Почему Вещий Олег получил такое прозвище, факты из истории. Взгляд современников
«Победой прославлено имя твое.
Олег! Твой щит на вратах Царьграда».
А. С. Пушкин
Со школьной парты нам знаком сказ «Песнь о Вещем Олеге», где рассказывалось о славных делах первого в истории Киевского князя, полководца и основателя Великорусской державы. Ему принадлежит высказывание, легшее в историю: «Киев – мать городов русских». Но почему Вещий Олег получил такое прозвище?
Исторический портрет
Дата, когда родился Великий князь, его биография неизвестна (по мнению историков, он был чуть младше Рюрика). Родом Олег из Норвегии (селение Халоголанд) из семьи зажиточных бондов.
Бонд (или «карл») – сословие (характеристика) викингов древней Норвегии. Бонды не принадлежали к знати, но были свободны и владели собственным хозяйством.
Родители нарекли мальчика именем Одд. Когда Одд подрос, за смелость юношу прозвали Орваром («стрела»). Сестра Одда обручилась с предводителем варягов Рюриком и впоследствии стала его женой.
Орвар верой и правдой служил Рюрику и носил звание «Главный полководец». Вождь варягов Рюрик не ошибся в выборе ставленника, когда на смертном одре (в 879 году) завещал Одду новгородский престол и опеку над единственным сыном – Игорем. Орвар стал другом и отцом княжичу, воспитав Игоря образованным, мужественным человеком.
Ответственно отнесся Одд и к титулу, пожалованному ему Рюриком. За годы княжения (879-912), он поддерживал и выполнял главную цель властителей тех времен – расширение границ своей страны и приумножение богатства княжеских владений.
Почему «Олег», когда князя зовут Оддом? Олег не является личным именем. Это тронный титул, употребляемый вместо нареченного имени. Кто такой «Олег»? В буквальном переводе это означает «Священный». Звание часто встречается в скандинавских летописях. Одд получил титул «Олег», что значит «Священный жрец и вождь».
Внешняя и внутренняя политика
Получив власть, Одд подчиняет себе непокорные племена, отказывающие платить дань. Спустя несколько лет Олег покоряет славянские и финно-угорские племена. У его ног оказались кривичи, чудь, весь и словены. Вместе с варягами и новыми воинами древнерусский князь отправляется в воинственный поход и захватывает крупные города Любеч и Смоленск.
Владея сильным войском, князь намеревается покорить Киев, в котором властвовали воеводы-самозванцы Дир и Аскольд.
Но Олег не собирался тратить жизни воинов на вооруженный захват Киева. Многолетняя осада города его также не устраивала. Князь применил хитрость. Замаскировав корабли под безобидные торговые судна, Одд вызвал киевских правителей за пределы городского вала якобы для переговоров.
По легенде, на встрече Олег представил Аскольду и Диру нового ставленника Киева, подопечного Игоря. А затем безжалостно расправился с неразумными врагами. Покорив Киев, Одд объединил Восточную и Северную Русь, создав Киевскую Русь (Древнерусское государство).
Вся политика Великого князя (внешняя и внутренняя) основывалась на получение максимальной выгоды для Руси. Отчаянный Одд шел на уникальные по задумке и смелости шаги для претворения планов. Именно Олег стал зачинателем новой эры, по факту сумев объединить политику и военные действия. Его портрет и легендарные подвиги нашли отражение в двух знаменитых писаниях: «Новгородская летопись» и «Повесть временных лет».
Подытожив, можно так описать достижения киевского владыки:
Внешняя политика:
- Сумел договориться с варягами о прекращении кровопролитных набегов на Русь. Для этого русичи платили ежегодную дань.
- Провел успешные походы в районе Каспия против арабского халифата.
- 885 год – удачный военный поход на уличей (племя восточных славян, живших на юго-западе Руси и занимающих территорию от Дуная до Днепра).
- После осады Константинополя в 907 году добился выгодных условий торговли с русскими купцами.
- Подчинил Киеву тиверцев, древлян, восточных хорватов. Вятичей, сиверян, дулибив и радимичей (славянские племена).
- Покорил финно-угорские племена (мерю и чудь).
Внутренняя политика:
- Установил грамотную политику взимания дани с подчиненных Киеву земель.
- Убедил войска покоренных племен к верности и служению, что обеспечило успехи в дальнейших военных походах.
- Создал оборонительное строительство в приграничных зонах.
- Реанимировал языческий культ на Руси.
Культура и достижения
Русь под владычеством Олега представляла собой гигантскую территорию, населенную многочисленными славянскими племенами. С приходом к власти Одда первобытнообщинные славянские племена сформировались в единое мощное государство, признаваемое всем миром.
Каждое племя, объединенное в общую страну, верно хранило свои традиции, обычаи и верования.
Упрочнение контактов с Византией и Восточными странами дало толчок к бурному развитию экономики Руси. Активно разрастались и строились города, осваивались земли, развивались ремесла и искусство.
Поселения. До прихода к власти Олега основная масса русичей проживала в слабо укрепленных селениях. Люди прятали поселки от набегов врагов, располагая их в лесных низинах. При правлении Киевского князя ситуация изменилась. IX век ознаменовался распространением укрепленных городищ.
Возводились городища по берегам водоемов, у слияния рек. Удобные в обороне, такие поселения были выгодными и в плане хозяйственно-торговых отношений. Благодаря обширной застройке городищами, Русь в сагах Скандинавии называли «Гардарикой» («страна городов»).
Старинная летописная книга гласит, что Москву заложил и основал князь Киевский Олег Вещий в год 880.
Система. С политикой Одда историки связывают период становления государства. Ежегодная, обязательная дань с племен, объезды жителей ради собирания мзды составило основу для зарождения первого прообраза налоговой и судебной государственной системы.
Русская азбука. Олег прославился введением на Руси русской азбуки. Оставаясь непреклонным, суровым и верным язычником, Киевский князь сумел понять ценность славянской письменности, которую создали два христианских монаха.
Олег возвысился над собственной религиозной ограниченностью ради просвещения и культуры. Ради великого будущего русского народа. С его правления история Руси превращается в историю мощного, единого государства – великую Киевскую Русь.
С кем воевал Олег
Легендарный полководец посвятил двадцать пять лет правления расширению своих земель. Ради безопасности Киева и подчиненных районов Одд овладел землями древлян (883 год).
Древляне – восточнославянское племя, проживающее на территории украинского Полесья (запад Киевской области).
Князь обложил древлян суровой данью. А вот к остальным завоеванным племенам (радимичи и северяне) Олег был снисходительней. Эти племена были данниками каганата Хазарского. Одд переманил северян более легкой мздой по сравнению с теми суммами, которые заставляли платить слуги каганата. А радимичи сами охотно перешли под крыло Олегу, наслышанные о справедливых порядках, установленных в княжестве.
898 год ознаменовался нападением на Киевскую Русь венгров. Представители некоторых славянских племен (тиверцы и уличи) были союзниками мадьяр (венгров). Поддерживаемые славянами сражения с венграми стали затяжными. Но Олегу удалось сломить сопротивление и еще больше расширить границы Киевской Руси.
Одд сохранил народностям, влившимся в государство, власть старейшин, племенных князей и внутреннее самоуправление. От славянских племен требовалось лишь признание Олега, как великого князя и оплата подати.
За короткое время Древнерусское государство приняло к себе днепровские земли и районы по притокам Днепра и получило выход к Днестру. У многих славян не было желания объединяться с кем-либо. Но киевский князь не мог примириться с «эгоизмом» соседей. Олегу нужна была мощная страна, сильное и крепкое государство.
На этом фоне нередко возникали военные конфликты с независимыми славянскими племенами. Только в конце X века подавляющее большинство племен соединилось с Киевом. Теперь правители Древней Руси получили возможность разобраться с Хазарским каганатом.
От чего умер киевский князь
Смерть Великого князя окутана тайной, как и его жизнь. Приняв в детском возрасте посвящение в волхвы, Одд превратился в самого могущественного мага своего времени. Князь оборотень, как называли его соплеменники, умел управлять силами природы. Правителя не брала ни смерть от ножа, ни гибель от стрелы, ни колдовской черный наговор. Победить его смогла змея.
Как умер князь? По старинному преданию Олег погиб от укуса змеи. Встретившись в походе с волхвами, Одд получил от них предсказание об опасности, исходящей от любимой княжеской лошади. Олег заменил скакуна. Когда конь умер, князь вспомнил предсказание мудрецов.
Посмеявшись над провидцами, князь повелел привести его к останкам верного спутника. Увидев кости животного, Одд произнес: «Этих ли косточек мне бояться?» Поставив ногу на лошадиный череп, князь получил смертельный укус от змеи, выползшей из глазницы.
Взгляд современников. Загадка гибели Олега превратилось в сложную задачу исследователей. Рассказывая, как опухла ужаленная нога князя, как мучился Одд от яда, летописцы не говорят, где получил князь смертельный укус и где находится могила великого полководца.
Одни источники утверждают, что захоронен князь в предгорьях Шековицы (гора рядом с Киевом). Другие указывают на могилу, расположенную в Ладоге.
Исследователь исторических событий В. П. Власов в конце XX века обосновал вероятность смерти полководца. Ученый дал гипотезу, что если Одд в это время пребывал в Киеве, он мог пострадать от лесостепной, степной и обычной гадюки (эти виды – самые опасные из обитающих в той местности).
Но для смерти от нападения гадюки необходимо, чтобы змея ужалила непосредственно в сонную артерию. Укус в незащищенное от одежды место не мог повлечь за собой летальный исход. Учитывая, что змея не смогла бы прокусить плотный сапог, которые носили тогда.
Змеиный укус не мог явиться причиной гибели Вещего Олега. Единственным объяснением его гибели после нападения змеи – неграмотное лечение.
Обратившись за помощью к экспертам-токсикологам, Власов сделал окончательный вывод. Смерть Олега последовала из-за наложенного на укушенную ногу жгута. Жгут, передавливая отечную конечность, лишил ее кровоснабжения, результатом стало полная интоксикация организма и гибель человека.
Что князь сделал для Руси
Князь Олег вошел в историю Руси, как первый русский полководец, строитель градов русских и гениальный объединитель славянских племен. До прихода Одда к власти Восточно-Европейская равнина была сплошь заселена воюющими друг с другом многочисленными племенами славян без общих законов и единых границ. Откуда пришли они на эти земли, неизвестно.
Со времени прихода Олега началось формирование великого государства. Договоры о беспошлинной торговлей с Византией, умелое руководство и талантливая политика князя дало начало русской нации. Олег – первый человек, объявивший себя русским князем, а не чужестранным, как это было до него.
После смерти князя бразды правления отошли к его регенту Игорю Рюриковичу. Игорь пытался следовать пути Олега, но не сумел. Правление ставленника оказалось гораздо слабее. Княжича сгубило предательство хазар, не выполнивших договоренности и убивших полководца в жестоком бою. За гибель князя отомстила жена Игоря – псковская княгиня Ольга. Но это уже другая история и судьба.
Почему Олега прозвали «Вещим»?
За годы правления Киевский князь прославился как умный, дальновидный политик. Сильный, бесстрашный и хитрый. Олега не зря прозвали «Вещим», во времена язычества его считали великим провидцем, предчувствующим опасности. Происхождение прозвища имеет две версии.
Византийские «приключения»
Упрочив позиции в Киеве, Олег с могучей, подготовленной дружиной отправился на Константинополь – показать силу русскую, богатырскую и заодно расширить территорию страны.
Византию той поры возглавлял Лев IV. Увидев бессчетную рать, огромное количество судов, он запер входы в город и обнес гавань крепкими цепями. Но Олег нашел выход из создавшейся ситуации. Он взял Царьград хитростью, со стороны суши, где не мог пройти ни один корабль.
Князь прославился неординарным решением. Он водрузил суда на колеса и отправил их в атаку. Попутный ветер помогал ему – задумку Олега одобрила сама природа! Увидев фантастическое зрелище, угрожающе плывущих по земле военных судов, Лев IV немедленно сдался, открыв ворота города.
Наградой в победе стал договор, по которому Киевская Русь диктовала свои условия торговых отношений с Византией и превратилась в могущественное государство Азии и Европы.
Но хитрые византийцы задумали отравить Олега и его рать. На пиру в честь князя, осторожный и умный Одд отказался от заморской еды и запретил кушать воинам. Голодным дружинникам он сказал, что пищу и питье им дали отравленными, и вороги желают лишить их жизни. Когда правда открылась, за князем Киевским закрепилось прозвище «Вещий».
С того времени Византия уважала княжение Олега и великую Киевскую Русь. А прибитый над воротами Константинополя щит князя еще больше уверовал его дружинников в могущественное правление Одда.
Тайны волхвования
По иной версии Олега прозвали «Вещим» из-за увлеченности волхвованию (волшбе). Киевский князь был не просто талантливым и удачливым полководцем и гениальным политиком, о котором сочиняли поэмы и песни. Он был волхвом.
Волхв – почитаемый класс мудрецов, древнерусских жрецов. Чародеи и колдуны, волшебники и маги имели огромное влияние в древности. Их сила и мудрость заключалась в обладании тайн мироздания, недоступных остальным людям.
Не потому ли Киевскому князю удавалось все? Казалось, что Олег подвластен лишь силам небесным, и они ему помогают укреплять и расширять Русь. Великий княже не сделал ни одного неверного шага, не проиграл ни одного сражения. Кто, кроме мага, способен на такое?
Первый, самый загадочный и самый успешный правитель славян вдохнул жизнь в единое государство – Русь. И эта страна, детище Вещего Олега, пропитанная могуществом и волшебством, так и идет по жизни – с гордо поднятой головой и открытым сердцем. Непобежденная и мудрая Россия.
propochemu.ru
Почему Олега назвали Вещим и как его звали на самом деле?
Благодаря известной поэме «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина А.С. из школьного курса литературы, почти каждый наш соотечественник знает, что в 9-10 веках в Киевской Руси князем был Олег. Но не все знают, почему Олега назвали Вещим.
Версии, объясняющие происхождение князя Олега
Об этой исторической личности упоминают различные летописи, в частности, «Повесть временных лет» Нестора. Этот летописный свод составлен в начале 12-го века. Но больше сведений содержат народные сказания и легенды.
По одной версии в русский язык имя Олег пришло из Скандинавии. В данном варианте Helge означает «святой» или «вещий». По другой – сам Олег послужил прообразом создания князя-кудесника Вольги, воспетого в былине. Когда надо, он мог прикинуться либо волком, либо горностаем, либо птицей. Поэтому всегда побеждает своих врагов. Характеристика Вещего Олега во всех былинах давалась одинаковая. Он был сильным и уважаемым человеком.
Утверждение Нестора-летописца, будто в жилах князя Олега течет кровь варяга Рюрика, пришедшего из Новгорода, не согласуется с альтернативными источниками, которые убеждают в отсутствии родственных связей. До того момента, как Олег принял титул князя, он служил воеводой у Рюрика. Личностные качества и достоинства способствовали его успешной карьере.
Рюрик, который княжил в Новгороде, умер в 879 году. Власть вместе с опекой над малолетним Игорем по завещанию перешла Олегу. После трехлетнего правления новый князь задумался о новых завоеваниях, устремив свои взгляды на юг. В военный поход он взял также Игоря. Описание Вещего Олега указывали на то, что это был симпатичный мужчина с величественными чертами лица.
Завоевание Киева
Флотилия начала свой путь с озера Ильмень. Далее, плывя Ловатью и Западной Двиной, Олег устанавливал свою власть, в крупных городах – Смоленске и Любече – назначая воевод. К Днепру ладьи пришлось перетаскивать волоком на приспособлениях, напоминающих колёса.
Так они успешно достигли конечной цели похода – Киева, раскинувшегося на днепровских берегах. Вскоре выяснилось, здесь княжили Аскольд и Дир. Так же, как и Олег в своё время, они находились на службе у Рюрика.
Побеждал, потому что Вещий
Отобрать власть у земляков помогла находчивость Олега. В Киев он прибыл на одной ладье под видом купца с небольшим отрядом дружинников, которые спрятались на дне судна. Киевские князья приблизились к прибывшим гостям. Олег огласил киевлянам, якобы Аскольд и Дир не являются законными правителями. После оглашенного приговора выскочившие из засады дружинники Олега тут же коварно убили мечами несчастных киевских князей, а новым правителем был назначен Игорь.
Олегу приписывают фразу, оказавшуюся пророческой, по поводу того, что Киев должен стать матерью городов русских. Вот почему Олега назвали Вещим и уважали люди.
Будь Олег только талантливым полководцем, вряд ли он привлек бы внимание авторов исторических произведений. Он не просто мудр, но и чрезвычайно предусмотрителен, причем до такой степени, что в глазах окружающих это иногда выглядело как волшебство.
Колдовство или дар?
В качестве подтверждения сверхъестественных способностей можно привести описание византийского похода 907 года. Одна часть воинов плыла на кораблях, которых насчитывалось две тысячи, а вторая – конное войско.
Правитель Лев VI заблаговременно позаботился о том, чтобы в столицу не попало 80-тысячное славянское воинство, возглавляемое Олегом. По приказу императора были закрыты городские ворота, цепями перегорожен пролив и тем самым ограничен доступ к гавани. Но это не остановило киевского князя. Вначале его дружинники, вдоволь награбив добра в предместьях столицы, направились к стенам Царьграда.
Вследствие предпринятых византийцами мер, корабли славян не имели возможности вплавь подобраться к городу, Олегу пришлось проявить смекалку. Согласно легендам, по его приказу дружинниками для кораблей были сконструированы специальные колёса. Попутный ветер надул паруса и, к удивлению защитников Константинополя, славянские суда начали приближаться к городу необычным способом. Характеристика Вещего Олега указывала на его смекалку и даже на нечеловеческие способности.
Находчивость Олега не только заставила Льва VI открыть ему городские ворота, но и заключить выгодный для Киевской Руси договор о беспошлинной торговле. Князю-победителю была выплачена огромная дань, размер которой рассчитывался следующим образом: на каждую пару весел всех кораблей полагалось по 12 гривен.
Почему князь стал Вещим?
Из похода на Царьград Олег вернулся на Родину уважаемым и очень популярным военачальником. Теперь его называли еще и Вещим. Новое прозвище закрепилось за ним после того, как Олег, почувствовав присутствие яда в угощениях, преподнесенных византийцами, отказался от еды. Почему Олега назвали Вещим? Потому что у него было развито седьмое чувство.
Не все историки сходятся во мнении относительно того, что это событие вообще когда-либо могло иметь место. Так, например, Карамзин склонен считать поход Олега всего лишь легендой. Тем более что о нем ничего не сказано в византийских хрониках. С ним не согласна вторая группа историков. Д.С. Лихачев в качестве аргумента приводит тот факт, что в северных регионах Руси давно практиковался способ преодоления ладьями местности между реками, т. е. ставили на катки или колеса. Как звали Вещего Олега по-настоящему, точно не могут ответить историки. Басни и исторические данные перемешались, мешая отделить правду от сказки.
Роковое предсказание волхвов
В основу поэмы А.С. Пушкина (произведение «Песнь о Вещем Олеге») было положено летописное сказание. Волхвы предсказали Олегу, будто его убийцей должен стать любимый конь. Естественно, князя оградили от контакта с боевым другом.
По истечении некоторого времени, в 912 году, опечаленный смертью коня, князь пошел навестить его останки. Видимо, решил, что пророчеству не суждено было сбыться. К несчастью Олега, волхвы оказались правы. Но было уже поздно. Почему Олега назвали Вещим? Этот вопрос мучает сотни историков, но прозвище тесно укрепилось в древних летописях. Так величал князя народ, а значит, было за что.
fb.ru
Вещий Олег — это… Что такое Вещий Олег?
Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[3].
Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.
Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].
Начало правления. Захват Киева
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.
Поход на Византию
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Ф. БруниВ 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[7]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.
Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах.[8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.
По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[11]
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго.[13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[14]
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.
Историография по Вещему Олегу
Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Источники
- ↑ «Повесть временных лет» \\«Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
- ↑ Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
- ↑ Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
- ↑ А.Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов
- ↑ Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
- ↑ Я.С. Лурье, История России в летописании
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 года отражены также и в западноевропейских источниках. Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
- ↑ ПВЛ. В год 6420.
- ↑ Ал-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914 гг.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
- ↑ Перевод имени из хазарского документа, написанного на еврейском. Написание передаёт произношение имени лишь частично, что приводит к проблеме реконструкции истинного имени, если оно не является общеупотребительным.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Вещий Олег и вещие сны. Что значит слово вещий?
Вещий — пророческий, предсказывающий будущее. Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк»: «Отверзлись вещие зеницы» — открылись глаза, способные видеть будущее. Вещун — это пророк, чародей, волхв.
Устаревшее слово знакомо большинству из нас благодаря выражению «вещий сон». А еще в школе проходят «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Что такое вещие сны
Люди издавна верили, что по сновидениям человек может узнать будущее. Вещими называют пророческие сны. Например, согласно примете, увидеть во сне лысого мужчину — к уважению и богатству, а целовать незнакомку — к деньгам. Существуют целые книги-сонники, посвященные расшифровке сновидений.
Современная наука не подтверждает, что во сне можно заглянуть в будущее. Зато психологи соглашаются, что сны способны многое сказать о подсознании человека. Как трактуют распространенные сюжеты, читайте в статье: К чему снится женщина? Толкования 10 самых популярных снов.
Depositphotos
Чем знаменит вещий Олег
Вещий Олег — древнерусский князь, получивший власть после смерти Рюрика. Олег, как и Рюрик, был варягом. По одной из версий, он был шурином Рюрика. С 879 года Олег был опекуном при малолетнем наследнике престола — Игоре.
Новгородский князь Олег знаменит тем, что захватил Киев, убив местных правителей Аскольда и Дира. После этого князь перенес туда столицу, объявив город «матерью городов русских». В связи с присоединением Киева Олега считают основателем Древнерусского государства.
Вещим Олегом князя называет «Повесть временных лет». Непонятно, однако, носил ли он это прозвище при жизни или так его обозначали монахи — авторы летописи. Вещий в данном случае означает «знающий будущее» — то есть наделенный особой прозорливостью и военной удачей.
Летопись утверждает, что в 907 году Олег совершил успешный поход на Константинополь. Византийский император велел перегородить залив, чтобы вражеские корабли не могли подойти к городу. Тогда Олег приказал воинам поставить ладьи на колеса и объехать преграду посуху. После этого греки предложили Олегу дань и выгодный торговый договор, сообщает «Повесть временных лет». Русский князь в знак победы прибил щит к воротам города.
Однако к истории об этом походе нужно относиться с осторожностью. В византийских источниках о нем и о договоре ничего не сказано.
Олег прибивает щит к вратам Царьграда (так на Руси называли Константинополь). Гравюра Ф.А. Бруни. 1839 год
А вот то, что в 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило мир и заключило новый договор — исторический факт, упомянутый и в византийских источниках.
Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
Легенда о смерти Вещего Олега гласит, что он погиб от укуса змеи. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрет из-за любимого коня. Князь поверил пророчеству и больше никогда не садился верхом на своего любимца.
Вспомнив о нем четыре года спустя, Олег узнал, что конь умер. Посмеявшись над несбывшимся предсказанием, князь пошел осмотреть кости коня и встал ногой на череп: «Его ли мне бояться»? В этот момент из черепа выползла ядовитая змея — она ужалила князя, и тот вскоре скончался.
Кстати, точно такая же легенда излагается в исландской саге о викинге Орваре Одде — вымышленном персонаже, который по сюжету был смертельно ужален на могиле любимого коня. Сага была записана только в XIII веке, так что непонятно — то ли исландский скальд вдохновился русской легендой, то ли русский летописец — устной исландской сагой.
Олег у костей коня. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
www.anews.com
Почему Олега прозвали «вещим»
Князь Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве. Заняв великий киевский стол, именно Олег провозгласил, что Киев — мать городов Русских.
Укрепил свое влияние князь Олег, начал дань княжескую с земель собирать, ограду вокруг городов русских установил, чтобы не нападали больше соседи-кочевники. А сам направился со своим могучим войском на Византию, в военный поход на Константинополь – увеличить территорию государства Киевского, показать всем силу русскую.
Византией в то время правил Лев VI . Увидев огромное, войско Вещего Олега на неисчислимом количестве кораблей, запер ворота города и огородил гавань железными цепями.
Тогда киевский Князь решил войти в неприступный, казалось бы, город другим путем – с той стороны, где не было моря, где никто не ожидал кораблей Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли». В атаку его армия направилась именно на кораблях на колесах!
Попутный ветер помогал Олегу, смелые воины Киевской Руси раскрыли паруса и не поплыли, но покатились на кораблях на Константинополь.
Увидев эту картину, Лев VI испугался невиданного зрелища, открыл врата города и сдался. Трофеем в этой нелегкой битве оказался договор, благодаря которому Киевская Русь могла устанавливать свои правила торговли по всей Византии. Так Киевская Русь стала самым мощным, большим и богатым государством в пределах Европы и Азии.
Однако, византийцы, которые не сумели отстоять Константинополь, придумали хитрый ход устранения победителя: «если Олега невозможно победить в бою, то нужно уничтожить его хитростью», и на званом ужине в честь победителя предложили ему отведать еды заморской. Но государь Киевской Руси был умен и осторожен. Он понимал, что вряд ли новообретенные подданные станут его встречать с распростертыми объятьями и от души потчевать угощениями.
Потому и показалось ему подозрительным столь неожиданное гостеприимство вчерашних врагов. Олег отказался от пищи и воинам приказал к ней не притрагиваться. «Почему?» — удивились голодные дружинники. Олег ответил: вино и продукты отравлены.
После похода на Византию за Олегом и закрепилось прозвище «вещий»
Еще по одной версии прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.
Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в комментариях.
Загрузка…voprosy-pochemu.ru
Вещий Олег — Русский эксперт
Вещий Олег. Фрагмент иллюстрации Виктора Васнецова к поэме Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 1899 г.Олег Вещий[1] (Олег I)[2] — правитель Руси в 879—912 годах, регент при молодом князе Игоре Рюриковиче, а по тексту византийского договора 907 г. — «великий князь русский». Изначально, по летописи, родич (соплеменник) Рюрика и, по-видимому, его военачальник. После смерти Рюрика правил Северной Русью в Новгороде, затем в 882 г. завоевал Киев и перенёс туда свою столицу, основав, таким образом, Русское государство с центром в Киеве (позднее историки назовут его Киевской Русью). Это государство простиралось с севера на юг почти на всю длину континентальной (речной) части знаменитого торгового пути «из варяг в греки», который Олег взял под свой контроль и заложил тем самым объединяющую экономическую и политическую основу древнерусской государственности.
Летописная хронология правления Олега условна, его личность и детали биографии являются предметом спора историков. По русским летописям и некоторым восточным источникам известен правитель-регент или воевода Олег в Киеве, по восточным источникам известен также военачальник русов Хельгу (глава похода русов на Бердаа в 943 г.), по поздним западноевропейским источникам известен князь Олег Моравский русского происхождения, правивший в Моравии в 940—949 гг. и затем, возможно, вернувшийся на Русь. Скорее всего, это были отдельные личности, однако детали их биографий могли смешаться в оставшихся источниках.
[править] Имя и прозвище
Русское имя Олег произошло, вероятно, от скандинавского имени Helge или Helgi, которое изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святослав или Святополк. По одной из гипотез, это было не имя, а скандинавское прозвище князя или особый титул (который, в рамках той же гипотезы, носила также княгиня Ольга и мог носить князь Игорь), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем.
Русское прозвище Вещий означает «знающий будущее», «предвидящий будущее», оно родственно словам ведающий, ведун, ведьма. По летописи, русы назвали Олега вещим после успешного похода на Византию 907 года, то есть это было признанием его военно-политического таланта.
[править] Плюсы и минусы
[править] Достижения и успехи
- Присоединил Смоленск и Киев к Новгороду и положил начало Киевской Руси.
- Подчинил Руси славянские племена по течению Днепра — смоленских кривичей, полян, древлян, северян и радимичей (то есть всех, кроме уличей и тиверцев, живших тогда близ днепровского устья).
- Взял под контроль «путь из варяг в греки» — главную экономическую ось древнерусского государства и главный объединявший это государство экономический фактор.
- Начал строить укреплённые города вокруг Киева, то есть начал укрепление степной границы, из-за которой шли набеги кочевников.
- По русским летописям[3], успешно воевал с Византией, осадил Константинополь и заключил выгодный договор о беспошлинной торговле между Византией и русами, о выплатах русским городам и субсидировании русских купцов (907), что положило начало русской торговой колонии близ Константинополя, а также заключил ещё один договор о возможности найма русов на византийскую военную службу (911), что положило начало варяжской страже; всё это усилило распространение христианства среди русов.
- По летописи, первым среди русских князей ещё при жизни получил прозвище за проявленный в ходе военных действий дар стратегического предвидения (Вещий — «знающий будущее»).
[править] Ошибки и неудачи
- Олег, бывший язычником, уничтожил или серьёзно репрессировал христианскую общину в Киеве (византийцы после 860 г. крестили часть русов во главе с их предводителями — видимо, Аскольдом и Диром, однако во времена Олега созданная греками Русская митрополия исчезает из источников). Это на десятилетия замедлило развитие грамотности и образования на Руси.
- Сократилась торговля по Волжскому торговому пути из-за конфликта с хазарами, которые лишились дани, ранее получаемой ими от полян, северян и радимичей, завоёванных Олегом (по археологическим данным, в конце IX века резко сократился поток серебряной монеты, шедший в Европу из арабских стран и бывший основным источником серебра в Европе). Результатом этого, скорее всего, стал временный экономический упадок русских поселений в Поволжье (Муром, Ростов) и Приильменье (Старая Ладога с соседними городами). Это стало стимулом для русов развивать торговые отношения с Византией по Днепровскому пути.
[править] Крупные проекты
Основная статья: Крупные российские проекты (Олег I, 879-912)
- ↑ Летописное имя и летописное прозвище. См. раздел #Имя и прозвище.
- ↑ Нумерованное имя. Отличает Олега от неправящих удельных русских князей из дома Рюриковичей.
- ↑ Византийские источники не содержат описания осады Константинополя в 907 г., однако в соответствующем месте византийской хроники Псевдо-Симеона (последняя треть X века) зачем-то вставлено описание могущественного в военном плане народа росов (руси): «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.» В этом описании учёные видят явную связь с Вещим Олегом. По всей видимости, военные действия русов против Византии при Олеге имели место, но либо были преувеличены русской летописью, либо действительно были настолько неудачны для Византии, что впоследствии вычеркнуты из византийской хроники. Текст договора 911 г. явно переведён с греческого оригинала и поэтому, скорее всего, торговый договор действительно имел место.
История России | |
---|---|
ruxpert.ru
Олег Вещий — это… Что такое Олег Вещий?
Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика как опекун над его малолетнем сыном Игорем, Олег присоединил к своим владениям Киев и покорил много славянских племен в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. Предполагают, что после смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 Олег стал княжить в Новгороде как опекун над малолетним сыном Рюрика Игорем, но летописи об этом умалчивают. Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмяньского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[3]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[4]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам свидетельствует против версии о новгородском княжении Олега[5].
Вокняжение в Киеве
Повесть временных лет: В 882 Олег, взял с собой много воинов: варягов, чудь, словен, меря, весь, кривичей — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в лодьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им: «Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. По преданию, Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег присоединил земли самых южных из восточнославянских племён — уличей и тиверцев.
898 годом «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад. По данным венгерской хроники, в 884 году венгерский вождь Альмош в союзе с другими венгерскими племенами разгромил половцев и неназванных русских князей (вероятно также Олега), осадил их в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром и тысячу лошадей.[7] Согласно той же хронике многие из русов присоединились к венграм в их походе на запад.
Поход на Византию
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[8]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 передает «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Повесть временных лет сообщает, что в 912 году князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года,[10] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди,[11] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[12]
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгъ, Хелго.[13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[14]. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[15], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[16]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создание русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[17]:
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[18]
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем
Историография по Вещему Олегу
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок».[19].
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[20]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge[21], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления».[22] Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX вв.[23] В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[24].
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими[25], тюркскими[26] или иранскими[27] формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем «Helge» затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — «святой» противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя.[28]
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Примечания
- ↑ «Повесть временных лет» \\»Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
- ↑ Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
- ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны.- М., 1985.- c. 135—140
- ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе.- Л., 1985.- С.245
- ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей .- Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись.- Стб. 17, 114—115
- ↑ Я. С. Лурье, История России в летописании
- ↑ «Деяния венгров»
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов
- ↑ ПВЛ. В год 6420.
- ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9). С. 107.
- ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
- ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
- ↑ Вариант саги:
«Древняя Русь в свете зарубежных источников». М, 1999.Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
- ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998.- М., 2000.- С. 472
- ↑ О приемах вычисления летописцами дат событий русской истории IX – X вв. см. статьи В.Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX – начала XI вв.» и «882 – 862 – 852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 – 44.
- ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
- ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17-22, 2008, York University, Toronto, Canada
- ↑ См. список в статье Helge
- ↑ Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
- ↑ Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2005, с. 182—185
- ↑ А. Г. Кузьмин Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий. (недоступная ссылка — история)
- ↑ Е. С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
- ↑ Грот Л. Мифологические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории // Шведы и Русский Север. (К 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Международного научного симпозиума. Киров, 1997.С. 153—158.
Ссылки
dic.academic.ru