История школы: схоластика — Рускатолик.рф
Четвертая публикация из авторского цикла Игоря Лужецкого «История школы»
После того, как я уделил некоторое внимание монастырям, я считаю нужным сказать пару слов о схоластике как виде умственной дисциплины. Действительно, говорить о Средних Веках, об образовании в ту эпоху и ничего не сказать о схоластике, как минимум, странно.
Время шло, монастыри строились, шли процессы внутренней колонизации, феодализации и субинфеодации. И помимо внутренних монастырских школ, начали появляться школы внешние, выйдя из которых мальчики искали себе светской карьеры или места приходского священника. А потом появились и университеты. И логично предположить, что образование монастырское отличалось от образования внешнего, секулярного (использую это слово не как антоним клерикальному). Так вот, моей задачей сейчас будет описание особенностей этой секулярной или схоластической модели. Само собой, я не могу описать все особенности схоластического образования, но я и не ставлю перед собой такой цели. Нам (напоминаю) важно посмотреть особенности схоластического образования с позиции изучения феномена дисциплины.
Опираться в данной части я буду на уже знакомые всем имена: Пьера Абеляра и Гуго Сен-Викторского.
Итак, что такое схоластика? Это богословие плюс логика Аристотеля. Такой короткий ответ нам может дать какая угодно энциклопедия. Но этот ответ в корне своем парадоксален: как можно вместить тайну богословия в достаточно тесные рамки аристотелевой логики, а главное, зачем? Ответ на этот вопрос представляется мне следующим: ученики внешних школ, равно как и студенты университетов, не могли тратить годы на аскетику. На то, чтобы очиститься настолько, чтобы суметь услышать Откровение. Это путь монаха. А если нельзя верить своему ощущению, то можно верить только разуму. Вот для этого и нужен Аристотель и его логика. Как метод внешней, формальной дисциплины ума.
Можно продолжить думать в эту сторону и сказать, что монахи имели дело преимущественно с истиной алетейей, то есть с истиной, невыразимой через слова, истиной мистичной, той, которая не понимается, но проживается. А вот схоласты, преподаватели университетов, были обязаны с кафедры именно говорить, но о чем и как? Об алетейе — сложно, невозможно и глупо. Тогда что? Тогда остается ratio (истина, получаемая доказательным путем, безотносительно того, кто за это дело берется) – тот тип истины, который впоследствии родит науку.
Иначе говоря, монахи и схоласты (я здесь вынужден их ненадолго противопоставить друг другу) говорили об одном. Но на очень разных языках: мистики, внутри стен монастыря, и логики, внутри городских стен. При этом я не хочу сказать, что монахи логикой Аристотеля брезговали, просто они проходили ее, как проходят ступень. А вот для студентов она была больше, чем ступенью. И, хочу заметить, в это «темное время» никого не смущала дуалистичность возможности говорения об истине. Мы не найдем спора о том, какой из способов говорения является единственно верным, мистический или рациональный. Говорение об истине было симфоничным говорением Сорбонны и Клюни. «А мы, — как пишет фон Бальтазар о сегодняшнем дне, – не хотим симфонии и требуем унисона. На платоническом языке это – тирания, на современном – тоталитаризм».
Перед тем, как мы продолжим, стоит уделить внимание одной детали. Когда я говорю о некоем разно-голосии монахов и схоластов, я отношу к первым тех, кто выбрал путь in loci, то есть, о бенедиктинцах и цистерцианцах преимущественно, а вторые (монахи – не монахи) суть доминиканцы и францисканцы. Так как в эпоху золотого средневековья многие университетские кафедры были заняты именно ими.
Но давайте к сути. Чем характерна схоластика в плане дисциплины?
Во-первых, схоластика очень внимательна к словам. Мистикам позволено выражаться туманно, а для схоластов верный термин есть часть верной посылки и, соответственно, часть правильно сконструированного силлогизма. Который, в свою очередь, дает истинный ответ (или возможно истинный). Иначе говоря, схоластика дисциплинирует язык.
Во-вторых, схоластика мыслит силлогизмами, которые имеют свои формулы и законы, чем их язык близок языку математики. И эти формулы и законы (основывающиеся на четырех законах формальной логики) просты и понятны. Ну, не слишком просты, но неизбежно ясны и понятны.
Третье, схоластика, в отличие от мистики, конечна. Есть всего четыре фигуры простого категорического силлогизма, в них есть всего двести пятьдесят шесть модусов простых («да» или «нет») суждений, девятнадцать из которых необходимо истинны, остальные возможно истинны. Эти девятнадцать модусов построения необходимо истинного высказывания, к слову, заучивались наизусть. Конечно, это все может показаться достаточно сложным и громоздким, но что такое двести пятьдесят шесть по сравнению с бесконечностью мистики.
Четвертое, схоластика вовсе не пытается сказать о том или ином предмете все, что о нем можно сказать. Она пытается сказать все, что можно сказать с уверенностью, что как нельзя лучше говорит о том, что она очень хорошо чувствует свои собственные рамки и возможности собственного инструментария. И, как мне кажется, дисциплинирующий эффект этой, четвертой позиции нельзя недооценивать. Можно сказать, что схоластика четче проявляет границы твоего личного знания и незнания.
Пятое, схоластический способ рассуждения подходит не только для богословия, но и для юриспруденции, медицины, для многих социальных практик.
Обобщая, можно сказать следующее: средневековая мысль дышала двумя легкими – мистическим и схоластическим. Внутренним и внешним. Также можно сказать, что есть жизнь созерцательная – жизнь внутри монастыря, и жизнь деятельная — за его пределами. И, как говорил мейстер Экхарт: «В первой ты служишь самому себе, во второй – многим». И это тоже дисциплинирующий момент – момент выбора своего пути и призвания.
Полагаю, что я сказал достаточно. В следующий раз мы продолжим говорить о внешних школах.
Игорь Лужецкий
На страницу цикла
Блог автора: Специально огороженный
это особая эпоха в истории философии
Один из наиболее долгих периодов в истории человеческой мысли — средневековая философия. Патристика и схоластика являются одними из ее важнейших этапов. Первый из этих двух терминов относится к трудам «отцов Церкви»: от ранних последователей апостолов до мыслителей 7-8 века. Рассмотрим второе философское явление.
Понятие схоластика заимствовано из греческого языка. Само по себе оно изначально указывало на обучение в школе. Точнее, этот термин относился в основном к образовательным заведениям, открываемым на деньги церковного бюджета. Учителей, которые работали в них, называли схоластами. Образование в те времена было основано лишь на зубрежке подаваемого материала и поддерживалось системой наказаний детей в школах. Кроме того, оно было во многом религиозного характера. Именно поэтому образовательные учреждения и открывались при церквях. Производным термином от греческого слова «школа» через некоторое время стали называть целую систему. Схоластика – это комплекс явлений, который в течение веков характеризовал интеллектуальную жизнь католической римской Церкви. Эту эпоху еще делят на пять основных периодов. Первый из них – это еще не схоластика в известном смысле слова, а лишь ее зарождение. Он охарактеризовался деятельностью ряда католических мыслителей, которые способствовали пробуждению интеллектуального интереса к тому, что происходит в жизни. В итоге появилось множество школ, институтов и, соответственно, учащихся в них. Второй период многие исследователи истории называют «золотым веком в эпохе схоластики». Он начинался с 13 столетия. Ознаменовался деятельностью ряда выдающихся мыслителей, таких как Фома Аквинский, Альберт Великий и Бонавентура. Затем наступил период резкого упадка, когда интеллектуальная активность мыслителей католической Церкви сошла на нет. С приходом эпохи Возрождения наступил четвертый этап. Выдающимися мыслителями в тот период были: Франциск Сильвестр, Луис Молина, Доминго Баньес и другие. Однако с распространением идей Декарта и его последователей это течение стало увядать. Новый толчок к развитию оно получило в середине девятнадцатого века. С тех пор начался пятый период схоластики. Он длится по сей день.
Схоластика – это философское направление, созданное для обоснования церковного вероучения. Многие католические догматы с трудом воспринимаются. Поэтому схоластика – это философское направление, которое часто использовало искусственные, формальные аргументы для обоснования постулатов католической церкви. Порой такие доводы были, по сути, «высосаны из пальца». В целом материал, с которым работали мастера католической мысли, был далек от реальной жизни. Как пример можно привести трактат Боэция «О благости субстанций в силу их существования». Поэтому в нынешнем представлении многих людей схоластика – это некое искусственное учение, нигде не применимое в реальной жизни. Основной ее предмет – это вопросы религии и теологии.
Схоластика в философии – это система рассуждений, основанная не на разборе отдельных тезисов, как, например, это было принято у античных мыслителей, а на анализе языковых средств, которыми сформулированы те или иные постулаты. Этим отчасти и объясняется оперирование искусственными терминами, непрактичность и сухость самого учения.
История средневековой философии 109
История средневековой философии 109 СМК: История средневековой философии / Морис Де Вульф109. Определение схоластики с помощью некоторых методов обучения. — Нет необходимости останавливаться на поверхностных прописных истинах, подчеркиваемых теми, кто определяет схоластику по используемому ею «перипатетическому» языку, {1} или культивируемой ею технической терминологии. {2} С таким же успехом мы могли бы определить греческую философию как философию, преподаваемую на греческом языке, или кантизм как философию, которую можно изучать только с помощью некоего специально составленного глоссария.
Другие считают схоластику просто методом , определенным научным способом открытия и распространения истины. Под методом понимают либо тот или иной отдельный прием, либо всю педагогическую систему во всех ее отраслях
(1) Схоластика есть подготовка (любой) науки к школьному обучению
(2) Схоластику иногда определяют не как педагогическое устройство вообще, а как один особый тип такого устройства. Таким образом, мы находим его описанным как силлогистический метод. «делать выводы до бесконечности», {4} или снова как использование диалектики в защиту католической догмы.
Этим определениям присущ тот общий недостаток, что они касаются только формального устройства, не касаясь материала, самой доктрины схоластики. Педагогическая установка вообще и даже определенный, специфический метод могут быть применены к любой философии, к кантизму не менее, чем к томизму. При этом применение метода в средние века не ограничивалось философией: в соответствии с духом схоластической логики оно распространялось на все отрасли знания. Затем, что касается силлогизма, мы можем заметить, что он не был единственным приемом, применявшимся схоластами. Наконец, применение диалектики к разъяснению и защите догматов касается не философии, а исключительно схоластического богословия.
Более полное изложение этих различных методов ниже проиллюстрирует эти несколько замечаний (9).0004 113, 114 и далее: Теологическое движение в XII веке ). {5} {1} FOUILLÉE, Hist. де ла филос. , с. 198 (Париж, 1883 г.). См. Дидро, «Схоластика — это не столько философия, сколько некая сухая и жесткая аргументация» ( Oeuvres comlètes , т. XIX, стр. 362).{2} Мы могли бы классифицировать с помощью приведенных выше «определений по методу» представление о том, что схоластика является своего рода расплывчатым и плохо определенным
{3} Напр. , HUET, История исследований. и крит. sur la vie, les oeuvres et la доктрина Анри де Ганда (Гент, 1838), с. 95.
{4} ХОГАН, Делопроизводство , с. 67.
{5} См. УИЛЛМАНН, Гещ. д. Idealismus , II., § 67, nn. 2 и 4.
<< ======= >>
Схоластики
Школа | Войска | Ресурсы |
«Схоласты» относятся к христианам 13-15 веков. ученых и богословов.
После распада западной Римской империи в 476 г. Латиноязычная Европа погрузилась в Средневековье. В 1086 году христианские завоеватели Толедо наткнулись на клад потерянных книги древних греков и их арабских комментаторов. Корпус Примерно в это же время было восстановлено римское право. Университеты вскоре начали появляться как центры, где ученые собирались, чтобы корпеть над этими новыми старыми писаниями, и примирить языческую мудрость с христианскими учениями. Известные схоласты как Фома Аквинский вновь посетил догматы католической церкви в свете возрождения произведений греческой философии, особенно Аристотеля, в 13 в.
В то же время Европа начала выползать из Средневековья. Возрождалась торговля, а вместе с ней и новый класс людей — купцов с состояниями, которым, казалось, не было отведено места в традиционные феодальные порядки. Средневековые схоласты развернули свою новую знания, чтобы попытаться разобраться в этом странном новом мире рынков и Деньги. Схоласты корпели над вопросами справедливой цены в обмен, ростовщичество, роль торговцев, неравенство, рабство и т. д.
Среди великих схоластических экономических вопросов был вопрос стоимости — является ли ценность тем, чем ее называет общество ( Valor impositas ), или обладают ли вещи внутренней ценностью ( Bonitas innerica ). Такие ученые, как Аквинский, выбрали первый, но его великий соперник Джон Дан Предложенное Скотом значение отражено стоимость производства. Поздние схоласты, такие как Николай Орем и Джин Буридан подчеркивал полезность как источник стоимости.
(См. также наши страницы о древних и исламской экономике и средневековые университеты.
Для продолжения экономического мышления в 16 веке, см. нашу страницу на Первом Экономисты).
Отцы Церкви (патристики)
Темные века
Переводчики
Юристы Болоньи
Парижские богословы
Доминиканцы
Францисканцы
Номиналисты
Прочее
Поздняя схоластика
|
HET
|
Ресурсы по школьным предметам
|