Что вы узнали из летописи о расселении славян?
Происхождение восточных славян
Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Повесть временных лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесённых переписчиками.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: « Повѣсть временныхъ лѣт черноризца Федосьєва манастыря Печерьскаго. Откуду єсть пошла Руская земля […] и хто в неи почалъ пѣрвѣє княжи. »
В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.
Наталья Кончаловская. Из ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ — Литературное чтение. 4 класс. Часть 1
Наталья Кончаловская
Из «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (перевод Д.С. Лихачёва)
Расселение славян
Так начнём повесть сию.
Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот ещё те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда во лохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ля хами, а от тех ляхов пошли поляки.
Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота1. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словенами и построили город и назвали его Новгородом. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
1. Что такое летописи?
2. Что означает название «Повесть временных лет»?
3. Когда создавалась «Повесть временных лет» и о событиях какого времени она повествует?
4. Что вы знаете о летописцах?
5. Что вы узнали из летописи о расселении славян?
1Полота — приток Западной Двины, при её впадении в Двину стоит город Полоцк.
Изобретение славянской азбуки
Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели по Дунаю, покорённые уграми1, и моровы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, моравов, первоначально созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских и у дунайских болгар.
Когда моравы жили уже крещёными, князья их послали к царю греческому Михаилу, говоря:
— Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас и толковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, что сказали славянские князья. И сказали философы:
— В Солуни2 есть два мужа — Кирилл и Мефодий, они искусные философы и знают славянский язык.
1Угры — венгры.
2Солунь — современные Салоники, город в Греции на берегу Эгейского моря.
Услышав об этом, царь послал за Мефодием и Кириллом и, когда они явились, сказал им:
— Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.
И уговорил их царь и послал их в Славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
1. Расскажите, почему славянам понадобилась своя азбука.
2. Что рассказывает летопись о Кирилле и Мефодии?
Деятельность Ярослава Похвала книгам
В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии, митрошолию1 и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещенья, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы 2 стали умножаться, и монастыри появляться.
Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, а иные же теперь вот жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и это: отец всего этого Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, сын же его Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимаем книжное.
Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей.
1Собор Св. Софии в Киеве назван летописцем митрополией, так как при нём находился митрополит — глава Русской церкви того времени.
2Черноризцы — монахи; они носили чёрную одежду (ризу).
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил её золотом, серебром и сосудами церковными. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая им от богатств своих урок, веля им учить людей.
1. За что прославляет летописец деятельность князя Владимира и его младшего сына Ярослава?
2. В чём видел Ярослав пользу книг?
3. Выучите наизусть несколько строк из летописи: «Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмерима глубина; ими мы в печали утешаемся…»
Фрагмент макета древнего Киева. X—XIII вв.
Поучение Владимира Мономаха детям
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь.
В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь на тиуна1 или на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами наряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте (отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Обучение грамоте в Древней Руси. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVII в.
1Тиун — управляющий хозяйством.
2Отрок — здесь: слуга.
Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём: ибо он, проходя, прославит вас по всем землям или добрым, или злым человеком.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи. 1 2
1. Какие наставления давал Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, своим детям?
2. Более восьмисот лет прошло с тех пор, как Мономах написал своё «Поучение». Есть ли в нём такие мысли, которые устарели?
— Ну-с, судари мои, как продвигается чтение?
Дети с трудом оторвались от книги и увидели Николая Александровича, который вопросительно смотрел на них и, конечно же, улыбался.
— Хорошо! — вздохнули близнецы. — Трудновато немного. Доставалось же древним детям!
— Я рад, что вам понравилось. Будете читать дальше?
— Обязательно! — ответила Оля за двоих. — Но, Николай Александрович, это всё-таки литература для детского чтения. А когда же появились первые книги специально для детей? Это известно?
— Конечно. Первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник латинского языка «Донатус». Автор — русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов. Известна дата его рождения — 1465 год. Он решил написать учебник для детей, чтобы облегчить им изучение этого трудного языка. «Донатус» — это вольный творческий перевод для русских детей известной тогда учебной книги древнеримского учёного Элия Доната. Необычайно талантливым человеком был Дмитрий Герасимов. Вы только подумайте: свою книгу он написал в возрасте 26 лет! От него же дошла до нас первая запись русской народной сказки. Её сделал со слов Дмитрия Герасимова итальянский учёный Павел Иовий Новоксомский в начале XVI века. У меня есть книга «Русские сказки в ранних записях», там можно прочитать эту сказку.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаФ. Дворник, славяне — 5
5. После разрушения Моравской империи. Германия и Расцвет Богемии и Польши
1. Последствия Моравской катастрофы
2 . Две богемы герцогства
3. Богемия, Бавария и новая саксонская династия
4. Первая волна «Дранг нах Остен»; Святой Вацлав Богемский
5. Оттон II, мадьяры и славяне
6. Мешко I из Польши, Болеслав I из Богемии
7. Святой Адальберт, епископ Прага; Польша и борьба двух богемских династий
(1)
Моравская катастрофа оказалась важным поворотным моментом в эволюции славян и в истории Центральной Европы. новый иностранный элемент появился в бассейне Дуная и отделил западное от южных славян, которым теперь предстояло приспособиться к новой ситуации и найти новые отдушины в их политической и культурной жизни.
Каковы были непосредственные последствия разрушения Моравии для те славяне, которые были включены в Моравскую империю? Кажется, что Мадьяры ограничились уничтожением центра моравской власти в долине Моравы и на территории между рекой Дые (Тайя) и р. Дунай. После археологических открытий, недавно сделанных в Старом Месте, Теперь можно почти не сомневаться в том, что один из главных центров моравской силы — возможно, крепость, поразившая писателя Летопись Фульды — лежал в долине нижней Моравы. Этот центр был полностью разрушен в этот время и аналогичная участь постигла и другие моравские укрепленные поселения. Но в Словакия мадьяры, похоже, не более чем подчинили туземную Население. Мы узнаем из Анналов Сазавы, чешского аббатства Славянский обряд,
104
что в XI веке славянские монахи изгнали из это аббатство укрылось в Венгрии. Эти свидетельства показывают, что священники Славянский обряд, должно быть, пережил нашествие мадьяр, и этот христианский поселения продолжали существовать в Словакии и, возможно, также в Паннонии. Этот было связано с тем, что победившие кочевники не были заинтересованы в горные районы и нуждались в сельскохозяйственных продуктах туземцев. Имеются данные, убедительно свидетельствующие о том, что самый важный христианин и Славянский центр существовал в Эстергоме (Остергоме) на среднем Дунае и был оттуда, что христианизация мадьяр началась в десятом век. Другие подобные центры, по-видимому, продолжали существовать, и в одиннадцатого века они сформировали мост между Богемией (с ее уцелевшим славянское духовенство), Киевская Русь и хорваты.
В других частях бывшей Моравской империи, Кракове и остальную часть бывшей Белой Хорватии, скорее всего, пощадили. Этот регион может иметь признал своего рода господство мадьяр; по крайней мере, он, кажется, жил на дружеские отношения с ними. Константин Багрянородный в своем отчете о белых хорватов, утверждает, что их князь заключил «брачный союз и дружественные договоры с турками», т. е. с мадьярами. Как будет показано, Славянская литургия сохранилась в Кракове, и этот город, возможно, также стал убежище двух моравских епископов, переживших разрушение своего мегаполис.
2
Богемия и Белая Сербия отдалились от Моравского Империя, раздираемая раздорами между преемником Святополка, Моймиром II, и его братья. Единственный путь, открытый для них теперь, состоял в том, чтобы принять господство франков. Armais of Fulda сообщает, что после смерти Святополк Сорбы отправил миссию к Арнульфу, чтобы заверить его в своей лояльности, тем самым означая подчинение Белой Сербии. Тот же летописец дальше сообщает, что в 89 г.5 два чешских князя, Спытихнев и Витизла (Витеслав), в сопровождении многочисленных
105
дворяне, появились в Рейхстаге Регенсбурга, где они были принят королем Арнульфом со всеми почестями и с обычным рукопожатием возобновили свою верность Франкской империи в лице герцогства Бавария.
Тот факт, что два герцога упоминаются особо, указывает на то, что Богемия была разделена на два герцогства, что совпадает с тем, что мы знаем из другие источники о древней Богемии. Присутствие хорватов в восточной Богемии засвидетельствовано королем Альфредом и учредительной хартией епископства Прага. С другой стороны, старая чешская традиция приписывает основание чешская династия до Пршемысла. Борживой, первый известный христианский герцог Богемия, крещенная святым Мефодием, управляла западной частью Богемии. включая Прагу. Вероятно, восточная Богемия была присоединена к Святополку. Моравии, когда он завоевал всю Белую Хорватию, в том числе область, край. Западное герцогство стало частью Моравии после подчинения Борживой и короткий симбиоз двух частей Богемии в рамках общего империя, по-видимому, сблизила их. присоединились чешские хорваты. часть Пршемыслиде Чехии и с 89 г.5 и далее остались два герцогства тесно связаны. В рейхстаге Регенсбурга Спитихнев представлял Пршемысле часть Богемии, а Витизла (Витеслав) часть хорватов. Витеслава династия известна в истории как династия Славников, по имени наиболее известного член этой семьи. Подчинение других племен в Богемии было завершено обоими герцогствами в начале десятого века.
3
Общая мадьярская опасность, естественно, привлекала Богемию и Баварию. ближе. Преемник Спытихнева, Вратислав (915920/21), вероятно, умер защищая свою страну от вторжения венгров. Ему наследовал его сын Вацлав I (920-929), который был еще несовершеннолетним, и поэтому регентство было осуществляется его матерью Драгомирой. Однако она обнаружила, что ее авторитет подорван от свекрови Людмилы, очень набожной дамы
100
который имел большое влияние на молодого герцога. Итак, Драгомира, рассчитывая на поддержку полуязыческой реакции, казнил ее, но Христианская партия свергла мать и провозгласила юного Вацлава царствующий князь.
Так случилось, что чехи приобрели своего первого мученика св. Людмила, обстоятельство большой важности, ибо оно производило впечатление на их Немецкие соседи, что они были хорошими христианами. Герцог Баварии был одним из первым узнал о новом святом и, испугавшись перемены на троне могло также означать изменение отношения чехов к Баварии, он сделал путешествие в Богемию. Там молодой герцог заверил его, что все останется без изменений. Чтобы задобрить баварского герцога, Вацлав даже пообещал посвятить собор, который он предлагал построить в Праге, святому Эммераму, покровителю святой Баварии и Регенсбурга, которому Богемия теперь принадлежала в церковном отношении. подчиненный.
Интересно отметить, что, несмотря на это обещание, которое засвидетельствовано славянской легендой о святом Вацлаве, герцог фактически посвятил новый собор св. Вита (Гая), покровителя Саксонии.
Эта замена одного покровителя на другого символизировала очень важное политическое изменение, которое Германия, бывшая Восточная Франция, тем временем подвергся. После исчезновения восточной ветви Каролингская династия, немецкие герцоги, столкнувшиеся с постоянной мадьярской опасностью, решил избрать короля. После смерти Конрада Франконского в 9 г.19, Генри Фаулер, герцог Саксонии, самый выдающийся герцог Германии, стал королем. Этот год ознаменовался рождением средневековой Германии. Бавария, которая, безусловно, более цивилизованной, чем Саксония, также претендовали на лидерство над германской нацией, или Regnum Teutonicorum , как его уже называли в этот период, и Генри с большим трудом заставил Арнульфа Баварского признать свою королевскую власть. В результате саксы были полны решимости подорвать позиции Бавария в Германии как можно больше. Поэтому представляется вероятным, что в свою решимость ослабить влияние Баварии Генрих I пытался вытеснить это в Богемии.
107
Ему это удалось слишком хорошо; для Вацлава и его советников, предпочитая иметь своим повелителем далекого сакса, а не соседнего баварцы, передали свою верность королю и герцогу Саксонии. Это было начало упадка баварского влияния в Германии. Более поздний курс событий показывает, что это было бы лучше для Германии и для Европы как целым, если бы Бавария, более культурная и более близкая к Западу, лидерство в Regnum Teutonicorum . Ведь именно из Саксонии начался «Drang nach Osten» — натиск на Восток, который в конечном итоге породила Пруссию и прусский дух господства.
4
Генрих I инициировал эту новую политику экспансии на восток, которая Германия должна была преследовать в течение следующей тысячи лет, что завершилось в 1942 году. на реке Волге. После успешного отражения ужасных вторжений Мадьяры и завершение военной организации Саксонии и Тюрингии, Генрих Я запустил первый большой саксонский драйв за Эльбой зимой 928. Его Армия переправилась через Эльбу и замерзшие болота реки Хафель и заняла Брунабор, главный город хавелов. Таким образом, краеугольный камень была положена история Бранденбурга, и Брунабор стал первым важным вехой в движении Германии на Восток. Затем последовало представление велетяне (лютичи или вилчи), которые должны были пообещать платить дань. Одинаковый судьба настигла ободритов и положила начало истории современной Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург.
Триумфальное шествие саксонских войск через Славянское территории закончились, вероятно, весной 929 г. с покорением сербские племена между реками Заале и Эльбой, а также на месте Джахны, завоёванная столица Далеминчи, новый город Мейсен был основан, чтобы стать вторым важным саксонским форпостом.
Историки считали, что эти победы над
г.108
Полабские славяне были коронованы завоеванием Богемии, затем правил Вацлав; но на самом деле Вацлав оставался верным Генриху I на протяжении всего его жизнь, как засвидетельствовано его биографом Кристианом, и летописцем Титмар. Убийство Вацлава чрезмерно рьяными последователями его брата Нельзя ссылаться на Болесла как на доказательство того, что его просаксонская политика вызывала недовольство чехи. Его убийство и смена на герцогском престоле Праги были результат внутренней борьбы и домашней зависти. Вацлав вел благочестивую жизнь, и, кажется, женился только под давлением своих советников; но имея произвел на свет наследника, он расстался с супругой, посвятив себя творчеству благочестие. Это и растущее влияние духовенства на общественные дела были вызвало возмущение многих, а оппозиционная религиозной политике Вацлава партия посчастливилось заручиться поддержкой своего брата, энергичного и амбициозный Болеслав.
Правда, Генрих I был встревожен переменами в Праге и, в сопровождении Арнульфа Баварского он появился в Богемии. Король и Герцог, однако, вскоре понял, что Болеслав не собирался изменять своему политики страны по отношению к Германии и, по выражению саксонского летописца Видукинда: «Он оставался верным и полезным императору, пока он [Генрих I] был жив».
5
Реорганизация покоренных стран Востока была осуществлен сыном Генриха Оттоном I (936–973), сосредоточившим свое внимание на регион между Заале и Эльбой, поскольку он был важным связующим звеном между Саксония, Бавария и Богемия. Он распространил на эту страну военную систему, изобретенный его отцом, укрепленных замков в стратегических точках и доверенных своего правительства печально известному графу Геро, чьи безжалостные методы распространились Немецкая мощь до рек Нейсе и Бобер. Геро надолго запомнился славяне и своими подвигами заслужили ему место в самом известном германском героическом эпический, Песня о Нибелунгах . После смерти Героса (965 г.) Оттон I разделил территорию на несколько марок, в том числе Ostmark,
109
Лаузица и Мейсена, и предпринял христианизацию вновь завоеванные славянские территории. Вместо того, чтобы повторять старый миссионерский методами он начал основывать епископства — Ольденбургское, Хафельбергское, Бранденбургское, Мерзебург, Цейц и Мейсен, ставшие резиденциями немецких епископов, следуя духу немецкой церковной системы. Все славянские земли, по грандиозному замыслу Оттона, должны были находиться под новой метрополией, Магдебург, его собственный любимый фонд. Папа Иоанн XII принял эту идею в 9 г.62 и дал Оттону право учреждать епископства на всех славянских территориях, как и там, где это казалось целесообразным.
Таким образом, оказалось, что немецкое политическое и церковное превосходство над всеми славянскими землями к востоку от Эльбы прочно утвердился; но очень скоро два новые важные факторы стали тормозить политическое и культурное развитие Германии. проникновение — Богемия Болеслава I и Польша.
Есть некоторые свидетельства того, что Болесласу было трудно иметь дело с Оттоном I в начале его царствования, вероятно, потому, что из вассалов Болеслава безуспешно пытались передать свою лояльность Отто. Но этот спор был урегулирован мирным путем, и впредь Болеслав продолжал признать господство саксов. Со своим контингентом войск он взял участие в знаменитом сражении на Лехфельде (955) в которой Отто я окончательно раздавил военной мощи мадьяр, заставив их остепениться мирная жизнь. Болесла не только оккупировал Моравию, которая в то время еще включала всю современную Словакию, а также Силезию и остальную часть бывшая Белая Хорватия, включая Краков, и казалось, что Богемия стать наследником Великой Моравии. Эта идея, несомненно, вдохновила Болесласа и была не возражал против Оттона I, потому что оба богемских герцога были ему верны не только как Император (с 962 и далее) и глава западного христианского мира, но также как король Германии.
Можно было ожидать, что эта новая версия моравского Империя попытается расшириться на север в бывшую Белую Сербию.
110
6
Другим важным фактором, возникшим в этот период, была польская Князь Мешко I. Он внесен в анналы истории летописцем Титмаром Мерзебургским и современным арабским писателем Ибн Якубом. Согласно для этих двух авторов Мешко из династии, основанной Пястами, был могущественным правитель, командующий постоянной армией из 3000 человек, которым он платил чеканными деньгами. Он по-видимому, был хозяином сильной федерации славянских племен, известной с тех пор. то как поляки (поляне) после самого могущественного среди них, и центр его царством было Гнезно (Гнесен).
Внезапное появление могущественного славянского князя на политическая сцена Центральной Европы примерно в середине десятого века озадачил многих историков, и, чтобы решить эту трудность, они изобрели теория, согласно которой Мешко был скандинавским викингом, навязавшим свое правление славян на Одере и Висле. Нет никаких доказательств точки зрения что династия Пястов была неславянского происхождения. Если вспомнить, что Мешко правил территорией, которая, возможно, была центром первобытной среды обитания славян — или, по крайней мере, находившейся во владении славян после 500 г. до н. э. — затем появление в десятом веке могущественной конфедерации в этих регионы перестают быть загадочными. Состояние Мешко было результатом долгой эволюция под руководством энергичной славянской династии, эволюция, которая остался незарегистрированным, потому что не было летописца, чтобы записать его для потомков.
Когда первый засвидетельствованный историей польский герцог появился на политической сцене, он собирался присоединить поморских славян к своему государству. Заметив, что немцы тоже положили глаз на этот регион, особенно на его западной части, включая Штеттин (Щечин), Мешко заключил довольно умную сделку с Геро в 963 г., а во избежание осложнений с немцами Мешко обещал удержать западную часть Померании со Штеттином, о чем и собирался завоевать, как феодальное владение Империи. Это был гениальный ход, позволивший Мешко завершить
111
10. Германия и Богемия при Оттоне I и Болеславе I
г.112
его завоевание Западной Померании, не вступая в конфликт с немцами. Нет никаких доказательств того, что Мешко объявил всю свою страну быть феодальным владением Империи, да и не было в этом необходимости.
Но планы Оттона относительно Магдебурга и христианизации Полабские и балтийские славяне открыли Мешко глаза на другую опасность. Он видел что ему и его стране необходимо стать христианами и устранить навсегда любая опасность немецкой интервенции в его землях под предлогом распространение христианской веры. Он снова сделал хитрый ход, не поворачиваясь к Отто I, но Болеславу I, христианскому герцогу Богемии. Болеслав подарил Мешко свою дочь Дубравку в жены и послал за ним первых христианских миссионеров.
Чешские и польские князья пошли еще дальше и, вероятно, в 966 г., адресованное Папе Иоанну XIII (965–972) с просьбой установить епископства в своих странах. Это снова была просьба, которую Отто не мог выполнить. противодействовать. Так получилось, что было основано польское епископство Познани (Познань). около 968 г. и был подчинен непосредственно Риму, а не Магдебургу. Пражское епископство возникло только в 973 г. Оттон не выступал против его основания, но для того, чтобы получить большее влияние на Болесла II, которому удалось его отец в 967 г. он учредил две епархии, одну в Праге и одну в Моравия, оставив за собой инвеституру обоих епископов. И опять продолжая политику своего отца, он подчинил чешские епископства не Зальцбург, баварский мегаполис, но в Майнц.
Так случилось, что гениальный проект Отто по созданию Магдебурга митрополия для всего славянского Востока могла быть лишь частично осуществленный. В связи с дальнейшим развитием земель между Эльбой и Одер, однако, церковные устои Оттона стали почти мертвой буквой для не менее двух столетий. Когда в 983 г. до Эльбы дошла весть, что Оттон II, который сменил своего отца в 973 году, потерпел поражение от арабов в Калабрии и умерли все недавно завоеванные славяне между Эльбой, Одером и Балтика выросла против
113
Немцы и их Бог. Гамбург был захвачен, Хафельберг разграблен. Цейтц сравняли с землей, а Бранденбург разрушили. Когда торнадо этого кровавый мятеж прошел, немцы удерживали только Гольштейн на севере и земли сербов, и вся работа по христианизации была сорвана. Новые способы поэтому его нужно было найти, и эта задача легла на молодого императора Оттона III.
Другое важное изменение было произведено Мешко. на востоке. Укрепив свои позиции среди поморцев и племен на Одере и Висле, Мешко начал присоединять к себе славянские племена Древняя Белая Хорватия. Он вроде оккупировал после разгрома мадьяр что такое сегодня Восточная Галиция, Красные города и Пржемысль, и его растущая мощь привлекала славян Силезии и Кракова и впечатляла даже славники, страна которых давно принадлежала Белой Хорватии. Болесла II оказался менее компетентным, чем его отец, и, воспользовавшись случаем, Мешко присоединил Силезию и край Кракова.
Таким образом, в конце десятого века в Восточной Европа — могущественное славянское государство, которое должно было вскоре расшириться на другие славянские земли, и Оттон II, поглощенный трудностями в Италии, не мог вмешаться, чтобы изменить ситуацию. Чтобы обеспечить себе покровительство папства, величайшей духовной силы в Европе, Мешко I посвятил всю свою королевства, от Штеттина до Гданьска и от Гнесена до Кракова, до Святого Престола до своей смерти в 992. Это был умный ход, и Мешко таким образом инициировал традиции, которой Польша должна была следовать на протяжении многих веков.
7
Результаты возвышения Польши неминуемо сказывались на Богемия. Эта страна, как уже упоминалось, была разделена на два герцогства. объединились по свободному согласию двух княжеских родов — Пршемыслидов и славники. Сначала это партнерство было очень успешным, и сотрудничество между Болеславом I и
114
Славник привел к завоеванию Моравии, Силезия и край Кракова. Это соглашение продолжало действовать, когда Болеслав II сменил своего отца в Праге. Первый чешский епископ Праги, после смерти немца Дитмара был членом рода Славников, Адальберт-Войтех, получивший образование в Магдебурге. Адальберт был святым человеком и ревностный в миссионерской работе своей большой епархии и, благодаря своему вмешательства, папа согласился на подавление епископства Моравии после смерти Врацена, единственный известный титуляр. Это исполнило давнюю мечту Болеслава II, который хотел, чтобы царство, которым он управлял вместе с славяне подчинялись единому епископу, проживающему в Праге.
Это мирное сотрудничество между двумя ведущими семьями Чехия была нарушена после завоевания Польшей Силезии и Кракова. Когда Болеслав II заявил о своем намерении напасть на поляков, чтобы вернуть утраченное территориях, ему противостоял Собеслав, правящий князь славников. династия, брат Адальберта. Это первое разногласие между двумя герцогами стоило Адальберта заручился поддержкой Болесласа II и, понимая, что разрыв между его брат и герцог Пражский сделали невозможным управление славянином Чешской церкви, Адальберт покинул Прагу, намереваясь паломничество в Иерусалим. Аббат Монте-Кассино, где он остановился на своем пути, отговорил его от этого плана, утверждая, что это не паломничество, а вести святую жизнь, чтобы спастись. Затем Адальберт решил поступить в греческий монастырь, основанный святым Нилом, но в конце концов стал монахом в аббатстве СС. Алексий и Бонифаций в Риме.
Болеслав II напал на поляков, но, не имея при поддержке славников он потерпел поражение. Его престиж упал очень низко, и он увидел, что единственный выход из его затруднений лежит в примирении с его бывшие союзники. Их первым условием, конечно же, было восстановление Престола. Праги Адальберту, который неохотно согласился вернуться в 992 году. Соглашение продлилось всего три года. Возникли новые трудности, и Адальберт ушел. снова Прага; ибо было видно, что славяне предпочитали быть союзными
115
с поляками, а не с Пршемыслидами. Болесла II, который не обладал дипломатическим талантом отца, предвидел, что отступничество славян вероятно, повлечет за собой потерю Моравии и современной Словакии, а в отчаяния он решил последовать совету своих советников и избавиться от всей соперничающей династии путем убийства. В 995 году, когда славянский князь Собеслав был в Германии со своей армией, помогая императору подавить новое восстание. славян, Болеслав II, несмотря на свое обещание не предпринимать никаких действий враждебно настроенные по отношению к славникам во время отсутствия герцога, вероломно атакованные Либице, главный замок славников, и вырезал всех его жителей, мужик, женщина и ребенок. Этот кровавый акт объединил всю Богемию под исключительным правление Пршемыслидов. Собеслав не смог отменить сделанное и взял убежище со своими войсками в Польше. Новый польский герцог Болеслав Великий, прозванный Храбрый (Храбрый) поляками, приветствовали его, и вместе они ждали возможность отомстить Праге.
Что мы знаем о викингах и рабах
Имеются данные, свидетельствующие о том, что рабство, возможно, занимало более важное место в истории викингов, чем считалось ранее.
Автор: Сара Прюитт
Обновлено: | Оригинал:
Universal History Archive/Universal Images Group/Getty ImagesСпустя более тысячи лет после того, как эпоха викингов подошла к концу, мы все еще многого не знаем об этих скандинавских воинах-мореплавателях, которые исследовали территорию от самых дальних уголков России до самых ранних поселений в Северной Америке и оставили неизгладимый след в землях и народах, с которыми они столкнулись.
Теперь археологи пытаются составить более четкую картину одной из темных сторон мира викингов: рабства.
Исторические отчеты ясно показывают, что когда они совершали набеги на прибрежные города от Британских островов до Пиренейского полуострова, викинги брали в плен тысячи мужчин, женщин и детей и удерживали или продавали их в рабство — или рабов , как они были называется на древнескандинавском языке. Согласно одной оценке, рабы могли составлять до 10 процентов населения Скандинавии эпохи викингов.
В то время как археологические данные могут быть скудными, очевидно, что рабство играло важную роль в образе жизни викингов, как и во многих обществах до и после. Фактически, стремление к рабам могло быть одной из главных причин, по которой викинги начали совершать набеги.
Доказательства рабства в эпоху викингов
Многие из этих рабов прибыли с Британских островов и из Восточной Европы. В одном историческом отчете о рабстве эпохи викингов раннесредневековые ирландские хроники, известные как В «Анналах Ольстера» описывается набег викингов недалеко от Дублина в 821 году нашей эры, в ходе которого «они увели в плен большое количество женщин».
Это один из многочисленных письменных источников, относящихся к рабству в мире викингов, включая исторические хроники, созданные в монастырях Северной Европы — часто людьми, ставшими жертвами нападений викингов. Другие источники появились в арабском мире, в том числе отчет географа 10-го века Ибн Хаукуала, который в 9 г.77 писал о работорговле викингов, которая простиралась через Средиземное море от Испании до Египта.
Кристер Олин/Шведский исторический музей; Бен РаффилдКандалы из города эпохи викингов Бирка, Швеция (вверху слева), Ной-Никер, Германия (внизу слева), и Треллеборг, Слагельсе, Дания (справа).
«Эти источники дают очень четкие указания на то, что группы викингов совершают набеги на работорговлю», — говорит Бен Раффилд, археолог из Упсальского университета в Швеции, который проводит исследование работорговли викингов в рамках проекта «Феномен викингов».
В отличие от множества исторических и литературных свидетельств рабства эпохи викингов, фактические археологические доказательства остаются относительно скудными. В статье, опубликованной в журнале Slavery & Abolition в апреле 2019 года, Раффилд подробно описал, что было обнаружено до сих пор, начиная с коллекции железных ошейников и кандалов, найденных в нескольких местах, которые, как считается, были центрами работорговли викингов, такими как Дублин (Ирландия). ), Бирка (Швеция) и Хедебю (Дания).
Хотя было высказано предположение, что объекты могли использоваться для сдерживания животных, а не людей, Раффилд утверждает, что их присутствие в этих городских центрах (а не в сельской местности), а также их концентрация вблизи гаваней, как правило, поддерживает их использование на рабы. «Они поразительно похожи на все виды ограничителей, которые использовались на людях на протяжении всей истории, от античности до раннего Нового времени», — говорит он.
Помимо набора ограничителей, исследователи обнаружили то, что может свидетельствовать о поселениях рабов — расположение небольших домов, окружающих большой дом в Санде, поселении викингов в Швеции. «Похоже, что те немногие, что были раскопаны, использовались для ремесленной деятельности, например, для изготовления текстиля», — говорит Раффилд. «Они странно выглядят очень похожими на то, что вы видите в Соединенных Штатах в довоенный период».
Потребность в женщинах?
Ученые давно задавались вопросом, почему викинги внезапно превратились в грозную силу набегов в конце восьмого века, начиная с их нападения на христианский монастырь Линдисфарн, расположенный на северо-восточном побережье Англии, в 79 году нашей эры.3.
Ответом могла быть потребность в иностранном рабском труде для постройки огромного флота кораблей и изготовления ткани для парусов. Раффилд и его коллеги видят в желании взять рабов возможный мотивирующий фактор, стоящий за экспансией викингов. «В 9 веке из Скандинавии отплывали сотни кораблей, — говорит он. «Мы задаемся вопросом, понадобится ли вам новая рабочая сила для производства материалов, необходимых для этого».
Рабы, которыми также можно было торговать на международных рынках, могли представлять собой еще один вид ресурсов для викингов. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что викинги часто нападали на женщин и девочек в своих набегах, что свидетельствует о существовании сексуального рабства, а также смешанных браков. Есть также признаки того, что викинги практиковали полигамию, что в их сильно стратифицированном обществе означало бы, что более бедные неженатые мужчины могли иметь ограниченный доступ к женщинам и могли использовать рабынь в качестве наложниц (или даже жен).
Картирование ДНК современного исландского населения показало, что до двух третей женщин-основателей Исландии имели гэльское происхождение (ирландское или шотландское), и только одна треть имела скандинавские корни. Обратное верно для мужского населения, предполагая, что у многих скандинавских мужчин в Исландии были дети от женщин, которых, вероятно, забрали во время набегов с Британских островов.
Возможно также, что помимо сексуальных мотивов викинги использовали женщин в качестве рабынь из-за их особой ценности как источника квалифицированной рабочей силы. «Довольно часто в контексте рабства женщин забирают, потому что во многих обществах они традиционно являются людьми, производящими дорогостоящие товары», — говорит Раффилд. «Многие люди думают, что если вам нужны пленники для работы, вы берете мужчин, но это не обязательно так. Работа с текстилем в Скандинавии, например, тесно связана с женщинами».
Как викинги обращались с рабами
Что бы ни побудило викингов начать брать рабов, данные свидетельствуют о том, что они часто жестоко обращались с теми, кто имел несчастье попасть в плен. В одном исследовании Анна Кьеллстрем из Стокгольмского университета изучила скелетные останки предполагаемых рабов эпохи викингов, найденные в могилах в Норвегии, Швеции и Дании, и обнаружила, что на них видны следы жестокого обращения и обезглавливания.
В некоторых случаях рабов хоронили вместе со своими хозяевами, что позволяет предположить, что они могли стать человеческими жертвоприношениями и включены в погребальный инвентарь, чтобы сопровождать могущественных викингов в загробной жизни.