Новое политическое мышление | это… Что такое Новое политическое мышление?
Новое политическое мы́шление — философия внешней политики СССР периода Перестройки.
Содержание
|
Истоки «Нового политического мышления»
Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к 1985 г. явилось стимулом для поиска новых, компромиссных решений. Необходимость внутренних перемен заставила руководство страны пойти на радикальные реформы. В Соединенных Штатах Америки представляли это именно так. В США считали, что «новое мышление» исходит как раз из стремления Советской стороны уменьшить возможные расходы на противостояние с Америкой. Объяснялось это успехом США в области работы над СОИ и экономическим потенциалом Соединенных Штатов. Этот вывод представлен в документе «Согласованная разведывательная оценка», в котором прогнозировалось, какую политику будет проводить М. Горбачев в отношении США в ближайшие два года (1986—1988). Был сделан вывод, что «режим Горбачева ставит цель воссоздать отношения с США по типу разрядки, чтобы уменьшить бремя соперничества в вооружениях и, соответственно, облегчить выполнение задачи экономического возрождения страны». Признавалось, что «у Горбачева достаточно сильные политические позиции, чтобы сформировать в Политбюро консенсус в поддержку инициатив и решений, к которым он склоняется в отношениях с Соединенными Штатами»[1].
В Советском Союзе, осознавая сложность экономической ситуации, основными путями выхода из нее видели миролюбивую внешнюю политику, приостановку гонки вооружений. Это было сформулировано, в частности, в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» 8 апреля 1985 г. В сообщении ТАСС, опубликованном на следующий день, подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля: «Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки»[2].
Как пишет К. Н. Брутенц, фактически, новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; о невозможности соревноваться со всеми противниками; что мир — высшая ценность…»[3] . Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
Определение и сущность «нового политического мышления»
Курс на Ускорение, Перестройка в СССР привели к качественно иной ситуации в международных делах. Вопрос сохранения человеческой цивилизации требовал нового подхода к существующей реальности. В Советском Союзе это нашло отражение в политике нового мышления. Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: «Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе»
Сложно дать определение новому мышлению, но можно выделить особенности его. В. И. Мальков определяет его как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[5]. Это определение не в полной мере отражает идею, заложенную в новое политическое мышление. Полнее его определил А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов— Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. -М.: Международные отношения,1989. С.20
Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.
К. Н. Брутенц определяет принципиальные положения «нового политического мышления» следующим образом: «Это — взаимосвязь и взаимозависимость мира. Это — приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Это — решение конфликтов не военным, а политическим путем и обеспечение безопасности с помощью политических средств. Это — отказ от формулы мирного существования как формы классовой борьбы и деидеологизация внешней политики.
В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.
Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств.
Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ[7]
В 1985 году о перестройке еще прямо не говорили; американцы следили за антиалкогольной кампанией и «ускорением»… Что касается ускорения, то … американские аналитики отмечали, что решения советского руководства не дали желаемого результата.…Проанализировав новую Программу КПСС, принятую XXVII съездом партии в марте 1986 года, ЦРУ отметило, что эта программа «открывает для Горбачева новые возможности» и «ясно говорит о необходимости новой политики по выводу страны из застоя, но не дает конкретного плана действий». В докладе ЦРУ также отмечалось, что «судя по программе, партийное руководство считает укрепление экономической базы страны важным фактором улучшения перспектив во внешней политике
— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.
В течение 1986 года политика гласности привлекала к себе больше внимания, нежели Перестройка, да и само это слово использовалось лишь изредка. В августе ЦРУ подготовило доклад, в котором содержался вывод о том, что Горбачев явно полагает, что более откровенный разговор в СМИ о внутренних проблемах страны поможет мобилизовать общественность на поддержку таких его политических инициатив, как борьба с пьянством, коррупцией и преступностью, и придаст легитимность обсуждению экономической реформы. Горбачев также использует гласное обсуждение недостатков, присущих элите, чтобы заставить чиновников вести себя в соответствии с новыми стандартами, которые он задает [8].
США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989)[9]:
Соединенные Штаты должны попытаться придать «необратимый характер реформам» в Советском Союзе, избегая в то же время «необра¬тимых сдвигов» в собственной политике… «Перестройка в наших интересах»: новый подход Горбачева «дает нам в руки рычаг воздействия, которыми восемь лет назад мы не обладали». Политика США должна быть нацелена не на то, чтобы «помочь» Горбачеву, а скорее на то, чтобы умело «бросить вызов» Советам и, таким образом, «направить их развитие в нужное нам русло»….Политика США должна способствовать «институциона¬лизации» советской реформы, чтобы ни Горбачеву, ни его последователю не удалось бы приостановить ее или повернуть вспять, к ледниковому периоду. Соединенным Штатам следует перехватить инициативу и установить те критерии, согласно которым Советский Союз может быть принят в сообщество цивилизованных наций
— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век)[10]
См. также
- Новое мышление
Ссылки
Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира
Примечания
- ↑ Gorbachev’s Policy Toward the United States, 1986-88, выпущено ЦРУ 1 сентября 1986 г. Цит. по : Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 156.
- ↑ Правда. 1985, 9 апреля. № 99.
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.130-131.
- ↑ Цит. по: К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.131
- ↑ Мальков В. И.: Война и мир: новое мышление.- М.: Воениздат, 1989. С.10
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.132.
- ↑ Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155—157.
- ↑ The Debate over ‘Openness’ in Soviet Propaganda and Culture, выпущено ЦРУ 1 августа 1986 г. (Цит. по.: Прорыв к свободе…)
- ↑ Цит. по.: Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000.
- ↑ Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000
Новое политическое мышление | это… Что такое Новое политическое мышление?
Новое политическое мы́шление — философия внешней политики СССР периода Перестройки.
Содержание
|
Истоки «Нового политического мышления»
Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к 1985 г. явилось стимулом для поиска новых, компромиссных решений. Необходимость внутренних перемен заставила руководство страны пойти на радикальные реформы. В Соединенных Штатах Америки представляли это именно так. В США считали, что «новое мышление» исходит как раз из стремления Советской стороны уменьшить возможные расходы на противостояние с Америкой. Объяснялось это успехом США в области работы над СОИ и экономическим потенциалом Соединенных Штатов. Этот вывод представлен в документе «Согласованная разведывательная оценка», в котором прогнозировалось, какую политику будет проводить М. Горбачев в отношении США в ближайшие два года (1986—1988). Был сделан вывод, что «режим Горбачева ставит цель воссоздать отношения с США по типу разрядки, чтобы уменьшить бремя соперничества в вооружениях и, соответственно, облегчить выполнение задачи экономического возрождения страны». Признавалось, что «у Горбачева достаточно сильные политические позиции, чтобы сформировать в Политбюро консенсус в поддержку инициатив и решений, к которым он склоняется в отношениях с Соединенными Штатами»[1].
В Советском Союзе, осознавая сложность экономической ситуации, основными путями выхода из нее видели миролюбивую внешнюю политику, приостановку гонки вооружений. Это было сформулировано, в частности, в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» 8 апреля 1985 г. В сообщении ТАСС, опубликованном на следующий день, подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля: «Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки»[2].
Как пишет К. Н. Брутенц, фактически, новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; о невозможности соревноваться со всеми противниками; что мир — высшая ценность…»[3] . Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
Определение и сущность «нового политического мышления»
Курс на Ускорение, Перестройка в СССР привели к качественно иной ситуации в международных делах. Вопрос сохранения человеческой цивилизации требовал нового подхода к существующей реальности. В Советском Союзе это нашло отражение в политике нового мышления. Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: «Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе» [4] .
Сложно дать определение новому мышлению, но можно выделить особенности его. В. И. Мальков определяет его как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[5]. Это определение не в полной мере отражает идею, заложенную в новое политическое мышление. Полнее его определил А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов
— Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. -М.: Международные отношения,1989. С.20
Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.
К. Н. Брутенц определяет принципиальные положения «нового политического мышления» следующим образом: «Это — взаимосвязь и взаимозависимость мира. Это — приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Это — решение конфликтов не военным, а политическим путем и обеспечение безопасности с помощью политических средств. Это — отказ от формулы мирного существования как формы классовой борьбы и деидеологизация внешней политики. Это — право за каждым народом выбирать свою судьбу. Это — посторенние международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил. Это — констатация факта, что безопасность может быть только взаимной. Это — строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела…»[6]. Данное заключение о суть «нового политического мышления», очевидно, наиболее точно отражает идею этого явления. Нельзя не согласиться с исследователем в определении масштаба и значения перестройки.
В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.
Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.
Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ[7]
В 1985 году о перестройке еще прямо не говорили; американцы следили за антиалкогольной кампанией и «ускорением»… Что касается ускорения, то … американские аналитики отмечали, что решения советского руководства не дали желаемого результата.…Проанализировав новую Программу КПСС, принятую XXVII съездом партии в марте 1986 года, ЦРУ отметило, что эта программа «открывает для Горбачева новые возможности» и «ясно говорит о необходимости новой политики по выводу страны из застоя, но не дает конкретного плана действий». В докладе ЦРУ также отмечалось, что «судя по программе, партийное руководство считает укрепление экономической базы страны важным фактором улучшения перспектив во внешней политике
— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.
В течение 1986 года политика гласности привлекала к себе больше внимания, нежели Перестройка, да и само это слово использовалось лишь изредка. В августе ЦРУ подготовило доклад, в котором содержался вывод о том, что Горбачев явно полагает, что более откровенный разговор в СМИ о внутренних проблемах страны поможет мобилизовать общественность на поддержку таких его политических инициатив, как борьба с пьянством, коррупцией и преступностью, и придаст легитимность обсуждению экономической реформы. Горбачев также использует гласное обсуждение недостатков, присущих элите, чтобы заставить чиновников вести себя в соответствии с новыми стандартами, которые он задает[8].
США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989)[9]:
Соединенные Штаты должны попытаться придать «необратимый характер реформам» в Советском Союзе, избегая в то же время «необра¬тимых сдвигов» в собственной политике… «Перестройка в наших интересах»: новый подход Горбачева «дает нам в руки рычаг воздействия, которыми восемь лет назад мы не обладали». Политика США должна быть нацелена не на то, чтобы «помочь» Горбачеву, а скорее на то, чтобы умело «бросить вызов» Советам и, таким образом, «направить их развитие в нужное нам русло»….Политика США должна способствовать «институциона¬лизации» советской реформы, чтобы ни Горбачеву, ни его последователю не удалось бы приостановить ее или повернуть вспять, к ледниковому периоду. Соединенным Штатам следует перехватить инициативу и установить те критерии, согласно которым Советский Союз может быть принят в сообщество цивилизованных наций
— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век)[10]
См. также
- Новое мышление
Ссылки
Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира
Примечания
- ↑ Gorbachev’s Policy Toward the United States, 1986-88, выпущено ЦРУ 1 сентября 1986 г. Цит. по : Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 156.
- ↑ Правда. 1985, 9 апреля. № 99.
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.130-131.
- ↑ Цит. по: К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.131
- ↑ Мальков В. И.: Война и мир: новое мышление.- М.: Воениздат, 1989. С.10
- ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. — М.: Международные отношения, 2005. С.132.
- ↑ Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155—157.
- ↑ The Debate over ‘Openness’ in Soviet Propaganda and Culture, выпущено ЦРУ 1 августа 1986 г. (Цит. по.: Прорыв к свободе…)
- ↑ Цит. по.: Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000.
- ↑ Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000
Новое политическое мышление | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Фраза «Новое политическое мышление» (или просто «Новое мышление») было введено в Советском Союзе в начале горбачевской эпохи. Хотя некоторым наблюдателям это казалось не более чем новым поворотом в советской пропаганде, на самом деле это представляло собой все более радикальный разрыв с основами советской идеологии.
Новое мышление связывало советскую внутриполитическую реформу с инновациями во внешней политике. Горбачев был в меньшинстве среди советского руководства в плане поддержки идей, которые были радикально новыми в советском контексте. Однако он смог заручиться интеллектуальной поддержкой научно-исследовательских институтов, в которых появлялись свежие идеи, но до сих пор им не хватало политической поддержки там, где это имело значение, на верхушке коммунистической партийной иерархии. Имея в своем распоряжении институциональные ресурсы генсека, Горбачев смог оказать решающую поддержку мыслителям-новаторам и узаконить новые концепции. Первоначально, как и в горбачевском 1987 книга, Перестройка: новое мышление для нашей страны и мира, новые идеи уже существенно пересматривали предыдущую советскую идеологию; но год или два спустя они пошли гораздо дальше, составив концептуальную революцию, потрясшую советскую систему до основания.
В 1987 году Горбачев впервые употребил термин «плюрализм» в положительном смысле, хотя и в оговоренной форме, как «социалистический плюрализм» или «плюрализм мнений». До сих пор «плюрализм» всегда был в советском лексиконе уничижительным термином, осуждаемым как чуждое и буржуазное понятие. Как только табу на восхваление плюрализма было снято, стали появляться статьи о необходимости развития плюрализма в Советском Союзе, часто без определения «социалистический». К 1990 Сам Горбачев выступал за «политический плюрализм». Еще одним понятием, которое многие годы предавалось анафеме, был «рынок», но опять же — например, в своей книге 1987 года — Горбачев воспринял идею «социалистического рынка». Вскоре другие участники растущих дебатов в Советском Союзе стали выступать за рыночную экономику, причем некоторые из них явно отличали ее от социализма, как они его понимали.
«Новое политическое мышление» в своих первых проявлениях можно рассматривать как новую советскую идеологию, систематизированную, хотя и подлинно новаторскую, совокупность правильного мышления. Однако она уступила место растущей свободе слова и дебатов как внутри коммунистической партии, так и в обществе в целом — новой политической реальности, которая отчасти стала результатом смелости интеллектуального прорыва.
Среди новых концепций, получивших официальное одобрение Горбачева в период с 1985 по 1988 год, были принцип правового государства, идея системы сдержек и противовесов, гласность (открытость или прозрачность), перестройка (буквально реконструкция, но термин, ставший синонимом радикальной реформы советской системы), демократизация (первоначально означавшая более свободную дискуссию внутри Коммунистической партии, но к 1988 году — на XIX партийной конференции — стала охватывать принцип состязательных выборов в новый законодательный орган) и гражданское общество.
«Новое политическое мышление» представляло собой не меньший разрыв с советским прошлым в его внешнеполитическом измерении. Классовый подход к международным отношениям был явно отвергнут в пользу идеи общечеловеческих интересов и общечеловеческих ценностей. Идея глобальной взаимозависимости заменила философию игры с нулевой суммой кого (кто кого сокрушит). В то время как в прошлом «борьба за мир» часто была тонкой маскировкой для преследования советских интересов великой державы, новое мышление, одобренное Горбачевым, подчеркивало, что в ядерный век мир был единственным рациональным вариантом для выживания человечества. Это послужило оправданием для нового и подлинно кооперативного подхода к международным отношениям.
См. также: демократизация; гласность; горбачев михаил сергеевич; перестройка
Браун, Арчи (ред.). (2004). Конец марксизма-ленинизма в России. Лондон: Пэлгрейв.
Черняев Анатолий. (2000). Мои шесть лет с Горбачевым. Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета.
Горбачев Михаил. (1987). Перестройка: новое мышление для нашей страны и мира. Лондон: Коллинз.
Нове, Алек. (1989). Гласность в действии. Лондон: Анвин Хайман.
Палазченко Павел. (1997). Мои годы с Горбачевым и Шеварднадзе: Воспоминания советского переводчика. Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета.
Яковлев Александр. (1993). Судьба марксизма в России. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Арчи Браун
Энциклопедия истории России
Еще с сайта encyclopedia.com
Союз Советских Социалистических Республик , Форма правления Союз Советских Социалистических Республик, или Советский Союз, был первым в мире коммунистическим государством, существовавшим с 1922 по 1991. Я… Джордж Кеннан, Кеннан, Джордж Ф. Джордж Ф. Кеннан Милуоки, Висконсин американский дипломат, историк и писатель Джордж Ф. Кеннан считается одним из величайших дипл… Леонид Ильич Брежнев , Брежнев, Леонид Леонид Брежнев Каменское, Украина Умер 10 ноября 1982 г. Москва, Россия Когда его выбрали преемником Никиты Хрущева (1894–1971; см.… Андрей Андреевич Громыко, Андрей Андреевич Громыко (1909–1989) много лет представляли Советский Союз на крупных международных конференциях после Второй мировой войны, сначала как мин… Советский, Советский Советский (совет) — русское слово, означающее «совет» или «совет». Его политическое использование началось во время революции 1905 применительно к… Горбачеву Михаилу Сергеевичу , «Мы являемся свидетелями возникновения новой, исторической реальности: поворота от принципа сверхвооружения к принципу разумной обороны…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
Вам также могут понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
New Police Story
New Plymouth
New Plan Realty Trust
Новая физика
Новая филармония оркестр
Новая Филадельфия
Новые перспективы
Новая народная армия (NPA)
Новые пастбища
Новая вечеринка
New Orleans, Louisiana
NewLeans,
New Orleans, Louisiana
NewLeans,
New Orleans, Louisiana
New Orleans. , Архиепископия
Новый Орлеан против Герцога 427 США 297 (1976)
New Orleans Saints LP
New Orleans Riots
Национальный исторический парк New Orleans Jazz
Новый Орлеанский общий удар
Крестительная богословская семинария в Новом Орлеане: табличные данные
Новый Орлеан Баптистская богословская семинария: повествовательное описание
New Orlean Новые Нидерланды
Новое политическое мышление
Новые письма на португальском языке
Нью-Провиденс (город, США)
Нью-Провиденс (остров, Багамы)
Новые поиски исторического Иисуса
Новый реализм
Новые реальности
Новый реформатский православный орден Золотой Зари (NROOGD)
Новые религии для Новой Республики
Новые религии в Новой Республике Япония
Новые религии, роли женщин в
Новые религиозные движения
Новые религиозные движения: обзор
Новые религиозные движения: история изучения
Новые религиозные движения: новые религиозные движения и дети
Новые религиозные движения: новые религиозные движения и милленаризм
Новые религиозные движения: новые религиозные движения и насилие
Новые религиозные движения: новые религиозные движения и женщины
Новые религиозные движения: новые Религиозные движения в Европе
Новые религиозные движения: Новые религиозные движения в Японии
Новые религиозные движения: Новые религиозные движения в Латинской Америке
Новые религиозные движения: Новые религиозные движения в Соединенных Штатах
Новые религиозные движения: Писания новых религиозных движений
Новая Республика
Сообщество и технический колледж Нью-Ривер: описательное описание
Сообщество и технический колледж Нью-Ривер: табличные данные
эпоху «после холодной войны» 1988-1991 Архитекторы «нового мышления» заявили, что их новая политика была принята под давлением в середине 1980-х годов, когда самым дальновидным советским мыслителям стало безошибочно ясно, что их многолетняя политика «холодной войны», направленная на расширение советской власти посредством массовое наращивание военной мощи, принудительная дипломатия и конфронтация потерпели неудачу. Советские лидеры знали, что советская экономика рухнет, если они попытаются ответить военным путем на наращивание обороны США и особенно на Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Как объяснил Сергей Рогов из Института США и Канады СССР в своем 1989 монография Возможна ли новая модель советско-американских отношений? :
В этой тяжелой ситуации необходимо было найти принципиально новый, невоенный способ достижения советских целей. «Новое мышление» было смелым, творческим, гениальным и, в конечном счете, катастрофическим результатом. Советское обоснование принятия политики «нового мышления» подробно объяснялось в многочисленных советских публикациях с 1987 по 1989 год. Основные понятия были очень простыми:
В представлении советских «новых мыслителей» окончание «холодной войны» не означало прекращения системной борьбы между «двумя социальными системами». Вместо этого она переместится с арен гонки вооружений, конфронтации и принудительной дипломатии времен холодной войны на новые, прежде всего политические, направления борьбы. Советы должны были положить конец холодной войне, потому что их слабая экономика ставила их в невероятно невыгодное положение по отношению к проснувшемуся Западу в гонке вооружений, которая, если она продолжится, означала бы их неизбежное поражение. Чтобы избежать этого и наилучшим образом сохранить свою власть, советским лидерам нужно было побудить Запад отказаться от гонки вооружений, в то же время готовясь к новой форме политической войны против Запада: той, которая стремилась достичь власти. путем примирения, а не конфронтации, обращение к «общечеловеческим» ценностям в противоположность «классовым», отводило ключевую роль манипулированию международными организациями, особенно ООН, и стремилось использовать международное право как уловку для советских попытки вмешательства во внутренние дела других стран, а не тяжелую руку военной силы и принудительной дипломатии. В рамках перехода к «новому мышлению» Советы сделали немыслимое. Они сознательно отказались от устаревшей идеологии коммунизма и приняли новую идеологию, основанную на «общечеловеческих» ценностях и заботах. Они сделали это не потому, что стали сторонниками демократического дела. Вместо этого советские «новые мыслители» пришли к выводу, что правительствами, странами и народами можно более эффективно манипулировать с помощью универсалистских, немарксистских концепций, чем с помощью марксистских, и приступили к разработке способов использования немарксистских концепций для достижения традиционных советских целей. «Новое мышление» было сознательно разработано как коммунистическая внешняя политика посткоммунистической эпохи. Как будто «хамелеоны», а не «голуби», одержали победу над «ястребами» в советских внешнеполитических дебатах. «Новое мышление» было задумано самыми смелыми, самыми творческими и космополитичными коммунистическими пропагандистами и идеологами. Он был принят в отчаянии, поскольку реальность неминуемого поражения Советского Союза в холодной войне стала неизбежной. Тем не менее это не была пораженческая политика. Его цель состояла в том, чтобы разработать метод, который в конечном итоге позволил бы реструктурированному СССР установить превосходство в мире. Советы приняли «новое мышление» в середине 1980-х годов, когда им стало ясно, что их силовая политика на международной арене, которая в конечном итоге опиралась на угрозу, исходящую от советских ядерных ракет, не увенчалась успехом из-за сопротивления Соединенных Штатов. США, НАТО и других стран к советскому экспансионизму и гегемонии. В своей книге 1987 года « Перестройка: новое мышление для нашей страны и мира » Михаил Горбачев прямо заявил, что «фундаментальный принцип нового политического мировоззрения очень прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических или другие цели». (стр. 140) Горбачев объяснил: «Ядерная война бессмысленна, она иррациональна. В глобальном ядерном конфликте не будет ни победителей, ни проигравших: мировая цивилизация неминуемо погибнет». (стр. 141) Хотя такие наблюдения могут показаться западным людям запутанными, идея о том, что ядерную войну нельзя вести и выиграть, была, по выражению Горбачева, «поистине революционным» выводом для советских лидеров. ( Перестройка , стр. 140) Старший советник Горбачева Вадим Загладин повторил этот тезис в своей книге 1989 г. ядерная война.» (стр. 68) Загладин пояснял, что в рамках «нового мышления» «первое изменение нашей внешнеполитической доктрины — это полный отказ от идеи ядерной войны и утверждение абсолютной необходимости ее предотвращения». (стр. 68) Удивительно осознавать, что до середины 1980-х годов советская политика принимала идею о возможности вести ядерную войну и победить в ней. Но это было именно так. Это объясняет причину огромного, длившегося десятилетиями наращивания советской военной мощи, которая к концу 1980-х годов потребляла примерно одну треть советского валового национального продукта. Помимо отказа от варианта политики ядерной войны, советские «новые мыслители» отказались и от других, менее апокалиптических вариантов своей политики силы. Как заметил Горбачев в «Перестройку»:
По словам бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, в советском руководстве за несколько лет до появления «нового мышления» назревали серьезные сомнения относительно полезности силы в современном мире. В своей книге «Будущее принадлежит свободе 9».0012 г. Шеварднадзе заявил, что еще в 1980 году Советы признали, что военная сила не была эффективной в Афганистане, и в свете этого крайне неохотно применяли силу в Польше. Шеварднадзе писал(а):
Короче говоря, между 1980 и 1985 годами сочетание афганского, польского, западного и других сопротивлений советскому применению силы убедило Советы в том, что Советы резко преуменьшают значение ядерной войны, обычной войны с Западом, гонки вооружений и использование силы в международных отношениях в качестве жизнеспособного инструмента «классовой борьбы», захватывающий дух отход от прежней советской политики. Политика силы и все, что из нее вытекало, включая «холодную войну» и весь спектр советской конфронтационной политики, были оставлены не потому, что Советы считали неправильным пытаться навязать свою волю другим, а потому, что теперь они верили в военную силу. не был эффективным способом сделать это. Это был чрезвычайно радикальный, фундаментальный сдвиг в советском мышлении. Что-то должно было заменить военную силу как движущую силу в международных делах. Приняв «новое мышление», Советы попытались провести политическую кампанию против того, что Шеварднадзе назвал «настоящими врагами человечества: термоядерной войной, экологической катастрофой и крахом мировой экономики». их цели. («Будущее принадлежит свободе», стр. 48). В то время как марксизм во многих отношениях был политикой конфронтации и зависти, с его центральной парадигмой борьбы экономически угнетенных против их угнетателей, «новое мышление» гораздо больше полагалось на политика примирения и алармизм как ее движущие силы. Старая советская идеология убедительно говорила с «неимущими» мира; новая идеология стремилась, кроме того, сыграть как на самых высоких надеждах, так и на самых тревожных заботах «имущих». Как заявил Горбачев в «Перестройке», «впервые в истории основание международной политики на морально-этических нормах, общих для всего человечества… стало насущной потребностью». |