Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий: Первая мировая война как война нового типа — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Страница не найдена — СПбФ ИИЕТ РАН

Тематический вечер «Исторические портреты: Н.И. Вавилов». К 135- летию со дня рождения Н.И. Вавилова (1887 – 1943).

7 декабря 2022 г. в Малом лекционном зале Дома ученых им. М. Горького прошел тематический вечер «Исторические портреты: Н.И. Вавилов». К 135- летию со дня рождения Н.И. Вавилова (1887 – 1943), российского и советского ученого-генетика, биолога, общественного деятеля.  Вавилов Николай Иванович — учёный-биолог, генетик, химик, географ, общественный и государственный деятель. Автор учения об иммунитете растений, …

II Конгресс молодых ученых (Сочи, 1–3 декабря 2022 г.)

С 1 по 3 декабря 2022 в Сочи, в Парке науки и искусства «Сириус» прошел II Конгресс молодых ученых в рамках Десятилетия науки и технологий. В событии участвовали более 3000 специалистов из 40 стран.

 Среди них — студенты, молодые и маститые ученые из России, Республики Беларусь, Казахстана, Китая, Индии, Египта, Сирии, Мьянмы, Узбекистана и др. Участники встретились …

ФОТООТЧЕТ о работе конференции «Советская древность – VIII» (24-25.11.2022)

24–25 ноября 2022 года в СПбФ ИИЕТ РАН состоялась конференция «Советская древность – VIII» Конференция была посвящена изучению истории древнего мира в СССР и входит в цикл мероприятий, приуроченных к 300-летнему юбилею РАН. Тема конференции 2022 года: «Древняя история и историки древности не нашего века». На конференции обсуждался самый широкий круг вопросов и перспектив развития …

Заседание Учёного совета СПбФ ИИЕТ РАН (08.12.2022 в 12:00)

  Заседание Ученого совета СПбФ ИИЕТ РАН 8 декабря 2022 г. (четверг) в 12:00 Отчет Сектора истории Академии наук и научных учреждений.

А.Ю. Скрыдлов Отчет Сектора истории эволюционной теории и экологии. А.Л. Рижинашвили Отчет Сектора социальных и когнитивных проблем науки. А.В. Куприянов Утверждение научных руководителей и тем кандидатских диссертаций аспирантов СПбФ ИИЕТ РАН. Е.Е. Елькина …

Статья Аркадия Яковлевича Соснова «Объединившая пространство. В центре внимания науковедов – консолидирующая роль АН СССР» в газете «Поиск»

Соснов А.Я. «Объединившая пространство. В центре внимания науковедов – консолидирующая роль АН СССР» в газете «Поиск» № 48 от 25 ноября 2022 г. С. 4-5 В последнем номере газеты научного сообщества «Поиск», под рубрикой «К славе государства, к умножению наук», была опубликована статья журналиста, телеведущего, писателя Аркадия Яковлевича Соснова, посвященная Академии наук СССР – главному …

Конкурс СПбФ ИИЕТ РАН на замещение должностей научных работников

Санкт-Петербургский Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук (СПбФ ИИЕТ РАН) объявляет конкурс на замещение должностей научных работников: Научный сотрудник Сектора социальных и когнитивных проблем науки 1 ед.; Тематика исследования: «Когнитивная и социальная институционализация науки: исторические аспекты» Требования к квалификации: Ученая степень кандидата наук, стаж работы по специальности не менее 2-х …

ПРОГРАММА конференции «Советская древность – VIII» (24-25.11.2022)

24–25 ноября 2022 года в СПбФ ИИЕТ РАН состоится конференция «Советская древность – VIII» Конференция посвящена изучению истории древнего мира в СССР и входит в цикл мероприятий, приуроченных к 300-летнему юбилею РАН. Предполагается обсуждение самого широкого круга вопросов и перспектив развития данной научной проблематики: советский исторический нарратив в области древней истории, институциональная история, изучение, преподавание …

ФОТООТЧЕТ о работе XLIII Международной научной годичной конференции (24-28.

10.2022)

24–28 октября 2022 года состоялась XLIII Международная научная годичная конференция Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук:    Академия наук и научные центры союзных республик (к 100-летию образования СССР)   24–28 октября 2022 г. состоялась XLIII Международная годичная научная конференция Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и …

ФОТООТЧЕТ о работе VIII Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН (17-21.10.2022)

17–21 октября 2022 года в Санкт-Петербурге состоялась VIII Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Формальные и неформальные институции в развитии науки» В работе школы участвовали  молодые ученые, научные сотрудники, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов, чьи научные интересы связаны с проблематикой истории науки и техники. Изучение истории научного сообщества является важнейшей задачей для анализа потенциала развития науки. …

ВЫПУСК АСПИРАНТОВ СПбФ ИИЕТ РАН 2019-2022 гг.

ВЫПУСК АСПИРАНТОВ 2019-2022 гг. 11 октября 2022 г. в СПбФ ИИЕТ РАН состоялась защита научно-квалификационных работ наших выпускников: все НКР в текущем выпуске были защищены на «отлично». 1 ноября 2022 г. состоялся выпуск аспирантов СПбФ ИИЕТ РАН с вручением дипломов об окончании аспирантуры. Дорогие друзья и коллеги, поздравляем вас с успешным завершением аспирантуры! Желаем вам …

Карта сайта

Запрашиваемая вами страница не найдена.

Ресурс, который вы запросили, не найден на сервере. Если вы уверены, что набрали адрес правильно, обратитесь в службу технической поддержки.

Вы можете попытаться найти интересующую Вас информацию в одном из разделов сервера или воспользоваться системой поиска информации по серверу.

Карта сайта:



  • Посетителям
    • Экскурсии
    • О музее
    • Официальная символика
    • Библиотека
    • Музейные праздники
    • Медиа
    • Стоимость билетов
    • Вакансии
  • История музея
  • Государственная награда и поощрения музея
  • Научная работа
  • Выставки
    • В ЦМВС
      • Архив выставок
    • В России
      • Архив выставок
    • В мире
  • Экспозиция
    • Залы
    • Открытая площадка
    • Виртуальная экскурсия
  • Фондовые коллекции
    • Вещевой
    • Фотофонд
    • Знаменный
    • Вооружения
    • Знаков отличия
    • Документальный
    • Художественный
    • Кинофононегативный
  • Филиалы
    • Музей-кабинет Г.
      К.Жукова
    • Центральный музей Военно-Воздушных Сил
    • Музей Ракетных войск стратегического назначения
    • Музей Войск противовоздушной обороны
    • Музей истории ВДВ
      • Историко-мемориальный зал боевой техники и вооружения ВДВ
      • Историко-мемориальный зал автомобильной техники ВДВ
      • Историко-мемориальный зал средств связи и управления ВДВ
    • Музей истории военной формы одежды
    • Внештатный филиал Бункер Сталина
      • Из истории
      • Зал Заседаний Ставки
      • Кабинет И. В.Сталина
      • Столовая
  • Партнеры
  • Архив новостей
  • Правовая информация для военных музеев
  • Контактная информация

Международный комитет Красного Креста во время Первой мировой войны

 

Статья Даниэля Пальмиери

К началу Великой войны МККК уже действовал более 50 лет. Несмотря на международное название, МККК на самом деле был местной благотворительной ассоциацией, неопытной и, прежде всего, небольшой по размеру (всего 10 членов в августе 1914 г. ). Первая мировая война и ее последствия должны были вызвать устойчивые изменения в МККК и начать его превращение в то, чем он является сегодня.

К началу Великой войны МККК действовал уже более 50 лет. Организация была основана в 1863 году по инициативе двух граждан Женевы, Анри Дюнана и Гюстава Муанье. Как рекомендовал Дюнан в своей знаменитой работе «Воспоминания о Сольферино» (опубликованной на французском языке в 1862 г.), целью организации в то время было содействие созданию национальных обществ в каждой стране (будущих обществ Красного Креста). В случае войны они придут на помощь раненым военнослужащим и будут поддерживать медицинские службы вооруженных сил. После создания этих обществ МККК выступал в качестве посредника и информировал их о том, как продвигается работа Красного Креста. В то же время организация обратилась к правительствам с просьбой продвигать Женевскую конвенцию 1864 года, которая предоставляла раненым и больным солдатам нейтральный статус, а также больницам и машинам скорой помощи, тем самым защищая как больных и раненых солдат, так и тех, кто им помогает. МККК также продолжал продвигать законы и постановления с целью постоянной адаптации гуманитарного права к изменяющимся реалиям войны, таким как технологические инновации. Наконец, после франко-прусской войны 1870–1871 годов МККК помогал раненым солдатам и заключенным, собирая информацию об их положении для передачи их семьям. Несмотря на международное название, МККК на самом деле был местной благотворительной ассоциацией, неопытной и, прежде всего, небольшой по размеру (всего 10 членов в августе 1919 г.).14). Первая мировая война и ее последствия должны были вызвать устойчивые изменения в МККК и начать его превращение в то, чем он является сегодня.

Международное агентство по делам военнопленных

Преобразование организации действительно было беспрецедентным, особенно с точки зрения персонала. Менее чем через два месяца после начала боевых действий штат МККК увеличился в двенадцать раз. К концу 1914 г. в организации работало около 1200 человек, главным образом в Международном агентстве по делам военнопленных, которое было создано 21 августа 1919 г. 14. В ходе войны около 3000 человек перешли на работу в это агентство, задача которого заключалась в восстановлении связей между членами семей, разлученных войной. Он был разделен на 14 национальных секций (франко-бельгийскую, британскую, итальянскую, греческую, американскую, бразильскую, португальскую, сербскую, румынскую, русскую, немецкую, болгарскую, турецкую и австро-венгерскую) по мере вступления различных стран в войну. Имелись также два специализированных отделения: для гражданских лиц и для здравоохранения. Агентство обратилось к воюющим сторонам и национальным обществам Красного Креста, чтобы получить информацию об отдельных заключенных или других жертвах, входящих в его компетенцию. Эта информация была объединена с тысячами запросов, которые МККК ежедневно получал от семей, и была включена в сложную картотечную систему. Постоянно обновляемые карты служили для отслеживания заинтересованных лиц и предоставления информации запрашивающим семьям.

К концу войны у Агентства в Женеве было более шести миллионов каталожных карточек (касающихся примерно двух с половиной миллионов человек), база данных значительного объема для того периода, несмотря на тот факт, что некоторые из национальных указателей были неполными. . Фактически МККК поручил работу по розыску немецко-австрийско-российского фронта Датскому Красному Кресту, который создал собственное информационное агентство. Данные о пленных на австро-итальянском фронте также не проходили через Международное агентство, а обменивались непосредственно между Римом и Веной. Помимо военнопленных, Агентство занималось также интернированными гражданскими лицами и гражданскими лицами, проживающими на оккупированных территориях. Это было нововведением, поскольку ранее в сферу деятельности МККК не входили гражданские лица. Еще в 1914 гражданских лиц, которые находились под защитой Положений о законах и обычаях войны, дополняющих Гаагскую конвенцию 1907 г., приняли на себя основную тяжесть первых месяцев войны и различных последующих военных оккупаций как на Западе, так и на Востоке, и Балканы, фронты. С момента создания Агентства один из членов МККК, д-р Фредерик Ферьер, руководил специальным отделом в организации, работа которого заключалась в том, чтобы отвечать на запросы, конкретно касающиеся гражданских лиц (депортированных, заложников и людей, проживающих на оккупированных территориях).

Сначала агентство управлялось добровольцами. Члены МККК, которые также принадлежали к высшему классу Женевы, мобилизовали своих родственников и друзей, чтобы они просматривали растущие горы почты и одновременно отвечали и вносили данные в каталожные карточки. Но для выполнения этой огромной задачи не потребовалось много времени, чтобы нанять оплачиваемых сотрудников.

Агентство было не единственной организацией, действовавшей в Швейцарии во время Первой мировой войны. В 1916 году только в Женеве насчитывалось около 50 групп (почти 170 в Швейцарии в целом), работавших на гражданских или военных жертв конфликта.

Гуманитарная дипломатия

Помимо сбора информации, МККК активно лоббировал интересы воюющих государств. Цель состояла прежде всего в том, чтобы получить разрешение представителей МККК (которых он называл «делегатами») на посещение лагерей для военнопленных. Организация начала инспектировать лагеря для интернированных в Германии, Великобритании и Франции в январе 1915 года. В конце концов все основные воюющие стороны дали на это разрешение. МККК направил в общей сложности 54 миссии для посещения 524 лагерей для военнопленных в Европе, а также в Турции, Северной Африке (Марокко, Тунис, Алжир и Египет) и Азии (Сибирь, Бирма, Япония и Британская Индия). Отчеты об этих визитах, которые также были написаны нейтральными державами-покровителями (Испания, Нидерланды, Швейцария, Святой Престол и Соединенные Штаты до 1917) или христианскими ассоциациями молодых людей — были представлены заинтересованным правительствам, но также были опубликованы… и проданы.

МККК также обсудил с удерживающими державами обращение с военнопленными и пытался, например, противостоять репрессиям против них – проблема, которая вместе с идеей о том, что при задержании вражеских военнопленных следует руководствоваться принципом взаимности, всегда — присутствует на протяжении всей войны и вызывает постоянную озабоченность МККК. С 19 октябряНачиная с 14 января организация добивалась также обмена тяжелоранеными и больными пленными, т. е. их репатриации или хотя бы госпитализации в нейтральной стране. С благословения швейцарского правительства и после получения разрешения Германии и Франции конвои с ранеными пленными начали пересекать территорию Швейцарии из Констанца в Лион и из Лиона в Констанц.

На протяжении всей войны организация напоминала воюющим государствам об их обязанности соблюдать договоры международного гуманитарного права, в частности Женевскую конвенцию, которая только что была пересмотрена в 1906. Например, он стремился задержать медицинский персонал, репатриированный между Францией и Германией, как это предусмотрено Конвенцией. В своем практическом осуществлении этот процесс встречал многочисленные препятствия и перерывы. Аналогичные трудности возникли в связи с репатриацией бельгийского медицинского персонала.

Как нейтральная организация, которую, следовательно, нельзя заподозрить в пропаганде войны в интересах какой-либо стороны в конфликте, МККК направил многочисленные протесты и заявления, адресованные ему, относительно нарушений Женевских конвенций или 1907 Гаагские конвенции, регулирующие военно-морскую войну. Воюющие стороны обвиняли друг друга в обстрелах медицинских учреждений и машин скорой помощи, захвате, нападении и торпедировании госпитальных судов, неправомерном использовании защитных эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца в военных целях и т. д. Конференция Красного Креста предложила в 1921 году создать специальную комиссию, в состав которой вошли бы представители шести стран, сохранявших нейтралитет во время войны (Швейцария, Нидерланды, Испания, Норвегия, Швеция и Дания), а также представитель МККК. Однако эта комиссия, которая должна была рассмотреть эти жалобы, так и не была создана.

Учитывая угрозу широкого применения отравляющих газов не только на фронте, но и, в первую очередь, в тылу, МККК вышел за рамки своей традиционной компетенции, обратившись 8 февраля 1918 г. к воюющим сторонам с торжественным призывом к воздерживаться от применения «удушающих и ядовитых газов». Официально приветствуя эту инициативу, заинтересованные государства на самом деле не ответили на призыв МККК, вместо этого обвинив своих противников в использовании химического оружия. Только когда конфликт закончился, массовое применение такого оружия было окончательно объявлено вне закона. После войны МККК продолжал свои усилия, в основном через представительства в Лиге Наций, чтобы добиться прямого запрета на газовую войну. Он внес непосредственный вклад в разработку Протокола о запрещении применения удушливых, ядовитых и других газов, а также бактериологических методов ведения войны (известного также как Женевский протокол) от 17 июня 19 г.25.

Война также выявила ограниченность гуманитарного права в отношении различных аспектов плена военнопленных. На протяжении всего конфликта воюющим сторонам приходилось заключать между собой специальные соглашения, чтобы заполнить этот пробел в праве войны. МККК извлек уроки из этого пробела и еще до прекращения боевых действий задумался о разработке нового кодекса защиты военнопленных. Результатом этих усилий стало принятие в 1929 г. Женевской конвенции об обращении с военнопленными.

Отношения с национальными обществами Красного Креста

Война не повлияла на отношения между МККК и различными национальными обществами Красного Креста (или Обществом Красного Полумесяца в случае Османской империи), которые помогали медицинским службам различных армии и руководил операциями по оказанию помощи военнопленным. МККК продолжал регулярно информировать общества о своей собственной деятельности и деятельности своих коллег через свой «Международный бюллетень Круа-Руж», который он издавал с 1869 года.. У него была обширная переписка с обществами, которые выступали в качестве посредников между МККК и их соответствующими правительствами. Жалобы на нарушения Конвенции передавались в МККК через национальные общества и направлялись через их коллег политическим и военным властям. Хотя эти общества действовали с полной независимостью от МККК, тем не менее именно МККК отвечал за официальное признание любого вновь созданного или воссозданного национального общества. Так, в начале войны МККК объявил, что общество Красного Креста было создано в Люксембурге, как только Германия напала на Бельгию, и сразу же приступило к ликвидации чрезвычайной ситуации. МККК также яростно протестовал — но тщетно — против роспуска Центрального комитета Бельгийского Красного Креста немецкими оккупантами 19 апреля.15.

Женщины, участвующие в гуманитарной деятельности

Первая мировая война вызвала значительные социальные потрясения, в том числе женщины занялись совершенно непривычной деятельностью, чтобы заменить мужчин, ушедших на войну. То же самое произошло и в самом МККК, поскольку из 3000 человек, работающих в Международном агентстве, две трети теперь составляли женщины. Эти женщины-сотрудники в основном были наняты в качестве машинисток, что является одной из новых профессий, открытых для женщин. Но женщины также перешли на высшие уровни организации. 19 ноября18 первая женщина была избрана в руководящий орган МККК, сам Комитет. Рене-Маргерит Крамер уже возглавляла отдел Антанты в Агентстве по делам военнопленных еще до того, как заняла свое место в Комитете. Это было впервые для любой международной организации. Несмотря на нежелание некоторых своих членов, МККК считал такие изменения неизбежными, учитывая изменение менталитета, вызванное войной. Кроме того, несколько женщин возглавляли департаменты Агентства и другие лица, работавшие в полевых операциях МККК. Хотя они представляли лишь крошечный процент от общего числа, прецедент был создан.

Репатриация военнопленных

Ноябрьское перемирие 1918 г. никоим образом не оставило МККК без работы. Наоборот, организация погрузилась в две крупные гуманитарные операции: репатриацию военнопленных и приход на помощь гражданскому населению побежденных стран.

В 1917 году МККК уже обращался с публичным призывом к возвращению домой как можно большего числа заключенных, начиная с тех, кто провел в заточении дольше всех. Это гуманитарное предложение было новаторским по двум причинам. Во-первых, требовалось безоговорочное освобождение и возврат (т.е. не в форме обмена) пока еще продолжались боевые действия. Во-вторых, это касалось трудоспособных заключенных, а не только больных и раненых, как это имело место до сих пор. Но самым интересным аспектом этого обращения был, без сомнения, его чистый прагматизм. Нынешняя война неизбежно когда-нибудь закончится, и МККК предвидел проблемы, которые возникнут, особенно с точки зрения логистики и других практических вопросов, при внезапном освобождении миллионов заключенных. Поэтому было предложено немедленно начать постепенную репатриацию заключенных. Хотя идея МККК была встречена с одобрением и между воюющими сторонами были начаты дипломатические переговоры, ее практической реализации так и не произошло. Заключенные были освобождены только после подписания перемирия.

Когда боевые действия наконец прекратились, МККК столкнулся с тремя категориями военнопленных: военнопленными союзных держав, центральными державами и Россией. От организации не требовалось предпринимать действия в интересах пленных союзников, поскольку перемирие содержало положения об их немедленной репатриации. Положение заключенных Центральной державы зависело от того, удерживались ли они союзниками или русскими. МККК ходатайствовал перед Мирной конференцией, призывая к тому, чтобы австро-немецким военнослужащим, удерживаемым державами Антанты, было разрешено без промедления вернуться домой. На самом деле организация смогла посетить некоторых из этих заключенных на севере Франции, хотя разрешение на это оставалось исключительным. Несмотря на срочные заявления МККК, репатриация немецких военнопленных началась только осенью 19 г. 19 декабря, и снова операция прошла без каких-либо прямых действий МККК. Таким образом, участие организации в основном ограничивалось австро-германскими военнопленными, содержащимися в России, и русскими военнопленными, находившимися в руках центральных держав. Эти заключенные были официально освобождены после заключения Брест-Литовского мирного договора, но фактически были предоставлены сами себе в условиях политических потрясений, царивших в Центральной Европе и России. В лучшем случае они прозябали во временных стойбищах, расположенных в странах, которые переживали серьезный социально-экономический кризис и не могли их прокормить. В худшем случае они пытались самостоятельно добраться до дома, опасная затея, которая часто заканчивалась трагедией. МККК приступил к крупномасштабным операциям по оказанию помощи этим бывшим военнопленным, опираясь на публичные призывы о помощи. Самая неотложная цель заключалась в том, чтобы заставить государства, содержащие заключенных, и те, через которые они могли путешествовать, осознать настоятельную необходимость найти средства эвакуации. Поэтому делегаты были отправлены для сбора информации в Берлин, Прагу, Будапешт и Варшаву, а затем в Турцию, на юг России и на Кавказ, а также на Дальний Восток и в Сибирь 19 марта.19. Оказавшись там, делегаты открыли офис и установили контакты, которые могли способствовать достижению целей МККК как на политическом, так и на материально-техническом уровне.

Когда оказалось невозможным разработать согласованный общий план репатриации заключенных, МККК был вынужден более непосредственно прийти им на помощь. Что касается оставшихся в Германии русских военнопленных — самой многочисленной группы из всех, — то организация провела переговоры с Межсоюзнической военной контрольной комиссией, чтобы установить принцип, согласно которому их возвращение будет иметь место независимо от того, решат ли пленные отправиться в «красная» (советско-российская) территория или «белая» территория (районы, занятые контрреволюционными войсками). Действительно, МККК обусловил свою помощь строгим соблюдением этого принципа нейтралитета. Он также хотел, чтобы репатриация русских была связана с репатриацией заключенных Центральной державы в России и Сибири. Это желание, вызванное гуманитарной заботой о взаимности, было вызвано также практическими и экономическими соображениями, т. Е. Чтобы транспорты были полностью загружены в обоих направлениях.

Помимо своих представлений союзникам, МККК начал переговоры с правительствами Германии и СССР. По завершении этих переговоров было подписано германо-советское соглашение, регулирующее репатриацию русских пленных из Германии и заключенных из бывших Центральных держав, содержащихся в бывшей Российской империи. С этой целью оба государства (к которым вскоре присоединились Австрия, Венгрия и Османская империя) предоставили МККК все полномочия вести переговоры и организовывать практические вопросы по согласованию с государствами транзита (такими как Япония и Финляндия). Были организованы сухопутные и морские пути репатриации через Черное море (Одесса и Новороссийск), а затем по Средиземному морю в Триест и Гамбург в случае пленных, прибывающих из южной России, Кавказа или Туркестана; через Балтику через Финляндию и страны Балтии в случае двустороннего обмена в сочетании с сухопутным маршрутом между Германией и странами Балтии и по морю из Владивостока в Триест или из Гамбурга во Владивосток. Эти различные маршруты, вдоль которых МККК разбил транзитные лагеря, например, в Нарве и Штеттине, действовали по состоянию на весну 1920 и продолжал функционировать до 30 июня 1922 г., когда официально завершились операции МККК по репатриации. По оценкам, МККК позволил почти 500 000 бывших военнопленных вернуться в свои родные (а в некоторых случаях и в совершенно новые) страны.

Меняющийся МККК

Помимо полученных выгод, эта репатриация по разным причинам стала важным этапом в истории МККК. Во-первых, это позволило организации широко развернуть персонал за границей, а в некоторых случаях и на постоянной основе, через различные миссии или делегации в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке. Это географическое расширение помогло ускорить преобразование организации из местной благотворительной ассоциации в гуманитарную организацию поистине международного масштаба как с точки зрения ее идеала универсального характера ценностей Красного Креста, так и с точки зрения практической ответственности, которую он должен был взять на себя за пределами Женевы. Во-вторых, это расширение полевых операций МККК сопровождалось изменением мандата организации – на практике, если еще не в официальной политике. В ответ на страдания, свидетелем которых она стала на месте операций, организация разработала ряд новых направлений деятельности в областях, в которых она до сих пор не участвовала — или, по крайней мере, в незначительной степени.

Миссии и делегации МККК, изначально созданные для оказания помощи военнопленным, ожидающим репатриации, вскоре стали заниматься раздачей припасов голодающему гражданскому населению, особенно в побежденных странах, таких как Австрия и Венгрия. Особое внимание в этой работе по оказанию помощи уделялось детям, и вместе с Фондом спасения детей МККК стал соучредителем Международного союза спасения детей (ISCU) в начале 1920-х годов. Ввиду бедственного положения здравоохранения в Восточной Европе и опасности распространения заразных болезней (особенно сыпного тифа) организация предложила также создать центральное бюро по борьбе с эпидемиями. Он был создан в Вене летом 1919, и доктор Ферьер был назначен ответственным. МККК также помогал российским и армянским беженцам, в частности, через свои делегации в Константинополе и Афинах. Помимо помощи в снабжении, это также включало ходатайство о помощи беженцам эмигрировать и поселиться в третьих странах.

Наряду с деятельностью по репатриации эта диверсификация деятельности МККК повлекла за собой потребность в большем финансировании и персонале, которых организация, которая снова стала очень небольшой структурой, насчитывающей около 100 человек в конце Первой мировой войны, была не в состоянии. покрыть самостоятельно. Поэтому пришлось искать партнеров. И это было вторым крупным изменением в modus operandi МККК. Ибо, хотя с момента своего основания в 1863 году он уже установил многочисленные контакты с другими швейцарскими и нешвейцарскими организациями, большинство из последних входили в «созвездие Красного Креста». В межвоенный период МККК сотрудничал с гораздо более разнородными организациями, а также с собственно международными организациями, такими как Международное бюро труда и Лига Наций. И это сотрудничество уже не ограничивалось обменом перепиской; на самом деле это в основном включало совместную работу на местах в интересах людей, затронутых конфликтом. Настоящая форма межорганизационного и транснационального сотрудничества возникла в первой половине XIX в.20-е, чтобы справиться с последствиями войны; около 25 процентов делегатов МККК, работающих на местах, также работали в других гуманитарных организациях и были уполномочены на это. На политическом уровне это партнерство позволило МККК бороться с конкуренцией в гуманитарной сфере, поскольку новые участники (такие как Лига обществ Красного Креста, Лига Наций и Американская администрация по оказанию помощи) теперь также претендовали на свое место в гуманитарной сфере. международная благотворительная сцена.

Последним нововведением — и при этом важным — стало то, что в послевоенный период МККК работал в связи с вооруженным насилием, не относящимся к международным войнам. В то время как организация изначально была создана для работы исключительно в связи с конфликтами между крупными европейскими державами, с конца Первой мировой войны она также начала помогать людям, пострадавшим от внутренних конфликтов (в России, Силезии и на Украине) и революционных волнений. такие как 1919 беспорядков в Венгрии. В этом случае организация впервые в истории МККК получила разрешение на посещение задержанных, которые не были военнопленными, а были политическими заключенными, что впоследствии было использовано в связи с гражданской войной, например, в Ирландии.

Таким образом, война 1914-1918 годов оказала глубокое влияние на МККК как в отношении его политики, так и в отношении того, как он впоследствии действовал, чтобы помочь людям, пострадавшим от конфликта и его непосредственных последствий. В заключение можно сказать, что если до 1914 МККК просто делал заявления о войне, по состоянию на август 1914 г. он неизменно присутствовал на месте происшествия.

Краткая библиография

  • Archives du CICR, A PV, Procès-verbaux de l’Agence internationale des Priniers de Guerre, 1914-1919
  • CICR, Documents publiés à l’occasion de la, 24 серии, Женева, март 1915 г. – Январь 1920 г.
  • CICR, Actes du Comité international de la Croix-Rouge Pendant la Guerre 1914-1918, Geneva, 1918
  • CICR, L’expérience du Comité international de la Croix-Rouge en matière de secours internationaux, Женева, без даты (но после 19 марта25)
  • CICR, Международное агентство по делам военных заключенных, Женева, 1914-1918 гг. , Женева, 1919
  • CICR, Генеральный доклад Международного комитета Круа-Руж о деятельности с 1912 по 1920 г., Женева, 30 марта 1921.
  • CICR, Rapport général du Comité international de la Croix-Rouge sur son activité de 1921 à 1923, Женева, 28 августа 1923.
  • Дюран, Андре, История Международного комитета Красного Креста, от Сараево до Хиросимы , Женева, 1984, стр. 31-9.6

 

Право войны | Определение, принципы, преступления и факты

Связанные темы:
военное преступление заключенный войны просто война нейтралитет контрабанда

См. весь соответствующий контент →

военное право , часть международного права, касающаяся начала, ведения и прекращения военных действий. Его цель состоит в том, чтобы ограничить страдания, причиняемые комбатантам и, в частности, тем, кого можно назвать жертвами войны, то есть гражданским лицам, не участвующим в боевых действиях, и тем, кто больше не может принимать участие в боевых действиях. Таким образом, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и военнопленные также нуждаются в защите закона.

Законам войны трудно идти в ногу с быстрыми изменениями, вызванными разработкой все более нового оружия и более технологически продвинутых боевых действий, с сопутствующим ущербом для окружающей среды. Поэтому становится важным постоянно дополнять (но не отменять) ранее заключенные договоры. В этой статье показано, как осуществляется такой процесс добавки.

Право войны также включает ограничения, налагаемые на государства в отношении использования ими вооруженной силы. Никакая правовая система не может запретить государству (да и отдельному лицу) применять силу в целях самообороны, и ограничения этой концепции также обсуждаются в этой статье.

Корни международного права войны

В древние времена война не подлежала никакому контролю, кроме того, который осуществлялся самими комбатантами, и любые ограничения, которые они могли наложить на свои действия на поле боя, были бы обусловлены военная необходимость, а не вера в то, что нападать на мирных жителей или убивать военнопленных неправильно, не говоря уже о том, что незаконно. Захватчики-викинги в 11 веке, например, не знали, как уберечь гражданское население от нападений или грабежей, и они обычно не защищали и не освобождали захваченных вражеских комбатантов. И не было причин, по которым они должны это делать: между государствами не заключались договоры, запрещающие жестокие действия в бою, и не было разработано единообразной практики среди государств, которые считали себя цивилизованными, чтобы избегать такого поведения. Для развития таких норм должно было возникнуть разделяемое рядом независимых государств убеждение, что следует наложить некоторые ограничения на методы и средства ведения войны между собой, особенно если войны должны вестись между христианскими государствами. (Крестовые походы против неверных не контролировались какой-либо подобной заботой.) В Средние века в Европе заповеди христианства стали давать расплывчатые правила поведения на поле боя. В 1625 году Гуго Гроций написал О праве войны и мира ( De Jure Belli ac Pacis ), в котором он исследовал основные принципы гуманитарного обращения с жертвами войны.

Если бы гражданские лица пользовались какой-либо защитой, также необходимо было бы четко отличать их от комбатантов. Это могло произойти только с развитием профессиональной армии, носящей отличительную форму и принявшей на себя кодекс рыцарства. Тогда определенные действия станут недобросовестными и повлекут за собой суровые санкции со стороны однополчан. Рыцарство, однако, не защищало простого солдата или обычного гражданского лица, для которых понятия рыцарства считались неуместными. Защита низших сословий верховенством закона должна была ждать принятия принципов гуманности, которые приняли особую форму в XIX веке.век.

До 20 века не существовало принципа международного права, ограничивающего право государств на ведение войны. Война рассматривалась как неотъемлемая часть государственного суверенитета, в которую вступали по политическим причинам. Были, однако, попытки отличить войны, которые считались «справедливыми», от тех, которые были «несправедливыми». Это было христианское учение, сформулированное, в том числе, св. Августином, но оно было чрезвычайно гибким, позволяя государству описывать свою войну как справедливую по своему усмотрению. Следовательно, враждебное государство будет вести несправедливую войну, и государство, утверждающее, что ведет справедливую войну, может обращаться с его солдатами любым образом. Было более чем вероятно, что все государства, участвующие в отдельном конфликте, заявят, что борются за правое дело, и проявят сопутствующее отсутствие заботы о защите тех, кто не может защитить себя из-за ранений или захвата.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Разработка современного оружия, способного причинять ненужные страдания комбатантам, и большие успехи в медицинском обслуживании на поле боя привели к растущему осознанию необходимости международного сотрудничества для защиты раненых и больных. Анри Дюнан, гражданин Швейцарии и основатель Красного Креста, сыграл выдающуюся роль в том, чтобы привести ряд государств к заключению первой Женевской конвенции в 1864 году о защите раненых и больных. Но первая попытка кодифицировать законы войны была предпринята Фрэнсисом Либером, профессором колледжа в Нью-Йорке. Обнародованный вооруженным силам Союза президентом Авраамом Линкольном во время Гражданской войны в США, кодекс Либера должен был оказать глубокое влияние на последующую кодификацию законов войны. В 1868 г. Санкт-Петербургская декларация запрещала применение фугасных снарядов массой менее 400 г, а в 189 г.9 в Гааге были заключены два крупных договора: один касался удушающих газов, а другой касался расширяющихся пуль. Вторая Гаагская конференция в 1907 году стала важной вехой, на которой было заключено 13 отдельных договоров. В 1925 был подписан Женевский газовый протокол, запрещавший применение на войне удушливых, ядовитых и других газов, а также бактериологических средств ведения войны. За этим последовали в 1929 году еще две Женевские конвенции, касающиеся раненых и больных, а также военнопленных. После Второй мировой войны еще одна конференция подготовила четыре 1949 Женевских конвенций, касающихся соответственно раненых и больных на суше, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение на море, военнопленных и гражданских лиц. Затем последовали другие договоры, в том числе Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г., Конвенция Организации Объединенных Наций о военном или любом другом враждебном использовании средств воздействия на окружающую среду 1977 г. и два протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., продлевающие срок действия конвенции к национально-освободительным войнам и гражданским войнам.

Законы войны можно найти не только в договорах, заключенных государствами, но и в обычном международном праве, которое обнаруживается в реальной практике государств и в убеждениях (называемых opinio juris : «мнение закона »), что эта практика соответствует международному праву. Большая часть этого обычного международного права нашла отражение в различных конвенциях, описанных выше. Таким образом, можно справедливо утверждать, что, хотя конкретное государство не является участником определенного договора, оно, тем не менее, связано принципом международного обычного права, кодифицированным в этом договоре. Кроме того, договор может иметь настолько широкое признание, что можно сказать, что он отражает практику всех государств, и тогда он может иметь обязательную силу для всех государств как отражающий обычное международное право. В качестве примера такого подхода можно привести Международный военный трибунал в Нюрнберге в 19 г.46 постановил, что четвертая Гаагская конвенция 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны отражает обычное международное право; следовательно, ее принципы связывали Германию, хотя некоторые государства, находившиеся в состоянии войны с Германией, не были ее участниками.

Некоторые области права войны не охвачены договорными положениями, что делает необходимым обращение к другим источникам международного права. Однако может случиться так, что конкретный момент никогда не возникал раньше. В данном случае оговорка Мартенса, впервые появившаяся в одном из 1899 Гаагских конвенций (и с тех пор повторяется практически в каждом крупном договоре) позволяет избежать любых пробелов в праве, предусматривая следующее:

Пока не будет издан более полный свод законов войны, целесообразно объявить, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, жители и воюющие остаются под покровительством и господством принципов международного права, поскольку они вытекают из установившихся между цивилизованными народами обычаев, из законы человечества и веления общественного сознания.

Судебные решения также являются источником международных законов войны. Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио после Второй мировой войны заложили много общих принципов, которые получили широкое признание, но на самом деле после этого конфликта отдельными государствами было создано большое количество других трибуналов для суда над обвиняемыми в военных преступлениях. Кроме того, японский суд в деле Симода против Япония (1955 г.) рассматривал вопрос о законности в международном праве атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Начало военных действий

Пакт Лиги Наций 1920 г. пытался ограничить, но не запретить обращение к войне. Он предусматривал, что государства должны стремиться разрешать свои споры мирным путем, передавая их в арбитраж, судебное разбирательство или в Совет Лиги. Стороны Пакта согласились, что они ни в коем случае не будут прибегать к войне раньше, чем через три месяца после решения арбитров, судебного решения или отчета совета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *