Что такое реализм и номинализм средневековой философии: 12.Номинализм и реализм в средневековой философии

12.Номинализм и реализм в средневековой философии

Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах.

Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” — общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: — творения — откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей.

Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму.
Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья. Философия: Конспект лекций

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья. Философия: Конспект лекций

ВикиЧтение

Философия: Конспект лекций
Ольшевская Наталья

Содержание

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050-ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

IV ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

IV ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Философия патристики как философия теоцентризма.2. Схоластика как рациональное обоснование теологии. 3. Расцвет и закат схоластической философии.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Апофатическое — богословская концепция о принципиальной непознаваемости

IV. ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

IV. ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Социальные и гносеологические основания средневековой философии.2. Основные проблемы средневековья и пути их решения.3. Философия Аврелия Августина.4. Неоплатонизм Иоанна С. Эриугены5. О соотношении веры и разума в эпоху средневековья.6.

1. Сумерки средневековья

1. Сумерки средневековья К XV веку средневековая эпоха исторически исчерпала себя. В недрах средневековья зарождались иные – буржуазные или капиталистические отношения. На смену отживающей эпохе шла новая, а это значит, что радикально менялись экономические, социальные

46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья

46.  Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок.

2. Философия в эпоху Средневековья

2. Философия в эпоху Средневековья В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании

§ 25. Сумерки средневековья

§ 25. Сумерки средневековья К XV веку Средние века исторически перестали существовать. В недрах средневековья зарождались иные – буржуазные или капиталистические отношения. На смену отживающей эпохе шла новая, радикально менялись экономические, социальные и

4.

 ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Бремя великих победВ начале мая 2004 года средства массовой информации сообщили, что в Запорожской области Украины неподалеку от г. Мелитополь загорелись и начали взрываться склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в.

в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская

Философия Средневековья

Философия Средневековья Что делал Бог, до того как создал мир?Блаженный Августин живо интересовался категорией времени. Рассуждая, он пришел к интересному выводу: тому, кто знает, что такое время, нет нужды рассказывать об этом другим, тот же, кто пытается объяснить, что

Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха» написано очень сложным философским слогом, отличным от слога исторических,

VIII.

Мыслящие реалисты

VIII. Мыслящие реалисты Весьма своеобразным является решение Писаревым вопроса о «мыслящих реалистах» — носителях идеи реализма. Он называл реалистами тех, кто на основании критической оценки действительности умеет выработать по-настоящему трезвый взгляд на жизнь и

Номинализм против реализма в философии — 372 Words

Главная проблема, которая отличает номинализм от реализма, это вопрос существования свойств вне объектов. Реализм в его радикальной форме, или реализм Платона, относится к универсалиям как к независимым сущностям, существующим независимо от объектов в идеальном мире. Умеренный реализм, который также называют аристотелевским или сильным реализмом, отвергает платоновский реализм. Согласно этой точке зрения, универсалии реальны, но существуют только тогда, когда существует объект, обладающий определенными свойствами. Номинализм, в свою очередь, отрицает существование универсалий. Таким образом, номинализм и реализм — два противоположных взгляда на природу универсалий.

На мой взгляд, реализм Аристотеля — одна из лучших концепций для описания нашей реальности. С одной стороны, мы живем в мире, состоящем из материальных объектов. С другой стороны, каждый способен различать определенные свойства этих объектов. Каждый человек знает, что такое длина, форма или температура. Кроме того, существование чисел и математических принципов позволяет нам предположить, что между материальным и идеальным миром существует некая область. С одной стороны, чисел не существует, а с другой стороны, математика успешно описывает реальные физические объекты.

Будучи христианином, я считаю, что универсальные идеи и свойства созданы Богом, но могут существовать только в предметах материального мира. Можно утверждать, что есть объекты с одинаковыми свойствами, не имеющие ничего общего. Например, красивая девушка не имеет ничего общего с красивым закатом. Однако не все члены определенной категории обязательно должны иметь общие черты, и этот аргумент не доказывает, что универсалий вообще не существует.

Я вижу смысл в теории связок, разработанной Миллем и развитой Юмом. Согласно этой теории, существует не что иное, как связка восприятий объектов, связанных только причинностью и сходством. Однако «сходство» само по себе является универсальной идеей, как видно из того факта, что люди могут видеть общие признаки в вещах, которые на самом деле не имеют ничего общего. Таким образом, когда номиналисты пытаются доказать свою точку зрения, они используют универсалии. Это позволяет предположить, что реализм может успешно описывать наш мир.

Это эссе о номинализме и реализме в философии было написано и представлено вашим коллегой. студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен индивидуальный образец Эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

807 сертифицированных писателей онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Процитировать эту статью

Выберите стиль ссылки:

Ссылка

IvyPanda. (2022, 8 ноября). Номинализм против реализма в философии. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/

Ссылка

IvyPanda. (2022, 8 ноября). Номинализм против реализма в философии. Получено с https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/

Процитированная работа

«Номинализм против реализма в философии». IvyPanda , 8 ноября 2022 г., ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.

1. АйвиПанда . «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.

Библиография

IvyPanda . «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.

Ссылки

IvyPanda . 2022. «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.

Ссылки

IvyPanda . (2022) «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября.

При поддержке CiteTotal, лучшего генератора цитирования

Номинализм — Энциклопедия философии Routledge

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • 1

    Введение

  • 2

    Средневековье

  • 3

    Классический британский эмпиризм

  • 4

    ХХ век

  • Библиография

Тематический

  • К
  • Лукс, Майкл Дж.

DOI

10.4324/9780415249126-N038-1

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

. DOI: 10.4324/9780415249126-N038-1.


«Номинализм» относится к редукционистскому подходу к проблемам существования и природы абстрактных сущностей; таким образом, он противостоит платонизму и реализму. В то время как платоник защищает онтологическую структуру, в которой такие вещи, как свойства, виды, отношения, пропозиции, наборы и положения дел, считаются примитивными и нередуцируемыми, номиналист отрицает существование абстрактных сущностей и обычно стремится показать, что дискурс об абстрактных сущностях поддается анализу в терминах дискурса о знакомых конкретных частностях.

В разные периоды споры между номиналистами и платониками были в центре внимания разных вопросов. В Средние века проблема универсалий была центральной. Номиналисты, такие как Абеляр и Оккам, настаивали на том, что все существующее есть частное. Они утверждали, что разговор об универсалиях — это разговор об определенных лингвистических выражениях — тех, которые имеют всеобщее применение, — и они попытались дать описание семантики общих терминов, достаточно богатое, чтобы согласиться с мнением, что универсалии должны отождествляться с ними.

Классические эмпирики последовали за средневековыми номиналистами в том, что они были партикуляристами, и они стремились идентифицировать виды ментальных репрезентаций, связанных с общими терминами. Локк утверждал, что эти представления имеют особое содержание. Он называл их абстрактными идеями и утверждал, что они образованы удалением из идей частностей тех черт, которые свойственны рассматриваемым частностям. Беркли и Юм, однако, критиковали локковское учение об абстракции и настаивали на том, что идеи, соответствующие общим терминам, — это идеи, содержание которых полностью определено и частно, но которые разум использует в качестве заменителей других частных идей того же рода.

Более широкий круг вопросов доминировал в недавней онтологической дискуссии, и озабоченность по поводу существования и статуса таких вещей, как множества, пропозиции, события и положения дел, стала ничуть не менее важной, чем забота об универсалиях. Кроме того, изменился характер дискуссии. Хотя есть философы, поддерживающие номиналистический подход ко всем абстрактным сущностям, более типичной разновидностью номинализма является та, которая признает существование множеств и пытается свести разговор о других видах абстрактных сущностей к разговору о теоретико-множественных структурах, конечными составляющими которых являются конкретные реквизиты.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Лу, Майкл Дж. Номинализм, 1998, doi:10.4324/9780415249126-N038-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *