Что такое язычество определение по истории: Язычество — Православный портал «Азбука веры»

1. Язычество как феномен истории культуры. История культуры: конспект лекций

1. Язычество как феномен истории культуры

Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиозных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но существует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество – это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия мировых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.

Трудно представить, насколько обширно понятие язычества. Во-первых, оно очень разнонародное: здесь и верования первобытных племен, и античные религиозные воззрения, и религия древних славян и т.

 д. Во-вторых, существовало неограниченное количество явлений, предметов, с которыми были связаны те или иные религиозные представления. Язычество включает в себя фетишизм – вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм – вера в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм – вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.

Каковы же корни язычества, зачем древнему человеку понадобилось искать себе объекты поклонения и почитания?

Все дело в том, что на протяжении своей истории человек постоянно развивается, у него появляются все новые и новые занятия (охота, рыболовство, земледелие и т. д.). Эти занятия требовали новых знаний и умений, но древний человек, очень примитивно понимающий законы природы, не мог объяснить их, не придавая им какого-то сверхъестественного начала. Запас знаний, накопленный им, был настолько мал, что даже очень очевидным на сегодняшний день явлениям древний человек приписывал какую-то божественную сущность.

Земледельцы молились на солнце и дождь, веря, что ими распоряжаются силы свыше. Охотников волновали такие явления, как ветер и наличие звезд на небе, для них был свойственен фетишизм относительно орудий добычи пропитания. То есть люди, занимающиеся разным делом, по-разному оценивали явления природы, создавая себе разные объекты для почитания. Здесь стоит отметить такое важное качество язычников, как терпимость по отношению друг к другу. Люди верили и в своих богов, и в чужих. Постепенное развитие отношений между древними людьми приводит к образованию государственности. Происходит объединение всех богов и воззрений, появляется пантеон богов. Теперь язычество является не только помощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства.
Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей государств, поскольку во многих странах религиозные взгляды наделяли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое суждение наделяло фараона почти безграничной властью. То есть религия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протяжении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности религии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгляды людей тех или иных эпох как важную составляющую исторического развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бесследно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах людей, в создаваемых ими культурных памятниках.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3 Феномен культуры

Глава 3 Феномен культуры Культура – целостность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в

19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ

19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ Культура теснейшим образом связана с историей. Пересечение этих феноменов неизбежно.Во—первых, исторический подход (изучение общества в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования) распространяется и на

Кириленко А.А. (Санкт-Петербург) Книга как феномен культуры

Кириленко А.А. (Санкт-Петербург) Книга как феномен культуры В настоящий момент среди специалистов, занимающихся проблемами книговедения, не существует единого мнения по поводу определения понятия «книга» и методов ее исследования, что вполне закономерно, так как связано

12.2.3. Образы времени в истории культуры

12.2.3. Образы времени в истории культуры Представления о смысле и значении времени неоднократно менялись в истории мировой и отечественной культуры. Античный философ Платон предложил два термина для его обозначения: «эон» (греч.) – вечность, век, божественное

Красота.

Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры

Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Гейзенберг В. Шаги за

1.1. Мода как феномен культуры

1.1. Мода как феномен культуры Культура XX века развивалась настолько быстро, что на протяжении жизни одного человека происходили такие значительные изменения, какие раньше не происходили за века. Современная мода – это и искусство, и бизнес, и индустрия. Моду даже называют

52. Значение религии в истории культуры

52. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно. На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

1. Язычество как феномен истории культуры

1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия

3. Значение религии в истории культуры

3. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

Истоки язычества на Руси кратко

Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является неточным, так как включает в себя слишком обширный пласт культуры, сегодня вместо него используют термины «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения совокупности религиозных и культурных воззрений древних славянских племен до того, как они приняли христианство. Существуем мнение, что термин «язычество» в отношении культуры древних славян происходит не от самой религии (политеизма), а от того, что многочисленные славянские племена, живущие на территории Руси, имели один язык, хоть и не были друг с другом связаны. Нестор-летописец для обозначения всей совокупности этих племен использовал термин «язычники», то есть племена, объединенные одним языком. Позднее, язычеством стали обозначать особенности религиозных и культурных воззрений этих древнеславянских племен.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться еще в 1-2 тысячелетии до нашей эры, когда славянские племена постепенно начали выделяться из народов индоевропейской группы, расселялись по новым территориям и взаимодействовали с культурами соседних народов. Именно из индоевропейской культуры возникли образы бога грозы, боевой дружины, бога скота и важный образ матери-земли. Также важное влияние на славянское язычество оказали кельты, которые не только привнесли определенные образы в славянскую религию, но также дали славянам само слово «бог» для обозначения образов. С германо-скандинавской мифологией славянское язычество имеет немало общего – наличие мотива мирового древа, драконов и других божеств, трансформировавшихся с учетом условий жизни славян.

После того, как славянские племена активно начали разделяться и уходить на разные территории, трансформировалось и само язычество, в каждом племени появлялись свои элементы. В частности, к 6-7 веку религия восточных и западных славян довольно ощутимо отличалась друг от друга.

Следует также отметить, что зачастую верования правящей верхушки общества и низшие также могли существенно отличаться, о чем упоминается в древних славянских летописях. То, во что верили в крупных городах могло отличаться от того, во что верили жители деревни.

С формированием древнерусского централизованного государства начали развиваться связи славян с Византией и другими странами, язычество все чаще подвергалось сомнениям, а в некоторых случаях и гонениям – появились поучения против язычества. В 988 году произошло Крещение Руси и христианство официально стало главной религией, вытесняя язычество, однако следует отметить, что, несмотря на то, что и по сей день Россия остается христианским государством, существуют территории и общины, где люди все еще исповедуют славянское язычество.

Суть славянского язычества

Несмотря на достаточное количество исторических источников, сведения о веровании древних славян остаются очень отрывочными, поэтому сформировать точную картину мира наших предков непросто. Принято считать, что религия древних основывалась на веровании в силу природы и земли – отсюда и проистекали боги-повелители тех или иных природных явлений. Помимо высших богов существовали и низшие существа – домовые, русалки и прочие – которые не могли серьезно повлиять на жизнь человека, но могли в ней участвовать. Славяне верили в существование ада и рая, в существование души у человека, которая была одной из важных ценностей.

У славян было много ритуалов, связанных со взаимодействием людей и богов, им приносили подношения, поклонялись, просили помощи и защиты. Что касается жертвоприношений, то чаще всего подносили волов или другой скот, точных сведений насчет человеческих жертвоприношений славянских язычников не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

  • Перун — громовержец, главный бог пантеона;
  • Мать — Сыра Земля — женское олицетворение живородящей, плодородной земли, ей поклонялись, прося хорошего урожая или большого количества детей; существовала также «клятва землей», которая считалась нерушимой.

Боги восточных славян (пантеон князя Владимира):

  • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец;
  • Хорс — олицетворение солнца;
  • Даждьбог — солнечное божество, считается предком русских людей;
  • Стрибог — божество, связанное с ветрами;
  • Симаргл — вестник между небесами и землей;
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества;
  • Волос — покровитель скота;
  • Велес — покровитель сказителей и поэзии;
  • Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог — бог-кузнец;
  • Сварожич — олицетворение огня.

Таких персонажей, как Масленица, Коляда, Купала и другие, нельзя считать богами в полном смысле этого слова, они являлись лишь ритуальными олицетворениями определенных явлений, которые часто сжигались во время языческих праздников и ритуалов.

Гонение на язычников и конец язычества

С развитием русского государства и все большей ориентацией на более развитые страны, язычество постепенно начало подвергаться гонениям со стороны сторонников христианства. Однако население многих территорий отчаянно сопротивлялось принятию христианства даже после официального крещения Руси – многие новоявленные христиане возвращались снова к язычеству, тайно проводили старые ритуалы и поклонялись старым славянским богам. Взаимоотношения между христианством и язычеством всегда были очень напряженными, однако вместе с возрастающей ролью христианской церкви в политической и общественной жизни Руси, новая религия постепенно вытесняла язычество и в итоге почти его уничтожила.

Истинный смысл язычества

Обновлено 9 ноября, 2014 — 00:53 Райли Уинтерс

Слово «язычество» стало обозначать различные дохристианские религии, принадлежащие к ряду древних культур — из Греции, Рима, Египта, Скандинавии и так далее.

В некоторых кругах он также стал представлять современную идеологию Викки и последователей возрожденных версий старых практик. Правда о «язычестве», однако, заключается в том, что это исторически неточное выражение в контексте вышеупомянутых верований. Хотя в настоящее время это общепринятый термин для этих религий, важно изучить, откуда на самом деле произошло это слово и что оно первоначально означало, что позволит лучше понять всеохватывающее религиозное прошлое мира.

Термин «язычество» возродился в эпоху Возрождения, когда писатели пытались отличить старые традиции от современной им христианской веры. Сам термин происходит от латинского paganus , переведенного вольно как «сельский житель» или «деревенский»; таким образом, изначально это слово описывало местного человека, а не религию. Однако из-за его использования в древних текстах средневековые авторы ошибочно полагали, что оно относится к религиозной секте, и поэтому придали ему соответствующий оттенок. На самом деле для описания «язычников», как их называют сегодня, использовалось другое слово, и это слово также происходило прежде всего от местонахождения сторонников религии.

По словам ученого Питера Брауна из Принстонского университета, слово «эллин» изначально использовалось вместо слова «язычество». «Эллин» было отсылкой к Ἕλλην (Эллада), родному древнегреческому названию того, что сейчас называется Грецией. Браун объясняет, что, когда христианство начало появляться в восточных общинах, слово «эллин» использовалось для отличия нехристиан от христиан. Выходцы из Эллады, как правило, оставались верными старым религиям, но с началом раздора между иудаизмом и христианством еврейская фракция должна была убедиться, что они не были неправильно связаны с ними. Поскольку они были не из Греции, идеальным названием стало «Эллин».

Древний храм, посвященный богу Зевсу. Предоставлено: MM, Public Domain

На латинском западе различные религии чаще называли себя по своему этническому происхождению, а не по богам, которым они поклонялись — они просто называли себя (на своем родном языке). ) как римляне, греки, египтяне и т. д., одновременно намекая и на их религиозные фракции. Такая форма навешивания ярлыков во многом была связана с тем, что политическая и религиозная стороны жизни представляли собой единое целое. Таким образом, традиция присвоения этнических титулов, по-видимому, была продолжена ранними христианами. Насколько могут судить древние источники, только во времена Поздней Римской империи термин «язычник» стал использоваться вместо этого, так как это был простой способ смешать всех нехристиан в разговоре, постановлениях и т. д. Он стал популярным благодаря удобству, а не точности и уважению.

Важно отметить, что «язычество» не предназначено для того, чтобы отличать политеистические религии от монотеистических. Число богов не применяется к этому термину, потому что многие так называемые «язычники» не сочли бы важным различать себя в зависимости от количества богов, которым они поклонялись. Последователи древних религий не обязательно имели что-либо против христианства на основании его предпочтения единственного божества — многие культы внутри каждой секты имели главное божество в центре религии, под которым также поклонялись второстепенным божествам. Название «язычество» предназначалось только для обозначения нехристиан (и неевреев), изолируя их в одну единственную категорию, которую можно было бы легче уничтожить и заменить.

«Триумф цивилизации» Жака Реатту ( Wikimedia ). Многие древние религии были политеистическими и верили в пантеон богов.

Попытка объединить все нехристианские религии под одной крышей на самом деле была умной стратегией ранних христиан, направленной на полное устранение «языческих» верований. Используя скандинавские традиции в качестве примера, викинги периода раннего средневековья не имели настоящего названия для своих религиозных последователей. По правде говоря, слово религия был бы для них неизвестным, иностранным термином. Скандинавские племена предпочитали слово «обычаи», поскольку, подобно грекам и римлянам, их ритуалы, верования и традиции были неопределенными и свободно интерпретировались, устно передавались, а не жестко изучались. Не существовало всеобъемлющего слова для обозначения веры в асов и ванов, а также в различных других существ и божеств, которым поклонялись древние норвежцы, и не было письменных текстов, обсуждающих их обычаи, пока христианский автор Снорри Стурлусон не записал их мифологию в 13 веке. век.

Фрагмент Рунического камня 181 в Стокгольме. Скандинавские боги Один, Тор и Фрейр представлены в виде трех мужчин. Авторы и права: Бериг, Википедия

Согласно Гарету Уильямсу в книге Viking: Life and Legend , то, что сейчас считается скандинавской религией, на самом деле является «наследием христианских миссионеров», а их текстовый продукт — «концентрированной мишенью», которая гораздо легче удалить и стереть, чем объединение широко почитаемых богов. Объединение различных скандинавских — и любых других «языческих» — традиций в упрощенную веру с записанными правилами и кодексами предоставило ранним христианам более простую цель для удаления и замены.

Хотя словосочетание «язычество» широко используется для описания последователей различных древних религий, важно понимать происхождение этого термина и заблуждения, лежащие в его основе. Прошло уже слишком много веков — слово «язычество» будет по-прежнему обозначать этих сторонников, несмотря на его первоначальное значение. Но никогда не поздно узнать о происхождении этого термина, что позволит лучше понять историю древних последователей.

Избранное изображение: Цернуннос, «Рогатый», древний бог природы и плодородия. ( Источник )

Райли Уинтерс

Ссылки

Браун, Питер. Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру (издательство Гарвардского университета: Массачусетс, 1999 г.) sv. «язычник».

Кэмерон, Алан Г. Последние язычники Рима (Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 2011 г.)

Дэвис, Оуэн (2011 г.). Язычество: очень краткое введение (Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 2011 г. )

Роберт, П. и Скотт, Н. История языческой Европы (Barnes & Noble Books: Нью-Йорк, 1995 г.)

Суэйн, «Защита эллинизма: Филострат в честь Аполлония», в «Апологетике», с. 173

Уильямс, Гарет, Питер Пенц и Матиас Вемхофф. Vikings: Life and Legend (Издательство Корнельского университета: Нью-Йорк, 2014 г.)

Йорк, Майкл. Языческое богословие: язычество как мировая религия (издательство Нью-Йоркского университета: Нью-Йорк, 2003 г.)

 

Связанные статьи о древнем происхождении

25 октября, 2022 — 22:29 Эшли Коуи

Единственное в своем роде золотое навершие меча было обнаружено металлоискателем в Шотландии в 2019 году. Сокровище, изображающее редкое сочетание христианских символов с мифологическими существами, только что было оценено…

14 октября, 2022 — 01:57 Марк Брофи

Возможно, вы не узнаете имя Вегвизир, но можете узнать символ, когда увидите его. Это знаковая эмблема во многом благодаря ее использованию неоязычниками, музыкантами и реконструкторами. Вегвизир — это…

14 февраля, 2022 — 22:00 mreese

14 февраля пары со всего мира отмечают День святого Валентина. Для большинства День святого Валентина — это день любви, день, когда можно осыпать любимого подарками и знаками признательности, насладиться…

7 ноября, 2021 — 17:57 Миган Дикерсон

В своей основополагающей работе под названием «Англо-саксонская Англия», опубликованной в 1943 году, сэр Фрэнк Стентон утверждает, что «низвержение Пенды означало конец воинствующего язычества и развитие цивилизации в…

14 августа, 2021 — 22:54 Эшли Коуи

Археологи, ведущие раскопки в преддверии строительства новой дороги в Ирландии, обнаружили «массивного» языческого идола возрастом 1600 лет. Болото Роскоммон занимает 343 га между невысокими холмами друмлин в…

4 июля 2021 — 19:01 Sahir

Бат — крупнейший город в графстве Сомерсет. Как следует из названия, он известен своими банями, построенными римлянами, которые использовались до конца римского правления в Британии в 5 веке нашей эры. ..

Реальная история язычества | Фрэнсис Янг

Королевы дикой природы:
Языковые богини в христианской Европе:
Расследование
от Рональда Хаттона
Йель, 256 страниц, 25

. отождествляют себя с «язычниками» невелико — если судить по тем странам, в которых данные о религии фиксируются переписями, — но неизбежно более широкое влияние идеи язычества в светской культуре. В частности, сейчас широко распространено убеждение, что дохристианские религии Европы были более жизнеутверждающими, более сострадательными и даже более «рациональными», чем христианство. Несмотря на свое отрицание всех религий, светские гуманисты часто относятся к язычеству сочувственно — до такой степени, что для атеистов уже стало клише заманивать христиан обвинениями в том, что христианство — это религия-вмешательство, не имеющая собственных идей, которая просто захватила власть. языческие верования и праздники. Нетрудно увидеть, что для тех, кто решил использовать его в качестве оружия против христианства, «язычество» означает то, что люди хотят, чтобы оно означало, и воображаемое язычество популярной культуры имеет мало общего с тем, что мы знаем об исторической дохристианской религии. Тем не менее интересно задаться вопросом, как именно и почему конкретная позитивная идея язычества укоренилась в скептических и светских дискурсах — и во многих случаях укоренилась так глубоко, что общественное образование вряд ли сможет развеять ее.

Более тридцати лет профессор Рональд Хаттон был ведущим исследователем истории язычества, как древнего, так и современного. В то время как иконоборческий шедевр Хаттона «Триумф Луны » (1999) по существу отрицал какие-либо убедительные претензии современного неоязычества на историческую преемственность, Хаттон всегда уравновешивал свое скрупулезно вежливое потрошение неоязыческого желаемого за действительное упорным утверждением, что история язычества, тем не менее, имеет значение, даже если настоящая история не та, которую многие из нас ожидали. В своей последней книге Королевы дикой природы: языческие богини в христианской Европе: исследование, Хаттон возвращается к ключевому вопросу, поставленному в его работе в 1990-х годах: существовала ли на самом деле преемственность или сохранение язычества в христианское средневековье? Вдохновленный центральной ролью фигуры «Богини» в неоязычестве, Хаттон пытается ответить на этот вопрос, исследуя четырех культурно значимых «богинь», которые в разное время считались «языческими»: Мать-Земля, олицетворение всей природы ; Королева фей, правительница параллельного сверхъестественного мира и, как утверждает Хаттон, явный британский феномен; Хозяйка Ночи, могущественная сверхъестественная женщина, которая бродила по ночам с окружением, к которому могли присоединиться смертные; и Старуха, или Cailleach , гэльская традиция, легендарная женщина огромного возраста, которая стала ассоциироваться с горами и дикими местами.

Хаттон показывает, что популярное восприятие язычества иногда все еще основано на старой историографии, которая выдвигала идею «выживания язычества», особенно в теории «культа ведьм» Маргарет Мюррей. Диковинная вера Мюррея в то, что группы «ведьм», тайно поклоняющиеся неолитической богине и рогатому богу в культе плодородия, сохранились до семнадцатого века, преобладала как респектабельная научная позиция в XIX веке.70-е годы. Тем не менее, в 80-х и 90-х годах новое поколение ученых, включая самого Хаттона, быстро отвергло представление о том, что язычество могло существовать более чем короткое время после христианизации.

Вместо этого Хаттон проводил различие между «выживающим язычеством» — существованием организованной языческой религии как конкурента христианства — и «языческими пережитками», продолжительным существованием языческих элементов как части народного христианства. Хаттон утверждает, что как только элиты отказались от своих дохристианских верований, у целостного язычества не было шансов на выживание, но это не означало, что разрозненные элементы языческих обрядов и верований не могли существовать. Некоторые ученые пошли еще дальше в ревизионизме, утверждая, что термин «языческий» бессмыслен, и все, что мы можем сказать, это то, что определенные обычаи средневекового народного христианства имели мало общего с христианской ортодоксией.

Хаттон изо всех сил старается воздерживаться от подобного крайнего скептицизма, сохраняя значимость категории «язычник». Однако он предлагает интригующий анализ того, почему такой скептицизм так быстро укоренился. В то время как «тезис Мюррея» о выживании язычества обращался к постхристианскому академическому миру, когда отказ от христианства был еще новым и осознанным, по мере того как ученые привыкали к светскому, плюралистическому обществу, проект разоблачения недостатков христианства утратил свою актуальность. его безотлагательность, что позволяет историкам более объективно подходить к анализу средневекового народного христианства. Для второго и третьего поколения ученых, для которых религия часто уже не является ни жизненной реальностью, ни даже компонентом их опыта вообще, больше нет никаких стимулов отдавать предпочтение или дискредитировать одну религию по сравнению с другой.

«Богини» Хаттона происходят из самых разных источников; Мать-Земля изначально была ученым олицетворением, а Королева Фей пришла из литературы. Хозяйка ночи и гэльский Cailleach оба выросли из фольклора. Тем не менее, все четыре фигуры представляют особый интерес для Хаттона, потому что они зажили собственной жизнью, став фигурами власти со своим собственным видом деятельности в коллективном культурном воображении. Например, Королева фей была литературной фигурой конца Средневековья, которая появлялась в разных обличьях в романах, от Морган ле Фей до переосмысления римской сивиллы, но к шестнадцатому веку она, по-видимому, сделала переход в «реальный» мир, и судебные отчеты показывают, что мошенники и мошенники часто использовали ее как источник магической силы и авторитета. Точно так же аллегорическая Мать-Земля средневековых алхимиков и естествоиспытателей стала в двадцатом веке гораздо более буквальным олицетворением страдающей планеты Земля.

По словам Хаттона, самое поразительное в этих цифрах то, насколько они важны и как мало связаны с христианством. Во всех смыслах они были богинями; однако они также не были (в каком-либо значимом смысле) простыми пережитками древнего мира — они были, скорее, новыми культурными творениями христианских обществ, не имевшими очевидной связи с христианством. Мать-Земля, Королева Фей, Хозяйка Ночи и Cailleach возникли как персонажи средневекового периода, даже если они имели некоторые общие черты с фигурами древнего мира, такими как Кибела, Персефона и Диана. Однако они также не были символами сопротивления христианству; во что бы ни хотели верить современные неоязычники, инакомыслие и ниспровержение в средневековом мире почти всегда принимали форму соперничающих итераций христианства, а не прямого отказа от него.

Четыре «богини» Хаттона, однако, не единственные культурные творения, живущие собственной жизнью. Его книга завершается исследованием пятой фигуры, на этот раз мужчины: Зеленого Человека. По сути, Зеленый человек был изобретен в 1930-х годах фольклористом-любителем леди Раглан — новая фигура, созданная из смеси художественных и архитектурных мотивов и народных обычаев. Цель Хаттона состоит не столько в том, чтобы разоблачить лживость Зеленого Человека, сколько в том, чтобы указать на удивительную степень культурной власти, которой придуманный Зеленый Человек стал способен обладать за такое короткое время. Зеленый Человек, который популярен как среди современных язычников, так и среди неязычников, таким образом, является аналогом двадцатого века тех процессов, которые могли создать Мать-Землю, Королеву Фей, Королеву Ночи и Девятку.0007 Кайлех .

В конце концов, профессор Хаттон ставит вопрос о том, адекватны ли бинарные категории «язычник» и «христианин» и вообще полезны ли они для полного понимания прошлого или настоящего. Это не означает, что категории бессмысленны, но существуют культурные артефакты, которые не могут быть адекватно вписаны ни в одну из них. Полемический подход современных язычников, стремящихся дискредитировать христианство и изобразить средневековый мир как языческий в глубине души, мало способствует нашей способности реконструировать мыслительный мир прошлого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *