрица. По одной из версий, она была дочерью трактирщика Кратира, имела при рождении имя Анастасия, а после женитьбы сменила на тронное Феофано. О ней византийский писатель и историк Лев Диакон говорил: «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью».

Брат — Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) (греч. Βασίλειος B’ Βουλγαροκτόνος; 958 — 15 декабря 1025), византийский император из Македонской династии.

Анна родилась за 2 дня до смерти своего отца. По сообщению историка Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано.

Дед Анны — император Константин VII Багрянородный — написал для сына трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу… Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».

Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах, но был свергнут с трона своей женой Феофано, возведшей на престол Иоанна I Цимисхия. Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил ее в изгнание. Вместе с матерью последовала и 6-летняя Анна. Только после смерти Иоанна Цимисхия в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран.

Анну отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).

Личная жизнь Анны Византийской:

Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III.

В 988 французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II «равную ему невесту». Отец короновал Роберта II в декабре 987, и брак должен был укрепить положение новой династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты, 16-летнему Роберту II скорее подходила в жены Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), нежели Анна, однако в династических браках возраст не всегда принимался во внимание. По неизвестным причинам родственный союз не состоялся. Королевой Франции стала через 60 лет (1051) другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, выйдя замуж за сына Роберта II, короля Генриха I.

Согласно «Повести временных лет», Владимир Великий, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жены, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

По другой версии, женитьба на Анне и предшествующее этому крещение стало результатом просьбы о помощи со стороны византийского императора Василия II, власти которого угрожал мятежный военачальник Варда Фока.

Не имея достаточных сил для борьбы с Фокой, Василий отправил Владимиру просьбу о помощи и пообещал за нее не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6000 человек и мятеж был подавлен. Теперь Киевский князь мог жениться на Анне, но необходимо было выполнить еще одно условие: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. Владимир выполнил условие ради престижного брака с сестрой правящего византийского императора.

Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».

При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

Анну в летописи именовали не княгиней, как обычно — но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.

Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, ее гробница затем находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей мужа.

Летописи ничего не сообщают о детях Анны, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Однако с XV века возникает тенденция считать сыновьями Анны князей Бориса и Глеба. Эта версия поддерживается некоторыми современными историками. По другой версии, их матерью была неизвестная «болгарыня», возможно из волжских болгар.

Татищев пишет, что у нее от Владимира была дочь Мария, супруга Казимира I, короля польского.

Образ Анны Византийской в кино:

1993 — Владимир Святой (режиссер Юрий Томошевский) — в роли Анны актриса Елена Джордж.

Елена Джордж в роли Анны Византийской




Комнина, Анна | Encyclopedia.com

1 декабря 1083
Константинополь

c. 1148

Византийская принцесса, историк и ученый

Анна Комнина, Алексиада Анны Комнины, книга 14, глава 3″>

«Клянусь опасностями, которые император претерпел ради благополучия римского народа скорбями и страданиями, которые он претерпел за христиан, что я не одобряю его, когда говорю или пишу такие вещи. .. Я считаю его дорогим, но истина еще дороже».0008

—Анна Комнина, Алексиада Анны Комнины, книга 14, глава 3.

Анна Комнина была одной из самых известных женщин-ученых Средневековья. Дочь императора Византийской империи (правопреемника Римской империи) с резиденцией в Константинополе, она жила в одиннадцатом и двенадцатом веках и была известна своими познаниями в области медицины, астрономии, математики и музыки. Однако больше всего ее помнят за пятнадцатитомную биографию ее отца, императора 9.0003 Alexius I (см. запись) и за историю Византийской империи во время его правления, которую она написала в старости. Эта работа содержит много информации о Первом крестовом походе (1095–1099 гг.), который произошел в результате просьбы ее отца о помощи к папе, католическому лидеру в Риме, в борьбе с вторжением исламских сил. В этом сочетании истории и биографии она рисует интересные и подробные портреты многих христианских лидеров Первого крестового похода. Она считается первой в мире женщиной-историком.


Принцесса Византии

Анна Комнина была старшей дочерью императора Алексея I и его жены Ирины Дука, которая сама была родственницей более ранней линии византийских императоров. Таким образом, по обеим сторонам родословной Комнины были королевские особы, и ее ранние годы прошли в обучении будущей императрицы. Еще будучи молодой девушкой, она была помолвлена ​​с Константином Дукасом, двоюродным братом по материнской линии и сыном императора Михаила VII, правившего с 1067 по 1078 год, что было приемлемой помолвкой для того времени. Это укрепило ее права на корону, но когда в 1087 году появился младший брат по имени Джон, внезапно все права на престол перешли к нему. Комнина так и не оправилась от этой потери и отказалась простить брата. Вскоре после этого Константин Дука умер, как и надежды Комнины на королевскую карьеру.

Комнина сосредоточила свое внимание на науке, изучении поэзии, греческой философии и медицине. Похоже, она была знакома с работами знаменитого римского врача Галена (ок. 130–200 гг. н. э.) и, возможно, даже преподавала и практиковала медицину в Константинопольской медицинской школе. В то время как она была еще молода, еще два события сформировали ее жизнь. В 1096 году, когда ей было всего тринадцать, войска крестоносцев прибыли сражаться с мусульманами (верующими в религии ислам). Эти группы европейских воинов-христиан, которых византийцы называли латинянами или франками, казались жителям утонченного Константинополя варварами. Хуже того, они пришли не для того, чтобы помочь империи вернуть территории, которые она потеряла из-за таких врагов, как турки-сельджуки, тюркское племя, исповедовавшее ислам, которые вторгались на восточные границы Византийской империи. Вместо этого эти крестоносцы пришли, чтобы завоевать свои собственные королевства и освободить Святую Землю, состоящую из Палестины и Иерусалима, от мусульманской оккупации. Солдаты крестоносцев произвели на Комнину очень негативное впечатление. Вторым крупным событием этих лет было ее замужество в 109 г.7 Никифору Вриеннию, ученому и историку, который происходил из могущественной семьи и, таким образом, мог претендовать на престол через своего деда. Комнине было всего четырнадцать, когда она вышла замуж.

Заговоры и изгнание

Комнина достигла совершеннолетия в то время, когда волевые женщины Византийской империи не боялись ввязываться в политику. Алексий I сам был продуктом такой сильной женщины: его матери Анны Деассены. Мать Комнины, Ирина, была еще одной сильной личностью и влияла на мужа в принятии решений об империи. Комнина вел себя так же, как эти женщины. Если она не могла стать императрицей, то хотела, чтобы ее муж взял власть после смерти ее отца. Она и ее мать пытались убедить Алексия I обойти своего сына Иоанна и сделать Никифора Вриенния следующим в очереди на престол. Они продолжали свои усилия, даже когда император умирал в своей постели, но им не удалось заставить его передумать.

Со смертью Алексея I в 1118 году брат Комнины, Иоанн, быстро захватил власть и стал императором Иоанном II. Однако Комнина не сдавался. Вместе с другими она замышляла убить своего брата, но ее муж не принял участия, и заговор провалился. Говорят, что позже она жаловалась, что природа ошиблась с полом ее мужа, потому что он должен был быть женщиной, настолько он был робок. Джон обнаружил заговор против него и заставил свою сестру отказаться от своего имущества и состояния. Он сослал ее (отослал) от двора в Константинополе в место на западе Малой Азии, где она не могла причинить ему беспокойства. В течение девятнадцати лет она оставалась в ссылке. Когда ее муж умер в 1137 году, ей разрешили вернуться в Константинополь. Комнина поступила в монастырь (религиозное учреждение для женщин), основанный ее матерью.

Алексиада

Именно тогда Анна Комнина начала произведение, которым она наиболее известна,

Алексиада, пятнадцатитомное стихотворение в прозе (стихотворение, которое читается как рассказ) о правлении ее отца. Эта работа фактически была начата ее мужем. На момент своей смерти Никифор Вриенний завершил четыре книги, охватывающие девять лет незадолго до того, как Алексий I пришел к власти, время, когда собственный дед Никифора боролся за корону против двух более ранних императоров. Как отметил Джон С. Руман в Hellenic Communication Service, «Целью написания Никифора было прославить царствование Алексея и его линию Комнинов». Когда Комнина взялась за проект, ее цели не изменились. Руман продолжает: «Как можно было ожидать от образованной, послушной и преданной дочери, Комнина прославляет величие Алексия». Далее Руман сравнивает ее историю с работой греческого историка Фукидида (ок. 460–400 до н. э.), автора «Истории
». Пелопоннесской войны

В томах своей книги Комнина не только представляет очерк византийской истории с 1081 года, когда ее отец стал императором, до его смерти в 1118 году, но также рассматривает военные технологии, вооружение и тактику. Кроме того, она предоставляет информацию по теории медицины, пишет о последних болезнях своего мужа и отца. Большая часть книги также посвящена христианской или латинской знати, а также Первому крестовому походу, включая описания рыцарей (обученных солдат) и простых людей, которые прошли через Константинополь летом и зимой 109 г. 6 и 1097 для борьбы с силами ислама.

Историки отмечают, что рассказ Комнины о Первом крестовом походе следует читать с осторожностью. Во-первых, ей было всего тринадцать, когда произошли эти события, и она вряд ли могла понимать все, что происходило вокруг нее, и знать о частных разговорах между ее отцом и крестоносцами. Как отметил Джон Франс в

Reading Medieval Studies Online, , «Анна Комнина не может рассматриваться как очевидец Первого крестового похода. Она писала примерно через сорок лет после того, как крестовый поход прошел через Константинополь, так что детские воспоминания могли лишь время от времени добавлять живости. к использованию ею других источников». Франция также предупредила, что « «Алексиада » — это жизнь ее отца, и она очень благоприятна для него». Несмотря на такой уклон, работа по-прежнему ценна как часть истории. Комнина много знала о событиях тех лет. Она также использовала письма. и отчеты генералов и советников ее отца, и, по-видимому, имела доступ к королевским архивам или библиотеке, где хранились такие официальные документы. заботиться о латинских солдатах, которых она называет «варварами». Это слово в греческом оригинале просто означает того, кто не говорит по-гречески. Однако уже во времена Комнины это слово приобрело дальнейшее значение нецивилизованного человека. «Эти крестоносцы были отсталыми по византийским меркам. Немногие из них умели читать или писать, и они мало интересовались искусством, кроме войны. Она представляет живые портреты таких лидеров крестового похода, как Петр Отшельник (см. статью), французский священник, поведший двадцать тысяч простых людей на смерть от рук турок; Французские дворяне, такие как Годфри Буйонский (см. статью), Хью Великий и Раймонд Тулузский; и особенно интересный взгляд на Боэмунда, сына Роберта Гвискара и лидера нормандских войск, который был давним врагом ее отца. Этот последний крестоносец, казалось, одновременно очаровал и разозлил ее. Хотя он был красивым мужчиной, по словам Комнины, он также был «лжецом по натуре», и ему нельзя было доверять. Она также описывает его как жадного и нелояльного. На самом деле Боэмунд был всем этим. Он присоединился к крестовому походу, чтобы обогатить себя и норманнов, которые уже создали королевство на юге Италии.

В «Алексиаде» Комнина также пишет о битвах Первого крестового похода, освещая византийскую и христианскую победу при Никее, древнем городе недалеко от Константинополя, который когда-то оккупировали турки-сельджуки. Она дает меньше подробностей о более поздней осаде Антиохии, еще одного бывшего византийского владения в Сирии. В своей статье в Reading Medieval Studies Online, France отмечает, что значение Алексиада «как источника для Первого крестового похода уменьшается по мере того, как армия удаляется все дальше и дальше от Константинополя». Больше фактических ошибок, особенно в хронологии или временной шкале, встречается в тех разделах, которые посвящены крестоносцам, движущимся через Святую Землю, чтобы осадить (атаковать) Иерусалим и отбить его у мусульман.

Конкурирующие истории

В «Алексиада», Анна Комнина представляет из первых рук рассказ о Первом крестовом походе с византийской точки зрения. Это одно из нескольких свидетельств очевидцев, которые более поздние историки использовали для составления истинной картины событий конца одиннадцатого века. Другой — Historia rerum in partibus transmarinis gestarum ( История подвигов, совершенных за морем ) Вильгельма Тирского (1130–1184). Как и рассказ Комнины, версия событий Вильгельма также исходит от кого-то за пределами Европы, поскольку он родился и вырос в Иерусалимском королевстве, территории в Палестине, которую крестоносцы захватили после Первого крестового похода. Однако, в отличие от Анны Комнины, он происходил из очень скромной и простой семьи. Неясно, был ли он французского или английского происхождения. Он проявил талант к учебе, что привело его к тому, что он стал священником, служа помощником архиепископу или главному религиозному лидеру Тира, древнего города, расположенного на территории современного Ливана. Его отправили в Европу для завершения образования и обучения, и к 1163 г. он вернулся в Тир, где в 1175 г. стал архидиаконом.0008

Уильям знал много языков, включая французский, латинский, греческий, иврит, персидский и арабский. Вскоре он стал официальным историком Иерусалимского королевства. Он писал истории церковных соборов, а также историю Ближнего Востока со времен пророка Мухаммеда, но наиболее известен своей работой о крестовых походах и Иерусалимском королевстве до 1184 года. Как и Комнина, Вильгельм писал долго. после факта. Однако, в отличие от нее, он смог использовать документы на многих языках, чтобы представить более объективную историю событий Первого крестового похода. Его История деяний, совершенных за морем, , состоящая из двадцати трех книг, стала стандартным текстом на века. Переведенная на английский язык Уильямом Кэкстоном, человеком, который ввел печатный станок в Англию, книга была опубликована в 1481 году как Godeffroy of Boloyne; или Осада и завоевание Иерусалима. Он используется до сих пор и остается бесценным ресурсом для ученых и исследователей Крестовых походов.

Комнина завершила свою историю в 1148 году. После этого мало что известно о ее жизни. Похоронная речь состоялась в 1156 году, но, похоже, это произошло не очень близко ко времени ее фактической смерти. Историки считают, что она умерла около 1148 г. или, по крайней мере, до 1156 г. «Алексиада » остается для нас увлекательным документом средневекового византийского мира. Как отмечают многие ученые, он явно предвзят, то есть необъективен. Тем не менее, он позволяет взглянуть изнутри на жизнь Византийской империи во времена Первого крестового похода и позволяет современным читателям узнать, как византийцы относились к европейским христианам того же периода. Для Джеймса Ховарда-Джонсона, написавшего в English Historical Review, , ее биография является «возможно, лучшим историческим произведением, написанным за время существования Византии». Тот факт, что книга менее чем объективна, не умаляет ее важности: «Она . .. представляет собой бесподобный отчет об эпохе драматических изменений в Византии и окружающем мире. Она содержит надежные данные (обычно хорошо упорядоченные) и выражен в элегантном, но не чрезмерно богатом классическом стиле». Также важным, согласно Говарду-Джонсону, является тот факт, что «Алексиада » «отличается тем, что является первой историей, вышедшей из-под пера женщины».

Дополнительная информация

Книги

Комнина, Анна. Алексиада Анны Комнины. Перевод Э. Р. А. Сьютера. Балтимор, Мэриленд: Пингвин, 1969.

Гума-Гума-Петерсон, Талия, изд. Анна Комнина и ее времена. Нью-Йорк: Гарланд, 2000.

Хасси, Дж. М. Кембриджская средневековая история. 2-е изд. Том. 4, Византийская империя. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1967.

Норвич, Джон Джулиус. Краткая история Византии. Нью-Йорк: Винтаж, 1998.

Острогорский, Джордж. A История Византийского государства. Перевод Джоан Хасси. Пискатауэй, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 1986.

Тредголд, Уоррен. A История византийского государства и общества. Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, 1997.


Периодические издания

Ховард-Джонсон, Джеймс. «Анна Комнина и ее времена». English Historical Review (сентябрь 2002 г.).


Веб-сайты

«Алексиада». Интернет-справочник по средневековью. http://www.fordham.edu/halsall/basis/AnnaComnena-Alexiad.html (по состоянию на 14 апреля 2004 г.).

«Анна Комнина». О том, кто есть кто в средневековой истории и эпохе Возрождения. http://historymedren.about.com/library/who/blwwannacomnena.htm (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

«Анна Комнина». Новое пришествие. http://www.newadvent.org/cathen/01531a.htm (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

«Анна Комнина / Комнина (1083–1186)». Другие женские голоса. http://home. infionline.net/~ddisse/comnena.html (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

«Анна Комнина, Алексиада и Первый крестовый поход». Чтение средневековых исследований онлайн. 10 (1984). http://www.deremilitari.org/RESOURCES/PDFs/FRANCE2.PDF (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

«Византия: византийские исследования в Интернете». Фордхэмский университет. http://www.fordham.edu/halsall/byzantium (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

«Никефор Вриенний и Анна Комнина:« римляне »Ксенофонт и Фукидид из Константинополя одиннадцатого и двенадцатого веков». Греческая служба связи. http://www.helleniccomserve.com/comnena.html (по состоянию на 24 июня 2004 г.).

Анна Комнина — Энциклопедия всемирной истории царствование,

Алексиада . Хотя это и не беспристрастная история, положение Анны при дворе, ее тщательное исследование источников и значительная доля содержательных наблюдений и проницательных мнений сделали Alexiad одним из самых важных и красочных первоисточников византийской истории.

Ранняя жизнь

Анна Комнина родилась в 1083 г. н.э. в Порфире , пурпурной комнате византийского королевского дворца в Константинополе, где обычно рождались королевские дети и которая была мощным символом королевской легитимности. Она была старшей дочерью Алексиоса I Комнина и его жены императрицы Ирины Дукаины. У императора не было сыновей, и поэтому какое-то время Анна была официальной наследницей после ее помолвки с Константином Дукасом, сыном Михаила VII (годы правления 1071–1078 н.э.). Константин был на девять лет старше Анны, и будущая императрица позже писала о нем в следующих восторженных выражениях:0008

Удалить рекламу

Реклама

[Константин был] как бы наделен небесной красотой не от мира сего, его многообразные прелести очаровывали смотрящего, короче говоря, всякий, кто его видел, говорил: Он подобен Купидону художника (Herrin, 233)

Анна переехала жить к своей будущей свекрови Марии Аланской, где получила образование в области математики, философии и медицины. Высшее образование не считалось приличествующим придворной даме, но Анна все равно стремилась вперед и тайно наняла Михаила Эфесского для обучения ее более сложным разделам философии, в частности изучению трудов Аристотеля.

Имущество Анны было конфисковано, и ей было запрещено снова входить в царский дворец в Константинополе.

Путь будущего Анны резко изменился в 1087 году н.э., когда у Алексиоса родился сын Иоанн, который стал его избранным наследником и объектом ревнивой ненависти Анны на всю оставшуюся жизнь. Когда Константин Дука рано умер в 1097 году н. э., Анна, которой было всего 14 лет, не теряла времени даром и вышла замуж за одаренного полководца Никифора Вриенния Младшего. У пары будет четверо детей. Затем она замышляла со своей бабушкой Анной Далассен сделать своего нового мужа следующим императором. Этот план провалился, в основном потому, что Никифор оставался верным официальному наследнику Иоанну и держался в стороне, когда повстанцы готовились захватить контроль над дворцом.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Когда Алексиос умер от болезни 15 августа 1118 г. н.э., его сын Иоанн стал императором Иоанном II Комнином (годы правления 1118-1143 н.э.). Кажется вероятным, что Анна была причастна к покушению на Иоанна во время похорон их отца, из всех мест, и в течение года Иоанн изгнал свою коварную сестру в монастырь Богородицы Кехаритомены. Все имущество Анны было конфисковано, и ей было запрещено снова входить в царский дворец в Константинополе.

Изгнание и Алексиада

По крайней мере, вынужденное уединение Анны позволило ей написать свою Алексиад (также известную как Алексиас ) историю в мире и, как оказалось, приговором к 35 годам, время не было проблемой. Алексиада началась c. 1137 г. (возможно, не случайно это год смерти ее мужа), и над ним постоянно работали до середины 1140-х гг. Он охватывает период византийской истории с 1069 по 1118 годы нашей эры. Это произведение, в основном посвященное ее отцу и его 37-летнему правлению, является единственной подобной книгой, написанной женщиной в средние века.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Состоящая из 13 книг, написанных на аттическом греческом языке, Алексиада может быть в общих чертах разделена на следующие тематические области:

  • Книги I-III рассказывают о возвышении семьи Комненос и оправдывают захват власти кланом.
  • Книги IV-IX охватывают различные войны, такие как войны против норманнов, скифов, турок и половцев.
  • Книги X-XI охватывают Первый крестовый поход (1096-1104 гг. н.э.) и вторжение норманнов в Византию в 1105 г. н.э.
  • Книги XII-XIII охватывают больше военных авантюр и таких бытовых проблем, как самые гнусные церковные еретики (например, манихеи и богомилы).

Византийский гиперпирон Алексиоса I

Classical Numismatic Group, Inc. (CC BY-SA)

Удалить рекламу

Реклама

Анна использовала и ссылалась на более ранние работы, такие как Chronographia Михаила Пселла (1018 — ок. 1082 н.э.), а также официальные отчеты, договоры, архивные записи, свидетельства очевидцев из сражений, слухи, а также речи и аудиенции, свидетелем которых она сама была при дворе. Таким образом, описание Анной Византии 11 века н.э., которое охватывает не только основные события, но также множество физических описаний и других деталей, таких как протоколы и одежда, стало бесценным источником для современных историков. Анна также стремилась к тому, чтобы в ее работах был объективный взгляд на события, хотя сама она признает, что Алексиада является несколько предвзятой или, по крайней мере, неполной биографией своего отца по следующим причинам:

И правда, когда писал это, то отчасти по характеру истории, то отчасти по экстравагантности событий, я забыл, что описывал деяния моего отца. Желая избавить свою историю от подозрений, я часто поверхностно отношусь к деяниям моего отца, не преувеличивая их и не придавая им сантиментов. О, если бы я был свободен и свободен от этой любви моего отца, чтобы я мог, так сказать, ухватиться за богатый материал и показать распущенность моего языка, насколько он у себя дома в благородных делах. Но теперь моему усердию препятствует моя естественная любовь, ибо я не хотел бы вызвать у публики подозрение, что в моем рвении говорить о моих родственниках я служу им сказками! Действительно, очень часто я вспоминаю успехи моего отца, но я мог бы пролить всю свою жизнь в слезах, записывая и описывая многие беды, выпавшие на его долю, и не без частных сетований и жалоб я бросаю эту тему. Но никакая элегантная риторика не должна омрачать эту часть моей истории, и поэтому я легко отношусь к злоключениям моего отца, как если бы я был бесчувственным куском адаманта или камня … пусть беды моего отца будут предметом удивления и плача для меня одного. (Григорий, 29 лет1-2)

Безусловно, Анна представляет яркий портрет своего отца, которого она видела как «огненный вихрь… излучающий красоту, изящество, достоинство и неприступное величие» (цит. по Norwich, 248). В качестве примера довольно преувеличенного представления великих деяний Алексиоса — отнюдь не необычного подхода историков того периода — Анна представляет следующий отчет об императоре в 1082 г. н.э., который с апломбом защищался от трех свирепых латинских рыцарей, которые:

…взяли в руки длинные копья и на полном скаку бросились на Императора. Амикет пропустил императора, потому что его лошадь немного виляла; Копье второго человека Император отбил мечом в сторону, а затем, схватив его за руку, ударил его по ключице и отрубил ему руку от тела. Тогда третий целился ему прямо в лицо, но Алексиос, обладавший твердым и непоколебимым умом, не совсем смутился, но с его сообразительностью в мгновение ока понял, что делать, и, увидев приближающийся удар, отпрянул назад. на хвост своей лошади. Таким образом, острие копья лишь немного задело кожу лица, а затем, ударившись о край шлема, разорвало ремень под подбородком, на котором он держался, и повалило его на землю. После этого Франк проехал мимо человека, которого, как ему казалось, он сбросил с лошади, но тот быстро снова вскочил в седло и сел спокойно, не потеряв ни единого оружия. А он по-прежнему сжимал в правой руке обнаженную саблю, лицо его было обагрено собственной кровью, голова была непокрыта, и румяные, блестящие волосы струились ему на глаза и тревожили его, ибо конь в испуге гнал поводья. и от его прыжков в беспорядке разметал по лицу свои кудри; однако он максимально собрался и продолжал сопротивляться своим врагам. ( там же , 292)

Alexios I Komnenos

Cplakidas (общественное достояние)

Другие предрассудки, обнаруженные в Алексиаде , включают типичное византийское чувство превосходства над другими культурами, как в этом отрывке, описывающем франков:

Удалить рекламу

Реклама

[Император] услышал сообщение о приближении бесчисленных франкских армий. Теперь он боялся их прибытия, потому что знал их неотразимый характер нападения, их неустойчивый и подвижный характер и все своеобразные природные и сопутствующие черты, которые франки сохраняют повсюду; и он также знал, что они всегда жаждали денег и, казалось, с готовностью нарушали свои перемирия по любой причине, которая возникала. ( там же , 295)

Все-таки среди штампов о бесчестном иностранце есть и более литературные и показательные пассажи того времени, например:

И тех франкских воинов сопровождало безоружное войско более многочисленное, чем песок или звезды, неся на плечах пальмы и кресты; женщины и дети тоже уехали из своих стран. И вид их был подобен множеству рек, текущих со всех сторон. ( там же , 296)

Смерть и наследие

Помимо своей собственной работы, Анна сформировала и организовала известный литературный кружок и, в традициях филантропических императриц и придворных дам, она спонсировала других ученых, таких как Евстратий Никейский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *