Радищев: путешествие из Петербурга в Москву — читаем краткое содержание по главам, кто главные герои повести
Русскому крестьянству посвящалось множество произведений. Некоторые авторы прославляли село, другие пытались найти правду дальше окон блистательных дворцов Петербурга. Наиболее правдивым произведением конца XVIII века является «Путешествие из Петербурга в Москву». Повествование пропитано тяжестью положения крепостного крестьянства….
Содержание
Кем написано произведение
Радищев А.Н. родился 20 августа 1749 года в Верхнем Аблязово Саратовской губернии. Детские годы прошли под присмотром отца. Тот владел имением на территории Калужской губернии.
Образование
Начальное обучение велось по часослову и Псалтырю, но отец, хорошо владеющий парой иностранных языков, мог передать часть знаний сыну.
В 1756 будущий писатель был поручен дяде по матери, который приходился родным братом первому ректору Московского университета. Близость к ученым кругам дала возможность обучаться у видных преподавателей гимназии.
Спустя шесть лет Радищев получает титул пажа при Екатерине II, следующее место учебы – Пажеский корпус. Здесь не учили раскрывать тайны природы, напротив – раболепно прислуживать императорской особе.
С 1766 года – студент Лейпцигского университета (Германия), обучался праву. Европа приобщила юношу к свободомыслию.
Служба
Вернувшись на Родину, Александр Николаевич занимал должности титулярного советника, обер-аудитора при генерале Брюсе, служащего Коммерц-коллегии. Работник Петербургской таможни, через 10 лет (1790) он стал ее начальником. Там же зародились первые отголоски будущего произведения, а главные герои должны были показать бедственность положения крестьянского населения.
Литературное, издательское поприще
Радищев работал над переводами иностранных классиков, анонимно печатался в журнале «Живописец». Расцвет идей свободы и независимости (американская и французская революции) создали благоприятные условия для сочинения всей жизни Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву» (май 1790 года). Автор написал о жестокости крепостного права, осветил печальные страницы общественной жизни тогдашней империи.
Дальнейшая судьба
За антиправительственную деятельность и «покушение на государево здоровье» Радищева ждала казнь через повешение. Будь она исполнена, никто бы не узнал, кем написано «Путешествие из Петербурга в Москву». Окончательный приговор предполагал 10-летнюю ссылку.
Был участником законодательной комиссии, но подорванное здоровье прервало жизнь великого государственного деятеля на пятьдесят третьем году жизни (12 сентября 1802 года). По одной из версий, он не оправился после выжига эполет старшего сына, другие указывают на естественную смерть, о чем сообщают письменные источники.
Интересно ! После прочтения сочинения императрица Екатерина II была настолько возмущена нахальством Александра Николаевича, что сказала такие слова: «Бунтовщик – хуже Пугачева! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот революцией надумал на Руси учинить республику». Это говорит о том, что жанр произведения не пришелся по душе правящей особе.
Жанр и структура сочинения
Александра Николаевича вдохновило путешествие российской императрицы по Новороссии, Крыму. Специально подготовленные деревни должны были показать высокий уровень жизни крестьянства. Писатель же задумал совершить собственную поездку с целью изучить истинное положение дел. Характер изложения стал ширмой для цензора, посчитавшего сочинение путеводителем.
Жанр произведения – сентиментальное путешествие, одно из самых популярных литературных направлений конца XVIII века. Структура сочинения состоит из несвязных фрагментов повествования. Главными героями выступают как обычные крепостные, так и помещики, служивые люди .
Названия глав соответствуют населенным пунктам, которые попадались на пути анонимного путешественника.
Содержание сочинения
Создателю удалось нарисовать правдоподобную картину разрушительного воздействия крепостного права на провинциальную жизнь. Некоторые строки резко осуждают самодержавие, своеволие помещичьего класса.
Так, анонимный рассказчик сталкивается с плохими дорогами (Крестцы), повсеместными взятками, недалекими людьми. Некоторые крепостные должны работать по воскресеньям, чтобы прокормить себя. Других продают после разорения их помещика, финалом становится свадебная процессия, наполненная горем. Молодые женятся по велению хозяина, а не по воле сердца.
Эпиграфом «Путешествия из Петербурга в Москву» служат строки из поэмы Тредиаковского. Слова «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» описывает «гниение» высшего сословия того времени.
Главное действующее лицо сочинения
Радищев приводит пример первого интеллигентного дворянина средней руки, способного трезво оценивать ситуацию, наблюдать и делать выводы. Он очень важен для автора, ведь глава «Спасская Полисть» показывает противоположную сторону тогдашнего дворянства.
Из обрывочных фраз легко понять, что главный герой – анонимный путешественник, сожалеющий о скором отъезде из Петербурга. Очевидно, он вдовец, но имеет взрослых детей, будучи дворянином среднего достатка. Молодость приучила к вздорному отношению с окружающими, он любимец публичных женщин. Герои произведения со всем тщанием пытаются выразить мысли, идеи и стремления автора.
Путешествие из Петербурга в Москву. Иллюстрация к сюжету
Сжатое повествование по частям
Как говорилось выше, название глав «Путешествия из Петербурга в Москву» – городки и деревни, расположенные на пути дворянина. Итак, переходим к краткому содержанию:
- Вступление – интеллигент среднего возраста выезжает из стен столицы в кибитке.
- София – испытывая нужду в свежих лошадях, дворянин просит у комиссара помощи, тому лень работать ночью. Он говорит, что лошадей нет, но ямщики, за сдельную сумму, запрягают «найденных» четвероногих для путника. Чудово уже не за горами.
- Тосна – разозленный качеством дорог, путешественник встречается с чиновником-исследователем. Тот написал труд, дающий возможность доказать древность рода любому дворянину. Звучит мысль «Хвастовство древней породой» – это зло.
- Любани – пеший переход завершается встречей с «грешным» крепостным, тот пашет поле воскресным днем. На немой вопрос крестьянин отвечает, что вынужден шесть дней работать на помещика, а кормиться как-то нужно. Рассказчику стыдно за принадлежность к своему сословию.
- Чудово – здесь происходит встреча героя с приятелем. Тот рассказывает об ужасной прогулке по морю. Подводные скалы зацепили обшивку судна, то медленно идет ко дну. Рулевой Павел вызвался плыть до берега за помощью. Там отказались его выслушать, так как начальник изволил спать. Моряк все же отыскал неравнодушный люд, и господин Ч был спасен. Высказав претензии начальнику, он услышал, что по чину не обязан спасать утопающих.
- Спасская Полисть – глава рассказывает о своеволии высокопоставленного чиновника. Тот любит устрицы, поэтому посылает подчиненных за морепродуктами, даруя им повышения по службе. Перестук копыт укачивает автора, во сне он видит себя правителем, который доволен положением дел государевых дел. Однако врачеватель Истина снимает «повязку» с глаз, становятся явью произвол помещиков и несчастный народ.
- Подберезье – здесь герой встречает семинариста, который жаждет учиться в Петербурге. Он жалуется на качество образования. Оброненные записки юноши рассказывают о мартинизме, автор негативно отзывается о мистиках-масонах.
- Новгород – дворянин размышляет о величии зачатков демократического общества. Имел ли Иван Грозный право на разрушение республиканского оплота на Руси?
- Из летописи Новгородской – писатель посещает дом купца-афериста, который не высылает оплаченные товары. Главные законы не работают, торговые требуют поправок.
- Бронницы – на месте древнего капища Радищев говорит, что человек – творение Божие, но свою судьбу каждый творит сам.
- Зайцово – история о жестоком барине, которого забили оголодавшие, измученные крестьяне. Председатель уголовной палаты Крестьянкин не нашел состава преступления, но вышестоящие требуют наказать виновных.
- Крестцы – одна из наиболее трогательных сцен для Радищева. В Крестцах мы видим, как возмужавшие сыновья прощаются с отцом, для которого наступают тяжелые дни одиночества.
- Яжелбицы – на кладбище писатель видит отца на похоронах родного сына. Старик в слезах винит себя, так как чадо родилось больным. Интеллигент вспоминает о своем «венерическом заболевании», размышляет о методах борьбы с развращенностью общества.
- Едрово – под аккомпанемент свадьбы крестьянки Анны и Ванюши путешественник высказывается о неравных браках, защищает права человека на личное счастье.
- Хотилов – путешественник находит бумаги, где его приятель проявляет негативное отношение к самодержавию и крепостному праву, о чем нам говорит эпиграф.
- Высший Волочок – на фоне колосящихся полей и обилия товаров рассказчик вспоминает о помещичьих зверствах в отношении крестьян. Радищев не понимает, как общество может хвалить таких эгоистов.
- Выдропуск – проект новых чинов при дворе, потерянный его приятелем, становится предметом изучения. Главный посыл повествования – правителя характеризуют не роскошь и толпа придворных, а его поступки.
- Торжок – неизвестный гражданин пытается добиться отмены цензуры родного края. Он считает, что общество – лучший цензор для любой книги.
- Медное – показывает продажу крестьян после разорения их помещика. Некоторые семьи делятся между разными хозяевами, закон на их стороне.
- Тверь – как и в Чудово, здесь «новомодный поэт» жалуется на литературную убогость современников. Он обеспокоен развитием поэзии.
- Городня – видим проводы крестьян в армию. Некоторых заставила нужда, других отдали хозяева, третьи – ищут славы.
- Завидово – на фоне наглости помощника «его превосходительства» герой сожалеет о привычке народа унижаться перед «высокими чинами». Сельский люд – разменная монета (Медное).
- Клин – на станции поет слепой старец, он отказывается принять рубль от дворянина. Старик просит что-нибудь теплое, полученный платок был с ним до самой смерти.
- Пешки – обедая в избе крестьян, путник видит всю тяжесть положения крепостных. Основная мысль – народ не может себе позволить товары, которые сами производит.
- Черная грязь – свадьба по приказу помещика. Молодые ненавидят друг друга, но знают, кто стоит у истоков их брака. Путешественник высказывается о преступности женитьбы по принуждению.
- Слово о Ломоносове – прощальный аккорд главам, Радищев размышляет о значении русского ученого в литературе, словесности.
Важно! Для полноценного знакомства достаточно читать краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако ничто не заменит прелесть полноценного произведения.
Основная тема произведения А. Н. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Обзор тем в главах произведения А. Н. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
youtube.com/embed/-XwkE6rdhKo» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вывод
Основной мыслью «Путешествия из Петербурга в Москву» является несправедливость социального и политического устройства империи. Радищев возмущен произволом чиновников, коррумпированностью судей, необразованностью крестьян, жесткой цензурой и ущемлением свободомыслия.
Автор пытается донести до правительства все проблемы и «язвы» тогдашней России. Современникам был понятен глубинный посыл, о чем свидетельствует популярность «Путешествия из Петербурга в Москву».
Цитаты из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Итак, двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости.
14 апреля 2021
Поделиться
Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России? Ненасытец кровей один скажет, что он блажен, ибо не имеет понятия о лучшем состоянии.
18 апреля 2019
Поделиться
рассудок есть раб нетерпеливости.
15 октября 2017
Поделиться
Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
10 сентября 2017
Поделиться
На свете все колесом вертится. Сегодня умное, завтра глупое в моде.
22 декабря 2015
Поделиться
Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою
14 апреля 2021
Поделиться
еперь ясно я видел, что знаки почестей, мною раздаваемые, всегда доставалися в удел недостойным. Достоинство неопытное, пораженное первым блеском сих мнимых блаженств, вступало в единый путь с ласкательством[70] и подлостию духа, на снискание почестей, вожделенной смертных мечты; но, влача косвенно стопы свои, всегда на первых степенях изнемогало и довольствоваться было осуждаемо собственным своим одобрением, во уверении, что почести мирские суть пепл и дым
19 мая 2020
Поделиться
Возможно ли, говорил я сам себе, чтобы в толь мягкосердое правление, каково ныне у нас, толикие производилися жестокости? Возможно ли, чтобы были столь безумные судии, что для насыщения казны (можно действительно так назвать всякое неправильное отнятие имения для удовлетворения казенного требования) отнимали у людей имение, честь, жизнь?
19 мая 2020
Поделиться
Возможно ли, говорил я сам себе, чтобы в толь мягкосердое правление, каково ныне у нас, толикие производилися жестокости?
19 мая 2020
Поделиться
Поутру узнал я, что в одной избе со мною ночевал присяжный с женою, которые до света отправились в Новгород.
19 мая 2020
Поделиться
Стандарт
(94 оценки)
Читать книгу: «Путешествие из Петербурга в Москву»
Александр Радищев
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Успенский
Успенский
Международное обозрение ГурджиеваКристофер Фримантл
Русский писатель, математик и мистик Петр Демьянович Успенский родился в Москве в 1878 году. известен главным образом своим ясным изложением учения Г. И. Гурджиева, опубликованным посмертно с согласия субъекта под заглавием В поисках чудесного.
Невысокий коренастый мужчина с серо-голубыми глазами и очками пенсне, Успенский был выдающимся лектором благодаря своей проницательной мысли и смелому подходу. Его отец, Демьян Петрович Успенский, был армейским офицером, а мать — художницей. Не по годам развитый ум, прочитав Лермонтова и Тургенева, в шесть лет увлекся поэзией и живописью; в 13 лет его интерес обратился к снам и, следовательно, к психологии; к 18 годам он начал путешествовать и писать. Он продолжал интенсивно изучать биологию, математику и психологию. Он рассказывает: «В то время я был очень анархистски настроен. Я особенно не доверял всем формам академической науки и принял твердое решение никогда не сдавать никаких экзаменов и никогда не получать никаких ученых степеней».
Первой книгой Успенского была Кинемадрама, роман на тему вечного возвращения. В 1907 году он открыл для себя теософскую литературу, тогда запрещенную в России, и «нашел возможный угол для изучения религии и мистики и получил новый импульс для изучения «высших измерений». поместил его в первый ряд авторов по абстрактной математической теории.
В том же году, в возрасте 31 года, он переехал из Москвы в Санкт-Петербург (Ленинград), где опубликовал несколько книг, в том числе Супермен, что такое йога? , а в 1912 году Tertium Organum . Эта книга подвергла глубокому сомнению всю философскую основу тогдашнего научного мышления о пространстве, времени и относительности; он пытался примирить западную логическую мысль с восточным мистицизмом. Через год, в 1913 году, вышла небольшая работа по «Символика Таро ».
Затем Успенский начал много путешествовать в поисках контакта с восточными традиционными и эзотерическими школами. В 1913–14 он отправился в Египет и продолжил путь на Цейлон и в Индию, вернувшись в Англию вскоре после начала Первой мировой войны. Заметная серия лекций о его путешествиях и «поиске чудесного», прочитанная в 1915 году в Санкт-Петербурге, привлекла большую аудиторию и быстро растущую аудиторию в российских интеллектуальных кругах. Среди этой публики была Софья Григорьевна Максименко, на которой он женился через два года.
Встреча с Гурджиевым
В 1915 году Успенский встретил Георгия Ивановича Гурджиева, и это событие стало поворотным моментом в его жизни. Идеи Гурджиева произвели на него глубокое впечатление; он признал, что Гурджиев открыл на Востоке многое из того, что искал сам. «Я понял, — писал он, — что встретил совершенно новую систему мышления, превосходящую все, что я знал раньше. Эта система пролила совершенно новый свет на психологию и объяснила то, чего я раньше не мог понять в эзотерических идеях». Успенский начал формировать специальные учебные группы в Санкт-Петербурге, которые Гурджиев регулярно посещал. С этого момента и до самой смерти Успенского изучение и практическое развитие идей Гурджиева составляли его главную цель.
Эта деятельность была прервана в конце 1916 года, когда Успенский получил назначение в армию, но был с честью уволен всего через четыре месяца из-за плохого зрения, за две недели до того, как разразилась революция.
Не видя тогда никакой надежды на продолжение работы в России, он решил эмигрировать в Лондон.Успенский воссоединился с Гурджиевым, который уже покинул Москву, в Александрополе в июне 1917 года; в июле с несколькими друзьями из московской и петербургской групп они переехали в Ессентуки, а затем в Туапсе на Черном море. Осенью 1917 Успенский нанес последний визит в Санкт-Петербург, чтобы спасти все, что мог, из записок и рукописей, оставив за неделю до того, как большевики свергли временное правительство.
1918 год прошел в компании Гурджиева на Черном море; но той зимой Успенский вернулся в Ессентуки. Ему удалось добраться до Константинополя (Стамбула), переполненного русскими, только в январе 1920 года. Там он писал и читал лекции по психологии и своим путешествиям. Тем летом он снова встретил Гурджиева, приехавшего через Тифлис в сопровождении некоторых своих друзей. В 1921 ноября, все еще не имея возможности добраться до Англии, Успенский неожиданно получил приглашение посетить Лондон от виконтессы Ротермир, которая пожелала встретиться с автором
Достигнув Лондона в августе, Успенский встретился с влиятельными людьми, которые заинтересовались его творчеством. В 1924 году он порвал с Гурджиевым и решил продолжить свою работу в Англии самостоятельно.
С 1924 по 1940 год Успенский писал и читал лекции в Лондоне, а также проводил группы по изучению идей Гурджиева, на которых присутствовало много известных людей. Он завершил Новая модель Вселенной , включив исправления в несколько предыдущих работ, и написал подробный отчет о своих годах с Гурджиевым, В поисках чудесного.
С началом Второй мировой войны Успенский переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить чтение лекций, дискуссии и работу над идеями Гурджиева и над своей последней книгой. Публикация Кинемадрама на английском языке под названием Странная жизнь Ивана Осокина, была аранжирована. В начале 1947 года Успенский в сопровождении нескольких учеников вернулся в Англию; он умер там позже в том же году.
~ ~
Впервые опубликовано в «Человек, мифы и магия: иллюстрированная энциклопедия сверхъестественного» , 1972, 1982, 1995.
Эта веб-страница © 2000 Gurdjieff Electronic Publishing Избранное: выпуск Fall 2000, Vol. IV (1) Редакция: 1 декабря 2003 г. |
Квартиры в Санкт-Петербурге. Въездной туроператор Россия, гостиницы и квартиры в России
Квартиры в Санкт-Петербурге. Въездной туроператор Россия, гостиницы и квартиры в России
|