Что носили в древней руси женщины: Женский костюм и головной убор на Руси

Женский костюм и головной убор на Руси

Наследие

Дата обновления статьи: 02.11.2022

Наши предки крайне серьёзно относились к выбору одежды, украшений и головных уборов — на сей счет существовали неписанные правила, нарушать которые считалось неприличным, да и в принципе никому не приходило в голову — ведь если задуматься, в каждом атрибуте нашей внешности есть определенная символика, сакральный смысл и послание во Вселенную. Очевидно, наши мудрые предшественники хорошо знали эти законы — может, стоит вспомнить о них и нам?

Предлагаем взглянуть на основные отличия незамужней девушки от замужней женщины на Руси (с оговоркой, что ниже приведены лишь общие правила — детали же могли различаться в разных регионах страны, в разное время и для разных сословий):

Головной убор

Молодые девушки имели право быть простоволосыми и не прикрывать голову — им позволялся убор, не скрывающий макушку.

Чисто девичьим головным убором является венец — берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном и украшенный стеклянными бусами, шитьем или драгоценными камнями. При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом.

Замужним полагался «женский» головной убор. Так, в X–XI столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус: этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям. Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.

Серьги

Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя женщина обладала более дорогими серьгами: статус позволял ей драгоценности с камнями и чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.

Коса

Незамужние девушки носили одну косу. Наличие в ней ленты символизировало, что девушка пребывает в статусе «на выданье», две ленты говорили о том, что у нее уже есть жених.

В день свадьбы подруги невесты расплетали ее косу надвое. Теперь она будет носить две косы и укладывать их на голове короной. Сверху мужняя жена должна была прикрыть свои косы головным убором замужней женщины.

Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение по ней узнавали очень многое: например, беременная женщина часто носила на рубахе вышитое дерево, курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц — белые лебеди. Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами — это означало, что женщина мечтает о первенце.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный — только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.

Юбка

Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако, ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек — запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».

Кольцо

Проверенный способ убедиться, что девушка замужем — посмотреть есть на ее руке кольцо. Сделать это можно с расстояния достаточно далекого, чтобы не нарушить правила приличия. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.


Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:

Подписывайтесь на нашу группу:

Что носили в Древней Руси? | Культура

Лапти
По-видимому, мы не сделаем ошибки, если, отыскивая самый древний и самый распространенный вид обуви на Руси, отдадим предпочтение лаптям.

Лапти испокон веков были главной обувью крестьян — и мужчин, и женщин. Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется производство его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.

Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала — липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса — грив и хвостов — (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Для изготовления пары липовых лаптей обдирались три молодых деревца, именно молодых, потому что только деревья 4−6 лет способны давать лучшее лыко для лаптей, а мужику пары лаптей хватало максимум на одну неделю.

«Лаптем» называли простодушного человека, лапотником — крестьянина, а ведь лапти были хороши для любого времени года: зимой они теплы, летом — прохладны.

Вместе с тем были они очень красивы: их плели из материалов разных цветов, в прямую и в косую линейку, а иногда и в клетку, чаще лапти плелись без затей и назывались «простоплеткой». Нередко лапти были симбиозом многих материалов: лыка, пеньки, веревки и даже кожи.

Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без различия левой и правой. В русском языке осталось множество пословиц и поговорок, связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться — не лапоть надеть», «Лапти подковырки не стоят».

Сапоги
Сапоги, как и лапти, были и мужской, и женской обувью с голенищами различной длины из кожи или ткани. Существует множество версий о происхождении этого слова. Ученые-этимологи находят корни названия «сапог» и в старославянском, и в прибалтийских, и в монгольском, и в тюркских языках. Однако общее у всех этих слов то, что в каждом из них первоначальный смысл заключен в определении формы слова. Это дымоход, трубка, сабля, стебель.

Как бы то ни было, но сапоги получили широкое распространение во времена татаро-монгольского ига. Они имели загнутые кверху носы, что свидетельствовало об их восточном происхождении, и были удобны для верховой езды.

Сапоги всегда противопоставлялись лаптям и постолам (вид сандалий) — обуви простолюдинов — и были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества. Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.

Одежда простонародья — рубаха, порты и понёва


Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили «портки» — штаны из грубого полотна — и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени постепенно усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, поясная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи.

Аксамит — византийский бархат
По-иному обстояли дела у людей богатых и знатных. Кроме обиходной одежды, изготовлявшейся из лучших сортов полотна, их платья шились не из домотканого холста, а из иноземных тканей, привозимых купцами из дальних стран — Византии, Китая, Ирана.

Древнерусская знать носила одежду из аксамита, дорогой шелковой ткани ручной выработки, похожей на бархат или парчу. Это была сложного переплетения ткань с золотыми или серебряными нитями, плотная и ворсистая, с узорами разных цветов. Аксамит привозили на Русь из Византии, и он шел на нужды княжеских дворов и считался принадлежностью высокородных особ. Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая фигуре особенные достоинство и величие.

Первые перчатки на Руси
В Древней Руси знатные люди носили и перчатки, изготовлявшиеся из кожи или сукна, парчи или бархата. Перчатки отделывались по внешней стороне вышивкой, кружевами, жемчугом или даже драгоценными камнями.

Этот обзор далеко не исчерпывает всего многообразия одежды Средневековой Руси.

Теги: одежда, Русь, быт, история

Кто такой Виктор Бут? Русский торговец оружием, известный как «Торговец смертью», обменялся на Бритни Гринер

Мир

Кейтлин Йилек

/ Новости Си-Би-Эс

Обмен заключенными Гринер был встречен похвалой и критикой

Обмен заключенными между Бритни Гринер и Виктором Бутом вызвал как похвалу, так и критику 01:49

Виктор Бут, осужденный торговец оружием по прозвищу «Торговец смертью», был освобожден США в результате обмена заключенными один на один, в результате которого была освобождена звезда женского баскетбола Бритни Гринер, находившаяся в заключении в России с февраля.

Российские государственные СМИ в течение нескольких месяцев предполагали, что Гринера, приговоренного к девяти годам лишения свободы за хранение картриджей с каннабисным маслом, могут обменять на Бута, свободы которого давно добивается Кремль.

Предыдущие сообщения были сосредоточены на возможном обмене Гринера и ветерана морской пехоты США Пола Уилана, который был приговорен к 16 годам заключения в российской тюрьме по обвинению в шпионаже, которое он назвал подставой, а правительство США отвергло как ложное. Но окончательная сделка была только за Гринер.

Виктор Бут сидит в камере предварительного заключения Верховного суда Бангкока 28 июля 2008 года в Бангкоке, Таиланд. Чумсак Канокнан / Getty Images

27 июля госсекретарь Энтони Блинкен впервые публично рассказал о попытках вернуть Гринер и Уилана домой, заявив, что США выдвинули «существенное предложение» России. Неделю спустя российские официальные лица заявили, что «готовы обсудить» обмен пленными.

Должностные лица администрации Байдена не ответили на сообщения американских СМИ в то время, когда предложение на столе включало потенциальный обмен заключенными на Бута. Кремль заявил, что «пока» не было заключено никакой сделки, и в течение нескольких месяцев не было никаких публичных сообщений о каком-либо прогрессе.

В прошлое воскресенье Блинкен сказал Маргарет Бреннан из CBS News в программе «Лицом к нации», что США «в течение многих месяцев активно участвовали в попытках продвинуться вперед», пытаясь «доставить наших людей домой».

Бут, бывший советский военный переводчик, ставший международным торговцем оружием, провел в заключении более десяти лет после того, как его заманили в Таиланд в ходе спецоперации Управления по борьбе с наркотиками, которая охватила три континента.

«Виктор Бут, на мой взгляд, — один из самых опасных людей на Земле», — сказал Майкл Браун, бывший начальник оперативного отдела Управления по борьбе с наркотиками США, «60 минут» в 2010 году. 

Виктор Бут (2010) | 60-минутный архив 12:55

Бут, сын бухгалтера и автомеханика, был призван в Советскую Армию, когда ему было 18 лет, после участия в соревнованиях по волейболу в подростковом возрасте, согласно профилю New Yorker, опубликованному в 2012 году. Он служил два года в пехоте. бригаду на Западной Украине, затем подал документы в Военный институт иностранных языков в Москве, где изучал португальский язык. Бут заявил The New Yorker, что он никогда не был шпионом, но другие, в том числе его бывший деловой партнер и бывший сотрудник ЦРУ, говорили, что когда-то он работал на ГРУ, советскую внешнюю военную разведку.

В 1995 году, когда ему было 28 лет, он начал проводить время в грузовых ангарах в международном аэропорту Шарджи в Объединенных Арабских Эмиратах, в конце концов запустив свою грузовую авиакомпанию Air Cess с небольшим парком российских самолетов, которые доставляли товары в Африку и Афганистан.

В последующие годы Бут способствовал разжиганию гражданских войн по всему миру, поставляя более совершенное оружие, иногда обеим сторонам кровавых конфликтов. «Если бы я этого не сделал, это сделал бы кто-то другой», — сказал Бут журналу New Yorker.

К тому времени он уже был в поле зрения официальных лиц США и Великобритании. Питер Хейн, государственный министр по делам Африки в Министерстве иностранных дел Великобритании, забил тревогу, поскольку британские солдаты в Африке подверглись нападению с применением все более современного оружия.

«Нарушители санкций продолжают увековечивать конфликт в Сьерра-Леоне и Анголе, в результате чего гибнет бесчисленное количество жизней и наносятся увечья. Виктор Бут действительно является главным нарушителем санкций и торговцем смертью, который владеет авиакомпаниями, которые доставляют оружие и другую материально-техническую поддержку повстанцам в Анголе и Сьерра-Леоне, а также вывозят алмазы, на которые оплачивается это оружие… помогая и подстрекая людей, которые направляют оружие против британских солдат», — заявил Хейн в Палате общин. в 2000 г. 

Прозвище «Торговец смертью» «пришло к Хайну спонтанно, когда он прочитал еще один брифинг разведки о деятельности Бута», согласно книге «Операция «Безжалостный: охота на самого богатого и смертоносного преступника в истории»». Дэмиена Льюиса. «Это вызвало немедленный отклик, и пресса подхватила шум и крик».

В США Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов обнародовало санкции против Бута и его компаний, которые замораживали активы и препятствовали любым операциям через американские банки. Но его бизнес был настолько скрыт подставными компаниями, что правительство США невольно заключило контракт с двумя его компаниями на поставку припасов американским войскам в Ираке.

К 2007 году Управление по борьбе с наркотиками разработало план по выманиванию Бута из России сделкой с оружием, от которой было бы трудно отказаться. Агентство наняло агента под прикрытием, чтобы тот связался с доверенным лицом Бута по поводу крупной сделки. Этот обмен привел к первой встрече между фальшивыми покупателями оружия DEA, которые выдавали себя за представителей Революционных вооруженных сил Колумбии, также известных как FARC, и соратником Бута на острове Кюрасао, в нескольких сотнях миль от побережья США. Колумбия.

Соратник Бута Андрей Смулян прибыл в Москву, чтобы представить Буту сделку. Через две недели Смулян встретился с оперативниками под прикрытием в Копенгагене и сказал им, что его деловому партнеру понравилась сделка.

Несколькими неделями позже Бут направлялся в Таиланд, думая, что встретится с официальными лицами FARC, чтобы обсудить отправку того, что, по словам прокуратуры, было «арсеналом военного оружия» для нападения на американские вертолеты в Колумбии.

Во время встречи в марте 2008 года в конференц-зале отеля в Бангкоке Бут сказал информаторам Управления по борьбе с наркотиками, выдававшим себя за представителей ФАРК, что он может сбросить оружие по воздуху в Колумбии, и признал, что это оружие может быть использовано для убийства американцев.

После прослушивания встречи тайская полиция и агенты Управления по борьбе с наркотиками ворвались в комнату и арестовали Бута.

«Игра окончена, — сказал Бут.

Обвиняемый российский торговец оружием Виктор Бут прибыл в суд в Бангкоке 5 октября 2010 года. НИКОЛАС АСФУРИ / AFP через Getty Images

Он был экстрадирован в США в 2010 году после двух лет судебных разбирательств и год спустя осужден по обвинению в терроризме.

Бут приговорен к 25 годам лишения свободы. Согласно веб-сайту Федерального бюро тюрем, ему сейчас 55 лет, и он должен быть освобожден только в августе 2029 года.

«Меня попытаются посадить в тюрьму на всю жизнь», — сказал Бут The New Yorker перед вынесением приговора. «Но я вернусь в Россию. Не знаю когда. Но я еще молод».

Это обновленная версия истории, впервые опубликованной 28 июля 2022 года.

Актуальные новости

    В:
  • Энтони Блинкен
  • Государственный департамент США
  • Бриттни Гринер
  • Россия
  • Виктор Бут

Кейтлин Йилек

Кейтлин Йилек — цифровой продюсер CBS News. Свяжитесь с ней по адресу [email protected]. Подпишитесь на нее в Твиттере: https://twitter.com/hausofcait

Твиттер

Впервые опубликовано 28 июля 2022 г. / 14:06

© 2022 CBS Interactive Inc. Все права защищены.

Спасибо, что читаете CBS NEWS.

Создайте бесплатную учетную запись или войдите в систему
, чтобы получить доступ к дополнительным функциям.

Пожалуйста, введите адрес электронной почты, чтобы продолжить

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты, чтобы продолжить

Кто такая «полиция нравов» Ирана? – ДВ – 04.12.2022

В течение десятилетий правительство Ирана продвигало то, что оно считает «исламским дресс-кодом». Сообщается, что Иран подумывает о роспуске своей «полиции нравов» после нескольких месяцев протестов после смерти Джины Махсы Амини, которая была арестована за то, что якобы неправильно носила хиджаб. Кто они? Что они делают?

https://p.dw.com/p/4HBOJ

Реклама

Еще в середине сентября иранская так называемая полиция нравственности арестовала 22-летнюю Джину Махсу Амини в Тегеране за ношение одежды, которую они сочли неподобающей. Затем они отвезли ее в полицейский участок, где она впала в кому. Через три дня, 16 сентября, она скончалась в больнице. Смерть Амини вызвала всеобщий гнев, что привело к антиправительственным митингам , которые почти три месяца спустя продолжают охватывать десятки городов по всей стране.

Иранский законодатель заявил в воскресенье, что правительство Ирана «обращает внимание на реальные требования народа», сообщают государственные СМИ, на следующий день после того, как чиновник предположил, что в стране была закрыта полиция нравов.

Итак, что же такое Силы «полиции нравов» и что им поручено? №

«Гашт-э-Эршад», что переводится как «направляющие патрули» и широко известно как «полиция нравов», — это подразделение полиции Ирана, созданное при бывшем бескомпромиссном президенте Махмуде Ахмадинежаде.

Ношение хиджаба стало обязательным в Иране в 1983 году. Лишь в 2006 году отряд начал патрулирование улиц, которому было поручено обеспечивать соблюдение законов об исламском дресс-коде в общественных местах.

Согласно иранскому законодательству, все женщины старше возраста полового созревания должны в общественных местах носить головной убор и свободную одежду, хотя точный возраст четко не определен. В школе девочки, как правило, должны носить хиджаб с семи лет, но это не означает, что они обязательно должны носить его в других общественных местах.

Большая часть социальных норм Ирана основана на толковании государством исламского закона шариата, который требует, чтобы и мужчины, и женщины одевались скромно. Однако на практике «полиция нравов» в прошлом преследовала в первую очередь женщин.

Не существует четких указаний или подробностей о том, какие виды одежды считаются неприемлемыми, что оставляет много места для интерпретации и вызывает обвинения в том, что контролеры «морали» произвольно задерживают женщин.

Во время ареста Джина Махса Амини была одета в то, что считается обычным по иранским стандартам: длинное простое черное платье с черно-белым платком на голове Изображение: Social Networks/ZUMAPRESS/picture Alliance

Отряды полиции нравов в прошлом состояли из мужчин в зеленой форме и женщин в черных чадрах, одежда которых закрывала голову и верхнюю часть тела. Задержанных «полицией нравов» уведомляют или, в некоторых случаях, доставляют в так называемый образовательно-консультационный центр или полицейский участок, где от них требуют пройти обязательную лекцию о хиджабе и исламских ценностях. Затем им нужно позвонить кому-нибудь, чтобы принести им «подходящую одежду», чтобы их отпустили.

Полиция нравов также следит за соблюдением дресс-кода

В дополнение к пресечению нарушений ношения хиджаба, правительство также продвигает свою версию исламского дресс-кода в школах, национальных СМИ и на общественных мероприятиях.

Тем не менее, многие иранские женщины находят способы бросить вызов ультраконсервативному дресс-коду, раздвигая границы, надевая обтягивающую одежду и используя платок в качестве яркого аксессуара, обнажая большое количество волос. Опять же, нет жестких правил относительно того, сколько волос может быть раскрыто.

Опрос 2018 года, опубликованный парламентом Ирана, показал, что от 60 до 70 % иранских женщин не соблюдают строго «исламский дресс-код» на публике.

При ультраконсервативной администрации президента Ирана Эбрагима Раиси «полиция нравов» усилила свое присутствие в крупных городах. В ответ тысячи женщин вышли на улицы без платков, а некоторые из них поделились своими видео в Интернете, чтобы подбодрить других.

Беспрецедентным шагом стали выступления сотен религиозных женщин против обязательного ношения хиджаба в Интернете. Даже некоторые консервативные деятели, в том числе члены парламента, начали критиковать закон и полицию, говоря, что это негативно повлияло на отношение общества к хиджабу и религии в целом.

Активисты десятилетиями боролись против обязательного ношения хиджаба, некоторые из них в настоящее время находятся в тюрьме.

Базирующаяся в Осло неправительственная организация «Права человека Ирана» заявила во вторник, что по меньшей мере 448 человек были «убиты силами безопасности в ходе продолжающихся общенациональных протестов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *