Глинка Михаил Иванович | Русская музыкальная литература | В помощь обучающимся
Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.
В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян.
Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах.
Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина и другие.В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, но это лечение не поправило его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с
Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, познакомился с Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель» и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
В 1834 году
он стал работать над оперой «Иван Сусанин», сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения (вроде истории с немкой Луизой), ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе.(В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).
Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.
Премьера оперы «Жизнь за Царя» (в следующих постановках — «Иван Сусанин») состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»
М.И. Глинка. Рисунок неизвестного художника. 1837 год.
За «Жизнью за Царя» в 1837 году последовали гениальный «Ночной смотр» и превосходная в музыкальном отношении «Херувимская», написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.
В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы — «Руслан и Людмила», которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры «Ивана Сусанина». Однако новая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин». Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру «Арагонская хота», а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде» (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему русских песен.
В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели.
В 1852 году Глинка надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года.
Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года — в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения.
Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.
В 1982 разрушенная усадьба Глинки в с. Новоспасском была восстановлена.
Рояль М. И. Глинки
Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru
Михаил Глинка
Загрузка…
20 Ноября, 16:00
Вс
Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс»
Татьяна Костина, сопрано
Олеся Журавкина, меццо–сопрано
Павел Дашкин, виолончель
Фортепианный дуэт Дмитрий и Надежда Карповы
Данила Ефремов, кларнет
Илья Карманов, фагот
Екатерина Предвечнова, фортепиано
Илья Тарасенко, альт
Татьяна Шевченко, фортепиано
Лев Терсков, фортепиано
Ведущий – заслуженный деятель искусств России Владимир Калужский
Камерный зал филармонии
250–600 р.
Купить билет
«Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии»
В. Стасов
За свою жизнь Михаил Иванович Глинка написал не так уж много произведений, но значение их трудно переоценить. Создав всего две оперы («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»), он стал основоположником русской оперной классики, а его фантазия «Камаринская» утвердила новый тип симфонической музыки. По выражению Чайковского, в ней заключена «вся русская симфоническая школа». Обогатили сокровищницу русской музыки и камерные произведения Глинки, обобщившие весь предыдущий опыт развития камерной музыки.
Музыкальный портрет Глинки будет представлен сочинениями в разных жанрах. Программа включает, большей частью, наиболее известные произведения, так что ее вполне можно назвать визитной карточкой композитора. Ансамбль медных духовых «Сибирский брасс» сыграет увертюру к опере «Жизнь за царя», а Олеся Журавкина и Татьяна Костина исполнят вокальные номера из этой оперы. Также в концерте прозвучат Патетическое трио ре минор, Неоконченная соната для альта и фортепиано, Ноктюрн и Вальс-фантазия. А в завершение программы мы услышим знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье».
Эпоха Глинки едва знала фотографию, запечатлевающую лишь краткий миг, но тем интереснее рассматривать полотна, написанные талантливыми художниками. Они способны передать гораздо больше. Портрет Глинки, созданный артистами филармонии под руководством Владимира Калужского, – это не фотография, а настоящая музыкальная живопись, в которой чувствуется рука мастера.
Программа:
I отделение
Увертюра к опере «Иван Сусанин»
Патетическое трио ре минор, 1–4 части
Неоконченная соната для альта и фортепиано
II отделение
Ариозо Вани из оперы «Иван Сусанин»
Ноктюрн
Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»
Вальс-фантазия
Романс «Я помню чудное мгновенье»
классическая музыка
12+ 17 Февраля в 19:00 Ключ на старт!
Пушкинская карта
День рождения филармонии: праздничный концерт и вручение премии «Золотой ключ»
Филармонический камерный оркестр
Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс»
Биг-бэнд Владимира Толкачёва
Вокальный ансамбль Павла Шаромова
Русский академический оркестр – ансамбль солистов
Солисты филармонии
Ведущие – Наталья Ермакова, Семен Промое
Государственный концертный зал
имени А. М. Каца
от 300 р.
Купить билет
6+ 7 Марта в 18:00 На охоте Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс» МБУ ДО «ДШИ» Болотнинского район 150 р.
6+ 11 Апреля в 18:00 «Сибирский брасс» на охоте Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс» Детская музыкальная школа № 9
12+
23 Апреля в 16:00
Танго для тебяАбонемент № 54 (2022–23)Пушкинская карта Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс» Ольга Осипова, сопрано
Дом детского творчества им. А.И. Ефремова
250 р.
Купить билет
Соната Глинки | Паула Бруски, доктор философии
Allegro Moderato соль минор Михаила Глинки (1804-1857)
первоначально первая часть «Сонаты ре минор» для альта
Михаил Иванович Глинка родился в России в 1804 году и часто называется « Отец русской музыки», «Отец русской оперы» и «Первый национальный русский композитор». Учитывая, что Глинку часто называют «отцом почти всего, что связано с русской музыкой», на самом деле он сознательно не использовал русскую народную музыку в своих произведениях, пока ему не исполнилось тридцать лет. 1 Западноевропейская школа во многом повлияла на подавляющее большинство его ранних работ.
Большая часть того, что мы знаем о Глинке, взята из его собственных воспоминаний. 2 Ни одна часть «Воспоминаний» Глинки не появилась в печати до 15 лет после его смерти. 3 Автобиографию Глинка начал писать в июне 1854 года, за три года до своей смерти, и только после того, как его сильно уговорила сестра Людмила. Глинка чувствовал, что он достаточно важная фигура в русской музыке, чтобы о нем писали. Он признался своему другу Нестору Кукольнику:
Я пишу эти воспоминания без всякой попытки стилистической красоты, а просто фиксирую то, что было и как было, в хронологическом порядке, исключая все, что не имело прямого или косвенного отношения к моей художественной жизни. 1
Глинка не написал сонаты для фагота; он написал только два камерных произведения с использованием фагота: Серената на темы из Анны Болен для 7 инструментов и Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано. Серената не стала популярной, но Трио — это стандартный репертуар для фаготистов и красивая работа. Кроме двух сочинений, написанных для фагота Глинкой, на фаготе можно сыграть первую часть альтовой сонаты Соната ре минор .
Соната ре минор была написана в начале карьеры Глинки, до его поездки в Европу и за 11 лет до его знаменитой оперы Жизнь царя . Глинка позже писал, что Соната была лучшей из его доитальянских работ. 4 Он чувствовал, что композиция была «более плотно построена, чем другие» и содержала «некоторый довольно умный контрапункт». 2 Начав первую часть в 1824 году, Глинка на некоторое время прекратил работу, прежде чем написать вторую часть в 1828 году. После завершения второй части он сделал еще один перерыв в сонате. В результате только два из трех движений были закончены к моменту его смерти. В своих «Воспоминаниях» Глинка писал о возможной третьей части:
…до рондо не дошло (я недавно использовала его мотив в русском стиле в детской польке) 2
Глинка был не только альтистом, но и пианистом. Sonata имеет поистине замечательную концертную фортепианную партию, виртуозную и требовательную. Линия альта прекрасно прочувствована и сильна. В своих «Воспоминаниях» он писал об игре партий фортепиано и альта в разное время при работе над Сонатой ре минор . Он играл партию фортепиано, тогда как Бём (известный в Петербурге скрипач) играл на альте, Глинка в другом исполнении играл на альте, а Лигля (венская девочка, воспитывающая детей княгини Хованской) играла на фортепиано. 2
Соната ре минор для альта не издавалась до 1932 года. 5 Адаптация фагота была создана в 1970-х годах, и первый редактор/адаптер неизвестен. Только первая часть сонаты для альта была адаптирована для фагота, вторая часть так и не была адаптирована, а третья часть так и не была завершена Глинкой. Все текущие издания фагота основаны на одном и том же первом издании и имеют те же отличия от оригинального издания для альта. Когда соната для альта была переложена для фагота, было внесено много изменений. Самым большим изменением стал сдвиг тональности с ре минор на соль минор. Это изменение, скорее всего, облегчило разницу в диапазонах инструментов, но привело к более яркому общему характеру. Вступление для фортепиано между версиями, рисунки 1 и 2, показывает, что общий уровень высоты тона выше в версии для фагота, хотя на самом деле фагот звучит ниже, чем альт.
Рис. 1: Интродукция для альта ре минор 4
Рис. 2: Интродукция для фагота соль минор 6
Кроме изменения тональности, фагот внес некоторые изменения к общей мелодии. Добавление такта триолей в секцию мелодии агитато для фагота в такте 140 является хорошим примером отклонения от исходной сонаты. Соната для альта, рисунок 3, состоит из двух тактов триолей, за которыми следует один такт триолей и удерживаемая нота, подчеркивающая фортепианные триоли. В версии фагота, рис. 4, есть два такта триолей, за которыми следуют еще два такта триолей, поэтому между фортепиано и фаготом существует унисонный ритм, которого не было в оригинале.
Рисунок 3: Секция виота агитато, полосы 136-142 4
Рисунок 4: Секция Bassoon Agitato, столбцы 135-142 6
Другое изменение в мелоди 143-й такт, где оригинал альта имеет двойные остановки, рис. 5. Фагот не может использовать эту технику, поэтому адаптер фагота сделал ложное повторение основной темы в партии фагота, рис. 6. Однако эта корректировка не работает, потому что фортепиано продолжая играть тройки развития, поэтому двойная тема сверху создает столкновение 3 против 2, которое больше нигде не слышно в пьесе. Кроме того, повторное введение темы за 11 тактов до фактического перепросмотра ослабляет отдачу.
Рисунок 5: Двойные остановки Виолы, столбцы 143-148 4
Рисунок 6: ложнозапита. Allegro Moderato, где оригинальная партия альта максимально приближена к ней. Первый редактор альтовой сонаты В. Борисовский тщательно отделял свои дополнения от дополнений Глинки. 4 Поэтому в моих выступлениях сохранено максимально возможное количество оригинальных маркировок, в том числе один такт триолей агитато в тактах 139.-140 и одна нота из оригинальной двойной остановки, сыгранная вместо конфликтующей темы в тактах 143-144.
Литература:
1. Браун Д. Михаил Глинка: биографическое и критическое исследование. Лондон; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1974.
2. Глинка М.И. Михаил Иванович Глинка : воспоминания; перевод с русского Ричарда Б. Маджа; 1963.
3. Глинка М.И. Воспоминания. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press; 1980.
4. Глинка М.И. Соната для альта, ре минор [музыка]. Лондон: Музыка Рара; 1961.
5. Campbell JS. Глинка, Михаил Иванович. В: Сэди С., Леви М., ред. Новый словарь музыки и музыкантов Grove. Том 10. Второе изд. Лондон; Нью-Йорк: Макмиллан; Роща; 2001:1-13.
6. Глинка М.И. Sonatensatz für Fagott und Klavier. Райнер Шоттсэдт изд.: М.П. Беляев; 1990.
Читать другие программки
Михаил Глинка, Большой секстет для струнного квартета, баса и фортепиано
Ноты для: 14 августа 2012 г.
Глинку принято считать отцом русской классической музыки. Он был не только первым русским композитором, получившим широкое признание за пределами России, но и источником вдохновения и образцом для будущих русских композиторов. В частности, так называемая «пятерка» — Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи и Римский Корсаков — последовала примеру Глинки в создании самобытного русского стиля музыки.
Сын богатого отставного армейского капитана, он проявил интерес к музыке еще в детстве, когда его няня пела русские народные песни, а он слышал проходящие мимо крестьянские хоры. В то время как гувернантка учила его русскому, немецкому, французскому и географии, он также обучался игре на фортепиано и скрипке. Затем он расширил свой музыкальный опыт, когда семья отправила его в столицу Санкт-Петербург учиться в школе для дворянских детей.
По окончании учебы Глинка был назначен помощником секретаря государственного дорожного управления. Работа была легкой, что позволило ему устроиться в жизни музыкального дилетанта, часто посещающего городские гостиные и светские собрания. Чтобы потешить состоятельных любителей, он стал сочинять меланхолические романсы в русском народном стиле.
Глинка был болезненным человеком и в 1830 году по рекомендации своего врача решил отправиться в солнечную Италию. После трех лет обучения оперному письму в Миланской консерватории он решил вернуться в Россию, писать на русский манер и делать для русской музыки то, что Доницетти и Беллини сделали для итальянской. В результате его музыка стала синтезом традиционных западных форм и русской народной мелодики и гармонического стиля.
Глинка известен сегодня в основном двумя операми на русские темы и с русскими либретто – Жизнь за царя и Руслан и Людмила , последний основан на сказке его друга Александра Пушкина, произведения которого вдохновили многих русских композиторов. Увертюры пользуются особой популярностью как в России, так и за ее пределами.
Глинка сочинил этот Большой секстет в 1832 году, когда жил в Милане и был занят написанием оперы. Как можно чаще ставя оперу в Ла Скала, он попал под влияние нескольких итальянских композиторов, в частности Доницетти. Влияние итальянской оперы чувствуется в мелодическом содержании и жизнерадостности секстета.
Глинка позже рассказывал, что он сочинил фортепианную партию секстета, имея в виду дочь своего итальянского врача. Он был без ума от нее, и, хотя она была любителем, она, по-видимому, была блестящей пианисткой с блестящей техникой. Хотя она была замужней женщиной и была недоступна в романтическом плане, она оказала ярко выраженное влияние на музыку — она звучит почти как фортепианный концерт.
Первая часть, allegro, написана в легкой для понимания сонатной форме. В живой первой теме и ее продолжении выделяется фортепиано, а вторая тема, отражающая итальянское окружение композитора, начинается с виолончели. Длительное развитие дает возможность всем инструментам играть с мелодиями.
Вторая часть, анданте, открывается длинным вступлением для фортепиано соло, его спокойный и интроспективный характер напоминает ноктюрн Шопена. Когда присоединяются другие инструменты, ритм 6/8 напоминает баркароллу. Контрастная средняя часть начинается как дуэт скрипок, к которым позже присоединяются нижние инструменты.
После возвращения к начальной части третья часть, allegro con spirito, запускается без пауз рокочущими пассажами на фортепиано. Это приводит к ликующей главной теме, снова с выдающимся фортепиано, за которой следует средняя часть в живом ритме чешской польки.